Научная статья на тему 'Дореволюционные журналы для детей и юношества как средство инкультурации'

Дореволюционные журналы для детей и юношества как средство инкультурации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / MAGAZINES FOR CHILDREN AND YOUTH / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / INCULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Автор статьи анализирует проблему социализации и инкультурации личности средствами периодической печати на примере дореволюционных журналов для детей и юношества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the problem of socialization and inculturation of the individual by means of the periodical press as an example of pre-revolutionary magazines for children and youth.

Текст научной работы на тему «Дореволюционные журналы для детей и юношества как средство инкультурации»

ОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА КАК СРЕДСТВО ИНКУЛЬТУРАЦИИ

Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Автор статьи анализирует проблему социализации и инкультурации личности средствами периодической печати на примере дореволюционных журналов для детей и юношества. Ключевые слова: журналы для детей и юношества, социализация, инкультурация. The author analyzes the problem of socialization and inculturation of the individual by means of the periodical press as an example of pre-revolutionary magazines for children and youth. Key words: magazines for children and youth, socialization, inculturation.

Современное состояние российской культуры, характеризующееся раздробленностью, дискретностью, ориентированностью на западные образцы, определяется ее переходным состоянием. Развитие информационного общества, процесс глобализации формируют специфику культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков. В период глобализации, когда происходит трансформация национальных культур, формируется их синтез, сохранение основ национальной культуры, интеллектуальное, культурное развитие личности становятся стратегически важными направлениями. Появление новых информационных технологий, электронных каналов трансляции культуры, построенных в основном на аудиовизуальном восприятии окружающего мира, не умаляет значения традиционных каналов передачи информации, например, таких, как литература и периодическая печать. Особую роль эти традиционные средства играют в процессе трансляции опыта, знаний, социально-нравственных идеалов и культурных ценностей от старшего поколения младшему.

Современная наука называет процесс постепенной выработки человеком «навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода», инкультурацией (5, с. 152). Это процесс становления человека, приобретения таких качеств, как воспитанность, интеллигентность. В гуманитарных областях этот процесс связывают с процессом социализации личности; социализация представляется при этом более широким понятием и определяется как процесс гармоничного вхождения индивида в определенную социальную среду, усвоения им социальных ценностей, норм и правил конкретного общества. «В процессе социализации происходит постепенное приобщение индивида к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта», который позволяет исполнять определенные социальные роли (5, с. 153).

Средства массовой информации, к которым относятся, в частности, журналы для детей и юношества, как социальный институт влияют на социализацию детей и

88 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 88-92

И

г

подростков не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление образцов поведения. При этом дети идентифицируют себя с теми или иными героями, используют их в качестве примеров для подражания. Инкультурация определяется в этом случае как продукт, результат процесса социализации, как усвоение субъективных внутренних психологических аспектов культуры. В процессе инкуль-турации происходит обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Процесс этот взаимообусловлен: культура влияет на развитие человека, определяет характерные черты его личности, и человек самостоятельно формирует свою собственную культуру. «Человек приобретает способность ориентироваться в культурной среде», инкультурируется (5, с. 152).

В научный оборот М. Херсковицом в середине XX века был введен также термин «энкультурация» во взаимосвязи с инкуль-турацией. В культурно-антропологической концепции этого ученого (9) было употреблено данное понятие в значении «вхождение индивида в конкретную форму культуры, усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру». Учеными было выделено две стадии процесса инкультурации: первичная - с рождения ребенка до окончания подросткового возраста, вторичная - во взрослом состоянии. Наиболее важной стадией является, безусловно, первичная стадия, так как во взрослом состоянии усвоение человеком культурных норм происходит фрагментарно, а в детском возрасте планомерно.

Теория инкультурации развивается в исследованиях современных ученых. К числу таковых относятся, например, следующие работы: А.А. Белик «Культурология. Антропологические теории культур» (М., 2000) и А.Я. Флиер «Культурология для культурологов» (М., 2000), Д. Мацумото «Психология и культура» (М., 2002) и Т.Г. Грушевицкая «Основы межкультурной коммуникации» (М., 2002).

