Научная статья на тему 'Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России'

Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2053
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВРАЧ И СВЯЩЕННИК / КУЛЬТУРА / ХРИСТИАНСТВО / DOCTOR AND PRIEST / CULTURE / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левчук Карина Анатольевна

Как любой сложный социально-исторический процесс христианизация имела не только религиозную, но и социальную, политическую, экономическую и культурную составляющие. И, как историческое явление, христианство включало совокупность разнообразных компонентов, характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICINE AND ORTHODOXY HISTORY STAGES AND INTERACTION IN RUSSIA

From the point of view of its social historical complexity, Christianity had religious, social, political, economical and social components. This historical phenomenon of Christianity included various components and features combined.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России»

№ 2 - 2009 г.

22.00.00 социологические науки

УДК: 61:378.1 - 057.875]:130.1

Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России

К.А. Левчук

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»

(г. Новосибирск)

Как любой сложный социально-исторический процесс христианизация имела не только религиозную, но и социальную, политическую, экономическую и культурную составляющие. И, как историческое явление, христианство включало совокупность разнообразных компонентов, характеристик.

Ключевые слова: врач и священник, культура, христианство

Левчук Карина Анатольевна - преподаватель кафедры лингвистики ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 229-10-72

История человечества неразрывно связана с историей мировых религий, среди которых одну из определяющих ролей сыграло христианство. Эта роль в значительной степени определялась влиянием, которое процесс христианизации оказывала на развитие мировой цивилизации. Именно христианизация как процесс и христианство как явление определяли основное содержание многих исторических эпох и в Европе, и в России. Христианизация Европы, России - это процесс взаимодействия и взаимовлияния светских институтов цивилизации (государства, идеологии, культуры) и христианской религии с ее институтами (церкви, как политического и экономического организма, христианской идеологии и культуры), который осуществлялся в различных формах на протяжении практически всей истории человечества. Как любой сложный социально-исторический процесс Христианизация имела не только религиозную, но и социальную, политическую, экономическую и культурную составляющие. И, как историческое явление, Христианство включало совокупность разнообразных компонентов, характеристик.

Сравнительный анализ компонентов Христианства, его влияния на развитие того или иного исторического этапа является актуальным для того, чтобы определить как именно оно влияло на становление социальной сферы, какую именно роль сыграло в развитии социальных институтов государства. История начала Христианства датируется I веке н.э. Появление Христианства меняет ход человеческой истории настолько, что дальнейшее развитие и, соответственно, понимание истории человечества, становится невозможным без учета и анализа самого Христианства. Следует помнить, что «что европейская культура, при всей сложности своего состава, была и остается доныне христианской культурой - по своим основным задачам и замыслам, по своему типу: из

христианства она преимущественно выросла, его упованиями и идеалами она питалась, в христианстве обрела она свои духовные силы и от него взяла любовь к свободе, чувство ценности личности" [1]. Эти рассуждения В.В. Зеньковского, одного из выдающихся русских философов и богословов, остаются актуальными и в ХХ1 веке. Великий российский учёный Николай Михайлович Карамзин писал о том, что история «в неком смысле есть священная книга народов: основная, нужная; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение реального и пример грядущего"[3].

История России, как и европейская история, неотделима от развития Христианства. Однако история взаимодействия российской православной церкви, как представительницы ортодоксального христианства, и медицины, институциональной структуры цивилизации, заслуживает особого внимания. Во-первых, они тесно взаимосвязаны в своем развитии на протяжении всей истории государства российского. Во-вторых, в современности происходит своеобразный возврат и восстановление этой взаимосвязи в качественно новых условиях. Поэтому анализ опыт прошлого, его адаптация к современности относятся к актуальным темам современных исследований.

Истории известны многочисленные примеры, подтверждающие созидательную роль Русской Православной Церкви в создании и развитии медицины - монастырская медицина, из которой, по сути, и развилась современная медицина; больницы при монастырях, ставшие прообразом современных лечебных учреждений, общины сестер милосердия, которые способствовали развитию института младшего медицинского персонал и многое другое. Основанием активной деятельности Русской Православной церкви в медицинской, социальной сферах выступает реализация одной из основных христианских заповедей любви к ближнему. Верная евангельским заповедям (Мф. 22, 39; Лк. 10, 36-37) и раннехристианской практике (Деян. 4, 34-37; 6, 1-4; 9, 36; 11, 28-30; Римл.

