ций в образовательно-воспитательный процесс в качестве средства духовно-нравственного воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения;
- методическая подготовка учителей к комплексному использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся, а также к организации и осуществлению подготовки родителей по вопросам сущности, содержания национальных традиций, роли семьи в инкультурации, социализации и духовно-нравственном воспитании молодежи;
- формирование у субъектов воспитательного процесса внутренних мотивов обращения к национальным традициям как средства духовно-нравственного воспитания;
- организация и осуществление диалога и синтеза традиций разных народов, их взаимообогащение в условиях среды образовательного учреждения;
- обеспечение единства воспитательных воздействий семьи, школы, общества в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 70188902/ (дата обращения: 27.07.2019).
3. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 2008.
4. Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Нов. шк., 1996.
* * *
1. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2009.
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70188902/ (data ob-rashcheniya: 27.07.2019).
3. Teoriya kul'tury: ucheb. posobie / pod red. S.N. Ikonnikovoj, V.P. Bol'shakova. SPb.: Piter, 2008.
4. Yamburg E.A. Shkola dlya vsekh. M.: Nov. shk., 1996.
© Залаутдинова С.Е., 2019
National traditions in the continuum "enculturation-socialization" as a means of spiritual and moral education of youth in the conditions of polyethnic region
The article deals with the modern position of the Russian society and the spiritual and moral problems of youth connected with it. There is characterized the concept of "tradition". There is revealed the spiritual and moral potential of national traditions. There is substantiated their role in enculturation and socialization of personality. The article describes the peculiarities of developing the continuum "enculturation-socialization" based on the national traditions as a means of spiritual and moral education of youth.
Key words: tradition, national traditions, spiritual and moral education, enculturation, socialization, continuum "enculturation-socialization", polyethnic region.
(Статья поступила в редакцию 12.09.2019)
С.Е. ЗАЛАУТДИНОВА (Санкт-Петербург)
генезис социальных практик в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи*
Освещается вопрос становления и развития социальных практик в духовно-нравственном воспитании со времен Крещения Руси и по сей день. Раскрываются предпосылки возникновения современных социальных практик для воспитания молодого поколения. Отмечается важная роль организации социальных практик в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: генезис социальных практик, социальные практики, духовно-нравственное воспитание, воспитание учащейся молодежи, милосердие, благотворительность.
Понятие «социальная практика» в педагогике появилось сравнительно недавно, оно не имеет своего четкого определения и воспринимается нами в большей степени как вид прак-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
тики в образовательном учреждении для совершенствования профессионального мастерства будущих социальных работников или социальных педагогов. А между тем отношение к социальным практикам в философии и социологии, откуда это понятие и пришло в педагогику, более емкое.
Социальные практики в социальной философии рассматриваются как деятельность субъекта, направленная на преобразование его социальной среды для полноценного развития самого субъекта в этой среде [7]. Педагогика только на пути к определению понятия «социальная практика», однако все поиски исследователей так или иначе приводят к тому, что ориентиром остается определение, данное социологами. Так и мы для исследования сохраним этот ориентир.
Поскольку понятие «социальная практика» достаточно молодое, то при составлении генезиса социальных практик нам необходимо ориентироваться на саму суть явления и его характеристики. Нас будет интересовать прежде всего социальная деятельность человека или группы людей, направленная на преобразование социума, на благо другого человека, причем эта деятельность для самого субъекта должна быть полезной. Важным остается и то уточнение, что нас в этой деятельности в рамках исследования интересует духовно-нравственное становление личности молодого человека в процессе реализации социальных практик.
Крещение Руси в православную веру, безусловно, оказало огромное влияние на духовно-нравственное становление человека. весть о Христе принесла на Русскую землю заповеди любви, милосердия и помощи ближнему. Православие постепенно становилось мировоззренческой и духовной основой для образования и воспитания подрастающих поколений.
Киевские князья издают первые церковные уставы, где прописаны моральные нормы и требования к людям. Обителью духовности и нравственности становятся монастыри.
Первыми социальными практиками в православной Руси можно считать акты «нище-любия». Исполняя христианские заповеди, князья, представители духовенства и меценаты считали своим долгом накормить нищего, помочь обездоленному или заключенному, оказать внимание вдове или сироте. Необходимо заметить, что целью данных социальных действий не было преобразование общества и улучшение ситуации в целом, целью актов помощи было спасение души самого помогаю-
щего, бедные и обездоленные люди считались самыми большими молитвенниками. Однако проявление милосердия отдельных представителей общества и благотворительные действия оказывали существенное влияние на благосостояние общества в целом.
