Научная статья на тему 'Ситуация квазипрофессиональной деятельности как средство духовного воспитания будущего учителя музыки: структурно-функциональные характеристики'

Ситуация квазипрофессиональной деятельности как средство духовного воспитания будущего учителя музыки: структурно-функциональные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИТУАЦИЯ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPIRITUAL EDUCATION / SITUATION OF QUASIPROFESSIONAL ACTIVITIES / HUMANITARISATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Пэйфань

С позиций целостного подхода характеризуется воспитательный потенциал ситуации квазипрофессиональной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовном воспитании будущего учителя музыки, а ее структура и функции обосновываются с позиций двойственности, противоречивости духовного мира человека и мира музыкальной культуры, множественности педагогической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ли Пэйфань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуация квазипрофессиональной деятельности как средство духовного воспитания будущего учителя музыки: структурно-функциональные характеристики»

эксперимента на высоком уровне развития у 35 (37)%, на уровне выше среднего - 24 (25), не сформировано - у 41 (38). В конце эксперимента на высоком уровне развития данного качества находились 60 (39)%, на уровне, выше среднего - 26 (27), не сформировано - 14 (34)% студентов. Такие же существенные продвижения были отмечены в показателях, отражающих уверенность, организованность, целеустремленность, альтруизм, активность будущих специалистов, что в целом свидетельствует об эффективности предложенной технологии.

литература

1. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования : монография. М. : Экон-Информ, 2007.

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибир-ская М.П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений // под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М. : Изд. центр «Академия», 2007.

3. Крюкова Е.А. Введение в социальнопедагогическое проектирование : учеб. пособие к спецкурсу / науч. ред. проф. Н.К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 1998.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999.

Projection in the system of social teachers training

Social project activities are widely used in holistic educational process of teachers ’ higher school. The project method of teaching actuates knowledge of related disciplines, has practice-oriented direction, creates conditions for applying the knowledge practically, stimulates search for missing social information. It is oriented at technological training of a student obtaining experience of solving of a specific social pedagogical problem that may be regarded as a typical example. It allows to realize the whole cycle of social pedagogical activity in practice (diagnostics, targeting, selecting and realization of methods, analysis of results by specialists, other students, teachers).

Key words: social teacher, professional activities, projection, competence, subject, project activities, competence experience.

ЛИ ПЭЙФАНЪ (Волгоград)

ситуация

квлзипроФЕссионАльной деятельности как средство духовного воспитания будущего учителя музыки: структурно-функциональные характеристики

С позиций целостного подхода характеризуется воспитательный потенциал ситуации квазипрофессиональной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовном воспитании будущего учителя музыки, а ее структура и функции обосновываются с позиций двойственности, противоречивости духовного мира человека и мира музыкальной культуры, множественности педагогической реальности.

Ключевые слова: духовное воспитание, ситуация квазипрофессиональной деятельности, гуманитаризация педагогической деятельности.

В XXI в. одной из актуальных задач является включение в процесс подготовки учителей педагогических средств, обеспечивающих формирование профессиональных качеств на основе развития духовности будущего педагога, что позволяет придать его профессиональной позиции устойчивость и ориентировать его на ценности общества и педагогической профессии. Особенно актуальна эта задача применительно к будущим учителям музыки, поскольку они являются носителями и трансляторами ценностей мировой культуры, и от того, насколько развита их духовная сфера, зависят их возможности в передаче таких ценностей обучающимся, в приобщении их к духовным богатствам, накопленным человечеством. Духовная составляющая, согласно выводам И.В. Арановской и В.А. Беляевой, выступает в качестве базовой в профессиональной подготовке будущего учителя музыки, а духовность является одной из ключевых категорий в системе его подготовки для работы с людьми.

И.А. Соловцова [5] выделяет содержательные характеристики духовного воспитания, которые мы интерпретируем исходя из специфики профессиональной деятельности учителя музыки.

© Ли Пэйфань, 2010

Духовное воспитание - это феномен, определяющий становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности. При этом в развитии ценностносмысловой сферы будущего учителя музыки можно выделить три взаимосвязанных и согласованных между собой направления, которые иерархически выстраиваются в следующем порядке: поиск смысла бытия, решение смысложизненных проблем общего характера; поиск смыслов, заключенных в педагогической профессии; поиск смыслов, заключенных в музыкальных произведениях.

Духовность двойственна по своей природе, она может быть ориентирована как на ценности, так и на их антиподы, что является выражением объективной двойственности мира и человека. В этой связи необходимо целенаправленно помогать будущему учителю музыки отличать позитивные духовные явления от негативных как в мире музыки, так и в собственном духовном мире и мире своих учеников.

