2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999.
3. Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. // Человек и общество: Социальные проблемы молодежи / под общ. ред. Б.Г. Ананьева, Д.А. Керимова; ленингр. гос. ун-т. Учен. зап. Вып. IV. Л., 1969. С. 3-12.
4. Иконникова С.Н. Молодежь: Социальный и социально-психологический анализ. Л., 1974.
5. Боряз В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. ЛГУ, 1973.
6. Ручкин Б. А. // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 90.
7. Ручкин Б.А., Грушина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 1999.
8. Боряз В.Н. // Человек и общество: Социальные проблемы молодежи. Л., 1969. С. 53.
9. Луков В.А., Меламуд В.Э. О нашем понимании социокультурного поколения. Компьютер и школа: Социокультурные последствия компьютеризации. М., 1998. С. 35-37.
10. Ручкин Б.А. // Методологические проблемы исследования молодежи: материалы к дискуссии / НИЦ при Ин-те молодежи. М., 1998. С. 21.
11. Бабочкин П.И. // Там же. С. 27-28.
12. ЕнтелисГ.С. // Там же. С. 46.
13. Социологический энциклопедический словарь. На русском, англ., нем., франц. и чешском языках / под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
14. Иконникова С.Н. Молодежь: Социальный и социально-психологический анализ. Л., 1974.
15. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. СПб.; Ростов н/Д, 1998. С. 30.
Поступила в редакцию 15.05.2007 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ДЕТСКИЙ САД - ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ)
Л.Н. Зайцева
Zaitseva L.N. Development of spiritual-moral values of youth in activities of an education-upbringing complex (kindergarten - school - children art school). The author briefly describes issues connected with a role of morality, spirituality and culture in conditions of market economy in Russia and states that revitalization of Russian culture is connected with a search for new mechanisms of personality development and reforms of modern education. The article gives a thorough description of an education-upbringing complex consisting of school № 51, kindergarten № 149 and children art school № 7 in the city of Ryazan based on axiological approach to education and upbringing of youth.
Позитивное развитие современного общества зависит во многом от активизации его духовного обновления, деятельности мыслящих личностей, ориентирующихся на высокие духовно-нравственные ценности.
Социально-экономические преобразования в современном российском обществе привели к резкому падению интереса к отечественной истории, культуре, искусству, что вселяет тревогу по поводу не только духовного здоровья общества, но и самого существования этого общества. Справедливо отмечает Б.Г. Мосалев в своей работе «Социокультурная обусловленность рыночных отношений»: «В рыночных условиях человек может стать «всем», однако трансформация
человека из субъекта потребительской в субъект культурно-созидательной деятельности становится возможной лить на основе развития духовных интересов, определяющих творческое отношение личности к богатствам материальной культуры» [1]. Сегодня важнейшими критериями решения социальных проблем становятся нравственность, духовность, общая культура человека. В жестких условиях рыночной экономики именно культура берет на себя сохранение духовных и нравственных ориентиров нации, является определяющим условием реализации социального потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья, гуманистиче-
ским ориентиром и критерием развития общества и человека. Современная наука рассматривает культуру как процесс и результат преобразовательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценностей. Образование при этом выступает как необходимое условие воспроизводства культуры. Приоритет в сущностной характеристике феномена культуры отдается духовной составляющей. А. Швейцер отмечает, что «культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида».
Возрождение культуры России связано с поиском новых механизмов формирования личности и реформирования современного образования. В этом отношении В.П. Зинченко отмечает, что основным недостатком системы образования в течение длительного времени был «острейший дефицит» духовной культуры». Он пишет: «Произошло отчуждение образования от духовности, от культуры, от личности и, в конце концов, от живой науки. Отсюда его формализован-ность, абстрактность» [2].
Именно ориентация на духовно-нравственное развитие личности, приобщение ее к высшим достижениям отечественной и мировой науки и культуры, возрождение в российском обществе гуманистических общечеловеческих идеалов свободы, добра, национальных достоинств, гражданственности и патриотизма приобретает в настоящее время первостепенное значение в образовании. В педагогике среди системообразующих ценностей наиболее значимыми традиционно выступают: самоценность человеческой личности (сострадание, сопереживание, любовь к ближнему), творческая активность (умение правильно выбрать позицию в нестандартной ситуации и быть деятельно активным в ее решении), художественный вкус (способность ощущать красоту окружающего мира). Несомненно, что такие качества целенаправленно и систематически прививаются ребенку с самого раннего детства и большая роль при этом принадлежит воспитанию в школе.
