УДК 159.922.4
РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
ORTHODOX TRADITION AND ITS ROLE IN SPIRITUAL DEVELOPMENT OF HUMAN
Г. С. Дулина
G. S. Dulina
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»,
г. Чебоксары
Аннотация. Исследуется влияние религиозного образования на формирование духовнонравственных ценностей молодежи, выявляются закономерности формирования психологии религии в молодежной среде различных социальных групп. Психология православного религиозного образования рассматривается как фактор улучшения духовно-нравственной жизни молодого поколения.
Abstract. The influence of religious education on development of spiritual and moral value orientations of young people is studied, the regularities of development of religious psychology among young people of different social groups are revealed. The psychology of Orthodox religious education is considered to be the factor for the improvement of spiritual and moral life of the young generation.
Ключевые слова: православие, религия, образование, духовность, нравственность, христианство, поколение, молодежь, деятельность.
Keywords: Orthodox Christianity, religion, education, spirituality, morality, Christianity, generation, youth, activity.
Актуальность исследуемой проблемы. Православный подход к решению проблемы образования и воспитания молодого поколения предполагает следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке и духовное осмысление жизненных явлений. Особенно актуально на сегодняшний день обращение к опыту православной психологии и педагогики, так как общество и государство нуждаются в образовательных психолого-педагогических моделях, которые обеспечивают духовнонравственные компоненты в содержании образования.
В современной системе образования отсутствует теоретическое обоснование процесса духовно-нравственного становления личности как единого, непрерывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности. Современные исследования позволяют утверждать, что основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а основными базисными элементами этой системы - семья, Церковь и школа. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образова-
нии» ориентирует и вузовскую науку на исследование духовных традиций отечественного образования, уклада жизни и форм национального опыта. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции.
Целью данной статьи является определение места православной традиции в общей структуре современного образования как духовно-нравственного становления современной молодежи.
Материал и методика исследований. Для достижения указанной цели применялся комплекс теоретических методов исследования, включающий анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации. Материалом исследования послужили труды ученых, посвященные изучению православной традиции и ее роли в духовном становлении человека.
Результаты исследований и их обсуждение. Возвращение к духовнонравственным традициям в российском образовании способствует восстановлению утерянной полноты духовности в сфере педагогики и психологии.
Опыт теоретического и практического осмысления духовно-нравственного становления личности был сохранен Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов, трудах православных богословов и мыслителей и практической деятельности подвижников благочестия, видевших в педагогической деятельности свое предназначение (К. Д. Ушин-ский, С. А. Рачинский, Н. И. Ильминский, П. Ф. Каптеров, барон Корф, епископ Феофан, архиепископ Амвросий, К. П. Победоносцев, А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, И. В. Киреевский, Н. А. Бердяев и др.) [6].
Понятия нравственности и духовности, морали и этики зависят от научного толкования и исторического периода их изучения. В «Толковом словаре современного русского языка» понятие «духовность» определяется как нематериальное, божественное начало в жизни и в человеке; внутренний мир человека в противоположность физическому, телесному. Понятие «религия» происходит от латинского «religare», что означает «связывать, соединять, объединять» [7, 67].
Духовная сфера личности, ее духовный потенциал формируются под влиянием таких составляющих, как нравственность, мораль, этика. Значения близких по смыслу слов «нравственность», «мораль», «этика», возникших в трех разных языках, раскрываются на основе анализа их происхождения.
Термин «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввел Аристотель, назвав «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, - такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» - науку об этих качествах.
Термин «мораль» - латинского происхождения, образован от лат. mos (множ. число mores), что означает то же, что ethos в греческом, - нрав, обычай. Следуя примеру Аристотеля, Цицерон образовал от него слова moralis - моральный и moralitas - мораль, ставшие латинским эквивалентом греческих слов «этический» и «этика» [11]. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение морали: «Мораль (лат. moralis - нравственный) - нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики» [8, 79].
«Нравственность» - русское слово, образованное от корня «нрав», употребляется наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения» [3].
Нравственное поведение определяется сознательным выбором тех или иных действий. Нравственным считается такой человек, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. К основным критериям нравственности человека можно отнести его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Религиозное понимание нравственности проявляется в переживании человеком непосредственной связи с божественным началом (согласно Библии, дух наряду с душой и телом составляет природу человека). Как религиозный феномен духовность раскрывается в христианском мировоззрении [5, 31].
