известия вгпу
С.С. КУЛИКОВА, о.в. ЯКОВЛЕВА (Санкт-Петербург)
образовательный запрос студентов в условиях развития информационной среды
Анализируется проблема значимости формирования информационной образовательной среды вуза, отвечающей, с одной стороны, требованиям нового времени, с другой - образовательным запросам молодежи (студентов). Уточняется сущность понятия «образовательный запрос молодежи». Представлены результаты исследования, проводимого с целью изучения образовательного запроса студентов в условиях динамично развивающейся информационной среды.
Ключевые слова: образовательный запрос, современная молодежь, студенты, информационная образовательная среда, электронная среда, информационные технологии.
Согласно нормативно-правовым документам, одной из главных целей российского образования является повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, соответствующих требованиям информационного общества. Основой для получения в вузах качественно нового образования становится современная информационная образовательная среда.
Качество образования, подобно товарам и услугам, целесообразно рассматривать с позиции возможности удовлетворять требования, ожидания, потребности и запросы заинтересованных в нем сторон - государства, общества и личности. Государственный образовательный заказ находит свое отражение в законах, концепциях, программах, постановлениях, стандартах и т.п. Государство в значительной степени определяет цели и ориентиры, направления стратегического развития системы образования. Социальный заказ представляет собой запрос субъектов общества в сфере образования и воспитания личности, отражает потребности и интересы тех, кто непосредственно будет связан с деятельностью образовательного учреждения [7]. К субъектам традиционно относят педагогов, родителей, обучающихся, работодателей и иных заинтересованных сторон. Каждый из них формулиру-
ет свои образовательные предпочтения в силу различных факторов (возраста, профессии, системы ценностей, настроения и пр.).
очевидно, что согласованность потребностей социума и государства будут выступать условием и показателем качества образования. Однако на практике «государственный заказ доминирует по отношению к социальному заказу участников образовательного процесса, а наблюдаемая активизация субъектов, формирующих социальный заказ, обусловлена возрастанием роли образования в жизни общества и неудовлетворенностью общества его состоянием» [7, с. 20]. В результате возникает целый ряд противоречий: между государственным образовательным заказом и потребностями социума в сфере образования; между личностными целями, мотивами, интересами субъектов общества и возможностями их удовлетворения образовательным учреждением; между потребностью в удовлетворении индивидуальных образовательных запросов молодежи (студентов) и невозможностью их удовлетворения в условиях традиционной образовательной среды, средствами аудиторного обучения.
в педагогической теории и практике объективно возникает проблема учета индивидуального образовательного запроса в построении новой образовательной среды, отвечающей вызовам современного века. Однако на личностном уровне наблюдается неудовлетворенность качеством образования. в первую очередь это касается представителей молодежи, главных потребителей образовательных услуг, которым предстоит учиться, приобретать профессиональные компетенции, самореализовываться, а впоследствии жить и трудиться в новых, динамично изменяющихся информационных условиях.
Придерживаясь понимания запроса как чьих-либо или каких-либо требований, потребностей, стремлений [4], раскроем суть понятия «образовательный запрос молодежи». Под образовательным запросом можно понимать, с одной стороны, потребности субъектов образования, с другой - позитивные ожидания, связанные с деятельностью образовательного учреждения и сферой образования в целом. Образовательный запрос может быть адресным, т.е. направленным на конкретный субъект - образовательное учреждение, педагога, СМИ, систему обучения, а может быть
О Куликова С.С., Яковлева О.В., 2017
объективным, отстраненным от частностей и отражать общие образовательные ожидания, может носить групповой характер (социальный образовательный запрос) и личностный (индивидуальный образовательный запрос).
Образовательный запрос молодежи (студентов) - это совокупность образовательных ожиданий, важных и необходимых для конкретной группы потребителей. он, во-первых, выражается через интересы, потребности, предпочтения молодого поколения, их мотивы и ценностные ориентиры, во-вторых, определяется совокупностью индивидуальных требований (к образовательному учреждению, личности педагога, образовательным условиям, к содержанию обучения) и направлен на личностное развитие, самореализацию, в-третьих, отражает потребности и требования семьи, друзей, знакомых, общества, государства и нацелен на социальную адаптацию, социализацию.
Образовательный запрос студентов следует рассматривать с позиции объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, на основании которых личность судит о качестве образовательных услуг. Дополнительно, в условиях виртуализации образа жизни человека, образовательный запрос следует рассматривать как фактор социальной адаптации, социализации человека, как один из ключевых феноменов непрерывного образования.
