УДК 94:364.044.68:271.2
Зубанова Светлана Геннадиевна
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы Российского государственного социального университета (филиала в г. Люберцы), заведующий кафедрой иностранных языков Московского авиационного института (национального исследовательского университета)
ХАРАКТЕР
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РПЦ
Zubanova Svetlana Gennadyevna
D.Phil. in History, Professor, Social Work Department, Russian State Social University (branch in Lyubertsy), Head of Foreign Languages Department, Moscow Aviation Institute (National Research University)
THE CHARACTER OF CHURCH AND STATE RELATIONS IN THE HISTORICAL RETROSPECTIVE REVIEW AND THE LEGAL FOUNDATION OF THE SOCIAL PRACTICES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
Аннотация:
В статье в историческом ключе рассматривается, как в соответствии с переменами, происходившими в отношениях государства, общества и Церкви, изменялись возможности Русской Православной Церкви в плане ее социальной деятельности. Дается высокая оценка опыту социальной практики XIX в., анализируются мероприятия советского периода по отделению государства от церкви и запрету практики социального служения Церкви, оценивается политика «оттепели» в период Великой Отечественной войны, а также рассматриваются мероприятия антирелигиозной пропаганды второй половины XX столетия и возрождение лучших традиций Церкви с начала 90-х гг. XX в.
Ключевые слова:
государственно-церковные отношения, социальное служение, благотворительность, православные традиции, Конституция СССР, свобода совести, социальная концепция Русской Православной Церкви.
Summary:
In the historical context the article discusses how the changes in the relationship of the state, society and church influenced the changes in the Russian Orthodox Church resources concerned with its social activities. The author estimates highly the social activity of the 19th century, analyses the undertaken measures of the Soviet period relating to the separation of the state from the church and the ban of the church's social activity. The paper reviews the "thaw period" policy during the Great Patriotic War, and considers the antireli-gious propaganda of the second half of the 20th century and the revival of the best religious traditions starting from the beginning of the 1990s.
Keywords:
church and state relations, social service, charity, orthodox traditions, the USSR Constitution, religious freedom, social framework of the Russian Orthodox Church.
В работе прослеживается, как в соответствии с переменами, происходившими в Российском государстве и обществе, изменялись возможности Русской Православной Церкви (РПЦ) в плане ее социальной деятельности. Исторические факты наглядно свидетельствуют о том, что компетенции Православной Церкви в социальном служении напрямую «зависели от характера государственно-церковных отношений и сегодня определяются тем же. Традиция милосердия, жертвенности и благотворительности в России имеет многовековой срок, определяемый историей православия» [1, с. 21].
За десятилетия атеистической идеологии, господствовавшей в стране, утрачены многие традиции благотворительности, добровольческой бескорыстной деятельности, социального служения. Поэтому сегодня актуально обращение к давно забытому опыту прошлого, особенно к тому периоду, когда Церковь представляла собой мощный духовный оплот государственной жизни и одновременно являлась значимым социальным институтом, во многом обеспечивавшим социальную стабильность государственной жизни [2]. Актуален опыт XIX в., когда «государственно-церковные отношения не были отнюдь симфоническими (Церковь являлась неотъемлемой частью государственного механизма), но многие виды, формы и методы организации церковного социального служения этого периода представляют большой интерес для современной теории и практики...» [3, с. 24].
О том же говорит протоиерей Владимир Воробьев, напоминая, что у современных православных христиан чувство долга в сфере доброделания до настоящего времени не достигло уровня XIX в. и это чувство необходимо возрождать в умах и сердцах людей [4].
Значительная часть храмов на Руси была построена предпринимателями, которые строили школы, больницы, дома трудолюбия и богадельни. Помимо купцов, известны многочисленные
дворянские семьи, которые оставили след в истории отечественной благотворительности: Шереметьевы построили богадельню, в которой теперь находится НИИ имени Склифосовского. Известная больница в Москве - Первая градская - это бывшая Голицынская больница. Знаменитые своей благотворительностью купцы Медведниковы построили Патриаршию больницу имени святителя Алексия. Одна из детских больниц в Москве носит имя купца Морозова. Можно продолжать длинный список благотворителей дореволюционного периода, среди которых основными доброделателями были члены царской семьи. Раньше для каждого православного христианина считалось нормой оказывать помощь нуждающимся в ней.