12, 8; 1 Тим. 5, 10), Русская Православная Церковь в течение столетий заботилась о бедных, опекала сирот, окормляла немощных, оказывала помощь вдовам и погорельцам. Создавались многочисленные благотворительные организации и фонды, учреждались братства и сестричества, открывались странноприимные дома, богадельни, монастырские больницы, бесплатные столовые для неимущих, детские приюты. Факты и цифры будут приведены ниже.

Традиционным для Православия является внимание не только к вопросам физического здоровья пациентов, но также к духовной стороне существующих проблем. Реализация этого находит свое подтверждение в многочисленных призывах к врачам уделять внимание здоровью духовному наравне с физическим. По словам Святейшего Патриарха Алексия II «Церковь имеет возможность заниматься социальным служением и пастырским душепопечением в медицинских учреждениях, вместе с врачами служить нуждающимся, больным, престарелым. Хорошо понимая, сколь важна и трудна ваша работа (работа медиков, прим. автора), Церковь, как и вы, обеспокоена состоянием физического и духовного здоровья народа». «Все мы призваны осознать необходимость духовного и телесного очищения, ибо духовное и физическое здоровье человека — неразделимы», [9] («Духовное и физическое здоровье человека — неразделимы». Святейший Патриарх направил поздравление в связи с 250-летием Медицинской академии имени И.М. Сеченова). Тот факт, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил ректора Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова М.А. Пальцева с 250-летием образования вуза 19 ноября 2008 г. однозначно свидетельствует о понимании значимости медицинских образовательных учреждений.

Традиции милосердия складывались в христианской церкви столетиями, основываясь в этой деятельности на заповедях Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему. Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим, т.е. тем, кто в современности относится к социально незащищенным слоям населения.

Некоторые законы Византийской империи и свидетельства историков позволяют говорить о том, что в христианском государстве, каковым являлась Византия, милосердие считалось особой добродетелью, которое очень высоко ценилось. Например, намечая кандидатов для патриаршества и оценивая их достоинства, Византийская церковь руководствовалась определенным образцом (?????), черты которого озвучивались каждый раз, когда на общее обсуждение ставился вопрос о новом византийском патриархе. Этот ?????, или идеал, Византийского патриарха весьма рельефно отражен и в правовых памятниках Византии, и в общецерковном самосознании, и в реальных фактах жизни и истории. Эпанагога императора Василия Македонянина (IX в.), [11] Распространенная Эпанагога (XI в.), [12] Синопсис Малый (XII в.), [13] Синтагма Матфея Властаря [14] - все эти правовые памятники Византии, имевшие значение и действующего закона, в аналогичных чертах живописуют ????? первоиерарха Великой Христовой Церкви, неотъемлемой чертой которого является милосердие. Патриарх, по их изображению, есть живой и одушевленный образ Христа, в словах и делах выражающий истину. Патриарх должен быть милосердным, учительным, безусловно одинаково относиться ко всем, к лицам как высокого, так и низкого положения, быть кротким в отправлении правосудия и обличительным относительно неповинующихся, без страха возвышать голос в защиту истины и догматов даже перед лицом царя. В таком роде, на пример, характеризовался кандидат на патриарший престол Антоний II Кавлей, праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра. [15]

Милосердие понималось достаточно широко ? готовность подать милостыню убогому, впавшему в несчастье, сострадание к увечному, помощь слабым и обездоленным. При целом ряде константинопольских монастырей существовали странноприимные дома и больницы.

Помимо развития традиций милосердия, принятие Христианства древней Русью в X веке, способствовало развитию медицины как институциональной системы в масштабах государства. В истории развития взаимоотношений Христианства и медицины выделяют:

1. Монастырский период

2. Сестричество

3. Советветский период

4. Современный период (90-е годы)

1. Монастырский период

Народ на Руси с древнейших времен воспринял христианское учение о милосердии как о всеобъемлющей любви к ближнему. Князья, а впоследствии и цари, старались быть образцом подражания для всех своих людей. Так митрополит Киевский Илларион подчеркивает милосердие князя Владимира, говоря, что князь исполнил Божественные заповеди: "просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свободу". В 996 году князем Владимиром учреждаются "богадельни, гостиницы, дома странноприимства, а

лекари и все люди увечные... были подсудны одним Епископам". На их содержание была определена "десятина" (от продажи хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.). Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья - Ярослав Владимирович, при котором было открыто первое в Новгороде училище для бедных юношей, Владимир Мономах, завещавший своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите".