Благотворительность не была государственной обязанностью или повинностью. По примерам князей в дела милосердия включались и другие состоятельные люди. Так, известны данные о том, что князь Владимир устраивал обеды для нищих у себя во дворе, а к тем, кто не мог по причинам болезни и немощи быть на обеде, отправлялись повозки с провиантом. Князь Иоанн получил прозвище Калита, потому что носил с собой мешок для раздачи милостыни, а Дмитрий Донской кормил нищих из своих рук.
Одним из свидетельств деятельного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является «Поучение Владимира Мономаха»: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» [2]. Заботой о своей душе, о своем спасении, о христианском понимании своего предназначения пропитан этот текст. Призыв к заботе о нищих, сиротах, вдовицах, о встрече гостей независимо от статуса и социального положения, о посещении больных и проводах в последний путь, и это все не просто наказ. Это воспитательный процесс на собственном примере, примере своей семьи: «Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные» [Там же].
Благодаря тому, что в Древней Руси была единая вера, всех детей независимо от сословия учили одинаково - читать, молиться, понимать сущность христианского учения. В обучении молодежи того времени действовал дифференцированный подход. Молодых людей обучали будущему социальному служению: службе при дворе, службе в торгово-ре-месленном деле или в рядах духовенства. Дети из бедных семей проходили обучение бесплатно. Равенство в обучении открывало новые возможности и было хорошим воспитательным моментом и подтверждением христианского учения о любви к ближнему.
Нил Сорский в своих трудах осуществил попытку к обобщению опыта воспитания в монастыре. Он размышлял об использовании различных приемов духовного совершенствования, средств и методов воспитания и их системном объединении. Выдающийся мысли-
тель XV в. писал о том, что человеку должно все идти на пользу - и духовные беседы, и чтение Священного Писания, а также рукоделие, различное ремесло и подражание святым.
Воспитанием в большей степени занималась семья, дети воспитывались на примере своих родителей, братьев и сестер. за порядком и соблюдением негласных правил следил старший в семье. В XVI в. появился «Домострой», содержащий в себе поучения «о духовном строении», «о мирском строении», «о домовом строении». Воспитывая детей, необходимо было научить их христианскому жительству: «Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит». Как мы видим, социальные практики воспитания детей в Древней Руси представлены в большей степени в виде назиданий, указов, нравоучений, которым необходимо было следовать, чтобы быть настоящим христианином.
Воспитательную задачу также выполняли учительные книги в школах с пословицами, поговорками, загадками. «Школа имела цель: образование ума, сердца и воли, направленной к добру, и выполняла ее, обеспечивая всестороннее развитие личности» [8]. Активно издавались сборники (как рукописные, так и печатные), которые содержали в себе советы по воспитанию детей и изречения святых отцов церкви.
Светское направление в образовании появилось во времена правления Петра I. По указанию государя собирается и издается сочинение «Юности честное зерцало», регламентирующее прежде всего поведение юного дворянина в обществе. Несмотря на то, что религиозная составляющая присутствует в наказах и правилах, большая часть труда посвящена этикету на западноевропейский манер.
Реформы Петра I оказали большое влияние на образование, которое становилось более светским и предназначалось только избранным, «нищих» и «убогих» обучали в приходских школах и духовных училищах. Такая христианская добродетель, как милосердие, обесценивалась. В отличие от христианской традиции Древней Руси подавать милостыню всем и без разбора, государь запретил оказывать помощь отдельной категории граждан и даже предписал штраф за нарушение этого запрета, мотивируя это тем, что не нужно потворствовать греху.
Петр I видел ведущую роль государства в социальной политике России, его нововведения положили начало в организации системы социального призрения. Важным было и
то, что государь четко определял источники средств, которые могли бы быть направлены на обеспечение существования социальных заведений. Многие такие источники выглядели как некие поборы и не приносили большого дохода учреждениям, однако эта попытка была хорошим началом для воспитательного момента, которая предполагала осознание ответственности каждого члена общества перед государством.
