Научная статья на тему 'ОДАРЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ  С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ОДАРЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные дети / интеллектуальный потенциал / математическая одаренность / виды одаренности / gifted children / intellectual potential / mathematical giftedness / types of giftedness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Кириллова, П.А. Верфильева

В данной статье поднимается актуальная проблема современности – потребность в людях, умеющих принимать нестандартные решения в сложившей ся ситуации, т.е. речь идет о приумножении интеллектуального потенциала нашей страны, его поддержке. К такому потенциалу относятся одаренные дети. Представлен психолого-педагогический анализ определения «одаренности» разными авторами. Указывается необходимость развития одаренных детей. Также выделены виды одаренности и дана краткая их характеристика. Особое внимание уделено математической одаренности. Рассмотрены некоторые особенности работы с одаренными детьми по математике, опираясь на которые можно построить процесс обучения таким образом, чтобы продолжить развивать их способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTEDNESS AND FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN MATHEMATICS

The article describes the current problem of our time – the need for people who are able to make non-standard decisions in the current situation, that is, to increase the intellectual potential of our country, its support. This potential includes gifted children. The article presents a psychological and pedagogical analysis of the definition of “giftedness” of different authors. The need for the development of gifted children is indicated. The types of giftedness are also highlighted and their brief characteristics are given. Special attention is paid to mathematical giftedness. Some features of working with gifted children in mathematics can help build the learning process in such a way as to continue to develop their abilities.

Текст научной работы на тему «ОДАРЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ»

Таблица 2

Группа «КНР»

№ п/п Имя Возраст Рез.1 Рез.2 Рез.3 Примечания

1. Дзян Лей до 30 6 10 - -

2 Ню Сяому 30-50 4 8 - Разочарование в первом результате. Отказ от дальнейшей работы

3. Ван Синьин до 30 8 14 - -

4. Ма Дзе до 30 4 11 18 Выполнение задания «100 минут»

5. Ван Вэй 30-50 4 8 - Низкая мотивация к обучению

6. Хэ Цзин до 30 10 14 26 В период обучения в школе познакомилась с приемами мнемотехники. Выполнение задания «100 минут»

7. Си Лили старше 50 8 12 16 -

8. Жень Сюин старше 50 7 19 - Удовлетворена вторым результатом

9. Жень Лися старше 50 8 9 15 Невнимание к приемам мнемотехника после первого результата

10. Ли Цзиньсю 30-50 3 14 20 Выполнение задания «100 минут»

Анализ таблиц позволяет утверждать, что навыки восприятия текстов на слух и развитие кратковременной слуховой памяти в незначительной степени зависят от возраста учащихся и удаленности их родного языка от русского. Уровень развития краткой слуховой памяти участников обеих групп можно считать невысокой, что обусловлено общепринятой в разных странах методикой обучения иностранным языкам, когда учебный материал предъявляется в основном в форме письменных текстов и упражнений.

Библиографический список

Успех испытуемых был достигнут за счет мотивации, умения использовать приемы мнемотехники, самостоятельной работы.

В целом можно утверждать, что рациональное использование устного перевода на занятиях по практическому курсу русского языка как иностранного способствует активизации изученных языковых явлений, развитию краткой слуховой памяти и формированию переводческих умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

1. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград: Наука, 1974.

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. Москва: Просвещение, 1991.

3. Азимов Э.Т., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва: Русский язык Курсы, 2018.

4. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Москва: ИКАР 2011.

5. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Москва: Образование, 2000.

6. Нечаева Е.В. Фенечки: методическое пособие для преподавателей русского языка. Санкт-Петербург: Златоуст, 2017.

7. Шуан В. Методика использования учебного перевода в обучении китайских студентов-филологов устной речи на русском языке: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: 2016.

References

1. Scherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost'. Leningrad: Nauka, 1974.

2. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inostrannomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.

3. Azimov 'E.T., Schukin A.N. Sovremennyjslovar'metodicheskih terminov iponyatij. Teoriya iprakíika obucheniya yazykam. Moskva: Russkij yazyk Kursy, 2018.

