Научная статья на тему 'Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды'

Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1393
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / EDUCATION / SOCIALIZATION / INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INTERACTION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

На основе анализа воздействий электронной информационной среды на процессы социализации, становления личности новых поколений делается вывод о необходимости поиска новых подходов к воспитанию молодежи в современном информационном обществе. Определяются векторы изменений, которые следует стимулировать, воспитывать в становлении различных сфер личности обучающихся: мотивационной (ценностной), когнитивной и регулятивной. Показано, что искомые целенаправленные изменения могут достигаться педагогами через электронную образовательную среду при условии организации в ней новых методик образовательных взаимодействий, адекватных современному запросу молодежи, ее сетевому информационному и коммуникационному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Education by Means of the Information Educational Environment

By analyzing the effects of electronic information environment on the processes of socialization and formation of new generations' identity, it is concluded that there is a need to find new approaches to the education of young people in today's information society. The paper determines the vectors of changes that should be encouraged to develop various spheres of students' personality: motivation, cognitive and regulatory spheres. It is shown that teachers through e-learning environment can achieve the required targeted changes if they use new techniques of educational interactions, adequate to modern youth information request and communicational behavior.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды»

REFERENCES

1. Adler A. Praktika i teorija individual'noj psihologii. M., 1993. 360 s.

2. Ammon G. Psihosomaticheskaja terapija. SPb.: Rech', 2000. 338 s.

3. Bejker K. Teorija semejnyh sistem M. Bouena // Voprosy psihologii. 1991. № 6. S. 155-164.

3. VygotskijL. S. Pedologijapodrostka: Sobr. soch.: V 6 t. M., 1983. T. 4. S. 5-242.

4. Kondratova N. A. Metodologicheskoe obosnovanie gumanitarnogo podhoda k issledovaniju Ja-sredy che-loveka // Novye psihologicheskie issledovanija. Velikij Novgorod: NRCRO, 1999. S. 33-40.

5. Podgotovka rebenka-invalida k semejnoj zhizni: nauchno-metodicheskoe posobie / Pod. obshch. red. E. R. Jarskoj-Smirnovoj. M.: GosNII sem'i i vospitanija, 2004. 128 c.

6. Ryl'skaja E. A. Psihologija zhiznesposobnosti. Cheljabinsk: Chel. GPU, 2007. 189 s.

7. SmirnovA. V. Samoizoljatsija lichnosti v kriticheskoj zhiznennoj situatsii fizicheskoj invalidnosti: Dis. ... kand. psihol. nauk: M., 2002. 162 c.

8. Stern B. J. Resistances to the Adoption of Technological Innovations, in National Resources Committee, Technological Trends and National Policy. Washington: U. S. Government Printing Office, 1937. P. 39-66.

Т. Н. Носкова

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

*

СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

На основе анализа воздействий электронной информационной среды на процессы социализации, становления личности новых поколений делается вывод о необходимости поиска новых подходов к воспитанию молодежи в современном информационном обществе. Определяются векторы изменений, которые следует стимулировать, воспитывать в становлении различных сфер личности обучающихся: мотивационной (ценностной), когнитивной и регулятивной. Показано, что искомые целенаправленные изменения могут достигаться педагогами через электронную образовательную среду при условии организации в ней новых методик образовательных взаимодействий, адекватных современному запросу молодежи, ее сетевому информационному и коммуникационному поведению.

Ключевые слова: воспитание, социализация, информационная образовательная среда, методики образовательных взаимодействий.

T. Noskova

PROBLEMS OF EDUCATION BY MEANS OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

By analyzing the effects of electronic information environment on the processes of socialization and formation of new generations' identity, it is concluded that there is a need to find new approaches to the education of young people in today's information society. The paper determines the vectors of changes that should be encouraged to develop various spheres of students' personality: motivation, cognitive and regulatory spheres. It is shown that teachers through e-learning environment can achieve the required targeted changes if they use new techniques of educational interactions, adequate to modern youth information request and communicational behavior.

Keywords: education, socialization, informational educational environment, educational interaction techniques.

27 марта 2006 года Генеральная Ас- днем информационного общества. Инфор-самблея ООН приняла резолюцию, которая мационное общество дает человеку огром-пр о в оз гл аш ает 1 7 м ая Междун ар о д ным н ы е в оз мо жно сти, но и ставит его перед

* Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-14115 «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» 61

многими искушениями и угрозами. Соответственно, информационный этап развития общества, общество знаний, задает новые вызовы системе образования.