В этих работах определяется, что ин-культурация - это процесс придания личности общей культурной компетентности

^ Теория и история культуры

по отношению к стандартам того общества, в котором она живет. Средства обретения культурных знаний, по мнению ученых, сосредоточены в домашнем воспитании и общем образовании, в совокупности социальных контактов личности со своим окружением, в знакомстве, в первую очередь, детей и подростков с так называемыми «культурными текстами».

К числу культурных текстов, с помощью которых ребенок и подросток осваивал нормы общественной жизни и культуры, относилась дореволюционная детская журналистика.

Дореволюционные журналы для детей и юношества, развиваясь как социокультурный феномен, накопили огромный опыт ин-культурации подрастающих поколений будущих российских граждан.

Так как освоить все культурные тексты, сформировавшиеся в той или иной культуре, невозможно, отбор материала производили издатели журналов. В этом заключалась особая социокультурная ценность их деятельности. Издатели формировали редакционную политику своих журналов, превращая свои издания в педагогическое орудие для воздействия на юные умы, создавая платформу для гармоничного вхождения русских детей и подростков в мир русской культуры. «Наша главная цель ... дать пищу и руководителя для пробуждающейся деятельности души и мысли», - писал в одной из программных статей издатель Д.А. Валуев (6, с. 12). Издатели стремились расширить круг подписчиков, которыми в начале XIX века были, в основном дворянские семьи, с тем, «чтоб читатели всех состояний могли найти. для себя здравую, полезную и нужную пищу» (2, с. 119).

В первую очередь, публикации в журналах для детей и юношества в дореволюционный период интерпретировали систему ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в российском обществе того времени. Строгий отбор материалов духовно-нравственного содержания характерен для детской периодики того времени. Православие, самодержавие, народность -вот три основы, на которых держалось рос-

сийское общество, уважение к этим основам закладывалось с детства, в том числе средствами периодической печати для детей и юношества. Публикации в журналах того времени формировали нравственные принципы будущих российских граждан, их мировоззрение. В материалах статей и художественных произведениях устанавливалась иерархия ценностей, на первом месте в этой иерархии находилась нравственность, служение на благо отечества. Так, одна из статей, напечатанных в журнале «Звездочка» за 1842 год, завершалась следующей сентенцией: «Старайся усердными постоянными трудами заслужить в своем кругу ... уважение ... поступай всегда так, чтобы на старости лет иметь в утешение ... чистую совесть и доброе имя» (3. с. 216). Такими нравственными правилами были насыщены публикации в дореволюционной журналистике. Большое внимание в журнальных публикациях уделялось семье как основе общественного устройства, любви и уважению к родным и близким. В №1 журнала «Звездочка» за 1842 год, например, был опубликован короткий рассказ под названием «Саша», повествующий о маленькой девочке, которая «любит папеньку и маменьку более себя, а всех других более, нежели забавы свои», и доказывает это своими поступками (3, с. 22).

Приверженность монархическим и религиозным идеям, верноподданническим настроениям, господствовавшим в тот период в обществе, демонстрировали такие журналы, как «Друг юношества и всяких лет», «Звездочка», «Лучи», «Семейные вечера», издававшиеся на протяжении нескольких десятилетий и внесшие определенный вклад в развитие журналистики для детей и юношества.

Не будучи религиозно-монархическим изданием, журнал «Детское чтение - Юная Россия», издававшийся на протяжении почти 50 лет, в течение всего этого периода успешно выполнял задачу воспитания будущих истинных граждан своего отечества, правдиво отображая окружающую детей жизнь, новые веяния в ней.

Освоение детьми этикетных норм пове-

дения также было во многом инициировано издателями журналов. Так, в №1 журнала «Звездочка» за 1842 год был помещен нравоучительный рассказ «Визиты» о том, что «негоже маленькой девочке тратить время на поездки со своею маменькой с визитами, которые маменька делает по необходимости». «Надобно в молодости исполнять свои обязанности, то есть быть послушной и прилежной, приучить себя к труду и занятиям для того, чтобы не желать потерять ни одного часа даром» (3, с. 72-73).

