УДК 37.013.42
Я.О. ФИЛИППОВ
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ, МНОГОМЕРНОСТЬ СТРУКТУРЫ И МНОГООБРАЗИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Обсуждаются методологические проблемы процесса инкультурации студентов, получающих высшее профессиональное образование, в том числе в сфере туризма. Инкуль-турация трактуется автором как встраивание молодежи в пространство национальной и мировой культуры. Приводится разработанная автором классификация предметных областей культуры, обеспечивающих в вузе процесс инкультурации студенческой молодежи и предложения по его образовательной реализации.
Ключевые слова: образование, инкультурация, культура, методология педагогики, профессиональное туристское образование.
Methodological problems of the process of Enculturation of students, including students of Higher Tourist Education, are examined in the article. Enculturation is interpreted by the author as entering by the young people the area of national and world Culture. There is stated a worked-out by the author classification of the subject fields of Culture, which will help to provide Enculturation of High-school students, and proposals on its educational realization. Key words: Education, Enculturation, culture, methodology of Pedagogy, Tourist Education.
Целью профессионального образования является не только рост технологической оснащенности подготовки компетентного специалиста в процессе профессионализации, но и личностное развитие в процессе инкультурации будущего профессионала как высококультурного человека, носителя, преемника и продолжателя морально-нравственных и духовных ценностей своих предков. Причем взаимосвязи и сбалансированность этих процессов в современном образовании нарушены, поскольку все усилия педагогов высшего профессионального образования направлены на разработку информационно-технологической, ком-петентностной составляющей обуче-
© Филиппов Я.О., 2014
ния. В теории профессионального образования утвердился императив ком-петентностного подхода, тогда как образовательно-воспитательные и психолого-педагогические воздействия, направленные на включение студентов в культурный процесс, остаются недооцененными и в неполной степени реализованными педагогами вузов.
Частично это связано с недостаточной методологической разработанностью инкультурации как педагогической проблемы.
Настоящая статья призвана восполнить этот пробел и наметить пути исправления технологической деформации, приводящей к отрицательной динамике культурного развития студентов в современном профессиональном образовании.
Определим, что является содержанием и предметной областью понятия «инкультурация». Этимология и значение этого слова предельно ясны. Термин «инкультурация» - латинского происхождения, отглагольное существительное, образованное по модели «construere ^ constructum (Supinum) ^ constructio, Gen. sing. Constructionis» [7]: colo ^ colere ^ cultum ^ culturatio, Gen. sing. culturationis с добавлением приставки in- («в»).
Смысл данного понятия можно вывести из относящегося к слову «colere» семантического поля. В работе Е.Г. Мещериной [6] следующим образом характеризуются основные значения слова «colere»: обрабатывать; возделывать; обучать; воспитывать; почитать, поклоняться. В течение веков произошло слияние семантического поля глагола «colere», характерное для языков номинативного строя, к которым относятся все индоевропейские языки, с семантическим полем важнейшего отглагольного существительного от «colere» - «cultura». Данное слово в значении «возделывание, уход» впервые встречается в древнейшем из дошедших до нас латиноязычном труде «De agri cultura» («О земледелии»), автор которого - древнеримский сенатор Марк Порций Катон-старший.
Перенос смысла понятия по аналогии в междисциплинарную область образования и культуры, которые призваны сохранять преемственность прошлых и будущих молодых поколений, входящих в мир как «племя младое, незнакомое» по определению А.С. Пушкина, позволяет использовать это понятие в значении «взращивание на почве культуры». Исходя из вышеизложенного, «инкультурация» пред-
стает по своему смыслу центральным понятием для обозначения процесса приобщения молодого человека к культуре, которое мы трактуем как «встраивание в культуру новых поколений».