В ответ на эти вызовы развиваются новые технологии обучения: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, в широких масштабах ведущими университетами мира реализуются массовые он-лайн курсы. Вместе с тем задачам воспитания новых поколений в условиях развивающейся электронной информационной среды не уделяется необходимого пристального внимания, что не соответствует все возрастающему влиянию этой среды на подрастающие поколения. Очевидно, что каждый социально-исторический этап развития общества задает свои целевые установки на воспитание молодежи, обогащая систему ценностных координат. Следовательно, на этапе становления информационного общества, общества знаний, необходимо актуализировать новые цели и ценности в воспитании человека XXI века.

Воздействия электронной информационной среды на процессы социализации, становления личности новых поколений очевидны. Ученые отмечают, что отличительной характеристикой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми.

Из трех типов связей — длительные (родственные, семейные), среднесрочные (дружеские, соседские, профессиональные), кратковременные контакты — доминирующее положение получают именно последние — кратковременные модульные отношения функционального характера, каждый из участников которых взаимозаменяем [13].

Важным фактором социализации становятся взаимодействия молодежи с ресурсами глобальной информационной среды. Не

случайно в психолого-педагогической литературе появляется новый тип социального индивида — «homo virtualis», «digital natives», «net generation», «the millenials» — человека, ориентированного на виртуальность, создателя, носителя и потребителя виртуальной культуры [3]. Показано, что воспитание человека в электронной среде взаимодействий имеет свои особенности [6, с. 16].

Как в современном процессе воспитания учитывать влияние на человека новой информационной среды обитания динамичного мира? Чем дополняет прежнюю систему ценностей век знаний, общества информационной цивилизации? Как изменяется протекание процесса воспитания в информационном обществе? Эти и другие вопросы требуют поиска решений.

Несомненно, что первоочередной задачей воспитывающих взаимодействий в условиях информатизации является преодоление рисков, неблагоприятных воздействий электронной среды на растущего человека. Эта важная задача должна решаться в воспитательных взаимодействиях общеобразовательной школы, на этапе подготовки человека к жизни в информационном обществе.

Наряду с формированием нравственных ценностей, гражданско-правовой, физической культуры личности и другими важными направлениями воспитательной работы в школе, необходимо формировать здоровьесберегающее (не только физическое, но и психическое здоровье) взаимодействие школьников с электронными информационными системами, начиная от телевидения и мобильной связи, до интернет-взаимодействий с ресурсами и пользователями глобальной информационной среды.

Эти задачи воспитания, наряду с критичным восприятием информации из различных источников, призваны решать

учителя разных предметов. Но можно выделить особую группу задач учителя информатики, который должен уделять особое внимание увлеченным компьютером ученикам, предупреждая компьютерные аддикции, хакерство и другие нежелательные формы поведения.

Общеобразовательная школа решает важную задачу подготовки новых поколений к взаимодействию с окружающим информационным миром, на следующей ступени образования, в высшей школе, предстоит решать более сложные задачи. Будущему специалисту, который ставит перед собой амбициозные цели и задачи, стремится достичь успеха в избранной сфере деятельности, предстоит в обществе знаний реализовывать стратегию «обучение через жизнь». В такой стратегии изменение самого себя, саморазвитие, самообучение, самовоспитание должно становиться лич-ностно значимой ценностью, осознаваемой и реализуемой студентами.

Возникает вопрос, какие свойства, качества личности составляют основу такого образовательного поведения? Как эти свойства, качества следует взращивать, воспитывать у современных обучающихся? Необходимо определить векторы изменений, которые следует стимулировать, воспитывать в становлении различных сфер личности обучающихся: мотиваци-онной (ценностной), когнитивной и регулятивной.

В мотивационной (ценностной) сфере личности ожидаемые свойства, качества можно определить, учитывая, что обучение «через жизнь» необходимо человеку в достижении самоактуализации, самореализации своего потенциала.

Известно, что движущей силой личностного развития является комплекс разнообразных потребностей, среди них важное место занимает потребность в саморазвитии, самореализации, самоактуализации.

Проблематику самореализации активно разрабатывал американский психолог Л. Маслоу [9], обосновавший принцип «пирамиды потребностей». В соответствии с этим принципом, по мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более востребованными становятся потребности более высокого уровня, на вершине «пирамиды» — потребность в самореализации. Эта закономерность проявляется как устойчивая, но зависит от активности человека, развитости его познавательных способностей, напряженности сознания и нравственных усилий, зависит также и от внешних условий, свобод и прав личности, форм ее жизнедеятельности.

