Научная статья на тему 'Технология духовного воспитания и развития учителя музыки в процессе его вузовского образования'

Технология духовного воспитания и развития учителя музыки в процессе его вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ / ОПЫТ ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ С МУЗЫКОЙ / С УЧАЩИМИСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СМЫСЛЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TECHNOLOGY OF SPIRITUAL EDUCATION AND DEVELOPMENT / EXPERIENCE IN SPIRITUAL DIALOGUE WITH MUSIC AND WITH PUPILS / PROFESSIONAL-CULTURAL VALUES / REQUIREMENTS OF MUSIC TEACHER / SENSE-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / SENSES OF MUSICAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовская Раиса Ивановна

В статье описывается технология духовного воспитания и развития будущего учителя музыки с учетом специфики его подготовки. Являясь гуманитарной, она ориентирована на становление и развитие у студентов музыкальной, педагогической и духовной культуры, на развитие у них личностных смыслов и ценностей музыкально-педагогической деятельности. Эффективность применения технологии обеспечивается цикличностью построения за счет повторяющихся на каждом этапе основных шагов: эмоционально-ценностного, когнитивно-смыслового, коммуникативно-деятельностного, проектировочно-рефлексивного и результативного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes the technology of spiritual education and development of the future music teacher in view of specificity of his training. Being humanitarian, it is focused on formation and development in students of musical, pedagogical and spiritual culture, personal senses and values of musical-pedagogical activity. Efficiency of technology application is due to recurrence of construction at the expense of basic steps repeated at each stage: emotional-valuable, cognitive-semantic, communicative-active, designing-reflective and productive.

Текст научной работы на тему «Технология духовного воспитания и развития учителя музыки в процессе его вузовского образования»

УДК 37.034 ББК 74.580.053 Л 72

Р.И. Лозовская

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета; Email: raisloz@yandex . ru

ТЕХНОЛОГИЯ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье описывается технология духовного воспитания и развития будущего учителя музыки с учетом специфики его подготовки. Являясь гуманитарной, она ориентирована на становление и развитие у студентов музыкальной, педагогической и духовной культуры, на развитие у них личностных смыслов и ценностей музыкально-педагогической деятельности. Эффективность применения технологии обеспечивается цикличностью построения за счет повторяющихся на каждом этапе основных шагов: эмоционально-ценностного, когнитивно-смыслового, коммуникативнодеятельностного, проектировочно-рефлексивного и результативного.

Ключевые слова: технология духовного воспитания и развития, опыт духовного общения с музыкой, с учащимися, профессионально-духовные ценности и потребности учителя музыки, смыслотворческая деятельность студентов, смыслы музыкально-педагогической деятельности.

R.I. Lozovskaya

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Theory and History of Music and Technique of Musical Education, Institute of Arts of Adyghe State University; E-mail: raisloz@yandex.ru

TECHNOLOGY OF SPIRITUAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF THE MUSIC TEACHER DURING HIGHER SCHOOL EDUCATION

Abstract. The paper describes the technology of spiritual education and development of the future music teacher in view of specificity of his training. Being humanitarian, it is focused on formation and development in students of musical, pedagogical and spiritual culture, personal senses and values of musical-pedagogical activity. Efficiency of technology application is due to recurrence of construction at the expense of basic steps repeated at each stage: emotional-valuable, cognitive-semantic, communicative-active, designing-reflective and productive.

Keywords: technology of spiritual education and development, experience in spiritual dialogue with music and with pupils, professional-cultural values, requirements of music teacher, sense-creative activity of students, senses of musical-pedagogical activity.

Исследования в области педагогической науки остаются на уровне декларируемых пожеланий, если не имеют практического подтверждения своей жизнеспособности. Одним из условий такого подтверждения является наличие технологии педагогического процесса, который исследуется. Естественно, технология должна соответствовать характеру и особенностям изучаемого явления. В переводе с греческого технология означает науку о мастерстве. В буквальном значении «techno» - искусство, мастерство, умение, а «logos» -слово, мысль, наука. В справочной литературе технология понимается как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, как методика, способ производства. С некоторых пор понятие «технология» стало использоваться и в гуманитарных сферах деятельности человека. В педагогике технология является искусством педагогического мастерства и включает совокупность всех элементов процесса педагогической деятельности, в том числе и методику.

