Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий'

Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗАКОН БОЖИЙ / ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ / CHURCH-PARISH SCHOOL / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION / STUDENTS / ORTHODOX PEDAGOGY / CATECHISM / A CATECHIZER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симора Свящ Виталий

Автор статьи рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания учеников школьного возраста в церковно-приходских школах России в обозначенный период. Эти школы открывались при церквях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Их целью было утверждение в народе православного учения веры и нравственности, а также сообщение учащимся первоначальных полезных знаний. Основные задачи церковных школ заключались в начальном образовании и духовно-нравственном воспитании учеников в русле православных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and Moral Education of Students in the Parish School of the Russian Empire IN LATE 19 EARLY 20 CENTURIES

The author examines the issues of spiritual and moral education of school-age pupils in Russian parochial schools of the period. Parishes and monasteries established these schools with the permission of the diocesan educational Council. The aim of such school was the dissemination of Orthodox doctrinal and moral teaching, as well as of the primary useful knowledge. The main objectives of Church schools consisted in primary education and spiritual and moral upbringing of pupils in the mainstream orthodox traditions.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 2 (25). С. Ив-127

Духовно-нравственное воспитание учеников В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ школе Российской ИМПЕРИИ НА рубеже XIX И XX СТОЛЕТИЙ

Свящ. Виталий Симора

Автор статьи рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания учеников школьного возраста в церковно-приходских школах России в обозначенный период. Эти школы открывались при церквях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Их целью было утверждение в народе православного учения веры и нравственности, а также сообщение учащимся первоначальных полезных знаний. Основные задачи церковных школ заключались в начальном образовании и духовно-нравственном воспитании учеников в русле православных традиций.

Духовное воспитание традиционно определяют как воссоздание общей жизни человека с Богом, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа. Нравственное воспитание — это содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирования целостной иерархической структуры его личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию.

В связи с этим определим духовно-нравственное воспитание как целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом через воздействие благодати Святого Духа и с постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.

Православная педагогика признает реальность духовной основы человека и духовного мира. Практика показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовывать через развитие его психофизических функций, нельзя прийти к духовному осмыслению мира только через развитие интеллекта или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием.

Высшее и последнее предназначение человека, согласно православному взгляду на него, — это теснейшее общение с Богом в вечности, достигнуть которое возможно только через Иисуса Христа, т. е. пребывание в недрах Его Православной Церкви. Особого внимания в деле воспитания требует развитие

«веры, действующей любовью»1. Религиозно-нравственные чувства необходимо пробуждать с ранних лет. Детский возраст наиболее способен к их усвоению, поскольку душа ребенка еще не испорчена страстями. При благоразумном руководстве взрослых в духовно-нравственном воспитании ребенка он во всяком творении будет видеть доказательство могущества и любви Божией; всякий дар станет воспринимать как дар Божий; при всяком добром поступке «одобрение совести будет почитать одобрением Отца Небесного, а на всякий грех взирать, как на оскорбление Бога»2. Поэтому с ранних лет пробуждаемое в детях религиозное чувство есть наилучшее средство обезопасить и сохранить их невинность. Без сомнения, сохранить ребенка чистым и неиспорченным гораздо легче, чем врачевать уже имеющиеся душевные раны.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие3.

Таким институтом духовно-нравственного воспитания были церковноприходские школы, существовавшие в Российской империи до 1917 г. и являвшиеся начальными учебными заведениями. Они стали создаваться в начале XVIII в., курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой.

Созданные по Уставу 1804 г. приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных Министерству народного просвещения, однако преподавали в них учителя духовного звания. С 1836 г. по распоряжению императора Николая I создавались школы при церквях и монастырях (к 1851 г. насчитывалось свыше 4700 таких школ), находящихся в подчинении Святейшего Синода.

К 1861 г. за начальными училищами закрепилось название «церковноприходские школы». Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное духовнонравственное воспитание.

