Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МАТЕМАТИКА / GIFTEDNESS / SCHOOLCHILDREN / PROJECT METHOD / MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Александра Владимировна, Кириллова Оксана Александровна

Данная статья посвящена проблемам развития и работы с одаренными школьниками по математике в кружковой деятельности. Идея развития и обучения одаренных детей отражена в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утвержденная президентом 3 марта 2012 года, где представлены основные цели и принципы выявления и развития таких детей. Выделены понятия одаренные дети, детская одаренность в психологии и педагогике. Представлены требования к использованию метода проектов для развития одаренных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHOD AS A MECHANISM FOR THE GIFTED STUDENTS’ DEVELOPMENT

This article is devoted to the problems of development and work with gifted students in mathematics in hobby groups. The idea of developing and teaching gifted children is reflected in the “Concept of a nationwide system for identifying and developing young talents” approved by the President on March 3, 2012, which presents the main goals and principles for identifying and developing such children. The concepts of gifted children, children's giftedness in psychology and pedagogy are highlighted. The requirements for the use of the project method for the development of gifted students are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.026.9

Александра Владимировна Перфильева, Оксана Александровна Кириллова

г. Шадринск

Метод проектов как механизм развития одаренности школьников

Данная статья посвящена проблемам развития и работы с одаренными школьниками по математике в кружковой деятельности. Идея развития и обучения одаренных детей отражена в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утвержденная президентом 3 марта 2012 года, где представлены основные цели и принципы выявления и развития таких детей. Выделены понятия одаренные дети, детская одаренность в психологии и педагогике. Представлены требования к использованию метода проектов для развития одаренных школьников.

Ключевые слова: одаренность, школьники, метод проектов, математика.

Alexandra Vladimirovna Perfilieva, Oksana Alexandrovna Kirillova

Shadrinsk

The project method as a mechanism for the gifted students' development

This article is devoted to the problems of development and work with gifted students in mathematics in hobby groups. The idea of developing and teaching gifted children is reflected in the "Concept of a nationwide system for identifying and developing young talents" approved by the President on March 3, 2012, which presents the main goals and principles for identifying and developing such children. The concepts of gifted children, children's giftedness in psychology and pedagogy are highlighted. The requirements for the use of the project method for the development of gifted students are presented.

Keywords: giftedness, schoolchildren, project method, mathematics.

На сегодняшний день в нашей стране реализация креативного потенциала молодежи является социальным заказом государства. Важнейшим аспектом деятельности учебных заведений стало поиск, выявление, развитие и работа с одаренными и способными детьми. В современном мире необходимо научить ребенка быть конкурентоспособным, уметь отстаивать свои мысли, реализовывать свои идеи. Данная идея была отражена в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утвержденная президентом 3 марта 2012 года [3]. Данный документ определяет основные принципы и задачи выявления и развития молодых талантов.

Среди необычных явлений природы одно из первостепенных мест занимает детская одаренность. На протяжении нескольких столетий многие педагоги занимались вопросами диагностики и развития таких детей. На современном этапе развития общества интерес к детской одаренности продолжает расти. Данный вопрос интересен как для общеобразовательных организаций, так и для учреждений дополнительного образования. Такое внимание к данному вопросу обусловлено потребностями общества в неординарных креативных личностях. Нестабильность окружающего мира требует от человечества высокой активности, умений и способностей нестандартно мыслить и быстро находить эффективное решение проблемы. С этим могут справиться именно высокоодаренные личности, способные принести много пользы для общества [4; 9].

Одним из методов развития творческого потенциала одаренных школьников является метод

проектов. Данный метод является не новым, его часто используют в учебном процессе, но вот в школе на уроках математики учителя редко его применяют, т.к. он занимает много времени. Поэтому новизной нашего исследования является то, что мы этот метод применяем у себя в программе дополнительного образования при подготовке школьников к олимпиадам по математике.

Прежде чем говорить о потенциале проектной деятельности для развития одаренности определимся с понятиями, признаками и видами.