Первой и основной формой взаимодействия медицины и Православной церкви стала монастырская медицина, которая проявлялась в лечебной деятельности монастырей. Лечебная деятельность осуществлялась монахами при непосредственном их посещении и оказании помощи, либо путём создания внутримонастырских учереждений со своим штатом, в который входили монахи, обладающие медицинскими знаниями, и специальным помещением. Русская Православная Церковь, структурное формирование которой завершилось в эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала и свой благотворительный центр, который размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для бедных странников.

В XII веке был основан больничный Троицкий мужской монастырь Николой Святошей, где имелась больница на 32 кровати с аптекою. Так складывался милосердноблаготворительный институт Русской Православной Церкви, имевший в лице монахов своих социальных работников, свои больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми средствами из "десятины".

В XIII веке татаро-монгольское нашествие поработило ослабленную междоусобными войнами князей Русь. Если в домонгольский период на Руси существовала не только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о бедных, то в период нашествия татаро-монголов на Русь милосердие фактически находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов. Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.

С избавлением от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановлением государственности связанное с возвышением Москвы и Московского княжества начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. В делах милосердия выражалось призвание иноков служить миру, что являлось идеалом монашеского делания. Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. Большую известность, благодаря своей благотворительной деятельности, получил Иосифо-Волоколамский монастырь, имевший странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.

В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в монастырские обязанности вменялась новая повинность: собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от притворных нищих. Дмитровский Борисоглебский монастырь содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного призрения. В 1678 году Патриарх Иоаким увеличил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.

Несомненно, что храмы тоже стремились оказывать посильную медицинскую помощь, но достоверных исторических источников об этом нет.

Церковная реформа Петра I, упразднив патриаршее управление и заменив его коллегиальным, по существу поставила Церковь на службу государству, что отразилось и на характере социальной деятельности Русской Церкви, которая оказалась под жестким контролем. Петр I требовал повсеместного устройства по губерниям "гошпиталей", т. е. приютов для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия "зазорных" детей, на тех же основаниях. Согласно историко-статистическому описанию Тихвинского Богородицкого мужского монастыря, именно при Петре I здесь была основана богадельня, имеющая главной целью обеспечение спокойной старости увечным и израненным воинам.

В 1823 году в Санкт-Петербурге создается Дом убогих Императорского Человеколюбивого общества, именуемый Исидоровским. Цель данного заведения -призрение престарелых и больных женщин. С 1866 года учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой обители. С 1870 года по 1886 год было учреждено 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В 1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц.

Существенной стороной милосердно-благотворительной деятельности было создание благотворительных обществ при Санкт-Петербургских городских больницах во 2-ой половине XIX века. Самое старейшее из них было основано в 1866 году при Санкт-Петербургской городской Обуховской больнице, в то время как сами городские больницы возникли уже в XVIII столетии именно "с целью призрения неимущих больных". Прежде же, "главной... и единственной задачей каждой городской больницы... было заботиться о больном только со времени принятия его на больничную кровать до времени... выписки из больницы". Характерно, что при таких городских больницах обычно строились церкви, а благотворительные общества, как раз и создавались при больничных храмах. Так, в Обуховской больнице благотворительное общество существовало при церкви Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Подобные общества, чья деятельность проистекала из христианской любви к ближнему, возникли и при других городских больницах - при больницах святой Марии Магдалины (1874 г.), святителя Николая Чудотворца (1874 г.), при Петропавловской (1875 г.), Александровской (1875 г.), Калинкинской (1879 г.) и др. клиниках.

Основной внешней формой взаимодействия русской православной церкви и медицины были больницы при монастырях, в содержании внутреннего аспекта необходимо указать на историческую связь социальных ролей врача и священника, во многих случаях, монаха. Значение монастырской медицины было велико, оно способствовало передаче и распространению медицинских навыков.

Окончание этого периода знаменуется возникновением общин сестёр милосердия, явлением актуальным и значимым для того исторического этапа взаимодействия русской православной церкви и медицины.

