Научная статья на тему 'Формирование этнической идентичности в процессе социализации и инкультурации'

Формирование этнической идентичности в процессе социализации и инкультурации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
974
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ETHNOS / ETHNIC IDENTITY / ENCULTURATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корючкина Полина Сергеевна

. В статье на примере русских пословиц описаны механизмы социализации и инкультурации в процессе становления этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корючкина Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION AND INCULTURATION

In article on the example of Russian Proverbs describes the mechanisms of socializa-tion and inculturation in the process of formation of ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической идентичности в процессе социализации и инкультурации»

УДК 371.32

П. С. Корючкина Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнос, этническая идентичность, инкультурация, социализация. АННОТАЦИЯ. В статье на примере русских пословиц описаны механизмы социализации и инкультурации в процессе становления этнической идентичности.

P. S. Koruchkina

Yekaterinburg, Russia

THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION AND INCULTURATION

KEYWORDS: ethnos, ethnic identity, enculturation, socialization.

ABSTRACT. In article on the example of Russian Proverbs describes the mechanisms of socialization and inculturation in the process of formation of ethnic identity.

Процессы социализации и инкультурации играют важную роль в формировании этнической идентичности. Традиционно под идентичностью понимается представление человека о себе, «характеризующееся субъективным чувством своей самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой)» [7. С. 238]. Особое место в ряду идентичностей занимает этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [13].

В психологии принято считать, что период, когда ребенок не осознает свою этническую принадлежность, заканчивается младшим школьным возрастом. В 6-7 лет ребенок фрагментарно получает представление о своей этнической принадлежности от семьи и ближайшего социального окружения. Затем в возрасте 8-9 лет у ребенка появляется способность к поиску оснований для этнической идентификации

(национальность родителей, место проживания, язык) [12].

Формирование идентичности тесно связано с процессами социализации и ин-культурации. Под инкультурацией понимается включение индивида в конкретную национальную культуру в процессе усвоения ребенком культурных норм и ценностей. В широком смысле этот процесс не ограничивается периодом раннего детства, он включает в себя и приобщение к данной культуре взрослых [8. С. 106]. Инкультурация, согласно А. Я. Флиеру, - это введение личности в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок исторических и современных сообществ (место проживания играет большую роль), а также систему языков и методов социальной коммуникации.

Социализация - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация человека происходит во взаимодействии с различ-

47

ными людьми, группами, средами. Выделяют следующие факторы социализации: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы - условия социализации больших групп (регион, село, город); микрофакторы (семья, соседство, религиозные организации) [8. С. 266].

Социализация - сложный процесс, который начинается в детском возрасте и продолжается в течение жизни, по мере смены социальных ролей: «Процессы социализации и инкультурации предполагают усвоение индивидом системы культурных ценностей, правил, норм поведения того общества, к которому он принадлежит, определение собственного места среди близкого окружения с точки зрения экономической, религиозной, этнической и статусной принадлежности. Каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался, в повседневной жизни он сам этого не замечает» [10. С. 66].

Процессы социализации и инкуль-турации, формирующие этническую идентичность, осуществляются через связь между поколениями. От старшего поколения к младшему происходит передача социокультурного и исторического опыта, трансляция которого продолжается и в других социальных институтах: «Идентичность человека формируется в процессе его сложных взаимодействий с исторически сложившимися в данном обществе учреждениями и институтами, с господствующей идеологией.. .большую роль играет межпоколенная передача ценностей, имеющих особое значение для данного общества» [3. С.53].

Идентичность формируется на основании национальной идеологии, которая связана с определенными этническими характеристиками, заключенными в фольклоре [2. С. 14].

Согласно концепции немецкого психолога В. Вундта, отношение человека к окружающему миру, природе, обществу, способствует формированию этнической

идентичности, которая проявляется через язык, мифы, обычаи через эти три формы человек соотносит себя с определенным народом [1. С.34 ]. Способствовать формированию системы ценностей и характеру этнической идентичности могут фольклорные тексты - загадки, игры, пословицы и поговорки.