С помощью публикаций в журналах дети получали определенные познания в области национальных и сословных традиций того времени. В одном из журналов первой четверти века, например, развивалась своеобразная теория «разумного эгоизма», когда маленьким детям объяснялось, что не надо дворовой девочке дарить больше одного платья, пусть научится беречь одно.

Издатели знакомили детей с обычаями и обрядами своего народа. Уже в первой четверти девятнадцатого столетия в журналах для детей и юношества появились отдельные публикации, содержащие мотивы народного творчества. Так, во втором томе журнала «Патриот» (1804) в разделе «Известия библиографические» анонсировалась стихотворная сказка М.М. Хераскова «Бахариана», созданная по мотивам сказок русского народа. В № 10 журнала «Друг детей» за 1809 год, издававшегося Н. Ильиным, печатались стихи А.Ф. Мерзлякова с использованием народно-поэтической лексики. В «Журнале для детей», ежемесячно выходившем в течение 1813 года, в каждой части были напечатаны народные загадки.

Особую роль в приобщении детей к истокам национальной культуры сыграл ежемесячный иллюстрированный журнал «Детское чтение - Юная Россия», издававшийся в Санкт-Петербурге с 1869 по 1918 год. «Рассматривая фольклор с позиций передовой педагогики как материал для воспитания патриотизма, любви к народу, эстетического вкуса, редакторы "Детского чтения" во все периоды насыщали журнал русскими сказками, пословицами и поговорками. Впервые для детей предлагались были-

ны» (7. с. 24). Активно обращались к древним верованиям, фольклору, перерабатывая его по-своему, авторы журнала «Тропинка», издававшегося в Санкт-Петербурге с 1906 по 1912 год. В журнале «Путеводный огонек» (1904-1918) существовал особый отдел под названием «Из былого», в котором публиковались описания народных верований, обычаев, праздников; предания,загадки, потешки как жанры устного народного творчества.

На страницах журналов дети и подростки знакомились с основами социально-политического устройства российского государства, с интерпретацией основных политических событий, происходивших в стране и мире. Особенно активно процесс приобщения детско-юношеской аудитории к вопросам государственной жизни проходил во второй половине XIX века.

Так, журнал «Юный читатель» (18991906) использовал публицистику как особый способ отражения явлений действительности, печатая очерки о военных действиях на Дальнем Востоке, голоде во многих губерниях России, забастовках в Петербурге и других городах, приобщая детско-юношескую аудиторию к политической жизни страны.

Через журнальные публикации проходило знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями. В журнале «Звездочка. Для детей старшего возраста» за 1848 год, кроме «новых книг», анонсировались французские журналы, «назначенные для молодых девиц». Например, «Magazin des Demoiselles, journal paraissant le 25 de chaque mois a partir du 25 Octobre», в котором были помещены «картинки моды, и узоры по канве, и узоры гладью, и разного рода выкройки, и фасоны для всех возможных рукоделий» (3, с. 175). Особое внимание модным стилям уделялось в журнале под названием «Лучи. Журнал для девиц» (1850-1860).

С эстетикой символизма знакомил детей иллюстрированный детский журнал для среднего возраста под названием «Тропинка», выходивший два раза в месяц в Санкт-Петербурге. В журнале печатались стихи, исторические очерки, мисти-

^ Теория и история культуры

ческие сказки Д. Мережковского, А. Блока, С. Городецкого, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, А. Белого.

Журналы погружали детей в мир русской художественной культуры, в первую очередь литературы. «Художественный охват жизни в литературе был необычайно широк - от бытовых и семейных отношений до философских аспектов бытия. В соответствии с просветительским характером общественных движений литература эпохи имела учительский, нравственно-образовательный характер» (6, с. 371). Публикации в журналах знакомили детей не только с произведениями детской литературы, но и современными достижениями в области искусства слова. Например, особый интерес и новизну публикациям журнала «Детский вестник», который издавался ежемесячно в течение 1815 года, придавали подборки стихотворных отрывков или коротких стихотворений на возвышенные темы, принадлежащих перу самых знаменитых поэтов того времени. В журнале «Подснежник» (1858-1862) печатались произведения Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича и других известных русских писателей.