В современной психологии выделяется два понятия: одаренные дети и детская одаренность. Под одаренными детьми понимают группу детей, которые обгоняют своих ровесников в развитии. Детская же одаренность, наоборот, не предполагает какого-либо отбора, а считает, что любой ребенок обладает интеллектуально-творческим потенциалом.

В педагогике под одаренностью обычно понимают качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [6].

В соответствии с «Рабочей концепцией одаренности» признаки одаренности определяются двумя аспектами поведения одаренного школьника: мотивационный и инструментальный.

Мотивационный признак определяет природу отношений ребенка к окружающему миру и к своей деятельности.

Инструментальный признак определяет природу способов деятельности.

Среди признаков мотивационного поведения одаренного ребенка выделяют:

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (47) 2020

71

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- высокая чувствительность к звукам, запахам, цвету, растениям, формам деятельности (познавательной, художественной, исследовательской и т.д.);

- высокие когнитивные потребности, выражающиеся в повышенной любопытности, готовности выйти за рамки требований учебно -познавательной деятельности;

- повышенный интерес к некоторым видам и областям деятельности, некоторым предметам, увлеченность каким-либо делом; проявляют большую усидчивость и устремленность, заинтересованность парадоксальной и необычной научной информацией; не принимают и отвергают шаблоны и стереотипы;

- высокие требования к своей деятельности, готовность ставить перед собой сложнейшие задачи и стремления в их достижении, тяготение к самосовершенствованию, самообучению и саморазвитию.

К признакам инструментальной стороны поведения одаренного школьника можно отнести:

- легкое усвоение методов и средств осуществления различных видов деятельности, ее успешная реализация;

- открытие и использование новейших и наиболее эффективных способов и приемов деятельности для разрешения насущных ситуаций;

- углубленное изучение какой-то предметной области, выдвижение на ее основе новых задач деятельности, сосредоточенных на иное видение ситуации и ее дальнейшее успешное решение [1].

Способность школьника к творчеству -огромный дар природы, которым одарен каждый ученик в разной степени, причем диапазон этих различий велик: от умственной отсталости до одаренности. В связи, с чем в концепции образования появилось две глобальные задачи:

- разработка системы развития и обучения одаренных школьников;

- разработка эмпирических мер, сконцентрированных на развитии умственного потенциала любого ученика в области образования.

Обе эти задачи, с точки зрения системного подхода, можно разделить на четыре направления:

- концепция одаренности;

- диагностирование одаренности;

- прогнозирование развития;

- концепция развития в сфере образования [2].

Не сложно заметить, что каждое последующее

направление не может быть решено без предыдущего, т.е. все они тесно взаимосвязаны между собой.

Считается, что каждый ученик одарен в какой-либо области, но всякий из них требует особого подхода в развитии и обучении.

В своей кружковой работе с одаренными школьниками по математике мы применяем решение проблемных ситуаций, решение частично -поисковых и творческих задач, написание проектов и др., т.к. такие школьники проявляют особый интерес в исследовательской и поисковой деятель-

ности. Такие виды работ дают возможность погрузить их в творческий процесс, научить делать открытия в области математики, активирует умственный труд и самопознание. В своей работе мы очень часто применяем именно метод проектов. Что же это такое и как с ним работать?

Проект - это модель некоторого объекта или вида, а проектирование - это процесс разработки проекта [10].

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [8].

Применение метода проектов в кружковой работе имеет множество положительных преимуществ. Данный метод относят к технологиям компетентностно-ориентированное обучения. Его применение позволяет активизировать познавательный интерес у школьников, развивать творческие способности. Кроме того, он позволяет учитывать интересы школьников в математике, уровень их одаренности и в зависимости от этого предлагать ученикам разные виды работ по проекту: анализ и нахождение решения прикладной задачи, исследование интересующего вопроса по математике и выступление с докладом с защитой своих выводов. Так же этот метод дает возможность одаренному школьнику развивать свои способности и при этом учиться с одноклассниками, оставаясь в привычной для него социальной среде. Проектная деятельность - это еще и форма воспитания, позволяющая ученикам еще больше проявить свои способности в разных областях математики. Исследуя интересующий школьников вопрос по математике, т.е. выполняя проект, ученики знакомятся с методами научной работы, участвуют в исследованиях, что придает им уверенности в своих силах, позволяет им самоутверждаться, получать удовольствие от успеха выполненной работы [7].