2. Сестричество

С середины XIX века развивается новая для России форма благотворительности -сестринское милосердие. Звание сестры милосердия заимствовано у католиков как

буквальный перевод с французского языка soeurs de charité, de la misericorde. Еще в 1844 году в Санкт-Петербурге была создана первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых. Появление нового института -общин сестер милосердия - было важной вехой в развитии русской медицины. Оно открывало для женщин возможность получить новые знания и реализовать свои способности. Их возникновение и развитие непосредственно связано с изменениями, происходившими в русском общественном сознании. Общины явились одними из первых общественных организаций России. Они существенно расширили возможности самореализации для женщин всех сословий. В их деятельности сочетались традиции церковной и светской благотворительности, исконной русской набожности и европейского гуманизма.

Пример сестринского милосердия в Крымской войне побудил к созданию Российского общества попечения о раненых и больных воинах в мае 1867 года, которое через 12 лет преобразовали в Российское Общество Красного Креста. Подвиг сестер милосердия Никольской и Крестовоздвиженской общин вызвал волну объединения в подобные общины христианок-доброхоток во многих губерниях России. Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. К началу первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к середине 1917 года примерно 30000 сестер милосердия, 20 000 из которых вышли из епархиальных общин. Общины сестер милосердия стали своеобразным женскими монастырями в миру, где не требовалось пострига в монахини. Среди таких общин выделялась женская епархиальная община сестер милосердия в Покровском-Рубцове, учрежденная в 1869 году бывшей игуменьей Серпуховского Владыческого монастыря Митрофанией. Сестры общины регулярно ухаживали за больными в Старо-Екатерининской больнице. Существование женской общины милосердия позволяет говорить о наличии определенного института милосердия в Русской Православной Церкви, обладавшего специально подготовленными кадрами -сестрами милосердия, работающими "в миру" - с ранеными на поле боя, больными и инвалидами, сиротами, престарелыми и т.п. Основным направлением в социальной деятельности общин было оказание медицинской помощи. Высокая квалификация медицинского персонала и образцовый уход за больными, осуществляемый сестрами милосердия, поднимал авторитет существовавших при общинах больниц.

К 1 декабря 1907 года в России насчитывалось 907 мужских и женских монастырей, среди которых примерно четвертая часть были обители, занимавшиеся милосердной деятельностью. Во главе общин вставали их основатели, как правило, очень влиятельные люди, в том числе члены императорской фамилии. В рамках благотворительных обществ при Русской Православной Церкви открывались больницы и лечебницы для тяжелобольных, психически больных, инвалидов, где за ними ухаживали сестры и братья милосердия из числа мирян или послушников монастырей. Ориентация на различные слои населения. Амбулатории и аптеки общин были очагами квалифицированной и одновременно доступной медицинской помощи. Почти каждая община находила возможность оказывать бесплатную помощь бедным пациентам. Так, в 1900 г. в Москве работала 21 бесплатная амбулатория, из них четыре - при общинах сестер милосердия. Деятельность общин была высокоорганизованной и тщательно регламентированной. Образ жизни сестёр в община можно охарактеризовать как высокоорганизованный, содержащий несколько компонентов, на пример, медицинскую деятельность, участие в церковных службах.

Развитию общин сестер милосердия способствовали и более широкие социальные и культурные тенденции того времени: присоединение России к конвенциям

международного Общества Красного Креста, движение панславизма, развитие женского образования и начало участия женщин в общественной жизни.

История общин сестер милосердия имеет много различных аспектов, мы можем назвать как минимум, три из них: официальное функционирование общин как

общественных благотворительных организаций, их повседневную деятельность, ориентированную на помощь городскому населению, и работу сестер милосердия в «горячих точках» - на театре военных действий и в очагах эпидемий.

Проанализировав данный исторический период, мы по праву можем назвать его периодом общин сестёр милосердия - по ведущей форме сотрудничества социальных институтов: медицины, религии и армии.

На основании вышеизложенного мы можем сказать, что основные формы взаимодействия русской православной церкви и медицины выражалась в следующем:

• общины сестёр милосердия

• монастырские лечебные учреждения

• работа священнослужителей в госпиталях действующей армии

• храмы при больницах

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что Русская Православная Церковь до событий 1917 года большое внимание уделяла проблемам милосердия и социального служения.

