Научная статья на тему 'Историко-цивилизационные и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России'

Историко-цивилизационные и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1580
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ XIV XV ВВ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшиков В. М., Гатилова Н. Н., Хохлова А. Б.

В статье анализируется история духовно-нравственного воспитания России, показываются события, имеющие ключевое значение для развития духовно-нравственного воспитания: официальное принятие Крещения, духовное возрождение Руси XIV XV вв.; духовный подъем России второй половины XIX начала XX вв.; восстановление духовно-нравственного воспитания в 1990-х гг. XX начала XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-цивилизационные и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России»

УДК 378

ИСТОРИКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

В статье анализируется история духовно-нравственного воспитания России, показываются события, имеющие ключевое значение для развития духовно-нравственного воспитания: официальное принятие Крещения, духовное возрождение Руси XIV - XV вв.; духовный подъем России второй половины XIX - начала XX вв.; восстановление духовно-нравственного воспитания в 1990-х гг. XX - начала XXI вв.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; образование в Древней Руси, духовно-нравственное воспитание XIV - XV вв.; основные направления развития русской педагогической мысли второй половины XIX - начала XX вв.; региональные системы духовно -нравственного воспитания.

Введение

Важнейшей предпосылкой возрождения духовно-нравственного воспитания в современной России является то, что оно имеет в качестве своей цивилизационной основы православие, так как само становление и развитие российской цивилизации в целом, ее воспитания, образования и педагогики в частности в первую очередь связано с православием.

Духовно-нравственное воспитание в Древней и средневековой Руси

Христианство на Руси, по преданию, начинающее свой отчет с Андрея Первозванного, а затем просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия оказало свое влияние на воспитание и образование еще до его утверждения в качестве государственной религии.

Официальное принятие православной религии характеризуется ее определяющим влиянием на становление и формирование русской цивилизации. Постепенно утверждаясь в качестве духовной и нравственной основы жизни общества, его мировоззрения и идеологии («Слово о Законе и Благодати» являлось мировоззренческой и идеологической основой устройства древнерусского государства) при всех возможных отступлениях от идеалов, заложенных в этот период, православие стало определяющим фактором духовно-нравственной жизни русского народа на все последующее время.

Велика роль Православной Церкви в создании христианской семьи, которая в течение нескольких веков из языческой славянской семьи создало идеальную в своем роде семью с христианскими нормами жизни и воспитания детей.

Православие становится духовной и мировоззренческой основой и смыслом древнерусского воспитания и образования, всех его институтов и видов, что позволяет создать «систему» древнерусского образования со своим содержанием и технологиями. В организации образования шло сопряжение усилий государства и церкви - школы открываются и государством и церковью: создаются народные школы - «учение грамоте»; в крупных городах Древней Руси и монастырях открываются школы «книжного учения»; в Киеве и Новгороде - «училища» (высшие школы).

Идеология, концепция древнерусского образования, утвержденная православием, состояла в том, что образование предназначено быть средством спасения человека. Отсюда - приоритет духовно-нравственного начала в образовании. И самое главное - утверждение новозаветной, духовно-нравственной идеологии воспитания. Одним из видимых проявлений этого было то, что в древнерусской школе отсутствовали физические наказания.

Основой содержания образования становится христианская культура. Достаточно напомнить, что обучение грамоте идет на кириллическом алфавите; обучение чтению - по Псалтыри; содержание многих предметов несет в себе христианские идеи и ценности, и каждый предмет в той или иной мере несет в себе смысловое христианское начало.

В. М. Меньшиков Н. Н. Гатилова А. Б. Хохлова

Курский

государственный университет

e-mail:

[email protected]

В целом же педагогическая политика после крещения Руси была столь успешной, что Русь становится одной из самых образованных стран того времени, о чем свидетельствует расцвет русской культуры уже со второй половины XI века.