Екатерина II продолжила дела своего предшественника, ей удалось создать структуру государственного общественного призрения. Открываются воспитательные дома, которые, по идее И.И. Бецкого и A.A. Барсова, должны были способствовать воспитанию молодых людей, способных служить своему отечеству своими способностями и мастерством в рукоделии, ремеслах, искусстве. Позже воспитательные дома перешли под личный контроль императрицы Марии Федоровны. Благодаря ей в эпоху царствования сына Александра I были открыты женские учебные заведения и благотворительные медицинские учреждения. В дни наступления Наполеона воспитанницы и служащие подведомственных учреждений Марии Федоровны из льняной ветоши изготавливали перевязочный материал для госпиталей и больниц.
Завещание, оставленное Марией Федоровной, свидетельствует о глубине и чистоте ее души, о большом сердце, вмещающем в себя заботу и о тех, кто нуждается в помощи, и о тех, кто помогает в служении делами воспитания, заботы, попечения и милосердия. «Мы должны быть единственно одушевлены желанием исполнять наши обязанности во всех отношениях, соблюдая точный и непременный ход, предписанный нашими уставами, имея попечение о сохранении привилегий Дома, соединяя все наши старания к сохранению детей и возбуждению, по мере возможности, чувств материнских, к подаянию помощи вдове и сироте, облегчению страждущей нищеты; тогда только мы будем оказывать истинную любовь к ближнему, по великому примеру, данному нам Спасителем» [9].
Финансирование и поддержка подобных социальных и воспитательных заведений в большей степени осуществлялось на добровольные пожертвования людей из высшего сословия. Созданное Александром I Благодетельное общество, позже переименованное в Императорское человеколюбивое общество, помогало распределять добровольные пожертвования между приютами, воспитатель-
ными учреждениями, мастерскими. Помощь оказывалась и малоимущим (одежда, еда, жилье, медицинское обслуживание). Перечисление средств и пожертвования входили в обязанность состоятельных людей, благотворительность считалась почетной миссией и даже выносилась напоказ.
Однако в церковной среде дела обстояли иначе. Заповедь милосердия, передаваемая из уст в уста православными христианами, исполнялась, как и подобает церковному человеку. Монастыри и приходы не нуждались в наложении дополнительных обязательств от государства или популяризации своей деятельности, чтобы оказывать помощь обездоленным и больным.
Дела милосердия были логичными и естественными, как соблюдение заповедей Христа о любви к ближнему. Весь воспитательный процесс априори уже был заложен в религиозном образовании со времен крещения Руси. Так, служители монастырей, чтобы выручить дополнительные средства на содержание обители и помощь нуждающимся, дополнительно обучались рукоделию, ремеслам, содержали свои сады, огороды и держали скот.
Первопроходцем по введению социальных практик в воспитательный процесс можно назвать К.Д. Ушинского. Его социально-педагогические взгляды были основаны на воспитании человека в социуме и для социума. «Совершенный человек», по мнению педагога, должен быть образованным, гуманным, религиозным, трудолюбивым, он должен быть истинным патриотом. Социальное воспитание должно было подготовить воспитанника к деятельности, приносящей благо обществу. Кроме того, предполагалось, что и самому человеку эта деятельность будет приносить безусловную пользу. «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно, - вот истинная цель воспитания, цель жизни, потому что цель эта - сама жизнь» [10].
Специфической воспитательной социальной практикой было «отделение кающихся», входящее в состав взаимосвязанных учреждений (богадельня, больница, исправительная детская школа, отделение сестер милосердия, детский приют) при православной Свято-троицкой общине сестер милосердия, которую организовали великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольден-бургская в 1844 г. в Петербурге. Девушки и женщины, желающие встать на духовно-нравственный путь исправления, принимались в
отделение и готовились стать сестрами милосердия.
Среди сестер милосердия Крестовозд-виженской общины княгини Елены Павловны, принимавших участие в Крымской войне, было много девушек и женщин знатного происхождения. Следуя евангельским заповедям, сестры отдавали себя без остатка на служение другим людям, не требуя для себя каких-то особых привилегий.
Великий хирург и педагог Н.И. Пирогов очень высоко оценил помощь сестер милосердия, он отмечал их быструю обучаемость, прилежность, высокую духовность и самопожертвование. И это несмотря на то, что многие сестрички обучались медицинскому ремеслу с нуля уже во время боевых действий.