Теоретические основы деятельности школ духовного ведомства закладывались со времен принятия христианства на Руси. Особого внимания заслуживает деятельность святителя Михаила — первого Киевского митрополита, уделявшего достаточно большое внимание делу образования. Имеется свидетельство о том, что святитель, призывая к себе учителей, давал им наставления о том, как следует обучать детей, рекомендовал учителям приспосабливаться на своих уроках к «силам и понятиям» каждого ученика4. Благодаря усилиям со стороны

1 Евсевий (Орлинский), еп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844.

С. 31.

2 Там же. С. 222.

3 См.: Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. М., 2004. С. 99.

4 См.: Лотоцкий В., Суздальский Г. Настольная книга по церковно-школьному образованию: Собрание законоположений. Одесса, 1903. С. 47.

государственной власти и в связи с крепнущей в народе тягой к просвещению дело школьного образования в России постепенно развивалось.

Что касается сферы народного образования, то первые попытки ее нормативной регламентации предпринял император Александр I. В период его царствования был издан Устав для светских учебных заведений, а также особый Государев указ, призывавший духовенство принять участие в деле народного просвещения. К середине XIX в. правовой статус духовных школ определялся типовыми уставами, разработанными Учебным комитетом.

С середины XIX в. в России наблюдался интенсивный поиск и активная разработка идей церковно-приходской школы. Это особенно ярко и рельефно нашло свое теоретическое обоснование в трудах К. Д. Ушинского, С. А. Рачин-ского, С. П. Победоносцева, А. И. Анастасьева, С. И. Миропольского, а практическое воплощение — в их педагогической деятельности.

Известно, как много сделал К. Д. Ушинский (1824—1871) для развития народной, национальной православной педагогики, как много времени и сил он отдавал борьбе с засильем немецкой педагогики в России. Германские теоретики утверждали, что они создали универсальную общечеловеческую педагогику. Ушинский блестяще доказал, что это ложь. Он был убежден в том, «что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания...». Более того, нравственное воспитание ребенка представляет задачу «гораздо более важную, чем развитие ума вообще...»5. К. Д. Ушинский писал, что «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием церкви»6.

Церковь и школа — вот те общественные институты, которые, по мнению ученого, могут поддержать, сохранить и развить духовность в народе России, а также дать ему силы оставаться живым явлением человеческой истории начала. «...Церковь и школа, не разрушая, а освящая и озаряя светом мысли и чувства семейный быт и оставляя ему то, что принадлежит по праву всякому христианскому семейству, вывели наш простой народ из тесной отжившей сферы исключительно патриархального быта в более обширную и свободную сферу гражданского общества, государства и человечества»7.

Итак, К. Д. Ушинский полагает, что лишь христианское воспитание составляет действительную основу нравственного и народного воспитания как в Европе, так и в России: «Дело не в том, кто — духовное или светское лицо — должен заведовать народной школой; но в том, чтобы заведующий народной школой был истинный христианский воспитатель, истинный педагог по призванию...»8

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в школе, воспитание в соответствии с народным представлением о совести, человечности есть воспитание православное, святоотеческое — предоставляющее возможность человеку углубиться внутрь себя и в себе увидеть и народ свой, и человечество, и вселен-

5 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 31.

6 Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. СПб., 1908. С. 154—172.

7 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1948. Т. 2. С. 446.

8 Там же. С. 451.

ную, и отдельного человека, и всякое живое движение всего созданного Богом, воспитание, соотнесенное с православными идеалами и образом жизни.

Оригинальная концепция православного воспитания была представлена в педагогических воззрениях и образовательной практике С. А. Рачинского (1833—1902), она впитала в себя лучшие традиции национальной философии образования. Православием, рассуждает педагог, достигается «та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу»9.

По Рачинскому, в России два источника формирования духовности и нравственности в народе: церковь и книга. Слово, прежде всего слово Священного Писания, — могучий источник воспитания народа. Духовно-нравственные ориентиры педагогической концепции С. А. Рачинского можно определить так: все три ипостаси воспитания (гуманизм, народность, нравственность) он объединяет в единую систему, в которой приоритет на первой ступени образования отдает вере, поскольку духовно-нравственные основы русских заложены в Православии10. С. А. Рачинский выступал против самой идеи равенства умственных и духовно-нравственных качеств человеческой личности. По его мнению, каждый человек индивидуален и неповторим11.

