Научная статья на тему 'Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества Святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия II (по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг. )'

Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества Святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия II (по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
258
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Качала Татьяна Вадимовна

В конце 80-х гг. прошлого века произошли изменения в религиозной политике советского государства и появилась возможность возрождения социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви. Большой вклад в дело становления и развития этой деятельности внес Святейший Патриарх Алексий II, ежегодно подводя итоги, обобщая и анализируя результаты, предлагая новые формы социально-педагогической деятельности приходских общин православных храмов на епархиальных собраниях Москвы. В данной работе анализируется внутриобщинная, катехизаторско-просветительская, миссионерская, образовательная и диаконическая деятельность приходов православных храмов Москвы в 1990-2008 гг. Автором предложена классификация основных направлений приходской социально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества Святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия II (по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг. )»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 3 (14). С. 27-42

Приходская социально-педагогическая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ МОСКВЫ В ПЕРИОД ПАТРИАРШЕСТВА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

Московского и всея Руси Алексия II

(по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992—2008 гг.)

Т. В. Качала

В конце 80-х гг. прошлого века произошли изменения в религиозной политике советского государства и появилась возможность возрождения социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви. Большой вклад в дело становления и развития этой деятельности внес Святейший Патриарх Алексий II, ежегодно подводя итоги, обобщая и анализируя результаты, предлагая новые формы социально-педагогической деятельности приходских общин православных храмов на епархиальных собраниях Москвы. В данной работе анализируется внутриобщинная, катехизаторско-просветительская, миссионерская, образовательная и диаконическая деятельность приходов православных храмов Москвы в 1990—2008 гг. Автором предложена классификация основных направлений приходской социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность православных приходских общин в советские годы была под запретом, осуществлялась тайно и в небольших объемах. С изменением политической ситуации в стране в конце 1980-х гг. появилась возможность возрождения открытого социально-педагогического служения Церкви. Годы патриаршества Алексия II (1990—2008) пришлись на время возрождения и становления социально-педагогической деятельности приходских общин Русской Православной Церкви.

Для возрождения и развития просветительского, миссионерского, образовательного, благотворительного служения Церкви требовались и требуются большие материальные и кадровые ресурсы. Поэтому наиболее развита социально-педагогическая деятельность церковных приходов в крупных городах, где проживает наиболее активная часть населения страны. Опыт этой деятельности распространяется в населенных пунктах меньшего размера. С этим связана актуальность изучения деятельности московских приходов. Святейший Патриарх

Алексий II говорил, что Москва — это «центр жизни всей Русской Православной Церкви»1.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси, согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви (гл. IV, п. 9), является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Устав Русской Православной Церкви обязывает каждый приход заниматься социально-педагогической деятельностью (глава XI, п. 20, пп. «д»). Результаты этой деятельности, приоритетные ее направления регулярно обсуждаются на епархиальных собраниях Москвы. Доклады Святейшего Патриарха Алексия II на епархиальных собраниях содержат не только итоги социально-педагогической деятельности московских приходов, но и анализируют эту деятельность, указывают на имеющиеся затруднения в ее осуществлении и пути улучшения этой деятельности. Эти доклады являются официальными церковными документами, которые подводят итоги деятельности епархии Москвы за прошедший с момента предыдущего собрания период. Рекомендации, содержащиеся в этих докладах, наряду с общецерковными документами (Устав Русской Православной Церкви, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», материалы Поместных и Архиерейских соборов и др.) определяют социальнопедагогическое служение московских приходов.

На сегодняшний день нет однозначной классификации сфер социально-педагогической деятельности приходских общин православных храмов. Классификация видов религиозной деятельности христианских общин Б. П. Дьяконова2 хорошо описывает деятельность протестантских общин, но для православных приходов не подходит, т.к. включает в себя отдельные виды деятельности, не существующие в Православной Церкви. Данный вопрос исследовался Т. В. Скляровой, она предлагает классификацию социально-педагогической деятельности православных приходов по объекту, на который она направлена3. Направления жизнедеятельности православных приходов также изложены в диссертационной работе А. О. Сергеева4. Ниже мы предлагаем свой перечень основных направлений социально-педагогической деятельности православных приходов, который учитывает анализ деятельности комиссий Епархиального совета Москвы, классификацию А. О. Сергеева и многолетний личный опыт автора по осуществлению социально-педагогической работы на приходе одного из московских храмов. Деятельность:

1) внутриобщинная — организация социального общинного воспитания, религиозная социализация членов общины;

1 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 24 декабря 2007 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 65.