В журнале «Детское чтение - Юная Россия» существовал музыкальный отдел, в работе которого участвовали композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Лядов и другие. В создании и оформлении журнала «Игрушечка» принимали активное участие художники М.П. Клодт, И.Е. Репин, Н.Н. Каразин.

Жизнь и подвиги святых мучеников за веру, выдающихся русских князей, полководцев, ученых, писателей становились образцами для подражания, культурными идеалами. Русским детям в дореволюционный период было на кого равняться. Такого рода материалами изобиловали практически все журналы для детей и юношества. Так, одной из тем беллетристических произведений журнала «Семейные вечера» (1864-1898) стали подвиги героев-христиан, идущих за религию на смерть. С такого рода повестями выступала в этом издании известная в то время детская писательница Евгения Тур.

Публикация большого количества исто-

рических материалов, рассказывающих о славной истории государства российского, способствовала усвоению детьми идеи духовного величия и политической мощи родной страны. Особую роль в приобщении детей к героическому прошлому страны сыграли журнал «Звездочка» А.О. Ишимовой, которая печатала в номерах журнала написанную ею «Историю России в рассказах для детей», и журнал «Новая библиотека для воспитания» Петра Редкина, издателя, который первым начал публикацию памятников древней письменности в периодической печати для детей. Историк С. Соловьев напечатал в журнале П. Редкина ряд статей под названием «Русская летопись для первоначального чтения», которые повествовали о древнейшей истории России.

Д.А. Валуев, издававший с 1843 года очень интересный журнал для детей и юношества под названием «Библиотека для воспитания», видел свою задачу в том, чтобы посеять в юных читателях «уважение русского имени . без которого нам ничего не совершить в будущем: ибо ни один народ никогда и ничего не совершал великого без веры в свое призвание» (1, с. 11-12).

Многие дореволюционные журналы предлагали детско-юношеской аудитории широкие образовательно-просветительские программы в области естествознания, географии, биологии, гуманитарных наук. Публикации соответствовали уровню науки того времени, отражали научные достижения, включали детей и подростков в процесс активного постижения азов научных и культурных знаний.

Гармоничному вхождению детей и подростков в мир русской культуры XIX века

служили многочисленные материалы, способствующие расширению круга любительских занятий, которые активно стали появляться в журналах во второй четверти столетия. В листе №5 журнала «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшегося книгопродавцом Е. Эггерсом в 1834-36 годах, было дано, например, «Руководство к изучению искусства лепить из глины, гипса и воска». В журнале «Родник», издававшемся с 1882 по 1917 год, был введен особый раздел «Шахматы. Шашки», рассказывалось детям школьного возраста об авиамоделизме. Большим успехом у читателей пользовались многочисленные приложения к журналам «Светлячок» (1902-1917) и «Задушевное слово» (1876-1917), состоящие из игр, игрушек, работ для склеивания, вырезания и других занятий для детей младшего возраста.

Для многих русских детей девятнадцатого столетия журналы становились средством инкультурации, способом приобщения к национальной и мировой культуре. Об этом влиянии писал уже в середине XIX века А. Старчевский: «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу» (8, с. 26).

В поиске средств сохранения национальной культуры, приумножения ее богатств и приобщения к этим сокровищам современных поколений российских детей необходимо учесть исторический опыт становления, развития и функционирования такого канала трансляции культуры, как дореволюционная журналистика для детей и юношества.

Примечания

1. Библиотека для воспитания. - М., 1844. - Ч.1; 1845. - Ч. 1.

2. Друг юношества и всяких лет. - М., 1812. - сентябрь.

3. Звездочка. Для детей старшего возраста. - СПб., 1848. - Ч. 27.

4. Звездочка. - СПб., 1842. - №1; №3.

5. Культурология. Краткий тематический словарь. - Ростов-на-Дону, 2001.

6. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л.А. Рапацкая. - М., 2002.

7. Русские журналы для детей (1785-1917) / [сост. З.И. Свиридова, М.И. Холмов]. - Л., 1982.

8. Старчевский, А. Николай Михайлович Карамзин / А. Старчевский. - СПб., 1849.

9. Herskovits, M. Cultural anthropology / M. Herskovits. - N.-Y., 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.