В создании целостной системы духовнонравственного воспитания одно из самых эффективных и перспективных направлений -воспитание средствами искусства. Постижение мира и выражение себя средствами ис-
кусства наиболее органично для детей. В произведениях искусств исторически закреплены образцы нравственно-эстетического отношения к действительности, нравственного сознания, представления о добре и зле. Вбирая в себя огромный духовный и эстетический опыт, искусство является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, позволяя увидеть действительность глазами другого человека, осознать человеческое в себе. Дети, приняв добро, милосердие, любовь неотделимыми частичками себя, становятся обладателями невероятной душевной силы, умеющими дарить «свет» людям вокруг.
Значительно изменившиеся условия в стране за последние 10 лет: катастрофическое уменьшение числа здоровых детей, перегрузки в общеобразовательных школах, резкий демографический спад, напряженное финансовое положение в семьях - способствовали недооценке значимости художественного образования.
К сожалению: «Общество до сих пор не до конца осознало уникальную роль искусства в становлении и развитии человека с новым уровнем сознания, тогда как наиболее яркое и законченное воплощение сущностные силы человека находят в эстетической деятельности, всегда обращенной к идеалу, результат которой - духовная культура» [3].
В системе образования искусству принадлежит важная преобразующая роль, не всегда в полной мере реализуемая учителями в современном учебно-воспитательном процессе.
К сожалению, во многих общеобразовательных школах преимущественно уделяется внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств считается второстепенным либо вообще не принимается во внимание. Однако учеными доказано, что если ребенок до 8-10 лет не получает постоянного заряда художественных ощущений - наступает эстетическая глухота. Бедность эмоционального опыта, неразвитость чувств - неблагоприятная почва для нравственного формирования личности.
Существующая система дополнительного образования в области культуры и искусства, направленная на формирование творчески активной личности, не дает возможности привлечь к процессу художественного твор-
чества большое количество, в том числе проблемных детей, она не формирует единое пространство для реализации полученных навыков.
Такая возможность появляется только при массовом, желательно стопроцентном охвате детей города или микрорайона художественно-эстетическим воспитанием. И в этом случае идеальным местом становится общеобразовательная школа, где путем интеграции общего и дополнительного образования можно воздействовать на большую массу детей, формируя здоровый социум, проводя идеи формирования духовной культуры и морально-нравственных ценностей.
Самым действенным способом в воспитании является деятельное постоянное общение ребенка с искусством, что помогает ему получать положительные эмоции, которых часто недостает в жизни.
Поскольку интересы человека избирательны, включение комплекса искусств в воспитательный процесс дает каждому ребенку шанс проявить свои способности. И важно не только научить ребенка восприятию произведений искусства, но и через использование средств искусства предоставить ему возможности творческой самореализации во всех областях человеческой деятельности.
Для решения актуальной задачи духовного обновления нашего общества необходим комплексный, скоординированный подход к формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения образовательными учреждениями, различной ведомственной принадлежности.
Чтобы продуктивно решать задачи эстетического воспитания как средства формирования духовно-нравственной личности, необходимо создавать единое пространство образовательной среды.
Детские школы искусств осуществляют свою деятельность в тесном контакте с общеобразовательными школами, в которых малая эффективность эстетического воспитания объясняется отсутствием должной компетентности в подходе к нему, а также недостаточностью материально-технической базы и профессиональных кадров.
В условиях интеграции основного и дополнительного образования последнее становится равноправным компонентом единого
образовательного процесса. Такой статус дополнительное образование имеет прежде всего в тех образовательных учреждениях, которые организованы как учебно-воспитательные комплексы (УВК).
Предлагаемая модель УВК существует в форме объединения общеобразовательной школы № 51, детского сада № 149 и детской школы искусств № 7 г. Рязани.
Наш комплекс строит свою систему формирования духовно-нравственных ценностей средствами искусства на основе концептуальных взглядов Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.А. Беляевой, Д.К. Кир-нарской, Е.В. Бондаревской, В.А. Петровского, В.К. Калиненко, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.; многолетнего практического опыта работы по внедрению в образовательный процесс школы эстетической и художественной культуры и ориентации на «Концепцию художественного образования РФ» (2001 г.).
Открытость процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивает гармоническое сочетания обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля, предоставляя широкие возможности выбора в соответствии с личностными потребностями учащегося и педагогов.
