известия вгпу
н.ш. БЛЯГОЗ, З.к. МЕРЕТУКОВА (Майкоп)
национальные традиции в континууме «инкультурация -социализация» как средство духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях полиэтнического региона*
Освещаются современное состояние российского общества и связанные с ним духовно-нравственные проблемы молодежи. Характеризуется понятие «традиция», раскрывается духовно-нравственный потенциал национальных традиций. Обосновывается их роль в ин-культурации и социализации личности, описываются особенности создания континуума «инкультурация - социализация» на основе национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова: традиция, национальные традиции, духовно-нравственное воспитание, инкультурация, социализация, континуум «инкультурация - социализация», полиэтнический регион.
Сегодня в России идут стремительные изменения в политике, экономике, социальной жизни общества, открываются новые возможности поддержки производства, науки, культуры. Стандарты образования, экономики, сферы услуг стремятся соответствовать международным уровням. Приоритет отдается глобальным ценностям и ориентирам, идет «поглощение» российской идентичности, духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции семьи и системы образования сведены к минимуму. В этой ситуации российское общество переживает духовно-нравственный кризис, результаты которого отражены на состоянии наиболее чувствительной ее части -молодежи.
в молодежной среде россии наблюдаются рост числа юных алкоголиков, беспризорников, наркоманов, несовершеннолетних ма-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
терей, растет агрессивное поведение - драки девочек, унижение и оскорбление ровесников, не равных по материальному достатку, издевательства над педагогами и т. д. Проявления своей агрессии молодежь снимает на камеру, выкладывает видео в Интернет. И, конечно, верхом цинизма являются избиения, убийства и ограбления пожилых людей - пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы за счет ограбленного удовлетворить свои потребности. очевидно, что присущие молодому поколению российского общества ценностные установки во многом деструктивны и разрушительны как для самой личности, семьи, так и для государства в целом.
Такое положение усугубляется кризисом системы этнокультурных взаимодействий в обществе, разобщенностью и обособленностью разных этносов, отсутствием единого российского культурного пространства как совокупности гармонично сосуществующих культурных традиций проживающих в России этносов. В то же время активно идет рост национального самосознания народов, проявляется стремление к сохранению этнонациональ-ного своеобразия, каждый народ в отдельности возрождает собственные обычаи, культуру, традиции.
традиция - способ осуществления единства поколений и целостности субъектов культуры, юридически не регламентируемый элемент социального и культурного наследия народа, передающийся из поколения в поколение и сохраняющийся в течение длительного времени внутри данного сообщества. традиция есть данность, и сколько будут существовать этносы (греч. £0vo^ - «народ»), столько будут существовать народные традиции. Для своего существования традиции не нуждаются в рациональных доказательствах и законности. Они порождены экономическими, социальными, историческими и другими условиями и поддерживаются силой общественного мнения. Традиции являются важнейшим средством обеспечения этнической общности, ее индивидуализации, стабилизации, утвердившихся в данном обществе отношений (нравственных, религиозных, эстетических, политических и др.), а также формой осуществления воспроизводства этих отношений в жизни новых поколений. Конечная цель традиции заключается в том, чтобы ввести деятельность молодого поколения в русло, по которому шла жизнедеятельность старших поколений и тем
О Блягоз Н.Ш., Меретукова З.К., 2019
самым претворить в жизнь духовную связь поколений, осуществляя единство поколений и целостность субъектов культуры.
Традиция существует как целостная формула действия, в которой слиты воедино ее цели, мотивы, способы, средства реализации. Именно народная культура, «стоящая» на традициях, является основополагающим фактором обучения детей тому, как думать, действовать в обществе, предписывает нормы поведения для мужчин и женщин, девочек и мальчиков, старших и младших и т. д. Человек, действующий в рамках традиции, знает, что поступает правильно (как надо поступать), и, действуя по традиции, он действует без колебания. По этой причине народные традиции как устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, модель поведения для молодых поколений должны служить мощной опорой в воспитании подрастающего поколения, выступая одним из важнейших воспитательных факторов.
Е.А. Ямбург определяет процесс приобщения обучающегося к национальным традициям неукоснительным условием его индивидуального развития, порождающего возможность и способность быть самостоятельной, творческой, ответственной личностью [4]. В этой связи вспоминается утверждение Конфуция о том, что традиции помогают стать аристократами духа, а не рождения. Они формируют опору во внутреннем мире человека, помогая ему ориентироваться в окружающем мире. традиции и язык составляют идентичность человека, если он лишается их, то возникает вопрос: «Кто он такой?».
