Научная статья на тему 'Духовно-нравственные традиции как основа современной образовательной политики'

Духовно-нравственные традиции как основа современной образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / CULTURAL AND MORAL EDUCATION / ПОЛИТИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / POLITICAL AND EDUCATIONAL CONSERVATISM / ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ / PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL PERSONIFICATION / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ORTHODOX EDUCATION / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / CONSCIENCE AND RELIGIOUS FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Липская Л.А., Липская Е.В.

В статье рассматривается проблема выбора современных приоритетов в образовательной политике на основе сложившихся духовно-нравственных традиций в отечественной философско-педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and moral traditions as the basis of the modern educational politics

The article is devoted to the problem of choice among modern priorities in the educational politics on the basis of existing cultural and moral traditions in the national philosophical and educational science.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные традиции как основа современной образовательной политики»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 172

Современный период развития России обнажил проблему духовно-нравственного воспитания личности, которая связана с проявлениями бездуховности, псевдокультуры, антигуманных ценностей в молодежной среде, с подростковой преступностью, пьянством и наркоманией, низким уровнем общественной морали. Самые общие причины названной проблемы - следствие тех радикальных изменений конца ХХ - начала XXI века, которые привели к утрате традиционных культурных стереотипов, растворению и загрязнению национального характера, эрозии национально-культурной идентичности. Решение данной проблемы тесным образом связано с формированием духовной культуры молодого поколения, поскольку она задает модус ценностно-смыслового отношения к миру, к жизни, к себе и другим людям.

В сложные, переломные периоды развития нашей страны общество и власть обращаются к своим идейным и духовным истокам, пытаясь найти в них ответы на вызовы современности, вернуть утерянные традиции. Одним из способов возрождения и трансляции национальных ценностей выступает система образования. Особенность современной политики в сфере образования состоит в попытке примирения и соединении двух противоположных ценностных систем: индивидуалистической и коллективистской, западнической и славянофильской, консервативно-охранительной и либерально-реформистской. Разнополярность и разнонап-равленность идейных истоков современных концепций порождает рассогласованность целей и ценностей в сфере образования, борьбу между педагогическим сообществом и властными структурами за приоритеты в образовательной политике.

Политический конфликт, связанный с утверждением в обществе той или иной системы духовно-нравственных ценностей имеет в России длительную историю. Начиная с древнейших времен, воспитание чело-

Л. А. ЛИПСКАЯ, Е. В. ЛИПСКАЯ

века в России носило религиозный характер. Древнерусская православная педагогика рассматривала человека как венец божественного творения, а его становление осуществлялось, как просвещение в вере, под знаком определяющей роли государства и религии. Образовательным идеалом было формирование «государственного человека, преданного вере, царю и отечеству». Религиозное воспитание было направлено на преодоление в человеке греховного начала путем смирения, спасения души на основе веры, надежды и любви к Богу [1].

В образовании, как и в обществе в целом, вплоть до XVIII века господствовал религиозный тип культуры, для которого было характерно преобладающее положение церкви в обществе. Особенностью русской философско-педагогической мысли первой половины XIX века было то, что в ней нашли отражение идеи единства Человека и Бога, синтеза индивидуального и общественного, этико-эстетические и смысложиз-ненные образы познания мира. Своеобразным отражением этого стала Русская идея, которая объединила особенности русского национального характера и культуры, патриотизма, мессианизма России, своеобразия ее пути. Она стала одной из центральных идей философских и педагогических теорий славянофилов (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский А.С. Хомяков, и др.), которые отмечали самобытный характер развития российского общества и его культуры, указывали на православие как основу воспитания русской духовности.

