УДК 37.034 ББК Ч420.051
Анна Георгиевна Сапожникова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Православная прогимназия (Чита, Россия), e-mail: Sapozhnikovaanna10713@mail.ru
Сущность системы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном пространстве России
Духовно-нравственное воспитание младших школьников является одной из важных проблем педагогики на современном этапе развития России, которой уделяется огромное внимание со стороны учёных, педагогов-исследователей. На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников не только обсуждается и исследуется, но и становится предметом государственной политики.
Основной целью данной статьи является рассмотрение и анализ сущности системы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном пространстве России в различные исторические периоды.
Анализ историко-педагогического опыта показал, что обращение к системе духовно-нравственного воспитания младших школьников в разные эпохи позволяет по-разному понимать цель и смысл данного направления, что непосредственно влияет на характер, содержание и применяемые методики в области воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, система, метаобразовательное пространство, сотериологическая направленность, формы и цель воспитания.
Anna Georgievna Sapozhnikova,
Vice-Principal for Education, Orthodox Progymnasium (Chita, Russia), e-mail:Sapozhnikovaanna10713@mail.ru
The Essence of Spiritual and Moral Education of Younger Pupils in the Educational Space of Russia
Spiritual and moral education of younger pupils is one of the important problems of pedagogy at the present stage of development of Russia, and scientists, educators and researchers pays great attention on it. It is important to note that today the problem of spiritual and moral education of younger pupils is not only discussed and investigated, but also becomes a matter of public policy.
The main purpose of this article is to examine the nature of the system of spiritual-moral education of younger pupils in the educational system of Russia at different historical stages. Historical analysis of teaching experience showed that addressing to the system of spiritual-moral education of younger pupils at different times allows differently understand the purpose and meaning of younger pupils’ education which directly affects the nature, content and methods used in the educational field.
Keywords: spiritual-moral education, junior pupil, system, meta-educational space, so-teriological direction, forms and goal of education.
Обращение к системе духовно-нравственного воспитания младших школьников в разные эпохи позволяет по-разному понимать цель и смысл воспитания, что непосредственно влияет на его характер, содержание и применяемые методики в данной области.
Основной целью статьи является рассмотрение сущности системы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном пространстве России в разные исторические периоды.
Проведённое исследование духовнонравственного воспитания младших школь-
ников в России с точки зрения профессиональной деятельности указывает на то, что церковный тип школы стал для неё характерным, так как существовала тесная связь общества с жизнью Церкви. Такой образец школы характерен для исторического периода конца Х - конец XVII века. Отличительной особенностью данного периода было становление процесса формирования на Руси метаобразовательного пространства развивающего типа, которое нацелено на духовное и нравственное преображение общества и сосредоточено на национальном, историче-
16
© Сапожникова А. Г., 2014
ском, культурном наследии народа. С. И. Ми-ропольский отмечал, что деятельность образовательных учреждений периода христио-низации Руси направлена на усиление веры, утверждение церковных догматов для православных школ, в связи с чем изменилась сущность воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях того времени. В первую очередь перенималась религиозная доминанта: письмо считалось священным, чтение носило религиозный характер, пение было церковным. Их образцом являлись кли-росное церковное пение и чтение во время проводимых Божественных литургий. Поменялся и статус преподавателей, в основном это были священно- и церковнослужители. В воспитательном пространстве школы преобладали особые формы работы с учащимися: богослужение, исповедь, причастие, молитвы (утренние, вечерние, перед едой, на всякое дело и т. д.), нравственное поучение, личный пример из собственной жизни, что указывает на содержание в воспитательной системе духовно-нравственного направления.
Основной нормой взаимодействия между преподавателями и учащимися в воспитательном процессе выступали евангельские притчи, поучения Иисуса Христа, образ которого является центральным ядром христианского сознания, поэтому отношения, закрепившиеся между участниками обозначенного процесса, носили характер наставничества, как на нравственном уровне, так и на духовном. Цель воспитания отражала сущность самой системы и была направлена на стяжание Святого Духа, изменение духовного опыта человека и самосовершенствование. Православная школа удовлетворяла религиозные, нравственные, духовные потребности социума. Основной направленностью воспитания личности являлась сотериологическая, которая, по словам С. Ю. Дивногорцевой, задавала особое понимание обучения как специально организованного, целенаправленного и контролируемого процесса поддержки детей в их стремлении к познанию [4]. Сотериологическая направленность смогла повлиять на формирование и развитие религиозно-ориентированных школ, опираясь на основное взаимодействие с Церковью.
В XIX веке православно-педагогические взгляды отразились в работах педаго-гов-учёных: Н. И. Пирогова, С. А. Рачинского К. Д. Ушинского, священномученика Фаддея (Успенского) и ряда других. Их также волновали проблемы духовного и нравственного воспитания личности, проблемы сохранения
народной культуры, национального языка и народности образования в целом. Следуя святоотеческим традициям и православнопедагогической мысли, ученые и педагоги-исследователи настаивали на синтезе наук (антропологии, психологии, истории, педагогики и др.), отдавая приоритет духовно-нравственному развитию личности, которое находилось в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью народа. Данная идея указывала на своеобразное кредо православного образования и воспитания, поэтому народная школа представлялась основным идеалом образовательного учреждения.