2 Дьяконов Б. П. Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий в исправительной колонии : Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2001. С. 47—52.

3 Склярова Т. В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах // Вестник ПСТГУ. Серия IV : «Педагогика. Психология». 2007. № 1 (4). С. 71-72.

4 Сергеев А. О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на материале России и Германии) : Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1998. С. 113-114.

2) катехизаторско-просветительская и миссионерская — приходские воскресные школы, библиотеки, музеи, православные издательства и др.;

3) досуговая — военно-патриотические организации, молодежные клубы, паломнические службы;

4) образовательная — православные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, центры дополнительного образования;

5) диакония (служение милосердия) — окормление различных социальных учреждений; организация приходских социальных учреждений, подразделений и служб.

Все эти направления социально-педагогической деятельности приходских общин в той или иной мере курируют следующие комиссии при Епархиальном совете города:

• по церковному просвещению и деятельности воскресных школ (2-е направление);

• по делам православных общеобразовательных учебных заведений (4-е направление);

• по социальному служению (5-е направление);

• по социальной деятельности в местах лишения свободы (5-е направление);

• по делам молодежи (3-е направление).

Внутриобщинная внебогослужебная социально-педагогическая деятельность

В настоящее время в большинстве храмов Москвы есть приходские общины. Как правило, не бывает общин в домовых храмах, т.к. они обычно расположены в учреждениях, имеющих ограниченный доступ (больницах, вузах, тюрьмах, различных структурах МВД, ФСБ и др.). В районах Москвы, где нет жилых домов (например, в «Зарядье» и «Китай-городе»), где приходской общины не из кого было образовывать, вместо приходских храмов были открыты приходы по Уставу Патриарших подворий. Приписные храмы также часто не имеют собственных общин, а окормляются общиной того храма, к которому они приписаны. Как правило, не имеют своих общин и соборы, т.к. в них регулярно служит духовенство из других храмов, туда стекаются люди со всего города. Предметом нашего исследования были приходские православные храмы Москвы, имеющие свои общины.

После революции 1917 г. любая приходская деятельность, кроме богослужебной внутрихрамовой, была запрещена. Несмотря на многие усилия богоборческой власти, долгие десятилетия в Русской Православной Церкви сохранялась преемственность церковной культуры, хотя и на уровне немногочисленных общин. Святейший Патриарх Алексий II подчеркивал важность хранения церковных традиций5.

В советские годы в Москве одной из наиболее активно действующих была «маросейская» приходская община святого праведного Алексия Мечева. В этом

5 Епархиальное собрание московского духовенства// Церковный вестник. 2009. № 1-2 (398-399). С. 12.

приходе практически не было штатных сотрудников, а вся деятельность (чтение и пение на клиросе, алтарные послушания и др.) выполнялась на общественных началах членами общины. Опыт внутриобщинной деятельности в условиях атеистического государства сохранялся во многих незакрывавшихся московских храмах, прихожане которых в постсоветский период стали проводниками этого опыта во вновь открывшихся приходах.

Прихожане храма при наличии заинтересованности и свободного времени могут быть активными членами общины. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что приход может и должен стать центром всей жизни всех членов церковной общины6. Христиане должны стремиться воцерковить все свое бытие. Пастырь должен расширять церковный труд за рамки богослужения. Священнослужитель должен учить свою паству не только личному благочестию, но и действию сообща. Он должен заниматься строительством приходской жизни, приложить усилия к тому, чтобы приходы стали большими семьями, где люди не просто приходят в церковь по воскресеньям, но знают друг о друге, молятся друг за друга, помогают по мере сил и сами всегда могут рассчитывать на помощь.

Современные условия позволяют устраивать и создавать на приходе любые организации, заниматься любой полезной деятельностью, приоритетными направлениями которой являются духовное просвещение и служение милосердия.

Катехизаторско-просветительская и миссионерская деятельность

Миссионерская просветительская деятельность Русской Православной Церкви была насильственно прервана в годы революции. В советское время любые институциональные, организованные формы миссионерства запрещались действующим законодательством. Но миссионерское служение совершалось даже в эти годы, когда священник и даже мирянин «нес и словом, и добрым примером своей жизни благую весть о Христе людям, не знающим о Нем»7.