Составляющими духовного воспитания будущего учителя музыки являются восхождение к ценностям - высшим духовным (Человек, Красота, Добро), социальным (культура, познание, труд), профессионально-педагогическим (обучающийся (воспитанник), профессиональные знания, профессиональное творчество) и ценностям музыкальной культуры (музыкальные произведения, обладающие значимостью для мировой культуры и заключающие в себе возможность для духовного совершенствования человека); восхождение к культуре, составляющей духовную среду существования человека, важнейшей частью которой является музыка; восхождение к себе, предполагающее самопознание и духовное совершенствование; восхождение к Другому - реальному или воображаемому партнеру по взаимодействию, постижение его духовного мира.

Анализ содержащихся в дидактической литературе, исследованиях по проблемам духовного и профессионального воспитания теоретических положений и практических рекомендаций показал, а длительная опытно-экспериментальная работа подтвердила тот факт, что в качестве эффективного средства духовного воспитания будущих учителей музыки может выступать ситуация квазипрофессиональной де-

ятельности (H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий и др.). В процессе квазипрофессио-нальной деятельности с помощью всей системы дидактических форм и методов моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Основной единицей работы студента и преподавателя становится не «порция информации», а ситуация во всей своей предметной и социальной противоречивости. Обусловливая диалогические отношения студентов, включенных в ситуацию, она способствует формированию их духовных качеств.

Специфика составляющих духовного воспитания будущего учителя музыки, а также особенности ситуации квазипрофес-сиональной деятельности позволили определить ее функции в духовном воспитании будущего учителя музыки.

Функция ориентации на ценности обеспечивает присвоение будущим учителем музыки иерархии необходимых для успешной профессиональной деятельности и для духовного развития ценностей - высших духовных, социальных, профессиональнопедагогических, ценностей музыкальной культуры - в их единстве. При этом важно сформировать у будущего учителя музыки умение определять, ориентировано ли конкретное музыкальное произведение на ценности или на их антиподы, выявлять ценности культуры, в контексте которой создавалось музыкальное произведение (осуществляется благодаря анализу жанровых, стилистических и иных особенностей музыкального произведения). Выявленные таким образом ценности позволяют с большой степенью полноты и глубины охарактеризовать духовные явления, нашедшие отражение в музыкальном произведении. Кроме того, специфика педагогической деятельности требует от будущего учителя музыки умения выявлять так называемые «ценности для меня», актуальные для духовного развития самого студента как будущего специалиста, и «ценности для Другого», актуальные для духовного развития обучающихся (воспитанников) с учетом возрастных доминант их духовного развития.

Функция обеспечения диалогичности взаимодействия направлена на реализацию такой составляющей духовного воспитания, как «Восхождение к Другому». Она обеспечивает понимание Другого в его раз-

нообразных духовных проявлениях и имеет двойную направленность: во-первых, на музыкальное произведение - с этой точки зрения будущий учитель музыки должен вступить в своеобразный внутренний диалог с автором и лирическим героем музыкального произведения, что необходимо для выявления заключенных в музыкальном произведении ценностей; во-вторых, это направленность на партнера по диалогу. Поскольку ситуация квазипрофес-сиональной деятельности имеет два плана [2] - реального взаимодействия и задаваемый условиями ситуации, то направленность на партнера по диалогу также реализуется в двух направлениях - реальном и игровом.

Функция стимулирования самопознания обеспечивает реализацию составляющей духовного воспитания «Восхождение к себе». Кроме того, актуализация интереса к собственному духовному миру неизбежно пробуждает интерес к духовному миру другого человека, иной культуре (Л.М. Лузина, CH. ^китенко, H.E. Щур-кова). Основой самопознания выступает рефлексия, которая позволяет выявить, в какой степени присвоены будущим учителем музыки составляющие духовного воспитания, и определить перспективы дальнейшего духовного развития.

Функция выявления духовного потенциала музыкальных произведений направлена преимущественно на реализацию составляющей духовного воспитания «Восхождение к культуре». При ее реализации важно учитывать две линии: возможности музыкального произведения для духовного развития самого будущего учителя музыки и его возможности для духовного развития обучающихся (воспитанников). Будущему учителю музыки важно также научиться характеризовать разнообразные духовные явления, нашедшие отражение в том или ином музыкальном произведении, и соотносить их с теми культурноисторическими условиями, в которых создавалось данное произведение, что и обеспечивает высокую степень адекватности восприятия музыки.