В дореволюционной России социальное служение было делом государственной значимости и важности: благотворящий, меценатствующий человек получал за свои благодеяния возможность повысить служебное положение или перейти в другое сословие. Имена благотворителей XVIII—XIX вв. известны во всей России и далеко за ее пределами. В недавно опубликованной статье «Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России» нами подробно рассматривалось социальное служение православных женщин в дореволюционной России [5]. Нужно восстанавливать утраченный менталитет, как в обществе, так и «в церковной среде. До революции каждый верующий человек глубоко ощущал участие в благотворительности как свой непременный долг» [6].
Можно привести следующий пример. В 1813 г. коллежский советник П.П. Пезаровиус стал издавать газету «Русский инвалид» и употреблять доход от издания на помощь инвалидам, солдатским вдовам и сиротам. Одними из первых подписались на эту газету члены царской семьи [7, с. 185].
Регулировать и оценивать процессы XX в., связанные с участием РПЦ в жизни российского общества, — это достаточно непростая задача с учетом того, что статус отношений церкви и государства в этот период неоднократно корректировался Конституцией. Вместе с тем общество всегда оставалось и гражданским (в том смысле, что имело правовые отношения со своим государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью), и в определенной мере взаимодействующим с церковью. Объективная оценка роли РПЦ в жизни государства и общества должна учитывать также неоднозначность понимания и трактовки конституционного статуса государственно-церковных отношений и полномочий Церкви.
В Российской империи законодательно православная вера провозглашалась, по сути, госу-дарствообразующей: «первенствующей и господствующей». Церкви были доверены государством важные социальные функции по регистрации актов гражданского состояния (рождения и смерти, бракосочетания), воспитание и обучение подрастающего поколения, а также надзорные функции контроля за поведением отдельных персон. Как отмечает исследователь церковного права А.А. Дорская, «правовой статус подданных Российской империи в XIX в. зависел от вероисповедного ценза» [8, с. 218—219].
В царской России ощутимым было влияние православной церкви на культуру всего российского общества. Православная духовность отразилась не только в распространении меценатства, но и в музыкальной культуре, в литературе, живописи, архитектуре, в иконописи, в зарождении особого типа русской интеллигенции и появлении религиозной философии, в развитии издательского дела и распространении духовной литературы [9, с. 19].
После Октябрьской революции 1917 г. начались значительные перемены: свобода совести и государственно-церковные отношения стали регулироваться Декретом СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (январь 1918 г.). Этот документ, более известный как Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», провозгласил свободу вероисповеданий и свободу атеистических убеждений и явился основой для первой Конституции РСФСР 1918 г., которая стала итогом преобразований первого периода государственности в советской России.
Несколько декретов ВЦИК и СНК передавали акты гражданского состояния в ведение государственных органов («О расторжении брака» от 16 (29) декабря 1917 г. и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 (31) декабря 1917 г.). Вместе с тем церковный брак утратил юридическую силу. В скором времени был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Этими законодательными актами была нарушена привычная для России периода империи традиция активного участия РПЦ в социальной жизни общества. Однако и в этот период радикальных изменений оставалась часть общества, которая сохраняла свою веру и пользовалась социальной помощью церкви в виде ее морально-нравственной поддержки.
Далее были сделаны следующие шаги по отдалению Церкви от государства: принято постановление Президиума ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» (1922), а в 1929 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», согласно которому религи-
озным организациям законодательно запрещалось заниматься любой небогослужебной деятельностью. Массово шло закрытие и уничтожение культовых зданий по всей России. В целом в стране была атмосфера репрессий и антирелигиозной пропаганды.
В принятой в 1936 г. Конституции СССР в отношении религиозных организаций и верующих провозглашалось право только на свободное совершение религиозных культов. «Социальный заказ» верующей части общества на исполнение треб осуществлялся практически в условиях таинственности: совершались обряды крещения, венчания, отпевания, освящения, молебны о здравии,вразумлении и пр.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. осуществлялась политика ограничения сферы деятельности религиозных организаций и верующих.
В условиях войны были внесены конкретные изменения в отношения Церкви и государства - наметилась оттепель, и Церкви разрешалось поддерживать свой народ в годы испытаний.
Государственно-церковные отношения в СССР эпохи 1950-1964 гг. характеризовались тем, что советская власть позволяла РПЦ существовать в атеистическом пространстве, используя ее как одну из составных частей дохода государственного бюджета. Данный период отличался неприятием православных ценностей, открытой борьбой против пропаганды православного учения в среде молодежи, вплоть до уголовной ответственности. Суть социальной миссии РПЦ в СССР в 1950-1964 гг. заключалась в том, чтобы помочь населению адаптироваться и восстановиться в послевоенный период и удержать свои идеологические позиции в эпоху антирелигиозного произвола.