Метафизический кризис 60-х годов
XIX века затронул богословскую науку. Одним из выражений богословской нравственности стало обращение к источникам протестантской этики и католической теологии, поэтому молодым поколением изучались труды К. Зайлера, Де-Ветте и других. К концу XIX века Антоний Храповицкий писал, что христианская нравственность была сведена к естественной морали и, в конце концов, произошло растворение всего богословия в нравственном богословии, то есть «обращение всего богословия в нравственный монизм».
В начале ХХ века в России в корне изменилась политическая ситуация, которая напрямую повлияла на развитие воспитания и образования в целом. Результатом такого процесса стало законодательное отделение школы от Церкви, а традиции православного воспитания и образования в советском государстве сохранились в ряде школ при чудом уцелевших духовных семинариях и академиях.
С середины 20-х годов по 60-е годы
XX века учёные русского зарубежья исследовали проблемы педагогики, связанные с особенностями национально-религиозного сознания, которое они считали частью русской духовной культуры в целом. При этом основной целью своей деятельности они считали сохранение православных традиций в воспитании подрастающего поколения, освобождение её от ненужных церковных догматов, которые беспрекословно выполнялись детьми, от неоправданного клерикализма и неосознанного выполнения религиозных таинств, сделав шаг в научные области познания (психологию, философию, педагогику) и связав их с жизненно важными потребностями эмиграционного общества.
Основная деятельность педагогов русского зарубежья сводилась к построению целостной системы религиозно-педагогического воспитания учащихся, которая основана на
православной антропологии и обосновании теоретических положений в области педагогики, психологии, философии. Протоиерей В. Зеньковский в своей работе «Русская педагогика в ХХ веке» обозначил основные идеи выявленной парадигмы. Он говорил о том, что православная педагогика ориентирована на личность, на её знания в области теологии, в основе которой лежит учение о Боге, о Его подобии и образе в человеке, а также на учении о греховности людей. Основная цель педагогического воспитания определяется в раскрытии Божественного начала в детях, в совершенствовании образа Божьего через их подготовку, как к земной жизни, так и вечной. Центральным стержнем православного образа жизни ребёнка считается духовнонравственная сторона, которая определяется через процесс стяжания и возрастания личности ребёнка к христианскому идеалу, религиозной истине, православному сознанию и культурным ценностям народа. Таким образом, православная школа, ориентированная на школьника, призвана содействовать духовно-нравственному возрастанию его личности, развитию религиозных сил души, что указывает на её церковный характер [5].
В России к вопросу духовно-нравственного воспитания обратились с конца 80-х гг.
ХХ в. Рассматривая поставленную проблему, педагоги и учёные исследовали влияние христианства на развитие воспитания в России, подвергли анализу духовно-нравственные традиции народов, населяющих наше отечество, рассмотрели принципы и формы духовно-нравственного становления личности младшего школьника. Так, в 1988 году ВНИКом разработан принципиально новый подход к совершенствованию феномена «нравственности» в современных условиях, который нашёл своё отражение в концепции новой школы. Основные идеи, которые отразились в данном документе, подтверждают мысль о демократизации и гуманизации воспитательного процесса в образовательном пространстве школы. Использование нового подхода позволяет опираться на интересы личности, её потребности с усилением внимания на нравственно-эмоциональную сферу деятельности. В эти годы вопросами нравственности занимались Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский и другие. В своих работах они опирались на реализацию гуманистических концепций воспитания, а также реализацию их идей, основанных на самореализации, самоопределении, самовоспитании личности.
В 90-е годы проблеме нравственного воспитания вообще не уделялось должного внимания, а такие понятия, как патриотизм, любовь к ближнему, доброжелательность утратили свою роль. В 2009 году под редакцией А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова,
В. А. Тишкова вышла «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой основное внимание уделено современному идеалу младшего школьника. Идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многоконфессионального населения Российской Федерации [3].
В современном мире Российское государство продолжает оставаться светским, несмотря на то, что даёт гарантии на свободное вероисповедание, допускает существование конфессионально-ориентированных частных учебных заведений.
Протоиерей В. Воробьев отмечал, что сфера православной педагогики наследовала два основных типа образовательных учреждений: духовные и светские.
Духовные в области воспитания и образования приоритетной считают религиозную сферу деятельности. Образцом таких образовательных учреждений являются воскресные школы, православные центры, духовные семинарии и академии.
Светские учреждения ведут образовательную деятельность на основе религиозного мировоззрения (православные детские сады, школы, гимназии, лицеи, вузы, кафедры теологии в светских вузах).
