Научная статья на тему 'Церковная благотворительность как средство профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних в истории российского государства в XVIII-XIX вв'

Церковная благотворительность как средство профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних в истории российского государства в XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
378
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ИСТОРИЯ МОНАСТЫРСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иваняков Р. И.

Juvenile delinquency in modern society becomes an international problem that's why state policy in viewing and supervising delinquents and juvenile delinquents is very urgent nowadays. We target at creation of affectively functional basis for norms and rights in this sphere. The researchers' great attention today especially falls to the question of juvenile delinquency preventive measures and to participation of religious or social organizations or private persons in this problem. Learning such experience in the history of our state is of great interest. This very research is devoted to complex analysis of the named problem. In this research the author overviews the role of the church as juvenile delinquency preventive measures and prophylaxis which is mainly organized through effective charitable activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Churchial Charity as a Source of Juvenile Delinquency Preventive Measures and Prophylaxis in the History of Russia in XVIII-XIX Centuries

Juvenile delinquency in modern society becomes an international problem that's why state policy in viewing and supervising delinquents and juvenile delinquents is very urgent nowadays. We target at creation of affectively functional basis for norms and rights in this sphere. The researchers' great attention today especially falls to the question of juvenile delinquency preventive measures and to participation of religious or social organizations or private persons in this problem. Learning such experience in the history of our state is of great interest. This very research is devoted to complex analysis of the named problem. In this research the author overviews the role of the church as juvenile delinquency preventive measures and prophylaxis which is mainly organized through effective charitable activity.

Текст научной работы на тему «Церковная благотворительность как средство профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних в истории российского государства в XVIII-XIX вв»

ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

*

Р.И. Иваняков

ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVIII-XIX вв.

Ключевые слова: русская православная церковь, беспризорность, профилактика преступности и правонарушений, история монастырской благотворительной деятельности.

R.I. Ivanyakov. Churchial Charity as a Source of Juvenile Delinquency Preventive Measures and Prophylaxis in the History of Russia in XVIII—XIX Centuries

Juvenile delinquency in modern society becomes an international problem that's why state policy in viewing and supervising delinquents and juvenile delinquents is very urgent nowadays. We target at creation of affectively functional basis for norms and rights in this sphere. The researchers'great attention today especially falls to the question of juvenile delinquency preventive measures and to participation of religious or social organizations or private persons in thus problem. Learning such experience in the history of our state is of great interest. This very research is devoted to complex analysis of the named problem.

In this research the author overviews the role of the church as juvenile delinquency preventive measures and prophylaxis which is mainly organized through effective charitable activity.

Русская православная церковь никогда не оставалась в стороне от решения проблемы перевоспитания и исправления несовершеннолетних и малолетних преступников и правонарушителей, а также от решения проблемы беспризорности, воспитания «ненужных» детей. Более того, изначально церковь была наделена большими полномочиями, сопоставимыми с государственными - догматы Русской православной церкви, как правило, приравнивались к государственным законам, и санкции за их нарушение нередко влекли за собой наказание не менее суровое, чем за преступления против государственной власти.

Церковь активно участвовала в перевоспитании, исправлении и наказании потенциальных преступников и осужденных. Следование христианским религиозным нормам само по себе несет профилактическую направленность, о чем свидетельствуют заповеди: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и т.п. На протяжении всей истории культивировалась мысль о неизбежности ответственности за ненадлежащее поведение - всех после смерти ждет Божий суд, че-

* Канд. юрид. наук, ученый секретарь ученого совета Псковского юридического института ФСИН России [iri274@rambler.ru]

ловек предстанет перед Богом и ответит за все свои грехи. Участие Русской православной церкви в процессе коррекции отклоняющегося поведения отдельных индивидов и воздействия на лиц, совершивших преступления, является давней тенденцией отечественной пенитенциарии1. Изначально большое внимание церковь уделяла работе с несовершеннолетними и малолетними, воспитывая у них такие качества, как послушание и уважение к старшим.