Если до революции 1917 г. основной областью миссионерского делания являлись нехристианские народы Российской империи и зарубежья, то сейчас это наши соотечественники, не получившие в детстве христианского воспитания, выросшие вне церковного влияния.

Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация» требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса. Святейший Патриарх Алексий II среди трудностей организации миссионерской работы называл недостаток кадров, финансов, опыта8.

6Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2001 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 21.

7Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 16 декабря 1997 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1998. С. 12.

8 Там же.

Основную нагрузку в деле организации и осуществления катехизаторско-просветительского служения на приходе несут священнослужители. Об обязанности духовенства заниматься такой деятельностью говорил еще Христос Спаситель: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк 16, 15) и «Идите, научите все народы, .уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28, 19-20). Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что священнослужители должны быть «православными педагогами, миссионерами, активными тружениками в социальной сфере»9, они должны благовествовать Слово Божие и трудиться в больницах, детских домах, приютах, местах заключения и преподавать как в воскресных школах, так и в светских учебных заведениях10.

Основными формами катехизации и просвещения на приходе в настоящее время являются: пастырская проповедь на богослужениях, катехизаторские беседы с участниками таинств и обрядов (крещения, покаяния, брака, отпевания и др.), частные беседы священнослужителей с верующими, воскресные школы для детей и взрослых, приходские библиотеки.

Святейший Патриарх Алексий II говорил, что «прямым долгом священника является неукоснительно проповедовать Слово Божие за каждым богослужением»11. Проповеди на частных богослужениях при совершении таинств и треб способствуют катехизации пришедших. Часто крещеные, но не церковные люди, приходя по особым случаям на требы, имеют редкую возможность услышать проповедь священника и побеседовать с ним по интересующим их вопросам.

Следует заметить, что богослужение само по себе есть форма миссии. Даже людей малоцерковных может привлечь к вере истовое совершение богослужений. Святейший Патриарх Алексий II говорил, что совершение богослужений должно быть «неспешным, с внятным чтением и четким, динамичным, стройным пением, способным послужить просвещению людей, даже если они не часто приходят в церковь»12.

Перед совершением таинства крещения в приходах проводится необходимая подготовка, катехизация крещаемых взрослых или восприемников младенцев, которая может иметь характер как продолжительного оглашения, так и одной или нескольких бесед со священником.

Распространение знаний о сущности христианской семьи является одной из важнейших миссионерских задач. Церковь уделяет самое пристальное внимание вопросу подготовки молодежи к семейной жизни. Наиболее очевидной

9Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1996. С. 16.

10Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 20 декабря 1993 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1994. С. 11.

11 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 23.

12 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 15 декабря 2004 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 26.

и простой формой такой работы являются беседы священника с каждой парой, намеренной вступить в брачный союз, в которых он рассказывает о таинстве брака и об обязанностях супругов. Святейший Патриарх Алексий II говорил, что «разговор о тяготах семейной жизни, об ответственности обоих супругов за семью должен предварять каждое венчание»13.

Ритм современного мегаполиса оказывает чрезвычайно неблагоприятное воздействие на психофизическое состояние человека. К этому добавляется тяжелое духовное и нравственное состояние его души. Часто в храм приходят люди со своими проблемами. Разрешить их вопросы, указать путь выхода с точки зрения христианской нравственности и православного вероучения помогают во внебогослужебное время дежурные священники. Катехизаторская деятельность может также осуществляется сторожами, свещницами, уборщицами и другими сотрудниками храма, педагогами воскресных школ, библиотекарями, богословски грамотными прихожанами.

В 1994 г. Алексий II среди форм религиозного образования и катехизации мирян называл: приходские школы при храмах; кружки для взрослых; группы подготовки взрослых ко крещению; православные группы в государственных детских садах; православные гимназии, школы, лицеи; православные факультативы в частных и государственных школах; систематические беседы по определенным программам в храмах; публичные лекции; лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузах и иных специальных учебных заведениях; православные курсы катехизаторов14.

Традиционной формой духовного просвещения является воскресная школа. Как указывал Алексий II, «в деле религиозного образования и воспитания церковности, в православном формировании личности ничто не заменит воскресной школы»15. Патриарх неоднократно призывал духовенство Москвы к организации воскресных школ при каждом приходе и предлагал ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ16.

В советский период не существовало никакой возможности, кроме семейной, давать детям религиозное образование. Была утрачена материальная база, отобраны здания, уничтожены учебники и пособия, разогнаны или репрессированы кадры церковных преподавателей.

