Научная статья на тему 'Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики'

Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2701
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ / СРЕДА РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / СЕМЬЯ / ХРАМ / ОРГАНИЗАЦИЯ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР / ТАИНСТВО / ПРОПОВЕДЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL EDUCATION / CONFESSION PEDAGOGY / RELIGIOUS EDUCATION / FORMS AND METHODS OF RELIGIOUS EDUCATION / ENVIRONMENT OF RELIGIOUS EDUCATION / ORTHODOXY / FAMILY / CHURCH / ORGANISATION / PERSONAL EXAMPLE / SACRAMENT / SERMON / SOCIAL SERVICE / MISSIONARY WORKING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитский Максим Викторович, Никитская Екатерина Александровна

В статье представлены некоторые результаты комплексного исследования особенностей религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития конфессиональной и социальной педагогики. Учитывая, что в процессе религиозного воспитания используются различные формы и средства, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам и средствам общего социального воспитания, авторы предлагают рассмотреть их через призму конкретной социально-религиозной среды, в которой они применяются, а именно: в семье (совместная молитва и чтение духовных текстов, посещение святых мест и паломнические поездки, прибегание к святыням, участие в богослужениях, личный пример членов семьи); в храме (богослужение, церковные таинства, священническая проповедь, личный пример священнослужителей и прихожан); в специально созданных религиозных организациях и сообществах (социальное служение, миссионерская деятельность, собственно учебно-воспитательный процесс в конфессиональных воспитательнообразовательных учреждениях). Авторами использовался метод анализа педагогической и богословской литературы по проблемам религиозного воспитания, уставных документов Православной Церкви, метод изучения и анализа приходской жизни ряда православных храмов г. Москвы и других епархий, а также метод включенного наблюдения и интервью. Авторы статьи опираются как на исторический опыт и идеи религиозного воспитания, отраженные в трудах известных представителей христианской мысли из числа духовенства и ученых-богословов, так и на актуальную практику религиозного воспитания, отраженную в трудах современных специалистов конфессиональной педагогики. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в исследовательской и социально-педагогической деятельности, а также при организации педагогического взаимодействия субъектов религиозного воспитания в рамках учебно-воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Никитский Максим Викторович, Никитская Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article performs some results of complex study of religious (orthodoxal) education in modern confessional and social pedagogy, shown in present data about forms and methods of orthodoxal education. On the basis of understanding that confessional pedagogy and social pedagogy have some common forms and methods of education, the author show them through the context, where they are used: in the family (prayer, pilgrimage, spiritual reading, personal example, sermon attend); in the temple (personal example of priesthood, sacrament, sermon); special religious organisations and communities (social service, missionary working, educational process in confessional institutions). The content of present article is a result of using analysis of religious, pedagogical literature for religious education and authorized Orthodoxal Church documents, study and analysis of parochial lifestyle of several Moscow temples and other eparchies, supervision and interview. In the present article the author is guided by both historical experience, ideas of religious education, described in works of famous priesthood figures and theologians and by actual practice of religious education found in modern works of confessional pedagogy specialisys. Data of the present article are supposed to be applied to research and practical pedagogical work, the same is to organization of pedagogical interaction within the educational and pedagogical work.

Текст научной работы на тему «Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 1 (32). С. 15-24

Никитская Екатерина Александровна, канд. пед. наук, МПГУ

Никитский Максим Викторович, канд. пед. наук, МПГУ katamax@yandex.ru

Формы и средства религиозного (православного)

ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ1

В статье представлены некоторые результаты комплексного исследования особенностей религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития конфессиональной и социальной педагогики. Учитывая, что в процессе религиозного воспитания используются различные формы и средства, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам и средствам общего социального воспитания, авторы предлагают рассмотреть их через призму конкретной социально-религиозной среды, в которой они применяются, а именно: в семье (совместная молитва и чтение духовных текстов, посещение святых мест и паломнические поездки, прибегание к святыням, участие в богослужениях, личный пример членов семьи); в храме (богослужение, церковные таинства, священническая проповедь, личный пример священнослужителей и прихожан); в специально созданных религиозных организациях и сообществах (социальное служение, миссионерская деятельность, собственно учебно-воспитательный процесс в конфессиональных воспитательно-образовательных учреждениях). Авторами использовался метод анализа педагогической и богословской литературы по проблемам религиозного воспитания, уставных документов Православной Церкви, метод изучения и анализа приходской жизни ряда православных храмов г. Москвы и других епархий, а также метод включенного наблюдения и интервью. Авторы статьи опираются как на исторический опыт и идеи религиозного воспитания, отраженные в трудах известных представителей христианской мысли из числа духовенства и ученых-богословов, так и на актуальную практику религиозного воспитания, отраженную в трудах современных специалистов конфессиональной педагогики. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в исследовательской и социально-педагогической деятельности, а также при организации педагогического взаимодействия субъектов религиозного воспитания в рамках учебно-воспитательной работы.

Важным моментом в раскрытии особенностей религиозного воспитания является вопрос о его формах, иногда совпадающих с его средствами.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-06-00258.

М. В. Никитский, Е. А. Никитская

Известно, что в процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, экскурсии и т. д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием2. Добавим, что эти формы и средства могут различаться в зависимости от того, в какой среде религиозного (православного) воспитания они применяются.

Например, в семье как среде православного воспитания можно выделить такие формы воспитания, как совместная молитва и чтение духовных текстов (адекватных мере возраста), посещение святых мест (в том числе паломнические поездки), прибегание к святыням, участие в богослужениях, а также личный пример членов семьи (при определенных акцентах последнее может подпадать под категорию средства воспитания и даже метода3).

Совместная молитва и чтение духовных текстов. О значении для человека и его воспитания молитвы, в том числе совместной, говорится у многих учителей и отцов Церкви, и прежде всего на это указывает Священное Писание (см. Мк 11. 24-26, Ин 14. 13-14, Иак 5. 13-16, Рим 12. 12). Поскольку молитва является основным из деланий православного человека, молиться в православной семье учат с ранних лет. Лучший же способ научить ребенка опыту молитвы, — считает С. С. Куломзина, — это молиться вместе с ним4. По мнению В. В. Зеньковского, совместная с детьми молитва оказывает сильное педагогическое воздействие на ребенка, она дает детям церковный, религиозный опыт5. «Православная педагогика считает, — пишет Т. В. Склярова, — что именно в процессе совместного моления ребенка и взрослого происходит постижение ребенком основной сути молитвы, которое совершается тайным, непостижимым образом»6.

Что касается совместного чтения духовных текстов (Священного Писания, жития святых, православно-художественной литературы и пр.), то общеизвестная польза от чтения родителями детям литературы вообще имеет, по сути, то же значение и в православном воспитании. Разница лишь в том, что в данном случае имеется целенаправленный выбор текстов именно религиозного содержания, адекватного возрасту и духовному состоянию воспитанника. В целом же для понимания педагогической важности чтения душеполезной литературы можно привести слова афонского иеросхимонаха Иеронима: «Чтобы поддерживать свое духовное устроение, так сказать согревать в себе дар Божий, необходимо, хотя понемногу, каждодневное чтение». И далее: «Книги духовные, конечно,

2 Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011. С. 420.

3 Здесь нет противоречия, поскольку часто одни и те же педагогические явления могут быть названы методами, принципами, средствами и т.д. Об этом свидетельствует, например, Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 569.

4 Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993. С. 86.

5 В доме отца моего. Педагогическая классика М., 2001. С. 98.

6 Склярова Т. В. Православная педагогика в контексте социализации. М., 2006. С. 11.

верные друзья и собеседники нелицемерные; читая их, можно познавать путь Божий и обрести Самого Бога, равно как и в молитве»7.

Посещение святых мест (паломнические поездки) также имеет серьезный воспитательный потенциал, поскольку в этом случае воспитуемые имеют возможность непосредственно соприкоснуться с источниками православных традиций, а также приложиться к святыням (иконы, мощи святых и др.) как к источникам благодати Божией. В результате человек побуждается к позитивному изменению духовной составляющей его жизни, получает исцеление от душевных и физических недугов. Воспитательный потенциал христианских святынь часто связан и с культурно-историческим наследием той или иной страны и ее регионов.