Какие социальные условия определяют характер и содержание образовательного запроса молодежи? Молодежь мы связываем, в первую очередь, с периодом студенчества, когда интенсивно происходит личностное и профессиональное самоопределение, самореализация, формируется целостность мировоззрения и система ценностей, происходит адаптация к информационным условиям.
Современная молодежь - это особое поколение (homo virtualis, net generation, the millenials); это люди, ориентированные на виртуальность, создание и потребление виртуальной культуры [1]. Для них компьютерные артефакты перестают восприниматься как внешние атрибуты жизни, происходит своеобразное вращивание последних в сознание молодых людей [5].
Сегодняшняя молодежь рассматривает глобальную сеть Интернет, программно-технические средства как привычные и удобные спутники жизни. Под влиянием сетевых и мобильных технологий формируется стиль жиз-
КИЕ НАУКИ -
ни: структура досуга, организация деятельности, привычные каналы получения информации, способы работы с информационными ресурсами, характер межличностных взаимодействий [9]. Молодые люди выходят в сеть для поиска полезных сведений, новостей, рейтингов, работы, общения с друзьями, скачивания музыки и просмотра фильмов, видеороликов, совершения покупок в интернет-магазинах.
Сетевое пространство для молодежи становится основным источником информации и главным средством коммуникации. Мощное информационное поле, насыщенное информационными ресурсами (интерактивными сайтами, порталами, электронными библиотеками, базами данных и знаний и пр.) и разными формами их представления (от текста до мультимедиа), позволяет свободно, нелинейно перемещаться в гипертекстовом пространстве, быстро находить, перерабатывать, пополнять, сохранять и перенаправлять различного рода информацию. Избыточность и вариативность материалов, динамизм обновления способствуют ускорению обмена информацией, получения новых знаний в интересующей предметной области, расширению информационных связей и отношений [2].
Электронная среда предоставляет возможность осуществить широкий спектр коммуникационных действий (прокомментировать сообщения, «лайкнуть», выразить собственные мысли в виде комментария или мультимедиа, ответить на вопросы, вернуться к любой части обсуждения и дополнить его, предложить новую ветвь дискуссии). Интернет-технологии делают возможным общение в самых разных форматах - от простой переписки до онлайновых консультаций, позволяют приблизиться к реальному общению «лицом к лицу» ^куре, вебинары, виртуальные клубы и миры). Они предоставляет бесконечные возможности для самовыражения (многочисленные «селфи», реальные или мнимые биографические данные, аватарки), способствуют социальной адаптации и социализации [8].
Значимыми инструментами формирования молодого сознания становятся веб-аудитории и сетевые сообщества [6] (когда в ходе сетевой совместной деятельности, сотрудничества, в процессе совместного решения проблемы или ее обсуждения рождается новое знание), новые средства массовой коммуникации - онлайн-радио и телевидение, электронные журналы и газеты, потоковое видео, бло-госфера, wiki-среда.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
Благодаря таким особенностям сетевой среды, как гипертекстовость, вариативность, полимодальность, молодежь получает новые степени «информационной» свободы: свободы выбора места и времени, вида деятельности, субъекта коммуникации, формы взаимодействия, способа поиска, алгоритма преобразования, средства представления и пр. они самостоятельно осваивают ресурсы, находят собеседников, обращаются за помощью. В результате они выстраивают индивидуальную виртуальную траекторию освоения сетевого пространства.
В отличие от представителей старшего поколения («цифровых аборигенов», «цифровых мигрантов»), молодежи не свойственны психологические барьеры, связанные с использованием новых информационных технологий. Они выступают главными потребителями сверхдинамичной сетевой информационно-коммуникационной культуры и активными создателями сетевой среды.
Цель проводимого исследования - изучение образовательного запроса студентов и степени его удовлетворенности в конкретном образовательном учреждении; выявление образовательных условий, направленных на удовлетворение запросов обучающихся, для проектирования и развития современной информационной образовательной среды. Объект исследования - студенты, предмет - образовательные запросы студентов.
Для изучения образовательного запроса студентов был использован опросный метод -анкетирование. В исследовании приняли участие 74 студента разных факультетов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В предложенной студентам анкете были использованы вопросы закрытого типа с возможностью добавления собственного варианта ответа. Бланк содержал прямые и косвенные формулировки вопросов, направленные на изучение суждений студентов как о получаемом образовании, так и о профессиональной деятельности.
