Научная статья на тему 'Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта'

Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
370
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ МИР / ЦЕННОСТИ / YOUTH / SOCIALIZATION / AN INDIVIDUAL / EDUCATION / SPIRITUALITY / SPIRITUAL WORLD / VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Третьякова Елена Николаевна

Статья посвящена актуальной теме приобщения современной молодежи к духовно-нравственным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a vital topic of familiarizing of the today's youth to the spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 101.1:316.346.32-053 (470+571)

Е. Н. Третьякова

Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта

Статья посвящена актуальной теме приобщения современной молодежи к духовно-нравственным ценностям.

The article is devoted to a vital topic of familiarizing of the today’s youth to the spiritual and moral values.

Ключевые слова: молодежь, социализация, личность, воспитание,

духовность, духовный мир, ценности.

Key words: youth, socialization, an individual, education, spirituality, spiritual world, values.

Формирование человека как личности происходит на протяжении всей жизни, но именно в юности закладываются основы тех качеств, с которыми он затем вступает в новую для него сферу деятельности -профессиональную жизнедеятельность. Молодежь приобщается к социокультурному опыту в конкретной социальной ситуации. Молодежь -наиболее динамичная система любого общества. В специальной литературе имеется множество определений категории «молодежь», выделяющих ту или иную грань этого понятия. В отечественной социологии молодежь преимущественно рассматривается как особая социальнодемографическая группа [5: 16]. Однако при сходных концептуальных посылках разброс возрастных границ молодежи достаточно велик. В частности, И.А. Громов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский считали, что в качестве возрастных границ для молодежи могут быть приняты 15 лет (нижняя граница) и 25 лет (верхняя). Используя аналогичные в целом аргументы, В.Н. Боряз определил возрастные границы, равные 14 и 35 лет [1: 57]. Позже в работах Б.А. Ручкина предлагалось разделить общий возрастной интервал молодежи (15-29 лет) на три группы: подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24 года, «молодые взрослые» - 25-29 лет [10; 11: 34].

Сегодня чрезвычайно актуальна в теоретико-методологическом плане, а также приобретает широкое социальное и нравственное значение проблема становления культуры личности через целенаправленный воспитательно-образовательный процесс. Вопросы стихийного усвоения молодым человеком социальных норм, образцов поведения, коллективных представлений, верований и т. д. привлекают внимание как социальной психологии и социологии, так и философии культуры. Как показало время, утрата многих духовных ценностей и ориентиров российской молодежью привела к кризису и дегуманизации личности. Изменились не только

взгляды и нравы, изменился стиль и ритм человеческой жизни, а также требования к качеству формирующейся личности, что негативно отражалось на процессе социализации молодежи.

Термин «социализация» (от лат. воо/аНв - общественный) понимается как процесс становления личности в качестве члена общества; процесс усвоения молодым человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих эффективно функционировать в обществе. В современной культурологической литературе понятие «социализация» дополняется и конкретизируется в понятии «инкультурация», введенном М. Херсковицем. Социализация и инкультурация - это единый процесс формирования культурной и духовно обогащенной личности. Они включают и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс вхождения человеком в

социокультурную систему. Понятие «социализация» ориентировано на такие фундаментальные культурфилософские категории, как «индивид», «социум» и «личность», а инкультурация охватывает такой понятийный ряд, как этическая культура, духовные ценности, конфессиональная принадлежность и т. д.

Феномен социализации изучается философией, социологией,

культурологией, социальной психологией, педагогикой, историей и этнографией. В настоящей статье акцент сделан на культурфилософском осмыслении процесса социализации. В рамках философии проблема социализации конституируется на стыке философии культуры и философии детства. Традиции философского осмысления феномена социализации заложены основоположником социальной психологии Г. Тардом. Активно развивалась теория социализации классическим

психоанализом (З. Фрейд). Т. Парсонс разрабатывал концепцию социального действия, согласно которой индивид «вбирает в себя общие ценности» в процессе общения со «значащими другими». По Парсонсу, субъектом социального действия выступает моральный индивид, действующий в конкретной ситуации, обладающий свободой выбора -активностью, творчеством по отношению к социальному миру. Это своеобразная альтернатива в понимании индивида как представителя вечной и неизменной «природы человека». Современные исследования проблематики социализации представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением «психодрамы» и др. [8].