Нами принято, что духовное воспитание является движущей силой, стимулирующей духовное развитие личности [1], вместе с тем воспитание имеет продолжение в развитии, иначе оно будет безрезультатным. Поэтому духовное воспитание и духовное развитие представлены в нашем исследовании как целостный процесс, имеющий два взаимообусловленных этапа. Духовное развитие не поддается жесткому регламентированию, его протекание зависит от индивидуальных особенностей, душевно-духовных склонностей и способностей человека, от имеющегося у него духовного опыта. Считаем возможным технологизировать только внешнюю сторону его организации, т.е. процесс духовного воспитания.

В соответствии с предметом нашего исследования технология имеет гуманитарный характер, она приближена к искусству. Поскольку духовное воспитание и развитие личности средствами высшего музыкально-педагогического образования осуществляется в сфере возвышенного, идеального, то описать этот процесс возможно с помощью художественнообразной терминологии. Учитывая то, что духовное воспитание и развитие осуществляется в образовательном процессе высшей школы, в технологию были включены элементы технологий обучения, которые способствуют реализации воспитательного потенциала вузовского образования. Ведущей системообразующей является личностно ориентированная технология воспитания культурологического типа (Е.В. Бондаревская), значимой выступает проблемно-поисковая технология обучения развивающего типа, способствующая включению в этот процесс духовных сил и способностей студентов. К технологиям частного уровня относятся коммуникативные технологии, технологии личностной трансформации и со-трансформации, технологии восприятия, понимания и «изъяснения» содержания музыки в «духовных категориях» (В.В. Медушевский).

При создании технологии мы опирались на то, что динамика духовного воспитания может быть представлена как последовательность трех стадий: понимание (ценностей, культуры, самого себя, Другого) - осознание «разности потенциалов» между идеальным и актуальным уровнями своего духовного развития - самоизменение (И.А. Соловцова). Вслед за И.А. Соловцовой [2] считаем, что применительно к духовному воспитанию правомерно выделять стадии понимания, осознания «разности потенциалов» и самоизменения как смену циклов восхождения. Повторение логики восхождения придает технологии циклический характер. Особенностью нашего исследования является то, что все эти стадии находятся в профессиональном поле музыкальной и педагогической культуры. Первичным выступает эмоционально-ценностное отношение студентов к музыкально-педагогической деятельности, к музыкальной и педагогической культуре, к самому себе в профессии учителя музыки, к Другому в пространстве практики музыкального образования.

Процесс духовного воспитания и развития учителя музыки сопровождается педагогическими методами и формами, способствующими включению душевно-духовных способностей и качеств студентов в их учебную и профессиональную деятельность. В духовном воспитании традиционные методы воспитания преобразовываются в методы самосознания, саморегуляции, саморазвития. Например, методы познания и понимания содержания музыки трансформируются в методы познания и понимания своего внутреннего мира через музыкальное содержание, а затем переходят в методы преобразования и духовного преображения. Благодаря этому студенты открывают для себя высокодуховные и низменные состояния. Включается цепочка: душа - разум - воля - действие. Разум помогает осознать позитивные и негативные чувства в душе человека, найти причину их возникновения, пути снятия негативных и усиления позитивных чувств, усилием воли совершаются действия для одухотворения души Духом.

Методическое обеспечение технологии предполагает свободный выбор преподавателем высшей школы тех методов, которые более всего соответствуют личностным, психическим особенностям каждого конкретного студента, той заданной проблемно-смысловой ситуации, которую необходимо разрешить. Применение одного из методов непроизвольно задействует цепочку других, что приводит в движение весь

технологический шаг, а затем и последовательность других шагов. Таким образом, достигается целостность и непрерывность процесса духовного воспитания и развития студентов на протяжении всего периода вузовского обучения.

В технологии духовного воспитания и развития учителя музыки в образовательном процессе высшей школы было выделено три этапа: этап приобретения опыта

положительного эмоционально-ценностного отношения к профессии учителя музыки и осознания духовных основ музыкально-педагогической деятельности (1-2 курсы); этап активного проявления духовных потребностей и ценностей в учебной и музыкальнопедагогической деятельности и накопления профессионально-духовных умений и навыков (3 курс); этап творческого преломления духовного опыта в учебной деятельности и при осуществлении профессиональной деятельности в период педагогической практики (45 курсы).