Педагоги всегда обращались к идее использования народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Так, она представлена в трудах педагогов прошлого (Я.А. Ко-менского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я.С. Гогебашвили, И.Я. Яковлева), а также деятелей культуры Северного Кавказа (А. Кеше-ва, Ш. Ногмова, С. Усербиева, С. Хан-Герея и др.), современных ученых (А.А. Алиева, К.Ш. Ахиярова, Н.И. Болдырева, З.П. Василь-цовой, И.В. Гребенникова, Н.К. Гончарова, А.Э. Измайлова, А.И. Каирова, В.А. Кан-Ка-лика, Б.Т. Лихачева, Ш.А. Мирзоева, А.Д. Сол-датенкова, Э.И. Сокольниковой, И.В. Суханова, Я.В. Чеснова и др.).
особенности воспитания детей разных народов на основе традиций исследовались А.И. Шоровым (адыгов), А.Ш. Гашимовым (азербайджанцев), А.П. Орловым (белорусов), С.С. Танкасаевой (бурят), А.Ф. Хинтибадзе
'КИЕ НАУКИ -
(грузин), Э.М. Магомедовым (дагестанцев), Н.Б. Битиевой (ингушей и чеченцев), Г.С. Виноградовым (русских), Г.Н. Волковым (чувашей в связи с другими народами России), И.Я. Ханбиковым (татар), X. Рахимовым (таджиков), А.К. Минаровым (узбеков), Б.А. Афанасьевым (якутов) и др.
В этнических обществах практически все важные виды деятельности человека регулируются традициями, которые усваиваются подрастающим поколением в ходе их инкульту-рации. Инкультурация - процесс усвоения человеком традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. Это «освоение ребенком миропонимания и поведения, которые присущи носителям данной культуры» [3, с. 237]. Для человека, живущего в атмосфере народных традиций, инкультурация - естественный процесс, протекающий начиная с самого раннего детства ребенка, живая среда его существования, развития и становления его национальной идентичности. Плодом инкультурации является формирование похожести человека на других членов данной культуры и его отличия от представителей других культур.
Усвоение традиций подрастающим поколением в процессе инкультурации происходит непосредственно, когда родители учат ребенка в общении с родственниками, родными и близкими, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями данной культуры, в ходе наблюдения и т. д. В традиции формы деятельности и поведения направлены на повторение заданного образца. В процессе совместной деятельности ребенок перенимает закрепленные традицией приемы, «формулы», стереотипы (от греч. stereos - «твердый» + typos -«отпечаток»), умения и навыки бытового, трудового, обрядового поведения от их носителя и тут же их воспроизводит. Таким образом, в ходе инкультурации происходят, с одной стороны, личностное развитие человека, социальная коммуникация и приобретение им основополагающих навыков своего жизнеобеспечения, а с другой - передача, закрепление и поддержание исторически накопленного многообразного социального опыта и обеспечение устойчивости социума.
Одновременно с процессом инкультура-ции в жизни подрастающего поколения идет процесс его социализации. Социализация -становление человека социального, процесс врастания его в общество путем усвоения социальных ролей и норм, приводящий к формированию адекватной обществу личности, что
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
позволяет ей функционировать в качестве члена общества.
молодое поколение легко социализируется в общество, поскольку в этом возрасте обладает высокими адаптивными способностями, в то время как накопление культурных норм у человека доходит до своего апогея лишь в старости, когда одновременно способность к адаптации угасает. Чем старше человек, тем сложнее ему социализироваться в постоянно развивающееся общество.
Таким образом, параллельно протекающие в жизни подрастающего поколения процессы - инкультурация и социализация - развиваются по разным законам, и один и тот же возраст характеризуется максимумом социализации и минимумом инкультурации, и наоборот. Эти два процесса могут идти в одном направлении, а могут в противоположных направлениях, как два расходящихся потока жизни, их фазы могут совпадать и могут значительно различаться. Человек может стать очень социализированным и быть абсолютно некультурным, невоспитанным и, наоборот, быть культурным, хорошо воспитанным и не суметь адаптироваться к обществу.
