* * *
1. Novye uslovija stanovlenija informacionnoj kul'tury specialista XXI veka: monogr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. S. 28-53.
2. Noskova T.N. Pedagogika obshhestva znanij: monogr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015.
3. Noskova T.N. Psiihodidaktika informacionno-obrazovatel'noj sredy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.
4. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / pod red. D.V. Dmitrieva [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/144 8/%D0 %B 7%D 0%B0%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 (data ob-rashhenija: 23.07.2017).
5. Fajola Je., Vojskunskij A.E., Bogacheva N.V. Chelovek dopolnennyj: stanovlenie kibersoznanija // Vopr. filosofii. 2016. № 3. C. 147-162.
6. Jakovleva O.V. Social'naja aktivnost' studen-tov v informacionnoj srede // Izv. RGPU im. A.I. Gercena. 2014. № 171. S. 212-217.
7. Jakushev M.V. Gosudarstvennyj i social'nyj zakazy v sfere obrazovanija kak soderzhatel'no-celevoj orientir pri proektirovanii uchebnika // Ped. zhurn. 2014. № 4. S. 10-29.
Л.П. РЕУТОВА, Е.В. СОЛОВЬЕВА (Пятигорск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
инкультурации иностранных студентов в российских вузах
Раскрываются роль российского образования в подготовке национальных кадров для зарубежных стран, важнейшие педагогические проблемы изучения процесса инкультура-ции студентов в российских вузах, связанные с интерпретацией понятия «инкультурация» в контексте высшего образования, его пониманием, установлением границ и соотношений с тождественными ему понятиями «социализация», «энкультурация», «аккультурация», «ассимиляция»; с разработкой проектных характеристик формирования профессиональной инкультурации иностранных студентов; с механизмами и способами управления данным процессом.
Ключевые слова: российское образование, педагогические проблемы, инкультурация, социализация, энкультурация, аккультурация, ассимиляция, интеграция.
Educational request of students in the conditions of development of the information environment
The article deals with the issue of the significance of formation of information educational environment of a higher school that, on the one hand, meets the requirements of the modern time, and on the other - the educational needs of young people (students). The notion "educational request of the youth" is under consideration. The authors represent the results of the study aimed to research the educational needs of students in the conditions of the dynamically developing information environment.
Key words: educational inquiry, modern young people, students, information educational environment, electronic environment, information technology.
(Статья поступила в редакцию 11.08.2017)
Сегодня российское образование по своему качеству, доступности, широкому спектру образовательных услуг, мощности интеллектуального ресурса, высокому научно-педагогическому потенциалу профессорско-преподавательского состава занимает достойное место в подготовке национальных кадров для зарубежных стран, которая является составной частью внешнеэкономической и международной деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в СНГ [7]. Кадровый потенциал зарубежных специалистов - выпускников российских вузов является не только гарантом успешности развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с другими странами, но и показателем ста-тусности, престижности и эффективности российского вуза.
Удельный вес численности иностранных студентов влияет на показатели, пороговые значения и критерии оценки функционирования российского учебного заведения [12]. Проектирование процесса инкультурации иностранных студентов в медицинском вузе в це-
О Реутова Л.П., Соловьева Е.В., 2017
ИЗВЕСТИЯ вгпу
лях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира предполагает решение не только инфраструктурных, маркетинговых, воспитательных задач, но и вопросов подготовки интеллектуальной элиты для зарубежных государств, конкурентоспособных выпускников медицинского вуза на мировом рынке образования и труда.
Попадая в условия новой социокультурной среды, иностранные студенты встречаются с различными трудностями: длительной адаптацией, трудностями в решении личных, бытовых, студенческих проблем (что отрицательно сказывается в дальнейшем на профессиональной подготовке); проблемами во взаимоотношениях, общении, отсутствием достаточных знаний о российской культуре и высшем образовании; стереотипными представлениями о своей будущей профессии; недостаточной информацией о медицинском образовании, возможностях его получения. В связи с этим инкультурация иностранных студентов должна быть рассмотрена не только как получение набора компетенций о культуре российского общества, русском языке, медицинском образовании, будущей профессии врача, но и как погружение обучающихся в социокультурную среду российского вуза с целью принятия широкого круга способов усвоения культурных образцов, ценностных установок и норм, необходимых для получения профессии врача.
