Научная статья на тему 'Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ вв. (на материалах Вятской губернии)'

Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ вв. (на материалах Вятской губернии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1296
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВЕНСТВО / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / DIOCESAN PRESS / SPIRITUAL-AND-MORAL UPBRINGING / YOUTH / RELIGIOSITY / FAMILY ORTHODOX EDUCATION / CLERGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слотин Владимир Евгеньевич, Слотина Надежда Николаевна

Статья посвящена роли русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи в начале ХХ в. Используемые материалы из периодической печати и архивных источников по Вятской губернии свидетельствуют о многообразии форм и методов воспитательного воздействия, используемых духовенством для сохранения нравственных устоев российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слотин Владимир Евгеньевич, Слотина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Orthodox Church in the Spiritual-and-Moral Upbringing of the Youth at the Beginning of the XX Century (By the Example of Vyatka Region)

The article is devoted to the role of the Russian Orthodox Church in the spiritual-and-moral upbringing of the youth at the beginning of the XX century. Materials of periodicals and archives prove that there were a lot of forms and methods of educational influence for preservation of the moral principles of the Russian society which were used by the clergy.

Текст научной работы на тему «Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ вв. (на материалах Вятской губернии)»

УДК 281.9 (470.342)+37.034 ББК 86.372+87.77

Слотин Владимир Евгеньевич

кандидат исторических наук, преподаватель кафедра социальных наук Кировская государственная медицинская академия

г. Киров Слотина Надежда Николаевна преподаватель кафедра социальных наук Кировская государственная медицинская академия

г. Киров Slotin Vladimir Evgenievich Candidate of History,

Lecturer Chair of Social Sciences Kirov State Medical Academy Kirov

Slotina Nadezhda Nikolaevna

Lecturer Chair of Social Sciences Kirov State Medical Academy Kirov

Роль Русской Православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ вв.

(на материалах Вятской губернии)

The Role of the Orthodox Church in the Spiritual-and-Moral Upbringing of the Youth at the Beginning of the XX Century (By the Example of Vyatka Region)

Статья посвящена роли русской православной церкви в духовнонравственном воспитании молодежи в начале ХХ в. Используемые материалы из периодической печати и архивных источников по Вятской губернии свидетельствуют о многообразии форм и методов воспитательного воздействия, используемых духовенством для сохранения нравственных устоев российского общества.

The article is devoted to the role of the Russian Orthodox Church in the spiritual-and-moral upbringing of the youth at the beginning of the XX century. Materials of periodicals and archives prove that there were a lot of forms and methods of educational influence for preservation of the moral principles of the Russian society which were used by the clergy.

Ключевые слова: русская православная церковь, епархиальная печать, духовно-нравственное воспитание, религиозность, семейное православное воспитание, духовенство.

Key words: the Russian Orthodox Church, diocesan press, spiritual-and-moral upbringing, youth, religiosity, family orthodox education, clergy.

Актуальность исследования влияния русской православной церкви на процесс духовно-нравственного воспитания молодежи обусловливается следующим: само понятие духовно-нравственное воспитание вплоть до 1917 г. воспринималось в общественном сознании как синонимичное религиознонравственному воспитанию, что подчеркивает ведущую роль в этом вопросе русской православной церкви. Об этом свидетельствуют, в частности, архивные материалы: например, в фонде Вятской духовной консистории значительное место занимают разнообразные отчеты и рапорты «о религиозно-нравственном состоянии общин»[1].

В атмосфере обострившейся внутриполитической и внешнеполитической ситуации сложившейся в стране в начале ХХ в., русская православная церковь мобилизовала все силы для оказания всемерной поддержки прихожанам в сохранении нравственных и духовных ориентиров. Необходимость «единения и братства во Христе, активизации духовных сил народа для сохранения национальной целостности и независимости», подчеркивал в своей речи на заседании Совета Вятского Братства святителя Николая протоирей А. Тихвинский [2, с.125].