Следует отметить, что философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривает процесс воспитания в качестве возможного агента социализации. Дж. Дьюи окружающую человека реальность отождествляет с опытом. Он полагает, что социальный опыт никогда не дан человеку изначально, как нечто определенное. Все объекты познания формируются познавательными умениями и усилиями в ходе решения возникающих задач [3]. Основной социальной деятельностью, в

которой происходит воспитание индивида, является диалоговое общение, а также творчество и самопереживание, - считает Г. Марсель [7].

В последнее время актуальным становится исследование процессов социализации в русле культурфилософских концепций, которые рассматривают духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение мира выступает в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как «творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека» (М.С. Каган), в ходе которого «происходит преобразование природной предметности в социальную», самоутверждение человека в мире как активного, деятельного существа [4].

Содержательную сторону процесса социализации человека как культурной личности раскрывает В.А. Ядов. Он представляет иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции личности.

Высшие чувства у молодежи, согласно культурфилософской концепции, формируются в зависимости от ее мировоззрения, степени удовлетворения духовных потребностей, усвоения ею норм социального поведения, от результатов ее культурной деятельности. Среди высших чувств основное место занимают нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственные чувства человека обусловлены его

мировоззрением, этическими знаниями, связаны с представлениями о Родине, других народах. Чувство долга, коллективизма, товарищества, личного достоинства, проявляющиеся в поведении и деятельности молодых людей, определяют их взаимоотношения с другими людьми, ответственное отношение к учебе, профессиональной деятельности и составляют основу духовного мира. Воспитание духовно богатой личности современного молодого человека - главная задача социализации.

Опираясь на философско-антропологическую традицию, можно

выделить то общее, что объединяет взгляды различных мыслителей на феномен духовности как ведущей характеристики процесса социализации.

• Духовность понимается как сущностное свойство человека,

отличающее его от мира животных и позволяющее ему осуществить себя, быть творцом своей жизнедеятельности, самого себя, окружающей

действительности (Шелер, Фромм, Ясперс и др.).

• Духовность есть ценностное основание, в соответствии с которым

происходит самоопределение человека, выстраивание внутреннего мира, культурного пространства; осуществляется выбор ценностей, целей,

смыслов, развитие духовных потребностей в познании, самопознании, рефлексии, красоте и т. д. При этом некоторые философы неоднозначно подходят к сущности духовности, придавая ей первоначально религиозную основу, черту «соборности», которая, по их мнению, призывает человека к нравственному совершенствованию и играет положительную роль в духовном становлении (Ильин, Бердяев, Франк и др.). Выбор ценностной системы зависит от позиции в предании смысла жизни: трансцендентная система определяет религиозную позицию, где смысл жизни заключается в

ее продолжении после смерти; высшая ценность социоцентрической системы - человечество в целом, а смысл жизни - служение благу человека; антропоцентрическая система полагает высшей ценностью самого человека, а смысл жизни видит в личном самосовершенствовании, в развитие собственной сущности (Битинас).

• Духовность определяется как комплекс явлений и свойств, признаков человеческой души, выражающей нравственное, эстетическое, интеллектуально-когнитивное и экологическое содержание; она включает рациональную, эмоционально-чувственную, волевую сферы (Платонов, Сафронов и др.).

• Духовность - это слой сознания, в котором интегрируются высшие ценности, формируется нравственная устойчивость личности. Это форма человеческого самосознания, самоидентификации, основа конструирования человека в роли субъекта (Здравомыслов, Гавриловец, Барулин, Шаронов и др.).

