УДК 378 ББК 74.580 Л 72
Р.И. Лозовская
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрыты принципы воспитания духовности личности обучающегося музыке. Перечислены общие принципы воспитания, функционирующие во всех сферах духовной деятельности человека, и специфические принципы, действующие в системе музыкального образования. Раскрыта сущность каждого из них, показана их взаимосвязь в учебном процессе при подготовке педагога-музыканта.
Ключевые слова: принципы воспитания духовности, специфика воздействия музыки на человека, духовные ценности, смыслы музыкальной и музыкально-педагогической деятельности.
R.I. Lozovskaya
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory, History of Music and Technique of Musical Education, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
SPECIFIC PRINCIPLES OF THE PERSON’S SPIRITUALITY TRAINING IN SYSTEM OF MUSIC EDUCATION
Abstract. The paper discloses the principles of the future teacher-musician’s spirituality training. The general principles of education, functioning in all spheres of spiritual activity of the person, and the specific principles, operating in system of music education, are listed. The essence of each of them and their interrelation in educational process of the teacher-musician training are shown.
Keywords: the principles of spirituality training, specifics of influence of music on the person, cultural wealth, essence of musical and musical-pedagogical activity.
Определение ведущих принципов воспитания духовности обучающихся музыке необходимо для обеспечения результативности учебного процесса, его устойчивости. Выбор принципов определяется сущностью воспитания духовности и спецификой музыкальной и музыкально-педагогической деятельности.
В нашем исследовании воспитание духовности личности понимается как специально организованный процесс его духовного взаимодействия с музыкой, с культурнообразовательной средой учебного заведения, направленный на совершенствование его внутреннего мира в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями и обретение им смыслов музыкальной или музыкально-педагогической деятельности.
Нами принято, что учебный процесс в системе музыкального образования имеет характер воспитывающего обучения, где музыкальная и педагогическая являются видами духовной деятельности человека. Было определено, что в индивидуально-личностном плане духовность представляет собой человекообразующую энергетическую субстанцию, основанную на постоянном сознательном самосовершенствовании человека в соответствии с его духовными идеалами, ценностями, смыслами. Духовность дает человеку свободу выбора, обеспечивает становление его личности, сохраняет его индивидуальность, поддерживает проявления его субъектности в процессе жизнедеятельности. В светском значении под духом понимается совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие
сознательной ориентации для воздействия и переделывания действительности. В этом плане духовность выступает как активная действующая сила человека, где на первый план выходит личность человека, проявление его социальных качеств.
Музыка в нашем исследовании так же, как и духовность, признана энергетической субстанцией, возвышающей и культивирующей человеческое в человеке. Она обладает рядом качеств и функций, позволяющих выделить ее как специфическую область человеческой культуры, оказывающую наиболее сильное влияние на развитие душевно-духовных склонностей и способностей человека. Во-первых, в музыке содержится опыт эмоциональноценностного отношения к миру, благодаря этому она имеет прямое непосредственное влияние на душу человека, на мир его чувств, желаний, стремлений. Во-вторых, она выступает как особый вид межличностной, межкультурной коммуникации, передающей духовные ценности и идеалы, накопленные человечеством. В-третьих, в музыкальном языке заложены механизмы духовного развития человека.
Принцип (от лат. рппаршт основа, начало) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности. Ученые систематизируют педагогические принципы, выделяя несколько уровней или соотнося их с конкретной сферой педагогической деятельности или с этапами этой деятельности. Уровни обычно выстраиваются от общего к частному: методологический, организационно-
управленческий, конкретно-практический, этический [1]. По характеру деятельности выделяют, как минимум, принципы обучения и принципы воспитания. Они различаются и по направленности этих процессов на обучение конкретным знаниям, умениям, навыкам или на воспитание определенных качеств, свойств, отношений. По этапам педагогической деятельности принципы могут распространяться на весь период обучения или воспитания, на построение содержания педагогического процесса или на его организацию как в целом, так и определенных частей в виде конкретных уроков, занятий, ситуаций.
Принципы воспитания достаточно разнообразны. Е.В. Бондаревская выделяет на методологическом уровне принципы гуманизации, природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода [2]. Принципами организации духовно-воспитательных пространств она считает «согласованность, открытость, нелинейность, дополнительность, вариативность, субъектность, самоорганизацию» [3, с. 62]. В соответствии с такой иерархией и содержанием в своем исследовании мы простроили систему принципов воспитания духовности. Кроме того, мы опираемся на принципы духовно ориентированного воспитания, выделенные Т.И. Власовой [4], И.А. Соловцовой [5]. В ракурсе нашей проблемы необходимо совместить принципы воспитания и принципы музыкального образования.