Первые воскресные школы в Москве стали появляться в конце 1980-х гг. Открытие воскресных школ шло быстрыми темпами: с 1989 г. в течение трех лет

13 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 30.

14 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 7.

15Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2001. С. 39.

16Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 15 декабря 2004 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 34.

начали работать 42 школы17. Первоначально там обучались люди, близкие к Церкви, посещавшие богослужения. Позже школы наполнились людьми, ищущими дорогу к храму, теми, кто не были религиозно просвещены и воспитаны в семье. В 1994 г. при московских приходах действовало более 80 церковно-приходских школ с общим числом учащихся около 6000 человек в возрасте от 5 до 18 лет18. В 1997 г. насчитывалось 86 воскресных школ при храмах Москвы19, в 2004 г. — 166, в 2007 г. — 20220. На начальном этапе развития воскресных школ основными проблемами были: отсутствие программ, общих методических указаний, опытных преподавателей, помещений. В настоящее время отчасти эти проблемы решены. В ряде школ созданы творческие кружки, на базе воскресных школ существуют спортивные и военно-патриотические организации, молодежные объединения. Сейчас в Москве действует более сорока православных молодежных организаций21.

В воскресных школах дети изучают Закон Божий, литургику, церковнославянский язык, историю Церкви, катехизис и др. Наиболее устойчивых результатов удается достичь в тех воскресных школах, где наряду с указанными предметами детям предлагаются для освоения дисциплины общеобразовательного (краеведение, история, литература, живопись) или прикладного (столярное дело, резьба по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование) характера. При школах могут создаваться творческие кружки — театральные, хоровые, фольклорные, музыкальные. Святейший Патриарх Алексий II подчеркивал, что на приходах должны быть центры (кружки, школы, клубы), где православная молодежь могла бы реализовать свои творческие стремления и потребности22. Если молодые люди не только вместе молятся, но и проводят досуг в своем кругу, тогда им легче защититься от разлагающего влияния современного мира.

Одним из важнейших направлений учебной деятельности воскресных школ является обучение церковному пению. Среди приоритетных направлений работы воскресных школ можно назвать культурно-просветительное, спортивное и военно-патриотическое. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что постепенно воскресные школы должны перерождаться в своего рода дома творчества

17 Список воскресных школ г. Москвы // Воскресная школа: Открытый урок. Альманах, ноябрь 2005 г. № 4. С. 23-38.

18 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 7.

19 Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997 // История Русской Церкви : в

9 кн. М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Кн. 9. С. 644.

20Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 24 декабря 2007 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 59.

21 Москва : каталог православных молодежных организаций // Встреча. 2008. № 2 (27). С. 16-20.

22Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 15 декабря 2004 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 36.

православной молодежи23. В настоящее время воскресные школы стремятся к объединению и взаимодействию друг с другом. Как правило, объединение происходит с целью проведения совместных праздников, паломнических поездок и спортивных мероприятий. Наметились и пути взаимодействия воскресных школ с общеобразовательными учебными заведениями, что позволяет не просто сообщить некоторый объем знаний учащимся, но и по-новому организовать внешкольную жизнь подростков.

В воскресных школах обучаются не только дети, но и взрослые. Еще в 1993 г. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что взрослые, также как и дети, нуждаются в обучении в воскресных школах24. Необходимо проводить катехизацию взрослых, раскрывать им смысл богослужения, его содержания. Образовательные учреждения для взрослых на приходах могут быть самыми разнообразными — это воскресные школы, катехизаторские курсы, духовно-просветительские центры, церковно-певческие курсы и др. Во многих московских храмах созданы певческие группы, на службах поют церковные хоры из прихожан храма. Занятия по пению для взрослых и создание народных хоров приводят многих людей к более глубокому вхождению в Церковь.