В образовательном процессе, по мнению Б. М. Бим-Бада, самореализация есть одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. [12].

Несомненно, что электронная образовательная среда может дать мощный импульс процессам самореализации обучающихся. При правильных педагогических подходах в этой среде проявятся образцы образовательного, социального поведения — достижений, которые послужат «маяками» самореализации обучающихся. Расширение социальных связей, замыкание многовариантных горизонтальных обратных связей по оценке выставленных в сетевой среде продуктов деятельности; возможность включения в новые социальные общности и повышение в них статуса — важные аспекты самореализации в электронной среде взаимодействий.

В становлении когнитивной сферы личности в процессе обучения сегодня важно не просто развивать интеллект, а повышать его «гибкость», что важно для социальной адаптации современного человека, его самоактуализации, способности к постоянной мобильности, повышению квалификации, коммуникативной компетентности, овладению иностранными языками и пр. Ключевыми характеристиками личности в инновационном обществе считаются готовность жить и работать в условиях повседневного риска, способность адекватно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения при отсутствии их известных алгоритмов. Особое значение приобретает умение индивида управлять глобальными информационными потоками в ускоряющемся процессе социальных инноваций, которое выступает как необходимая составляющая в структуре свойств личности, способствующая ее успешной вертикальной мобильности в социальной иерархии.

В этом аспекте важную роль и значимость приобретают технологии интеллектуального воспитания обучающихся [15]. На основе психодидактического подхода в этих технологиях достигаются такие изменения в интеллектуальной и личностной сферах обучающегося, которые характеризуют его как продуктивного, самодостаточного и активного субъекта собственной жизнедеятельности. В этих технологиях формируется «открытая познавательная позиция» — такой тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение отличается вариативностью, гибкостью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события; толерантностью по отношению к необычной, парадоксальной информации; готовностью обсуждать и принимать точку зрения другого человека и т. п. [7].

В условиях электронной информационной среды, интеллектуальное воспитание должно стать основой педагогических технологий по всем изучаемым предметам, каждый из которых отвечает за обогащение различных сторон интеллекта современного человека. Решению этого класса задач воспитывающей направленности в полной мере соответствует личностно ориентированное обучение, реализуемое на базе современной информационной среды. Среды, которая предоставляет субъекту широкий выбор уровня и функциональной направленности электронных ресурсов и многовариантных образовательных коммуникаций в соответствии с собственными устремлениями и возможностями, в результате, позволяя на базе ИКТ создавать персональные среды образовательной деятельности.

В регулятивной сфере личности направленность воспитывающих влияний смешается от формирования обычной регуляции учебной деятельности, как подчиненной внешним требованиям (со стороны педагогов, родителей), к становлению саморегуляции, самоорганизации в учебной деятельности. Принятие обучающимся позиции субъекта деятельности, осознанно принимающего цели обучения и планирующего способы их достижения. Умения обучаться самостоятельно, в опоре на внутреннюю саморегуляцию, а не только внешние управляющие воздействия.

В решении этих важных задач становления у обучающихся свойств субъекта учебной деятельности, информационная образовательная среда обладает огромным потенциалом, поскольку в ней деятельность осуществляется с высокой степенью самостоятельности. Педагогические подходы, направленные на решение этого класса задач, в педагогической литературе называют формирующим оцениванием (formative assessment). Этот термин «относится к любым

формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» [2]. Технологии и техники формирующего оценивания развивает в своих работах М. А. Пинская. Например, ею описаны техники, релевантные мотивационно ориентированным целям, позволяющие определить, насколько ученик погружен в учебное содержание, насколько оно включено в систему его личностных смыслов. Техники, акцентирующие рефлексию и самооценивание, стимулирующие ученика к рефлексии и оценке процесса и результатов своей учебной деятельности и другие виды техник, направленные на решение этого класса задач [14].

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующее: цели и задачи воспитания в высшей школе, на этапе профессионализации, выдвигают на первый план создание системы влияний и условий становления у обучающихся свойств субъекта учения, самообучения и самовоспитания в локальной и глобальной среде взаимодействий, в современном информационном мире, что необходимо для подготовки к стратегии «обучение через жизнь» в обществе знаний. Это может быть достигнуто через согласованные, технологично реализуемые в образовательной среде воспитывающие влияния на становление у обучающихся потребности в самореализации, саморазвитии, самовоспитании, интеллектуальной «открытости» новым знаниям — качеств, необходимых для адаптации к динамике развивающегося социума, самоорганизации и саморегуляции в образовательной деятельности. Все эти свойства, качества личности сегодня становятся профессионально значимыми, важными для успешного человека общества знаний, человека информационной цивилизации,

который изменяется сам, усваивая новые знания и обогащаясь опытом, гибко реагируя на социальные изменения, адаптируясь и развиваясь в динамично меняющимся мире, сам ставит перед собой цели своего развития и воспитания, становясь сам для себя педагогом.

