Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ'

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Чжун Хуа, Добровольская Лиана Валерьевна

Актуальность проблемы обусловлена тем, что ключевыми направлениями развития высшего образования в Китае являются гуманизация и гуманитаризация. В системе музыкального образования сегодня востребованы специалисты, способные к созданию и распространению эстетических и художественных ценностей, творческому поиску, что невозможно осуществить без развитых способностей к саморазвитию и самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкально-просветительская деятельность. Цель статьи - выявить возможности музыкально-просветительской деятельности в развитии самореализации будущих учителей музыки в педагогических вузах Китая. Методологической основой исследования являются: философские и психологические теории самореализации личности (Л. Н. Коган, Л. А. Коростелева, Д. А. Леонтьев); теоретические положения общей психологии о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев), о деятельности, являющейся главным условием самореализации личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Э. В. Сайко и др.); идеи педагогов-музыкантов о сущности и содержании музыкально-просветительской деятельности учителя музыки (Е. Н. Яковлева и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами статьи раскрываются возможности включения будущих учителей музыки в музыкально-просветительскую деятельность: осуществляется внешняя (самовыражение индивида в профессиональной сфере жизнедеятельности) и внутренняя (расширение возможностей личности в процессе самосовершенствования личности в интеллектуальном, эстетическом и духовном аспектах) формы самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Чжун Хуа, Добровольская Лиана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AS A MEANS OF SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA

The relevance of the problem stated by the authors of this article is due to the fact that the key directions for the development of higher education in China are humanization and humanization. In the system of music education today, specialists are in demand who are capable of creating and disseminating aesthetic and artistic values, creative search, which cannot be carried out without developed abilities for self-development and self-realization in various types of professional activities. Music and educational activities have great opportunities to solve this problem. The purpose of the article is to identify the possibilities of musical and educational activities in the development of the self-realization of future music teachers in pedagogical universities in China. The methodological basis of the research is: philosophical and psychological theories of self-realization of personality (L. N. Kogan, L. A. Korosteleva, D. A. Leontiev); theoretical provisions of general psychology on the leading role of activity as a source of personality development (A. N. Leontiev), on the activity that is the main condition for self-realization of personality (B. G. Ananyev, A. A. Derkach, E. V. Saiko, etc.); ideas of music teachers about the essence and content of music and educational activities of music teachers (E. N. Yakovleva, etc.). The following methods were used research: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that the authors of the article reveal the possibilities of including future music teachers in musical and educational activities: external (self-expression of an individual in the professional sphere of life) and internal (expansion of personal capabilities in the process of personal self-improvement.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:378.637(510 ББК Ч448.94(5Кит)

DO110.26170/2079-8717_2022_01 _11 ГРНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

Кашина Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: [email protected]

Чжун Хуа,

преподаватель, Цзилиньский педагогический университет, г. Чаньчунь, КНР; аспирант кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]

Добровольская Лиана Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доктор PhD, доцент кафедры музыкальных дисциплин, и. о. декана педагогического факультета, Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева; 150000, Казахстан, г. Петропавловск, ул. Интернациональная, 26; e-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; педагогическое образование; китайские вузы; педагогические вузы; китайские студенты; музыкально-просветительская деятельность; самореализация личности.

АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы обусловлена тем, что ключевыми направлениями развития высшего образования в Китае являются гуманизация и гуманитаризация. В системе музыкального образования сегодня востребованы специалисты, способные к созданию и распространению эстетических и художественных ценностей, творческому поиску, что невозможно осуществить без развитых способностей к саморазвитию и самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкально-просветительская деятельность. Цель статьи - выявить возможности музыкально-просветительской деятельности в развитии самореализации будущих учителей музыки в педагогических вузах Китая. Методологической основой исследования являются: философские и психологические теории самореализации личности (Л. Н. Коган, Л. А. Коростелева, Д. А. Леонтьев); теоретические положения общей психологии о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев), о деятельности, являющейся главным условием самореализации личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Э. В. Сайко и др.); идеи педагогов-музыкантов о сущности и содержании музыкально-просветительской деятельности учителя музыки (Е. Н. Яковлева и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами статьи раскрываются возможности включения будущих учителей музыки в музыкально-просветительскую деятельность: осуществляется внешняя (самовыражение индивида в профессиональной сфере жизнедеятельности) и внутренняя (расширение возможностей личности в процессе самосовершенствования личности в интеллектуальном, эстетическом и духовном аспектах) формы самореализации.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кашина, Н. И. Музыкально-просветительская деятельность как средство самореализации студентов педагогических университетов Китая / Н. И. Кашина, Чжун Хуа, Л. В. Добровольская. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. -С. 94-100. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_11.