Большое значение в педагогической концепции С. А. Рачинского занимает проблема воспитания у ребенка любви к природе. Об этом он пишет, например, в статье «Школьное цветоводство»: «Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого»12. Природа и религия рассматриваются С. А. Рачинским как важнейшие факторы формирования духовного мира ребенка. Образование и воспитание российской молодежи, по мнению С. А. Рачинского, должны строиться на «сваях» веры, молитвы и труда.

Потрясения 70-80-х гг. XIX в. изменили настроение общества, усилилось внимание к вопросам веры, повысился авторитет Церкви, внимательнее к ней стало относиться и государство. Эти перемены совпали с назначением на пост обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева (1827—1907)13.

Важнейшим орудием религиозного просвещения, по мысли Победоносцева, были начальная школа. Сама церковно-приходская школа была для него средством, позволявшим сохранить лояльность народа без глубоких экономических, социальных и административных реформ. Церковная школа должна была просвещать и воспитывать народ исключительно «в простоте мысли,

9 Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1891. С. 25.

10 Беленчук Л. Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX—XX вв. // Педагогика. 1999. № 5. С. 91.

11 Толстой Л. Н. Письмо С. А. Рачинскому // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 17. С. 447-448.

12 Рачинский С. А. Указ. соч. С. 41.

13 Победоносцев К. П. Письма к Александру III. 1881-1894 гг. М., 1925. Т. 2. С. 27; Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867-1900 гг. / Под ред. А. Завьялова. СПб., 1901. С. 197.

не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность»14. Эти школы должны были выполнять двоякую функцию: с одной стороны, формировать духовно-нравственные качества личности ребенка (вера в Бога, почитание старших, любовь к Отечеству, трудолюбие, прилежание, чувство долга и моральной ответственности), с другой стороны, «развивая учащихся», передавать детям «полезные для жизни практические знания» (чтение, письмо, арифметика и др.)15.

Следовательно, содержание предметного обучения в церковно-приходской школе определялось кругом реалий, которые окружали ребенка. Кратко эти тенденции можно сформулировать следующим образом: практичность, учет возраста, реалии, связанные с особенностью сельского быта и жизненным опытом каждого ребенка.

Лучшие русские педагоги всегда следовали апостольскому учению о «внутреннем человеке». Например, по мнению видного деятеля народной школы А. И. Анастасьева (1852-1919), только одно обучение, осуществляемое без воспитания, никогда не сможет преодолеть рамок утилитарно-прагматической направленности, неизбежно будет концентрироваться на обыденно-житейских целях. Не отрицая самостоятельной ценности приобретаемых в процессе обучения знаний, он видел их главный смысл в оказании влияния на формирование у учеников мировоззрения, ключевая идея которого заключалась в нравственном назначении человека16. Педагог, исходя из православной традиции, утверждает, что путь духовного самосовершенствования человека отождествляется с движением к мудрости, т. е. с воспитанием «в себе духа церковности, любви к храму Божию»17. Для А. И. Анастасьева Евангелие являлось главным источником определения критериев духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения18 и согласованного подхода педагогического сообщества к сути этого воспитания. Педагогическая цель соединения обучения и воспитания в духе Православия состояла в обновлении и укреплении веры учеников.

Видным идеологом и практиком церковно-приходской школы был С. И. Ми-ропольский (1842-1907). Его деятельность внесла значительный вклад в развитие отечественной педагогики. С. И. Миропольским была разработана целостная педагогическая концепция церковно-приходской школы России, которая включала: а) цель: просвещение и религиозно-нравственное воспитание; б) задачи: воспитание христианина и достойного гражданина своей страны, получение начального образования, развитие способностей ребенка; в) содержание воспитания: религиозно-нравственные элементы обучения, приучение к испол-

14 Победоносцев К. П. Всеподаннейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1884 г. СПб., 1886. С. 72.