Изучение опыта работы учёных, педаго-гов-исследователей и проведённый анализ по данному вопросу позволяют утверждать о сложившейся специфике в педагогической деятельности в рамках развития духовнонравственного воспитания личности. С одной стороны, она направлена на удовлетворение духовных потребностей ребёнка, что, в свою очередь, позволяет говорить о взаимопроникновении религиозных и научных знаний христианской нравственности в содержание воспитания. Знаниевая и структурированная парадигма в современных воспитательных системах сообразна православной педагогике, для которой характерна аксиологическая направленность, отвечающая требованиям современного состояния воспитания. Сущность аксиологической направленности заключается в удовлетворении духовных потребностей личности, в изучении нравственных норм,
привитии ребёнку ценностных ориентиров, создании вокруг него благоприятной дружеской атмосферы. Для таких образовательных учреждений характерен процесс развития духовно-нравственного мира личности, направленный на самоформирование своего внутреннего «я». Системообразующим компонентом воспитательного процесса является идеальный образ желаемого результата. Приоритетной нацеленностью педагогических воздействий является духовно-нравственное воспитание младшего школьника, сообразное традициям православия в целом. Главными средствами его реализации являются следующие методы и формы работы с младшими школьниками: посещение храмов, участие в богослужениях и святых таинствах Церкви, изучение предметов духовно-нравственного цикла (Основы православной культуры, церковнославянский язык, церковное пение), включение школьников в нравственно-ориентированную деятельность, которая носит воспитательный характер, направлена на развитие и совершенствование личности.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание приобретает в последнее время ярко выраженную социальную значимость, поэтому в современном образовании в ряде православных частных школ духовно-нравственное воспитание младших школьников рассматривается с точки зрения профессиональной деятельности. Наряду с педагогом в неё включены не только родители, но и священник. Их деятельность взаимосвязана, взаимодополняет друг друга. К священнику в сфере профессиональной деятельности предъявляются требования, которые соответствуют нравственным качествам личности священника: любовь к ближнему, терпение, смирение, кротость, милосердие, снисходительность, справедливость и другие.
Протоиерей В. Зеньковский в своих трудах замечал, что «в процессе духовно-нравственного развития и воспитания детей функции священника и педагога-мирянина различ-
ны. Священник выступает в двух ипостасях: педагог и пастырь. Функции священника как педагога - законоучительство (передача религиозных знаний), как пастыря - духовное наставление, в котором «педагогическая часть отходит, уступая место суждению о грехах». Роль педагога-мирянина - помочь ребенку в деле духовного возрастания, в данной ситуации педагог не претендует на духовное руководство. Вышесказанное позволяет говорить о синергии духовного и педагогического наставничества как одной из характеристик православно-ориентированной педагогической деятельности» [5].
Итак, современная педагогическая мысль стремится к синтезу всего ценного, что есть в отечественном педагогическом наследии, осуществляя поиск новых подходов к решению проблем развития духовности и нравственности у подрастающего поколения.
Выполненный анализ теоретического содержания позволяет констатировать тот факт, что в системе духовно-нравственного воспитания личности заложено два направления педагогической мысли, которые между собой взаимообусловлены, взаимно дополняют и взаимно влияют друг на друга. Одно из них -церковно-педагогическое (мысль святых отцов церкви), а другое - научно-педагогическое знание. Последнему присуща единая теоретико-методологическая основа - теологическое учение, включающее православную антропологию, принципы христоцентрично-сти, аксиологическая направленность, обращенная к Абсолюту. Отличительной чертой церковно-педагогического знания от научнопедагогического является практическая направленность рекомендаций, которые основываются не только на идеях богословия, но и на личном опыте духовной жизни священника и мирян. Для научно-педагогического знания характерна системность, обобщение, связь, кроме богословия, со светскими науками (педагогика, психология, философия и др.).
Список литературы
1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 2004 г.: в 2 ч. Ч. 1.
2. Беляева Е. В. Этика. Курс лекций. Изд. 2-е. Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2004. 67 с.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
4. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 237 с.
5. Зеньковский В. В. Русская педагогика в ХХ веке // Педагогика.1997. № 2.
С. 73-89.
6. Сахаров В. А. Эмоциональный фактор духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике (I половина ХХ века). Киров: Лобань, 2008. 123 с.
References
1. Aktual’nye problemy sovremennogo vospitaniya: tselostnyi podkhod: sb. nauch. tr. i materialov po itogam nauch. konf. Volgograd, 2004 g.: v 2 ch. Ch. 1.
2. Belyaeva E. V. Etika. Kurs lektsii. Izd. 2-e. Minsk: Akademiya upravleniya pri Prezi-dente Resp. Belarus’, 2004. 67 s.
3. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstven-nogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2009. 23 s.
4. Divnogortseva S. Yu. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v teorii i opyte pravo-slavnoi pedagogicheskoi kul’tury. M.: Izd-vo PSTGU, 2012. 237 s.
5. Zen’kovskii V. V. Russkaya pedagogika v KhKh veke // Pedagogika.1997. № 2.
S. 73-89.
6. Sakharov V. A. Emotsional’nyi faktor dukhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti v otechestvennoi pedagogike (I polovina KhKh veka). Kirov: Loban’, 2008. 123 s.
Статья поступила в редакцию 19.12.2013