Нравственные и православные интересы требуют рассмотрения человека как уникальной личности во всей ее целостности. Такой подход невозможно осуществить в рамках рационализма, он возможен только после признания прав веры в сфере разума. Православные традиции и религия являются сохраняющим фактором духовной жизни общества, составляют основу и стержень культуры и сберегают общественное культурное наследие, предохраняют человека и человечество от деградации, от нравственной гибели. Православие, православная педагогика и психология способствуют развитию личности в духовном мире, укреплению нравственности, формированию духовных ценностей и самооценки, что является процессом самосовершенствования подрастающего поколения [2, 16].
С учетом большой роли Русской православной церкви в процессе историкокультурного развития и становления духовно-нравственного потенциала у молодого поколения в течение последних лет строится и развивается сотрудничество образования и науки с епархиальным управлением. Сегодня православие признается неотъемлемой частью духовной культуры России, воздействует на образование. Православные же традиции оказывают влияние и на культурно-нравственное воспитание в семье, где на первый план выступает формирование моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости.
Одной из важнейших функций православного образования является мировоззренческая. Религиозное, православное сознание позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира, его организации в сознании, в результате чего вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы, что составляет основные компоненты мировоззрения, то есть совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Православие формирует у человека особое отношение к природной и социальной среде, к окружающему миру, к православным представлениям, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений его духовного становления. В православной традиции речь идет о духовном образовании истинных знаний человека по мере подготовленности его к получению этих знаний, что и составляет его личностный рост [1].
Процесс духовного становления личности наблюдается в сфере социальной жизни человека на трех уровнях, связанных между собой вертикальной связью, - личных основах бытия человека: это нравственность, благочестие и благоговение, что является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Эти принципы и нормы регулируют чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения, являясь при этом не религиозным, а социальным актом, т. е. нравственным может быть и нерелигиозный человек. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет [4].
Резюме. Проведенное теоретическое исследование, изучение степени разработанности проблемы позволяют сделать определенные выводы.
Мы находимся в начале пути перерождения душевного строя человека. Реальностью нашего положения является наличие двух систем образования - государственной светской и церковной православной. Исходя из этой реальности, в основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в ходе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания [9].
Каждый человек, приходя в этот мир, хранит в себе тайну личной жизни и особое призвание - внести в поток бытия свою неповторимость. Это присуще только человеку и даровано его природе как данность и как задание, которое без участия самого человека не может быть исполнено. Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Особенности жизни человека в том, что он не единожды переживает процесс рождения. Он в процессе жизни возрождается и перерождается, становится другим, новым [10].
Современная ситуация требует знания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ бытия и культуры. Семья не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования: религиозные христианские представления о творении мира и человека, об иерархическом устроении мира, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о сохранении чистоты и целомудрия, о смирении и послушании как высших человеческих добродетелях. Светское образование должно освещать, а значит, просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмыслить суть изучаемых явлений.
Воспитание гражданина связано с духовно-нравственными основами жизни человека, воспитания любви к малой Родине, к Отечеству, к своей армии. Содержание образования должно опираться на российскую национальную идею, которую для наших современных условий президент РАО Н. Д. Никандров сформулировал как триаду «Православие, патриотизм, народность».
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. - М. : Изд-во «Канон», 1996. - 557 с.
2. Зеньковский, В. В. Педагогика / В. В. Зеньковский. - М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. - 154 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 2-е изд. - М. : Изд-во «Азъ», 2002. - 568 с.
4. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова. - М. : Изд-во «Импэто», 2004. - 82 с.
5. Писманик, М. Г. Религия в истории и культуре / М. Г. Писманик. - М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 430 с.
6. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика : учебное пособие / Протоиерей Евгений Шестун. - 2-е изд. - М. : Про-Пресс, 2002. - 576 с.
7. Толковый словарь современного руссого языка. Языковые изменения конца XX столетия / под ред. Г. Н. Скляревской. - М. : Астрель : АСТ, 2005. - 944 с.
8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М., 1983. - 840 с.
9. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. - Вильнюс : Правосл. епарх. упр., 1991. - 431 с.
10. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности : учебное пособие для вузов / В. Д. Шадриков. -М. : Логос, 2001. - 296 с.
11. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2001. - 671 с.