Научная статья на тему 'Проблема инкультурации в современной культуре Кыргызстана'

Проблема инкультурации в современной культуре Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
598
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЯ / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Касымалиева Гульмира Мухтаровна

О месте инкультурации и проблемах освоения традиционной культуры в Кыргызстане. Взаимосвязь социализации и инкультурации как дуального единства на примерах инкультурационного процесса в современном мире. О значимости инкультурации в век глобализации и смены культурфилософских парадигм в мировоззрении и сознании общества. Об исследованиях и истоках понятия «инкультурация», его особом месте в системе социализации личности. Инкультурация рассматривается как внутренняя часть культуры, т. е. «вхождение» в саму суть культуры и ее освоение на уровне ментальности и практического применения в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема инкультурации в современной культуре Кыргызстана»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМА ИНКУЛЬТУРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

КЫРГЫЗСТАНА Касымалиева Г. М.

Касымалиева Гульмира Мухтаровна / КазутаНеуа Оп1тгга МмМагоупа - доцент, кафедра социально-культурной деятельности,

Кыргызский государственный университет культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: о месте инкультурации и проблемах освоения традиционной культуры в Кыргызстане. Взаимосвязь социализации и инкультурации как дуального единства на примерах инкультурационного процесса в современном мире. О значимости инкультурации в век глобализации и смены культурфилософских парадигм в мировоззрении и сознании общества. Об исследованиях и истоках понятия «инкультурация», его особом месте в системе социализации личности. Инкультурация рассматривается как внутренняя часть культуры, т. е. «вхождение» в саму суть культуры и ее освоение на уровне ментальности и практического применения в жизни общества.

Ключевые слова: культура, социология, духовно-культурные ценности.

Современная социокультурная ситуация в обществе обуславливает острую необходимость усиления внимания к культуре как одному из важнейших факторов развития человеческой цивилизации. Изменение характера взаимоотношений личности с социумом, социоприродной цельности и поиск средств «культурной адаптации» субъекта к достижениям информационной цивилизации, предопределило развитие процесса глобализации, и ее негативных аспектов влияния во всем мире.

Размывание основ традиционного жизненного уклада, изменение общей картины мира людей, появление и распространение феномена массовой культуры, смена культурофилософских парадигм в мировоззрении, стимулировали рост особого внимания мировой науки к проблемам культуры. Это все больше расширяющийся комплекс культурологических наук, непосредственно связанных с социокультурными процессами, социализацией личности в обществе и параллельными необходимыми процессами инкультурации. В целях включения культуры и его основных составляющих во всеобщий процесс развития мира, международными организациями ООН и ЮНЕСКО, предприняты целенаправленные меры по изучению, освоению и развития мировой культуры. В этой связи, создана Всемирная комиссия по культуре и развитию (ВККР) [1, с. 169].

Культурная политика во многих странах в новом геополитическом пространстве переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется, идет процесс инкультурации к доминирующей и к этническим культурам [2, с. 175]. Это явление началось давно, но изучается и актуализируется с начала 21 века и связано с неотступно надвигающимся процессом глобализации. Глобализация — это ускорение интеграции наций, народностей в единую мировую систему связанных с бурным развитием современных средств связи, транспорта, средств массовой информации, социально-экономических связей. Это в совокупности несет в себе угрозу утраты своей культурной самобытности, этнической идентичности всем видам мировой культуры и происходит это в результате аккультурации и ассимиляции народов и наций. Поэтому сохранение культурного своеобразия, его самобытности в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение культурно-цивилизационного процесса.

Следует отметить, что благодаря постоянно появляющимся исследованиям, которые затрагивают малоизученные или вообще новые аспекты культуры, как инкультурация традиционной культуры, которую мы собираемся исследовать, культурология дополняется новыми идеями, развивается и совершенствуется весь разнообразный комплекс культурной динамики. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос: каковы механизмы развития процессов инкультурации?

Чтобы ответить на подобный вопрос, необходимо определиться с научным аспектом исследования инкультурации. В таких социально-гуманитарных науках как психология, социология, педагогика, политология, культурология процесс освоения и использования достижений традиционной культуры и их норм и ценностей, обозначается понятиями «социализация» и «инкультурация». Нередко указанные феномены рассматриваются как одни и те же: «социализация» — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [3, с. 21-29]; а инкультурация — процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру [4, с. 65-70].

В целях научно-теоретического осмысления проблемы инкультурации американский исследователь М. Херсковиц в своей культурно-антропологической концепции впервые обозначил ключевое понятие «энкультурация», которое тесно связано с понятием «инкультурация». Именно ему отводится значительная роль в исследовании инкультурации личности, так как он ввел в научный оборот данный термин, а затем это понятие стало предметом изучения Дж. Хонигмана. Долгое время понятие «инкультурации» в исследованиях считалась чисто антропологической, но на дальнейшую разработку проблемы инкультурации оказали влияние культурантропологи, рассматривающие практику социализации подростков и параллельные процессы их инкультурации в различных по уровню развития социально-экономических обществах. Подобная концепция продолжена основателями символического интеракционизма Дж. Г. Мида - разработавшего ролевую теорию. Ч. Кули - раскрывшего теорию «зеркального Я». Все эти исследования проводились на стыке психологических и социологических подходов в теории развития личности.