15 Там же. С. 105.

16Анастасьев А. И. Народная школа: Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Ч. 2: Основы воспитания и обучения в начальной школе. М., 1912. Т. 2. С. 9.

17 Там же. С. 31.

18 Там же. С. 399.

нению заповедей Церкви, посещение богослужений, религиозно-нравственное чтение и многое др.19

Педагогическая деятельность С. И. Миропольского — это значительный вклад в развитие отечественной педагогики не только последней четверти XIX в., но и российской педагогической науки в целом.

13 июня 1884 г. Александр III подписал «Правила о церковно-приходских школах», призывавших воспитывать народ в духе православного учения, христианской нравственности и давать полезные первоначальные знания20.

«В рамках начавшегося процесса для управления церковно-приходской школой при Святейшем Синоде в противовес Министерству народного просвещения был создан училищный комитет», — отмечает Ф. Г. Паначин21. Эти школы (одноклассные и двухклассные) открывались приходскими священниками или с их согласия другими лицами на средства прихода без пособия или с пособиями от сельских и городских обществ, приходских попечительств и других учреждений. Значительные денежные субсидии церковно-приходской школе выдавала казна.

Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах», «приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся»22. Одной из главных задач церковноприходской школы являлось воспитание преданности государственной власти и Церкви.

По свидетельствам современников, церковно-приходские школы в религиозном отношении были предпочтительнее земских школ, т. к. в них хорошо учили церковному чтению и пению, а в земских школах, по мнению сторонников церковного образования, «преподавали арифметику да разные присказульки», «учили песням да сказкам», — читаем у Д. М. Бобылева23. В результате многие крестьяне предпочитали церковно-приходскую школу земской.

Реальное положение дел показывало, что церковно-приходская школа вполне соответствовала народному понятию об учении и духовном воспитании. По словам сторонников церковно-приходской школы, в России такой школой могла быть только школа, нераздельно связанная с Церковью и вероучением. Когда крестьяне видели, что дети из школы приносят одни лишь формы светского обучения, они не доверяли школе и не видели в ней духовной пользы. И наоборот, когда крестьянские дети приносили из школы в дом навык церковного чтения, когда они читали церковные книги на церковнославянском языке в домашних условиях, когда родители, приходя в церковь, слышали детей своих читающих и

19 См.: Тихомиров Д. И. Записки о губернских краткосрочных педагогических курсах в Твери. М., 1896. С. 233-246.

20 См.: Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. С. 81.

21 Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979. С. 71.

22 Правила о церковно-приходских школах. СПб., 1885. С. 13.

23 Бобылев Д. М. Какая школа нужна деревне. Отзывы крестьян о школах. Пермь, 1908. С. 1-18, 87-88.

поющих в церкви, тогда они, пораженные чудным действием духовного просвещения школы, начинали понимать, любить и уважать ее. Церковно-приходская школа способствовала приобщению подрастающего поколения к Церкви и распространяла через детей и между родителями истинные элементарные понятия о догматах и предметах веры, о церкви и богослужении24.

Для хода наших рассуждений важно то, что духовная школа прямо стремилась к поднятию воспитательного момента, ставила своей задачей не только образование, но и духовно-нравственное укрепление личности. В земских школах такое стремление замечалось меньше, в них на передний план выдвигались приобретение знаний и развитие ума, что делало школу несколько односторонней. Конечно, это свидетельство не следует понимать как доказательство полного отсутствия нравственного воспитания в земской школе.

По определению Священного Синода от 2 июля 1886 г. за № 1412 указом императора Александра III были введены в действия «Программы учебных предметов для церковно-приходской школы», которые обозначали объемы, порядок и последовательность изучения предметов.