Kashina Natalya Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Zhong Hua,

Lecturer, Jilin Normal University, Changchun, China; Postgraduate Student of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Dobrovolskaya Liana Valerievna,

Candidate of Pedagogy, Doctor PhD, Associate Professor of Department of Musical Disciplines, Acting Dean of the Pedagogical

Faculty, North Kazakhstan University named after M. Kozybaeva, Petropavlovsk, Kazakhstan

KEYWORDS: musical education; teacher education; Chinese universities; pedagogical universities; Chinese students; musical and educational activities; self-realization of personality.

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ

MUSIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AS A MEANS OF SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA

© Кашина Н. И., Чжун Хуа, Добровольская Л. В., 2022

ABSTRACT. The relevance of the problem stated by the authors of this article is due to the fact that the key directions for the development of higher education in China are humanization and humanization. In the system of music education today, specialists are in demand who are capable of creating and disseminating aesthetic and artistic values, creative search, which cannot be carried out without developed abilities for self-development and self-realization in various types of professional activities. Music and educational activities have great opportunities to solve this problem. The purpose of the article is to identify the possibilities of musical and educational activities in the development of the self-realization of future music teachers in pedagogical universities in China. The methodological basis of the research is: philosophical and psychological theories of self-realization of personality (L. N. Kogan, L. A. Korosteleva, D. A. Leontiev); theoretical provisions of general psychology on the leading role of activity as a source of personality development (A. N. Leontiev), on the activity that is the main condition for self-realization of personality (B. G. Ananyev, A. A. Derkach, E. V. Saiko, etc.); ideas of music teachers about the essence and content of music and educational activities of music teachers (E. N. Yakovleva, etc.). The following methods were used research: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that the authors of the article reveal the possibilities of including future music teachers in musical and educational activities: external (self-expression of an individual in the professional sphere of life) and internal (expansion of personal capabilities in the process of personal self-improvement.

FOR CITATION: Kashina, N. I., Zhong, Hua, Dobrovolskaya, L. V. (2022). Music and Educational Activities as a Means of Self-Realization of Students of Pedagogical Universities of China. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 94-100. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_11.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы обусловлена сложившейся сегодня в Китае ситуацией, характеризующейся глобальными сдвигами в экономической и социально-культурной сферах, которые оказывают сильное влияние на систему высшего образования. В качестве ключевых направлений его развития сегодня выступают гуманизация и гуманитаризация [3; 15; 17], в качестве задач декларируется повышение его качества, упор на инновации, сохранение национальной специфики и «воспитание личности, культивирование талантов» [12, с. 147].

Все вышесказанное относится и к высшему музыкально-педагогическому образованию. Современные исследователи указывают, что в последнее время в Китае формируется тенденция, связанная с восприятием музыкального образования не только как системы обучения, в которой студенты осваивают профессиональные знания, умения и навыки, но и как культурной среды для воспитания и развития личности, раскрытия ее возможностей и способностей [25].

В основе современного подхода к обучению будущих учителей музыки лежит «развитие личности, удовлетворение ее запросов, развитость, раскрепощение собственного Я, создание условий для самореализации» [16, с. 29]. В этой области сегодня востребованы специалисты, обладающие готовностью к созданию и распространению эстетических и художественных ценностей, постоянному творческому поиску, что невозможно осуществить без развитых способностей к самораскрытию, самоактуализации и самореализации в различных видах профессиональной деятельности - педагогической, хормейстерской, музыкально-исполнительской, исследовательской и т. д.

Однако анализ состояния современной

практики обучения студентов на музыкальных факультетах педагогических вузов Китая свидетельствует о недостатке внимания педагогов к проблеме самореализации обучаемых. Данный процесс осуществляется спонтанно и не всегда эффективно.