Просветительскими центрами являются приходские библиотеки, первые из которых стали появляться в Москве в конце 1980-х гг. Процесс их открытия был вызван большей частью нуждами действующих при храмах воскресных школ, приходом в храм малоцерковных людей, стремящихся больше узнать о православной вере, а также необходимостью обеспечения храма грамотными сотрудниками, которые смогли бы ответить на вопросы «вопрошающих». Существующие в настоящее время приходские библиотеки различаются размерами своих фондов (от нескольких сотен до десятков тысяч), режимом работы (в основном — раз в неделю или несколько дней в неделю), наличием читального зала и др. Социальная роль приходской библиотеки традиционно несет в себе функции просветительского характера, сохранение и преумножение культурного наследия. Приходская библиотека может являться центром общения студентов церковных учебных заведений, учебной базой воскресной школы, помогать пастырям в катехизации готовящихся к крещению, обеспечивать литературой малоимущие слои населения, заниматься просвещением подопечных различных социальных учреждений. Крупнейшими церковно-приходскими библиотеками в Москве являются библиотеки при храмах святого пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке, и иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

Большое значение придавал Алексий II распространению «Православной энциклопедии»25, а также православных периодических изданий. Отмечал, что

23 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 15 декабря 2004 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2005.

24Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 20 декабря 1993 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1994. С. 12.

25Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам

они должны быть в каждой приходской библиотеке26, чтобы верующие могли бы регулярно знакомиться с церковными новостями и черпать необходимую информацию. Церковные газеты должны служить просвещению прихожан, быть помощниками для тех, кто стремится жить церковной жизнью. Святейший указывал на то, что в каждом приходе должна быть воскресная школа как для детей, так и для взрослых27, и библиотека28.

В рамках просветительской деятельности происходит развитие приходских средств массовой коммуникации. В последние годы отмечается рост числа приходских и монастырских периодических изданий. Церковные газеты повествуют как о внутрицерковной жизни, так и о мире с точки зрения Церкви и православного мировоззрения. Большую работу в этой области осуществляют приходы храмов иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова, Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице и др. Отдельные приходы организуют свои радио- и телепрограммы (например, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке).

Большинство московских приходов имеет свои интернет-сайты. Алексий II говорил, что в каждом приходе должен быть интернет29. Благодаря интернету наша Церковь имеет возможность широко информировать пользователей сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Архиерейских Соборов и Священного Синода, о внешних церковных связях, развитии церковногосударственных и церковно-общественных отношений, о событиях епархиальной и приходской жизни, миротворческом, социальном и благотворительном служении Церкви.

Духовно-просветительская деятельность прихода может осуществляться в учебных государственных заведениях, а также в больницах, тюрьмах, домах ребенка, приютах, воинских частях и др. Здесь основная сложность — договориться о сотрудничестве с руководством данного учреждения, которое не всегда идет на контакт с представителями Церкви. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что «социальное служение прихода должно стать частью его миссионерской деятельности»30.

храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 23 декабря 2003 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви,

2004. С. 34.

26Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 24 декабря 2007 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2008.

С. 47.

27 Епархиальное собрание московского духовенства// Церковный вестник. 2009. № 1—2 (398-399). С. 13.

28Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2001. С. 47.

29 Там же. С. 24.

30Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епар-

К просветительской работе Церкви относится и противостояние сектам. Большую работу в этом направлении ведет протоиерей Олег Стеняев. С 1994 г. он возглавлял центр реабилитации жертв нетрадиционных религий и помощи наркозависимым им. А. С. Хомякова, организованный при храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Основной задачей создания Центра является духовная реабилитация людей, пострадавших от нетрадиционных тоталитарных деструктивных псевдо-религиозных организаций и сект.

На епархиальном собрании 2000 г. Алексий II указывал, что приоритетная деятельность приходов в настоящее время — это просветительская, миссионерская и информационная31. Он говорил, что главной и неизменной заботой Церкви должны быть приходящие в церковь люди — не только постоянные прихожане, но и те, кто ищет дорогу к храму или пока не проявляет достаточной активности в церковной жизни.

Образовательная деятельность

Первые православные гимназии, лицеи, школы в Москве стали появляться в начале 1990-х годов. Они учреждались и действовали на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Называясь православными, они являются не духовными, а светскими учебными заведениями с преподаванием предметов вероучения и осуществлением православного воспитания. В этих школах учебный день начинается и заканчивается молитвой. Все знаменательные события в жизни школы, в том числе начало и конец учебного года, отмечаются молебнами. Учащиеся регулярно посещают храмовые богослужения.

Святейший Патриарх Алексий II в 1994 г. указывал, что основные трудности в создании православных гимназий, школ и лицеев — это проблема помещений и финансирования учебного процесса32. Он также отмечал, что православные школы испытывают затруднения с приемом учеников и подчас не могут расшириться из-за отсутствия площадей, средств и педагогических кадров33. В 1998 г. в Москве было 22 негосударственных православных школы, из которых 4 были учреждены приходами, 14 — общественными организациями и братствами,

4 являются частными34. На данный момент в городе существует 21 православное среднее общеобразовательное учебное заведение35.