Основными причинами роста детской преступности, по мнению священнослужителей, являлось неудовлетворительное состояние религиозно-нравственного воспитания детей в семье и школе. Именно поэтому первостепенной задачей всего духовенства, посвятившего свою жизнь священному служению Богу во спасение людей, становится забота о том, чтобы с ранних лет детьми были усвоены основы христианской веры и нравственности2.

Считалось, что перед тем как совершить преступление, малолетний нравственно и морально падает, и что важнейшим средством для предотвращения преступления становится поддержание достаточного уровня воспитания, поэтому один из важнейших способов предотвращения преступлений - осознание малолетним тех последствий, которые будут неминуемы в будущем. Считалось, что ребенок должен осознать всю пагубность неправопослушного поведения, осознать свое нравственное падение. Причем ребенок должен сделать выводы из совершенного и пытаться измениться в лучшую сторону3. С этой целью при монастырях устраивались странноприимные дома, больницы, богадельни, церковно-приходские школы.

Однако в отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы сиротам дать приют и пропитание, русская православная церковь взяла на себя выполнение важной функции: воспитание, обучение, лечение, призрение детей, оставшихся без родителей. Социальное служение русской православной церкви начинается практически с момента крещения Руси. Так, в соответствии с Уставом князя Владимира православная церковь взяла под свое покровительство бедных и убогих, более того, церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители - были лишь распорядителями этого имущества в интересах нуждающихся. Еще в 996 г. князь Владимир приказал учреждать «богадельни, гостиницы, дома странноприимства, а лекари и все люди увеченные... были подсудны одним епископам. В XIII в. в «Правиле о церковных людях» были конкретезировны формы социальной работы церкви, к которым относилось «нищих кормление и чад многих, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление,

1 См.: Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской православной церковью. Аналит. обзор. М., 2007. С. 3.

2 См.: БорисовБ.Ю. Проблемы учреждения при монастырях воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников в начале XX в. // История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. ст. / под общ. ред. С.Р. Ширшова. Псков, 2006. С. 114.

3 См.: Там же. С. 114.

в напастьях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупление, в гладе пре-кормление, в худобе умирая покровы и гробы»1.

В период монголо-татарского ига именно церковь на долгие годы стала единственной структурой, осуществлявшей благотворительную деятельность2, которая сконцентрировалась в монастырях, часть доходов и пожертвований выделявших на приют и иную благотворительную деятельность3.

После Стоглавого собора 1551 г. государство стало регулировать благотворительность церквей и монастырей, одним из их основных направлений деятельности стало бесплатное обучение грамоте бедных детей и сирот, для которых при монастырях открывались приюты и церковно-приходские школы4.

Упразднение патриаршего управления, произведенное Петром I, и замена его коллегиальным по существу поставило церковь на службу государству, что сказалось и на характере ее социальной деятельности, которая оказалась под жестким контролем5. Несмотря на эти изменения, церковь продолжала оказывать помощь социально незащищенным слоям населения. Так, на денежные средства митрополита Новгородского в Колмове были открыты монастырь, больница для инвалидов и дом призрения для сирот и незаконнорожденных6. Один их первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» предписывалось обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. Одним из сиротских монастырей стал Новодевичий, которому государством отпускалось приличное содержание на воспитание и обучение сирот7.

Для того чтобы решить вопросы финансирования церковной благотворительной деятельности, указом от 29 мая 1724 г. монастырские доходы разделялись на содержание «чиновным монастырским», «на церковные потребы», починки и прочее, а остальные доходы - на три доли: две больным, третья -«служащим монахам». В монастырях заводились школы по обучению арифметике и геометрии, а содержание их определялось из синодальной казны и «из сбору от раскольщиков»8.

1 См.: Из истории благотворительности // Фома. 2007. № 2. С. 19.

2 См.: Там же.

3 См.: Зубанова С.Г. Социально-исторические вехи православной церкви в сфере социального служения до XIX столетия // История государствава и права. 2009. № 12. С. 10-11.

4 См.: Из истории благотворительности // Фома. 2007. № 2. С. 19.