Образование рассматривалось славянофилами как процесс приобщения личности к исконно русским, православным ценностям, «через самоотречение каждого в пользу всех». В частности, в статье «Об общественном воспитании в России» (1850) А. Хомяков основной смысл воспитания видел в передаче традиций, которые направлены на формирование внутренней духовной цельности личности, в ее единении на ос-

нове христианской веры и взаимной любви с другими людьми. Обязанностью правительства он считал «устранение всего, что противно внутренним и нравственным законам, лежащим в основе самого общества» [2]. Общественное воспитание, по мысли философа, должно осуществляться на основе единства христианского православия, русской народности и государственности. Предназначение такого воспитания виделось в развитии национального самосознания, составляющего духовную основу русского народа, которая определяет его особый характер, национальность, отличие от других народов. Следует отметить, что идеи славянофилов о противопоставлении специфического типа российской культуры и западноевропейского особенно популярны сегодня, когда предпринимаются попытки определения ценностных приоритетов отечественного образования. Со стороны современных славянофилов, как политиков, так и ученых, вновь звучит критика западных ценностей, основанных на рационализме, голом расчете и эгоистических интересах. Индивидуалистическим и лицемерным ценностям «западного мещанства», для которого характерна погоня за комфортом и материальным благополучием, противопоставляются «исконно русские» ценности общинного, соборного, высоконравственного образа жизни, принцип сочетания личных интересов с интересами общества и государства.

Ряд современных представителей педагогического сообщества придерживается консервативного теологического направления, которое было одним из ведущих в политической и педагогической мысли России в конце XIX - начале XX веков. Консерватизм в образовательной политике проявлялся в ориентации на идеи сильного национального государства, патернализма и патриотизма, которые были высказаны теоретиками и деятелями просвещения ортодоксального религиозного течения К.П. Победоносцевым, С.А. Ра-чинским, К.П. Яновским и др. Идеологом религиозного консерватизма как в обществе, так и в образовании был К.П. Победоносцев, который считал, что в основе государственной системы образования должны лежать два критерия - божественный разум и народный дух - имея в виду народ, обладающий «надличностной духовной субстанцией» [3]. В свете проводимых сегодня в образовании реформ определен-

ное значение имеют его высказывания по поводу того, что институциональные преобразования, необходимость которых не обусловлена исторически закономерным развитием общества, могут принести больше вреда, нежели пользы. В связи с политикой интеграции России в единое европейское образовательное пространство, остаются актуальными предостережения Победоносцева о невозможности произвольного переноса социальных институтов одной нации на другую, не соответствующих ее «народному духу». Это относится, в частности, к внедрению в высшей школе основных принципов и Болонской декларации, которые пока с трудом вписываются в отечественную систему образования. У определенной части российского педагогического сообщества продолжает господствовать предубеждение против западных образовательных моделей, ориентированных на воспитание у молодого поколения духа свободы, самостоятельности, самодеятельности и индивидуальной ответственности. В исследованиях последних лет доминирующим мотивом становится критика государственной образовательной политики либерализма, отрицание западной индивидуалистической ментальности, которую формирует европейская система образования. Сторонники современного религиозного консерватизма в образовательной политике занимают методологические позиции, которые определяются приматом веры перед знанием, религии перед наукой. Одной из задач общеобразовательной школы в теоретических построениях педагогов консервативного направления провозглашается религиозное воспитание, проблемы нравственности ставятся в прямую связь с национальной безопасностью России.

В современных условиях политической трансформации и модернизации образования среди политиков и ученых-педагогов вновь становится популярной апелляция к традиции «русской идеи», ориентация на особый (антизападный) путь развития нашей страны. Консервативно настроенные ученые-педагоги с большим трудом меняют сложившиеся авторитарные государственно-патерналистские установки в отношении образования, сопротивляются реализации либерально-гуманистических идей. Для определенной части российской педагогической мысли характерна ориентация на усиление роли государства и церкви в сфере образования, в воспитании традиционных коллективно-религиозных ценностей. Наблюдается

абсолютизация и идеализация интеллектуально-психологических свойств русской нации, ее особой ментальности, которая могла бы стать одновременно основой исторического возрождении русского народа и построения управляемого гражданского общества в нашей стране. При этом вполне отчетливо прослеживается нежелание целенаправленно воспитывать у молодежи гражданскую культуру, развивать инициативу, активность и ответственность за дела общества. Исследования показывают, что в обществе по-прежнему доминируют идеи социального равенства и государственного патернализма, а не индивидуальной свободы и гражданской ответственности. Проводимая в последнее время образовательная политика не привела к значительному продвижению в обществе либерально-демократических ценностей, к формированию у граждан привычки к самоорганизации и самоконтролю.