хиальном собрании 15 декабря 2004 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви,

2005. С. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2001. С. 22.

32 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 10.

33 Там же.

34Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 23 декабря 1998 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1999. С. 46.

35 Православный церковный календарь 2009. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 212-215.

Открытие церковных образовательных заведений требует больших финансовых и трудовых затрат. Действующие православные школы, как правило, не имеют собственных зданий (площадей) и прилегающих территорий, достаточного постоянного финансирования со стороны государства (в отличие от государственных заведений), испытывают сложности с обеспечением квалифицированными педагогическиими кадрами, и поэтому таких школ немного.

Большую образовательную деятельность ведут клирики храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, при котором созданы традиционная гимназия и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Диаконическая деятельность

В советский период были запрещены всякая церковная благотворительность и социальное служение. В начале 1990-х гг. законодательством были предоставлены приходам возможности посещения больниц, детских домов, домов престарелых и инвалидов, воинских частей и мест заключений. Святейший Патриарх Алексий II на епархиальном собрании 23 декабря 1994 г. призывал каждый храм взять духовную опеку над близлежащей больницей, воинской частью, школой, детским домом, домом престарелых36. Он подчеркивал, что «Православная Церковь, будучи наряду с другими религиозными организациями отделена от государства, не может отделить себя от нужд общества, в среде которого проходит свое земное служение»37.

В 1996 г. Алексий II среди наиболее активных московских приходов, занимающихся социальной деятельностью, отмечал храмы святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, святителя Митрофана Воронежского и Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря38. Следует заметить, что и сейчас общины этих храмов остаются одними из самых активных московских приходов, осуществляющих социальное служение. В 2002 г. Комиссия по социальной деятельности начала анкетирование храмов. В 2003 г. Комиссией была собрана информация о социальной деятельности двухсот московских приходов. В марте 2004 г. начал работу интернет-сайт комиссии (www.miloserdie.ru), где размещена база данных о социальной деятельности в Москве.

Святейший Патриарх Алексий II говорил, что в каждом приходе должен быть избран человек, отвечающий за социальное служение39. В круг его обязанностей должно входить создание общин и групп милосердия, кормление нуждающихся,

36 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 20.

37Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 21-22.

38Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, представителям став-ропигиальных монастырей и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 12 декабря 1996 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1997. С. 31-33.

39Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2001. С. 48.

шефство над больницами, детскими домами, домами для престарелых и инвалидов и др. Среди основных трудностей в организации социального служения на современном этапе Алексий II называл «недостаток средств, отсутствие помещений, незнание утраченных традиций, неумение из-за разобщенности реализовывать социальные проекты на межприходском и епархиальном уровне, отсутствие воспитанных в духе милосердия прихожан»40.

Не всегда руководители медицинских и социальных учреждений расположены и открыты к Православной Церкви. Важным моментом в развитии социального служения явилось подписание в октябре 2006 г. соглашений о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Департаментом здравоохранения г. Москвы и между Московской епархией и Департаментом социальной защиты населения, что облегчило организацию сотрудничества между приходами и учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

По данным «Отчета архиепископа Истринского Арсения о деятельности Епархиального совета и комиссий при нем» на епархиальном собрании г. Москвы 24 декабря 2007 г., в столице насчитывается 19 больничных храмов, 12 больничных храмов, стоящих отдельно при лечебно-профилактических учреждениях, 11 часовен при лечебно-профилактических учреждениях, 11 сестричеств и групп милосердия41. В перспективе предполагается при каждой больнице создать больничный храм или молельную комнату, чтобы в каждой больнице совершал служение священник, работали требная сестра и социальный работник Церкви.

В Москве окормляются все действующие дома престарелых; все они имеют молельные комнаты, а в шести есть домовые храмы42.

В 1996 г. в Москве было 4 тюремных храма и одна молельная комната. В настоящее время во всех тюрьмах Москвы есть храмы, активно идет миссионерская работа среди заключенных. Сейчас в Москве находятся семь следственных изоляторов. В шести из них существуют домовые церкви, в седьмом — молельная комната43. Несколько лет назад установилась традиция: 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, проводить «День милосердия и сострадания ко всем в узах и темницам пребывающих». В этот день в храмах Москвы собираются пожертвования, священнослужители посещают московские тюрьмы и передают заключенным праздничные подарки.