Исследователь М.А. Симонова посвятила несколько работ анализу проблем в государственно-церковных отношениях, периодам ужесточения антирелигиозной пропаганды, интенсивного государственно-церковного сближения [10, с. 117-120], а также этапам совершенствования нормативно-правовой базы в данном вопросе. Анализируются кадровый потенциал Церкви, численность учащихся духовных школ, процессы сокращения количества храмов в 1958-1964 гг., закрытия некоторых духовных школ.
В этот период одной из актуальных задач советских государственных органов являлась защита подрастающего поколения от влияния Церкви и религии. Поэтому значительно ограничивалась социальная деятельность РПЦ и различные виды культурно-просветительской работы в молодежной аудитории. На основании ст. 142 Уголовного кодекса РСФСР виновные в нарушении законодательства об отделении Церкви от государства и школы от Церкви наказывались исправительными работами сроком до одного года или штрафом [11, с. 126]. Таким образом, распространение религиозных знаний и веры пресекалось на законодательном уровне.
Решение вопросов, связанных с совершением религиозных обрядов (в частности крещения) над собственными несовершеннолетними детьми, разрешалось только по обоюдному согласию двух родителей. Совершение церковных таинств венчания отслеживалось работниками ЗАГСов и районных (областных) комитетов комсомола и партии. Государство часто становилось инициатором и организатором пропагандистских антирелигиозных мероприятий и кампаний, а также создавало и культивировало систему атеистического воспитания подрастающего поколения, комсомольцев и молодежи. Нередко реализация провозглашенной свободы совести в Советском государстве, создание условий гарантированной правовой защиты религиозных объединений, священнослужителей и верующей части населения вызывали активное применение административного ресурса с целью ограничения социальных возможностей Церкви. Налицо было расхождение между осуществляемой властями политикой атеизма в масштабе всей страны и провозглашенными принципами отношений государства и Церкви.
В 1977 г. в СССР была принята новая Конституция, в которой свобода совести получила дальнейшее развитие в плане нагнетания антирелигиозных настроений в обществе. Постановление 1929 г. действовало, по сути, до принятия в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Такое протяженное во времени влияние этого постановления негативно сказалось на отношениях Церкви и государства в целом.
Таким образом, в Советском Союзе в течение длительного периода социальное служение Церкви запрещалось, этим преследовалась цель ограничения контактов населения со священнослужителями. За это время не только надолго была прервана традиция церковного социального служения, но и были забыты, утрачены многие ее формы и методы.
Лишь перестройка привела к изменениям в различных общественных сферах, включая государственно-церковные отношения. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990) провозглашал в первую очередь новый характер взаимоотношений двух институтов. Однако в декабре 1991 г. с распадом СССР закон этот был упразднен.
Конституция Российской Федерации 1993 г. установила статус светского государства, в котором нет государственных или обязательных религий. Религиозные объединения провозглашены отделенными от государства и равными перед законом. Конституция гарантировала равенство граждан и запретила ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Вместе с тем гражданам гарантирована свобода совести, свобода вероисповедания.
В конце XX в. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (октябрь 1997 г.) провозгласил курс на новые отношения общества, государства и религиозных объединений. В новом законе подчеркивалась особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, утверждалось, что иные религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия России.
Примерно в 1999 г. был взят курс на укрепление сотрудничества государства и РПЦ в сфере образования, духовно-нравственного воспитания и семейной политики: был подготовлен и заключен договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и РПЦ, в котором отмечалась особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также формулировались задачи в области семейной политики, воспитания детей и молодежи с учетом моральных ценностей, содействии в реализации программ, направленных на развитие духовности, и т. д. [12, с. 141].
В этот же период проходит процесс активизации деятельности религиозных объединений: «Русская православная церковь, взяв курс на интенсивную выработку социального учения, проводит ряд заседаний Архиерейских соборов (1994, 1997, 2000 гг.)» [13]. Вместе с тем до настоящего времени остается много нерегламентированных вопросов, касающихся взаимоотношений государства, общества и церкви.