Целями первого этапа (1-2 курсы) явились: формирование у студентов

положительного эмоционально-ценностного отношения к профессии учителя музыки, получение основ профессионально-духовных знаний, осознание необходимости осуществления музыкально-педагогической деятельности на духовном уровне. На этом этапе решались следующие задачи: приобретение знаний о духовной сущности человека, о духовном характере музыкальной и педагогической деятельности, осознание студентами своих духовных качеств, способностей, потребностей и ценностей, понимание необходимости совмещения вектора профессионального роста с вектором своего духовного развития, овладение навыками восприятия и понимания музыки на духовном уровне.

Для достижения целей и решения задач первого этапа были предприняты следующие действия:

Шаг 1. Эмоционально-ценностный. На первом курсе было проведено анкетирование, позволяющее выявить отношение студентов к будущей профессии, определить направленность векторов их духовного и профессионального развития. Актуализирован личный духовный опыт студентов благодаря проблемному изложению материала, активному проявлению эмоционально-ценностного отношения преподавателей вуза к музыкально-педагогической деятельности, демонстрации их опыта приобретения профессионально-духовных ценностей, развития профессионально-духовных потребностей, порождения личных смыслов профессиональной деятельности. Диагностический инструментарий применялся не только с целью фиксации уровня духовного развития, но и с целью побуждения студентов к осознанию необходимости духовного роста для успешного осуществления музыкально-педагогической деятельности.

Шаг 2. Когнитивно-смысловой. На занятиях были даны знания о духовности человека, о духовных основах музыкальной деятельности (энергийности музыки, элементах музыкальной речи и их влиянии на духовную сферу человека, о духовном содержании музыки, о месте и значении музыки в духовных областях культуры, о религиозных темах в различных направлениях музыкального искусства); о духовном характере педагогической деятельности (ее направленности на взращивание Духа в ребенке, на оказание ему помощи на пути его духовного восхождения, о духовности педагогического общения). Обязательным моментом явилось выражение педагогом своего отношения к этим знаниям и своих личных профессионально-духовных смыслов, возникающих на основе этих знаний. Применялся метод «потенцирования» позитивных возможностей студентов (Т.И. Власова), герменевтические методы. Для диагностики был использован понятийный словарь «Духовность учителя музыки».

Шаг 3. Коммуникативно-деятельностный. Студенты активно включались в культурную жизнь учебного заведения, погружались в духовную атмосферу занятий, возникали доверительные отношения с преподавателями и между студентами, был создан позитивный настрой на учебную деятельность и на участие в коллективных воспитательных мероприятиях. Вырабатывался навык духовного общения с содержанием музыкального произведения. Студенты учились воспринимать музыку на духовном уровне: как звуковое

письмо о душевно-духовных состояниях композитора. Для этого преподаватели в работе со студентами использовали методы постижения духовно-интонационного содержания музыки (А.А. Пиличаускас, В.В. Медушевский, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.). Раскрывались такие особенности музыкального языка, как вариативность, диалогичность, субъектность, эмоциональная контрастность, позитивность разрешаемых противоречий, что помогло выйти студентам на уровень духовного общения с музыкой. Посредством духовного общения с музыкой в сознании студентов была сформирована система образов (Т.И. Власова).

Шаг 4. Осознанно-теоретический. На втором курсе студенты получили теоретические знания о структуре и содержании процесса музыкального образования школьников, о духовной составляющей профессиональной культуры учителя музыки. Музыкальная и педагогическая деятельность были представлены как сферы духовной жизнедеятельности человека. Закрепилось понимание необходимости осуществления музыкально-педагогической деятельности на духовном уровне. Сложилось представление об идеальном образе современного учителя музыки. С помощью диагностической карты «Профессионально-духовные свойства личности учителя музыки» студенты определяли свою готовность к профессионально-духовному развитию.

Шаг 5. Проектировочно-рефлексивный. На занятиях по методике музыкального образования и на музыкально-педагогических практикумах студенты удовлетворяли свои духовные потребности в музыкальной и педагогической деятельности. Был проведен тренинг по осознанию себя в профессии: выявлялись музыкальные предпочтения студентов, ценностные ориентации в сфере музыкального искусства и в сфере педагогической деятельности, создавался образ «Я как учитель музыки» («Я - концепция», «Я - реальный», «Я - идеальный»). Сравнение образов реального и идеального «Я» в профессии, выявление степени рассогласованности между ними показало возможность развития профессиональной составляющей «Я - концепции».

