Научная статья на тему 'Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки'

Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ / ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовская Раиса Ивановна

В статье рассматривается содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе. Раскрываются сущностные характеристики категорий «духовность», «духовное воспитание», «воспитание духовности» с религиозно-философских, культурологических и педагогических позиций. Выявлена специфика духовности педагога-музыканта, особенности развития его духовного потенциала в вузовской образовательной среде. Приведены результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы, направленные на выявление и развитие духовного потенциала будущих педагогов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки»

УДК 37.017 ББК 74.580.022 Л 72

Р.И. Лозовская СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматривается содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе. Раскрываются сущностные характеристики категорий «духовность», «духовное воспитание», «воспитание духовности» с религиозно-философских, культурологических и педагогических позиций. Выявлена специфика духовности педагога-музыканта, особенности развития его духовного потенциала в вузовской образовательной среде. Приведены результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы, направленные на выявление и развитие духовного потенциала будущих педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: духовное воспитание, духовность, содержательные компоненты духовного воспитания, духовные идеалы, профессионально-духовные ценности педагога-музыканта, духовная деятельность студентов.

R.I. Lozovskaya CONTENTS OF SPIRITUAL EDUCATION OF THE TEACHER - MUSICIAN DURING PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The paper examines the contents of spiritual education of the teacher - musician during professional training in higher school. The author discloses intrinsic characteristics of categories «spirituality», «spiritual education» and «education of spirituality» from religious - philosophical, culturological and pedagogical positions. Specificity of spirituality of the teacher - musician and features of development of his spiritual potential in the higher school educational environment are revealed. Results of ascertaining and forming stages of the experimental work, directed to revealing and developing spiritual potential of the future teachers - musicians are given.

Key words: spiritual education, spirituality, components of the content of spiritual education, spiritual ideals, professional - spiritual values of the teacher - musician, spiritual activity of students.

В педагогической науке наблюдается повышенное внимание учёных к проблемам духовного воспитания. Это объясняется необходимостью вывода общества из духовного кризиса. На уровне высшей школы проблема воспитания духовности не теряет своей актуальности. Контингент сегодняшних студентов достаточно разнообразный, многие из них не имеют духовных идеалов, они не ориентированы ни на самообразование, ни на саморазвитие, ни на самореализацию своей личности в будущей профессии.

Исследование проблемы духовного воспитания осложнено существованием многочисленных его определений. Неоднозначность его понимания привела на практике к недооценке данного процесса в образовании. Кроме того, в настоящее время практически не используется потенциал высших педагогических учебных заведений в подготовке кадров, готовых решать проблемы духовного воспитания школьников. К сожалению, система подготовки педагогов-музыкантов также не соответствует современным требованиям в этой области. С одной стороны, студенты не обладают достаточными знаниями по воспитанию духовной сферы учащихся, с другой стороны, они сами недостаточно духовно развиты. Считается, что в процессе высшего музыкальнопедагогического образования само собой происходит становление и воспитание личности педагога, личности музыканта, развитие его внутреннего мира. Отчасти это верно, действительно, музыка способна влиять на духовные качества человека. Но для того,

чтобы это происходило, необходимо, чтобы студент был подготовлен к принятию идеалов, ценностей, заложенных в музыкальном искусстве. Следовательно, нужна определенная работа по осмыслению духовных понятий, по установлению их значения в музыкальнопедагогической деятельности. В данной статье предпринята попытка определения содержания духовного воспитания педагога-музыканта и возможностей его осуществления в образовательном процессе вуза.

Обращаясь к понятиям «духовность», «духовное воспитание», «воспитание духовности», ученые вкладывают в них разное содержание. Некоторые понимают их только как религиозные и связывают их с воспитанием религиозного чувства, с процессами приобщения человека к знаниям священных писаний, к выполнению ритуалов, обрядов, таинств. Другие употребляют словосочетание «воспитание духовности», подразумевая под ним развитие внутреннего мира человека независимо от наличия у него религиозных убеждений. В нашем исследовании эти выражения несут одну и ту же смысловую нагрузку, включая и религиозное и светское значения. Полагаем, что духовность личности - явление сугубо индивидуальное, самим человеком творимое, но в религиозной традиции ее развитие происходит при взаимодействии с Божественным Духом, а в светской традиции - с окружающим миром, с людьми, природными и социальными явлениями.