Участие в богослужениях, как отмечалось выше, для христианина является неотъемлемой частью его духовного развития. Самое важное — именно здесь ему предоставляется возможность участия в церковных таинствах, что составляет существо жизни человека в Церкви (т. е. его воцерковленности). Главное из таинств Православной церкви — Евхаристия8 (или Причастие), к которому православие допускает человека сразу после крещения. В связи с этим примечательны слова свт. Феофана Вышенского: «Пусть не отчуждают детей от Церкви и церковности, от молитвований, постов, исповеди и причащения, хранения праздников, посещения святынь и прочего. И можно быть уверенным, что душа питомцев будет на всякое доброе дело уготованною»9. Рассуждая о центральной роли Евхаристии в жизни православного христианина, Т. В. Склярова отмечает, что «это важнейшее богословское положение содержит в себе ответ на первейший вопрос всех воспитательных систем — готовится ли ребенок к жизни или уже живет "здесь и сейчас"»10.

Не освещая подробно значение личного примера в педагогике (оно очевидно), отметим лишь, что для православного воспитания личный пример является одной из важнейших составляющих не только педагогического процесса, но и духовного развития человека в целом. Особую роль в православном воспитании личный пример приобретает в семье. Так, св. Тихон Задонский отмечал: «Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом, ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать»11. Опираясь на слова преподобного Серафима Саровского о главном для человека в жизни: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», можно предположить, что если родители планируют воспитывать ребенка в русле православной веры, то им и самим важно показывать

7 Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М., 2001. Кн. 1. С. 532.

8 «Причастие — это таинство, при котором православный христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни». Цит по: Закон Божий. Киев, 1966. С. 559.

9 Свт. Феофан Затворник. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883. С. 205.

10 Склярова. Указ. соч. С. 24.

11 Материнская молитва. 2-е изд. М., 2004. С. 2.

пример благочестивого христианского поведения. Впрочем, это справедливо и для любых воспитательных действий со стороны родителей: если родители хотят, чтобы их дети жили честно, им и самим надо являть пример честности; чтобы дети росли трудолюбивыми, родителям самим нужно являть пример трудолюбия. В случае, если родители ставят задачу формировать своим примером у ребенка не негативный, а позитивный образ и постоянно следят за этим, позволительно отнести педагогическую категорию «личный пример» в разряд формы воспитания; в частных же случаях личный пример — это, конечно, метод.

Исследование показывает, что наиболее действенными формами воспитания в храме как среде православного воспитания являются богослужение, в особенности церковные таинства (крещение, миропомазание, покаяние, причащение, браковенчание, елеосвящение, священство), а также проповедь и личный пример священства и благочестивых прихожан.

Богослужением в православной церкви называется соединение молитвос-ловий, песнопений, чтения слова Божия и священнодействий, совершенное по определенному, установленному Церковью, чину или порядку через посредство пастырей Церкви12. Главное богослужение в православной церкви — литургия. По свидетельству В. Знаменского, установленные православной Церковью богослужения имеют три цели: 1) дать христианам наилучший способ выражения обращаемых в Богу прошений, благодарений и славословий; 2) научить и воспитать верующих в истинах православной веры и правилах христианского благочестия; 3) вводить верующих в таинственное общение с Богом и сообщать им благодатные дары Святого Духа13.

С учетом данных определений справедливо расценивать таинства православной церкви14 как формы и средства религиозного воспитания, поскольку человек, принимая участие в них, становится субъектом и, в известном смысле, объектом православного воспитания. Так, при помощи таинства крещения каждому человеку открывается путь христианской жизни, и он вступает в общение с Богом и Православной Церковью; в таинстве миропомазания, которое совершается сразу после крещения, христианин получает силы, укрепляющие его на пути, ведущем к спасению; таинство покаяния является средством очищения человека от грехов; в таинстве причащения покаявшийся человек по его вере может, согласно учению Церкви, соединиться с Богом. Остальные три таинства — Браковенчание, Священство, Елеосвящение (помазание освященным елеем (маслом) больных) — в силу определенных обстоятельств принимаются не всеми христианами, однако от этого их значение в деле православного воспитания не уменьшается15. Таким образом, через присутствие на богослужениях человек приобщается к церковной жизни, воспитывает в себе нравственные качества, реализует свои религиозные потребности.