Необходимыми компонентами предложенной модели образовательного процесса по формированию духовно-нравственных ценностей средствами искусства служат: цель как задающий компонент, определяющий ориентиры идеального результата; задачи как направляющий компонент отбора содержания образования и организационных усилий осуществления прогнозируемой деятельности; принципы как компонент основополагающих педагогических требований и условий к конструированию и функционированию образовательного процесса в рамках данной модели; деятельностный компонент, реализуемый в конкретных многообразных формах, соответствующих компоненту содержания образования, с помощью методов и средств, ориентированных на компонент принципов организации образовательного процесса, результативный компонент, сопоставляемый с задающей целью [5].
Стратегическая цель - формирование духовно-нравственных ценностей у школьников средствами искусства.
Формирование духовно-нравственных
ценностей средствами искусства учащихся в образовательном пространстве школы определяется в настоящий момент как одна из главных целей, которую необходимо достичь с тем, чтобы в перспективе можно было получить планируемый результат - духовнонравственную воспитанность выпускника общеобразовательной школы.
Цель предлагаемой инновационной модели - организация образовательного процесса, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей у школьников средствами искусства в условиях УВК.
Тактические цели:
- формирование соответствующих знаний об отечественном и мировом классическом искусстве;
- знание духовных и нравственных ценностей, заложенных в произведениях классического искусства;
- организация творческой деятельности учащихся в вопросах самопознания и саморазвития своей духовной сферы;
- создание единого культурно-творческого пространства для активной деятельности детей в различных сферах художественного творчества;
- создание условий приобретения основ духовной и нравственной культуры;
- вовлечение детей в систему культурно-творческого пространства, позволяющее обогатить их жизнь новыми ценностями, жизненными ориентирами, социальными связями.
Для достижения вышеназванных целей надо было решить ряд задач:
- приобщить обучающихся к духовнонравственным эстетическим ценностям на основе изучения лучших образцов мирового и национального классического искусства;
- заложить эмоционально-нравственную основу отношения учащихся к духовной культуре народа;
- пробудить художественную активность по творческому самовыражению накопленного нравственного-эстетического опыта, сформировать умения и навыки владения языком музыкального и изобразительного искусства;
- сформировать потребность в нравственной саморегуляции на основе общечеловеческих и отечественных гуманных ценностей;
- выявить возможности формирования духовно-нравственных ценностей средствами искусства у школьников в процессе преподавания учебных дисциплин, при организации внеучебной работы, при создании культуросообразной образовательно-воспитательной среды.
Основными принципами функционирования модели выступают следующие: систематичность и целостность, интегративность, личностно-ориентированное образование,
субъектности всех видов деятельности, культурологических, аксиологических и индивидуально-творческих подходов в образовании, принцип преемственности и полисубъектно-сти образовательного процесса (В.А. Беляева).
Принцип систематичности определяет условия последовательности и гармонической взаимосвязи всех компонентов инновационной модели, функционирующих в строгой взаимозависимости и согласованности, где каждый из них выполняет конкретную функцию как внутри себя, так и вне, по отношению к другим.
Принцип целостности предусматривает условия «замкнутости входа и выхода» модели, где каждый компонент предопределяет их оптимальное согласование.
Принцип интегративности - комплексное освоение детьми отечественной и зарубежной культуры, музыкального и художественного искусства, использование разносторонних связей с предметами гуманитарного цикла (комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия музыкальных и художественных видов искусства).
Мультикультурный подход предполагает включение в программы максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру.
Личностно-ориентированное образование (В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, В.А. Беляева и др.) как принцип функционирования модели предполагает не формирование личности с заданными свойствами по установленной модели, а создает условия для
полноценного развития личностных функций субъектов образовательного процесса:
- мотивация (принятие и обоснование деятельности);
- коллизия (видение скрытых социальных противоречий);
- критика (в отношении предлагаемых из вне ценностей и норм);
- рефлексия (конструирование и удержание определенного образа «я»);
- ориентация (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения);
- обеспечение творческого характера любой личностью значимой деятельности;
- самореализация (стремление к признанию своего образа «я» окружающими).
Этот принцип предполагает наличие свободного выбора обучаемыми как содержательного компонента образования, так и способа его освоения, а также выбора форм представления результатов своей учебнопознавательной и учебно-преобразующей деятельности. Этот принцип является основополагающим в реализации гуманистического подхода в образовании. Педагог в своей деятельности учитывает интересы и ценности ребенка, стимулирует его инициативу, поощряет все его творческие проявления. Для этого образовательная среда должна быть насыщена возможностями для развития учащегося, чтобы компенсировать те ограничения свободного развития, которые обусловлены рамками существующей системы образования. Тогда особенностью данной образовательной системы является создание в ней таких условий, которые стимулировали бы активность учащихся и предоставляли бы им свободу выбора учебного материала (репертуара) и своего собственного стиля учебной деятельности. Учитель, обладающий собственной педагогической свободой, не столько учит, сколько помогает ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей.
