Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ И КИТАЯ)'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ И КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛЬ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС ВО / MUSIC BACHELOR / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / MUSIC EDUCATION PROFILE / PROBLEMS OF MODERN MUSIC EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова Оксана Анатольевна

В настоящее время ведущим принципом педагогического образования в России и Китае является принцип гуманизации, предполагающий создание условий для физического, психологического, личностного и профессионального развития будущего учителя музыки. Задачи, поставленные современным образованием перед учителем музыки обеих стран, многогранны и довольно объёмны. Главное в процессе общения педагога и будущего ученика - это воспитание личности, способной самостоятельно ориентироваться в социуме, умеющей обрести в нём собственную систему культурных ценностей и быть достойным представителем культуры своей страны. Реализация этих задач требует инновационного подхода к организации процесса обучения бакалавра музыкального образования в вузе, особо - к его подготовке к дальнейшей культурно-просветительской профессиональной деятельности. Изменения социальных требований к выпускнику педагогического вуза профиля «Музыкальное образование» и введение новых ФГОС ВО предлагают ему иную роль и в образовательном процессе. Создание условий для формирования у бакалавров музыкального образования профессиональных компетенций в области культурно-просветительской работы, профессионального становления и творческой самореализации, наличие инновационных форм обучения становятся одними из превалирующих задач высшей школы, вуза, факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF IDENTIFYING THE GENERAL AND SPECIAL CONSTITUENTS IN THE CONTENT OF MUSIC BACHELORS PREPARATION FOR CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES (BASED ON THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND CHINA)

AAt present, the leading principle of pedagogical education in Russia and China is the principle of humanization, which implies the creation of conditions for the physical, psychological, personal and professional development of the future music teacher. The tasks set by modern education for the music teacher of both countries are multifaceted and quite voluminous. The main thing in the process of communication between the teacher and his future student is the upbringing of a person being able to independently navigate in society, to find his own system of cultural values and be a worthy representative of the culture of his country. The implementation of these tasks requires an innovative approach to organize the process of teaching a music bachelor at a university, especially to prepare him for cultural and educational professional activities. Changes in social requirements for a «Music Education» graduate of a pedagogical university and the introduction of new FSES of HE offer him a different role in the educational process. The creation of conditions for the professional competencies formation in the field of cultural and educational work, professional development and creative self-realization among music bachelors, the availability of innovative forms of education are becoming one of the prevailing tasks of higher education, university, faculty.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ И КИТАЯ)»

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 378 й01: 10.17238^1998-5320.2020.14.4.20

О. А. Усова1

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Результаты выявления общего и особенного в содержании подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая)

Аннотация. В настоящее время ведущим принципом педагогического образования в России и Китае является принцип гуманизации, предполагающий создание условий для физического, психологического, личностного и профессионального развития будущего учителя музыки. Задачи, поставленные современным образованием перед учителем музыки обеих стран, многогранны и довольно объёмны. Главное в процессе общения педагога и будущего ученика - это воспитание личности, способной самостоятельно ориентироваться в социуме, умеющей обрести в нём собственную систему культурных ценностей и быть достойным представителем культуры своей страны. Реализация этих задач требует инновационного подхода к организации процесса обучения бакалавра музыкального образования в вузе, особо - к его подготовке к дальнейшей культурно-просветительской профессиональной деятельности. Изменения социальных требований к выпускнику педагогического вуза профиля «Музыкальное образование» и введение новых ФГОС ВО предлагают ему иную роль и в образовательном процессе. Создание условий для формирования у бакалавров музыкального образования профессиональных компетенций в области культурно-просветительской работы, профессионального становления и творческой самореализации, наличие инновационных форм обучения становятся одними из превалирующих задач высшей школы, вуза, факультета.

Ключевые слова: бакалавр музыкального образования, культурно-просветительская деятельность, профиль «Музыкальное образование», проблемы современного музыкального образования, ФГОС ВО.

Дата поступления статьи: 23 сентября 2020 г.

Для цитирования: Усова О. А. Результаты выявления общего и особенного в содержании подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 165-171. DOI: l0Л72з8/issm998-5320.2020Л4.4.20.

Россия и Китай - это огромные по площади, густонаселённые и граничащие друг с другом полиэтнические, поликультурные страны, где в данное время остро стоит проблема подготовки будущих учителей музыки, способных осуществлять на высоком уровне не только педагогическую, но и культурно-просветительскую деятельность. Учитывая факт того, что оба государства являются членами блока стран БРИКС, сравнительное исследование и выявление общего и особенного в содержании подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности представляет для нас особый интерес. Процессы модернизации высшего образования, характерные как для России, так и для Китая на момент сравнения регламентирующих документов 2016 г., ставят задачу индивидуализации обучения в ряд самых приоритетных [1]. Применительно к системе высшего педагогического образова-

ния по профилю «Музыкальное образование» это возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности. В этом случае мы говорим о разнообразии предлагаемых бакалаврам музыкального образования вариантов преподнесения информации будущим ученикам, о стилях, жанрах, вокально-хоровых техниках и формах (в том числе основанных на современных компьютерных технологиях), о внедрении в систему высшего музыкального образования и культурно-просветительскую подготовку бакалавров [2] музыки инновационных методов обучения, а также о глубоком осмыслении методологических и дидактических основ процесса обучения студентов [3] музыкальному искусству и культурно-просветительской деятельности (далее КПД).