С монгольского нашествия начинается новый этап в русской истории. Не смотря на катастрофические последствия для всей жизни русского народа, православная вера - особая заслуга в этом принадлежит князю Александру Невскому, сохранилась в качестве духовной основы жизни русского народа, духовной матрицы развития общества, государства и воспитания, а на Церковь падает роль духовного руководителя и собирателя русского народа, потому что никаких других реальных механизмов объединения русского народа в единое целое тогда не оставалось. При этом само воспитание и образование, выстроенные на этой основе, служили средством формирования высоко нравственной и духовно сильной личности, способной к служению высшим идеалам.

С XIV в. начинается духовно-нравственное возрождение Руси, выразившееся даже в ее новом, появившемся в это время, названии - Святая Русь. Благодаря Церкви в целом, благодаря великому духовному подъему, выразившемуся в деятельности монастырей и ее великих святых: митрополит Алексий, преподобный Сергий Радонежский и др., во второй половине XIV века Русь возрождается духовно и нравственно. Русский историк В.О. Ключевский, писал, что «русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник - вера» [1].

Великое духовное возрождение Руси этого периода вывело из небытия русский народ, подняло его на высочайшую духовно-нравственную высоту, сформировало русского человека, способного на любой подвиг. Это приводит к расцвету русской культуры второй половины XIV - первой половины XV вв. Олицетворением ее становятся гениальные ученики Сергия Радонежского - писатель Епифаний Премудрый и иконописец Андрей Рублев.

В свою очередь, духовно-нравственный подъем монашества, культуры утверждает особую систему образования, где определяющее место занимает духовно-нравственное воспитание.

Но, видимо, самый удивительный педагогический феномен первых веков существования христианства на Руси - это создание русской православной семьи. Отражением этого процесса стало то, что в разных городах Руси пишутся тексты о семье - домострои, официально сведенные в один общероссийский текст в середине XVI в. Создание «Домостроя» стало своего рода обобщением многовекового опыта развития русской семьи на христианских ценностях, а прочная христианская семья, на основе которой только и можно создать прочное государство, позволила создать величайшее в мире государство.

XVII век стал временем создания идеала нового образования на Руси, идеала, который вобрал в себя лучшие достижения отечественной культуры, византийской и западноевропейской. Реальным выражением этого идеала стало открытие Славяно-греко-латинской академии, которая соединяла в своих основах славянскую, древнегреческую (византийскую) и латинскую (западно-европейскую) культуру. В этом веке были открыты разные школы, широкое распространение получила грамотность.

Православное образование в России в Новое время

С XVIII в. начинает отсчет Новое время в России. Россия вступает на путь нового -светского развития. Идея построения великого светского государства стала определяющей в идеологии реформирования государства, общества и образования. Благодаря реформам XVIII в. Россия выдвинулась в разряд великих государств мира. Значительно расширилось его образованность.

С начала XVIII в. начинает учреждаться светское образование от начальных школ до Академии наук. К концу XVIII в. в России фактически сложилась светская система образования. Вместе со светским образованием были заложены основы новой светской педагогики.

Однако в результате реформ была разрушена сама концепция симфонии государственно-церковной жизни, утерян сам идеал развития страны - Руси Святой. Государство проводит реформы общества: экономики, культуры, отдельных социальных сфер, но во-

преки Церкви, вопреки многовековым духовно-нравственным традициям и нормам, зачастую разрушая и уничтожая их, что крайне негативно сказывалось и на обществе, и на самом государстве.

И всё-таки, несмотря на доминирование светских начал в обществе, на протяжении всего XVIII века Русская православная церковь была значимой духовной силой, как в общественной жизни, так и особенно в образовании. В этом веке духовное образование было представлено гораздо большим числом образовательных учреждений, нежели светское; церковью были открыты школы, училища, семинарии, академии. Шло активное развитие православной педагогической мысли. Особенно значительную роль в ее развитии сыграли святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский, митрополит Платон (Левшин) и др.

С XVIII в. значительно расширяется миссионерская и воспитательная деятельность Русской православной церкви. Она перешла границы России, и стала проповедовать в Китае, а в последующее время в Америке, Японии и других странах.

С конца XVIII в. кардинально меняется отношение между государством и церковью. Государство вплоть до 1917 года становится на путь активного сотрудничества с Русской Православной Церковью и ее поддержки во многих вопросах и особенно вопросах воспитания и образования.