Между тем вовлечение студентов в музыкально-просветительскую деятельность может способствовать не только освоению будущими учителями системы музыкальных знаний, формированию умений эффективного взаимодействия с аудиторией, донесения этих знаний в доступной форме, но и нахождению собственных приемов самовыражения, самореализации.

Подготовка студентов к реализации музыкально-просветительской деятельности осуществляется в процессе изучения многих дисциплин, входящих в учебные планы китайских педагогических вузов по специальностям «Музыковедение» и «Музыкальное воспитание» («История китайской музыки и прослушивание китайской музыки», «История зарубежной музыки и прослушивание зарубежной музыки», «Народная музыка зарубежных стран» и т. д.). Но, во-первых, на данных дисциплинах это происходит лишь опосредованно. Во-вторых, несмотря на многовековые традиции развития в Китае именно живой музыки, ее чувствования и эмоционального проживания, в системе высшего музыкально-педагогического образования сегодня наибольшее внимание уделяется именно теоретическим, а не практическим формам организации обучения [3].

Все вышеизложенное позволило выделить противоречие между объективной потребностью современного китайского общества в специалистах в области общего музыкального образования, способных к самореализации в различных видах про-

фессиональной деятельности, и сложившейся практикой их профессиональной подготовки, недостаточно учитывающей данную потребность.

Цель настоящей статьи - выявить возможности музыкально-просветительской деятельности в развитии самореализации будущих учителей музыки в педагогических вузах Китая.

Обзор литературы. Понятия, близкие по своему содержанию современному термину «самореализация», в древней восточной философии интерпретировались в контексте совершенствования духа и тела человека. Конфуций понимал под самореализацией динамическое взаимодействие благородных мужей друг с другом на основе шести искусств - выполнение ими ритуалов, понимание музыки, владение луком, управление колесницей, умение читать, знание математики [11; 24].

Российскими учеными-философами понятие «самореализация» интерпретируется как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности (Л. Н. Коган, В. И. Муляр [9; 18]). Ученые указывают на то, что сфера самореализации личности очень многогранна - это любая деятельность человека.

В культурологии самореализация личности понимается как самовыражение, творчество своего «Я» во внешнем мире, исходя из своего внутреннего состава. Она возможна как реализация способностей в форме активности, деятельности, как реализация личных взглядов и мироотноше-ния (А. М. Климанова [7]).

В психологии понятие «самореализация» трактуется как творческая деятельность личности, в результате которой она создает саму себя (С. Л. Рубинштейн [23]); опредмечивание сущностных сил и способностей личности в ее социальной деятельности, отражение себя в продуктах деятельности и личностных вкладах в других людей (А. Н. Леонтьев [13]); осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом в целом (Л. А. Коростылева [11]). В исследовании И. Д. Егорычевой [5] раскрывается проблема генезиса самореализации как специфического типа деятельности и процессуальные характеристики ее развития.

В педагогике понятие «самореализация» получило развитие лишь в последние десятилетия, однако идеи самоактуализации, самостоятельного воплощения обучающимися своих потенций уходят своими

корнями вглубь истории педагогики (работы А. Ф. Блонского, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.). Сегодня данное понятие интерпретируется в качестве одной из целей педагогического процесса, заключающейся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности [20]; наиболее полного выявления личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей [21].

В области педагогики музыкального образования учеными созданы модель педагогического сопровождения самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности (Э. В. Боброва), технология самореализации студентов вуза культуры и искусств в системе концертной деятельности (Е. А. Бурдюжа), методика развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности (Д. Н. Павлов [19]) и т. д.

Анализ работ Е. А. Бурдюжи, Р. А. Зо-бова, В. Н. Келасьева, Д. Н. Павлова [19] и др. позволил выделить компоненты самореализации студентов педагогических вузов: ценностный, когнитивный и художественно-творческий.

Музыкально-просветительская деятельность - это один из компонентов музыкальной культуры, который включает в себя различные формы и виды музыкальной деятельности, приобщающие человека к искусству и оказывающие на него преобразующее воздействие [26].