Основные принципы современного музыкального образования отражены в работах Б.В. Асафьева (контраст в музыке и в музыкальном образовании, художественность, импровизация), Ю.Б. Алиева (воспитывающее обучение, связь с жизнью, единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического), Д.Б. Кабалевского (связь музыкальных занятий с жизнью, интерес, увлечённость, изучение музыки как живого искусства, сходство и различие, тематическое построение, целостность урока), Л.В. Горюновой (целостность, образность, интонационность), Л.В. Школяр (преподавание музыки как живого образного искусства, возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства, проникновение в природу искусства и его закономерности, моделирование художественно-творческого процесса, освоение искусства в процессе деятельности), Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной (увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру). Как видим, многие принципы являются общепризнанными.
Сравнивая их между собой, следует отметить, что одни из них функционируют при построении содержания музыкального образования (опора на отечественную музыкальную культуру), а другие - для его организации (принцип освоения искусства в процессе деятельности). Последние, в свою очередь, также имеют разные основания разделения: одни направ-
лены на организацию всего учебного процесса в целом (принцип тематического построения), другие - на организацию отдельного урока (принцип целостности урока). Некоторые применяются и в том, и в другом случае (целостность, тождество и контраст, интонационность).
В педагогическом аспекте такие принципы, как единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, способствуют раскрытию духовного мира обучающегося при его взаимодействии с содержанием произведений музыкального искусства. В музыкальном языке тождество и контраст, интонационность, вариативность, диалогичность, субъ-ектность, позитивное разрешение противоречий выступают как механизмы воспитания духовности личности. На уровне музыкально-педагогической деятельности эти механизмы становятся принципами воспитания.
В нашем исследовании методологический уровень составляют принципы гуманизации, природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, единства эмоционального и сознательного, ориентации на ценности и ценностные отношения, дополнительности. Из принципов методологического уровня вытекают организационно-управленческие принципы такого же характера. Это принципы интегративности, целостности, профессиональной направленности, культуркреативности, незавершенности, проблемности, вариативности. Они позволяют выстроить общую логику воспитательного взаимодействия с каждым обучающимся. На конкретно-практическом уровне происходит уточнение вышеперечисленных принципов в соответствии с воспитывающей ситуацией, а также добавляются принципы интенциональности, диалогичности, субъектности, сотрансформации, интонационности, художественной образности, тождества и контраста (таблица 1).
Таблица 1.
Принципы воспитания духовности личности в системе музыкального образования
Принципы методологического уровня
гуманизации Природосообраз ности культуросообр азности индивидуальн о- личностного подхода к воспитанию единства эмоционально го и сознательного ориентации на ценности и ценностные отношения допо лнит ельн ости
Принципы организационно-управленческого уровня
целостности Незавершенност и культуркреати вности вариативно сти профессиона льной направленно сти проблемн ости интегратив ности
Принципы конкретно-практического уровня
Интенционал тождества и художественно субъектнос интонационн диалогичн сотрансфор
ьности контраста й образности ти ости ости мации
Принципы всех трех уровней взаимосвязаны между собой, реализуясь на разных уровнях, они дополняют друг друга. Например, принцип интегративности является частным по отношению к методологическому принципу дополнительности, он реализуется как при объединении разных средств воспитания духовности, так и при совмещении духовных ценностей педагогической и музыкальной культуры личности будущего педагога-музыканта. Вариативный принцип проявляется как в определении индивидуального вектора музыкальнодуховного развития для каждого обучающегося, в формировании у него личных смыслов музыкальной или музыкально-педагогической деятельности, так и в ситуации духовного общения при восприятии музыки. Остановимся более подробно на характеристике специфических принципов каждого уровня, связанных с изучением произведений музыкального искусства.
На методологическом уровне это принцип единства эмоционального и сознательного. Он был сформулирован Б.В. Асафьевым сначала в области музыковедения, а затем и в
педагогике музыкального образования [6]. Необходимость функционирования этого принципа обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также понимания содержания музыкального текста. Музыкально-эстетическое восприятие является видом психической деятельности, в котором соединяется эмоциональное отношение и интеллектуальное осмысление на основе имеющихся представлений, вкусов, идеалов, то есть всего духовно-практического опыта личности.