Полиэтническое российское общество может стать благополучной воспитательной средой для подрастающего поколения, когда будет построен единый континуум «инкультура-ция - социализация», т. е. оба процесса будут совпадать и идти в одном направлении, когда между членами общества будет существовать достаточная степень однородности и разнообразия, без которой никакая кооперация невозможна. Тогда подрастающее поколение, воспитываемое по канонам этнической культуры, традиций, попадая в полиэтническое общество, получит возможность самореализоваться, не противопоставляя себя представителям других этносов и обществу в целом, как сегодня это наблюдается, а творя и приобретая российскую социальную идентичность.
Таким образом, только воспитание подрастающего поколения на основе совокупности народных традиций, изначально закладывающих в душу ребенка главные сходства, требуемые для коллективного существования (однородность), и обеспечивающих сохранение необходимого разнообразия, является социальной и психологической системой наиболее правильной (естественной) и эффективной для решения важнейших и в первую очередь духовно-нравственных воспитательных задач.
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс, ориентированный
на становление гармоничной личности, с развитой ценностно-смысловой сферой, путем освоения ею духовно-нравственных и основополагающих национальных ценностей, т. е. базовых принципов и норм, в отношениях людей к семье, друг к другу и обществу. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование готовности и способности молодого человека сознательно выстраивать отношения с окружающим миром на основе нравственных идеалов, моральных норм и ценностных установок.
Национальные традиции обладают значительным духовно-нравственным воспитательным потенциалом. Они составляют духовные ценности этноса и стараются направить развитие молодого поколения через регламентацию необходимых с точки зрения данного общества духовных качеств для правильного поведения в той или иной области общественной или личной жизни. Идейным содержанием традиции выступает норма или принцип поведения, которые указывают направление поведения (честность, простота, бережливость, скромность, уважительность, трудолюбие и т. д.), необходимые для любых конкретных действий, когда их реализация служит средством для формирования духовного облика человека. Традиция обращена к духовному миру человека и непосредственно устанавливает связь между духовными качествами и действиями, и в этой связи всегда духовное качество (уважение, забота и почитание и др.) становится в положение мотива соответствующего действия. Это можно рассмотреть на примере наиболее известных традиций адыгского народа, таких как отношение к старшим, женщине (девушке), гостю.
Вот некоторые этические императивы культурной традиции адыгов по отношению к старшим: при появлении старшего все встают, ему предоставляется самое уважаемое место за столом, в общественном месте, в транспорте; его речь не перебивают; его дорогу не переходят; его не окликают; любая его просьба о помощи выполняется и т. д. Если старший спросит, как куда-то пройти, молодой человек, не показывая пальцем и не объясняя словами, должен сопроводить его до места назначения и потом заняться своими делами. Более того, молодой человек должен быть готовым выслушать любое замечание от любого старшего, без возражения, не перебивая, извиниться перед ним и удалиться и т. д.
В культурной традиции адыгов бзылъ-фыгъэм жьыгъэ раты («женщин почитают как
старших»). Как перед старшими людьми встают, так встают и перед девушками. Женщине, сопровождаемой мужчиной, отводится почетное место справа и лишь когда она в сопровождении с мужем, то занимает левую сторону, показывая, что состоит в супружеских отношениях. В знак уважения почетная правая сторона отводится девушкам и во время круговых танцев (удж), и при движении навстречу друг другу, и когда мужчина проходит мимо женщины.
По традиции мужчина, встретив женщин в пути, обязан предложить свою помощь спутника, помощника, защитника. Например, если всадник встречал на дороге одинокую женщину, девушку, он непременно спешивался, предлагал ей свою лошадь и в том случае, когда она отказывалась, шел рядом с ней до самого ее дома, обеспечивая ей безопасность.
Очень уважительно относились к одинокой женщине, все мужчины округи помогали ей по дому - выполняли все традиционно мужские дела. Величайшим позором было позволить себе произносить в присутствии женщины бранные выражения и злословить в ее адрес. Вообще само появление женщины оказывало на мужчин дисциплинирующее воздействие. В конфликтных ситуациях она могла предотвратить кровопролитие или убийство. Для этого достаточно было женщине бросить платок между соперниками или сопроводить свою просьбу прикосновением.