Анкета включала несколько блоков вопросов. Первый блок исследовал, насколько студенты видят себя в профессии (какой спектр профессиональных задач они хотели бы решать, как они видят свой профессиональный успех, свой будущий образ в контексте профессиональной деятельности, какими специалистами они должны стать, насколько важными являются такие категории, как квалифи-
кация, успех, конкурентоспособность). Второй блок был ориентирован на выявление значимости личностного развития, саморазвития в будущей профессиональной деятельности. Уточнялось, какие качества личности соответствуют выбранной профессии, насколько необходимо овладеть умениями работать с информационными технологиями и изучать иностранный язык для успешной профессиональной деятельности, насколько важны самореализация и саморазвитие. Третий блок выявлял ожидания студентов от образования в вузе, удовлетворенность выбором факультета, информационной образовательной средой (ее комфортностью, широтой, насыщенностью, вариативностью), а также деятельностью и активностью преподавателей. Четвертый блок определял у студентов преобладающие мотивы образования, осознание собственных потребностей и индивидуальных особенностей, необходимость их для успешной профессиональной самореализации. Студентам были предложены вопросы о том, какие качества личности им присущи, в какой профессиональной сфере они видят себя (соотносится ли она с актуальным образовательным профилем), а также насколько информационная образовательная среда учитывает их образовательные предпочтения.
Результаты по первому блоку вопросов свидетельствуют о том, что для всех студентов выбор будущей профессии связан с интересом в конкретной профессиональной области (100 %). Абсолютное большинство студентов адекватно оценивает характер будущей профессиональной деятельности, профессиональные задачи и необходимые профессиональные качества (70-90 %). На вопрос о значимости становления высококвалифицированным специалистом ответы распределились: очень значимо (8 %), значимо (91 %), не значимо (1 %).
Среди результатов второго блока особое внимание заслуживают ответы студентов на вопрос о личностных качествах, больше всего соответствующих выбранной профессии. Ответы студентов расположились в следующей последовательности: стрессоустойчивость, коммуникабельность, креативность, ответственность, адаптивность, мобильность, самостоятельность и любознательность. Очевидно, студенты как будущие учителя осознают всю сложность педагогического труда, трудности межличностного взаимодействия с субъектами образования, непрерывность самообразования, необходимость активного использова-
ния современных информационных технологий в организации учебного процесса.
Почти все студенты (98 %) дали утвердительный ответ на вопрос о необходимости овладения умениями работать с информационными технологиями и применения их в будущей профессиональной деятельности, о значимости саморазвития и самореализации (100 %). Интерес вызвали ответы на вопрос о том, что определяет успех специалиста в трудовой деятельности: межличностные взаимоотношения в коллективе (25 %), личностные характеристики человека (20 %), стиль руководства (16 %), эффективность управления (13 %), профессиональная подготовка (11 %), средства и инструменты трудовой деятельности (9 %), условия труда (6 %).
вопросы третьего блока были связаны с понятием «качество образования». У студентов спрашивали про качество высшего образования, качество образовательной среды, качество организации учебного процесса, качество деятельности педагогов: удовлетворенность высказали 90 % студентов, неудовлетворенность 6 %, воздержались 4 %. На вопрос о том, что помогло при выборе образовательного учреждения, были получены ответы: рейтинг вуза (98 %), имидж вуза (92 %), отзывы (10 %), реклама (2 %). На вопрос об ожиданиях от образовательного процесса в вузе были даны разнообразные ответы: получить качественное образование, стать компетентным специалистом, получить хорошие знания и пр., но большинство студентов (76 %) не смогли сформулировать образовательные ожидания.
В рамках четвертого блока особый интерес вызвали ответы на вопрос, учитываются ли в образовательном процессе индивидуальные особенности и потребности студентов: да (8 %), скорее да (12 %), не знаю (5 %), скорее нет (15 %), не учитываются (10 %). Данные результаты вступают в противоречие с результатами третьего блока, когда абсолютное большинство студентов отмечает удовлетворенность получаемым образованием и качеством предоставляемых образовательных услуг. На вопрос о желании получить высшее образование студенты отдали предпочтение следующим вариантам: чтобы стать высокообразованным человеком (96 %), чтобы сделать карьеру (87 %), чтобы был диплом (4 %).