Некоторые ученые считают, что духовность - это развитая душевность, что не совсем верно. Внимательность, заботливость, участие в судьбе другого человека, теплота отношений к ближнему и подобные положительные проявления человеческой натуры являются только предпосылкой развития духовности и лишь одной из ее сторон. Духовность всеобъемлюща, она не сводится к душевности, а имеет источник за пределами человека, это выход вовне, получение энергии свыше и умелое ее использование на благо себя и окружающих, во имя человека и человечества. Эта мысль подтверждается различием содержания понятий «дух» и «душа». Несмотря на то, что они одинаково определяются как религиозно-философские категории, означающие невещественное начало, в противоположность духу душа связана с конкретным целым, она несовершенна и ограниченна. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, он совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Однако дух не является противником души и тела, а, по выражению Н.А. Бердяева, овладевает ими и преображает их.

Духовность, как научная категория, имеет несколько значений. Например, в энциклопедическом словаре культурологии она представлена: 1) как термин,

употребляемый в гуманитарных областях знания; 2) как важнейший фактор развития цивилизации, открытие новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; 3) как преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Во втором значении подчеркивается социокультурная функция этого феномена, а третье значение позволяет утвердиться в необходимости освоения человеком духовных ценностей как детерминанты воспитания.

В исследованиях современных ученых воспитание выступает как приобщение индивида к культуре, сущность которого составляет социальная самореализация человека, его нравственное самообновление, приумножение всех его творческих сил и способностей (Н.Е. Щуркова). Ядром личности является её духовность как гармония идеалов человека с общечеловеческими ценностями. И в этом отношении результатом успешного протекания воспитательного процесса является духовное развитие личности.

Духовное воспитание, по точному выражению И.А. Соловцовой, не может выступать как одно из направлений воспитания, оно является базой для воспитания всех качеств, составляющих принадлежность человека как психофизического и социального существа, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса. Это феномен, определяющий становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности. Особенно важными признаются

следующие положения: представление о неразрывной связи духовного воспитания с культурой и нравственностью; понимание нравственности как ориентира в духовном становлении человека; признание свободы и ответственного выбора в качестве необходимых условий его результативности.

В педагогической теории Т.И. Власовой воспитание духовности понимается через процесс формирования системы ценностей, в которой важную роль играют смысложизненные ценности. Оно представлено как смыслопоисковое взаимодействие субъектов - носителей экзистенции, в результате которого формируется система экзистенциальных ценностей и происходит овладение личностью смыслом жизни. Духовность понимается как способ человеческого существования, а результатом развития духовности является обретение смысла человеческой жизни как общеродового смысла. Духовное развитие представлено как внутренняя духовная работа, напряжение чувств, эмоций, работа сознания конкретного индивидуума по потенцированию в своей жизни вечных общечеловеческих ценностей. Образование и воспитание признаны внешними механизмами управления духовным развитием ребёнка, а самообразование и самовоспитание - внутренними механизмами.

Опираясь на позиции Н.Е. Щурковой, Т.И. Власовой, И.А. Соловцовой, считаем, что содержанием духовного воспитания в образовательном процессе являются культурные ценности и духовные идеалы, носителями которых выступают учебные дисциплины и педагоги. Известно, что в процессе обучения достаточно эффективно используется знаниевый компонент учебных дисциплин, а ценностный компонент часто остается невостребованным. Думаем, что для реализации воспитательного потенциала дисциплин нужно включать обучаемых в процесс порождения собственных целей и смыслов освоения учебного материала.