Функция проектирования. Ее необходимость определяется, с одной стороны, особенностями ситуации квазипрофессио-нальной деятельности как педагогического средства, с другой — необходимостью для будущего учителя музыки перехода с пози-

ции объекта духовного воспитания в позицию субъекта собственного духовного развития. Поэтому в ситуации квазипрофес-сиональной деятельности проектируются как фрагменты взаимодействия учителя и обучающихся (воспитанников), что задается содержанием ситуации, так и способы решения задач духовного воспитания самим студентом. При этом фрагменты педагогического взаимодействия проектируются по поводу того или иного музыкального произведения и выстраиваются как ситуации бытийного характера, затрагивающие смысложизненные вопросы добра и зла, любви и ненависти, красоты подлинной и мнимой.

Интегративной функцией ситуации квазипрофессиональной деятельности, обеспечивающей формирование в единстве всех составляющих духовного воспитания будущего учителя музыки, выступает функция смыслотворчества. Именно смыслотворческая деятельность позволяет выявить ценности, нашедшие отражение в музыкальном произведении, обеспечивает взаимопонимание с другими участниками ситуации и позволяет выстроить с ними диалогические отношения, лучше понять себя, свой духовный мир, создает необходимые возможности для понимания музыкального произведения как явления культуры, обращает будущего учителя музыки к ценностям и способам осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Определяя структуру ситуации квази-профессиональной деятельности, мы руководствовались общепринятым пониманием деятельности как единства пяти составляющих: цель, содержание, способы достижения цели, процесс, результат (A.H. Леонтьев и его научная школа), а также структурой педагогической деятельности, представленной в трудах H^. Кузьминой [3]. Данную структуру необходимо дополнить составляющей «рефлексия», поскольку именно организация рефлексии позволяет придать смыслотворческой деятельности необходимую целостность и системность. С этой точки зрения структура ситуации квази-профессиональной деятельности может быть представлена в виде единства следующих компонентов:

Цель. Целевой компонент реализует преимущественно функцию ориентации на

ценности, поскольку именно ценности выступают интенцией в духовном воспитании (И.А. Соловцова), а, следовательно, цели воспитания определяются исходя из них. В конкретной ситуации квазипрофессио-нальной деятельности организуется присвоение либо какой-то одной ценности, либо ценностей одного уровня (например, профессионально-педагогических), либо иерархии ценностей (например, Человек -обучающийся).

Содержание. Содержанием ситуации квазипрофессиональной деятельности будущего учителя музыки выступает, с одной стороны, содержание самого музыкального произведения, с другой — содержание педагогической деятельности. Особенную ценность представляют выводы В.В. Ме-душевского [4] об онтологическом, бытийном характере музыки, выражающей явления не психологического, а духовного порядка. Музыкальные произведения, представляющие «позитивный полюс» культуры и ориентированные на ценности, благодаря своей обращенности к эмоциональной сфере человека способны переводить ценности во внутренний план человека.

Содержание педагогической деятельности в рамках ситуации определяется понятием «взаимодействие». При этом проектируются и конструируются два типа взаимодействий, обусловленные двупла-новостью ситуации квазипрофессиональ-ной деятельности. Реальные взаимодействия выстраиваются по линиям «студент -преподаватель», «студент - студент», «студент - группа студентов». Ролевые взаимодействия выстраиваются по линиям, обусловленным формой представления содержания. Компонент «содержание» реализует главным образом функцию выявления духовного потенциала музыкальных произведений.

Способы достижения цели. В качестве способов достижения целей и решения задач духовного воспитания в нашем исследовании рассматриваются формы и методы воспитания. Экспериментальная работа, проводимая на базе Института художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета, позволила выделить в качестве оптимальных четыре формы представления содержания ситуации квазипрофессиональной деятельности: 1) проблемная задача, связанная либо непосредственно с музыкальным произведением, либо с педагогической

деятельностью (главным образом в области методики преподавания музыки), позволяет стимулировать смыслотворческую деятельность, раскрывает двойственность духовного мира человека и двойственность мира музыки, позволяет будущему учителю музыки выявить духовные ценности, актуальные для него самого и для будущих учеников, посмотреть на явления духовного мира с неожиданной, иногда парадоксальной, стороны; 2) игровая ситуация (ролевая игра), позволяющая студенту эффективно освоить различные профессиональные роли, а также побывать в роли других субъектов педагогической деятельности (обучающихся и их родителей, гостей, приглашенных на концерт, и т.п.). Игровая ситуация стимулирует процессы самопознания и способствует пониманию другого человека, обеспечивает формирование диалогических отношений в будущей профессиональной деятельности учителя музыки; 3) моделирование фрагмента музыкальной, педагогической или музыкальнопедагогической деятельности - фрагмента урока, воспитательного дела, условий для восприятия музыкального произведения, ситуации обучения или воспитания, взаимодействия между субъектами образовательной деятельности, интерпретация музыкального произведения с определенных позиций и т.п.; 4) анализ текста, понимаемого в широком, герменевтическом плане, развивающий способность к пониманию Другого (автора и героя музыкального произведения, участника отраженного в тексте педагогического взаимодействия), обеспечивает восхождение к культуре.