3. Советский период

После Октябрьской революции 1917 года благотворительная деятельность была объявлена свойственной лишь буржуазному обществу. Такое отношение советской власти к благотворительности вело к забвению социального служения Русской Православной Церкви, хотя Церковь и стремилась продолжать благотворительную деятельность в полном соответствии со своими многовековыми традициями и христианскими заповедями. С изменением общественно-политической ситуации в стране после октябрьских событий 1917 года изменилось и положение Русской Православной Церкви в государстве. Первые декреты советской власти (1917) кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций.

Так, Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов, все монастырские и церковные земли были национализированы. "Декларация прав народов России" отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению" из-под контроля церкви изымались все учебные заведения. Декретами ВЦИК и СНК "О расторжении брака" и "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" регистрация рождения, смерти, браков передавалась государственным органам, а церковный брак утрачивал юридическую силу. В январе 1918 г. были упразднены ведомства придворного духовенства, управление духовного ведомства армии, прекращена выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства.

Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Документом, обобщившим законотворчество республики в области свободы совести и отношений

государства с религиозными организациями, явился декрет Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".

Характерной чертой советского периода русской истории было стремление полностью поставить вопросы социальной работы, благотворительности под жесткий контроль государства. Следовательно, институты общества, традиционно выполняющие эти функции, были практически лишены возможности продолжать работу. Это касается не только вопросов медицины, но и педагогики, исправительных учреждений. В ноябре 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. В 1928 г. общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967).

В 30-х гг. ХХ в. продолжался процесс дальнейшего ограничения деятельности религиозных организаций, их центров, духовенства и верующих. Церковь захлестнули епрессии и гонения, а так же внутренние противоречия.

Коренной переворот в деле нормализации государственно-церковных отношений наступил лишь в 1943 г., после встречи И.В. Сталина с руководством Русской православной церкви. Вскоре постановлением Совнаркома СССР предусматривались организация Совета по делам Русской православной церкви, открытие православного богословского института, а также определялся порядок функционирования церквей.

Законодательные изменения, касающиеся деятельности религиозных организаций произошли в 1975 г, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, расширявший возможности религиозных организаций в удовлетворении религиозных потребностей верующих. Другим словами человеку дан выбор в вопросе выбора своей религиозной идентичности. И хотя эта статья во многом не была реализована, сам факт ее присутствия в Конституции свидетельствует о начале реабилитации Церкви и её деятельности в советском обществе.

Активное взаимодействие русской православной церкви было просто невозможно в этот период. Ясных свидетельств взаимодействия нет, но вместе с тем надо отметить, что и в годы советской власти "при Господнем содействии" (Мк. 16, 20) в лоне Церкви совершались дела милосердия, которые имели, как правило, частный, индивидуальный характер.

4. Современный период (90-е годы)

В кон. 80-х гг. XX в. изменения в обществе в период перестройки привели и к изменению отношения к церкви. Изменения, произошедшие в обществе в середине 80-х, не могли не затронуть вопросы, связанные с деятельностью церкви, взаимоотношений церкви и государства. Законодательной базой происходящих изменений стало принятие ряда законов.

В 1990 г. принимаются законы "О свободе совести и религиозных организаций" и "О свободе вероисповеданий", которые значительно расширили права и свободы в области религиозных отношений. В то же время закон "О свободе вероисповеданий" (ст. 9) закрепляют светский характер системы государственного образования. Закон допускает преподавание религий и религиозное воспитание, но только вне государственной системы образования и без участия государственных органов.

Переломными во взаимоотношениях Русской церкви и советского государства стали годы, связанные с важными датами в истории православной церкви: 1000-летием крещения Руси (1988) и 400-летием установления патриаршества на Руси (1989). Уже в 1988 г. Русская церковь смогла возвратить около 700 ранее закрытых приходов. Начали открываться семинарии, духовные училища и монастыри, насильственно упраздненные ранее. Многие древние храмы и монастыри возвращаются церкви. Только в период с 1991 г. по конец ХХ в. в России образовано свыше 8 тысяч новых приходов, возрождена монашеская жизнь более чем в 300 обителях, в 15 раз возросло количество духовных учебных заведений, открыто 39 епархий. Церковь наряду с юридическим лицом обрела и гражданский статус: стало возможным взаимодействие с обществом в целом. В 1990 году, был принят закон "О свободе вероисповеданий, соответствующий нормам международного права”.

Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств нашей Святой Церкви. Так, на пример, широкую известность получили церковные детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях. В Воронеже, Йошкар-Оле, Москве, Санкт-Петербурге и Ставрополе функционируют школы сестер милосердия. Ежегодно несколько тысяч малообеспеченных жителей Москвы и других областей России получают бесплатную медицинскую помощь в Центральной клинической больнице Московского Патриархата. Сотни престарелых и инвалидов проживают в приходских и монастырских богадельнях Вятской, Костромской, Красноярской, Орловской, Петрозаводской, Рязанской, Чебоксарской и Ярославской епархий. Немалое внимание Церковь уделяет лечению алкоголиков и наркоманов, о чем свидетельствует опыт Абаканской, Барнаульской, Воронежской, Екатеринбургской, Красноярской, Московской, Орловской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Уфимской епархий. Духовенство и миряне Астраханской, Воронежской, Екатеринбургской, Йошкар-Олипской, Краснодарской, Рязанской, Ставропольской и Тамбовской епархий. В целом ряде епархий опекаются интернаты для престарелых и инвалидов, школы-приюты, детские дома, психиатрические больницы, лепрозории и реабилитационные центры; созданы благотворительные общества, православные братства и сестричества.

К настоящему времени создана нормативно-правовая база для регулирования взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви, которое основывается на законодательстве Российской Федерации. Соглашение о сотрудничестве между Минздравсоцразвития России и Русской Православной Церковью, подписанное в 2005 году. На региональном уровне - аналогичные соглашения между органами управления здравоохранением региональных администраций и епархиальными управлениями, на местном уровне - договоры между медицинскими и церковными учреждениями. Управление и координация сотрудничества системы здравоохранения и Церкви на федеральном уровне осуществляется Комиссией по реализации федерального Соглашения о сотрудничестве. Процесс взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в настоящее время проявляется в различных формах. сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с группами милосердия и За истекшее десятилетие открылись и восстанавливаются больничные храмы и часовни. Как правило, эти храмы принимают активное участие в жизни лечебно-профилактических учреждений в соответствии с действующим законодательством. Лечебно-

профилактические учреждения активно сотрудничают с обществами сестёр милосердия, приглашают священников для совершения таинств в отделениях больниц и др.

Учреждение Общества православных врачей России явилось результатом многолетней координации Отдела по церковной благотворительности деятельности региональных обществ православных врачей, а также итогом целого ряда межрегиональных встреч и всероссийских форумов, участники которых (как священнослужители, так и медики) неоднократно высказывали идею о необходимости объединить усилия православных врачей на федеральном уровне. Целью учрежденного Общества православных врачей России является объединение существующих и вновь возникающих региональных обществ православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой будет являться привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации. Большую роль в этом отношении должна сыграть организация больничных храмов, часовен, молитвенных комнат при стационарах, ведение просветительской работы с больными и медперсоналом (по их желанию), содействие организации православных сестричеств, курсов православных сестер милосердия. 12 марта 2007 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест».

Трудно выделить ключевую форму взаимодействия русской православной церкви и медицины. В этой связи формы взаимодействия можно разделить на первичные и вторичные. Первичны формы - это практическая деятельность на местах (храмы при ЛПУ, сестричества милосердия, церковные ЛПУ и т.д.), в то время как вторичные формы -это вспомогательные формы, содействующие первичным (общества православных врачей, конференции, научная и преподавательская работа, подписание соглашений).

Связь между медициной и Русской Православной Церковью в России, заложенная несколько веков тому назад, остается и в наше время. Многие врачи и священники, как на западе, так и в нашей стране также стремятся к совместному сотрудничеству на благо обществу. Таким образом, имеющийся положительный опыт взаимодействия врачей и представителей Русской Православной Церкви, а также необходимость возрождения духовных основ медицины свидетельствуют об актуальности и целесообразности взаимодействия здравоохранения и Русской Православной Церкви в процессах формирования индивидуального и общественного здоровья.