Шаг 6. Результативный. Был проведен промежуточный диагностический опрос: анкета «Духовные потребности учителя музыки», диагностическая шкала «Степень удовлетворенности духовных потребностей», тесты «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Музыка как ценность».

Итак, на первом этапе используются элементы технологии педагогической поддержки, проблемно-поисковой технологии обучения развивающего типа (проблемного изложения материала), коммуникативных технологий (экзистенциальный диалог, тренинг), технологии личностной трансформации (при создании профессиональной составляющей «Я -концепции»), технологии восприятия и понимания музыки на духовном уровне.

Целями второго этапа духовного воспитания и развития студентов (3 курс) явились: развитие профессионально-духовных потребностей и ценностей и приобретение профессионально-духовных умений и навыков, а также закрепление достижений целей предыдущего этапа. На этом этапе решались следующие задачи: перевод знаний о духовной сущности человека в сферу профессиональной деятельности, развитие профессиональнодуховных качеств, способностей, потребностей, интернализация профессионально-духовных ценностей, выработка умений духовного общения с учащимися и музыкой, проектирование траектории профессионально-духовного становления каждого студента.

Цели и задачи второго этапа были реализованы на основе следующих действий:

Шаг 1. Эмоционально-ценностный. Включение собственных духовных качеств, способностей, потребностей студентов в учебную и музыкально-педагогическую деятельность в период учебной педагогической практики. Проведение аудиторных занятий в интерактивной форме, позволяющей опираться на субъектный опыт студентов, стимулировать интерес к совместному решению проблем их профессионального и духовного роста. Создание ситуаций духовного общения на занятиях, способствующих интернализации духовных ценностей музыкального искусства и педагогической культуры, которые обретали уровень экзистенциальных. В процессе учебной педагогической практики активно реализовывались духовные интересы, потребности, способности студентов.

Шаг 2. Когнитивно-смысловой. Студенты с помощью проблемно-поисковых методов получали знания о компонентах музыкального содержания и их духовной наполненности, о преобладании духовного начала в целевом, содержательном и процессуальном компонентах музыкально-педагогической деятельности, о педагогических средствах сопровождения духовного развития учащихся в процессе музыкального образования, о профессионально-духовных свойствах и качествах учителя музыки. Студенты проецировали знания о духовной сущности человека в сферу музыкально-педагогической деятельности, изъясняли содержание музыки в духовных категориях. Был применен метод интроспекции, герменевтические методы: рассуждения, совместных размышлений,

толкования, понимания; метод обращения (Т.И. Власова) по отношению к вхождению студентов в духовную сферу музыкальной и педагогической культуры. Диагностика проводилась на основе результатов теста «Профессионально-духовная направленность деятельности учителя музыки».

Шаг 3. Коммуникативно-деятельностный. Организовывалась совместная деятельность преподавателей высшей школы, работающих учителей музыки и студентов в различных формах: научно-методических семинарах, конкурсах профессионального

мастерства, круглых столах, олимпиадах студентов и школьников и т.д. На аудиторных занятиях были использованы формы и методы духовного общения: экзистенциальный диалог, дискуссия, полилог, квазисубъектный диалог с автором музыкального произведения, внутримузыкальный межличностный диалог. Были применены методы мозгового штурма, эмоциональной драматургии, обобщения суждений студентов о духовном содержании музыки, методы постижения духовно-интонационного содержания музыки. В период учебной педагогической практики студенты погружались в духовную атмосферу музыкально-педагогической деятельности, овладевали такими отдельными умениями организации духовного общения с учащимися, как концентрация их внимания для активного восприятия звука, создание доверительной атмосферы на уроке, установление обратной связи, создание напряженного слухового внимания, умение задавать основные и наводящие вопросы для погружения учащихся в содержание музыки и побуждение к их рефлексии своих эмоциональных состояний.

Шаг 4. Проектировочно-рефлексивный. Использованы метод интроспекции и различные виды супервизии. Совместно с преподавателем студенты оценивали достоинства и недостатки своего образа «Я как учитель музыки» и планировали последовательность его модификации. При проведении уроков музыки акцентировались сильные стороны профессионального образа, за счет чего компенсировались те стороны, которые на тот момент были недостаточно развиты. Был проведен тест «Изучение волевых качеств методом самооценки» (В.С. Ивашкин) для учета его результатов при проектировании траектории профессионально-духовного развития каждого студента. Был осуществлен самостоятельный анализ результатов проектирования своего профессионального образа. Включались механизмы ценностно-смыслового самоопределения, саморегуляции и профессиональнодуховного саморазвития студентов. Потенцировалось порождение у студентов личностных смыслов музыкально-педагогической деятельности.