4. Schukin A.N. Metodika obucheniya rechevomu obscheniyu na inostrannom yazyke. Moskva: IKAR, 2011.

5. Ziganov M.A., Kozarenko V.A. Mnemotehnika. Moskva: Obrazovanie, 2000.

6. Nechaeva E.V. Fenechki: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2017.

7. Shuan V. Metodika ispol'zovaniya uchebnogo perevoda v obuchenii kitajskih studentov-filologov ustnojrechina russkom yazyke: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: 2016.

Статья поступила в редакцию 16.07.20

УДК 37.016:51

Kirillova О.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: 970013@mail.ru

Perfilyeva P.A., BA student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: sasha.perfilieva@yandex.ru

GIFTEDNESS AND FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN MATHEMATICS. The article describes the current problem of our time - the need for people who are able to make non-standard decisions in the current situation, that is, to increase the intellectual potential of our country, its support. This potential includes gifted children. The article presents a psychological and pedagogical analysis of the definition of "giftedness" of different authors. The need for the development of gifted children is indicated. The types of giftedness are also highlighted and their brief characteristics are given. Special attention is paid to mathematical giftedness. Some features of working with gifted children in mathematics can help build the learning process in such a way as to continue to develop their abilities.

Key words: gifted children, intellectual potential, mathematical giftedness, types of giftedness.

О.А. Кириллова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, E-mail: 970013@mail.ru

П.А. Перфильева, студентка, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: sasha.perfilieva@yandex.ru

ОДАРЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Даная статья написана в рамках внешнего гранта «Теория и практика организации работы с одаренными детьми по математике» сетевого взаимодействия ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

В данной статье поднимается актуальная проблема современности - потребность в людях, умеющих принимать нестандартные решения в сложившейся ситуации, т.е. речь идет о приумножении интеллектуального потенциала нашей страны, его поддержке. К такому потенциалу относятся одаренные дети. Представлен психолого-педагогический анализ определения «одаренности» разными авторами. Указывается необходимость развития одаренных детей.

Также выделены виды одаренности и дана краткая их характеристика. Особое внимание уделено математической одаренности. Рассмотрены некоторые особенности работы с одаренными детьми по математике, опираясь на которые можно построить процесс обучения таким образом, чтобы продолжить развивать их способности.

Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальный потенциал, математическая одаренность, виды одаренности.

Развитие современного общества, образования, политические взгляды приводят к необходимости пересмотра механизмов развития индивида XXI века - личности, которая способна анализировать происходящую ситуацию, принимать активное участие в социальной и культурной практике, независимо и ответственно уметь находить решения в непрерывно изменяющихся обстоятельствах. Обучение и воспитание одаренных детей в данный момент времени является приоритетным в нашей стране. Д.А. Медведев подчеркнул, что «надлежит закончить разработку национальной системы» поиска одаренных детей и содействия им. «Возможность совершенствовать свой талант уже с юного возраста должны иметь все, независимо от достатка семьи, социального положения родителей и места проживания» [1].

Прошлые десятилетия школьное обучение было ориентировано на «среднего» ученика, где в основном уделялось внимание школьнику, имеющему проблемы в обучении. В последнее время ситуация изменилась, и стали задуматься об учениках, имеющих не проблемы, а интерес к данному предмету и даже достигли некоторых достижения.

С развитием новых технологий появилась необходимость уметь быстро принимать нестандартные решения в сложившейся ситуации, придумывать что-то новое, креативное, но при этом затрачивать минимум материальных благ Восполнить данную потребность в таких людях возможно посредством поддержки и приумножения интеллектуального внутреннего резерва населения нашей страны. К такому потенциалу относятся одаренные дети. Ни кто иной, как они являются тем необходимым потенциалом в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Одаренные дети - это наше общенациональное наследие, которое необходимо оберегать и развивать данные способности. Вследствие чего первостепенной задачей школы должно быть выявление одаренных детей, а также создание таких условий, при которых школьник будет себя чувствовать комфортно в данной образовательной среде, что позволит ему интеллектуально расти и развиваться.

Внутренний потенциал человека прямо и непосредственно не взаимосвязан с его умением учиться, его также нельзя обнаружить в тестах на интеллект. Большинство научных трудов, анализирующих одаренность и условия ее развития, склоняются к творческому потенциалу и креативности ребенка, являющимися независимым фактором одаренности. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в определенных видах деятельности.