Российские и зарубежные исследователи [4, 5, б] признают существование актуальной потребности в выявлении общего и национально

¡б^Й 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 4 2020

Раздел 2. Педагогические науки

особенного в процессе обучения музыкальному искусству в системе высшего музыкально-педагогического образования России и Китая, что позволит в дальнейшем определить инвариантный и вариативный компоненты в данном процессе, гармонизировать процессы глобализации и обращения к национальной культуре при подготовке бакалавров музыкального образования к будущей КПД на поприще музыки, реализовать принцип культуросообразности [7] при обучении студентов в стенах музыкального факультета или музыкального отделения педагогического университета. Перечень предпочтительных компетенций подготовки бакалавра музыкального образования, например в 2016 г., определяется следующими регламентирующими документами:

- в России - ФГОС ВО: область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [8] включает в себя три составляющие: образование, социальная сфера и культура;

- в Китае - проект документа Министерства КНР «Национальные средне- и долгосрочная реформы образования и план развития (2010-2020)» [9, 10] с рекомендациями усовершенствования личности учителя музыки в аспектах развития прикладных навыков и профессиональных умений.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и регламентирующих документов нами выявлены возможные параметры сравнения подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая): цели подготовки; организация подготовки; принципы построения содержания.

Таблица 1 - Параметры сравнения подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая)

Параметры Характеристики параметров

Цели подготовки - задачи - социальный заказ - социальные требования к выпускнику

Организация подготовки - довузовская подготовка - сроки освоения программ - функции подготовки - формы организации учебного процесса - методы обучения

Принципы построения содержания - место культурно-просветительской компетенции в содержании подготовки - соотношение базовой и вариативных частей содержания подготовки - блоки дисциплин

Раскроем содержание параметров сравнения подготовки бакалавра музыкального образования к КПД в табл. 1.

Вышеуказанные параметры сравнения подготовки бакалавра музыкального образования к КПД (на материале России и Китая) позволят нам выявить общее и особенное в содержании данной подготовки. Представим данную информацию в форме таблицы (табл. 2).

Проведённый сравнительный анализ тенденций развития высшего педагогического образования в России и Китае на момент 2016 г. позволил нам выявить некоторые параметры, указывающие на неполное воплощение возможности погружения бакалавра музыкального образования в КПД. На этом этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры и Россия, и Китай повышают требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения в школе, вузе, являющимся сферой воспроизводства и передачи социального опыта. Изменяются требования и к содержанию подготовки бакалавров музыкального образования к КПД как к многогранной и постоянно обновляющейся структуре, т. е. бакалавр музыкального образования обязан быть готовым к четырём видам профессиональной деятельности, и к КПД в том числе. Мы понимаем, что КПД может предоставить бакалавру музыкального образования обеих стран более широкий спектр возможностей получения новых знаний в разнообразных формах, позволит принимать участие в создании как лично своего культурного пространства, так и пространственного поля культуры будущих учеников общеобразовательных школ, кружков, студий. Кроме того, будущий учитель музыки может формировать культурное пространство образовательного учреждения, в котором осуществляет профессиональную деятельность, и оказывать влияние на это пространство, принимать участие в разнообразных культурно-просветительских программах, тем самым более полно раскрывать личные организаторские возможности, реализовать свои творческие способности, получать бесценный профессиональный опыт.

Итак, введение новых образовательных стандартов - это довольно сложный и одновременно интересный период и в России, и в Китае, время, когда образовательная среда наполняется и

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

новым культурным содержанием в том числе. Бакалавр музыкального образования должен стремиться к сохранению лучших традиций педагогического образования своей страны, к полной личной реализации в области профессиональной музыкально-педагогической деятель-

ности в общем и в КПД в частности, к соответствию актуальному ФГОС ВО. В свою очередь, одной из важных задач высшей школы, вуза, факультета будет являться предоставление разнообразных инновационных форм обучения, отвечающих запросам современного образования.