Разберемся подробнее с вопросом «отделенности» современной РПЦ от государства. В Конституции Российской Федерации (1993) с учетом поправок и в Законе о свободе совести -главном документе, который регламентирует существование религии на территории Федерации, - нет категоричного утверждения, что Церковь отделена от государства. Тем не менее в представлении многих граждан именно фраза об отделении церкви от государства, а школы - от церкви, прописанная в Конституции 1977 г., продолжает определять их оценку участия церкви в жизни общества.
Закон о свободе совести в части регламентации отношений Церкви и государства провозглашает то, что в России нет и не может быть обязательных религий, государство не должно вмешиваться в дела церкви и передавать религиозным организациям свои функции. Важно подчеркнуть, что в России нет конституционного принципа отделения Церкви от государства. Закон о свободе совести (статья 5) провозглашает отделение от государства религиозных объединений и то, что государство не несет религиозных функций. «Церковь как мировоззрение, религия, как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ» [14].
Вместе с тем государство может осуществлять сотрудничество с религиозными организациями в области сохранения культурных памятников, а также образования, включая факультативное преподавание религиозных дисциплин. Иначе говоря, религия не навязывается сверху, государство не делегирует свои полномочия религиозным организациям, а осуществляет сотрудничество с ними в тех вопросах, которые важны для общества.
Перестройка государственной и общественной жизни, начавшаяся в 90-е гг. XX в., изменила отношение официальной государственной власти к стремлению РПЦ открыто заниматься социальным служением и благотворительностью, вернула Церкви право на приоритет в делах милосердия и сострадания. В последние полтора десятилетия культурообразующие религиозные объединения страны, следуя примеру РПЦ, создали «социальные концепции», в которых формулируется и систематизируется их позиция по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества и государства. Значительное место в этих документах отведено праву на свободу совести и вероисповедания.
Однако возрождение традиции социального служения Церкви после столь долгого перерыва имеет большие сложности.
Сегодня, к сожалению, редко можно узнать из официальных источников о том, что кто-либо из государственных людей взял на воспитание ребенка, открыл на собственные средства или на пожертвования детский дом или дом престарелых или еще какое-либо заведение общественного призрения для нуждающихся. Нет прежней открытости информации подобного рода. Нет былого размаха издревле принятой на Руси благотворительности.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на определенные трудности воссоздания утраченной традиции социального служения, в начале XXI в. социальная деятельность РПЦ значительно активизировалась. Она регулируется рядом церковных документов. В 2001 г. вышел в свет документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», систематизирующий представления о социальной деятельности Церкви и определивший 16 областей соработниче-ства Церкви и государства. Появились многочисленные научные работы по истории и теории социального служения РПЦ.
В 2008 г. Архиерейский собор РПЦ с целью дальнейшего развития социальной концепции принял еще один документ, касающийся базовых вопросов прав человека, - «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах». В разделе «Свобода совести», в частности, говорится: «Дар свободы выбора опознается человеком прежде всего в возможности выбирать мировоззренческие ориентиры своей жизни... Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений» [15].
Как видим, по сравнению с Основами социальной концепции данный документ в части свободы совести и вероисповедания смягчил некоторые формулировки. Однако в целом в названных документах прослеживается скорее отрицательное, чем положительное отношение к свободе совести и вероисповедания.
Закон о свободе вероисповеданий разрешает Русской Православной Церкви и религиозным организациям на современном этапе заниматься благотворительностью и социальным служением, которые на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств координируются и организуются Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.
4 февраля 2011 г. Архиерейским собором РПЦ был принят новый документ - «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», в котором позиции церковного социального служения укрепляются задачами профессиональной социальной работы РПЦ.
Современная практика социального служения РПЦ имеет значительные масштабы. Созданная ею система помощи нуждающимся включает в себя: многочисленные центры противодействия алкоголизму и утверждению трезвости; более 70 реабилитационных центров для наркозависимых; общества православных врачей, центры по работе с глухими, слабослышащими и слепоглухими; группы церковной помощи в случае чрезвычайных ситуаций. Впечатляюще выглядит статистика РПЦ по оказанию социальной помощи бездомным: действуют многочисленные центры помощи бездомным, более 70 приютов с 2 000 мест, более 100 бесплатных столовых, 60 пунктов выдачи одежды, более 10 автобусов милосердия, которые помогают бездомным выживать в зимнее время года. Социальная помощь РПЦ сегодня включает в себя почти 4 тыс. социальных учреждений, созданных под ее патронатом в России; более трехсот сестричеств милосердия, в которых трудятся более 2 500 сестер; около 30 кризисных центров для беременных, а также матерей с младенцами; порядка 40 домов престарелых (богаделен); около 70 приютов для детей на территории России, в которых проживают около полутора тысяч детей разного возраста [16].