Шаг 5. Результативный. Был проведен промежуточный диагностический опрос: тест «Методика исследования системы жизненных смыслов», музыкальная викторина «Музыкально-жизненные ассоциации», анкета «Музыкально-эстетический вкус».

Итак, на втором этапе используются технология организации смыслопоисковой деятельности студентов, проблемно-поисковой технология обучения развивающего типа (эвристический и исследовательский метод), коммуникативные технологии (формы и уровни духовного общения на занятиях), технологии со-трансформации (при совместном проектировании траектории профессионально-духовного становления студентов), технологии восприятия и понимания и передачи содержания музыки на духовном уровне.

На третьем этапе (4-5 курсы) основными целями духовного воспитания и развития студентов выступили: творческое преломление их духовного опыта в процессе

осуществления профессиональной деятельности, сближение вектора профессионального роста с вектором духовного развития. Задачами этого этапа являются: модификация профессиональной составляющей «Я - концепции» в соответствии с выстроенной траекторией профессионально-духовного развития каждого студента, повышение субъектности, укрепление профессионально-духовных потребностей и ценностей, развитие потребности в профессионально-духовном саморазвитии и самосовершенствовании, приобретение умений и навыков организации духовного общения в процессе музыкальнопедагогической деятельности, углубление профессионально-духовных знаний.

Для достижения целей и решения задач третьего этапа были выполнены следующие действия:

Шаг 1. Эмоционально-ценностный. Самостоятельный анализ и оценка студентами характера своего взаимодействия с учащимися на проводимых ими уроках музыки, с выделением методов организации духовного общения. Выстраивание доверительных открытых взаимоотношений с учащимися в период практики, контроль своих духовных состояний и включенность духовной сферы учащихся в процесс восприятия музыки, осознанное и активное удовлетворение профессионально-духовных потребностей, укрепление профессионально-духовных ценностей. Проведение рисуночного опроса «Музыка» и мини-сочинения «Музыка в моей жизни».

Шаг 2. Когнитивно-смысловой. Осуществление студентами методологического анализа проблемы развития духовности личности учащегося в процессе музыкального образования. Получение и обобщение знаний на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях о возможностях массового музыкального образования в духовном воспитании и развитии школьников. Благодаря этому полученные ранее знания из разных областей наук складываются в сознании студентов в целостную систему. Использование метода самостоятельного поиска и решения студентами практических проблемно-смысловых ситуаций в учебном процессе и в ходе практической деятельности (И.Э. Ярмакеев).

Шаг 3. Коммуникативно-деятельностный. Активное включение студентов в реализацию плана модификации профессиональной составляющей «Я - концепции» в соответствии с намеченной траекторией профессионально-духовного становления. Самостоятельная разработка и создание студентами на уроках в период производственной педагогической практики ситуаций духовного воспитания на музыкальном материале (встречи с прекрасным, с трагическим, с необычным, ситуации выбора, ситуации сопротивления негативному, предложенные И.А. Соловцовой). Направление коммуникативного компонента музыкально-педагогической деятельности учителя на совместное с учащимися смыслопорождение, основанное на духовном содержании музыки. Формирование у студентов навыков организации ситуаций духовного общения на уроках с использованием методов постижения духовно-интонационного содержания музыки, способствующих раскрытию внутреннего мира учащихся, их собственному самораскрытию и осуществлению ценностно-смысловой со-трансформации всех участников духовного общения в соответствии с воспитательным потенциалом воспринимаемой музыки.

Шаг 4. Проектировочно-рефлексивный. Соответственно духовным интересам и потребностям студента проектирование концепции выпускной квалификационной работы, самостоятельное планирование и творческое выполнение ее экспериментальной части, в процессе чего устанавливалось соответствие между идеальным профессиональным образом и реальным опытом. Определение своей профессионально-смысловой позиции, в результате были заложены основы индивидуального стиля учителя музыки. Освоение студентами средств профессионально-духовной самодиагностики, прежде всего, самонаблюдения и самоанализа. Проведение анкетирования «Самооценка профессионально-духовного роста», самостоятельная обработка и обобщение его результатов. Включение механизмов импритинга, внушения, заражения, убеждения, подражания, рефлексии, идентификации, обособления, интериоризации, экстериоризации и др. Создание позитивных образов и перспектив своего профессионального и духовного роста. Проектирование дальнейшего

профессионально-духовного самосовершенствования.