Во введении к программам определялось предназначение школы, органичное единство ее с Русской Православной Церковью и ее пастырями-просветителями. Устанавливалось, что обучению в школах должно предшествовать предварительное воспитание детей в семьях в духе Православия и соблюдения христианских заповедей и обрядов. После домашнего наставления дети с семилетнего возраста направлялись родителями в церковно-приходские школы. «Два года одноклассной школы — это для большей части детей время и начального, и вместе с тем окончательного образования их», — говорится в «Правилах». Из нее они уже вступали в жизнь. «От руководителей школы требовалось особенное внимание к детским душам, чтобы это поистине золотое время не прошло для детей бесплодно»25. По достижении 12-16-летнего возраста школьники завершали обучение. Для тех, кто не усваивал курса обучения за 2-4 года, предусматривались дополнительные занятия, ежедневные уроки для взрослых, воскресные занятия.

По содержанию обучения в церковно-приходских школах в «Программах» Святейшего Синода различали школы одноклассные с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним курсом. Преподавались следующие предметы: 1) Закон Божий, подразделявшийся на: а) изучение молитв; б) Священную Историю и объяснение богослужения; в) краткий Катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письма; 4) начальные арифметические знания. В двухклассных школах к этим предметам добавлялись начальные сведения из истории Церкви и Отечества.

Закон Божий занимал особое место в системе преподавания учебных предметов в церковно-приходской школе. Обучение детей Закону Божьему было направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью. Задачи

24 См.: Церковная школа. СПб., 1887. № 2. С. 3-5.

25 РГИА. Ф. 803. Оп. 8. Ч. 1. Д. 151. Л. 1-3.

курса Закона Божия заключались в следующем: сообщить детям начальные знания о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним. Другие предметы находились в тесной зависимости от Закона Божия26.

Учебный день в школе начинался с чтения утренних молитв. На утренней молитве присутствовали священник и учитель. Первым уроком был Закон Божий. Во время молитвы и в продолжение первого урока перед классной иконой горела лампадка или свечка.

Между уроками были перемены. В это время ученики играли на свежем воздухе, а классная комната проветривалась. Во все воскресные и праздничные дни учащиеся находились в церкви27. Благодаря этому на церковных богослужениях ученики имели возможность демонстрировать свои теоретические знания на практике. Школьники допускались к прислуживанию священникам в алтаре, подавали кадило, следили за подсвечниками, умевшие читать допускались к чтению Часов, Шестопсалмия и канона на утрени. Наиболее искусные в чтении допускались и к чтению Апостола. Преуспевшие ученики на уроках церковного пения имели возможность непосредственно участвовать в богослужении, находясь на клиросе.

Прием детей в школу производился осенью, за две недели до начала занятий. В течение года в школу могли зачисляться только те дети, которые по своим знаниям подходили под одно из ее отделений. Совместное обучение учеников обоего пола допускалось лишь при условии, чтобы девочки были не старше 12 лет. Вновь поступавшие в школу дети подвергались учителями проверочному экзамену и размещались по отделениям соответственно их знаниям и развитию. Для вступления в первое младшее отделение никаких знаний не требовалось. Занятия в школе начинались не позже 15 сентября для младшего отделения и со 2 октября для всех отделений и оканчивались не ранее 1 мая для всех учеников.

Ежедневные занятия в школе начинались в 9 часов утра и заканчивались в младшем отделении не раньше 14 часов, а в других отделениях — не позже 16 часов, при этом делался часовой перерыв для обеда.

Учителя и словом, и примером призывали учеников посещать храм во все воскресные и праздничные дни. Учитель обязательно следил не только за посещением учениками церкви, но и за их поведением во время богослужения.

На страницах различного рода центральных изданий стали появляться многочисленные отзывы и рецензии на содержание обучения в церковно-приходской школе. Среди них самыми значительными были следующие: К. К. Сент-Илер

26 См.: ВетвеницкийИ. А. Руководство к преподаванию Закона Божия для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899. С 45; Краткое наставление неопытным учредителям и учителям деревенских школ / Сост. комиссией, избранною комитетом грамотности. СПб., 1864. С. 10—12; Пталинский А. Церковнославянский язык в народной школе: Методический очерк. М., 1910. С. 16; Сборник методических разъяснений по предметам, преподаваемым в школах церковно-приходских и грамоты. СПб., 1901. С. 59-64.