Московскими приходами окормляются большинство детских домов Москвы. Из 21 дома ребенка 18 окормляются приходами, а остальные три от сотруд-

40 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 25 марта 2003 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 39.

41 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 24 декабря 2007 года. М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 62.

42 Там же.

43 Там же. С. 63.

ничества категорически отказались44. Комиссией по социальной деятельности организованы курсы для будущих усыновителей и воспитателей. Из 8 домов для детей-инвалидов, расположенных в Москве, окормляются 645. Большую работу по оказанию помощи детям-инвалидам проводит приход храма иконы Божией Матери «Живоностный Источник». В штате дома-интерната № 8 с 1996 г. работают православные специалисты (прихожане этого храма) или приглашенные ими сотрудники. Для детей, которых раньше никто ничему не обучал, разработана уникальная программа реабилитации при участии Православного центра «Живоностный Источник», кафедры специальной психологии и олигофренопедагогики МИОО и дома-интерната.

Окормление социальных и лечебных учреждений, как правило, включает в себя: духовную поддержку страждущих духовенством прихода (совершение таинств крещения, исповеди, причастия, соборования, частные беседы); поздравление с главными церковными праздниками (раздача подарков, беседы о празднуемом событии, праздничные концерты силами учащихся воскресных школ и др.); катехизаторские беседы с сотрудниками и подопечными этих учреждений; раздачу православной литературы; организацию различных досуговых мероприятий и др. В больницах силами прихожан-добровольцев производится уход за тяжелобольными одинокими людьми. Для воспитанников детских домов организуют посещение богослужений. В некоторых приходах детей из окормляемых детских домов прихожане берут к себе в гости.

При некоторых приходах открыты центры реабилитации алкогольно- и нар-козависимых. С начала 1990-х гг. этой деятельностью занимались приходы храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке и иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение» на Ходынском поле. Здесь устраивались различные мероприятия по оказанию помощи страждущим подобными вредными пристрастиями, было налажено сотрудничество с медицинскими учреждениями. На конец 2006 г. в Москве при 14 приходских храмах действовали центры реабилитации алкогольно- и наркозависимых46. В рамках работы с наркоманами и алкоголиками в день празднования в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в московских храмах совершаются молебны об исцелении людей, страдающих от недугов алкоголизма и наркомании.

В отдельных приходах оказывается помощь малообеспеченным прихожанам. Так, например, в приходе храма святителя Митрофана Воронежского составлены списки многодетных, одиноких и больных прихожан, им оказывается необходимая помощь. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно указывал

44 Попечение Церкви о детях-сиротах: Доклад Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы на Всероссийской научно-практической конференции «Технология организации патронажных служб и служб милосердия. Опыт, проблемы, перспективы». Екатеринбург, 31 марта — 2 апреля 2008// Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. Материалы круглого стола по религиозному образованию. Инф. бюллетень, июль 2008. URL: http://www.rondtb.msk.ru/newslet/ru/76_1_ru.htm (дата обращения 15.10.2008).

45 Там же.

46 Социальная деятельность православных приходов Москвы : справочник. М. : Комиссия по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, 2007. С. 206-207.

на необходимость в приходах наладить регулярную помощь многодетным семьям. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, т.к. каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми.

Алексий II говорил, что на приходах должна быть собрана информация о живущих возле храма верующих инвалидах, особенно тех, кто не может самостоятельно покинуть своего дома. Необходимо помочь этим людям попасть на богослужение, привлекая к этому прихожан, имеющих автомобили47. Попечение об инвалидах имеет приход храма Тихвинской иконы Божией Матери в бывшем Симоновом монастыре, где активно действует община глухих, проходят богослужения на языке жестов.

Приходами оказывается помощь ушедшим на покой священнослужителям и семьям почивших священнослужителей. Алексий II указывал, что в каждом приходе необходимо иметь сведения о престарелых, вышедших за штат, или почивших священнослужителях. Необходимо оказывать всемерную помощь вдовам и семьям почивших, ухаживать за их могилами, заботиться об оставшихся одиноких престарелых или немощных клириках48.

Открытие собственного социального учреждения (больницы, богадельни, детского дома) требует больших финансовых вложений; при отсутствии поддержки со стороны государства это не под силу большинству приходов. Сейчас в Москве действуют 5 церковных детских домов49, они созданы при храмах Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, святого благоверного царевича Димитрия и святителя Митрофана Воронежского. Из трех церковных богаделен две открыты при приходских храмах — святого благоверного царевича Димитрия и Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря.