В ходе выполнения проектов, одаренные школьники совершенствуют математическое мышление, самостоятельность, учатся получать необходимый материал, предвидеть развитие проекта на несколько шагов, находить неординарные решения, справляться самим с возникшими проблемами. Конечно же, вся эта работа требует применения уже приобретенных знаний и умений в новых условиях, развитие иных способов деятельности, на основе полученных ранее.

Начиная работу с использованием метода проектов необходимо, прежде всего, познакомиться с требованиями к нему, выделенные Е.С. Полат:

- наличие интересной для школьников в плане исследования проблемы, которая потребует от них интегрированных знаний, умений найти решение поставленной задачи;

PEDAGOGICAL SCIENCES

- прикладная, общетеоретическая, когнитивная значимость предполагаемых достижений;

- самостоятельная (личностная, парная, коллективная) деятельность школьников;

- демонстрация результатов деятельности учащихся на каждом этапе в основной части проекта;

- применение исследовательских методов с построенных в определенной последовательности действий:

а) формулировка проблемы и задач исследования;

б) выдвижение гипотезы;

в) обдумывание способов представления результатов;

г) сбор, систематизация и анализ материалов;

д) подведение итогов, представление результатов;

е) заключение, идеи новых проблем [5]. Целью метода проектов является - создать

необходимые условия для одаренных школьников, при которых они смогут самостоятельно приобретать необходимые им знания, развивать исследовательские умения, находить креативные решения возникших проблем.

Школьники интересен такой формат работы, они узнают много нового о математике.

В 2019-2020 году школьники, обучающиеся по программе дополнительного образования по подготовке к олимпиадам по математике, выполнив проекты, приняли участи в Фестивале проектов по математике для школьников, организованного ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в г. Екатеринбурге.

Школьникам интересно было отстоять свою точку зрения на исследуемую им тему, послушать другие выступления.

Таким образом, метод проектов на практике приводит к изменению позиции педагога в учебном процессе. Он не дает готовые знания ученику, а учит его находить самостоятельно, что является необходимым одаренным школьникам для их дальнейшего становления и развития.

Даная статья написана в рамках внешнего гранта «Теория и практика организации работы с одаренными детьми по математике» сетевого взаимодействия ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/124/877/1219/03bogoyavlenskaya46-68.pdf (дата обращения: 08.08.2020). - Текст : электронный.

2. Иванова, Е.А. Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение / Е.А. Иванова. - Москва, 2006. - Текст : непосредственный.

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827. - URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 01.08.2020). - Текст : электронный.

4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие / под ред. А.М. Ма-тюшкина. - Москва : МОДЭК, 2004. - 192 с. - Текст : непосредственный.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - Москва : Академия, 2002. - Текст : непосредственный.

6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - Москва : Восток, 2003. - 274 с. - Текст : непосредственный.

7. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Е.С. Полат. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 1997. - № 4. - С. 34-41.

8. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. -Москва : Академия, 2010. -193 с. - Текст : непосредственный.

9. Савенков, А.И. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования / А.И. Савенков. -Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 2-9.

10. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям / И.Д. Чечель. - Текст : непосредственный // Методология учебного проекта. - Москва : МИПКРО, 2001. - 201 с.

REFERENCES

1. Bogojavlenskaja D.B. Rabochaja koncepcija odarennosti [Working concept of giftedness]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/124/877/1219/03bogoyavlenskaya46-68.pdf (Accessed 08.08.2020).