12 Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994. С. 3.

13 Знаменский В. И. Учение о Богослужении. М., 1903. С. 5.

14 Таинством в Православии традиционно именуется «священное действие, через которое невидимым образом человеку дается благодать Святого Духа или спасительная Божественная сила». Цит. по: Закон Божий. Киев, 1966. С. 559.

15 Маслов Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Курск, 2004. С. 25.

Наряду с богослужениями весьма действенной формой религиозного воспитания являются проповедь и личный пример священнослужителей и благочестивых прихожан.

Для христиан проповедь, да и вообще слово священника, тем более духовника (т. е. личного духовного наставника) имеет большое значение, поскольку считается, что в момент проповеди устами священника говорит сам Господь. В проповеди священник дает определенные наставления в церковной и общественной жизни. «Слово наставника, соединенное с жизнью, — говорит святитель Тихон Задонский, — достойное и сильное наставление»16. При этом, согласно церковным канонам, священник должен осознавать, что он является представителем и, в известной степени, олицетворением всей Православной Церкви, потому его личные слова не могут расходиться с учением Церкви. В связи с этим со стороны епархиального священноначалия предъявляются особые требования как к внешнему виду священнослужителя (черные начищенные ботинки, опрятная одежда, ухоженные руки и пр.), так и к его образованию (в том числе приветствуется наличие светского образования), к уровню культуры, широте кругозора, приветствуется знание иностранных языков. В этом плане справедливым является замечание Предстоятеля Русской Православной Церкви, высказанное им на Архиерейском Соборе 2011 г., о необходимости качественно нового подхода к образовательному уровню кандидатов в священство. Так, было не только подтверждено, но и усилено положение о допустимости рукоположения в священный сан лишь лиц, имеющих духовное образование или обучающихся в духовных школах.

Поскольку священник всегда на виду, его семейная жизнь, отношение к супруге (матушке) и детям зачастую тоже воспринимаются прихожанами как некий ориентир и пример семейного устройства. Те действия, которые совершает священник в приходской жизни, в трудах по благоустройству храма и при совершении богослужения, при несении особых послушаний, таких, например, как поездки в горячие точки, посещение тюрем, больниц, также мобилизуют прихожан к социальной активности и являются серьезным воспитательным фактором. Все это относится и к прихожанам: личный пример того или иного верующего человека часто даже более убедителен для людей (очевидно, в силу большей доступности), чем пример священника. Часто люди приходят в храм как раз благодаря благочестивому человеку не в священном сане, встретившемуся на их жизненном пути, и лишь потом особо значимой фигурой для них становился священник.

Отвечая на вопрос, в каких формах осуществляется православное воспитание в специально созданных для этого организациях, можно сказать, что основными из них следует считать социальное служение, миссионерскую деятельность и собственно учебно-воспитательный процесс (урочные, лекционно-семинарские, кружковые, экскурсионные и пр. формы).

Одной из практических форм реализации православного воспитания является так называемое социальное служение, осуществляемое в различных храмах и организациях, находящихся в ведении Православной Церкви. С целью координации церковных социальных начинаний во всех епархиях РПЦ, а также

16 Материнская молитва. С. 2.

создания общецерковного массового добровольческого движения милосердия в 1991 г. Русской Православной Церковью был создан Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению17.

Своего рода «программой» социального служения для православных христиан являются слова Иисуса Христа, отраженные на страницах Евангелия: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. ... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25. 35—36, 40). В целом же социальное служение Православной Церкви весьма многогранно. В настоящее время эта деятельность подразумевает следующие основные направления:

— помощь детям-сиротам, многодетным и неполным семьям;

— помощь престарелым и инвалидам;

— помощь наркозависимым;

— помощь алкоголезависимым;

— помощь в чрезвычайных ситуациях;

— помощь бездомным;

— создание общецерковной базы данных по социальной деятельности;

— развитие православного добровольческого движения и другие18.