Тематически фольклорные тексты близки у разных народов, но содержательно они «этнические окрашены» - выражают определенные представления о мире и культуре, свойственные данному конкретному этносу.

Среди пословиц и поговорок русского народа мы выделили те, в которых, по нашему мнению, выразились сущностные черты национального характера: терпение («После ненастья ведро - после горя радость»; «Всему свое время»; «Всякое семя знает свое время»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Даст Бог счастье - и слепому видение дарует»); Трудолюбие («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «С одного удара дуба не свалишь»; «Трудовая копейка до веку живет»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»); Осторожность («Береженого Бог бережет»; «Болен лечись, а здоров берегись»; «Цыплят по осени считают»; «Ушки на макушке, сами на опушке»); Хлебосольство («Гость в дом, а в доме Бог»; «Гостям стол, а коням столб», «Садись так гость будешь. Пришел - не стой: хозяина не томи»). И.А. Ильин среди черт национального характера выделял в русских такие глубокие черты, как религиозность и искренность. Общей чертой рассмотренных пословиц является их религиозный характер, обращение к религии в различных жизненных ситуациях[6.].

Категория «искренность» представлена в пословицах, дающих негативную оценку таким поступкам как «обман» и хвастовство» (Пустая бочка пуще гремит»; «В душу вьется, а в карман лезет»; «Рука руку моет, а плут плута покроет»).

В «Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания лич-

48

ности гражданина России» предложены формируют определенную картину мира,

базовые национальные ценности, которые представление об окружающей действи-

закладываются в основу мировоззрения тельности.

человека. Под базовыми национальными Идентичность - это представление

ценностями понимаются моральные цен- человека о самом себе, в процессе его ото-

ности, приоритетные нравственные уста- ждествления с определенными группами в

новки, существующие в культурных, се- результате социального взаимодействия.

мейных, социально-исторических, религи- Она имеет многоуровневую структуру,

озных традициях народа, передающиеся из складывается в ходе исторического разви-

поколения в поколение [5. С.7]. Из всех тия, зависит от преобладающих на данном

ценностей, предложенных в «Концепции», историческом этапе представлений о чело-

в процессе социализации и инкультурации веке и обществе. Этническая идентичность

в первую очередь формируются на быто- - это осознание себя представителем этно-

вом уровне отношение к семье и природе, са и обособленности от других этносов. закладывается основа социальной соли- Они могут складываться из игр, по-

дарности, и понимание «человечества», словиц, поговорок и загадок, так как эти

свойственные для определенной этниче- формы являются отражением реальности,

ской культурной среды. в которой живет человек. Через игровую

Роль пословиц в процессе социали- имитацию, обобщенные, устоявшиеся в

зации состоит в том, что они несут в себе народном сознании высказывания воссоз-

поучительный, воспитательный смысл. даются ценности народа, демонстрируется

Поговорка, в отличие от пословицы, не об- характерный для него быт. ладает нравоучительной функцией. Но они

ЛИТЕРАТУРА

1. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001. 160 с.

2. Гаджиев, К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. -М.: Логос, 2013. - 408 с.

3. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 764 с.

4. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Астрель: АСТ, 2000. - 752 с.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009. - 23 с.

6. Ильин И.А. О русском национализме. URL: litbook.net/book/106177/o-russkom-nazionalizme/page-1 (дата обращения 05.04.2016)

7. Культурология ХХ век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / глав. ред. Бим-Бад Б.М. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - 2002, 527 с.

9. Пословицы и поговорки о воспитании. URL: http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-vospitanie.html (дата обращения 20.04.2015)

10. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш.шк., 2005. 310 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

12. Этапы становления этнической идентичности URL: http://bookap.info/sociopsy/stefanenko_etnopsihologiya/gl53.shtm (дата обращения 20.04.2015)

13. Этническая идентичность URL: http://www.sunhome.ru/psychology/14338 (дата обращения 20.04.2015)

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.