В группе организационно-управленческих принципов специфическим является принцип вариативности, который в музыкальном тексте развивает основную тему, влияя на музыкальное сознание слушателя. В музыкально-образовательном процессе принцип вариативности способствует сохранению индивидуальности и неповторимости духовного мира обучающихся. При организации воспитательного процесса учитывается уровень развития духовных способностей, качеств, потребностей личности, в соответствии с чем варьируется содержание творческих заданий, выбираются наиболее эффективные подходы, формы и методы воспитания духовности. Вариативность также распространяется на содержание музыкального образования, на выбор музыкальных произведений согласно интересам и потребностям обучающегося, а затем постепенно учебный репертуар расширяется, раскрывается духовное содержание лучших образцов других направлений музыкального искусства. Этот принцип проявляется и в вариативности педагогического инструментария, позволяющего достичь целостности результата воспитательной деятельности.
Большинство специфических принципов воспитания духовности личности в системе музыкального образования функционируют на конкретно-практическом уровне. Это принципы диалогичности, субъектности, интонационности, художественной образности, тождества и контраста
Принцип диалогичности свойственен как процессу музыкальной, так и педагогической деятельности. Диалогичность проявляется на разных уровнях: внутри музыкального текста, между содержанием музыки, обучающимися и педагогом. Причем внутри музыкального текста находится целый комплекс разнопорядковых диалогов: мелодия и ритм, мелодия и аккомпанемент, главная и побочная партия, солирующая партия и оркестр и более крупно - диалоги между частями сонат, симфоний, между номерами и сценами из опер и балетов и т.д. Слушая или исполняя музыку, человек вступает не только во внешний план диалога с ней, но и проникает во внутреннюю диалогичность музыкальной речи. В результате этого происходит обмен ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных участников воспитательного взаимодействия, а также совместное продуцирование ценностей и смыслов. Эта диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, взаимного уважения и принятия Другого.
Принцип субъектности ориентирован на повышение активности личности в процессе музыкального обучения. Он предполагает последовательное отношение педагога к обучающемуся как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного духовного саморазвития. Этот принцип позволяет включать в воспитательный процесс субъектный опыт будущих музыкантов и педагогов. Он направлен на организацию личностного осмысления обучающимися ценностей и порождение смыслов музыкальной или музыкально-педагогической деятельности, на предоставление им права свободного выбора пути профессионально-духовного становления. Благодаря реализации этого принципа у будущих педагогов-музыкантов формируются убеждения, а затем и личностная профессиональная позиция, закладываются основы индивидуального стиля музыкальнопедагогической деятельности. Как отмечает Г.В. Рева, в основе убеждения «лежит способность человеческого сознания рефлексивно-творчески взаимодействовать с окружающим миром, строить суждения о нем, выражать к нему определённое отношение»
[7, с. 52]. Именно отношение автора (композитора или народа) к окружающему миру составляет содержание музыки. Следовательно, субъектность музыкального содержания напрямую влияет на формирование убеждений личности в системе музыкального образования.
Принцип интонационности регулирует воспитание духовности обучающихся в процессе освоения ими музыкальной культуры. Интонационность предстает не только как выразительность музыкальной речи, но и как ценностно-смысловая выразительность духовной жизни человека. Музыкальное произведение воспринимается как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа в опоре на выявление жизненных связей музыки. Этот принцип позволяет учитывать специфику воздействия музыки на духовный мир человека на основе проникновения в её интонационно-временную природу, жанрово-стилистические особенности. Через опыт духовного общения с музыкой как «искусством интонационного смысла» (Б.В. Асафьев) у обучающихся формируется опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни, опыт творческой деятельности, осваиваются основные сферы музыкального искусства. Интонация предстает как носитель смысла музыкальной или музыкально-педагогической деятельности.
Принцип художественной образности взаимосвязан с принципом единства эмоционального и сознательного. Он является основой постижения духовного содержания музыкальной и педагогической деятельности. Данный принцип направляет внимание студентов на художественно-образное восприятие духовной сущности музыкальнопедагогического процесса. Познание духовных процессов не может произойти в плоскости только рационального, оно требует возвышения, выхода за пределы сознания, перемещения в сферу образного мышления и художественного восприятия. Реализация принципа художественной образности способствует становлению духовных качеств: Веры, Совести, Свободы, Правдивости, Любви, а также их последующей трансформации в сферу музыкальной или музыкально-педагогической деятельности.
Принцип тождества и контраста позволяет обучающимся наиболее ярко ощутить силу духовного преодоления как в произведениях музыкального искусства, так и в реальных жизненных ситуациях, в том числе при решении музыкально-педагогических задач. Контраст усиливает глубину переживания, тем самым укрепляет ценностное отношение личности к музыкальной или музыкально-педагогической деятельности. Нельзя утверждать, что это отношение выражается только положительно. Неудачи, разочарования, возникающие от невозможности легко и просто разрешить определенную ситуацию, являются естественной частью процесса воспитывающего обучения. Здесь необходимо оказать помощь и поддержку обучающемуся для преодоления кризиса. Такие состояния чередуются с периодами достижений и успехов, что также составляет своеобразный контраст воспитательного процесса.