Отметим, что когда говорится о социальном служении Православной Церкви в социальных и медицинских учреждениях, то имеется в виду регулярное посещение этих учреждений священником и мирянами с различными целями. Таковыми, как показал опрос представителей нескольких приходских храмов г. Москвы, могут быть: организация при больнице групп добровольцев из числа прихожан, оказывающих помощь пациентам и персоналу, миссионерская работа, поздравления пациентов и персонала с христианскими праздниками, проведение творческих мероприятий, беседы и прочие цели.

Наибольшее распространение в сфере социального служения Церкви получила медицинская и патронажная помощь малоимущим. В большинстве храмов этому уделяют особое внимание, назначаются ответственные лица по решению социальных вопросов. Вместе с тем «заботой и попечением охвачена небольшая часть огромного поля человеческих страданий и переживаний», — отмечал Патриарх Московский и всея Руси, поэтому призывал священнослужителей и мирян «активно развивать отношения с органами здравоохранения и социальной защиты, подготавливать с ними совместные программы и использовать силы приходов, опыт Церкви в помощи социально незащищенным людям»19.

Особым образом стоит отметить социальное служение верующих, осуществляемое ими в пенитенциарных учреждениях. До 2010 г. это направление деятельности Церкви входило в перечень задач вышеупомянутого Синодального

17 Официальные новости Отдела можно посмотреть на сайте www.diaconia.ru, там же доступна База данных по социальному служению Церкви.

18 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/65944.html

19 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 33.

отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Однако в силу особой специфики и объема этого направления социальной деятельности 5 марта 2010 г. Православной Церковью был образован Синодальный отдел по тюремному служению. Очевидно, что социальное служение в тюрьмах и СИЗО — это сложная психологическая работа, зачастую с людьми ожесточенными и сломленными. Но поскольку все же у большинства заключенных есть искреннее осознание своей вины, желание исправиться и вернуться в нормальное общество, то порой именно в местах заключения у людей появляется религиозное чувство и обретается вера. Вот почему сегодня при епархиальных советах во всех епархиях (то есть практически во всех субъектах РФ) были созданы епархиальные комиссии по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, на которые была возложена координация деятельности духовенства и верующих в местах лишения (ограничения) свободы. При этом между управляющими епархиями Преосвященными владыками и руководителями региональных управлений ФСИН были заключены двусторонние «Соглашения о сотрудничестве», на основании которых духовенство и помогающие им люди получили право доступа в места лишения свободы для работы с заключенными под стражу20.

Из характера деятельности социального служения естественным образом следует, что религиозно-педагогическая и социальная помощь, оказываемая священнослужителями и мирянами соответствующим категориям населения, имеет большое воспитательное значение и для самих верующих, поскольку способствует взращиванию ими в себе необходимых христианских качеств.

Существование такой формы православного воспитания как миссионерская деятельность связано с тем, что, по признанию многих современных педагогов и общественных деятелей, сегодня велика потребность наполнить жизнь людей духовным смыслом, занять свободное время полезным созидательным содержанием, наполнить конструктивными формами деятельности. «Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь как отдельных людей, так и целых народов, как это уже не раз происходило в истории. И долг православного человека — свидетельствовать об этой истине. Не только словами — хотя слова очень важны — но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием»21. Вообще приоритетной миссионерской задачей Православной Церкви XXI в. избранный на Поместном Соборе РПЦ в начале 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил воцерковление общества и особенно молодежи. «Молодая паства — предмет особой заботы Русской Православной Церкви. Наш долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха проповедь образа Христа, слова Евангельской Истины»22.

20 Подробнее о работе Синодального отдела по тюремному служению см.: www.anastasia-

uz.ru

21 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3453393.html (раздел «Миссия Церкви в обществе»).

22 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2009 г.) [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html (раздел «О работе с молодежью»).