Современными российскими учеными в области педагогики раскрывается проблема готовности студентов педагогического вуза к музыкально-просветительской (концертно-просветительской, культурно-просветительской) деятельности (Л. Л. Мельникова, О. В. Милицина, Е. В. Павлова, Е. Л. Рудой и др.). Данный вид деятельности рассматривается в качестве средства социального воспитания (Е. В. Буслова), музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза (Е. М. Плеханова) и в целом в качестве средства формирования музыкальной культуры молодежи (Л. В. Шейко) и т. д.

В современных исследованиях китайских авторов, опубликованных на русском и китайском языках, раскрываются проблемы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в системе высшего педагогического образования в Китае (Дай Байшэн, Ду Яньянь, Ли Яньхуэй, Лу Сяолин, Лю Цин, Лю Цзин, Цай Лиянь, Чень Го и др.), педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта (Лю Минхуэй) и т. д. Специфика

развития концертной жизни Китая как культурного феномена раскрывается в исследовании Ло Чжихуэй.

Однако все названные исследования не касаются проблемы развития самореализации будущих учителей музыки в педагогических вузах Китая средствами музыкально-просветительской деятельности. Не разработана соответствующая методика, учитывающая специфику содержания и организации музыкально-педагогического образования в Китае. Отсюда противоречие между потенциальными возможностями музыкально-просветительской деятельности в развитии самореализации будущих учителей музыки и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса.

Результаты исследования. Обратимся к современным исследованиям в области психологии личности. В теории Б. Г. Ананьева именно деятельность выступает главным условием выражения индивидуальности и самореализации личности [1].

По мнению Р. А. Зобова и В. Н. Келась-ева [6], наиболее полной самореализация может быть через творчество, в процессе которого максимально раскрываются потенции и способности человека.

Исследуя феномен самореализации в рамках акмеологического подхода, А. А. Деркач и Э. В. Сайко указывают на то, что в процессе самореализации осуществляется столкновение выраженной потребности индивида реализовать себя в индивидуальном творческом порыве, в реально значимом для него достижении и потребности принятия его достижения обществом как социально значимого, потребности быть причастным к целому. То есть деятельность рассматривается как потребность в отношении к человеку, соответственно, личность самореализуется внутри деятельности [4].

В концепции Д. А. Леонтьева самореализация как процесс опредмечивания сущностных сил может принимать форму созидания объектов материальной и духовной культуры (культурализации) или полагания себя в форме личностных вкладов в других людях (персонализации) [14].

В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский доказывают, что самореализация является личностным новообразованием, возникающим во взаимодействии человека с миром. Механизм самореализации заключается в переходе от открываемой в ходе деятельности возможности человека чего-то добиться к потребности чего-то добиться. По мнению данных ученых, самореализация личности наиболее полно обнаруживает себя через создание творческих продуктов [2; 8].

Таким образом, деятельность является

главным условием самореализации личности.

В процессе включения будущих учителей музыки в музыкально-просветительскую деятельность осуществляется внешняя (самовыражение индивида в профессиональной сфере жизнедеятельности, обеспечение высокого уровня сформированное™ профессиональных компетенций) и внутренняя (самосовершенствование личности в интеллектуальном, эстетическом и духовном аспектах, обеспечение развития личностного потенциала - любознательности, эрудиции, креативности и т. д.) формы самореализации.

Важнейшим механизмом самореализации является проявление потребности личности - потребности роста, развития и самосовершенствования (Л. А. Коростылева [11]).

В процессе включения в различные виды музыкально-просветительской деятельности у студентов удовлетворяются потребности в получении высококачественных художественных впечатлений, сольной и коллективной музыкально-исполнительской деятельности, получении признания зрительской аудитории [22].

В течение последних двух лет студенты Цзилиньского педагогического университета (г. Чаньчунь, КНР), обучающиеся по специальности «Музыкальное воспитание», вовлекались в организацию музыкально-просветительской деятельности. По результатам данной деятельности была проведена диагностика самореализации студентов (использовались метод незаконченных предложений, педагогическое наблюдение, тест «Самооценка творческого потенциала личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова).