В качестве ведущего метода, применяемого в рамках ситуации квазипрофессио-нальной деятельности, была избрана интерпретация. Ее можно отнести как к анализу музыкальных произведений, так и к их исполнению, а также к анализу педагогических ситуаций. Интерпретация применяется в двух формах - извлечение смысла и придание смысла.

компонент «способы достижения цели» реализует главным образом функцию проектирования, поскольку используемые формы предполагают разработку разного рода педагогических проектов, и функцию выявления духовного потенциала музыкальных произведений.

Процесс. Процесс реализации содержания ситуации квазипрофессиональной деятельности выстраивается диалогически.

При этом формируются диалогические отношения студента: а) к самому себе как рефлексивное, аналитическое отношение, открытость для диалога с самим с собой; б) к будущим учащимся как к бытийно равным партнерам; в) к предметному содержанию (в нашем случае к музыкальному произведению) как обеспечивающее постановку духовных вопросов, значимых не только для учащихся, но и для педагога; г) к той игровой роли, которую студент исполняет в рамках ситуации, а также к ролевым позициям других участников ситуации. Применение этих положений в ситуациях квазипрофессиональной деятельности позволяет реализовать функцию обеспечения диалогичности взаимодействия в рамках такой ситуации.

Результат. В данном исследовании в качестве воспитательных результатов рассматриваются позитивные изменения, происходящие в отношении будущих учителей к ценностям, миру культуры, другому человеку и самому себе. Рассматриваемый компонент реализует интегративную функцию смыслотворчества, поскольку именно результат воспитательной деятельности свидетельствует о верно выбранных целях, корректно отобранных содержании и средствах воспитания и правильной организации процесса воспитательного взаимодействия; с другой стороны, без смыс-лотворчества невозможны позитивные изменения в духовной сфере воспитанника, т.е. результат духовного воспитания.

Рефлексия. Рефлексия в рамках ситуации квазипрофессиональной деятельно -сти имеет несколько объектов: процесс реального взаимодействия с партнерами по диалогу - преподавателем, однокурсниками; результат реального взаимодействия с партнерами по диалогу; процесс анализа музыкального произведения; результат анализа музыкального произведения; процесс исполнения игровой роли; результат исполнения игровой роли. Место рефлексии в структуре ситуации может быть различным: а) она может выступать в качестве своеобразного способа «погружения» в ситуацию и быть организована в начале педагогического взаимодействия - в этом случае рефлексия выступает как обращение к собственному жизненному и профессиональному опыту на духовной основе (Н.М. Борытко); б) может быть текущей и включаться в ситуацию на разных этапах ее реализации, предполагая при этом оста-

новку предметной деятельности (А.В. Хуторской); в) чаще всего рефлексия выступает как итоговая и применяется на заключительном этапе ситуации. Данный компонент реализует преимущественно функцию стимулирования самопознания.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать определение ситуации квазипрофессиональной деятельности как средства духовного воспитания будущего учителя музыки. Ситуация квазипрофессиональной деятельности - это фрагмент педагогической деятельности, обладающий всеми признаками целостности, предполагающий организацию ценностно - смыслового диалогического взаимодействия на музыкальном и педагогическом материале и обеспечивающий включение студента в будущую профессиональную деятельность на основе духовных ценностей в двух планах - реальном и условном.

Литература

1. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы) : монография. Волгоград : Перемена, 2002.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высш. шк., 1991.

3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. : Знание, 1985.

4. Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка. Культура. Человек. Свердловск, 1988. №9.

5. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград : Перемена, 2006.

Situation of quasiprofessional activities of a future music teacher: structural functional characteristics

From the angle of holistic approach there is characterized educational potential of the situation of quasiprofessional activities, there is regarded its potential in spiritual education of future music teacher, and its structure and functions are seen from the angle of duality, discrepancy of inner life of a person, music culture life, multiplicity of pedagogic reality.

Key words: spiritual education, situation of quasiprofessional activities, humanitarisation of pedagogical activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.