В.А. Сухомлинский говорил так: «Одаренность человека - это не большой бутон, росточек, только пробившийся из земли и нуждающийся в большом внимании. Его надлежит баловать и растить, заботиться о нем, сделать все, чтобы он вырос и дал богатый урожай» [2].

Четко определить, что такое одаренность - нелегкая задача, которую пытались решить педагоги еще с древних времен [3]. На современном этапе проводится множество психологических обследований, опросов учителей, родителей, одноклассников с целью выявления признаков, концепций развития.

В своих исследованиях интеллекта учащихся М.А. Холодная определила одаренность как общие умения человека намеренно направлять свое мышление на новые задачи; общие психические способности подстраиваться под новые требования и возможности жизни.

Интеллектуальная одаренность - это индивидуальные психологические ресурсы, которые позволяют развиваться творческой интеллектуальной деятельности, связанной с применением нестандартных методов в решении проблем [4].

Интеллектуальная одаренность В. Штерном определяется как умение человека осознанно посылать сигналы своему мышлению на решение новых задач, настраивать его на решение новых проблем, направлять в нужном направлении [5].

Д.Б. Богоявленская считает, что одаренность - это целостное, формирующееся на протяжении всей жизни качество сознания, позволяющее человеку иметь более высокие возможности в определенных видах деятельности по сравнению с другими [6; 7].

Некоторые психологи сравнивают понятия «одаренность» и «талант». Д.В. Ушаков четко разграничивает эти понятия, но определяет одаренность как потенциальный талант, а талант - реализованную одаренность [8].

Таким образом, под понятием «одаренный ребенок» мы будем понимать интеллектуальную способность, позволяющую ребенку выделяться яркими, заметными результатами по математике. Признаками одаренности можно считать качества одаренного школьника, которые он показывает в математике, и которые можно оценить, наблюдая за ним. Таким образом, саму одаренность можно трактовать как характеристику трех направлений: умственных данных, выше среднего уровня, творчество и стремление.

Каждый ребенок обладает какими-то способностями и талантами. Дети по своей сущности любопытны и способны к учению. Для того чтобы ребенок проявил свои способности, необходимо четкое руководство им.

Выявить одаренных детей и начать с ними работу является современным назначением школы. Психологами проводилось, и сейчас проводится, множество

тестов, определяющих творческую активность нестандартно мыслящего населения. Результаты таковы, что среди общей массы людей креативных людей 2% среди взрослого населения, 11% - подростков, 17% - среди 7-летних детей, а также 37% - 6-летних детей. Таким образом, мы видим, что роль школы и учителя в том, чтобы направить ребенка в развитии его способностей [9].

Н.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей:

- дети с необычно высоким общим уровнем интеллектуального развития (обычно дошкольники и младшие школьники);

- дети, имеющие признаки специальной интеллектуальной одаренности по какому-то определенному предмету (чаще всего подростковый возраст);

- школьники, которые в учебе по разными причинам не проявили себя, но имеют высокую познавательную активность, нестандартность мышления, умственные резервы (обычно преобладают в старшем школьном возрасте) [10, с. 4].

Разные психологи выделяют разные виды одаренности. Наиболее полную классификацию, по нашему мнению, представил психолог В.И. Панов:

- общая - все данные развиты в одинаковой степени, индивид может достичь хороших результатов во всем;

- художественная - среди нее выделяется музыкальная, изобразительная, сценическая. Кроме того, они могут пересекаться - художественно-литературная;

- практическая - индивид хорошо знает свои достоинства и недостатки и умеет ими пользоваться, часто его не замечают;

- специальная - к данному виду относятся индивиды, у которых преобладают знания, умения и навыки только в какой-то одной сфере, в которой он может легко решить проблему или определить стратегию ее урегулирования;

- творческая - индивид имеет оригинальное мышление, манеру действия, мировоззрение, привлекает внимание окружающих, любопытен, с выраженной познавательной активностью, творчество проявляется в разных видах деятельности;

- интеллектуальная - индивид добивается больших успехов в учебе, легко дается анализ материала, сравнение, уровень интеллекта очень высок;

- академическая - индивиды данного вида с увлечением и легкостью осваивают любые предметы и в дальнейшем становятся прекрасными специалистами;