В такой обобщенной постановке целей задачи воспитания рассматриваются в широком контексте, близком к процессу социализации, точнее, направляемой социализации в образовательной среде учреждения. В образовательных практиках это требует перехода от педагогических технологий к «средовому» подходу, научные основы которого разрабатываются уже второе десятилетие. На рубеже XXI века опубликованы первые работы по моделированию социальных процессов в образовательной среде [17]. Дальнейшие исследования позволили более детально и многоаспектно проводить анализ протекающих в образовательной среде социальных процессов [8]. В этих работах показано, что, проводя психологическую экспертизу образовательной среды, осуществляя ее мониторинг, можно выявлять значимые факторы, условия развития ее субъектов, определять зоны риска, требующие коррекции. С определенной адаптацией, разработанные подходы можно использовать для моделирования процессов «социального воспитания» в условиях образовательной среды учреждения.

Особенностью электронной части образовательной среды, реализуемой на базе ИКТ, является кардинально иной ход информационных и коммуникационных процессов, психологических установок и компетенций субъектов, ее пользователей. В проведении экспертизы важно, что в этой среде происходит накопление и хранение всех актов информационных и коммуникационных действий. Это делает электронную среду «прозрачной» для анализа

протекающих в ней социальных процессов. Поэтому исследуя ресурсы среды (информационные и коммуникационные), социальные связи и взаимодействия в решении различных классов образовательных задач, можно осуществлять мониторинг деятельности пользователей преподавателей и обучающихся. Это учитывается в разработанной научной концепции моделирования социальных процессов в информационной образовательной среде [10; 11].

Достижение новых целей и задач воспитания, гармонизируя становление личности человека XXI века, в значительной степени зависит от эффективности, продуктивности запуска образовательного процесса в электронной части среды, в которой актуализируются новые условия становления личности, проявления самостоятельности и самореализации обучающихся в учебном процессе. Педагогам предстоит научиться, наряду с решением задач воспитания средствами педагогического общения в аудиторных взаимодействиях, технологично решать задачи воспитывающих влияний средствами электронной информационной среды. Новые классы задач условно можно назвать задачами «социального воспитания» как направляемой средствами информационной образовательной среды профессионализации. В решении этих задач должны участвовать все педагоги и администрации учреждения образования. Это требует формирования принципиально новых компетенций сотрудников учреждения, для которых электронная часть образовательной среды становится новым объектом профессиональной деятельности. Высокотехнологичной можно назвать такую современную образовательную среду, в которой не только задачи обучения, но и задачи воспитании, становления значимых качеств личности профессионала XXI века формируются средствами информационной среды взаимодействий.

Электронную образовательную среду следует рассматривать как экспериментальную площадку взаимодействий, несущих «воспитывающий заряд», площадку, для которой предстоит создавать новые методики образовательных взаимодействий, искать адекватные подходы, соответствующие современному запросу молодежи, се сетевому информационному и коммуникационному поведению. В этом контексте можно привести ряд передовых практик, которые позволяют решать такие сложные задачи.

Например, профессором РГПУ им. А. И. Герцена Т. Д. Барышевой разработана технология рефлексивной самоорганизации, направленная на развитие креативности студентов [5]. Цель этой технологии состоит в помощи обучающимся осознать себя как субъекта творческой деятельности, на основе диагностических программ и рефлексии выявить аспекты креативных качеств, требующих совершенствования, спланировать и реализовать их целенаправленное развитие. Все это осуществляется на основе созданного электронного учебно-методического комплекса, с помощью которого субъект, реализуя свою программу развития необходимых свойств, завершает ее созданием креативного проекта в сфере предстоящей профессиональной деятельности.

Целый ряд передовых методик основывается на высоком коммуникационном потенциале электронной среды. Включая пользователей в электронные дискурсы, дискуссии вокруг заданной темы, моделируя их, педагоги могут влиять на формирование нужных отношений, позиций, установок пользователей сетевой среды, студентов.