Были сделаны следующие выводы. Студенты получают представления о собственных знаниях в области истории музыкальной культуры (китайской, русской, западноевропейской и т. д.), теории музыкального искусства, о методических умениях практической организации музыкально-просветительской деятельности - различных форм концертов (лекция-концерт, концерт-беседа, просветительский концерт и т. д.), работы с различными слушательскими аудиториями, имеющими разный уровень музыкальной подготовленности. То есть осуществляются самопознание, самооценка (когнитивный компонент самореализации).

У студентов формируется ценностная мотивация в овладении методикой организации музыкально-просветительской деятельности на основе использования своих личностных особенностей и творческого потенциала, происходит осознание субъективной значимости данного вида деятель-

Вовлечение студентов педагогических вузов в музыкально-просветительскую деятельность способствует развитию у них творческой самостоятельности, способностей к самоорганизации, самокоррекции своей деятельности, формированию представлений о собственном творческом потенциале, «опыт творческой деятельности позволяет .... реализовать свою интерпретацию музыкальных произведений, развивать навыки концертной деятельности» [10, с. 13] (художественно-творческий компонент самореализации).

ности для дальнейшего саморазвития, самореализации (ценностный компонент самореализации).

Заключение. Музыкально-просветительская деятельность играет большую роль в самореализации будущих учителей музыки, так как именно предметная деятельность является главным условием самореализации личности. В процессе организации и участия в музыкально-просветительской деятельности актуализируются когнитивный, ценностный и художественно-творческий компоненты самореализации личности.

Дальнейшая работа авторов будет связана с созданием соответствующей методики развития самореализации у студентов педагогического вуза Китая средствами музыкально-просветительской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. I / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Галажинский, Э. В. Самореализация и творчество / Э. В. Галажинский // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе : монография / под ред. В. И. Кабрина, О. И. Муравьевой. -Томск : Изд-во ТГУ, 2004. - С. 45-55.

3. Го, Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина XX - начало XXI вв.) / Го Мэн // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 3. - С. 5-11.

4. Деркач, А. А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. - 2009. - № 2. -С. 222-234.

5. Егорычева, И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Егорычева И. Д. - М. : [б. и.], 2012. - 52 с.

6. Зобов, Р. А. Человекознание: самореализация человека : учеб. пособ. / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев ; под общ. ред. В.Н. Келасьева. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 461 с.

7. Климанова, А. М. Культурологические аспекты самореализации личности в условиях нестабильного социума : автореф. . дис. канд. культурологии / Климанова А. М. - М., 2005. - 21 с.

8. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под редакцией Г. В. Залевского. - Томск : Издательство Томского университета, 1999. - 154 с.

9. Коган, Л. Н. Самореализация личности как социальный процесс / Л. Н. Коган // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе : сб. статей. - Свердловск : УНЦ АН СССР, 1983. - С. 3-33.

10. Коростелева, Н. И. Актуализация витагенного опыта студента в классе вокала / Н. И. Коростелева, С. А. Коновалова // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 7. - С. 11-14.

11. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростелева. - СПб. : Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.

12. Кузнецова, В. В. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния / В. В. Кузнецова // Сравнительная политика. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 139-149.

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

14. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии : сб. науч. тр. / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М. : Смысл, 1997. - С. 156-176.

15. Ли, Яньхуэй. Гуманизация высшего педагогического образования в России и Китае: к постановке проблемы / Ли Яньхуэй // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2006. -№ 4. - С. 184-186.

16. Лю, Цзин. Особенности модернизации профессиональной подготовки учителя музыки в Китае / Лю Цзин // Весщ БДПУ. Серыя 1. - 2017. - № 2. - С. 27-31.

17. Лю, Цзин. Преимущества новой системы подготовки учителей музыки в учебных заведениях КНР по специальности «Музыкальное образование» / Лю Цзин // Искусство и культура. - 2017. - № 4 (28). -С. 91-96.

18. Муляр, В. И. Самореализация личности как социальный процесс: (Методолого-социологический аспект) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Муляр В. И. - Киев, 1990. - 16 с.