Если раньше главными средствами духовно-нравственного воздействия на прихожан служили беседы, проповеди местных священников и распространение религиозной литературы, то теперь к просветительской деятельности стала активно привлекаться молодежь, в том числе выпускники и ученики светских и духовных учебных заведений. Русская православная церковь в своей деятельности стала использовать значительно более широкие, разнообразные и гибкие способ, вот лишь некоторые из них: чтения историкобытового содержания, лекции по прикладным знаниям, духовные концерты; открытие читален с продажей и бесплатной раздачей литературы, организация чайных, столовых и т.п.; вятское Братство начинает деятельность как отделение Всероссийского Александро-Невского братства трезвости; объединение на началах взаимопомощи всех епархиальных, церковно-приходских, просветительских и благотворительных братств и обществ и «принятие в свое ведомство любое существующее в епархии религиозно-просветительское учреждение с его согласия» [3, с. 428].

Особое место в деятельности церкви занимали мероприятия воспитательного характера для подрастающего поколения, например организация духовных концертов. Характерна программа такого концерта-вечера, устроенного Знаменским отделением православного миссионерского Братства Яранского уезда Вятской губернии совместно с уездным училищным советом в 1916 г. В нее входили десять хоровых и 6 сольных произведений духовно-патриотического содержания, такие как «Мне дорог наш приходской храм», «Благоговение», «Научи меня, Боже, скорбеть», «В минуту жизни трудную», «Молитва трезвенника», исполненные учениками местных учебных заведений. В конце вечера все присутствующие исполнили гимн «Боже, Царя храни» и «Славься». 50% дохода пошло в фонд Российского Красного Креста, остальные средства на нужды братства [4].

В годы русско-японской, а затем и первой мировой войны основной тематикой для воспитательных бесед в учебных заведениях являлась фронтовая хроника, на благотворительных вечерах собирались деньги на содержание лазаретов, в пользу раненых и нуждающихся семей лиц, призванных на войну. В 1915 г. на благотворительном вечере в Нижне-Ивкинской школе на военные нужды было собрано 27 рублей [5].

Огромное нравственное воздействие на воспитанников, оказывали воспоминания об ушедших на войну земляках, «отличившихся на поле брани выдающимися подвигами, а равно о погибших в боях или умерших от ран, полученных в сражениях» [6]. Так, ученики Ржано-Поломской церковноприходской школы ежедневно на утренней и вечерней молитве совершили поминовение бывших учеников, погибших в первые месяцы войны, - Дудырева Ильи Демидовича и Лихачева Александра Ивановича [7].

Епископ Вятский и Слободской Никандр в беседе с семинаристами, выступил с новыми требованиями пасторского служения и духовнонравственного влияния на приходскую молодежь. Отныне, по признанию епископа, пастырь не мог ограничиваться богослужением, исполнением треб, законоучительством. Необходимо было иметь самое живое общение с паствой, участвовать во всех проявлениях жизни прихода для поддержания духа

соборности, национального, патриотического единения. Основная цель церкви

- духовно-нравственное просвещение народа, особенно молодежи: «Не надо излишней роскоши в церкви, а пусть все средства идут на просвещение народа...» [8, с. 246].

Духовенство возглавило и антиалкогольную компанию. С церковных амвонов вовремя литургии звучали проповеди о вреде пьянства. После Божественной литургии служился молебен об изъявивших желание дать обет трезвости. В библиотеках открывались специальные отделы трезвости. Давшие обет трезвости вступали в братство. Так, в селе Верхотулье Котельнического уезда в него записались 68 человек [9].

В начале ХХ в. проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения активно обсуждались в вятской епархиальной печати. В 1863 г. на основании указа Святейшего Синода от 17 июля 1862 г. и по благословлению еп. Агафангела, Вятская духовная консистория организовала выпуск «Вятских епархиальных ведомостей», которые вплоть до 1917 г. оставались главным органом церковной печати в епархии.

По вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи на страницах «Вятских епархиальных ведомостей», внимание вятского духовенства, прежде всего, привлекал вопрос соотношения образования и воспитания в учебных заведениях. Приоритет в этом вопросе церковь отдавала религиознонравственному воспитанию. Каждый предмет школьной программы должен включать религиозно-нравственную воспитательную составляющую, так как основная цель обучения - усвоение духовно-нравственных убеждений: «Каждая наука может давать замечать, или чувствовать, что за внешним, являющимся миром есть мир высший, духовный, мир света и истины, а потому каждый учитель может и должен руководствовать своих учеников в деле их нравственно-религиозного развития» [10, с. 230].