2. Ivanova E.A. Psihologicheskie osobennosti odarennyh detej i ih psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie [Psychological characteristics of gifted children and their psychological and pedagogical support]. Moscow, 2006.

3. Koncepcija obshhenacional'noj sistemy vyjavlenija i razvitija molodyh talantov: utv. Prezidentom RF 03.04.2012 N Pr-827. [Concept of a nationwide system for identifying and developing young talents]. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (Accessed 01.08.2020).

4. Matjushkin A.M. (ed.) Odarennost' i vozrast. Razvitie tvorcheskogo potenciala odarennyh detej: ucheb. posobie [Endowment and age. Development of the creative potential of gifted children]. Moscow: MODJeK, 2004. 192 p.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (47) 2020

73

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Polat E.S. (eds.) Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: ucheb. posobie [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademija, 2002.

6. Tul'kibaeva N.N. (eds.) Pedagogicheskaja jenciklopedija: aktual'nye ponjatija sovremennoj pedagogiki [Pedagogical encyclopedia: actual concepts of modern pedagogy]. Moscow: Vostok, 2003. 274 p.

7. Polat, E.S. Tipologija telekommunikacionnyh proektov [Typology of telecommunication projects]. Nauka i shkola [Science and School], 1997, no. 4, pp. 34-41.

8. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademija, 2010. 193 p.

9. Savenkov A.I. Detskaja odarennost' i problema soderzhanija doshkol'nogo obrazovanija [Children's endowment and the problem of the content of preschool education]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 1999, no. 12, pp. 2-9.

10. Chechel' I.D. Pedagogicheskoe proektirovanie: ot metodologii k realijam [[Pedagogical design: from methodology to reality]. Metodologija uchebnogoproekta [Trainingproject methodology]. Moscow: MIPKRO, 2001. 201 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.В. Перфильева, студентка 5 курса факультета информатики, математики и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].

О.А. Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2094-2156 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Perfilieva, 5th year student of the Faculty of Informatics, Mathematics and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O. A. Kirillova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2094-2156

УДК 378

Екатерина Александровна Петрова, Светлана Олеговна Макеева

г. Екатеринбург

Опыт использования портфолио обратной связи в реализации практического

курса английского языка

Статья посвящена применению языкового портфолио, а именно портфолио обратной связи, как эффективного средства формирования самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам в условиях дистанта. Представлен опыт организации внутривузовского конкурса портфолио обратной связи на 2-4 курсах Института иностранных языков на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Также в статье описано положение конкурса; рассмотрены результаты анкетирования студентов и преподавателей, проанализирована динамика наполнения портфолио; определено функциональное назначение конкурса в рамках общей подготовки будущих специалистов языкового направления. Перечислены основные разделы портфо-лио обратной связи, предложенные в ходе организации конкурса с учетом авторского предложения его участников. Определены перспективные направления дальнейшего использования языкового портфолио.

Ключевые слова: дистанционное обучение, языковое портфолио, портфолио обратной связи, практический курс английского языка, познавательная деятельность, конкурс портфолио.

Еkaterina Alexandrovna Petrova, Svrtlana Olegovna Makeeva

Yekaterinburg

The experience of implementation of feedback portfolio in English for General Purposes

The article focuses on the use of language portfolio, namely feedback portfolio, as an effective means of forming the students' self-educational competence at university in the process of teaching foreign languages in the context of distant education. The procedure of intramural feedback portfolio contest is presented, the participants of which were 2-4 year students of the Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University. The article describes the contest rules and regulations; considers the results of a survey of students and teachers; analyzes the dynamics of creating the portfolio. The functional purpose of the competition is also determined as part of language specialists' training. The main sections of feedback portfolio proposed during the organization of the contest are listed taking into account the participants' proposals. Perspective directions of further use of language portfolio are identified.

Keywords: distant education, language portfolio, feedback portfolio, English for General Purposes, cognitive activity, portfolio contest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.