В каждом церковном приходе РПЦ созданы отделы, которые занимаются социальными вопросами, катехизацией, миссионерством. Это - важные направления небогослужебной работы Церкви с обществом. Церковные приходы помогают нуждающимся медикаментами, зарубежная гуманитарная помощь адресно передается многодетным семьям, инвалидам и тем членам прихода, которые не имеют достаточных средств на питание и лечение.
В последние годы появилось значительное количество православных благотворительных фондов и обществ. Их целью является благотворительная деятельность, связанная с финансированием различных проектов и программ в сферах здравоохранения и социального обеспечения граждан, таких как: организация домов призрения для бездомных, малоимущих и обездоленных, открытие бесплатных столовых, пунктов раздачи одежды, организация центров социальной адаптации, центров домедицинской помощи и служб заботы о детях, оказание помощи заключенным, создание условий для религиозного просвещения и воспитания, участие в восстановлении разрушенных православных храмов и монастырей и т. п.
Существует и такая разновидность социального служения: верующие создают благотворительные организации и фонды, исполняя христианские заповеди и руководствуясь словами апостола Павла: «Вера без дел мертва». Деятельность таких православных благотворительных фондов и организаций направлена на оказание помощи всем нуждающимся: как отдельным лицам, так и социальным группам, таким как беженцы, мигранты и др. Работа связана прежде всего с проблемами адаптационного характера, с преодолением разрыва различных социальных связей [17, с. 60].
Важнейшими направлениями развития социального служения православной церкви на современном этапе являются организация и открытие в каждой епархии центров защиты материнства для оказания практической помощи одиноким женщинам, готовящимся к материнству, а также нуждающимся в помощи семьям, многодетным семьям. Другая, не менее важная задача -это открытие православных учреждений для сирот в соответствии с основными государственными нормативами и требованиями к таким учреждениям, чтобы распространялась практика усыновления детей, а также чтобы в этих учреждениях детей воспитывали не по монастырскому уставу, а готовили их быть социально адаптированными к нормальной жизни.
Актуальной остается задача развития сети сестричеств милосердия и создание их ассоциации с координационным центром в Марфо-Мариинской обители в Москве.
Значительное место в современном социальном служении отводится возрождению в общественном сознании отношения к трезвости как нравственной ценности. Необходимо активизировать развитие таких форм церковного социального служения на приходском уровне, как создание православных братств, обществ, общин трезвения. Реабилитация наркозависимых - непростая задача, решать ее необходимо на профессиональном уровне (с участием врачей-наркологов и врачевателей душ - священников). С этой целью в епархиях создаются специальные кабинеты в структуре социального отдела епархий для консультирования наркозависимых и членов их семей, а также там проводятся семинары по реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
Целесообразным является проведение семинаров для священнослужителей и церковных социальных работников, в ходе которых должны проясняться медицинские и духовно-нравственные аспекты проблемы. Опыт работы с наркозависимыми людьми и обучение персонала навыкам работы с ними имеется в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре [18]. Богатый опыт в этом смысле также имеется в Екатеринбургской митрополии РПЦ, где отделом по утверждению трезвости и профилактике зависимостей руководит протоиерей Игорь Бачинин.
Следующее приоритетное направление социальной деятельности церкви - это оказание церковной помощи бездомным, смысл которой в том, чтобы не просто поддержать существование этих людей, а предпринять все возможное, чтобы вернуть их в нормальную жизнь общества, помочь восстановить утраченную веру в себя, надежду на обретение смысла жизни [19, с. 9]. На церковных приходах реально развивать такие виды помощи: это организация выдачи питания, одежды, пунктов обогрева, создание сезонных социальных служб, занимающихся спасением замерзающих людей. Примером может служить известный всем по новостным репортажам с улиц Москвы в зимнее время автобус «Милосердие», который на пожертвования благотворителей в морозные дни собирает по улицам столицы замерзающих людей без определенного места жительства. Волонтеры, среди которых медицинские работники, оказывают медицинскую помощь, предоставляют теплую одежду, еду, обогрев.
Такое направление социального служения, как организация помощи тем, кто пострадал, оказавшись в чрезвычайной ситуации, будь то стихийное бедствие, техногенная катастрофа, террористический акт, особенно необходимо в наше время [20, с. 68]. Священнослужители РПЦ стремятся не оставлять страдающих людей в чрезвычайных ситуациях наедине с бедой: они помогают пострадавшим в пунктах временного размещения, в больницах, оказывают материальную помощь пострадавшим, а также морально-психологическую поддержку родным и близким погибших.