5 История церковной благотворительности // www.diaconia.ru/index.зета?а=агйс1ез&р1ё= 8&id=6> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

6 См.: Зубанова С.Г. Указ. соч. С. 10-11.

7 См.: Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7. С. 92.

8 Хохидра О.Н.Государственное призрение «зазорных» детей при Петре I // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 4. С. 188-189.

По образу Франции Петр I начал повсеместное создание «приютов для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах приюты для принятия «зазорных» детей на тех же основаниях»1. Для этой цели в Москве и Петербурге были созданы комитеты по «разбору и призрению просящих милостыню»2. В середине XVIII в. церковное участие в благотворительной деятельности несколько снизилось вследствие секуляризации церковных земель и закрытия более половины всех монастырей3, и центр благотворительной деятельности с учреждением Екатериной II в 1775 г. приказов общественного призрения4 перемещается в руки органов государственной власти, этим приказам предписывалось устраивать богадельни, которые оказывали помощь беспризорным детям, сиротские дома для нищих и бродячих детей, работные дома для просящих милостыню профессиональных нищих, способных прокормиться собственной работой, и оказывать помощь добровольно явившимся за вспомоществованием5.

Тем не менее к XIX в. многие крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты. Так, известная Казанская Амвросиевская пустынь, основанная в XIX в. в Калужской губернии знаменитым оптинским старцем Амвросием, славилась детским приютом6.

В дальнейшем в ходе проведения образовательной реформы Александра I в селах и деревнях в обязательном порядке стали организовываться церковно-при-ходские школы. Обучение и воспитание в них возлагалось на местных представителей духовенства. В этих школах обучались и воспитывались преимущественно крестьянские дети, изучая основы грамматики и религиозного воспитания.

С 1836 г. по распоряжению императора Николая I стали создаваться начальные учебные заведения при церквах и монастырях, и к 1851 г. было открыто свыше 4700 таких школ. Указом Священного синода от 29 октября 1836 г. обязанность первоначального обучения крестьянских детей, как и прежде, возложили на приходское духовенство. В 1841 г. был принят Устав Духовных консисторий, в соответствии с которым епархиальное начальство обязали поощрять приходское духовенство к созданию и поддержке при церквах училищ «в виде

1 См.: История церковной благотворительности // www.diaconia.ru/index.sema?a=articles&pid=8&id=6> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

2 См.: Там же.

3 См.: Зубанова С.Г. Социально-исторические вехи православной церкви в сфере социального служения до XIX столетия // История государства и права. 2009. № 12. С. 10-11.

4 См.: Приказ общественного призрения // dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/100073> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

5 См.: История церковной благотворительности // www.diaconia.ru/index.sema?a=articles&pid= 8&id=6> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

6 См.: Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7. С. 92-98.

простом и приспособленном к народному быту»1. Государство и церковь в этих школах заботились как о нравственном воспитании, так и об образовании детей. К 1861 г. духовенство основало свыше 18 тыс. начальных училищ, за ними закрепилось название «церковно-приходские школы». В середине 1860-х гг. их число достигло 21 420, училища посещали 412 000 детей2.

Преподавание в церковно-приходских школах велось согласно школьным программам, утвержденным епархиальным училищным советом. Во всех школах в учебное время проводились утренние молитвы по часослову или краткому молитвослову, большое внимание уделялось преподаванию священной истории, истории церкви, истории и географии России. Велось преподавание Закона Божия, где учащиеся усваивали молитвы, догматы православной религии и обряды церкви, церковного служения. В целом преподавание церковнославянской грамоты прививало детям необходимое понимание церковной речи, давало возможность принимать участие в богослужении. В программе предусматривалось преподавание естественных наук и математики, чтобы дать детям полный курс начального образования3.

Серьезные изменения в благотворительной деятельности церкви произошли в 1860-е гг., когда в 1864 г. было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 г. учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой обители4. В указе обер-прокурора Синода графа Л.А. Толстого от 6 апреля 1866 г. учредителям монастырей предлагалось «соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную и воспитательную»5. В соответствии с этим указом в 1866-1869 гг. было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами, с 1870 по 1886 гг. - 37 монастырей, занимающихся благотворительностью, а в 1889 г. при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц6.