Примерами таких электронных дискурсов могут выступать научно-практические интернет-конференции, проводимые на факультете информационных технологий,

в обсуждении статей которых участвуют не только преподаватели, но также магистранты и студенты. Сетевые художественно-творческие проекты, инициируемые музыкально-компьютерной лабораторией факультета. Электронные дискурсы могут разворачиваться вокруг актуальных, затрагивающих интересы студентов, статей корпоративных электронных СМИ (газета «Педагогические вести»), студенческое интернет-телевидение) и пр.

Еще одним ярким примером воспитания средствами электронной информационной среды является включение обучающихся в различные виды деятельности в самой сетевой среде. К примеру, в социальных сетях широко разворачиваются различные социальные инициативы: волонтерское движение, работа с социально незащищенными группами населения (http://www.w-future.ru/preodolenie/) и другие. Включение студентов в такие проекты, инициирование сетевой деятельности с детьми, подростками, молодежью, связанное с будущей профессиональной деятельностью, есть новый аспект воспитания через действия.

Выше приведены примеры взаимодействия педагогов с обучающимися через информационную среду, в которой накапливаются продукты коммуникационных актов, оказываются направленные влияния на становление личности обучающихся. Несмотря на техническое опосредование коммуникаций, эти взаимодействия осуществляются в системе «человек — человек». Однако в электронной информационной среде есть и иной потенциал влияний на пользователей, а именно через взаимодействия «человек — машина», в которых машина программирует действия субъекта.

Обучающие компьютерные программы, основанные на пошаговом формировании умственных действий, хорошо известны

в обучении, они были популярны в конце прошлого века. Сегодня они используются в построении компьютерных тренажеров, программ тестового контроля знаний и других. Их особенностью является узкая направленность на решение конкретной задачи обучения, которая может быть строго алгоритмизирована. Принцип программированного диалога с компьютерной программой может быть использован и для решения конкретных задач воспитывающей направленности, в воздействиях на систему ценностей, психологические установки, позиции обучающихся, если в их основу будет положен не алгоритм воздействия, а интерактивного взаимодействия, запуска рефлексивных процессов, самоисследования личности. Такого рода программы, при правильном психологическом построении и современном компьютерном дизайне, могут выполнять роль социальных агентов в электронной среде, помогая субъекту правильно выбрать свой профессиональный путь. Они могут оказывать помощь человеку в поиске правильных жизненных решений, в самоисследовании причин затруднений, проблем, поиске выхода из сложной жизненной ситуации.

Примером может служить он-лайн-про-грамма, разработанная Дж. Сулером и направленная на стимулирование личностного роста и достижение психотерапевтического эффекта «eQuest» [5]. Данная программа ведет клиента через последовательность он-лайн действий и упражнений, помогая ему в самоисследовании и поиске решений проблемы. По мнению Дж. Сулера, программа более эффективна, если с человеком работает психолог как еQuest консультант, но эффект достигается и при взаимодействии «человек — машина».

Подводя итоги обсуждению проблемы воспитания средствами информационной среды, можно заключить следующее.

Информационное общество, общество знаний задает свои образцы воспитания человека XXI века. Человека мотивированного, умеющего обучаться и воспитывать себя в глобальной информационной среде, находя в ней образцы профессионального и нравственного поведения, извлекая новые знания из информационных ресурсов, перестраивая на их основе прежние знания. Выстраивая коммуникационные связи и отношения с пользователями сети в достижении личностно значимых целей, в решении образовательных и профессиональных задач, самореализуя себя в деятельности. Получая возможность в электронной среде взаимодействий решать эти задачи индивидуально или совместно с другими.

Для воспитания в новых поколениях такого передового образовательного повеления, необходимо особым образом конструировать электронную часть образовательной среды вуза, создавая в ней условия появления таких образцов поведения, развивая мотивационные, когнитивные и регулятивные свойства личности обучающихся, необходимые для реализации стратегии «обучение через жизнь» в обществе знаний. Это требует новых компетенций педагогов и управ-

ленцев, создающих высокотехнологичную образовательную среду для решения через нее электронную информационную часть не только задач обучения, но и воспитания обучающихся.

Следующим шагом в решении проблем воспитания средствами информационной среды должна стать совместная деятельность педагогов, психологов и программистов, создающих программных агентов социализации, профессионализации для электронной образовательной среды. Агентов, которые будут поддерживать рефлексивные процессы обучающихся (самоисследование, личностный рост), помогать обучающимся в выборе ценностных ориента-ций, жизненных и профессиональных позиций, психологических установок.