Помимо этого, и главным проводником духовно-нравственного воспитания молодежи должно было быть именно духовенство. «На ком же прежде всего лежит главная обязанность религиозного воспитания? - На духовенстве! - Кто больше всех по совести, по званию должен послужить ему?

- Духовенство! Кто бдительнее всего должен стоять на страже истинной веры и нравственности, противодействуя и противопоставляя разным ложным началам, вносимым в народную жизнь и просвещение, истинные христианские начала? - Еще раз - духовенство и духовенство!» [11, с. 4].

Содержала вятская епархиальная печать и конкретные советы по преподаванию Закона Божия. В деле просвещения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения духовенство не отрицало достижений педагогической мысли, особенно в сфере методики преподавания: «Можно согласиться с положением педагогики, что самым лучшим и самым практическим к преподаванию Закона Божия служит наглядный метод.который считается самым современным и самым пригодным для детского возраста, живущего преимущественно чувствами и воображением.» [12, с. 295]. Наглядный метод должен был реализовываться через примеры благочестивых дел, жизни верующих в которых «выражается и как бы олицетворяется сущность вероучения и нравственности христианской». Кроме наглядного к сведению законоучителей рекомендовались разговорный способ преподавания и заучивание наизусть.

Не менее важной проблемой духовно-нравственного воспитания в вятской епархиальной печати была проблема семейного православного воспитания, взаимоотношений родителей и детей. Поскольку сохранение семьи является одним из основных догматов христианской морали, все вопросы по бракоразводным процессам находились в ведении церкви. Данные по Вятской губернии свидетельствуют о том что, вплоть до 1913 г., в губернии не было зафиксировано ни одного развода [13, с.44]. Примечательно, что в период первой русской революции проблема расторжения браков вызывала большой интерес как в светской, так и в епархиальной печати. Значительная часть общества поддерживала идею передачи бракоразводных дел из ведения духовного ведомства в руки светских судов. При этом обосновывалась эта точка зрения возможностью всеобщего оздоровления ситуации в семье. «До сих пор законы о браке не только не служили смягчению нравов, а часто ложились тяжелым гнетом на голову несчастной слабейшей половины супружеской четы.

В крестьянском быту жена осужденного за жестокое обращение с нею должна по прежнему оставаться в браке с ним. Или: жена осужденного по приговору общества за порочное, безнравственное поведение не может вступить в новый брак; пьяница и бездомный бродяга держит в кабале свою жену, появляясь в семье только для того, чтобы причинить жене и матери одно несчастье.Только расторжение брака может положить конец горю такой женщины» [14, с.1567]. В упрек церкви ставилось то обстоятельство, что она, «устанавливая возвышенный взгляд на брак как на таинство», допускает «безнаказанно самое грубое и преступное поругание этого таинства».

В ответ на подобную критику церковь отстаивала свои позиции, отмечая, что «семья является для каждого человека, для члена каждого нового поколения, школой нравственно-социального воспитания» [15, с. 590]. Семья -единственная и незаменимая форма общежития, в которой совместная жизнь людей обоих полов и всех возрастов соединена в гармоничном объединении прав, обязанностей, дисциплины и нравственного чувства. И поэтому «болезненное идолопоклонничество перед свободой личности», обесценивание основ брака, ведет лишь к «страшному нравственному падению человечества». Напротив, чем свободнее личность, «тем строже должны объявить общество и государство мужу и жене, что они требуют у них хорошей совместной жизни, чтобы они создали семью, которую обязались создать, а не мечтали, совершенно некстати о своей «свободе личности» [15, с. 591]. Не понижать, а повышать свои требования должен закон в тех вопросах, которые касаются нравственного воздействия на членов семьи, выполнения ими своих обязанностей.