Проблема инкультурации иностранных студентов в медицинском вузе связана с определением понятия «инкультурация», его пониманием, установлением границ со смежными ему понятиями («социализация», «энкультура-ция», «аккультурация»), с созданием условий для проектирования данного процесса, разработкой его содержания, критериев и уровней сформированности данного феномена в контексте выбранной профессии. Анализ педагогической литературы показал, что формирование инкультурации иностранных студентов в контексте профессиональной подготовки по-прежнему является одной из самых неразработанных проблем в педагогической науке, хотя в последнее время само понятие стало все чаще встречаться на страницах печати, в статьях, диссертациях, монографиях и т.п.
Причину неразработанности в педагогической науке этого вопроса Е.А. Родин видит «в относительной молодости данного понятия, прежде всего, в культурологии, которая как наука еще не до конца определилась со
своим предметом исследования и понятийно-категориальным аппаратом» [14, с. 71-72].
Формирование инкультурации иностранных студентов медицинского вуза является актуальной научной педагогической проблемой, требующей интерпретации данного понятия в контексте профессиональной подготовки врача, определения методологических подходов, принципов, закономерностей в стратегии исследования феномена, разработки проектных характеристик, механизмов, способов управления процессом формирования профессиональной инкультурации иностранных студентов.
Проблемным полем в педагогической науке является разграничение понятий «культу-рация», «инкультурация» и «социализация» (Т. Брамелд, С.Л. Ивашевский, Э.Л. Орлова, М.С. Каган, А.И. Кравченко, А.Я. Флиер и др.). А.И. Кравченко, исследуя соотношение понятий «социализация» и «инкультурация», приходит к выводу о том, что в зарубежной теории и практике понятие «социализация» носит обобщенный характер и означает интеграцию личности и человеческого общества. Понятие «инкультурация» ученым раскрывается как «освоение ребенком миропонимания и поведения, которые присущи носителям данной культуры» [8, с. 195]. С.Л. Ивашевский, М.С. Каган и др., анализируя понятия «социализация» и «инкультурация», приходят к следующему выводу: «социализация делает человека исполнителем определенных социальных ролей, которые отвечают потребностям конкретного типа общественного устройства, а инкультурация несет индивиду ценности, порожденные всеми народами во все времена, которые опредмечены в памятниках культуры и предоставляются во всеобщее пользование» [6, с. 178-179].
Интересным для нас представляется подход к определению данных понятий, предложенный А.Я. Флиером на основе разграничения стадий развития конкретного общества. По мнению ученого, «социализация выполняет ориентирующую функцию для человека в условиях, актуальных для конкретного времени, определяемых преимущественно утилитарными и прагматическими задачами, тогда как инкультурация вводит человека в условия, детерминированные эмоционально-ценностными установками, характерными для определенной социальной среды, исторических традиций, ментальных особенностей и т. п.» [15, с. 213]. Предложенный А.Я. Флие-ром подход указывает на процессное отличие
понятий «социализация» и «инкультурация», которое определяется условиями, характерными для конкретного периода развития общества.
Э.Л. Орлова в своем исследовании отмечает, что «понятия "социализация" и "инкультурация" по содержанию взаимодополняют друг друга, поскольку оба означают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объемов, технологий деятельности, взаимодействия, общения, символических структур, нормативных образований» [11, с. 111]. В то же время автор считает необходимым разграничивать эти понятия в связи с многообразием существующих трактовок понятия «культура» в исследованиях ученых отечественных и зарубежных научных школ.