Существует значительное, и постоянно возрастающее с развитием гуманитарных наук, количество определений культуры, что свидетельствует о сложности, многогранности содержания этого понятия. Обобщить все эти определения, по нашему мнению, не представляется возможным. Вместе с тем, пытаться «вмонтировать» все многообразие культуры в одно из этих определений или же вводить понятие культуры остенсивно также было бы ошибкой. Однако из подобной ситуации есть выход - сформулировать основные подходы к определению культуры и использовать их как методологическую основу для разработки структуры, содержания и определения предметной области инкуль-турации.
Одним из таких подходов является схема, предложенная проф. Е.Г. Мещериной [5]. Автор выделяла четыре основных подхода к определению культуры:
1) Культура - все, что отличает человека от животных.
2) Культура - общественный образ жизни.
3) Культура как цивилизация (в значении: «все, что создано людьми»).
4) Культура - общественно-историческое освоение окружающей среды, превращение ее в сферу человеческого бытия.
Считаем необходимым дополнить схему еще одним пунктом: культура -образование и воспитание новых поколений. Процесс межпоколенной трансляции культуры необходим для ее не-
прерывного воспроизводства в человеческом обществе на новых этапах его исторического и социального развития. Поэтому инкультурация студенческой молодежи является неотъемлемой составляющей образования, воспитания и личностного развития.
Итак, в применении к инкультура-ции студентов каждое из этих четырех выделенных направлений культуры делится на несколько ветвей, которые разделяются на ветви второго порядка. Такая классификация в виде структуры графа подразумевает, что рассматриваемые области могут пересекаться друг с другом. Рассмотрим каждое из выделенных направлений.
1) Культура - все, что отличает человека, сформировавшегося в процессе антропосоциогенеза, от животных. В антропологии эти анатомо-физиологические, психологические и социальные различия классифицированы и научно обоснованы [12]. Эти отличия у человека проявляются в форме способности к труду, изготовления орудий, пользования огнем, членораздельной речи, высших психических функций (сознание, абстрактно-логическое мышление, интеллект, произвольная память и внимание), способности создавать сложные социальные системы. Применительно к образованию и инкультурации молодого человека перечень принимает следующий вид:
1.1. Культура речи, владение литературным русским или другим родным национальным языком и одним или несколькими иностранными языками, включая древние (латынь, древнегреческий, древнерусский). Разделы:
а) культура речи на русском языке;
б) культура речи на иностранных языках;
в) древние и современные языки в контексте культуры;
г) многообразие языков России в аспекте культуры.
Для реализации в образовательном процессе этих разделов требуется введение в учебные программы или расширение тем, блоков и/или модулей, где будет изучаться культура речи [9; 10], а также введение изучения латинского языка [7].
1.2. Владение правилами безопасности жизнедеятельности (БЖД).
Все разделы данного пункта можно реализовать на занятиях по БЖД, необходимость которых диктуется жизнью в обществе сверхвысокого риска.
1.3. Культура учебного труда, мышления и умственной работы, в том числе владение основами математики и логики.
Разделы:
а) математика в аспекте культуры и культура применения математики, в том числе владение прикладными математическими методами (статистика, матмоделирование) для развития абстрактно-логического мышления, формирования основанной на мере и количестве научной картины мира;
б) логика в аспекте культуры и культура мышления.
Реализовываться эти разделы будут в рамках изучения соответственно математики и логики [2].
1.4. Культура труда в широком смысле, в рамках изучения психологии труда, психологии профессий [3], проф-ориентологии, менеджмента.
Можно предложить деление трудового процесса на типы на основе классификации, изложенной еще Л.С. Выготским [1]:
а) натуральный;
б) мускульно-трудовой;
в) сенсорный;
г) различения;
д) распознания;
е) выбора;
ж) ассоциативный.
Овладение культурой труда (учебного, профессионального) - неотъемлемая часть инкультурации и профессионализации студентов.