Со времен Крещения Руси прошло уже много лет, но мы снова видим, что примером христианского отношения к ближнему становится знать. В большей степени женщины берут на свое попечение социальные учреждения и заботятся о духовно-нравственной составляющей воспитательного процесса в данных заведениях. Так, императрица Александра Федоровна вместе со своими старшими дочерями Ольгой и Татьяной проходят курс сестер милосердия и обучаются медицинским азам. Юные княгини вполне естественно включаются в этот процесс, служение на благо ближнего и своего Отечества для них духовно-нравственный закон. Младшие девочки Мария и Анастасия, а также наследник Алексей тоже были частыми гостями госпиталя. Дети разговаривали с ранеными, проявляли сочувствие, слушали их боевые рассказы, играли в «кости». Из дневника княгини Ольги мы узнаем, что в те дни, когда из-за светских приемов дети не могли бывать в госпитале, они скучали по своим раненым.
Революция 1917 г. многое изменила в обществе. Духовно-нравственное воспитание не просто уходит на второй план, оно теряет слово «духовное». Нравственность определяется законами морали и правилами нового светского общества.
В поисках путей борьбы с беспризорностью в 1920 г. появляется воспитательная система А.С. Макаренко, открывается детская трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского. Одним из принципов воспитательной деятельности является создание условий для вовлечения воспитанников в общественно полезный труд, который будет приносить удовлетворение от достигнутых результатов. Но о духовном воспитании в данном случае говорить уже не приходится.
Чуть раньше в 1919 г. под Петроградом в усадьбе Михайловка открывается школа-колония для детей «Красные зори». Возглавляет школу И.В. Ионин. В основе воспитательной системы школы лежит труд. У школы огромное хозяйство на 140 гектарах земли. Учителя, воспитатели и воспитанники совместно трудились на выращивании и заготовках овощей и фруктов, ухаживали за скотом. Педагогов данной школы отличала старая закалка. Про духовно-нравственное воспитание никто не говорил вслух, но все правила воспитания в учреждении были основаны на евангельских заповедях. Профессор Колумбийского университета Дж. Дьюи, посетивший трудовую коммуну в 1928 г., был удивлен и обескуражен увиденным, он отметил, что дети в труде были счастливыми, они очень ответственно относились к своему делу.
В советский период социальными воспитательными практиками выступают общие коллективные дела: сбор макулатуры, помощь отстающим ученикам, организация тимуровского движения. Все это поддерживалось нравственными правилами и идеологией государства.
К концу XX в. снова открываются приходские воскресные школы, духовно-нравственное воспитание становится востребованным. Родители чувствуют необходимость в духовной поддержке и воспитании детей. Встревоженное крутыми переменами общество выходит на новый виток развития. Поднимаются из архивов и издаются забытые и запрещенные труды по духовно-нравственному воспитанию. Государство с трудом справляется с социальными проблемами общества, на помощь приходят добровольцы - как светские, так и православные. Слово «милосердие» снова входит в активный словарь человека.
На современном этапе духовно-нравственное воспитание является первостепенной задачей образования и находит государственную поддержку на законодательном уровне. Утвержденные новые федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года позволяют образовательным организациям осуществлять работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений.
Так, в последнее время большую популярность получили социальные практики, которые и раньше были представлены в образовательных учреждениях в виде добровольче-
ской деятельности и социальном проектировании. Популяризация добровольческого движения на государственном уровне позволила молодежи увидеть социальные проблемы в обществе, добровольчество стало модным и престижным. Опыт добровольческой деятельности учитывается при приеме на работу, практика, полученная при осуществлении подобной деятельности, позволяет повысить уровень профессиональной подготовки.
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Основную образовательную программу магистратуры «Духовно нравственное воспитание» уже более десяти лет включен курс «Теория и история социальной практики духовно-нравственного воспитания» [5]. Социальная практика в курсе занимает ключевое место и рассматривается педагогами как:
- организация социальной добровольческой деятельности, обучение социальному проектированию с последующей реализацией проектов;
- повышение профессионального педагогического мастерства;
- прохождение социальных проб;
- служение человеку и обществу, в том числе и через вероучительные практики, определяющие мировоззрение человека (вопрос служения рассматривается как в светской концепции, так и в религиозной, последнее изучается через глубокое прочтение Основ социальной концепции Русской православной церкви).