Для успешного, эффективного развития перечисленных выше направлений развития социального служения церкви необходимо решить следующие первоочередные организационные задачи.
Во-первых, ориентироваться на привлечение к церковному социальному служению широкого круга добровольцев (волонтеров), которые имеют желание и возможность помогать и быть полезными.
Во-вторых, исключить формализм в организации приходского социального служения, порождаемый необходимостью отчитываться об исполнении принятых Архиерейским собором документов о работе приходов по социальному, миссионерскому и катехизаторскому направлениям.
В-третьих, специально заниматься организацией профессиональной подготовки социальных работников Церкви. В профессиональные программы обучения будущих пастырей необходимо вводить курсы по основам практической церковной социальной работы, ее теории и истории.
И еще одна важная современная задача - это поиск возможностей получения грантовой и другой финансовой поддержки для осуществления различных социальных проектов, организуемых Русской Православной Церковью, ее синодальными отделами по благотворительности и социальному служению.
РПЦ ставит перед собой и глобальные задачи. Например, развитие межприходских, бла-гочиннических, общеепархиальных и межъепархиальных церковных социальных проектов.
Церковь стремится решать различные первоочередные и перспективные социальные задачи: от возрождения прихода в смысле православной группы единомышленников (общины) до
возрождения церковных православных братств, движений и организаций церковного здравоохранения. Социальное служение церкви призвано решать духовно-нравственные и воспитательно-образовательные задачи, такие как: подготовка преподавателей катехизиса, создание на приходе курсов катехизаторов, организация воскресной школы и приходской библиотеки, православного детского сада и пр.
Сегодня РПЦ уделяет значительное внимание участию молодежи в социальном служении. В последнее время активно развиваются церковные волонтерские проекты, инициируемые молодежными православными организациями (МПО) «Златоуст», «Покров», «Союз православной молодежи Мордовии», «Предтеча», клуб «Илиотропион», отряд преподобного Пимена Угрешского, «Молодая Русь», «Спас», «Красное село», «Маронцы», «Даниловцы», «Георгиевцы», военно-патриотический клуб «Шестая рота», «Сретенцы», движение милосердия «Люди вокзалов», дружина великомученика Георгия Победоносца, клуб святых Петра и Февронии и др.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл называет «проявлением духа христианской любви» социальный труд Церкви, ее социальное служение в отношении тех, кому нужна помощь, забота, поддержка, участие. В первую очередь это пожилые и страдающие от недугов люди, сироты, инвалиды, лица, находящиеся в местах лишения свободы. Несмотря на то что за период советской власти была полностью разрушена и уничтожена система церковного социального служения, сегодня можно говорить о масштабном восстановлении утраченных традиций благотворительной деятельности РПЦ. Эффективно работают приюты, реабилитационные центры, сестричества и больницы, отделения помощи больным и бездомным, православные и воскресные школы, курсы сестер милосердия, благотворительные пункты раздачи одежды и пищи, бесплатные столовые и многие другие социальные учреждения [21].
Однако фактическое состояние дел в организации практики социального служения имеет на современном этапе массу проблем. Иначе и не может быть: немногим более двух десятилетий прошло от начала возрождения забытых традиций. В основном церковное социальное служение развивается неравномерно, существует в форме инициативных групп церковных приходов, масштаб их деятельности зависит от специализации и активности членов прихода, а также от нужд православного населения, окормляющегося в данном приходе. Как бы многогранно и эффективно ни занималась РПЦ развитием различных направлений и форм социальной деятельности, невозможно только силами Церкви (и других религиозных организаций) решить социальные проблемы современного общества, что также не под силу государственным органам социальной защиты населения.
Поэтому только сообща государство и церковь должны заниматься решением социальных проблем. Для этого нужно дальнейшее совершенствование правоприменительной практики благотворения, формирование высококвалифицированного кадрового потенциала в сферах социальной политики, социального права и социальной работы, в профессиограмме которых важное место отводится морально-нравственным качествам специалистов.
Социальной работой и непрофессиональной социальной деятельностью (социальным служением), а также регламентацией этой деятельности должны заниматься не обычные функционеры, а те, кто способен познавать радость от помощи ближнему и стремится передавать эту радость другим, потому что социальная практика без проявления христианской любви бессмысленна.