Возникает вопрос: каким образом можно содействовать молодому поколению в том, чтобы они смогли получить опыт жизни православного человека? В одной из телепередач на канале ТВЦ прошел сюжет о людях, которые одни из первых в современной истории Церкви смогли реально содействовать религиозному просвещению молодых людей в интересных для них формах. Это были монахи Серафимовского монастыря в Греции, в котором был создан Православный лагерь, куда попадают не только воцерковленные дети. Вместе с детьми монахи играют в футбол, ходят в турпоходы, поют песни под гитару. Но главное — это приобщение подрастающего поколения к вере, к ее делам.

Немало примеров есть и в нашей стране. В России функционирует Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее дело», которая в рамках миссионерского служения Церкви, анализируя имеющийся опыт деятельности православных клубов, молодежных общественных организаций, каникулярных лагерей, предлагает конкретные формы и методы православно-педагогической работы с детьми и молодежью23. В 2010 г. в Москве Синодальным отделом по делам молодежи была создана Школа православного молодежного актива «Вера и дело», которую посещают православные молодежные лидеры в приходах. Они изучают особенности миссионерской работы с различными целевыми группами, а также овладевают практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы, получают знания по управлению проектами, развивают организаторские навыки.

Особняком стоит объемный вопрос о построении как формы религиозного воспитания собственно учебно-воспитательного процесса в организациях, специально созданных для этого24. Его освещение требует отдельного представления и формата самостоятельной статьи.

Таким образом, можно констатировать, что с течением времени формы и средства религиозного воспитания по большому счету стабильны в применении: «...они лишь дополняются в связи с новыми историческими реалиями»25. Этот вывод вполне отвечает предположению о вневременном характере религиозного воспитания в целом.

Ключевые слова: социальное воспитание, конфессиональная педагогика, религиозное воспитание, формы и средства религиозного воспитания, среда религиозного воспитания, православие, семья, храм, организация, богослужение, личный пример, таинство, проповедь, социальное служение, миссионерская деятельность, учебно-воспитательный процесс.

23 Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2006.

24 Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал. М., 2012.

25 Мудрик. Социализация вчера и сегодня. М., 2006. С. 189.

Forms and Means of Religious (Orthodoxal) Education in Modern Social Pedagogical Practice

M. V. Nikitskiy, E. A. Nikitskaya

This article performs some results of complex study of religious (orthodoxal) education in modern confessional and social pedagogy, shown in present data about forms and methods of orthodoxal education. On the basis of understanding that confessional pedagogy and social pedagogy have some common forms and methods of education, the author show them through the context, where they are used: in the family (prayer, pilgrimage, spiritual reading, personal example, sermon attend); in the temple (personal example of priesthood, sacrament, sermon); special religious organisations and communities (social service, missionary working, educational process in confessional institutions). The content of present article is a result of using analysis of religious, pedagogical literature for religious education and authorized Orthodoxal Church documents, study and analysis of parochial lifestyle of several Moscow temples and other eparchies, supervision and interview.

in the present article the author is guided by both historical experience, ideas of religious education, described in works of famous priesthood figures and theologians and by actual practice of religious education found in modern works of confessional pedagogy specialisys. Data of the present article are supposed to be applied to research and practical pedagogical work, the same is to organization of pedagogical interaction within the educational and pedagogical work.

Keywords: social education, confession pedagogy, religious education, forms and methods of religious education, environment of religious education, orthodoxy, family, church, organisation, personal example, sacrament, sermon, social service, missionary working, educational process.

Список литературы

1. В доме отца моего. Педагогическая классика. М., 2001.

2. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Кн. 1. М., 2001. С. 532.

3. Закон Божий. Киев, 1966.

4. Знаменский В. И. Учение о Богослужении. М., 1903.

5. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.

6. Маслов Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Курск, 2004.

7. Материнская молитва. 2-е изд. М., 2004.

8. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.

9. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.

10. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал. М., 2012.

11. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 33.

12. Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2006.

13. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994.

14. Склярова Т. В. Православная педагогика в контексте социализации. М., 2006.

15. Свт. Феофан Затворник. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.