Роли родителей в воспитании детей придавалось большое значение. Основная задача родителей заключалась в привитии норм христианской морали, в воспитании детей своих в страхе Божием, во внушении им православных понятий и необходимости «благонамеренными наставлениями оградить их от понятий чуждых Православной Церкви». Именно благочестивая семья залог воспитания духовной личности, а не школа или социальное окружение: «. Корень религиозного и всего нравственного воспитания детей

принадлежит все-таки не школе, а семье, где само собой и без всяких нарочитых усилий достигается образованными христианскими родителями и воспитателями путем семейного, домашнего воспитания своих детей, то же самое, что в бедных школах наших..не легко может быть достигнуто в продолжении многих лет и усилиями даже не одного поколения людей» [16, с. 230].

Ответственность за пороки детей, прежде всего, ложится на родителей, например, сквернословящие родители, не просто дурно влияют на детей, а подрывают все основы духовно-нравственного воспитания: «Дети, часто слушая из уст родительских срамные слова, и, привыкнув сами к сквернословию вместо образования себя со временем в полезных членов семейства, Церкви, общества и государства (для чего так заботится правительство о их воспитании) делаются буйными, вносят и в семейства, и в Церковь и в Государство начала растлевающие и разрушающие; господства отметаются, славы хулящие не трепещут - злословят высокие власти (Иуд.8), растлевают себя, руководителям являются непокорны, непочтительны, поселяют между собою в домах гнев и раздор. Кому за все это придется отвечать перед Богом? Родителям, своим примером растлившим детей,-научивших их сквернословию. От страшных слов, один шаг до страшных дел, а от таковых дел один шаг до погибели.» [17].

Напротив, если в семье царит мир и порядок, если ребенок рано получает уроки любви из окружающей его чистой атмосферы, то эти уроки уже являются живые уроки религиозности. Искреннее благочестие отца и матери, благоговейно и неопустительно совершаемая ими молитва, их терпеливая покорность воле Божией в тяжких обстоятельства и испытаниях жизни, любовь к труду забота о младших членах семьи, сострадание к страждущим, сочувствие ко всему живому, - все это в доброй христианской семье непосредственно, само собою передается восприимчивому сердцу ребенка», -отмечалось в проповеди, опубликованной в «Вятских Епархиальных ведомостях» [16, с. 231].

Религиозный уклад жизни ребенка содержал огромный воспитательный потенциал. С раннего возраста ребенок испытывает эстетическое духовнонравственное воздействие (красочность икон, роспись храмов, устремленный к небу купол, свет свечей, хоровое пение и т. д.). Кроме этого эмоциональное воспитательное воздействие имели и христианские «методы стимулирования»,

- проповедь, причастие, исповедь, благословление, заповеди; и «методы наказания», - искупление греха, лишение благословления, проклятие, предание анафеме. Молитве, а также посещению и поведению в церкви, придавалось определяющее значение в духовно-нравственном воспитании ребенка. «Молитва старших по чувству, делается молитвой ребенка, и дитя, еще не умея говорить, уже может молиться и поклоняться неведомому невыразимому Богу. Когда маленькое дитя берут в церковь, когда его отец и мать присутствуют с ним в церкви, не оглядываются по сторонам, ни с кем не разговаривают, не смеются и даже не улыбаются, а с благоговением слушают чтение и пение, то дитя само чувствует благоговение; оно сознает, что молитва не игра, не забава, даже не обыкновенная работа. чувство всех других молящихся непосредственно сообщается ребенку; в нем возникает мысль, что Тот, Кому люди молятся, тоже любящий, добрый, сострадательный, участливо и милостиво относящийся к людям» [16, с. 231].

Активно обсуждался вопрос соблюдения прихожанами, особенно молодежью, христианских обязанностей. Повсеместно утвердилась практика, когда большинство прихожан причащались раз в год, делая это в период Великого Поста. Поэтому приходским священникам приходилось принимать в некоторые дни исповедь у 200 и более человек. С точки зрения епископа Аполлоса, священник в этих условиях «. поставляется в необходимость исполнять это дело с поспешностью в ущерб благу своих духовных детей». Посетив одну из церковно-приходских школ епископ узнал, что «ученики не каждый год говеют и приступают к Великим Таинствам исповеди и Святого Причащения, а некоторые мальчики 10-12 лет ни разу не бывали на исповеди и не причащались.» [18, с.372]. Сделав строгое внушение местному

священнику, владыка во время всей остальной поездки постоянно призывал

духовенство трудиться над тем, чтобы приучать детей с раннего возраста рассматривать свою жизнь с точки зрения нравственной, сообразуюсь с заповедями, а тем более требовать этого от родителей.