В нашем исследовании духовное воспитание педагога-музыканта понимается как специально потенцированный процесс духовного взаимодействия с культурнообразовательной средой вуза, направленный на совершенствование его внутреннего мира в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями и обретение им смыслов музыкально-педагогической деятельности. Специфика духовности педагога-музыканта заключается в том, что она выступает как личностное качественное образование, интегрирующее его духовную, педагогическую и музыкальную культуру, и проявляется через профессионально-духовные потребности и ценности. Основными такими ценностями являются ребенок, как субъект музыкального образования, и музыка, как источник духовного обогащения ребенка. Ведущей профессиональной потребностью учителя музыки выступает потребность в передаче ребенку ценностного отношения к музыкальному искусству.

Исходя из вышесказанного, определим компоненты содержания духовного воспитания педагога-музыканта. Это музыка как духовный опыт человечества, и педагогика как духовная деятельность, направленная на взращивание духа в ребенке. Освоение этих содержательных компонентов происходит через приобщение к ценностям музыкального искусства и к ценностям педагогической культуры.

По свидетельству учёных, музыка выражает мир эмоций и переживаний человека. Душевная эмоциональная жизнь человека - это как бы та же музыка, в ней действуют те же динамические процессы, те же напряжения и разрешения (Л. Мазель). Исследователи называют музыку метаявлением духовного порядка, раскрытием жизни человеческого духа (В.В. Медушевский), интонационным способом существования основных ценностей человеческого духа, составляющих содержательное ядро духовной культуры общества (Л. Закс). Современный философ В.М. Розин предполагает, что музыка так же, как и другие искусства, формирует определенные стороны и структуры душевной жизни, которых до музыки и вне музыки не было в природе вообще. Музыка понимается и познается именно через эмоциональные, чувственные каналы. Ее содержание принимается как энергетический поток, одухотворяющий душу.

Однако высокохудожественная музыка принимается личностью в том случае, если личность испытывает потребность в нравственных и эстетических идеалах, стремление к которым заключается в этой музыке. Здесь следует обратиться к высказыванию Т.И. Власовой о том, что для развития духовности необходимо ориентировать человека на Абсолютные ценности или на Бога. Известно, что лучшие образцы музыкального искусства наполнены Божественной энергией, особенно это касается религиозной духовной музыки. Большинство произведений как русской, так и зарубежной классической музыки, созданные вплоть до начала XX века, имеют религиозную основу, либо включают элементы духовной музыки. А следовательно, они наполнены духовно-религиозным содержанием и выражают стремление к Богу или к Абсолютным ценностям. В учебном процессе подготовки педагога-музыканта в основном используются произведения классической и народной музыки. Поэтому можно утверждать, что музыкальнопедагогическое образование предполагает приобщение студентов к ценностям высшего порядка, содержащимся в самих музыкальных произведениях.

Однако для этого необходимо выполнение определенных условий. Во-первых, музыка должна иметь высокий уровень художественности, т. е. содержать такие духовные ценности, как стремление к идеалам добра, любви, красоты, свободы, справедливости и т.п. Во-вторых, человек, воспринимающий эту музыку, должен быть открыт для принятия ее ценностей, идеалов. В-третьих, он должен иметь жизнеутверждающую позицию, направленность на совершенствование себя и окружающего мира. Человек нуждается в той музыке, которая созвучна его внутреннему состоянию, а музыка усиливает развитие тех сторон личности, которые вызывают стремление к ней. Если будущий педагог-музыкант стремится к постижению высоких идеалов, общечеловеческих ценностей, заложенных в музыке, то это способствует развитию его духовности. А если музыка воспринимается только как развлекательное искусство, выполняющее гедонистическую функцию, то ее влияние на духовное развитие маловероятно.

Деятельность педагога-музыканта связана с развитием внутреннего мира ребенка, с раскрытием потенциала его духовного развития через общение с музыкой. Задачи уроков музыки направлены не столько на изучение окружающего мира, сколько на познание школьником своего духовного мира, на его обогащение за счёт приобщения к ценностям музыкального искусства. Вся педагогическая деятельность выступает как сопровождение учащегося на пути духовного восхождения. В педагогической науке признано, что духовность присуща человеку изначально. Согласно представлениям ученых (Т.И. Власова), Дух как бы выполнил свою миссию в момент рождения человека, а в процессе жизни человек совершает как бы «обратное» движение от материи к высшему проявлению Духа. Важно, чтобы будущий специалист в области музыкального образования осознавал направленность своего взаимодействия с учащимися. Поэтому работа по воспитанию педагога-музыканта начинается с выявления значения понятий, связанных с духовностью, нравственностью, культурными ценностями.