Опыт государственно-церковных отношений в разные исторические периоды в нашей стране показал, что соработничество, партнерские отношения с церковью делают любое государство крепким и жизнеспособным. И сегодня необходимо продолжать оптимизировать конструктивный диалог между государством и церковью по различным аспектам взаимодействия, а также эффективно осуществлять совместные государственно-церковные соработнические проекты в социальной сфере.
С началом нового тысячелетия РПЦ выработала приоритетные направления сотрудничества с государством и общественными организациями. Это забота о сохранении нравственности и возрождении духовности в обществе, поддержка института семьи, материнства и детства, патриотическое воспитание подрастающего поколения, милосердие и благотворительность, развитие совместных социальных программ, диалог с органами государственной власти по вопросам Церкви и общества, попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, профилактика правонарушений, научные исследования, здравоохранение, культура и творческая деятельность, противодействие псевдорелигиозным объединениям и др. Российская власть на современном этапе стремится к диалогу с Церковью, вовлекая ее в общественную жизнь страны. Церковь причастна к реализации многих задач, связанных не только с радикальными изменениями в духовно-нравственной сфере, но и с непростыми социально-экономическими процессами при активном взаимодействии ее с различными светскими объединениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Выстраивая внутриполитическую государственную линию, правовую основу жизнедеятельности гражданского населения, воспитательно-образовательную парадигму, нельзя забывать, что социальное служение и благотворительность, основой которых являются христианская любовь, милосердие и жертвенность, представляют собой традиционные ценности российской культуры.
Важно помнить главное как в государственной, так и в церковной иерархии, а также и на приходском уровне работы с людьми: задача церковного социального служения не осуществлять функции государства (!) - этот опыт наша страна сполна имела в синодальный период, что закончилось революционным переворотом. Главная цель церковного социального служения - духовная: воспитывая прихожан в духе милосердия, доброты и любви к ближнему, подавая пример бескорыстного участия в судьбе каждого нуждающегося, священнослужители должны сами быть образцами доброты, самопожертвования, аскетизма, кротости, терпения, сострадания, трудолюбия и других христианских добродетелей.
Ссылки:
1. Зубанова С.Г. Социальное служение и благотворительность : учеб. пособие для студентов. М., 2015. 232 с.
2. Семашко А.Г. Секулярная Русская Православная Церковь XIX века (историко-правовой аспект). М., 2009. 188 с.
3. Зубанова С.Г., Рузанова Н.П. Русская Православная Церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности). М., 2011. 328 с.
4. Миловидов К. Почему немецкие сироты успешнее русских [Электронный ресурс]. URL: https://www.miloserdie.ru/arti-cle/pochemu-nemeckie-siroty-uspeshnee-russkih/ (дата обращения: 07.02.2016).
5. Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 128-134.
6. Миловидов К. Указ. соч.
7. Тютченко А.М. Военно-социальная работа как социокультурный концепт: история и современность // Социокультурные концепты в социальной работе : сб. науч. и учеб.-метод. ст. М., 2015. С. 177-201.
8. Дорская А.А. Правовой статус подданного Российской империи в начале ХХ века: вероисповедный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2. С. 213-224.
9. Зубанова С.Г. Влияние Русской Православной Церкви на развитие культуры российского общества в XIX веке // История государства и права. 2009. № 14. С. 18-22.
10. Симонова М.А. Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013) : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2015. С. 125-127.
11. Там же. С. 126.
12. Там же. С. 141.
13. Соколова Н.В. Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России (историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004.
14. Всеволод Чаплин, протоиерей. Интеллигенция хочет удобную церковь, которая не оспаривала бы их миссию «учителей нации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/2_95319.html (дата обращения: 07.02.2016).
15. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/osnovy-ucheniya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-o-dostoinstve-svobode-i-p (дата обращения: 28.01.2016).
16. Социальные проекты Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/1556677.html (дата обращения: 07.02.2016) ; Социальное служение Церкви. Статистика [Электронный ресурс]. URL: www.diaconia.ru/statistic (дата обращения: 28.01.2016).
17. Овчаренко Л.Ю. Система психологической помощи детям беженцев // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 54-64.
18. Безшлеева Н.Ю. Николо-Угрешский монастырь в социальной и духовно-нравственной жизни современного российского общества // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества : материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. М., 2014. С. 8-13.
19. Кремнева Т.Л. Историко-педагогический анализ подготовки социальных работников в странах Британского Содружества : монография. М., 2006. 135 с.