Зарубежные ученые, занимающиеся вопросами инкультурации в образовании, считают, что образовательный процесс в вузе является своеобразным каналом, по которому должны «проплывать» важнейшие общественные и культурные события, и рассматривают инкуль-турацию как инструмент, позволяющий затрагивать смыслообразующие сферы личности, обозначать актуальные направления успешного вхождения личности в профессию [17, с. 145150]. Эти и другие вопросы, связанные с решением данной проблемы, остаются в российском образовании до сих пор открытыми и требуют теоретического переосмысления.
Пока еще не исследованными в педагогической науке остаются проблемы, связанные с разграничением таких понятий, как «инкуль-турация», «энкультурация», «аккультурация», «ассимиляция», «интеграция», в контексте процесса профессиональной подготовки иностранных студентов в медицинском вузе; с выбором методологических подходов, лежащих в основе процесса формирования профессиональной инкультурации иностранных студентов медицинского вуза.
Базовым является понятие «инкультурация», поскольку неоспорим тот факт, что каждый человек проходит через этот процесс, вне инкультурации он не может существовать как член общества. Поэтому все остальные понятия тождественны ему и должны быть рассмотрены через призму основного - инкультурацию [1].
М.С. Волошина определяет инкультура-цию как «процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп» [1, с. 18]. В энциклопедии
«Культурология. XX век» понятие «аккультурация» трактуется как «совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих» [9]. Со второй половины XX в. понятие «аккультурация» одно время отождествлялось с понятием «ассимиляция». Позже в научном мире аккультурация стала рассматриваться как процесс взаимодействия разных культур, в ходе которого происходит изменение личности и усвоение традиций принципиально нового культурного синтеза [там же].
Аккультурация как явление может осуществляться на индивидуальном уровне и за относительно короткий срок и рассматриваться как законченное и незаконченное действие (например, изучение русского языка иностранными студентами). в отличие от аккультурации, энкультурация не может быть завершена в короткий срок, она осуществляется на протяжении всей жизни и заканчивается лишь вместе с ней. Результатом такого процесса может быть определенная редукция проблем энкуль-турации к проблемам аккультурации.
Зарубежные ученые, занимаясь вопросом приобщения человека к изначально чужой для него культуре, считают, что ее можно освоить на уровне, достаточном для эффективного существования новой среды. тогда, по их мнению, «обучающийся является принятым и уважаемым членом нового окружения и, по сути, обладает двойственной идентичностью» [18].
высказанная зарубежными учеными точка зрения позволяет сделать следующий вывод: исследователи разграничивают понятия «аккультурация» и «ассимиляция», сближая процесс аккультурации с процессом интеграции. такой подход в разграничении понятий важен для определения уровней сформированности инкультурации человека, выделения этапов данного процесса.
Сегодня большинство зарубежных и отечественных исследователей концентрируют свое внимание на изучении форм инкультура-ции (общество, семья, образование); возрастных периодов, наиболее эффективных для формирования личности (детство, дошкольный возраст, школьный возраст, молодость, средний возраст); механизмов, методов и средств; уровней, критериев оценки успешности или неуспешности освоения содержания процесса инкультурации личности.
Процесс приобщения к культуре взрослых и мера его влияния на приобретение иностранными студентами профессии вызывают споры и дискуссии среди ученых. А.Я. Флиер считает, что «высшая школа мало что добавляет к уровню общей культурной компетентности личности» [15]. Другие ученые (А.М. Ни-замеева и др.), не соглашаясь с таким мнением, полагают, что включение в социокультурное пространство в студенческом возрасте проходит наиболее активно. Разделяя последнюю точку зрения, мы считаем, что период студенчества является лучшим временем для самоопределения, изменения профессии, «апробации различных социальных ролей и оформления жизненных стратегий, понимания того, что человек в жизни может гораздо больше» [10]. В связи с этим в структуру процесса профессиональной подготовки иностранных студентов медицинского вуза должны войти жизнеобеспечение, воспитание, обучение, связанное с будущей профессиональной деятельностью молодых людей; культурное развитие личности как будущего врача; социальная и профессиональная коммуникация; внеаудиторная деятельность иностранных студентов; их активный и пассивный отдых [1].