Вместе с тем, несмотря на преобладающие консервативно-охранительные идеи, в современной педагогике развивается другое персо-налистическое духовно-этическое течение. В конце XIX начале XX века оно нашло отражение в русской религиозной философии и персонализме (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зень-ковского, И.А. Ильина, Н. Лосского, В. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского и др.). Сторонники персоналистической ориентации отказалась от ортодоксального православного фанатизма и аскетизма, встав на позиции христианской антропологии, стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистической традиции православия. Теоретическим основанием образования для представителей духовно-этического направления выступала и выступает христи-анско-православная антропология и этика, «помноженные» на философию «русского персонализма», идеалы добра и любви, которые во многом определили реализацию принципа свободного, личностно-ориенти-рованного воспитания в практической педагогике.

В разработке педагогической проблематики они исходили и исходят из того, что человек - всегда личность - Персона, истоки которой коренятся не в ней самой, а в бесконечном начале - Боге. Если ортодоксально-охранительное течение в русской религиозной педагогике отдавало человека во власть Богу, требуя от него смирения и безусловной покорности, то религиозно-антропологическое течение стремилось возвысить его до Бога, помочь спасению его души,

опираясь на гуманистически ориентированные ценности в их религиозной интерпретации. Особенностью антропологическо-ори-ентированной концепции было то, что она предлагала модель обожествления человека, которая отражала путь его движения к Богочеловеку. Персоналисты, стремясь ослабить свойственный христианской религиозной концепции догматизм, вводили в нее новое содержание, соответствующее субъективному пониманию человека [4]. Принципу идеалистического монизма и панлогизма они противопоставили идеалистический плюрализм - множественность существований, воль, личностей. Персоналисты попытались модернизировать христианские представления о человеке, обращаясь к реальным, земным проблемам человеческого существования. Согласно учению большинства религиозных ученых гуманистической ориентации воспитание должно быть направлено на преобразование внутреннего мира человека в гармонии с самим собой и окружающим миром, в духовном единении с Богом и ответственности перед ним.

Главной идей персонализма является провозглашение человека не объектом, а субъектом свободного и творческого самосозидания, высшей духовной ценностью. По своему духу православная персоналистичес-кая педагогика проникнута этическим и гражданским пафосом. Активность, деятельность, творческое движение от обыденности к духовному бытию человека - вот главный лейтмотив персонализма применительно к современному образованию. Основную задачу духовного воспитания персоналисты видят в нравственном самосовершенствовании личности, в обретении ею подлинной свободы, которая проявляется в стремлении к добру и совершенству.

Становление личности персоной, ее неповторимой уникальной субъективности происходит через процесс самоосознания, самопознания и самонаправления. В то же время персоналисты выступают против изолированности личности, они считают, что персонализация, творческая субъективность человека может проявляться только в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Преобразуя себя, человек преобразует окружающий мир совместно с другими людьми - в этом смысл персонали-зации личности.

Особенностью религиозно-философского течения, получившего развитие в трудах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского,

В.В. Розанова и др., было то, что философы пытались использовать общественное образование для подготовки свободных людей, способных изменить к лучшему весь уклад жизни. Так, в центре размышлений Н.А. Бердяева всегда стояла проблема назначения человека, его творчества и свободы. Для него «человеческая душа есть творческий процесс, активность» [5]. Образование, по мысли философа, должно быть направлено на преодоление культурного разрыва двух миров -между Западом и Востоком, между славянофильством и западничеством, тем самым способствуя утверждению как духовной морали, так и духовного разума свободной личности, поскольку «свобода есть творческая сила человека». В условиях становления гражданского общества в России актуально высказывание Н.А. Бердяева о том, что человек как свободное духовное существо должен сделать свободным и общество. К сожалению, современному российскому обществу сегодня крайне недостает духовно свободных и ответственных личностей, осознающих свои интересы и активно выступающих за их реализацию.