Шаг 5. Результативный. Проведение заключительного этапа опроса студентов по всем диагностическим методикам, подведение итогов пролонгированного наблюдения и обобщение мнений экспертов. Осуществление качественного и количественного анализа результатов диагностики. Самооценка духовного раскрытия личности каждого студента в образе «Я как учитель музыки», степени его творческой самореализации в музыкальнопедагогической деятельности. Проведение индивидуальных бесед по установлению профессионально-духовных позиций студентов. Учет мнений преподавателей индивидуальных дисциплин по раскрытию студентов в активной музыкальной деятельности, преподавателей психолого-педагогических дисциплин по духовному раскрытию студентов во время аудиторных занятий и в процессе проведения уроков музыки в школе, фиксирование их отношения к музыкально-педагогической деятельности.

Итак, на третьем этапе используются технологии, обеспечивающие профессиональнодуховное развитие и стимулирующие саморазвитие будущего учителя музыки, технологии включения студентов в творческую деятельность, исследовательский поиск для решения проблем в сфере музыкального образования.

Концентричность построения технологии позволяет на каждом этапе повышать активность и устойчивость профессионально-духовных потребностей и ценностей студентов, углублять и расширять их профессионально-духовные представления и знания, закреплять навыки осуществления музыкально-педагогической деятельности на духовном уровне. Благодаря этому постепенно формируются компоненты профессионально-духовного опыта учителя музыки: мотивационно-ценностный, логико-содержательный, художественно-

операциональный. На каждом этапе создается и выполняется объективное условие-принцип духовного воспитания и развития учителя, которое предполагает наличие предыдущего: это осознанность обучения и воспитания (первый этап), совместная деятельность педагога и студентов (второй этап), приоритет самостоятельности, инициативности, активности студентов во всех видах учебной и воспитательной деятельности (третий этап).

Следует отметить, что данная технология предполагает органичное включение инновационных элементов в образовательный процесс высшей школы, не разрушая положительных сторон традиционных форм и методов работы. Важным моментом является предоставление студентам времени для обдумывания и размышления, свободы для выбора видов творческой самореализации в профессиональном пространстве. Педагог высшей школы занимает позицию со-деятеля профессионального образа студента, он всегда готов прийти на помощь, вместе с ним разрешает возникающие профессиональные проблемные ситуации на духовном уровне.

Известно, что педагогическая технология должна соответствовать следующим критериям: концептуальности, системности, управляемости, эффективности,

воспроизводимости. Концептуальность разработанной нами технологии духовного воспитания и развития учителя музыки заключается в ее опоре на совокупность философского, психологического, музыковедческого и педагогического обоснований возможностей современного высшего музыкально-педагогического образования в профессионально-духовном становлении студентов. В ее основе лежит инновационная идея о сближении вектора профессионального роста учителя музыки с вектором его духовного развития. Процесс сближения основан на понимании студентами музыки и педагогики как сфер духовной деятельности человека, на их стремлении к профессиональному самосовершенствованию через повышение уровня своего духовного развития. Системность данной технологии проявляется в наличии нескольких этапов, уровней и стадий, отражающих логику процесса духовного воспитания и развития учителя музыки, во взаимосвязи его частей и целостности. Управляемость достигается возможностью диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса духовного воспитания и развития, его поэтапной диагностики при подготовке учителя музыки в вузе, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов ее применения в каждом

конкретном случае. Эффективность и воспроизводимость данной технологии доказана достижением позитивных результатов при ее многократном применении на практике с различным контингентом студентов Института искусств АГУ, обучающихся по специальности «музыкальное образование».

Примечания:

1. Лозовская Р.И. Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2009. № 2 (44). С. 111-118.

2. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград: Перемена, 2006. 248 с.

References:

1. Lozovskaya, R.I. The content of spiritual education of a teacher-musician in the course of vocational training // The Bulletin of the Adyghe State University. 2009. № 2 (44). P. 111-118.

2. Solovtsova, I.A. The spiritual education in orthodox and secular pedagogics: methodology, theory, technologies: Monograph. Volgograd: Peremena, 2006. 248 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.