Однако в самом образованном слое России в XIX веке происходит кардинальный раскол: утверждаются три главных направления общественной мысли: традиционное православное, представленное, с одной стороны, многими великими православными деятелями и святыми; с другой - такими гениями русской культуры и науки, как А. С. Пушкин, М. И. Глинка, Н. В. Гоголь, К. Д. Ушинский, М. П. Мусоргский, Ф. М. Достоевский, Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, С. А. Рачинский и др.; атеистическое, которое полагало необходимым уничтожение религии и устранение ее из всех сфер образования; оккульт-но-мистическое, которое уже в XVIII в. играет заметную роль в жизни высшего сословия. Главной целью деятельности этого направления стала идея замены традиционной религии оккультизмом, и построения воспитания и образования на оккультных основах.

Конец XIX - начало XX вв. оказались временем крайних противоречий в общественном развитии. С одной стороны, взаимодействие государства и Церкви, восстановление полноты жизни Церкви, ее выход на широкое общественное и педагогическое служение: достаточно указать на практику церковно-приходской школы, которая в основном содержалась церковью и народом, заметный подъем богословского, особенно академического образования; с другой - резкое возрастание сил, отвергавших православие вообще и православие в образовании в частности. А это отторжение вело к разрушению духовно-нравственных основ общества и образования, вело к негативным процессам не только в обществе, но и в образовании. В свою очередь, это неизбежно вело к росту аморализма, подростковой и юношеской преступности.

Духовно-нравственное воспитание в советской России

С 1917 г. открытое развитие православной педагогики и духовно-нравственного воспитания в России стало практически невозможным. Примечательно, что одним из первых декретов Временного правительства явился декрет об отделении школы от Церкви, согласно которому священнослужители, составлявшие более трети учительского корпуса церковноприходских школ, были отстранены от преподавания, а сами школы переданы в ведение Министерства народного просвещения.

С приходом к власти большевиков в России начались открытые и небывалые по целям и масштабам гонения на Церковь, которая лишилась возможности легально исполнять свою просветительскую миссию. Ей было запрещено вести какую бы то ни было образовательную деятельность.

Трагические события Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. способствовали легализации Церкви, возвращению находившихся в заключении и ссылках епископов и священников к служению в епархиях и на приходах, открытию нескольких духовных семинарий и академий. Большая часть этих учебных заведений во времена хрущевских гонений была вновь закрыта. В период от начала 1960-х - до конца 1980-х годов XX в. Церковь имела в своем распоряжении три семинарии и две академии.

Возрождение духовно-нравственного воспитания в постсоветский период

Характеризуя духовно-нравственную ситуацию в России в постсоветский период можно сказать, что богоборческий эксперимент обернулся катастрофическими последствиями и для страны - она разрушилась; и для общества - оно оказалось охвачено духовно-нравственным кризисом. Самым печальным образом все это сказалось на образовании. Исключение православия сделало невозможным духовно-нравственное воспитание в советской школе, а значит, лишило возможности сознательного и целенаправленного духовного развития ученика; лишило воспитание, и особенно нравственное, его высших ценностных констант; привело к утрате содержательного и смыслового начала многих видов воспитания.

В педагогической теории утрачено православное видение человека и его воспитания, и особенно развития и формирования высших духовно-нравственных качеств человека.

И даже образование, получившее после 1917 года мощнейший импульс своего развития и ставшее одним из лучших в мире, разорвав связи с традиционной православной культурой и во многом утратив свой воспитательный потенциал, в значительной степени оскудело: в нем были утрачены многие важные идеи и ценности естественнонаучного и особенно гуманитарного и художественного образования.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. явилось значимым событием в истории Русской Православной Церкви. Государство признало важную культурно-историческую роль Церкви и разрешало ей более широко заниматься образованием. Православное возрождение, которое наступило после празднования тысячелетия Крещения Руси, стало важнейшей предпосылкой возрождения духовно-нравственного воспитания и православного образования.