Таким образом, русская православная церковь в начале ХХ в. сохраняла значительное влияние и играла ведущую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи, используя для этого как традиционные формы: проповедь, нравоучительные беседы, издание религиозной литературы, так и привлекая новые средства для работы с молодежью: организация духовных вечеров, сбор средств для раненых, совершенствование методов преподавания основ православной веры и т.д. В своей работе с молодежью духовенство руководствовалось теми нравственными ориентирами (сохранение семейнобрачных основ, ответственность родителей за воспитание детей, исполнение христианских заповедей и т.п.), которыми определяются общечеловеческие ценности и духовно-нравственные ориентиры в воспитании молодежи.

Библиографический список

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 237.

2. Вятские Епархиальные ведомости. - 1915. - № 3 - с.125.

3. Вятские Епархиальные ведомости. - 1915. - № 30. - с. 428

4. ГАКО. Ф. 270.Оп.1. Д. 179. Л.5

5. ГАКО. Ф. 208.Оп.1. Д.1195. Л.1-5.

6. Национальный архив республики Татарстан (НАРТ). Ф. 92. Оп.2. Д.215544. Л.1-

41.

7. ГАКО. Ф. 208. Оп.1. Д. 1195. Л.10.

8. Вятские Епархиальные ведомости. - 1916. - №14.

9. ГАКО. Ф. 811. Оп.1. Д. 720. Л.7.

10. О религиозно-нравственном обучении детей, в связи с вопросом о преподавании закона Божия в начальных школах// Вятские Епархиальные ведомости. - 1894. - № 8.

11. Вятские Епархиальные ведомости. - 1975. - № 1.

12. О методах преподавания Закона Божия в начальных училищах // Вятские Епархиальные ведомости. - 1870. - № 16.

13. 200 лет Вятской губернии: статистический сборник [Текст] / Под ред. В. А. Зырина. - Киров.: Изд. Статкомитета, 1996.- 304 с.

14. Ликвидация бракоразводного процесса в духовном суде // Церковный вестник. -1906. - 30 ноября. №48.

15. Прибавление к церковным ведомостям. - 1900. - №14.

16. Вятские Епархиальные ведомости. - 1894. - №8.

17. ГАКО. Ф. 237. Оп. 74. Д.2066. Л.18.

18. Вятские Епархиальные ведомости. - 1875. - № 15.

Bibliography

1. 200 Years of Vyatka Region: Statistical Collection / Under Edition of V. А. Zyrin. -Кпоу: Statistical Committee Publishing House, 1996.- 304 p.

2. About Religious and Moral Children’s Training In Connection with Teaching the Law of God in Elementary Schools // Vyatka Diocesan Sheets. - 1894. - № 8.

3. About Methods of Teaching the Law of God in Elementary Secondary Schools // Vyatka Diocesan Sheets. - 1870. - № 16.

4. Addition to Church Sheets. - 1900. - №14.

5. Divorce Case Liquidation in Religiousl Court // The Church Bulletin. - 1906. - 30th November. - №48.

6. National Archive of Republic of Tatarstan (NART). F. 92. Оp.2. D.215544. L.1-41.

7. State Archive of Kirov Region (SAKR). F. 237.

8. SAKR. F. 270.0p.1. D. 179. L.5

9. SAKR. F. 208^p.1. D.1195. L.1-5.

10. SAKR. F. 208. Оp.1. D. 1195. L.10.

11. SAKR. F. 811. Оp.1. D. 720. L.7.

12. SAKR. F. 237. Оp. 74. D.2066. L.18.

13. Vyatka Diocesan Sheets. - 1915. - № 3 - P.125.

14. Vyatka Diocesan Sheets. - 1915. - № 30. - P. 428

15. Vyatka Diocesan Sheets. - 1916. - №14.

16. Vyatka Diocesan Sheets. - 1975. - № 1.

17. Vyatka Diocesan Sheets. - 1894. - №8.

18. Vyatka Diocesan Sheets. - 1875. - № 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.