Историко-медицинский анализ взаимодействия медицины и Русской Православной Церкви свидетельствует об огромном положительном вкладе РПЦ в медицину на протяжении многих веков. В основе фундаментальных принципов медицинской этики и православной религии лежат общие добродетели - такие как любовь к ближнему и служение людям. Лечение и исцеление больных рассматривались и рассматриваются по сей день как самый главный долг Церкви в начальную христианскую эпоху, врачевание же воспринималось как наследие вместе с учением Иисуса Христа. Церковь и медицина всегда заботились о здоровье человека, являясь соратниками в деле достижения выздоровления пациента. Церковь заботиться о духовном аспекте здоровья, в то время как медицина направлена на физическое. Но только при тесном взаимодействии данных социальных институтов можно достичь наилучшего результата в деле оздоровления нации.

Литература:

1. Зеньковский В.В. Автономия и теономия. - "Путь", 3, 1926, с. 36.

2. Доклад митрополита Солнечногорского (ныне Воронежского и Борисоглебского) Сергия, Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000) www.diaconia.ru

3. Карамзин Н. М. Соч.: В 2-х т. Л., 1984. Т. 2. С. 232.

4. Основы Социальной концепции РПЦ // Эл. публикация www.mssian-orthodox-

church.org.ru

5. Отчёт о деятельности отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в 2007 году www.orthomed.ru

6. Силуянова, И. Этика врачевания Современная медицина и врачевание / И Силуя-

нова. М.: изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001.

7. Тэнасе А. Культура и религия. Пер. с румын. - М.: Политиздат, 1975

8. Официальный сайт Московской Патриархии — www.russian-orthodox-church.org.ru

9. Поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова с 250-летием 19 ноября 2008 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/490820.html

10. Черкасова А.Е. Взаимодействие медицины и религии (на примере российской медицины и русского Православия): Монография / Под ред. А.В. Решетникова и В.З. Кучеренко. - М.: Софт. Издат, 2004

11. Epanagoge. P. 67-68.

12. Epanagoga aucta. P. 182-183.

13. Synopsis minor. P. 206-207.

14. Vita s. Antonii//PG. T. CVI. Col. 189-190.

15. PLD СВ-ROM Patrologia Latina Database. - Alexandria, Cambridge, Paris, Madrid:

16. Chadwyck-Healey Inc., 1992-1995

MEDICINE AND ORTHODOXY HISTORY STAGES AND INTERACTION IN RUSSIA

K.A. Levchuk

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth» (c. Novosibirsk)

From the point of view of its social historical complexity, Christianity had religious, social, political, economical and social components. This historical phenomenon of Christianity included various components and features combined.

Keywords: doctor and priest, culture, Christianity

About authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Levchuk Karina Anatolievna - teacher of SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», linguistic department, office tel.: (383)229-10-72.

List of the Literature:

1. Zenkovskiy V.V. Autonomy and teonomy.-«Track»,3,1926,p.36.

2. Report of Metropolitan Sergiy Solnechnogorskiy (now Voronezhskiy and Borisoglebskiy), Church charity and social service chairman for Moscow Patriarchate Jubilee, on Bishop Cathedral of Russian orthodoxy church cathedral. (13-16.08.2000) www.diaconia.ru

3. Karamzin N.M. Comp.: n 3 vol., L., 1984. V. 2. P.232.

4. Social conception principles RPC // El. Publication www.mssian-orthodox-church.org.ru

5. Church charity and social service department account of Russian Orthodoxy church in 2007. www.orthomed.ru

6. Siluianova I, Treating ethics. Modern medicine and treating. I. Siluianova. M.: Pub. Moscow yard Saint-Troitsk Sergiev Monastery. 2001.

7. Tenase A. Culture and Religion. Tansl. From Romanian - M.: Polit. Publ., 1975

8. Official site of Moscow Patriarchate - www.russian-orthodox-church.org.ru

9. I.M.Sechenov's Moscow Medical Academy 250-year Jubilee, 19 Nov., 2008 http://patriarchia.ru/db/text/490820.html

10. Cherkasova A.E. Medicine and religion interaction (of Russian medicine and orthodoxy): Monograph / A.V. Reshetnikov and V.Z. Kucherenko edition. - M.: Soft. Publishers, 2004

11. Epanagoge. P. 67-68.

12. Epanagoga aucta. P. 182-183.

13. Synopsis minor. P. 206-207.

14. Vita s. Antonii//PG. T. CVI. Col. 189-190.

15. PLD CD-ROM Patrologia Latina Database. - Alexandria. Cambridge, Paris, Madrid.

16. Chadwyck-Healey Inc., 1992-1995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.