19. Павлов, Д. Н., Кашина Н.И. Музыкально-композиционная деятельности как средство развития творческой самореализации студентов колледжа культуры : монография / Д. Н. Павлов, Н. И. Кашина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - 110 с.

20. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

21. Полонский, В. М. Словарь по образованию педагогике / В. М. Полонский. - М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.

22. Пушкина, О. А. Индивидуально-личностный потенциал выпускника музыкального отделения ДШИ и типологические варианты его самореализации / О. А. Пушкина // Актуальные проблемы современного музыкального и художественного образования детей и юношества : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Тюменская гос. академия культуры, искусств и социальных технологий ; науч. ред. Н. Г. Тагильцева, Н. В. Грузинцева ; отв. ред. Н. И. Кашина, И. В. Прокофьева. - Екатеринбург ; Тюмень, 2010. - С. 121-128.

23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.

24. Тагильцева, Н. Г., Сюй М. Конфуций о музыкальном образовании / Н. Г. Тагильцева, М. Сюй // Философия и наука : материалы XVII международной конференции / под ред. Л. А. Беляевой. - Екатеринбург, 2020. - С. 152-156.

25. Цихэн, Ван. Особенности современной системы музыкального образования в Китае / Цихэн Ван // Научные стремления. - 2016. - № 18. - С. 37-46.

26. Яковлева, Е. Н. Введение в музыкальное просветительство : учеб. пособие / Е. Н. Яковлева. -Курск : ОБУК «Участок оперативной полиграфии», 2016. - 30 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B. G. (1980). Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works], in 2 vols. Vol. I. Moscow, Pedagogy. 232 p.

2. Galazhinsky, E. V. (2004). Samorealizatsiya i tvorchestvo [Self-realization and Creativity]. In Kabri-na, V. I., Muravyeva, O. I. (Eds.). Mentalitet i kommunikativnaya sreda v tranzitivnom obshchestve. Tomsk, Iz-datel'stvo TGU, pp. 45-55.

3. Go, Man. (2012). Razvitie vysshego muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae (vtoraya polovina XX - nachalo XXI vv.) [Development of Higher Music Education in China (Second Half of the 20th - Beginning of the 21st Centuries)]. In Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. Peda-gogika i psikhologiya. No. 3, pp. 5-11.

4. Derkach, A. A., Saiko, E. V. (2009). Samorealizatsiya kak strukturoobrazuyushchii konstrukt i protsess v ontogeneze (teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie) [Self-realization as a Structure-Forming Construct and Process in Ontogenesis (Theoretical and Methodological Justification)]. In Mir psikhologii. No. 2, pp. 222-234.

5. Egorycheva, I. D. (2012). Genezis samorealizatsii kak osobogo tipa deyatel'nosti i rol' podrostkovogo vozrasta v ee razvitii [Genesis Self-realization as a Special Type of Activity and the Role of Adolescence in Its Development]. Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow. 52 p.

6. Zobov, R. A., Kelasyev, V. N. (2008). Chelovekoznanie: samorealizatsiya cheloveka [Human Consciousness: the Self-realization of a Person] / ed. V. N. Kelasyev. Saint Petersburg, Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo uni-versiteta. 461 p.

7. Klimanova, A. M. (2005). Kul'turologicheskie aspekty samorealizatsii lichnosti v usloviyakh nestabil'nogo sotsiuma [Cultural Aspects of the Self-realization of the Personality in an Unstable Society]. Avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. Moscow. 21 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Klochko, V. E., Galazhinsky, E. V. (1999). Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyi vzglyad [Self-realization of Personality: a Systemic Look] / ed. by G. V. Zalevsky. Tomsk, Izdatel'stvo Tomskogo universiteta. 154 p.

9. Kogan, L. N. (1983). Samorealizatsiya lichnosti kak sotsial'nyi protsess [Self-realization of Personality as a Social Process]. In Sotsial'no-kul'turnyepredposylki samorealizatsii lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: sb. statei. Sverdlovsk, UNTs AN SSSR, pp. 3-33.

10. Korosteleva, N. I., Konovalova, S. A. (2007). Aktualizatsiya vitagennogo opyta studenta v klasse vokala [Actualization of the Student's Vitagenic Experience in the Vocal Class]. In Fundamental'nye issledovaniya. No. 7, pp. 11-14.