При этом традиционно в адыгской культуре большое значение придавали манерам и стилю поведения девушки: красноречию, изяществу движений, одежды. Их учили красиво говорить, ходить, сидеть, одеваться, танцевать, на улице не оглядываться по сторонам, надолго не задерживать свой взгляд на прохожих, не проявлять излишнее любопытство, не говорить и не смеяться громко, не жестикулировать интенсивно и т. д.
Общеизвестна традиция гостеприимства адыгского народа, когда каждая семья строила для возможных гостей отдельный дом -хак1эщ. Любой человек, вошедший в этот дом, становился его гостем. Он приобретал статус неприкосновенности и, пока находился в этом доме, хозяин заботился о его благополучии и безопасности и при необходимости должен был защищать его от любых посягательств со стороны. Гость, оказавшийся в хак1эщ, мог ни о чем не беспокоиться, его кормили лучшей пищей, заботились о его отдыхе, досуге и по вечерам в честь гостя устраивали джэгу (игрища), молодые участвовали в соревнованиях в
КИЕ нАУКИ -
искусстве танца, состязались в силе, храбрости, соревновались в скачках.
Очевидно, что следование национальным традициям предотвратило бы много наблюдаемых сегодня проблем в духовно-нравственном воспитании молодежи. Самое важное в традиции - это ее духовное содержание, основанное на общечеловеческих духовных ценностях, что является общим для всех традиций независимо от их национальной принадлежности. Традиции разных народов в полиэтнической стране или отдельном полиэтническом регионе не могут входить в противоречие друг с другом, у них могут различаться только формы их выражения, т. е. внешняя атрибутика. Поэтому воспитание подрастающего поколения на основе народных традиций должно быть направлено на развитие у воспитуе-мых духовных качеств, лежащих в основе традиции и внутренне побуждающих (мотивирующих) их поступить тем или иным образом согласно традиции.
Воспитание детей, их инкультурация начинаются и осуществляются в семье, где ребенок наблюдает за родителями, подражает им, и очень важно, чтобы в первую очередь родители были грамотными носителями традиций. Из всех субъектов воспитания именно молодежь должна лучше кого бы то ни было знать традиции, их сущность, воспитательный потенциал, заключенный в них, и владеть инструментарием их использования в воспитании детей. От того, насколько семья правильно заложит духовно-нравственные основы личности ребенка с помощью народных традиций, насколько правильно донесет значимость и ценность этих традиций, зависит уровень его воспитания.
Анализ знаний родителями национальных традиций, отношения к ним, а также применения в духовно-нравственном воспитании показал, что родители могут перечислить основные национальные традиции, отношение у них к традициям положительное, но не могут объяснить природу их происхождения, их сущность, не до конца понимают их ценность в воспитании современных молодежи. Для них значимой является внешняя сторона традиций. Соответственно, в семьях национальные традиции воспитания детей родителями используются не в достаточной степени, не осознается основополагающая роль семьи в их использовании, сохранении, дальнейшем развитии и пропаганде. Область функционирования традиций в семье сужается до обрядов и праздников.
В это время в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (пол-
известия вгпу
ного) общего образования от 17 апреля 2012 г., разработанном на основе Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка, зафиксировано, что программа воспитания и социализации обучающихся школы должна основываться на базовых национальных ценностях российского общества и ориентироваться на воспитание высоконравственного гражданина, укорененного в духовных и культурных традициях народов России. Перед школой ставится задача создания уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей, учитывающих историческую, культурную и этническую специфику региона, в котором функционирует образовательная организация, а также особенности социального взаимодействия обучающихся вне школы [2]. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [1].
Однако образовательные учреждения, озабоченные подготовкой и успешной сдачей обучающимися ЕГЭ, ибо по его результатам судят об успешности, профессионализме педагога, не уделяют достаточного внимания воспитательной работе и, конечно, не создают необходимых условий для освоения национальных традиций. При этом большинство педагогов школы относится положительно к использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Однако незнание большинством из них особенностей традиций или наличие у них поверхностного представления о традициях, что еще хуже, обусловливает фрагментарность и неверный выбор педагогического инструментария их применения, предпочтение отдается словесным методам, несмотря на практико-дей-ственный характер традиций.