Особое культурно-воспитательное значение имеют педагогические идеи представителей религиозной философии В.В. Розанова и В.Зеньковского, исходившие из целостного понимания личности, ее гуманистического предназначения. Продолжая линию приоритета духовности, известный религиозный философ В.В. Розанов в своей работе «Сумерки просвещения» (1899) говорил о человеке как о «любимце Божьем», душа которого наделена богатейшим внутренним миром, и который ожидает «извне прикосновения» [6]. Выводы, к которым он пришел, по поводу роли образования в преображении российской действительности, не потеряли своей значимости и сегодня. В.В. Розанов представил взгляд на знания, науку как духовные основы самой жизни. Суммируя взгляды философа на образование, нельзя не отметить его размышления о соотношении между формами духа и различными общественными процессами, его представления о главенствующей роли духа во всем сущем. Наблюдаемый сегодня кризис в духовной сфере во многом обусловлен потерей ценностной ориентации, что привело к разрыву образования и культуры. Отсутствие прочных духовных основ современной жизни, недостаточное внимание государственной власти к гражданскому и духовно-нравственному

воспитанию порождает в молодежной среде правовой нигилизм и нравственную распущенность.

Доминирование частных экономических интересов над общественными в современной образовательной политике, ее подчинение рыночным механизмам ведет к утрате социокультурных приоритетов в сфере образования. Новая образовательная модель ориентирована на формирование технократической культуры общества. Об этом свидетельствует то, что одним из основных показателей оценки деятельности вуза становится востребованность выпускника на рынке труда и степень его адаптации к рыночным условиям [7]. Современному отечественному образованию не хватает стремления к формированию духовной целостности человеческого существа, в процессе которого человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии. Об этом в свое время писал известный русский философ В.С. Соловьев, заслуга которого в том, что он категорически выступал против рассмотрения человека как средства для достижения каких-либо целей даже самых благих. Уникальность его религиозно-антропологических воззрений заключается в том, что он считал человека Божественным существом, который совечен и со-могущ Богу. Он подчеркивал самоценность каждой личности и ее самоцельность, рассматривая социализацию как свободное индивидуальное саморазвитие каждого человека, стремящегося к добру, которое должно стать основой развития всего человечества [8]. Роль образования он видел, прежде всего, в возможности человеку реализовать стремление к все большей полноте духовного бытия.

Задача образования, по мнению другого, не менее известного философа, педагога, религиозного деятеля В.В. Зеньковского, должна состоять в духовном развитии личности, воспитании в человеке стремления к совершенству, поиске добра через преодоление зла, через его творческое преобразование. К сожалению, современное образование не выполняет в полной мере одну из своих важных функций, о которой говорил Зеньковский, а именно: социального воспитания личности. Для успешного осуществления демократических преобразований в нашей стране необходимо активное участие в политике, в общественной жизни, прежде всего, молодых граждан. Для этого, как писал В.В. Зеньковский, следует «развивать

«вкус» к социальной деятельности, воспитывать дух солидарности, способность подыматься над личными, эгоистическими замыслами» [9]. Он говорил о социальной наследственности, об усвоении подрастающим поколением традиционных ценностей, формировании у него чувства солидарности и сотрудничества. Социальное воспитание должно развивать не только социальную активность, но и чувство долга перед своей страной, «дух братства и взаимопомощи».

Идеи христианской педагогики о воспитании духовности, высоких нравственных качеств личности - любви к ближнему, совестливости, доброты, привычки действовать сообразно православному идеалу человека имеют непреходящее значение и в наши дни. Ученые-педагоги все настойчивее ставят вопрос о приоритете в образовании духовно-нравственных начал. Речь идет о необходимости использовать все то лучшее, что накоплено отечественной философско-педагогической мыслью, для духовного возрождения России, объединения молодых россиян вокруг общечеловеческих ценностей. Задача современного воспитания видится в том, чтобы показать человеку вечные ценности (добра, справедливости) и ценности вновь появившиеся (свободы, демократии), помочь их правильно понять и синтезировать. Современное общество должно развиваться через личность человека, его моральное самосовершенствование и духовное воспитание, что ведет к гармонии личности и общества.