Качественный анализ полученных результатов позволяет сделать целый ряд выводов. Во-первых, образовательный запрос студентов напрямую связан с планами и надежда-
кие науки -
ми на полноценную, функциональную, интересную, успешную и счастливую жизнь в будущем (проявляется в таких ответах, как «хорошо оплачиваемая работа», «востребованная и интересная профессия», «высокий уровень жизни», «счастливая семья, дом, машина», «умение легко и быстро решать различные конфликты и проблемы»). Образовательные запросы напрямую связаны с вопросом о том, что нужно молодому человеку для жизни в современном обществе.
Во-вторых, образовательный запрос студентов охватывает несколько направлений:
- процесс обучения (студенты хотят не просто получить в вузе специальность, они хотят приобрести универсальные знания и умения, особенно ценной для них является практическая направленность наряду с профессиональной теоретической подготовкой);
- условия обучения (улучшение качества инфраструктуры информационной образовательной среды, открытый доступ к образовательным ресурсам, использование дистанционных форм обучения, возможность самостоятельного отслеживания образовательных результатов);
- преподавание (речь идет о профессиональной компетентности преподавателей, об их готовности к быстрому и качественному использованию ИКТ, о мобильности преподавателей, активном использовании информационных гаджетов и социальных сервисов в решении образовательных задач).
В-третьих, ключевыми факторами, оказывающими влияние на образовательный запрос студентов, являются познавательный (мотивация, знания, опыт), социальный (мнение окружающих, информация СМИ), профессиональный (профессиональная деятельность, профессиональные задачи, профессиональные компетенции).
Какие образовательные условия должны быть созданы при проектировании и развитии современной образовательной среды, чтобы удовлетворять образовательным запросам молодежи? Образовательная среда должна быть насыщена необходимыми и достаточными образовательными ресурсами открытого доступа. Это базы данных, базы знаний, электронные библиотеки, дистанционные курсы, сетевые архивы, СМИ, позволяющие решать широкий круг образовательных задач. В этой среде должны накапливаться и сохраняться качественные и количественные результаты образовательной деятельности, исследований, про-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
дукты собственной сетевой деятельности (сетевое портфолио студента, личный блог, сайт, веб-проекты); ресурсы организационного и контрольно-оценочного характера (например, электронные календари, электронные журналы). Необходима информационная избыточность среды, полимодальность предлагаемой информации, наличие «живых знаний» [3], которые студент будет самостоятельно находить, оценивать с точки зрения достоверности, анализировать и структурировать. Это различные мнения, подходы, аргументированные сообщения, образцы образовательной деятельности, примеры профессионального поведения, методики и технологии, преобладающие в блогосфере, на телеконференциях, форумах, вебинарах, в wiki-среде.
Принципиально важно, чтобы студент сам осуществлял осознанный поиск и выбор информации, ее анализ и исследование, выстраивал личностно ориентированный образовательный путь и самостоятельно учился управлять его реализацией [2]. У студента должно быть право на свободный выбор (подобно сетевому пространству). Он должен выбирать и нести за свой выбор ответственность, а не действовать по жесткому алгоритму. Для этого необходимо наполнить среду многовариантными образовательными практиками. Она должна открывать широкие возможности для проявления активности и инициативности субъекта, создавать условия для запуска механизмов самоорганизации и самореализации обучающихся.
Важно, чтобы студент мог, с одной стороны, преобразовывать образовательную среду под собственные цели и задачи, образовательные интересы, индивидуальные стратегии образовательной деятельности, а другой -принимать участие в работе «коллективного разума», когда через удаленные взаимодействия с помощью новых интеллектуальных средств [4] происходит решение образовательных задач.
Молодежь, вскормленная на обильном информационном потреблении [3, с. 21], особенно чувствительна к форме подачи информации. С помощью новых технических средств и технологий необходимо усиливать конкретность, образность, динамичность информации, посредством аудиовизуальных эффектов, музыки, мультипликации, закадрового героя, образовательной рекламы [3] надо научиться «красиво и вкусно» подавать образовательный материал.
Студенты готовы к активному использованию современных технологий для решения учебных задач, они ждут от преподавателей ситуаций дистанционного взаимодействия и сотрудничества. Важной задачей является изменение отношения преподавателей к сетевому пространству, к мобильным устройствам, необходимо рассматривать их как новые инструменты обмена знаниями и формирования компетенций.