Алексий II призывал приходы открывать приюты, богадельни, столовые для бедных. Если приход не в состоянии образовать такие учреждения, то он должен помогать тем из них, которые уже созданы в других местах или взять шефство над одним из расположенных поблизости светских заведений с подобного рода направленностью. Когда же нет возможности сделать и этого, то организовать на приходе с помощью прихожан помощь многодетным, инвалидам, одиноким старикам50.

Диаконическое служение в различных приходах может быть разнообразным. Оно определяется социальными учреждениями, с которыми удалось организовать сотрудничество; имеющимися на приходе социальными, медицинскими кадрами; наличием добровольцев, имеющих возможность на безвозмездной основе потрудиться на ниве социального служения.

47 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М. : Изд. совет Русской Православной Церкви,

2006. С. 44.

48 Там же. С. 42.

49 Социальная деятельность православных приходов Москвы : справочник. М. : Комиссия по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, 2007. С. 182—183.

50Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2001. С. 47.

За последнее двадцатилетие православные приходы Москвы внесли существенный вклад в расширение и развитие сферы социально-педагогической деятельности столицы. Практически во всех московских приходах есть воскресные школы, во многих работают приходские библиотеки, окормляются многие лечебные и социальные учреждения. Несмотря на имеющиеся финансовые, кадровые и другие трудности, социально-педагогическая деятельность православных приходов продолжает успешно развиваться. Появляются новые формы социально-педагогического служения, такие как молодежные клубы, приходские музеи, приходские паломнические службы, издательства и многие другие. Приоритетными направлениями развития социально-педагогической деятельности приходских общин на сегодняшний день являются: организация православных молодежных объединений, просветительская работа в молодежных аудиториях и социальных учреждениях, развитие православных интернет-ресурсов.

Святейший Патриарх Кирилл, будучи Местоблюстителем Патриаршего Престола, митрополитом Смоленским и Калининградским, говорил, что Святейший Патриарх Алексий II в начале своего Первосвятительского служения принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений51. Перед ним стояли задачи возобновления катехизации и миссионерства, восстановления и строительства храмов, возрождения социальной работы, благотворительности, других видов церковного служения. Святейший Патриарх Алексий II оставил уже окрепшую Церковь. В последние годы он часто подчеркивал необходимость продолжения качественных изменений в социальном, просветительском и миссионерском служении. Его преемник Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в бытность Местоблюстителем Патриаршего Престола, в интервью накануне Поместного собора 2009 г. говорил о продолжении этой политики в социальной области: «сегодня нужно возрождать церковность в самом широком смысле этого слова — через духовное просвещение, миссионерство, катехизацию, социальное служение, церковно-общественную деятельность»52.

Ключевые слова: приходская социально-педагогическая деятельность, епархиальное собрание духовенства Москвы, комиссии при Епархиальном совете Москвы, приходские общины, катехизация и просвещение, воскресные школы, церковно-приходские библиотеки, православные школы, приходская диакония, окормление социальных учреждений.

51 Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он людям отдавал свое сердце. Слово перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия// Церковный вестник. 2008. № 23 (396). С. 4.

52 Интервью Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла порталу «Интерфакс-религия» 13 января 2009 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/891.htm (дата обращения 15.04.2009).

Social and educational activities of orthodox church in Moscow under Patriarch of Moscow and all Russia Alexy II (based on the reports of his holiness Alexy II at the meetings of Moscow diocesan assembly in 1992—2008)

T. V. Kachala

In the late 1980-s Russian Orthodox Church was given the opportunity to revive its social and educational activities due to certain changes in religious policy of the Soviet Union. His Holiness Patriarch of Moscow Alexy II has made a valuable contribution to the establishment and development of these activities, participating in annual meetings of Moscow Diocesan Assembly, analyzing and summarizing the results and bringing forward new forms of parish socio-pedagogical work. The present article analyses and classifies the main directions of educational, missionary and catechizing activity of Moscow Orthodox parishes in 1990-2008.

Keywords: social and educational activities of Moscow parishes, meeting of Moscow Diocesan Assembly, Moscow Diocesan Council Committee, parishes, catechization and enlightenment, Sunday schools, parochial libraries, Orthodox schools, parochial diaconia, pastoral care in social institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.