Тем не менее, как доказывают исследования современных культурологов, процессы инкультурации имеют существенные особенности развития в силу общественно-исторических процессов и наблюдается тесная взаимосвязь данного явления с культурно-исторической динамикой социума.

В новых социально - экономических условиях проблемы развития культуры неразрывно связаны с вопросами инкультурации т. е. «освоения» прошлого и настоящего наследия, которое связано с сохранением и распространением традиционной культуры. Очевидно, что духовное наследие народа является хранителем исторической памяти и средством межэтнической связи между народами. Именно поэтому освоение традиционных основ самобытной культуры кыргызов, богатство ценностей и основных каналов распространения культурных достижений, на этапе глобализации приобретают особую значимость.

Необходимо подчеркнуть, что современный Кыргызстан, встав на самостоятельный путь развития, переживает те же кризисные социально-политические проблемы и угрозу деградации национальной культуры, как и все другие постсоветские государства. В этом контексте была поставлена одна из главных задач: возрождение и развитие культуры как материальной, так и духовной. В связи с тем материальной культуре уделяется больше внимания, как и во всем мире, и соответственно идет дисбаланс в развитии культуры. А духовно-культурное наследие прошлого сохраняется и передается не только в виде материальной культуры - памятников культуры и искусства, а оно включает в себя этнический менталитет, использующий традиционную культуру и разнообразные формы социального управления этико-эстетическим развитием духовности, мировоззренческого потенциала людей и социума в целом.

Исходя из того, что каждый этнос представляет собой уникальное культурное явление, под культурой, в данном случае, подразумевается исторически сложившееся этническое образование, представляющая ценность для мировой науки. С этой позиции, без изучения древних пластов этнической культуры невозможно строить исследование о современной культуре народа, а также сохранить и развить этнические, национальные и духовно-культурные ценности.

В современном кыргызском обществе еще сильны традиции характерные ориентированностью на прошлое, т. е. на этническую основу происхождения, о чем ярко свидетельствуют бытование среди населения родоплеменного деления, крепкие родственные связи. Поэтому Кон И. С. пишет, что «Ориентация на прошлое позволяет сохранить механизмы традиционной культуры взаимоотношений, основанный на вере в святость издревле установленных порядков и правил» [6, с. 23]. Продолжая эту идею, М. Мид замечает, что это характерно для «постфигурального» общественного типа. Подчеркивая этнокультурные особенности нашего этноса, Чотонов А. О. замечает «Национальные традиции и обычаи составляют те элементы духовной жизни народов, которые в той или иной степени отличают психологический склад одних наций от других» [7, с. 19]. В этой связи целесообразно рассмотреть процессы освоения - «инкультурации» традиций кыргызского народа с различных аспектов изучения: исторической, культурно-антропологической, психологической, этносоциальной и в целом как объект научно-теоретического осмысления культурологической науки.

При этом поиске должны учесть, что среди наиболее значимых достижений лежит многообразие традиционной культуры, как материального, так и духовного производства, их символы, раскрывающие культурный код любого этноса и его опредмечивание самим народом или процессов инкультурации, т. е. освоением и использованием достижений традиционной культуры и динамику его изменений в пространстве и во времени.

В этом контексте актуальным становится понимание культуры как активной доминантой формирования мировоззрения народа, общества в целом. Через свои цели, задачи, ценности, которые вчера, сегодня и завтра будут формировать картину мира, понимание действительности, культура развивается и должна формировать образ жизни, благодаря процессам инкультурации (освоения) социально -культурных достижений с учетом философии, этнической истории.

В новом социокультурном пространстве представление о народе, его социально -культурных ценностей формируется за счет различных образов, которые воплощались в культуре за тот или иной, изучаемый период, как в официальной, так и в неформальной форме. Поэтому проблема дальнейшего развития культуры и его инкультурации непосредственно связана с вопросом стратегического развития нашего государства, страны. Это подтверждается программой стратегического развития Кыргызстана: «Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017годы». Наша страна дала достойную оценку роли культуры, как основы государственности и экономики, тем самым уделяет пристальное внимание процессам инкультурации.

Важно констатировать, что пропорциональное соотношение экономики, общества и её культуры, даст возможность государству делать прогрессивные шаги вперед. Исходя из этой целевой установки русского исследователя, философа Красавина Л. П. О единстве нации о том, что «идея культуры определяет государственность», мы рассматриваем процессы инкультурации традиций кыргызов, как составную часть культуры народа. Недаром 2016 год объявлен Президентом Кыргызстана А. Атамбаевым «Годом истории и культуры». В этом контексте процесс инкультурации традиционной культуры кыргызов можно четко и практически наглядно продемонстрировать в одной из самых значительных проектов КР, как проведение «Всемирных игр кочевников», которые демонстрировали процессы

инкультурации изнутри. Указанное мероприятие показало, что в культурно -историческом процессе всегда происходят процессы инкультурации с учетом эволюции этно-национальной действительности.