20. Еремина Л.Ю. Система социально-психологической работы с детьми, переживающими последствия чрезвычайных ситуаций // Системная психология и социология. 2011. № 4. С. 61-71.
21. Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. Социальное служение Церкви есть проявление христианской любви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/541279.html (дата обращения: 22.01.2016).
References:
1. Zubanova, SG 2015, Social service and charity, Moscow, 232 p.
2. Semashko, AG 2009, The secular Russian Orthodox Church of the XIX century (historical and legal aspect), Moscow, 188 p.
3. Zubanova, SG & Ruzanova, NP 2011, Russian Orthodox Church in Russia in the XIX century (the social aspect of the activity), Moscow, 328 p.
4. Milovidov, K 2016, Why German orphan are more successful than Russian ones, retrieved 07 February 2016, <https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-nemeckie-siroty-uspeshnee-russkih/>.
5. Zubanova, SG 2015, 'Charity and Social Service of women in pre-revolutionary Russia', Theory and practice of social development, no. 17, p. 128-134.
6. Milovidov, K 2016, Why German orphan are more successful than Russian ones, retrieved 07 February 2016, <https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-nemeckie-siroty-uspeshnee-russkih/>.
7. Tyutchenko, AM 2015, 'Military Social Work as a socio-cultural concept: Past and Present', Social and cultural concepts in social work, Moscow, p. 177-201.
8. Dorskaya, AA 2002, 'The legal status of citizen of the Russian Empire in the early twentieth century: the religious aspect', Proceedings of the Russian State Pedagogical University of AI Herzen, no. 2, p. 213-224.
9. Zubanova, SG 2009, 'The impact of the Russian Orthodox Church in the development of culture of the Russian society in the XIX century', History of State and Law, no. 14, p. 18-22.
10. Simonova, MA 2015, Social, educational and peacemaking activity of the Russian Orthodox Church in the context of cooperation with the state and society (1943-2013), D.Phil. thesis, Moscow, p. 125-127.
11. Simonova, MA 2015, Social, educational and peacemaking activity of the Russian Orthodox Church in the context of cooperation with the state and society (1943-2013), D.Phil. thesis, Moscow, p. 126.
12. Simonova, MA 2015, Social, educational and peacemaking activity of the Russian Orthodox Church in the context of cooperation with the state and society (1943-2013), D.Phil. thesis, Moscow, p. 141.
13. Sokolova, NV 2004, State-legal regulation of church relations in the Soviet and modern Russian (historical and legal aspect), PhD thesis abstract, N. Novgorod, retrieved 28 January 2016, <http://lawtheses.com/gosudarstvenno-pravovoe-reguliro-vanie-tserkovnyh-otnosheniy-v-sovetskoy-i-sovremennoy-rossii#ixzz3kToR2MtH>.
14. Vsevolod Chaplin, Archpriest 2016, Intelligentsia wants a comfortable church that would challenge their mission of "teachers of the nation", retrieved 07 February 2016, <http://www.religare.ru/2_95319.html>.
15. Fundamentals of the Russian Orthodox Church on Human Dignity, Freedom and Human Rights 2016, retrieved 28 January 2016, <http://www.pravmir.ru/osnovy-ucheniya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-o-dostoinstve-svobode-i-p>.
16. Social projects of the Russian Orthodox Church 2016, retrieved 07 February 2016, <http://www.patriar-chia.ru/db/text/1556677.html>; The social ministry of the Church. Statistics 2016, retrieved 28 January 2016, <www.diaco-nia.ru/statistic>.
17. Ovcharenko, LY 2014, 'The system of psychological assistance to children refugees', Systemic psychology and sociology, no. 3 (11), p. 54-64.
18. Bezshleeva, NY 2014, 'Ugresha Monastery in the social, spiritual and moral life of modern Russian society', Problems and prospects of socio-economic reforms of the modern state and society: materials of XVII Int. scientific-practical Conf., Moscow, p. 8-13.
19. Kremneva, TL 2006, Historical and pedagogical analysis of training of social workers in the British Commonwealth countries: a monograph, Moscow, 135 p.
20. Eremina, LY 2011, 'The system of social and psychological work with children experiencing the effects of emergencies', Systemic psychology and sociology, no. 4, p. 61-71.
21. Kirill, Patriarch of Moscow and All Russia 2016, The social ministry of the Church is the manifestation of Christian love, retrieved 22 January 2016, <http://www.patriarchia.ru/db/text/541279.html>.