Таким образом, вопрос становления социальных практик в духовно-нравственном воспитании молодежи можно условно разделить на несколько этапов.
1. Предпосылки для возникновения социальных практик в духовно-нравственном воспитании, X-XVII вв. Крещение Руси как путь милосердия.
2. Государственные формы призрения, XVII-XIX вв. Благотворительность - движение души или дань моде.
3. Социальные практики как воспитательная система, XIX в. Д.С. Ушинский - воспитание русского человека.
4. Возвращение духовности, конец XIX -начало XX в. Церковь, социальное служение, знатные особы.
5. запрет на духовное воспитание, 20-е -90-е гг. XX в. Социальная практика, нравственные законы общества.
6. Возрождение духовно-нравственного воспитания, появление социальных практик,
XXI в. Забота человека о человеке и обществе в целом.
Со времен Крещения Руси и по сей день традиции благотворительности и милосердия формируются в русском человеке. И, несмотря на волнения и крутые перемены в политике, экономике, социальной сфере, дух русского человека укрепляется.
Человек появляется на свет и сразу становится членом общества. Как он будет служить другим людям, что хорошего принесет он в мир, зависит от многих факторов: ситуации в стране, места рождения, социального статуса, воспитательной среды. Но неизменно одно: возможность и способность духовно расти, помогать ближнему обогащают человека, делает его сильнее. А если таких сильных людей будет много, то и наше общество тоже станет крепче. Как утверждал схиархимандрит Иоанн (Маслов), «цель жизни человека - постоянное совершенствование в добре» [3].
Список литературы
1. Белянова O.A. Красные зори - этапы большого пути // Нар. образование. 2008. № 6. С. 253259.
2. Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Худож. лит., 1969. С. 146171.
3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М.: Самшит-издат, 1995.
4. История педагогики и образования: учебник для среднего профессионального образования / под общ. ред. А. И. Пискунова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.
5. Козлова А.Г., Залаутдинова С.Е. Социальная практика в подготовке магистрантов (образовательная программа «Духовно-нравственное воспитание») // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 39-44.
6. Меньшиков В.М., Гатилова Н.Н., Хохло-ва А.Б. Историко-цивилизационные и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 13(184). Вып. 22. С. 288-295.
7. Никитина Г.В. Социальная практика как педагогическое понятие // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Мол. ученый, 2011. С. 33-35.
8. Основы русской педагогики: православное воспитание как основа русской педагогики (по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова) / Н.В. Маслов. 4-е изд., доп. М.: Самшит-Издат, 2007.
9. Свердлов А.З. Курс лекций по социальной работе: в 2 ч. Ч. I: Отечественный опыт. СПб., 2001.
10. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М.: Изд-во УРАО, 2002.
11. Холостова Е.И. Генезис, методологические основы и современная практика социальной работы // Отеч. журн. соц. работы. 2016. № 3. С. 2748.
12. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (исто-рикотеоретический аспект): автореф. дис. ... д-ра
пед. наук. Казань, 2006.
* * *
1. Belyanova O.A. Krasnye zori - etapy bol'shogo puti // Nar. obrazovanie. 2008. № 6. S. 253-259.
2. Izbornik. Sbornik proizvedenij literatury Drev-nej Rusi. M.: Hudozh. lit., 1969. S. 146-171.
3. Ioann (Maslov), skhiarhimandrit. Svyatitel' Ti-hon Zadonskij i ego uchenie o spasenii. Stat'i raznyh let. M.: Samshit-izdat, 1995.
4. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / pod obshch. red. A. I. Piskunova. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Yurajt, 2018.
5. Kozlova A.G., Zalautdinova S.E. Social'naya praktika v podgotovke magistrantov (Obrazovatel'-naya programma «Duhovno-nravstvennoe vospita-nie») // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018. № 12. S. 39-44.
6. Men'shikov V.M., Gatilova N.N., Hohlova A.B. Istoriko-civilizacionnye i istoriko-pedagogicheskie predposylki razvitiya duhovno-nravstvennogo vos-pitaniya v Rossii // Nauch. vedomosti Belgor. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2014. № 13(184). Vyp. 22. S. 288-295.