Возрождение духовно-нравственного воспитания шло по следующим направлениям. Прежде всего, уже с 1988 года началось создание воскресных школ. Одной из первых воскресных школ в России стала воскресная школа при Троицком храме в г.Щигры Курской области, открытая в 1988 году. Со временем число таких школ стало стремительно расти. Стали открываться даже целые православные центры.

Вторым направлением стало открытие православных образовательных учреждений, как общеобразовательных, так профессиональных. Стали появляться православные детские сады, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, православные школы с этнокультурным компонентом, школы народного творчества всех организационно-правовых форм, высшие учебные заведения. Потребность координирования деятельности этих учреждений со стороны Церкви привела к учреждению Отдела религиозного образования и катехизации при Московском Патриархате. Важной задачей отдела стало и взаимодействие с государством по вопросам образования.

Третьим направлением стало расширение числа учебных учреждений собственно Православной Церкви, как за счет восстановления закрытых после революции, так и за счет вновь созданных.

В то же время, и в светской школе, как общеобразовательной, так и профессиональной началось возрождение духовно-нравственного воспитания. Здесь этот процесс сталкивается с очень серьезными проблемами, и прежде всего с тем, что доминирующее положение в 1990-е гг. в образовании заняли идеи либерализма, а определять развитие российского образования стали либеральные идеологи. Отсюда попытки построения образования на либеральных ценностях, отсюда внедрение либеральных педагогических практик, зачастую сомнительного качества, которые, к счастью, большей частью были отвергнуты и поныне отвергаются школой.

На этом фоне началась работа по созданию системы духовно-нравственного воспитания, которая могла бы стать ответом на вызовы времени. При этом, создание новых концепций и экспериментальных учреждений исходило из того, что развитие воспитания должно одновременно сохранить лучшие достижения прошлого, использовать положительный зарубежный педагогический опыт, при условии его понимания и осмысления с позиций отечественной педагогической традиции, и в то же время вносить то новое, что диктуется жизнью. Словом, воспитание должно быть максимально вписанным в современные условия и в то же время быть ориентированным на развитие с учетом тенденций будущего.

Важнейшим направлением в этой работе стало введение в содержание школьного образования ценностей православной культуры. Так начиная с конца 80-х годов в отдельные предметы стали вводиться сведения, связанные с православием и православной культурой. Затем стали вводится отдельные курсы и семинары: «Библия как памятник мировой культуры», «История русского православия» и т.д. Педагоги стали знакомить учащихся со сведениями о православной культуре при изучении школьных предметов, включать ценности православной культуры во внеклассную и внешкольную работу.

Когда стало очевидным, что отдельные случайные сведения о православии не могут по-настоящему решить задач воспитания, стоящих перед школой, учреждения образования все чаще стали поднимать вопрос о системном преподавании православной культуры.

Это послужило основанием для введения в школы с конца 1990-х гг. в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования системного факультативного курса основ православной культуры с 1 по 11 классы. Причем ряд регионов (Курск, Белгород и др.) приняли региональные программы преподавания православной культуры.

Важным моментом в развитии духовно-нравственного воспитания стала середина нулевых годов ХХ1 столетия. Самой важной характеристикой этого периода стало понимание, что одного, даже и системно организованного курса основ православной культуры недостаточно для организации полноценного духовно-нравственного воспитания. Поэтому ряд регионов России принимает целевые региональные программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Суть этих программ состояла в том, чтобы более активно задействовать в воспитательном процессе не только сам курс основ православной культуры, но и другие школьные предметы, другие виды воспитания, внеклассную и внешкольную работу. Это позволило приступить к созданию региональных систем духовно-нравственного воспитания, благодаря чему стало возможно не только осуществлять системное изучение основ православной культуры, но и системную организацию духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, постепенно духовно-нравственное воспитание занимает все более широкое пространство в жизни школы, становясь живой реальной практикой, которой занимаются тысячи образовательных учреждений России.

При этом удается решать ряд очень важных и масштабных задач. Например, введение курса основ православной культуры, организация духовно-нравственного воспитания потребовало учителей, которые были бы способны его преподавать. Поэтому была организована широкая работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров для преподавания православной культуры: открытие в вузах специальностей «теология» и «религиоведение» и разных форм повышения квалификации учителей, преподающих курсы духовно-нравственного содержания.