Тождество характерно как для построения самого музыкального материала, так и для построения воспитательного процесса. Оно позволяет закрепить достигнутые результаты, помогает выявить слабые места в педагогическом сопровождении воспитания духовности музыканта или педагога-музыканта. На первый взгляд, восторженное понимание обучающимися возможности своего духовного роста в музыкальной и педагогической деятельности может быть принята за определенный положительный результат. Однако это только начало включения мотивационного компонента, стремление обучающихся к духовной работе над собой. Тождество позволяет снять чрезмерную эмоциональную реакцию от новизны воспитывающих ситуаций и определить истинное состояние душевно-духовного развития будущих специалистов.
Таким образом, принципы воспитания духовности личности в системе музыкального образования действуют на методологическом, организационно-управленческом и конкретнопрактическом уровнях. Они взаимосвязаны между собой по вертикали и по горизонтали. Их совокупность имеет общепедагогическое и специфическое выражение. Данные принципы обусловлены спецификой воспитания духовности и спецификой музыкального образования, имеющего воспитательную направленность. Специфика музыкального образования отражена в принципах единства эмоционального и сознательного, вариативности, интонационности,
художественной образности, тождества и контраста, диалогичности, субъектности.
В раскрытии последовательности действия принципов каждого уровня есть определенная логика, выводящая их в русло музыкальной или музыкально-педагогической деятельности. Например, на конкретно-практическом уровне принцип сотрансформации может быть выдержан при условии реализации принципов предыдущего уровня интенциональности, диалогичности, субъектности. А затем функционирование специфических принципов музыкального образования интонационности, художественной образности поможет наполнить содержание воспитания духовности личности идеалами и ценностями музыкального искусства. Оба принципа в совокупности позволяют выйти обучающимся на уровень духовного общения с музыкой.
Следует отметить, что большое количество принципов всех трех уровней предполагает варианты выбора из них ведущих для каждого этапа воспитания. Так, например, в высшем музыкально-педагогическом образовании на первом этапе с целью осознания студентами необходимости духовного самосовершенствования для выполнения будущей профессиональной деятельности педагог вуза придерживается принципов профессиональной направленности, проблемности, интегративности, диалогичности, субъектности. На втором этапе, где необходима активность профессионально-духовных потребностей и ценностей, наиболее действенными являются принципы незавершенности, культуркреативности, вариативности, интонационности, сотрансформации. На третьем этапе при укреплении устойчивости профессионально-духовных потребностей и ценностей первостепенными становятся принципы целостности, контрастности, повторности, художественной образности, интенциональности.
Итак, на всех ступенях общего и профессионального музыкального образования должны функционировать специфические принципы для установления духовного контакта обучающихся с музыкой.
Примечания:
1. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995. 39 с.
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993. 32 с.
3. Бондаревская Е.В. Концепция и стратегия воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ / под ред. В.И. Мареева. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. 80 с.
4. Власова Т.И. Педагогика духовности: науч. изд. Кн. 1. Духовно ориентированное воспитание школьников и студентов. М.: Изд-во АПКиППРО, 2009. 280 с.
5. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2006. 248 с.
6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Л.: Музыка, 1971. 374 с.
7 Рева Г.В. Условия и механизмы перевода знаний в личностные убеждения студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2013. № 2 (117). С. 51-57.
8. Roceach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisko, 1968. 463 p.
References:
1. Pryazhnikov N.S. Theoretical and metodological foundations of professional self-determination activization: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degreee. Yekaterinburg, 1995. 39 pp.
2. Bondarevskaya E.V. Education as the revival of a citizen, a cultural person and morality. Rostov-on-Don: RGPU publishing house, 1993. 32 pp.
3. Bondarevskaya E.V. The conception and strategy of students’ education in the cultural and educational space of the YuFU Teachers’ training institute / ed. by V.I. Mareev. Rostov-on-Don: IPO PI YuFU, 2007. 80 pp.
4. Vlasova T.I. Pedagogy of spirituality: scient. ed. Book 1. Spiritually focused education of schoolchildren and students. M.: APKiPPRO Publishing house, 2009. 280 pp.
5. Solovtsova I.A. Spiritual education in orthodox and secular pedagogy: methodology, theory,
technologies: a monograph. Volgograd: Peremena, 2006. 248 pp.
6. Asafyev B.V. Musical form as a process. Book 2. L.: Music, 1971. 374 pp.
7. Reva G.V Conditions and mechanisms of transformation of knowledge into students’ personal views // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2013. No. 2 (117). P. 51-57.
8. Roceach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisko, 1968. 463 pp.