В перспективе, постановку и решение такого рода задач необходимо переносить в глобальную электронную среду взаимодействий. На виртуальную арену сражений за умы, позиции и установки современной молодежи должны прийти социальные работники, педагоги, психологи. В новом веке им предстоит осуществлять профессиональную деятельность не только «лицом к лицу», но и во взаимодействиях через информационную электронную среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Black P., Harrison С., Lee C., Marshall В., Wiliam D. Working inside the black box: assessment for learning in the classroom. Phi Delta Kappan. 86(1). 3-21. 2004.

2. Black P., Wiliam D. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. Vol. 5. Issue 1. 1998.

3. Ghaith G. An exploratory study of the achievement of the twenty-first century skills in higher education // Education + Training. Vol. 52. No. 6/7. 2010.

4. Suler J. The Psychology of Cyberspace // http://www.usr.rider.edu/~suler/psycyber/ (дата обращения: 27.04.2015).

5. Барышееа T. A. «Креативность. Опыт самопознания» — технология рефлексивной самоорганизации (Self-examination — Development) студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2013. № 158. С. 26-36.

6. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: Монография / Науч. ред. А. В. Мудрик. М.: МПТУ, 2010. 232 с.

7. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 380 с.

8. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Монография. СПб.: Книжный дом, 2013. 287 с.

9. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

10. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 171 с.

11. Носкова Т. П. Вызовы века: педагогика сетевой среды: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им.

A. И. Герцена, 2013. 112 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред, Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

13. Соловьев Э. Г. Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2010.

14. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учеб. пособие / М. А. Пинская. М: Логос, 2010. 264 с.

15. Холодная М. А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся в современной школе / Ред.

B. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков // Психология в XXI столетии. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 97-112.

16. Яковлева О. В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: Анализ основных рисков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2013. № 162. С. 184-188.

17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

REFERENCES

1. Black P., Harrison С., Lee C., Marshall В., Wiliam D. Working inside the black box: assessment for learning in the classroom. Phi Delta Kappan. 86(1). 3-21. 2004.

2. Black P., Wiliam D. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. Vol. 5. Issue 1. 1998.

3. Ghaith G. An exploratory study of the achievement of the twenty-first century skills in higher education // Education + Training. Vol. 52. No. 6/7. 2010.

4. Suler J. The Psychology of Cyberspace // http://www.usr.rider.edu/~suler/psycyber/ (дата обращения: 27.04.2015).

5. Barysheva T. A. «Kreativnost'. Opyt samopoznanlja» — tehnologija refleksivnoj samoorganizatsii (Self-examination — Development) studentov v informacionnoj obrazovatel'noj srede // Izvestija Rossijskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo univcrsiteta im. A. L Gertsena. SPb., 2013. № 158. S. 26-36.

6. Voropaev M. V. Vospitanie v virtual'nyh sredah. Monografija / Nauchn. red A. V. Mudrik. M.: MGPU, 2010. 232 s.

7. Gel'fman Jc. G., Holodnaja M. A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchashchihsja. SPb.: Piter, 2006. 380 s.

8. Laktionova E. B. Psihologicheskaja jekspertiza obrazovatel'noj sredy: Monogratija. SPb.: OOO «Knizh-nyj dom», 2013. 287 s.

9. MaslouA. Motivatsija i lichnost'. SPb.: Piter, 2008. 352 s.

10. Noskova T. N. Psihodidaklika informatsionno-obrazovatel'noj sredy: Uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. 1. Gertsena, 2007. 171 s.

11. Noskova T. N. Vyzovy veka: pedagogika setevoj sredy: Monografija. SPb: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. 112 s.

12. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / Pod. red. B. M. Bim-Bad. M.: Bol'shaja rossiyskaja ent-siklopedija, 2002. 528 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Solov'evE. G. Novaja filosofskaja jentiklopedija / In-t fibsofii RAN. M.: Mysl', 2010.

14. Formirujushhee otsenivanie: otsenivanie v klasse: Ucheb. posobie / M. A. Pinskaja. M.: Logos, 2010. 264 s.

15. Holodnaja M. A. Zadachi Intellektual'nogo vospitanija uchashhihsja v sovremennoj shkole // Red. V. N. Druzhinin, D. V. Ushakov. Psihologija v XXI stoletii. M.: PER SJe, 2003. S. 97-112.

16. Jakovleva O. V. Vlijanie virtual'noj sredy na sotsializatsiju sovremennoj molodezhi: Analiz osnovnyh riskov // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. SPb., 2013. № 162. S. 184-188.

17. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M.: Smysl, 2001. 365 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.