В 1990-е гг. поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побудил к активизации диалога между светским образованием и Православной Церковью.

Были созданы широкое общественно-дискуссионное пространство, в том числе и в СМИ, на которых стали публично обсуждаться важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания. Важнейшей площадкой такого диалога стали Международные образовательные Рождественские чтения.

Начался конструктивный диалог и сотрудничество государственных и церковных органов власти, систем и учреждений светского и духовного образования, подписание соответствующих договоров о сотрудничестве, что особенно успешно шло на региональном уровне. Важнейшим событием этого периода, имевшим положительное значение для воспитания, стало принятие целевых региональных программ изучения православной культуры, что позволило осуществлять ее преподавание в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана, их органическим продолжением стало принятие региональных программ духовно-нравственного воспитания.

Во второй половине 1990-х гг. началось сотрудничество между Министерством образования РФ и Московской патриархией Русской Православной Церкви. Шло создание организационных структур, которые были признаны упорядочить и скоординировать работу по духовно-нравственному воспитанию, оптимизировать его управление. Так в 1999 г. был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ с Московским патриархатом Русской Православной Церкви. Определенную помощь и под-

держку становлению системы духовно-нравственного воспитания оказывали и другие государственные органы. Министерство начало серьезную работу по разработке содержания духовно-нравственного воспитания. Особенно важное значение для этого имело подготовленное Министерством образования РФ «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», определяющее педагогические условия изучения православной культуры в общеобразовательной школе.

В целом же в последние 15 лет осуществлялись следующие работы государственных и церковных властей по созданию необходимой правовой и нормативной педагогической базы:

На государственном уровне заключены договоры между Московским Патриархатом РПЦ и Министерством образования и науки РФ.

На уровне федеральнъх округов, с 2010 г., во всех Федеральных округах Российской Федерации были заключены Соглашения о социальном партнерстве Русской Православной Церкви (в лице Святейшего Патриарха) и Государством (в лице полномочных представителей Президента).

На региональном уровне во многих регионах заключены различные договоры о совместной социальной и образовательной деятельности, приняты региональные программы духовно-нравственного воспитания, благодаря чему идет совместная работа.

Это сотрудничество в настоящее время имеет большое значение для духовно-нравственного возрождения российского общества, для развития духовно-нравственного воспитания, для совершенствования образования.

Важным событием в развитии соработничества Церкви и государства в решении социальных, в том числе и педагогических вопросов, стали встречи руководителей государства с Патриархами.

Важное значение для развития духовно-нравственного воспитания имели слова В. В. Путина в Послании к Федеральному собранию: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение... Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Надо признать, уважаемые друзья, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность» [2].

Это говорит о том, что государство осуществляет продуманную и взвешенную политику, основанную на понимании необходимости совместной конструктивной работы общества, образования и Церкви, развитию образования и воспитания, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях.

Анализ совместной работы Церкви, государства и системы образования в области духовно-нравственного воспитания показывает, что она уже приносит свои положительные результаты: улучшается поведение учащихся и их отношения между собой и взрослыми; происходит сокращение преступлений среди несовершеннолетних и т. д.

Заключение

Таким образом, теоретико-исторический анализ показывает, что православие не только является цивилизационно-историческим фундаментом развития российского воспитания, но сегодня оно становится духовно-нравственной и культурологической основой возрождения системы духовно-нравственного воспитания и православного образования в нашей стране.

При этом для этого есть широкое общественное согласие в вопросах необходимости организации духовно-нравственного воспитания; есть необходимый научный и педагогический потенциал. И предпосылкой для успешного решения этой задачи является то, что во многих регионах России духовно-нравственное воспитание развивается уже более деся-ти-пятнадцати лет, все более обретая необходимую системность и последовательность.