11. Korostyleva, L. A. (2005). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noi sfere [Psychology of Personality Self-realization: Difficulties in the Professional Sphere]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo «Rech'». 222 p.

12. Kuznetsova, V. V. (2020). Globalizatsiya kitaiskogo vysshego obrazovaniya kak faktor geopoliticheskogo vliyaniya [Globalization of Chinese Higher Education as a Factor of Geopolitical Influence]. In Sravnitel'naya politika. Vol. 11. No. 2, pp. 139-149.

13. Leontiev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat. 304 p.

14. Leontiev, D. A. (1997). Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka [Self-realization and the Essential Forces of Man]. In Leontiev, D. A., Shchur, V. G. (Eds.). Psikhologiya s chelovecheskim litsom. Gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoi psikhologii: sb. nauch. tr. Moscow, Smysl, pp. 156-176.

15. Li Yanhui. (2006). Gumanizatsiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i Kitae: k postanov-ke problem [Humanization of Higher Pedagogical Education in Russia and China: to Raise the Problem]. In Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. No. 4, pp. 184-186.

16. Liu, Jing. (2017). Osobennosti modernizatsii professional'noi podgotovki uchitelya muzyki v Kitae [Peculiarities of Modernization of Professional Training of Music Teacher in China]. In Vestsi BDPU. Seriya 1. No. 2,

pp. 27-31.

17. Liu, Jing. (2017). Preimushchestva novoi sistemy podgotovki uchitelei muzyki v uchebnykh zavedeniyakh KNR po spetsial'nosti «Muzykal'noe obrazovanie» [Advantages of the New System of Training of Music Teachers in Educational Institutions of the China in the Specialty "Music Education"]. In Iskusstvo i kul'tura. No. 4 (28), pp. 91-96.

18. Mulyar, V. I. (1990). Samorealizatsiya lichnosti kak sotsial'nyi protsess: (Metodologo-sotsiologicheskii aspekt) [Self-realization of Personality as a Social Process: (Methodological and Sociological Aspect)]. Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Kiev. 16 p.

19. Pavlov, D. N., Kashina, N. I. (2019). Muzykal'no-kompozitsionnaya deyatel'nosti kak sredstvo razvitiya tvorcheskoi samorealizatsii studentov kolledzha kul'tury [Musical and Compositional Activities as a Means of Developing the Creative Self-realization of Students of the College of Culture]. Ekaterinburg. 110 p.

20. Bim-Bad, B. M. (Ed.). Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya. 528 p.

21. Polonsky, V. M. (2004). Slovar'po obrazovaniyu pedagogike [Dictionary on Education and Pedagogy]. Moscow, Vysshaya shkola. 512 p.

22. Pushkina, O. A. (2010). Individual'no-lichnostnyi potentsial vypusknika muzykal'nogo otdeleniya DShI i tipologicheskie varianty ego samorealizatsii [Individual-Personal Potential of a Graduate of the Music Department of DSHI and Typological Options for Its Self-realization]. In Tagiltseva, N. G., Gruzintseva, N. V., Kashina, N. I., Prokofiev, I. V. (Eds.). Aktual'nye problemy sovremennogo muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya detei i yunoshestva: mezhvuz. sb. nauch. tr. Ekaterinburg, Tyumen, pp. 121-128.

23. Rubinstein, S. L. (2000). Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo «Piter». 712 p.

24. Tagiltseva, N. G., Xu, M. (2020). Konfutsii o muzykal'nom obrazovanii [Confucius on Musical Education]. In Belyaeva, L. A. (Ed.). Filosofiya i nauka: materialy XVII mezhdunarodnoi konferentsii. Ekaterinburg, pp. 152-156..

25. Tsiheng, Wang. (2016). Osobennosti sovremennoi sistemy muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae [Features of the Modern System of Music Education in China]. In Nauchnye stremleniya. No. 18, pp. 37-46.

26. Yakovleva, E. N. (2016). Vvedenie v muzykal'noe prosvetitel'stvo [Introduction to Musical Enlightenment]. Kursk, OBUK «Uchastok operativnoi poligrafii». 30 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.