2) Культура - общественный образ жизни. Здесь понятие инкультурации пересекается с понятием социализации [13]. Обычно инкультурацию рассматривают как часть социализации [80], однако это относится лишь к пониманию культуры как «правил поведения в обществе (социуме)». В предлагаемой нами «широкой» трактовке инкультурации социализацию скорее можно рассматривать как часть инкультурации. Данную ветвь можно предельно сжато разделить на пять составляющих:
2.1. Познание индивидом норм поведения в обществе (в синхронии и диахронии).
2.2. Вхождение в общество и адаптация (в широком и узком смысле - в историческом времени, социуме, коллективе, группе).
2.3. Усвоение норм поведения в обществе («инкультурация» в узком смысле).
2.4. Активное воспроизводство социально-культурного опыта индивидом в профессиональной, общественной и бытовой практике.
2.5. Дистанцирование от определенных норм поведения, не соответствующих усвоенным нормативным морально-нравственным, этическим и психологическим установкам индивида (девиантное, делинквент-ное, социально-деструктивное поведение).
Овладение своим поведением на основе выработанных обществом норм, по представлениям Л.С. Выгодского [1], происходит по мере прогрессивного исторического и культурного развития общества, а у студентов осуществляется под влиянием учебных курсов по педагогике и психологии, их прикладных разделов (психология делового общения, психология управления и др.).
3) Культура как цивилизация. Русскими философами разработана классификация, выделяющая в любой цивилизации четыре основных аспекта: религиозный, социально-правовой, политический и материальный, связанный с производством материальных благ. Согласно этим представлениям, в русской (и шире - в славянской) цивилизации эти четыре составляющие представлены примерно в равной мере. В античной цивилизации преобладали политическая и «материальная» составляющая, в еврейской - религиозная. В применении к инкультурации отдельного человека схема примет следующий вид:
3.1. Знания о религии, религиозной культуре.
3.2. Правовые знания, правовая культура.
3.3. Политическая культура личности.
3.4. Культурологические знания.
В учебных программах по культурологии рассматриваются китайская, японская, античная, средневековая европейская, православная культуры (как цивилизации) и культура эпохи Возрождения. Представляется необходимым проанализировать ценностные и культуролого-теоретические составляющие этих Культур, а не представлять просто перечень достижений художественного (архитектурного, изо-
бразительного, литературного) творчества. Считаем важным обратить внимание на культурологический аспект основных мировых религий.
В курсе культурологии, который будет разрабатываться на основе проведенных нами исследований процесса инкультурации, планируется добавить сведения о вьетнамской, монгольской, иранской (зороастрийской), исламской, африканской и доколумбо-вой американской и некоторых других древних и современных культурах и цивилизациях.
Вместе с тем, считаем необходимым пересмотреть положение Е.Г. Мещери-ной [6] о культуре, рассматривающее ее как «созданные людьми творения, способствующие развитию человека». В этом представлении ясно не указано, где граница между способствованием и препятствованием развитию человека. Например, восточные боевые искусства почти повсеместно были не только приемами убийства и выведения из строя противника, но и системой физического и духовного самосовершенствования воина [11].
4) Культура - общественно-историческое освоение окружающей среды, превращение ее в сферу человеческого бытия. В отношении к формам человеческого общежития (обществу, государству) этот подход может пересекаться с предыдущим. Что же касается отдельного человека в процессе его обучения, то здесь можно выделить следующие составляющие:
4.1. Знания, умения, навыки, касающиеся взаимодействия с природой как с естественной средой жизнедеятельности человека. Сюда входят такие разделы, как:
а) умение организовывать турпоходы и участвовать в них, некоторые
специально-туристические аспекты (туристика) и др.;
б) культура здоровья.
4.2. Физическая культура в целом (без деления на спортивные дисциплины).