Однако сегодня есть и существенные проблемы, которые требуют своего разрешения:

- ситуация с поиском новой модели современного российского воспитания осложняется тем, что сегодня не только развитие России, но и развитие многих стран мира, особенно Запада, характеризуется духовно-нравственным упадком, возрастающими негативными явлениями в общественной жизни, разрушением института семьи, культивированием философии потребления, потерей базовых понятий добра и зла, что самым негативным образом сказывается и на развитии духовно-нравственного воспитания;

- не произошло понимания на всех уровнях общества значимости духовно-нравственного воспитания как важнейшего фактора развития всех сфер обществ, что вызывает противодействие его организации со стороны части государственных чиновников, общественных и научных деятелей;

- ситуацию осложняет и коварство духовно-нравственного кризиса, заключающегося в том, что несмотря на страшное число своих жертв, ежегодно исчисляемые только в России более чем миллионами погибших людей, эта болезнь не осознается людьми и обществом, как нечто смертельно опасное для общества и лично для них;

- нет целостного взгляда на развитие зарубежного педагогического опыта и системы использования лучших зарубежных достижений, соответствующих традициям нашего образования; напротив, продолжается использование полученного педагогического опыта зарубежных стран;

- нет понимания, что отсутствие воспитания как целостной системы носит не случайный - плохие чиновники, плохой учебный план и т.п., - а глубоко закономерный характер: сегодня нет однозначного общественного мнения о необходимости духовно-нравственного воспитания и нет общепризнанной модели целостной, государством признанной системы воспитания. По-прежнему вопрос организации условий для осуществления духовно-нравственного воспитания считается прежде всего проблемой семьи и школы, государства, властей и церкви, но никак не главной проблемой общества;

- нет системности в организации духовно-нравственного воспитания на всем социо-культурном образовательном пространстве России. Семья, институты государства и гражданского общества, традиционные религиозные организации, образовательные учреждения, СМИ действуют несогласованно и противоречиво. Продолжается массированное противодействие организации духовно-нравственного воспитания со стороны ряда СМИ, ряда сектантских и атеистических организаций.

Таким образом, сегодня ситуация с организацией духовно-нравственного воспитания в школе представляется достаточно противоречивой. С одной стороны, идет большая работа по его организации, с другой - очень активное противодействие ему. Насколько же успешной будет дальнейшая работа по созданию целостной системы духовно-нравственного воспитания будет зависеть от того, насколько правильно будет понято и спрогнозировано дальнейшее развитие воспитания и образования в контексте социально-экономического и культурного развития России; разработана система духовно-нравственного воспитания, соответствующая нашему времени; сформулирована позиция государства к решению этой важнейшей социальной проблемы; консолидации здоровых сил общества, общественных структур, культурных сообществ, способных решать задачи духовно-нравственного развития; степени реального участия Церкви в решении этих вопросов; позиции неравнодушия каждого православного человека и способности православных людей консолидировано выражать свою позицию по педагогическим вопросам и успешно ее осуществлять в жизни; плодотворное соработничество всех участников воспитания; заинтересованность всех субъектов воспитательного процесса в качестве воспитания.

Список литературы

1. Ключевский В. О. «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» / Доклад, произнесенный в в Московской Духовной Академии в 1892 г., в год 500-летия со дня смерти преподобного Сергия Радонежского // http://www.glinskie.ru/content/во-ключевский

2. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // http://президент.рф/news/l7ll8

THE HISTORICAL-CULTURAL AND HISTORICAL-PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION IN RUSSIA

The article analyzes the history of spiritual-moral education of Russia; displays events of key importance for the development of spiritualmoral education: the official adoption of the Baptism; spiritual revival of Russia XIV - XV centuries; the spiritual awakening of Russia in the second half of XIX - beginning of XX centuries; restoration of spiritually-moral education in the 1990s of XX - beginning of XXI centuries.

Keywords: spiritual-moral education, education in Ancient Russia, spiritual-moral education of the XIV-XV centuries, the main directions of development of the Russian pedagogical thought in the second half of XIX -beginning of XX centuries, regional system of spiritual-moral education.

V. M. Men'shikov N. N. Gatilova A. B. Khokhlova

Kursk State University e-mail:

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.