Что касается самих обучающихся, то надо отметить, что они положительно оценивают свою принадлежность к той или иной национальности, даже гордятся этим, но при этом у них отмечается неустойчивая мотивация к изучению традиций своего и других народов, у большинства из них отсутствует осознание ценности традиционного поведения. Для них значимой является внешняя сторона традиций, как и у большинства родителей, у обучающихся в вопросе освоения национальных традиций доминируют внешние мотивы.
Таким образом, на сегодняшний день, в период духовно-нравственного кризиса рос-
сийского общества и ее части - молодежи и возрождения национального самосознания:
- в воспитательном процессе в полной мере не используется духовно-нравственный потенциал, заключенный в национальных традициях;
- субъекты воспитательного процесса не владеют достаточными знаниями о национальных традициях, их сущности, содержании, целевой направленности, инструментарии их использования в современной практике воспитания и культуре их демонстрации в обществе и т. д.;
- обращение к традициям фрагментарное, ситуативное, не осознается важность комплексного подхода к их использованию - нет целенаправленной связи между инкультураци-ей и социализацией личности: семья не понимает своей основополагающей роли в закладке основ духовно-нравственного воспитания ребенка на основе традиций, а школа не решает задачу создания уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей;
- не налажено взаимодействие семьи и школы, учебной и внеучебной деятельности по использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании молодежи;
- отсутствуют теоретические, методические разработки по вопросу комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи и др.
В связи с наличествующими проблемами основной задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе национальных традиций в условиях полиэтнического региона выступает формирование у всех субъектов воспитательного процесса:
- этнических и поликультурных духовно-нравственных ценностей, убеждений, установок, отношений;
- знаний о духовно-нравственных национальных традициях народов, представленных в регионе и заключенных в них нормах поведения;
- опыта духовно-нравственного поведения, базирующегося на национальных традициях, включающего умения выбора, саморегуляции и самоконтроля поведения, а также обеспечивающего культуру межнациональных отношений.
Для решения представленных задач необходимы:
- теоретическая разработка и ценностно-смысловая интеграция национальных тради-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ций в образовательно-воспитательный процесс в качестве средства духовно-нравственного воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения;
- методическая подготовка учителей к комплексному использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся, а также к организации и осуществлению подготовки родителей по вопросам сущности, содержания национальных традиций, роли семьи в инкультурации, социализации и духовно-нравственном воспитании молодежи;
- формирование у субъектов воспитательного процесса внутренних мотивов обращения к национальным традициям как средства духовно-нравственного воспитания;
- организация и осуществление диалога и синтеза традиций разных народов, их взаимообогащение в условиях среды образовательного учреждения;
- обеспечение единства воспитательных воздействий семьи, школы, общества в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 70188902/ (дата обращения: 27.07.2019).
3. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 2008.
4. Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Нов. шк., 1996.
* * *
1. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2009.
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70188902/ (data ob-rashcheniya: 27.07.2019).
3. Teoriya kul'tury: ucheb. posobie / pod red. S.N. Ikonnikovoj, V.P. Bol'shakova. SPb.: Piter, 2008.
4. Yamburg E.A. Shkola dlya vsekh. M.: Nov. shk., 1996.
© Залаутдинова С.Е., 2019
National traditions in the continuum "enculturation-socialization" as a means of spiritual and moral education of youth in the conditions of polyethnic region
The article deals with the modern position of the Russian society and the spiritual and moral problems of youth connected with it. There is characterized the concept of "tradition". There is revealed the spiritual and moral potential of national traditions. There is substantiated their role in enculturation and socialization of personality. The article describes the peculiarities of developing the continuum "enculturation-socialization" based on the national traditions as a means of spiritual and moral education of youth.
Key words: tradition, national traditions, spiritual and moral education, enculturation, socialization, continuum "enculturation-socialization", polyethnic region.
(Статья поступила в редакцию 12.09.2019)
С.Е. ЗАЛАУТДИНОВА (Санкт-Петербург)
ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ*
Освещается вопрос становления и развития социальных практик в духовно-нравственном воспитании со времен Крещения Руси и по сей день. Раскрываются предпосылки возникновения современных социальных практик для воспитания молодого поколения. Отмечается важная роль организации социальных практик в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: генезис социальных практик, социальные практики, духовно-нравственное воспитание, воспитание учащейся молодежи, милосердие, благотворительность.
Понятие «социальная практика» в педагогике появилось сравнительно недавно, оно не имеет своего четкого определения и воспринимается нами в большей степени как вид прак-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».