В 1882 г. Иоанном Кронштадским был построен «Дом Трудолюбия», получивший известность как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за труд. Цель этого дома призрения состояло в стимулировании трудовой деятельности, что не достигалось, как правило, частной милостыней. Здесь нуждающиеся могли не только работать, но и учиться, отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т.д.7. Одним из важных нововведений была попытка заменить милостыню

1 См.: У истоков народного просвещения: церковно-приходские школы // www.zarp1ata.ru/a-id-13990.Ыт1> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

2 См.: Там же.

3 См.: Там же.

4 См.: История церковной благотворительности // www.diaconia.ru/index.sema?a=artic1es&pid= 8&id=6> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

5 Из истории благотворительности // Фома. 2007. № 2. С. 20.

6 См.: Там же.

7 См.: Там же.

коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, что явилось важным шагом на пути институциализации социального служения русской православной церкви. В 1902 г. там работали одновременно 7281 человек. Кроме школ, мастерских и библиотек для взрослых и детей, при Доме трудолюбия существовали приют для детей и дневное убежище для малолетних, рассчитанное на 50 человек, загородная летняя дача для детей, богадельня для бедных женщин на 22 человека, большой каменный ночлежный дом, построенный в 1888 г., для 84 мужчин и 24 женщин. В Доме трудолюбия оказывалась бесплатная врачебная помощь, выдавались обеды и пособия. Столовая, работавшая в течение 11 часов каждый день, предоставляла нуждающимся от 400 до 800 обедов1.

Что же касается финансирования благотворительной деятельности, то следует отметить, что русская православная церковь сама делала большие пожертвования на создание и содержание приютов, больниц, школ, раздавала деньги нуждающимся. Одним из способов сбора пожертвований стал выпуск и продажа, при участии русской православной церкви, специальных благотворительных марок, которые представляли собой квитанции, подтверждающие факт благотворения. Формой отчетности и контроля за расходованием средств были благотворительные боны - талоны, чеки, квитанции, кредитные марки2.

Яркими примерами, подтверждающими деятельность церкви в этом направлении, могут служить следующие: в конце XIX - начале XX в. в больнице Глинской пустыни ежегодно получали помощь около 89 тыс. человек, в Доме трудолюбия обучались грамоте и ремеслам почти 200 крестьянских мальчиков-сирот. В Троице-Сергиевой лавре в этот же период ежегодно получали бесплатное питание до 350 тыс. богомольцев, больница принимала свыше 11 тыс. пациентов3.

В целом к 1900 г. Ведомству православного исповедания и военного духовенства, которое аккумулировало в своих руках в том числе церковно-благо-творительную деятельность, принадлежали 3358 благотворительных организаций (2164 общества и 1194 заведения). В это число входили церковно-приход-ские попечительства (учреждены в 1864 г.), а также благотворительные заведения при монастырях и храмах. К 1906 г. около 50% православных храмов имели благотворительные фонды, из которых выделялись средства на содержание приходских школ и приютов (в 1868 г. - 18%)4.

С середины XIX в. развивается новая для России форма благотворительности - сестринское милосердие. Еще в 1844 г. в Санкт-Петербурге была создана

1 См.: Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 330-334.

2 См.: Из истории благотворительности // Фома. 2007. № 2. С. 20.

3 См.: Борисов Б.Ю. Указ. соч. С. 111-112.

4 См.: Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 330-334.

первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия. К началу Первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к середине 1917 г. - примерно 30 тыс. сестер милосердия, 20 тыс. из которых вышли из епархиальных общин1. Общины сестер милосердия стали своеобразными женскими монастырями в миру, где не требовалось пострига в монахини. Этого рода общины объединяли физически здоровых женщин-христианок от 21 года до 40 лет, представлявших все сословия и звания, с одним духовным намерением - бескорыстное служение страждущим, в том числе и помощь беспризорным детям2. Среди таких общин выделялась женская епархиальная община сестер милосердия в Покровском-Рубцове, учрежденная в 1869 г. бывшей игуменьей Серпуховского Владыческого монастыря Митрофанией. Сестры общины регулярно ухаживали за больными в СтароЕкатерининской больнице, а также открыли приют для сирот от 3 до 9 лет3, при котором была учреждена шестилетняя школа, предусматривающая изучение образовательных дисциплин и Закона Божьего. Особенностью общины было то, что на протяжении своей милосердной деятельности она сохраняла монастырский образ жизни, ее обитатели отличались особым аскетизмом и прилежанием, усердным выполнением послушания. Существование женской общины милосердия позволяет говорить о наличии определенного института милосердия в русской православной церкви, обладавшего специально подготовленными кадрами - сестрами милосердия, работающими «в миру».

В целом к 1 декабря 1907 г. в России насчитывалось 907 мужских и женских монастырей, среди которых примерно четвертая часть были обители, занимавшиеся милосердной деятельностью4. Наличие таких благотворительных обителей, как Дом трудолюбия и сестринских общин милосердия, свидетельствует о высоком уровне развития социальной деятельности русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Несомненно, милосердно-благотворительная деятельность церкви требовала хорошей организации, финансового и хозяйственного обеспечения. Она осуществлялась многочисленными благотворительными обществами, комитетами помощи, попечительствами, существующими при церковно-приходских общинах. Если же они находились при муниципальных органах управления или других светских организациях, то церковь принимала активное участие в их работе.

После начала Первой мировой войны во многих городах страны создаются школьные кооперативы, давшие возможность определенного заработка для малообеспеченных семей, детские и подростковые клубы, дома юношества.

1 См.: Там же.

2 См.: Там же.

3 См.: Там же.

4 См.: Там же.

В этой работе наряду с педагогами принимает активное участие православное духовенство. Ценная инициатива была проявлена в Петрограде протоиереем Егоровым, создавшим детские организации при «церкви лекарских помощниц» и при военных соборах - Измайловском и Введенском. Два раза в неделю по вечерам, после учебы или работы несколько тысяч петроградских детей и подростков собирались в церквах. Они пели, участвовали в богослужениях, слушали беседы на духовно-нравственные темы, распространяли церковную литературу. Издавалась специальная детская литература, функционировала хорошо подобранная детская библиотека. При некоторых храмах Петрограда были устроены детские площадки, организовывались специальные детские обедни, детские крестные ходы1.

Помимо непосредственного участия русской православной церкви в благотворительной деятельности, она являлась одним из важнейших механизмов, стимулировавших благотворительную деятельность общественности и частных лиц. Именно православно-христианская мотивация позволила стать благотворительности в дореволюционной России массовым явлением - к концу XIX века число благотворительных заведений различного назначения исчислялось тысячами: состоятельные люди были охвачены желанием принести пользу2.

Изложенное позволяет утверждать, что Русская православная церковь до событий 1917 г. большое внимание уделяла проблемам милосердия и социального служения, тем самым играла большую роль в решении проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних и вносила большой вклад в работу по профилактике и предупреждению детской преступности. В этот период начинает разрабатываться теория милосердия, утверждающая, что христианин должен всегда при любой возможности помогать нуждающимся3, подкрепляемая благотворительной деятельностью как отдельных лиц, так и союза церкви и государства по призрению сирот, бродячих и нищих детей. В рамках благотворительных обществ при Русской православной церкви открывались больницы и лечебницы. В бесплатных столовых и чайных все нуждающиеся могли получить питание. Помимо этого существовали церковно-приходские школы и производственные мастерские, в которых дети из бедных семей бесплатно обучались грамоте и какому-нибудь ремеслу.

1 См.: Тебиев Б.К., Коркищенко О.А. Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России. М., 2005. С. 61.

2 См.: Зубанова С.Г. Христианизация государственного, общественного и частного благотворительного служения и жертвенности в XIX в. под влиянием Русской православной церкви // История государства и права. 2009. № 23. С. 11.

3 См.: История церковной благотворительности // www.diaconia.ru/index.sema?a=articles&pid =8&id=6> (дата последнего обращения - 20 мая 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.