Мы рассматриваем традиционный, религиозный, взгляд на духовность, осознавая, что религия играет в современном обществе заметную роль, в том числе и в России. Религия является важной частью духовной жизни современного молодого человека: школьника, студента, молодого рабочего и предпринимателя. Сегодня мыслящим людям ясно, что религия не отрицает, а дополняет научную картину, поскольку человек содержит в себе два начала: физическое и духовное, а значит, оба эти начала должны находить свое выражение, и они находят его в науке и религии. Изучение истории религии в средней и высшей школе позволяет адекватно воспринимать события социокультурной жизни России, а также сформировать собственную мировоззренческую позицию у российской молодежи.

В культуре индивида и этноса душа и дух наполняются символическими значениями, на что обратил свое внимание Карл Юнг. «Дух» - слово мужского рода, оно символизирует мужское начало в культуре и олицетворяется в образе старца, очень мудрого, который дает советы в затруднительных ситуациях. «Душа» выступает носителем женского начала. Душа как женское начало культуры характеризуется мягкостью, терпимостью. Дух как мужское начало характеризуется рационализмом, рассудочностью. Если душевный человек отличается мягкостью, то духовный - жесткостью. Душа, согласно христианской антропологии, состоит из мыслей, желаний и чувств, т. е. можно вести речь о мыслительной, желательной и чувствующей составляющей души. В чувствующей части души от действий духа генерируются стремление к красоте, к изящному. Иначе говоря, дух - это сфера истины, добра и красоты, к которой он приобщает душу. Мы видим, что содержанием духовности человека выступают абсолютные ценности [2: 192].

В «Строматах» Климента Александрийского говорится о взаимной связи христианских добродетелей любви, гостеприимстве, человеколюбии, благорасположенности. «Мы научены, что надежда как бы за руку ведет нас к любви. Любовь же состоит в единодушии - и по разуму, и по усмотрению жизни, и по образу ее, она есть общность жизни или дружеское и нежное усердие, соединенное со здравым пониманием пользы близких. С любовью

связано гостеприимство - некое искусство заботиться о благе чужестранцев... гостеприимство это связано тем, что способствует благу чужестранцев: мы принимаем их гостеприимство, потому, что они гости; мы рады им бываем, как любезным нашим друзьям... Человеколюбие -дружественное содействие в том, что полезно людям, и происходящее от него нежное влечение, которое располагает нас к друзьям и близким, равно содействует любви. Благорасположенность же состоит в неизменной доброжелательности и любви. Последняя представляет собой полное и безусловное доказательство благорасположенности. А любимым быть значит располагать кого-нибудь к себе своим поведением и привычками. Любовь обусловливается, следовательно, взаимной склонностью, сочувствием друг к другу. Но к взаимному сочувствию приводит нас единомыслие, признание блага друг в друге и взаимное устремление наших умов к созиданию этого общего блага» [9: 138-139]. Так же он говорит о добродетелях, заповеданных еще в книге Моисея, служившими для эллинов началом их нравственного учения: о мужестве, умеренности, осмотрительности, справедливости, покорности судьбе и терпении, о честности, воздержанности и благочестии, совести. «Мужество определяют как знание того, что опасно. Благоразумие состоит в том, чтобы разумно избегать сомнительных положений. Великодушие, благодаря которому человек возвышается над событиями. С благоразумием связана осмотрительность, следующая советам рассудка. Без мужества нельзя быть терпеливым, без благоразумия немыслим человек воздержанный» [9: 156]. Безусловно, перечисленные выше качества человека как сформировавшейся личности являются актуальными и в XXI в.