Образование не может быть рассмотрено вне развития культуры. Так, с момента открытия первого университета (XII в.) его развитие проходило в контексте развития культуры общества в течение многих столетий. Л.Р. Золотарева отмечает, что «развитие образования адекватно отражает развитие культуры», поэтому эволюция высшей школы может быть рассмотрена в соответствии с культурными установками каждого ее конкретно-исторического периода, который отражает господствующее мировоззрение конкретной эпохи [4, с. 107].
Интересен подход, предложенный А.С. За-песоцким, который развитие высшей школы рассматривает в соответствии с образовательными моделями обучения, напрямую связанными с культурно-образовательным пространством вуза и содержанием процесса ин-культурации студентов [3]. Ученый выделяет теоцентристскую, антропоцентрическую, на-туроцентристскую, социоцентристскую образовательные модели обучения, считая их этапами развития высшей школы и основами процесса инкультурации студентов. основой инкультурации студентов высшей школы первого этапа была теоцентристская образовательная модель, создавшая в университетах культурно-образовательное пространство
в духе единобожия, главенства католической церкви, неприятия любой ереси и т.д. Культурно-образовательное пространство вузов второго этапа формировалось под влиянием антропоцентрической образовательной модели обучения, которая сместила образовательные акценты с теологической проблематики на вопросы реального человеческого бытия. Следующий (третий) этап развития высшего образования связан с внедрением в конце XVIII в. натуроцентрической образовательной модели обучения студентов, в процессе которой инкультурация осуществлялась в ключе технократизма. Четвертый этап, который прошла в своем развитии высшая школа, - это со-циоцентристская образовательная модель, характерная для социалистической системы образования [3]. Таким образом, студенты, получающие образование в условиях той или иной образовательной модели, проходили усвоение культурных паттернов, характерных для определенной эпохи, у них формировалась культурная картина мира, соответствующая господствующим в обществе идеологическим взглядам.
Некоторые ученые считают, что сегодня система высшего образования находится в кризисе, поскольку базовая идеология исчерпала себя. Современный мир вступает в постиндустриальную (информационную) эпоху развития, которая характеризуется такими понятиями, как «глобализация», «интеграция», «наднациональные объединения», «информатизация» и др. [16]. Новая образовательная модель вуза, в основе которой лежит культуро-центрический подход к развитию общества в целом и образованию в частности, смещает акценты с подготовки узкого специалиста на формирование интеллигента, культурного человека в вузовском социокультурном пространстве с присущими именно ему специфическими чертами [16, с. 9]. В последнее время исследование данных вопросов приобретает все большую актуальность.
Поступая в высшее учебное заведение, иностранный студент оказывается участником нового социокультурного пространства вуза, включающего в себя широкий круг способов усвоения культурных российских образцов [2]. А.М. Низамеева под социокультурным пространством вуза понимает «многофункциональное интегрирующее пространство, которое объединяет образовательное, информационное, гуманитарное, досуговое пространство и является пространством выбора ценностей, жизненных смыслов, среды деятельности и об-
педагогические науки
щения, профессионального и личностного становления студентов» [10]. Данное определение отличается многоаспектностью, поскольку при характеристике инкультурационного процесса речь идет о возможности выбора механизма приобщения иностранного студента к российской культуре и образованию. Характеристика процесса приобщения студентов к российской культуре и образованию невозможна без раскрытия микроуровня и макроуровня изучения процессов инкультурации студентов.
Микроуровень раскрывает механизмы и особенности приобщения к культуре студентов конкретных вузов; макроуровень рассматривает общие черты инкультурации на том или ином большом отрезке времени, отражающем специфику социально-политического устройства общества [16]. Инкультурация иностранных студентов медицинского вуза на микроуровне станет предметом нашего дальнейшего исследования.