- спортивная - индивиды данного вида быстрые, гибкие, здоровые, показывают лучшие спортивные результаты по сравнению с остальными;

- организаторская - ее еще называют лидерской или социальной - индивиды данного типа помогают людям наладить отношения, легко могут объединить людей для какого-либо дела, в дальнейшем это могут быть педагоги, психологи, социальные работники;

- общая интеллектуальная и академическая - индивиды данного вида легко и быстро осваивают новые понятия, заучивают, анализируют, преобразовывают материал, что предоставляет им возможности быстрее добиться нужных результатов [11]. К академической одаренности можно отнести математическую одаренность. Данный вид одаренности основательно изучал психолог В.А. Кру-тецкий и выделил структуру математических способностей:

- добывание математической информации - умения формализовано воспринимать математическую информацию, усваивать формальную структуру задачи;

- переработка математического материала: а) умения логически мыслить в области числовых и объемных отношений, символики; умения мыслить математическими знаками; б) умения быстро обобщать математические объекты, отношения и действия; в) умения к кратким математическим рассуждениям; г) умения осуществлять гибкие мыслительные процессы; д) умения ясно, просто и рационально представлять решения; е) умения быстро перестроиться с одного мыслительного процесса на другой и обратно при математических рассуждениях;

- хранение математической информации - математическая память должна являться суммарной памятью на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методов решения задач и подходов к ним;

- общий обобщающий элемент - математическая ориентация интеллекта [12].

При достаточном внимании к личности ребенка, его интеллектуальным и познавательным способностям, знаниям об одаренности, ее видов, а также с применением различных диагностик и специалистов можно определить ребенка с незаурядными способностями. Все это можно сделать, но тут возникает другая проблема - чему и как учить таких детей.

Рассмотрим некоторые особенности работы с одаренными детьми по математике, опираясь на которые можно построить процесс обучения таким образом, чтобы продолжить развивать их способности:

- школьники способны быстро схватывать понятия, теоремы, методы и схемы решений и доказательств. Данная способность требует объемности темы, материала для анализа и обобщения, схематизации. С такими школьниками достаточно просто реализовывать междисциплинарный подход;

- школьники, как правило, сосредоточиваются на чем-то им интересном и пытаются разобраться в этом. Данную потребность при традиционном обучении нелегко реализовать, но ее можно удовлетворить в специальной программе посредством самостоятельных заданий;

- школьники способны подмечать, рассуждать, выдвигать гипотезы, обосновывать выводы, опираясь на свои математические знания, что также требует много времени при традиционном обучении. Развитие данных способностей при специальной программе позволит поднять их на качественно новый уровень;

- школьники с тревожностью относятся к своей непохожести со своими одноклассниками, но умелое руководство и внедрение аффективного компонента в процесс обучения позволит им понять себя, научиться принимать себя таким [10, с. 107];

- школьники, обладающие способностями в области математики, требуют специальных методов и форм работы. Одним из таких методов работы является метод «обогащения» обучения. Обогащение делится на два вида: «вертикальное» и «горизонтальное». «Вертикальное» обогащение представляется собой быстрое продвижение познавательных способностей в области математики, вследствие чего его еще называют «ускорением». Для «горизонтального» обогащения характерно увеличение развивающих возможностей урока; создание

Библиографический список

специальных программ; дополнительное образование, олимпиады, конкурсы, творческие проекты;

- школьникам для удовлетворения своих познавательных способностей необходимо не просто услышать от учителя новые методы, подходы решения задачи или доказательства теоремы, а пропустить все это через себя, самому прийти к этому методу или подходу, пройдя весь путь, который прошел какой-то известный математики много лет назад [13].

В американской психологии и педагогике, а в последнее время и у нас, если школьник выделяется особыми результатами в учебе или других видах деятельности, то его называют одаренным.

Учить одаренного, творческого ребенка в современном мире учителю нелегко, ему самому приходится быть творцом. Ведь учитель должен заинтересовать школьника своим предметом, выявить у него это способности и развить их, научить его, поощрять в ребенке желание учиться ради учебы. Благополучие профессиональной деятельности учителя складывается из умения находить общий язык со школьниками, моделировать процесс обучения, предвидеть результаты. Заинтересовать математикой можно не забавами, а занимательным содержанием, нетрадиционными методами решения задач и доказательством теорем.