Государственный уровень организации и правильная социально-культурная политика поможет стимуляции развития интереса народа к традиционной культуре и ее сознательной инкультурации как уникальному явлению культуры, определению силы культурного наследия для современного мира. Уже проведенные дважды «Всемирные игры кочевников» показали миру уникальный синтез спортивных состязаний и традиций народов, сумевших сохранить и развить этно-экологическую сущность номадизма. Миру была продемонстрирована неразрывная связь культуры и природы, через духовно- нравственное единение природы и человека.

Если посмотреть истоки многих игр кочевников, они, как правило, имеют ритуально-магическое начало [5, с. 146-149]. Несмотря, на то, что культурно -цивилизационное развитие этноса, нации внесло изменения в данные игры, но сохранило красоту единения человека с природой. Всем понравившаяся игра «Кок бору» или переименованном в народе в «Улак тартыш», (Козлодранье), изначально раскрывало борьбу животного «бору» и человеческого мира. Древние бесстрашные джигиты на скаку могли схватить волка за загривок, и демонстрировать на скаку ловкость и силу, означавшую относительную победу над стихиями природы «...восходящего к тотемной культовой практике» [5, с. 146-149]. Это можно увидеть в наших узорах, особенно в древних сакских украшениях, где изображались сцены «терзаний».

В нынешних социокультурных условиях это замечательная спортивная игра, соединяющая и спорт, и традицию, так как по обычаю, выигравшая команда устраивает угощение из отбивного козленка для всех и в следующий раз, семья, в чей дом был заброшен жертвенный козленок, резала в жертву козленка для следующих игр. Таким образом, в кочевой культуре приношение в жертву означало избавление от разных напастей и бедствий, и этот обычай имеет место в современном обществе, как дань традициям, и до сих пор выполняет свое первородное назначение. На основе этого хотелось бы подчеркнуть, весь комплекс номадической культуры сохранился и имеет тенденцию к развитию в «тотемной культовой практике» кыргызского народа благодаря процессам освоения - инкультурации, которое развивалось на протяжении всего периода развития Кыргызстана, благодаря обычному праву «адат», то есть по современному нормативному праву общества.

Следует отметить, что для многих народов наши этнические традиции и правила «адата» кажутся архаизмами, но в этом причина нашего древнего происхождения и способности инкультурировать наравне наследие в настоящее и даже в будущее, так как наши дети, которые не признавали многих традиций народа, на сегодняшний момент, с гордостью говорят о наши играх, о традициях. А почему же наблюдается неприятие наших традиций молодежью? Да потому что, инкультурация, прежде всего, происходила на уровне местных традиций в селах, отдаленных местностях и многие игры не были инкультурированы среди молодежи. И только благодаря государственному вмешательству и подключению всего административного ресурса молодежь стала осваивать - инкультурировать эти знания и элементы культуры в свой образ жизни и происходит бурное возрождение красивых, нужных и забытых традиций быта, культуры и спорта. Так, из многочисленных соревнований «Всемирных Игр кочевников» проводилась сборка юрты на время, уже давно данное занятие считалось делом старшего поколения и молодежь считала юрту примитивным древним жилищем, а тем более ее сборка была для них недоступна, так как им никто не занимался, а на джайлоо «Кырчын» мы увидели, как выросло мастерство молодежных команд, собравших юрту в первых «Играх» за 17 минут, а на вторых «Играх» за 10 минут. Данный рекорд, тоже может быть внесен в книгу рекордов «Гиннеса», наравне с исполнением 1000 комузистами Кыргызстана «Маш ботой»

А. Огомбаева, заставивший многотысячных зрителей почувствовать мощь и силу возрожденного дух потомков Великого Манаса. Механизмы инкультурации культуры, в частности традиций всегда жили среди народа, только наука не выделяла их в качестве отдельного процесса освоения и обучения как необходимый дуальный аспект социализации и инкультурации личности, где в параллельном балансированном состоянии рождается истинный интеллигент общества, знающий свою культуру изнутри и гордящийся ею.

Из вышесказанного следует, что именно процесс инкультурации, развёртываясь в культурно-цивилизационном пространстве и социальном времени, способствует сохранению и обогащению культурных ценностей этноса, выявлению культурофилософского, гуманистического значения духовного наследия прошлого.

Литература

1. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального «я». М., 1991. 169 с.

2. Кравченко А. И. Культурология. Уч. пос. для вузов. М., 2003. С. 175.

3. Гавров С. Н, Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО, 2008. № 5. С. 21-29.

4. Ушанова И. А. Перспективы развития теории аккультурации в глобализированном мире // Вестник Новгородского ун-та, 2003. № 24. С. 65-70.

5. Симаков Г. Н. Общественные функции развлечений киргизского народа в конце XIX в. Ленинград, 1984. С. 146-149.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. М. С. 23.

7. Чотонов А. О. О национальных традициях Средней Азии. Фрунзе, 1964. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.