На первом этапе студентам для осмысления предлагаются такие понятия, как культура, человек, духовность, вера, совесть, правда, свобода, любовь, добро, красота и др. Затем эти понятия проецируются в будущую профессиональную деятельность. Происходит толкование педагогического идеала, духовности и культуры педагога, профессиональной совести учителя, приоритетных качеств учителя музыки и т. д. На следующем этапе понятия рассматриваются в сравнении: религиозная вера, вера в свои силы, вера в смысл музыкально-педагогической деятельности; свобода духа и свобода совести; справедливость, честность, откровенность учителя и т. д. Самостоятельное выявление изначальных значений этих понятий вызывает у студентов желание подтвердить правильность своих размышлений, направляет их внимание на дальнейший поиск личных смыслов будущей профессиональной деятельности.

Содержание духовного воспитания в процессе высшего музыкальнопедагогического образования выстраивается концентрически, происходит неоднократное

возвращение к одним и тем же элементам, но на других уровнях. Так, постепенно в образовательный процесс включаются такие профессиональные ценности, как любовь и уважение к личности учащегося, постижение духовно-интонационного содержания музыки, самовыражение ребёнка в музыкальной деятельности, стремление к гуманному характеру профессионального общения, передача учащимся ценностного отношения к музыке, познание и преобразование явлений музыкально-педагогической действительности, духовно-творческая самореализация личности педагога в музыкальнопедагогической деятельности.

Для реализации содержания духовного воспитания необходимо в процессе преподавания учебных дисциплин акцентировать внимание обучаемых на духовных идеалах, запечатленных в музыкальном искусстве, на ценностях педагогической деятельности, включать студента в совместный поиск смыслов будущей профессиональной деятельности, побуждать его к созданию в сознании идеального образа педагога-музыканта, который недостижим, но в стремлении к которому будет происходить развитие профессионально-духовных качеств. Важным моментом в организации воспитания является установление уровня развития духовности студента, выявление духовных интересов, потребностей, стремлений. Это дает представление о векторе духовного развития будущего специалиста и возможность его совмещения с вектором профессионального развития.

Следует отметить, что процесс духовного воспитания протекает относительно медленно и недостаточно явно, поэтому очень сложно оценить его результаты. Наибольшую значимость приобретают не внешние факторы воздействия на личность воспитуемого, а последующая его самостоятельная внутренняя работа над собой. Однако существует возможность выявления тенденций к изменениям во внутреннем мире воспитанников. Показателями этого является повышение уровня осознанности, активности и устойчивости профессионально-духовных ценностей и потребностей. Остановимся на промежуточных результатах практической работы по осознанию студентами духовных понятий.

На констатирующем этапе экспериментальной работы было выявлено, что 48% студентов первого курса отделения музыкального образования Института искусств Адыгейского госуниверситета не смогли дать определение понятиям «культура», «человек», «духовность». Большая часть из ответивших соотнесли понятие «культура» с моральными и этическими нормами, с внешними действиями и поведением человека (27%), как образованность культуру понимают 23% опрошенных, и только 2% дали всеобъемлющую характеристику этому понятию. Значение понятия «человек» ассоциируется у большинства студентов с личностью и индивидуальностью (40%), 8% ответили, что это единство души и тела, 4% понимают человека как высшее творение Божие, имеющее ум, душу, дух. Такой результат невольно вызывает в памяти изречение И. А. Ильина: «...человек очень уверенно чувствует себя телом, не всегда уверен, что у него есть душа, и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух и что дух есть главное» [2, с.97].