Анализ вышеизложенных представлений позволяет нам сформулировать определение духовности как интегральное качество личности, способствующее самореализации в культурном пространстве на основе высших духовных ценностей. Ценности, являясь ядром культуры, формируются и развиваются по мере социализации человека как выразителя определенной социокультурной ситуации. «Ценность, по определению Г.В. Стельмашука, представляет собой объективную значимость явлений (вещей, идей, процессов, отношений) в качестве ориентиров человеческой деятельности, содержание которых обусловлено общественными потребностями и интересами субъектов» [12: 11].

Проявление ценностных начал многоаспектно и многопланово. Их специфика во многом зависит от предмета и процесса познания. Как писал В. Дильтей, «природную жизнь мы объясняем, а духовную жизнь понимаем». Познать человека - значит проникнуть в его мотивы, идеалы, представления, в его ценностный духовный мир. Ценности, социальные нормы, знания, умения и навыки, которыми молодой россиянин овладевает, чтобы исполнить соответствующие роли и поддерживать приобретенный статус, а также социальные институты по производству, воспроизводству и передаче культурных образов, ценностей и норм, и есть факторы социализации личности, формируемые социальной средой. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются стерженевыми как для духовной культуры социума, так и для отдельной личности. К ним можно отнести

трудолюбие, образованность, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, доброту, человечность и ряд других. Падение значимости этих ценностей показывает кризисное состояние общества.

В 2001 г. группа петербургских социологов под руководством В.Т. Лисовского провела опрос студентов тринадцати городов России. Были получены следующие результаты, характеризующие современный духовный мир российской молодежи. Так, например, на вопрос «К какому типу поколений Вы относите себя?», получены ответы: надежд - 40,5 %, прагматикам - 20,4 %, романтикам - 17,2 %, протестующему - 12,3 % и др. Студентов спрашивали: «Что для Вас в жизни самое главное?». Получены ответы: семья - 48,7 %, любовь - 38,6 %, здоровье - 35,4 %, работа - 30,0 %, образование - 28,4 % и др. По данным указанного социологического опроса, российские студенты больше всего ценят такие духовные качества, как порядочность - 59,5 %, чувство собственного достоинства - 57,2 %, понимание - 44,1 %, доброту -42,1 %, независимость - 41,6 %, свободу - 36,6 %. А более всего ненавидят: предательство - 80,2 %, жестокость - 49,2 %, ложь - 46,1 %, жадность - 33,8 %, невежество - 23,1 % и др. [6: 9-10].

Социокультурные качества личности, которые заложены в раннем детстве, находят закрепление и становятся необходимой потребностью в юношеском, студенческом и взрослом возрасте. В качестве вывода отметим, что процесс социализации личности в обществе должен быть естественным, постепенным, основанным не только на гуманном отношении, но и на фундаменте веками сложившихся традиций. Если основные моральные ценности вложены в сознание ребенка в раннем возрасте, то нравственное отношение к окружающему миру станет для него само собой разумеющейся потребностью. Именно традиции могут и должны служить мощным стимулом для формирования общности людей. Философия культуры, рассматривая в качестве важнейшей категории традицию, ориентирует исследователя на изучение человека как личности.

Список литературы

1. Боряз В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. - Л.: ЛГУ, 1973.

2. Денисов С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М.: Изд-во Лабиринт-К, 1999.

4. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

5. Ковалева А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.

6. Лисовский В.Т. Ценностные ориентации и духовный мир современного студента // Проблемы воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Межвуз. сб. науч.-метод. ст. - СПб.: СПбГИТМиО (Технический университет), 2002.

7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М.: Изд-во гуманит. лит., 1995.

8. Можейко М.А. Социализация // Новейший философ. слов.: 3-е изд., исправ. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 964-966.

9. Отцы и учители церкви III века: в 2 т. - М.: «Либрис. - Т.1, 1996.

10. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социолог. исслед. -1998. - № 5.

11. Ручкин Б.А., Грушина Е.А., Серикова, Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. - М.: Изд-во ин-та молодежи «Социум», 1999.

Стельмашук Г.В. Культура и ценности // Учен. зап.: Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. Т. 5. (Вып. 2). - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.