В то же время решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения должно осуществляться с учетом многомерности и многоконфессио-нальности современного российского общества, мировоззренческих и культурных особенностей семьи. В соответствии с российским законодательством запрещается установление обязательной или государственной идеологии или религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Вряд ли можно согласиться с теми политиками и учеными-педагогами, которые провозглашают христианское православное вероучение единственным руководящим принципом педагогики. Среди общественности и представителей других религиозных конфессий вызывают неприятие призывы опираться в воспитании исключительно на евангельские заповеди, а не

светскую этику. Сторонники атеистической педагогики не согласны строить систему воспитания на основе теологии и авторитарности, преклонения перед церковью и государственной властью как воплощением силы и господства. Такая фетишизация христианской религии и государственной власти порождает этатизм восточного типа, формирует у молодого поколения ценности патернализма, сочетающие в себе образ сильной («авторитарной») и справедливой («нравственной») политической и духовной и власти.

В связи с этим видятся правомерными протесты общественных деятелей, представителей различных конфессий против попыток введения в школьную программу обязательного учебного курса «Основы православной педагогики», которое нарушает право личности на свободу вероисповедания и свободомыслия. Утверждение, что каждый россиянин должен знать православную культуру и православную историю России, «является навязыванием всему обществу идей превосходства одной культуры и одного народа над остальными» [10]. Принятие решения об обязательном преподавании культуры одной религии с неизбежностью может привести к политическому конфликту. Осуществление такой политики нарушает и закон РФ «Об образовании», который предусматривает возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей.

Несмотря на то, что подавляющее большинство граждан Российской Федерации являются православными или приверженцами православной культуры, необходимо приобщение учащихся к историческим и культурным основам всех традиционных религий народов России, которое должно воспитывать у них терпимость и уважение к представителям других религиозных взглядов. Следует избегать однобокого навязывания тех или иных вероучений. Важно, чтобы их трактовка носила объективный характер, без преувеличения роли какой- либо одной религии в обществе. Целью религиозного воспитания должно быть взаимное примирение и принятие религиозных различий на основе творческого диалога. Необходимо не просто разъяснять те или иные постулаты веры, а ставить религиозные проблемы, скорее, как дискуссионные.

В настоящее время идет напряженный поиск оптимальной модели взаимоотноше-

ния между государством, религиозными объединениями и образованием. Очевидно, что в современных условиях, когда в стране на десятилетия была практически утрачена

живая традиция взаимодействия религиозной мысли и педагогической науки, есть необходимость обратиться к истории русской религиозной философии и практики.

1. Кошелева О.Е Основы православной педагогики в Древней Руси // Европейская педагогика от античности до Нового времени / О.Е. Кошелева. Ч. 1. - М.: УРАО, 1993. - С. 82.

2. Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // Русская философия первой половины XIX века. / А.С. Хомяков. -М., 1987. - С. 276.

3. Победоносцев К. П. Московский сборник // Победоносцев К. П. Соч. - СПб., 1996. - С. 371.

4. Вдовина И.С. Буржуазная философская антропология XX века // В поисках «личностных» форм бытия / И.С. Вдовина. - М.: Наука, 1986. - С. 90.

5. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Мир философии: Книга для чтения /Н. А. Бердяев. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Республика, 1991. - С. 49.

6. Розанов В.В. О понимании / В.В. Розанов. - СПб., 1994. - С. 17.

7. Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // «Alma Mater» («Вестник высшей школы»). - 2008. - № 9. - С. 11-19.

8. Соловьев В. С. Чтение о богочеловечестве / В.С. Соловьев. // Сочинения в 2 т. - М., 1989. Т. 2. - С. 87.

9. Зеньковский В.В. Социальное воспитание / В.В.Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - С. 298.

10. Религиозное образование в школах должно быть факультативным [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://portal-credo.ru/site/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.