При анализе результатов опроса особое внимание было обращено на понятие «духовность». Соответственно, как и в работе с предыдущими понятиями 48% студентов не смогли дать определение этому термину; 36% охарактеризовали его как внутренний мир, как внутреннее состояние человека, однако никто из них не соотнес духовность с качественным наполнением внутреннего мира человека, с процессом самосовершенствования; 16% представили духовность в религиозном аспекте, как стремление к Богу, как развитие связи духа человека с Богом.

Характеристика культурного и духовно богатого человека вызвала меньше затруднений у студентов, 85% дали свои определения, но многие из ответивших соотнесли характеристику культурного человека только с образованностью и развитием интеллекта (33%). Встречалось и слишком узкое понимание культурного человека - как знающего только культуру своего народа. Большинство студентов односложно ответили, что

культурный - это воспитанный человек, а духовно богатый - это человек с богатым внутренним миром.

После проведения формирующего этапа эксперимента повторный опрос показал, что в определении студентами значений ключевых понятий духовного воспитания наметились позитивные изменения. Большинство будущих специалистов не только дали достаточно объемные и полные характеристики понятий, но и отметили их взаимосвязь, указали их нравственную основу. Так, 52% студентов представили значение культуры в широком смысле с учетом нравственного аспекта, например, «как совокупность процесса и результатов творческой деятельности человечества, осуществляемой по законам Истины, Добра и Красоты». А при определении значений понятий «культурный человек», «духовно богатый человек» 47% опрошенных указали нравственность или наличие нравственных ценностей как их основной показатель. Важно, что многие начали осознавать ведущий признак как культурной, так и духовной личности - ее стремление к постоянному самосовершенствованию. Приведем одно из высказываний: «Духовно богатый человек -это личность, которая постоянно стремится к высшим человеческим ценностям, совершенствует себя в соответствии с нравственными и эстетическими идеалами».

Кроме характеристики понятий, студентам было предложено завершить неоконченные предложения, которые касались их профессиональной деятельности. Идеальный учитель музыки в представлении большинства студентов выступает как постоянно развивающаяся личность, обладающая душевными и духовными качествами, помогающими понимать и раскрывать ученика для общения с музыкой. Некоторые ответы поражают своей краткостью и одновременной емкостью. Например: «Идеальный учитель -хранитель духовных ценностей музыки, которые он раскрывает детям». Духовнонравственные установки проявились и по отношению к взаимодействию музыки и детей: «Музыка для меня - выражение настроения и движений души, которыми хочется поделиться с учащимися. Мое отношение к учащимся открытое, интересно вместе с ними приближаться к содержанию музыки, а через нее к сути жизненных явлений. Исправлять их ошибки, искать свои... Это стимул к тому, чтобы развиваться самой. Не только чтобы все знать, а чтобы быть интересной им».

Итак, в содержание духовного воспитания педагога-музыканта входят профессионально-духовные ценности и идеалы, заключенные, прежде всего, в музыке и в педагогике, в других учебных дисциплинах, в аксиосфере педагогов вуза. Для реализации этого содержания необходимо включать студентов в духовную деятельность, направленную на выработку собственных смыслов профессии. Такая деятельность предполагает установление связей индивидуально-личностного духа будущего специалиста с духовным содержанием учебных дисциплин, с духовным миром преподавателей и студентов, с культурно-образовательной средой вуза.

Примечания:

1. Власова Т.И. Теоретико-методические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д, 1999. 286 с.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 39-382.

3. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград, 2006. 248 с.

4. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб., 2005. 366 с.

References:

1. Vlasova T.I. Theoretical-methodical foundations and practice of educating spirituality in modern pupils. - Rostov -on-Don, 1999. 286 pp.

2. Il’in I.A. A way of spiritual updating // Il’in I.A. Collection of Works: in 10 vol. V.1. M., 1993. P. 39-382.

3. Solovtsova I.A. Spiritual education in orthodox and secular pedagogy: methodology, the theory, technologies. Volgograd, 2006. 248 pp.

4. Shchurkova N.E. Applied pedagogy of education. SPb., 2005. 366 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.