4.3. Экологическая культура: экологические знания, экологическое сознание человека и общества, экологическое поведение [4]. Эти разделы в большинстве своем представлены естественно-научными дисциплинами, преподавание которых неоправданно сокращено в гуманитарных вузах, что наносит ущерб формированию реалистической картины мира, приводит к незнанию законов природы и взаимодействия с ней человека, его жизнедеятельности как биологического существа. Расширять образовательное поле естественнонаучных дисциплин - насущная задача современного образования, без чего утрачивается его полноценное функционирование.
4.4. Культура как освоение духовных высот. Это, вероятно, самый мало-разработанный раздел рассмотренного «многоступенчатого пути инкульту-рации». В данную ветвь могут входить: культура психической и поведенческой саморегуляции, релаксации, культура творчества, культура духовного опыта и некоторые другие разделы.
Завершая рассмотрение проблем инкультурации студентов в процессе получения высшего профессионального образования, следует отметить, что инкультурация в предлагаемой трактовке, по сути, приближается по своему содержанию к образованию, охватывает его основные области. На основании данных наших собственных исследований, у студенческой молодежи, включенной в процесс инкультурации, активно функционируют и развиваются личностные про-
цессы, включаются не только механическое усвоение, но и интериориза-ция (присвоение) культурных концепций художественных образов в соотве-ствии с классическими представлениями Л.С. Выготского [1]. Наблюдается превращение в собственные смысловые жизненные ориентации и убеж-
дения ценностей национальной и мировой культуры во всем их богатстве и многообразии. Это в существенной степени способствует профессионализации и формированию профессионально-трудовых компетенций будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.
2. Гетманова А.Д. Учебник логики со сборником задач: учебник. М.: КНОРУС, 2010.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
4. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
5. Мещерина Е.Г. Курс лекций. 2008.
6. Мещерина Е.Г. Эстетические учения древнего Востока и искусство ХХ века. М, 2005.
7. Мирошенкова В.И., Фёдоров Н.А. Учебник латинского языка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
8. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006.
9. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гар-дарики, 2004.
10. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. М.: Юрайт-издат, 2009.
11. Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. Минск: Харвест, 2004.
12. Тегако Л.И., Кметинский Е. Антропология. Минск, 2008.
13. Шутилина Е.С. Социализация студентов туристского вуза в процессе профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
УДК б40.432
М.А. МЕШгаВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКОВ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
Рассматриваются теоретические основы понятий «карьера», «повышение квалификации», «переподготовка». Обосновывается актуальность данной темы - повышение квалификации, а также показывается, что карьерная мотивация имеет большое значение как для организации, так и для самого работника. Сделан вывод, что тема является актуальной и интересной в настоящее время и может представлять интерес для дальнейшего исследования.
Ключевые слова: управление карьерой, повышение квалификации, переподготовка, карьерная лестница, модель построения карьеры.
The article deals with the theoretical basis of career, professional development, retraining. The professional development is topical theme in this article and it is shown that the career motivation is of great importance eitherfor organization orfor the employee. In reference to the various authors studies results the conclusion is drawn that theme is topical and interesting at present and it can be of interest for further studies.
Key words: career management, training, retraining, career ladder, model career.
В статье раскрываются результаты проведенного педагогического исследования, в результате которого была апробирована модель построения карьеры для работников сферы услуг на примере ресторанов быстрого обслуживания.
Актуальность исследования определяется тем, что построение и планирование карьеры работников является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию сотрудников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает благоприятный климат в коллективе. Наличие множества литературы и диссертационных работ на данную тему говорит о востребованно-
© Мешкова М.А., 2014
сти решений проблем построения карьеры.
Персонал в корпоративных ресторанах быстрого обслуживания в процессе повышения карьеры проходит соответствующие технологические этапы: прием, обучение, сертификация, ресер-тификация, переподготовка, повышение квалификации.
Если рассматривать профессиональное развитие как систему развития профессиональных и личностных качеств работника, то в ней необходимо выделить два основных этапа: собственно профессиональную подготовку и последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.
Переподготовка - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занято-