7. Nikitina G.V. Social'naya praktika kak peda-gogicheskoe ponyatie // Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, dekabr' 2011 g.). Chita: Mol. uchenyj, 2011. S. 3335.
8. Osnovy russkoj pedagogiki: pravoslavnoe vospitanie kak osnova russkoj pedagogiki (po tru-dam skhiarhimandrita Ioanna (Maslova) / N.V. Mas-lov. 4-e izd., dop. M.: Samshit-Izdat, 2007.
9. Sverdlov A.Z. Kurs lekcij po social'noj rabote: v 2 ch. Ch. I: Otechestvennyj opyt. SPb., 2001.
10. Ushinskij K.D. Pedagogicheskaya antropo-logiya: Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pe-dagogicheskoj antropologii. Ch. 2. M.: Izd-vo URAO, 2002.
11. Holostova E.I. Genezis, metodologicheskie osnovy i sovremennaya praktika social'noj raboty // Otech. zhurn. soc. raboty. 2016. № 3. S. 27-48.
12. Shestun E.V. Pravoslavnye tradicii duhov-no-nravstvennogo stanovleniya lichnosti (istoriko-teoreticheskij aspekt): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan', 2006.
Genesis of social experiences in spiritual and moral education of students
The article deals with the issue of the establishment and development of social experiences in spiritual and moral education since the Christianization ofRus till the present day. There are described the premises of the creation of modern social experiences for the education of young generation. There is emphasized an important role in the development of social experiences in educational institutions.
Key words: genesis of social experiences, social experiences, spiritual and moral education, students education, mercy, charity.
(Статья поступила в редакцию 12.09.2019)
Е.в. Сергеева
(волгоград)
мониторинг взаимодействия вузов и организаций спо юфо с органами исполнительной власти в сфере образования и российским движением школьников по вопросам создания воспитывающей среды*
Представлены результаты мониторингового исследования мнений вузов и ссузов Южного федерального округа, осуществляющих подготовку студентов по направлению 44.00.00 «Педагогическое образование» по поводу качества взаимодействия субъектов, организующих деятельность по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях отдыха и оздоровления детей. Определяется текущее состояние, намечены тенденции к развитию взаимодействия.
Ключевые слова: воспитывающая среда, субъекты воспитательного процесса, институциональное взаимодействие, Российское движение школьников.
В современном контексте проблем воспитания в последнее время можно отметить одну из тенденций - изменение взгляда на институты воспитания. С начала 90-х гг. XX в.
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Сергеева Е.В., 2019
'КИЕ НАУКИ -
наблюдалась активная критика подхода к воспитанию в основных социальных институтах (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, О.С. Газ-ман, В.И. Максакова и др.) и поиск альтернативных путей для решения проблем становления человека. Однако, как мы видим, почти за три десятилетия так и не удалось полностью перейти на антропологическую модель воспитания, где человек воспитывает человека без привязки к сложившимся социальным институтам. Но этот поиск породил ряд идей и теорий, в которых был преодолен основной пережиток советской педагогики - воспитание конформистской, «удобной» личности ребенка, обладающей коллективным сознанием и социально одобряемым поведением, стандартным усредненным набором норм, стереотипных взглядов и смыслов.
В педагогический дискурс вернулись понятия гармонично развитой личности, индивидуальной траектории развития ребенка в условиях институционального воспитания в образовательных организациях (дошкольных, школьных, профессиональных), его субъектная активность. задача индивидуализации процесса воспитания активизировала внимание к условиям, формируемым в институтах воспитания для самореализации личности, к осмыслению проблем создания специально организованного пространства вокруг ребенка - «воспитывающей среды».
Концептуальные научные исследования, направленные на гармонизацию целей, потребностей, ценностных ориентаций общества (через государственный заказ) и отдельной личности, отношений между субъектами воспитательного процесса (В.А. Караков-ский, Л.И. Новикова, В.В. Рубцов, Н.Е. Щур-кова, В.А. Ясвин и др.), позволяют рассматривать воспитывающую среду как значимый ресурс для накопления позитивного опыта деятельности, самопознания и саморазвития обучающихся. Как отдельный ресурс можно выделить формирующуюся в настоящее время политику государства в отношении развития общественных детско-юношеских объединений, цель создания которых заключается в предоставлении дополнительных возможностей для самореализации обучающихся. Ярким примером реализации этой политики государства является создание в 2015 г. Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».