Очевидно, что проектирование и развитие современной образовательной среды сегодня нельзя строить исключительно на запросах молодежи. Запросы студентов могут быть непостоянны, противоречивы, субъективны, зависеть от многих факторов и соответствовать только реалиям сегодняшнего дня. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто, если современная информационная образовательная среда будет динамично реагировать на образовательные запросы молодежи и трансформироваться в соответствии с ними, а также соблюдать баланс между образовательными заказами государства, общества и личности.
Список литературы
1. Новые условия становления информационной культуры специалиста XXI века: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 28-53.
2. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
3. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
4. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/1448/%D0%B7%D0 %B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81 (дата обращения: 23.07.2017).
5. Файола Э., Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Человек дополненный: становление киберсозна-ния // Вопр. философии. 2016. № 3. C. 147-162.
6. Яковлева О.В. Социальная активность студентов в информационной среде // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 212-217.
7. Якушев М.В. Государственный и социальный заказы в сфере образования как содержательно-целевой ориентир при проектировании учебника // Пед. журн. 2014. № 4. С. 10-29.
8. Kommers P., Isaias P., Issa T. Perspectives on social media: A Yearbook: Routledge, 2015.
9. Kulikova S.S., Yakovleva O.V. The Virtual Environment Influence on the Socialization of Today's Youth. ARPN Journal of Science and Technology. 2013. Vol. 3. N. 4. P. 386-389.
педагогические науки
* * *
1. Novye uslovija stanovlenija infoimacionnoj kul'tury specialista XXI veka: monogr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. S. 28-53.
2. Noskova T.N. Pedagogika obshhestva znanij: monogr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015.
3. Noskova T.N. Psiihodidaktika informacionno-obrazovatel'noj sredy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.
4. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / pod red. D.V. Dmitrieva [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/144 8/%D0 %B 7%D 0%B0%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 (data ob-rashhenija: 23.07.2017).
5. Fajola Je., Vojskunskij A.E., Bogacheva N.V. Chelovek dopolnennyj: stanovlenie kibersoznanija // Vopr. filosofii. 2016. № 3. C. 147-162.
6. Jakovleva O.V. Social'naja aktivnost' studen-tov v informacionnoj srede // Izv. RGPU im. A.I. Gercena. 2014. № 171. S. 212-217.
7. Jakushev M.V. Gosudarstvennyj i social'nyj zakazy v sfere obrazovanija kak soderzhatel'no-celevoj orientir pri proektirovanii uchebnika // Ped. zhurn. 2014. № 4. S. 10-29.
л.п. реутова, е.в. Соловьева
(Пятигорск)
педагогические проблемы инкультурации иностранных студентов в российских вузах
Раскрываются роль российского образования в подготовке национальных кадров для зарубежных стран, важнейшие педагогические проблемы изучения процесса инкультура-ции студентов в российских вузах, связанные с интерпретацией понятия «инкультурация» в контексте высшего образования, его пониманием, установлением границ и соотношений с тождественными ему понятиями «социализация», «энкультурация», «аккультурация», «ассимиляция»; с разработкой проектных характеристик формирования профессиональной инкультурации иностранных студентов; с механизмами и способами управления данным процессом.
Ключевые слова: российское образование, педагогические проблемы, инкультурация, социализация, энкультурация, аккультурация, ассимиляция, интеграция.
Educational request of students in the conditions of development of the information environment
The article deals with the issue of the significance of formation of information educational environment of a higher school that, on the one hand, meets the requirements of the modern time, and on the other - the educational needs of young people (students). The notion "educational request of the youth" is under consideration. The authors represent the results of the study aimed to research the educational needs of students in the conditions of the dynamically developing information environment.
Key words: educational inquiry, modern young people, students, information educational environment, electronic environment, information technology.
(Статья поступила в редакцию 11.08.2017)
Сегодня российское образование по своему качеству, доступности, широкому спектру образовательных услуг, мощности интеллектуального ресурса, высокому научно-педагогическому потенциалу профессорско-преподавательского состава занимает достойное место в подготовке национальных кадров для зарубежных стран, которая является составной частью внешнеэкономической и международной деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в СНГ [7]. Кадровый потенциал зарубежных специалистов - выпускников российских вузов является не только гарантом успешности развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с другими странами, но и показателем ста-тусности, престижности и эффективности российского вуза.
удельный вес численности иностранных студентов влияет на показатели, пороговые значения и критерии оценки функционирования российского учебного заведения [12]. Проектирование процесса инкультурации иностранных студентов в медицинском вузе в це-
О Реутова Л.П., Соловьева Е.В., 2017