Принцип субъектности всех видов учебно-познавательной и учебно-преобразующей (урочная, внеурочная) деятельности ориентирует на реализацию деятельностного подхода в развитии и воспитании личности в зоне ее ближайшего развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) и эмоционального переживания процесса деятель-
ности и ее результатов на уровне внутреннего чувствования (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Д.К. Кирнар-ская, Т.И. Петракова). Ученик является субъектом образовательной деятельности, и одна из важных задач художественного образования - это: «...овладение и присвоение художественной культуры своего народа и человечества» (Концепция), что в свою очередь невозможно без практического освоения языка искусства, без применения деятельностного подхода в обучении.
Культурологический подход в образовании как принцип инновационной модели определяет сущность компонента содержания образования, его незамкнутость и незавершенность в русле различных мировоззренческих подходов к решению той или иной жизненно важной проблемы бытия человека, природы общества. Культурологический подход - это принцип организации учебного процесса, который обеспечивает педагогические условия формирования у обучаемых ценностных представлений в области культуры и искусства того или иного народа и, в первую очередь, ценности бытия человека среди других людей. Изучение форм культуры разных времен помогает человеку познать самого себя, обрести поле для самореализации. Культурологический подход позволяет сформировать у учащихся представление о единстве мира, о связях ценностных ориентиров личности с ценностями, доминирующими в культуре страны.
Принцип аксиологического подхода выделяет ориентиры ценностей, структурированных относительно высшего смысла бытия человека в отечественной и мировой культуре и искусстве, то есть тех духовных ценностей которые являются систематизирующими «внутреннего строя личности», а также -ценностные показатели процесса личностноориентированного образования, где интересы и способности, потребности и мотивы деятельности личности являются отправными моментами в организации ее субъектной деятельности (В.А. Беляева). Обращение к отечественным духовным и нравственным ценностям бытия нашего народа, отраженным в национальном искусстве, будет создавать атмосферу их близости и значимости для каждого живущего в России, что обеспечит благоприятные условия реализации аксиоло-
гического подхода в формировании духовнонравственных ценностей у школьников средствами искусства
Индивидуально-творческий подход - в образовательном процессе инновационной модели предполагает определение системного и вариативного многообразия видов и содержания творческих заданий на индивидуальном уровне и возможного их выбора обучаемыми, причем позитивное эмоциональное переживание является необходимым условием самореализации личности и интериориза-ции формируемых духовно-нравственных ценностей во внутренний мир личности.
Принцип приемственности внутри данной инновационной модели предполагает начало обучения и воспитания с раннего возраста, приобщение учащихся к высоким духовно-нравственным ценностям искусства в их единстве и целостности от дошкольного возраста до окончания школы в различных видах и формах в соответствии с государственным образовательным стандартом, личностным опытом педагога и ребенка и в условиях деятельности УВК.
Полисубъектность образовательного процесса как принцип инновационной модели направлена на ситуативные включения школьников в различные виды деятельности, в которых они должны самостоятельно выбирать определенную позицию по отношению к рассматриваемому вопросу и деятельному ее проявлению на уровне теоретического и практического результата, обращаясь при этом к ценностям отечественной и мировой культуры и искусства, а также духовных и нравственных ценностей своего внутреннего мира, то есть к рефлексии и самопознанию, и предваряющих формирование предпосылок саморазвития и самовоспитания» (Беляева).
Содержание художественного образования включает: формирование культурно-
исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами ху-
дожественной выразительности различных видов искусств; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях: формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности, формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки, формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Принцип аксиологического подхода в отборе содержания художественно-эстетического образования и его структурировании в своей основе должен быть ориентирован относительно главных ценностей отечественной и мировой культуры в той иерархии, где главенствующими являются духовные ценности: самоценность человеческой личности, художественный вкус, творческая активность, ориентированные на духовно-нравственное становление и развитие личности.
1. Мосалев Б.Г. // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. ст. М., 1997. С. 123
2. Зинченко В.П., Морозов Е.Б., Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. С. 93.
3. Руднева О. С. // Культура, искусство, образование. 2005. № 2. С. 26.
4. Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: сб. ст. (Об опыте художественнотворческого направления в Германии). М., 1911. С. 201.
5. Беляева В.А. Теория и практика духовнонравственного становления и развития личности учителя в светской и православной культуре: дис. ... д-рапед. наук. М., 1999.
Поступила в редакцию 1.06.2007 г.