1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107290/

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973.

3. Чуклин М. История развития представлений об одаренности. Available at: https://nsaturnia.ru/metodika/istoriya-razvitiya-predstavlenij-ob-odarennosti/

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

5. Штерн В. Умственная одаренность. Санкт-Петербург, 1997.

6. Сиротюк А.Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности: учебное пособие. - Москва: Директ-Медиа, 2014.

7. Суворова Г.А., Прохорова Л.А. Познавательные процессы в структуре способностей к математике. Молодой ученый. 2018; № 37 (223): 138 - 141

8. Ридецкая О.Г. Психология одаренности: учебное пособие. Москва: ЕАОИ, 2011. Available at: https://ibooks.ru/reading.php?productid=334580

9. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Запалацкая В.С. Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми. Москва: ИИУ МГОУ 2018.

11. Сеничева Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся. Вопросы территориального развития. 2015; № 9 (29): 5 - 9.

12. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва, 1968.

13. Тетина С.В. Возможности предметной олимпиады школьников в развитии дивергентного мышления. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 155 - 158. References

1. Poslanie Prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 30.11.2010. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107290/

2. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola, 1973.

3. Chuklin M. Istoriya razvitiya predstavlenij ob odarennosti. Available at: https://nsaturnia.ru/metodika/istoriya-razvitiya-predstavlenij-ob-odarennosti/

4. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Tomsk, 1997.

5. Shtern V. Umstvennaya odarennost'. Sankt-Peterburg, 1997.

6. Sirotyuk A.L. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie intellekiual'noj odarennosti: uchebnoe posobie. - Moskva: Direkt-Media, 2014.

7. Suvorova G.A., Prohorova L.A. Poznavatel'nye processy v strukture sposobnostej k matematike. Molodoj uchenyj. 2018; № 37 (223): 138 - 141

8. Rideckaya O.G. Psihologiya odarennosti: uchebnoe posobie. Moskva: EAOI, 2011. Available at: https://ibooks.ru/reading.php?productid=334580

9. Kukushin B.C. Teoriya i metodika obucheniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.

10. Zapalackaya V.S. Professional'naya podgotovka uchitelya k rabote s odarennymi det'mi. Moskva: IIU MGOU, 2018.

11. Senicheva N.N., Sokolova D.V. Uchastie v konkursah i olimpiadah kak forma razvitiya odarennosti obuchayuschihsya. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2015; № 9 (29): 5 - 9.

12. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov. Moskva, 1968.

13. Tetina S.V. Vozmozhnosti predmetnoj olimpiady shkol'nikov v razvitii divergentnogo myshleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 155 - 158.

Статья поступила в редакцию 12.07.20

УДК 378.1

Kolesnikov O.L., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: niiimmun@mail.ru

Kolesnikova A.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: niiimmun@mail.ru

Shishkova Yu.S., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: shishkova_yulia@mail.ru

Sinitskii A.I., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sinitskiyai@yandex.ru

PROBLEMS RELATED TO THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES. The article is dedicated to the current problem of using distance educational technologies. It shows the presence of issues related to distance education (reduced quality, organization of classes, academic fraud). A survey of 163 1st year students of the medical faculty of SUSMU is carried out. The participation in the study was voluntary and anonymous. The authors demonstrated that 83.9% of the respondents are satisfied with the study at SUSMU. The results of the survey show that the vast majority of students negatively assess the quality of distance education. 70% of students preferred the traditional in-classroom learning. The respondents preferred the following forms of lectures: webinar or lecture in pdf format. 71.1% of the studied works of students contained signs of plagiarism. The authors suggest using additional forms of control.

Key words: higher education, distance education, problem, quality of education, organization of classes.

О.Л. Колесников, д-р мед. наук, проф., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск,

E-mail: niiimmun@mail.ru

А.А. Колесникова, канд. мед. наук, доц., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, E-mail: niiimmun@mail.ru

Ю.С. Шишкова, д-р мед. наук, доц., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск,

E-mail: shishkova_yulia@mail.ru

А.И. Синицкий, д-р мед. наук, доц., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, E-mail: sinitskiyai@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.