Таблица 2 - Результаты выявления общего и особенного в содержании подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая)

Параметры Общее Особенное

Россия Китай

Целевая направленность подготовки

Цели и задачи Подготовить выпускников, способных осуществлять не только педагогическую, но и культурно-просветительскую деятельность Выпускник должен быть готов: - к изучению и формированию потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; - к организации культурного пространства; - к разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп Задачи подготовки: - формирование у будущих педагогов общей и педагогической культуры; - подготовка специалистов, обладающих общекультурной и профессионально-педагогической компетентностью; - формирование навыков, необходимых для учебного процесса: подбор по слуху, чтение с листа, импровизация и т. п.

Социальный заказ Развитие способности бакалавра музыкального образования интегрировать свои знания и опыт в социальной, культурно-просветительской, коммуникативной, социально-информационной, когнитивной, специально-профессиональной областях с целью преобразований социокультурной сферы, направленных на устойчивость развития общества и удовлетворение потребностей и интересов личности Работа педагога с родителями, их знакомство с различными отраслями педагогики и психологии, с основами воспитания и самовоспитания учащихся, популяризация результатов новейших психолого-педагогических исследований, формирование потребности в психолого-педагогических знаниях и желания использовать их. Участие бакалавра музыкального образования в различных просветительских формах КПД Создание и трансляция ценностей художественного пространства национальной культуры

Социальные требования к выпускнику Готовность выпускников к выявлению и решению проблем современного музыкального образования как подпространства отечественной культуры в условиях глобализации. Владение технологиями межкультурного взаимодействия Сформированность у выпускников гуманистических ценностей, высокий уровень художественно-творческого развития личности учителя музыки. Выпускники должны быть мотивированы к дальнейшей педагогической работе Умение адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, стремление к сохранению уникальности национальных культур многочисленных регионов Китая, творческая инициатива и готовность участвовать в инновационных процессах

Организация профессиональной подготовки

Довузовская подготовка Ориентация довузовской подготовки на: - большую профилизацию; выявление у абитуриентов, будущих бакалавров музыкального образования педагогического вуза профессионально-психологических, коммуникативных, общекультурных данных для работы в общеобразовательной школе; - мотивация абитуриента дальнейшим профессиональным ростом, престижем профессии, достойным материальным обеспечением труда учителя музыки в школе Довузовская подготовка потенциального бакалавра музыкального образования представляет собой довольно широкий спектр возможностей получения музыкальных знаний и навыков разного уровня овладения (бюджет и внебюд-жет): музыкальные школы; музыкально-педагогические колледжи; музыкальные училища. Обучение в данных учреждениях позволяет будущему бакалавру музыкального образования осуществлять профессиональную деятельность преемственно , выйти на новый виток личного культурно-просветительского развития, расширить рамки общей и профессиональной культуры Довузовская подготовка потенциального бакалавра музыкального образования -довольно сложный процесс, ибо в Китае нет государственных музыкальных школ, а музыкальных училищ всего 9, и находятся они при консерваториях, таким образом, чаще всего специальная довузовская подготовка (вокал, владение инструментом, история и теория музыки) осуществляется частным образом. Следовательно, это влечёт за собою проблемы мотивационного характера, обусловленные затратными финансовыми вложениями будущего бакалавра музыкального образования в обеспечение личной довузовской подготовки

Сроки освоения программ Сроки освоения программы бакалавриата совпадают 4 года 4 года

Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 4 2020

Раздел 2. Педагогические науки

Формы организации учебного процесса Лекционно-семинарская система, в рамках которой используются активные и продуктивные формы организации образовательного процесса, диалоговое взаимодействие. Большое значение придаётся самостоятельной работе бакалавра при подготовке к культурно-просветительской деятельности Основными виды организации форм учебного процесса при подготовке бакалавра к КПД являются лекции, видеолекции, лекции мультимедиа, практические занятия, лабораторные работы, семинарские занятия, консультации. Научно-исследовательская работа студентов включает творческие проекты, исследовательские проекты, проведение олимпиад, телевикторин и других творческих и активных форм КПД. Система дистанционного обучения предполагает использование технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу НИР студентов Применение в подготовке бакалавра музыкального образования к КПД проблемного подхода, интерактивных и информационно-коммуникационных образовательных технологий, диалога культур, позволяющих бакалаврам музыкального образования понять культурный контекст возникновения музыкального произведения, направления, раскрыть культурные смыслы музыкальных произведений

Методы обучения Индивидуализация обучения как возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности.Внедрение в систему высшего музыкального образования и культурно-просветительской подготовки бакалавров музыки инновационных методов обучения, а также глубокого осмысления методологических и дидактических основ процесса обучения студентов музыкальному искусству, культурно-просветительской деятельности. Сохраняется значимость методов обучения, характерных для классической дидактики, словесных, наглядных, практических, при ведущей роли последних. Опора при разработке и реализации методов идёт главным образом на закономерности и особенности музыкального искусства и профессионально-педагогическую составляющую. Отмечаются постепенное увеличение удельного веса информационно-коммуникационных технологий, расширение вариативности обучения, ориентация на развитие творческих способностей студентов Метод проектов, деловые игры, дискуссия и беседа, тренинги, интерактивные методы (метод «мозгового штурма» и др.), т. е. методы обучения, реализующие взаимосвязь теоретических занятий и практической деятельности Методы обучения, характерные для лек-ционно-семинарской системы, широкое распространение информационных технологий и дистанционного обучения.