27 См.: Пругавин А. С. Законы и Справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1904. С. 384-386.

«Несколько заметок о церковно-приходских школах», А. С. Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции», С. И. Миропольский «Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе», А. А. Петрищев «Церковь и школа» и др. Большая их часть давала положительную оценку опубликованным программам, но были и негативные статьи.

В частности, А. А. Петрищев утверждал, что «в новых школах никаких знаний, нужных для жизни, ученик получить не может. Господа Победоносцев и Толстой хотят внушить детям вредные мысли о незыблемости самодержавия, что народ не хозяин, а раб. Церковно-приходские школы никакого образования не дают, а годы, когда ребенку нужно учиться, отнимают»28.

Тем не менее принятие программ было крайне необходимым и важным шагом. Они служили надежным руководством в дидактическом и методическом плане для законоучителей и учителей духовных школ. Кроме того, в них подчеркивался характер церковной школы и отличие ее от школ другого типа. Данное отличие заключалось прежде всего в единстве учебного и воспитательного процесса, когда преподавание всех предметов было проникнуто одной идеей — нравственного совершенствования человека в соответствии с учением Православной Церкви, т. е. религиозности и церковности, любви к престолу и отечеству. По мнению устроителей этих школ, школа должна не только обучать, но и главным образом воспитывать, направлять свое влияние на сердца и волю детей, развивать в них добрые нравственные качества.

Духовно-нравственное воспитание учеников в духе церковности было не только теоретическим, осуществлялось не одними беседами, уроками, наставлениями, но в равной мере и более практическим путем, соответствующими религиозными упражнениями: совершением молитв, посещением храма, деятельным участием в богослужении и т. д.

Священники-законоучители своим преподаванием развивали в детях искреннее религиозное чувство. Большинство законоучителей не ограничивались сообщением лишь сведений, указанных в программе, они заботились о том, чтобы преподаваемое было усвоено с возможной для детского возраста пользой. По общему отзыву наблюдателей, среди законоучителей-священников было немало лиц, отмеченных преданностью и любовью к делу, опытностью и большими успехами в преподавании.

Идея церковно-приходской школы религиозна и не может не быть национальной. Эти представления могли родиться только в недрах России, в лоне национального опыта, уклада и духа. Они несут в себе любовь к русскому народу, веру в его духовную и инстинктивную силу, волю к его творческому расцвету, созерцание народа — его преимуществ и недостатков перед Лицем Божиим.

В наше время в РФ начальное образование обязательное и общедоступное. Приоритетом начального образования является формирование учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

28 Стенографический отчет Государственной Думы IV созыва. Сессия IV, заседание 59. СПб., 1916. С. 569.

На протяжении истории России Православная Церковь способствовала объединению усилий народа в решении самых острых проблем, повышала нравственность, стремилась к достижению стабильности в обществе и государстве.

По нашему мнению, все эти меры подтверждают непреходящий, востребованный опыт церковно-школьного строительства во второй половине XIX — начале XX в., который может способствовать духовно-нравственному воспитанию у подрастающего поколения таких качеств, как патриотизм, любовь к Родине, сознательная готовность к защите Отечества, здоровый образ жизни, гражданственность и др., что сегодня встречается крайне редко.

Ключевые слова: церковно-приходская школа, духовно-нравственное воспитание, учащиеся, православная педагогика, Закон Божий, законоучитель.

Spiritual and Moral Education of Students in the Parish School of the Russian Empire IN LATE 19 — EARLY 20 CENTURIES

Revd. Vitaly Simora

The author examines the issues of spiritual and moral education of school-age pupils in Russian parochial schools of the period. Parishes and monasteries established these schools with the permission of the diocesan educational Council. The aim of such school was the dissemination of Orthodox doctrinal and moral teaching, as well as of the primary useful knowledge. The main objectives of Church schools consisted in primary education and spiritual and moral upbringing of pupils in the mainstream orthodox traditions.

Keywords: Church-parish school, spiritual-moral education, students, Orthodox pedagogy, Catechism, a catechizer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.