С.Л. Ивашевский, изучая проблемы ин-культурации студентов на микроуровне, предлагает новое понятие «образовательная культура студента», трактуемое им как «культурная форма, в которой происходит образование и самоопределение личности» [5, с. 40].
Еще одна проблема связана со смешением близких понятий «инкультурация», «аккультурация» в исследованиях отечественных ученых. М.С. Каган предлагает следующее определение инкультурации: это постоянный процесс развития и саморазвития человека как субъекта культуры в результате деятельности по «распредмечиванию» и «опредмечиванию» актуальных смыслов культуры, зафиксированных, отраженных в ее материальной, духовной и художественной подсистемах. Аккультурацию ученый рассматривает как конвенциональное признание и использование индивидом (или группой) норм и традиций определенной культуры [6, с. 43].
Рассуждая дальше, O.A. Янутш в своей статье «Инкультурация: проблемы определения объема и содержания понятия» задается вопросом о том, в каком из двух процессов -инкультурации или аккультурации - человек является субъектом культуры [16]. Важным моментом, пишет O.A. Янутш, является тот факт, что человек есть субъект культуры от рождения до смерти, поэтому она аргументирует ошибочное мнение о превращении человека в субъект культуры в процессе инкульту-рации и считает, что только на разных жизненных этапах меняется специфика деятельности, характер устанавливаемых взаимосвязей, по-
требности и навыки интерпретации смыслов культуры и расширяется само пространство, улучшается характер и качество процесса инкультурации [16]. В процессе аккультурации, считает ученый, можно говорить о «превращении» индивида в субъект определенной культуры, поскольку перестройки мировосприятия и миропонимания у личности при этом не происходит, поэтому не соблюдается единство целостных личностных качеств [Там же].
Л.П. Реутова считает, что сегодня в профессиональном образовании необходим синтетический подход к описанию личности индивида, требующий поиска таких интегральных характеристик, которые позволяют избежать потери единства и целостности отдельных свойств и качеств [13, с. 21].
к сожалению, во многих основных образовательных программах российских вузов содержание, формы и методы обучения и воспитания иностранных студентов направлены на формирование аккультурации. В стороне остается инкультурация, которая сегодня является актуальным направлением в профессиональном образовании, нуждается в своем открытии как педагогической проблемы.
список литературы
1. Волошина М.С. Педагогические основы профессиональной инкультурации студентов: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2001.
2. Евменова Л.Н., Золотухина Г.И. Формирование корпоративной культуры студентов вузов в современных российских условиях: моногр. Красноярск, 2010.
3. Запесоцкий А.С. Культура и образование: в поисках соответствия [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-100976.html (дата обращения: 30.06.2013).
4. Золотарева Л.Р. Культурная стратегия образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2012. № 4. С. 105-116.
5. Ивашевский С.Л. Образовательная культура: понятие и структура // Вопр. культурологии. 2007. № 4. С. 39-42.
6. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1998.
7. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. М., 2012.
8. Кравченко А.И. Культурология: словарь. М.: Академический Проект, 2001. 2-е изд. С. 237.
9. Культурология. XX век: энциклопедия в 2 т. СПб., 1998. [Электронный ресурс]. URL: http:// psylib.org.ua/books/levit01/in-dex.htm (дата обращения: 30.10.2014).
10. Низамеева A.M. Социокультурное нро-странство развития информационной компетентности студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. нед. наук. Казань, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/ dissertaciya-sotsiokulturnoe-prostranstvo-razvitiya-in-formatsionnoy-kompetentnosti-studencheskoy-molo-dezhi (дата обращения: 25.04.2017).
11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. M.: MTEX, 1994.
12. Попкова Е.Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: институциональные условия и основные этапы (на примере ЮРГТУ (НПИ): дис. ... канд. социол. наук. Mайкон, 2013.
13. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореф. дис. ... д-ра нед. наук. Mайкон, 2006.
14. Родин Е.А. Инкультурация студентов высшей школы на разных исторических этапах // Система ценностей современного общества. 2013. № 29. С. 71-72.
15. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. M.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 213.
16. Янутш O.A. Инкультурация: проблемы определения объема и содержания понятия // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 173-175.
17. Brameld T. Philosophies of Education in Cultural Perspective. N.Y., 1955. P. 145-150.
18. Grunland S.A., Mayers M.K. A reading for Cultural Anthropology [Electronic resource]. URL: http://home.snu.edu/~hcul-bert/encultur.htm (дата обращения: 30.10.2014).
* * *
1. Voloshina M.S. Pedagogicheskie osnovy pro-fessional'noj inkul'turacii studentov: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2001.
2. Evmenova L.N., Zolotuhina G.I. Formirova-nie korporativnoj kul'tury studentov vuzov v sovrem-ennyh rossijskih uslovijah: monogr. Krasnojarsk, 2010.
3. Zapesockij A.S. Kul'tura i obrazovanie: v poiskah sootvetstvija [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-100976.html (data obrashhe-nija: 30.06.2013).
4. Zolotareva L.R. Kul'turnaja strategija obrazo-vanija // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2012. № 4. S. 105-116.
5. Ivashevskij S.L. Obrazovatel'naja kul'tura: po-njatie i struktura // Vopr. kul'turologii. 2007. № 4. S. 39-42.
6. Kagan M.S. Filosofija kul'tury. SPb.,1998.
7. Koncepcija gosudarstvennoj politiki Rossij-skoj Federacii v oblasti podgotovki nacional'nyh kadrov dlja zarubezhnyh stran v rossijskih obrazovatel'nyh uchrezhdenijah. M., 2012.
8. Kravchenko A.I. Kul'turologija: slovar'. M.: Akademicheskij Proekt, 2001. 2-e izd. S. 237.
9. Kul'turologija. XX vek: jenciklopedija v 2 t. SPb., 1998. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://psylib. org.ua/books/levit01/in-dex.htm (data obrashhenija: 30.10.2014).
10. Nizameeva A.M. Sociokul'turnoe prostran-stvo razvitija informacionnoj kompetentnosti studen-cheskoj molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2011 [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/disserta-ciya-sotsiokulturnoe-prostranstvo-razvitiya-informa-tsionnoy-kompetentnosti-studencheskoy-molodezhi (data obrashhenija: 25.04.2017).
11. Orlova Je.A. Vvedenie v social'nuju i kul'-turnuju antropologiju. M.: MGIK, 1994.
12. Popkova E.B. Inkul'turacija inostrannyh studentov v rossijskom vuze: institucional'nye uslovija i osnovnye jetapy (na primere JuRGTU (NPI): dis. ... kand. sociol. nauk. Majkop, 2013.
13. Reutova L.P. Sistema formirovanija i razvitija professional'no-pedagogicheskogo mirovozzrenija uchitelja: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Majkop, 2006.
14. Rodin E.A. Inkul'turacija studentov vysshej shkoly na raznyh istoricheskih jetapah // Sistema cennostej sovremennogo obshhestva. 2013. № 29. S. 71-72.
15. Flier A.Ja. Kul'turologija dlja kul'turologov. M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2002. S. 213.
16. Janutsh O.A. Inkul'turacija: problemy opre-delenija ob#ema i soderzhanija ponjatija // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. № 19. S. 173-175.
Pedagogical issues of inculturation of foreign students in Russian universities
The article deals with the role of Russian education in training of national personnel for foreign countries, the most important pedagogical issues of studying the process of inculturation of students in Russian universities regarding the interpretation of the concept of "inculturation" in the context of higher education, its understanding, setting boundaries and correlation with the identical concepts "socialization", "enculturate", "acculturation", "assimilation"; with the development of the project characteristics of the formation of vocational in-culturation for international students; the mechanisms and ways of managing this process.
Key words: Russian education, pedagogical issues, inculturation, socialization, enculturation, acculturation, assimilation, integration.
(Статья поступила в редакцию 11.09.2017)