Построение содержания подготовки

Место культурно-просветительской компетенции в содержании подготовки В соответствии с социальным заказом и ситуацией на рынке труда требуется формирование готовности бакалавра к культурно-просветительской деятельности, соответственно, задачи, связанные с подготовкой к КПД, занимают важное место в содержании образования Во ФГОС ВО культурно-просветительским компетенциям отведена второстепенная роль на фоне сокращения зачётных единиц на освоение специальных музыкальных дисциплин. Учебный план бакалавриата по направлению «Музыкальное образование» не содержит дисциплин, курсов, позволяющих бакалавру чётко осознать значение культурно-просветительской деятельности, часто он не умеет верно рассчитать логистику мероприятия культурно-просветительского направления, т. к. не владеет начальными навыками организации просветительской лекции, конкурса, концерта, встречи с интересными людьми и т. п. форм КПД. Блок «Практика» программы подготовки бакалавра музыкального образования не содержит в себе направлений культурно-просветительской деятельности, что противоречит социальным требования к выпускнику вуза ФГОС ВО Культурно-просветительские компетенции не играют значительной роли в структуре профессиональной компетенции учителя музыки - в данный момент большее внимание уделяется получению бакалаврами музыкального образования прикладных навыков игры, пения, преподавания элементов танца, рассказа о музыке и об искусстве вообще, подбора мелодии по слуху, импровизации. Блок «Практика» программы подготовки бакалавра музыкального образования не содержит в себе направлений культурно-просветительской деятельности, что противоречит социальным требования к выпускнику вуза Китая на фоне дефицита учителей музыки в школе в некоторых районах Китая

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Блоки дисциплин в содержании подготовки

В формировании блока факультативных дисциплин вузам даётся право организации учебных программ в зависимости от реально существующих возможностей. Наличие региональных дисциплин обусловлено большим количеством национальностей и народностей, проживающих на территории России и Китая, что, несомненно, влечёт за собою острую востребованность культурно-просветительских знаний и толерантного отношения к культуре иного народа. Наблюдается недостаточное внимание к дисциплинам музыкального содержания (уменьшение количества часов на вокальную подготовку, инструментальную подготовку, дирижирование и т. п.; в учебном плане, нет в наличии курса / информации культурно- просветительского направления при её огромной востребованности социальной потребностью)

Согласно действующему ФГОС ВО:

- блок 1 «Дисциплины (модули)» включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы: общеобразовательные дисциплины, дисциплины психолого-педагогической направленности, дисциплины информационной направленности и дисциплины (модули), относящиеся к её вариативной части (обязательные дисциплины); музыкально-теоретическое направление учебных дисциплин и вариативной части (дисциплины по выбору):

- региональные дисциплины, дисциплины музыкального направления, технологии презентации и т. д.;

- блок 2 «Практики» в полном объёме относится к вариативной части программы;

- блок 3 «Государственная итоговая аттестация» относится к вариативной (профильной) части программы

Опираясь на данные, отражённые в ныне действующем учебном плане, принятом в 2004 г., все дисциплины в рамках обучения специальности «Преподаватель музыки в школе» объединены в 4 блока:

- обязательные общеобразовательные;

- обязательные музыкальные;

- региональные;

- дисциплины по выбору. С 2005 г.:

- обязательные дисциплины;

- дисциплины по выбору;

- дисциплины регионального компонента

Соотношение базовой и вариативных частей содержания подготовки

Соотношение базовой и вариативных частей содержания подготовки показывает преобладание вариативной части содержания подготовки бакалавра музыкального образования, что позволяет расширить рамки подготовки профессиональных музыкальных и профессиональных педагогических дисциплин в данном блоке, соответственно, даст возможность усовершенствовать уровень подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности

Вся образовательная программа рассчитана примерно на 8900 учебных часов (без факультативов). Бакалавр музыкального образования в ходе аттестации должен набрать следующее количество з. е. :- программа академического бакалавриата - 204-210 з. е.; - программа прикладного бакалавриата - 189-198 з. е. В соответствии с ФГОС ВО 3+, введённым в 2015 г., изменилось наполнение курса музыкально-теоретическими дисциплинами в сторону сокращения музыкальной составляющей,культурно-просве-тительская практика была изъята из учебных планов. Изменились формулировки культурно-просветительских компетенций бакалавра музыкального образования в сторону более широкой обращённости за рамки школы: учитель музыки начинает контактировать в сфере культурно-просветительской деятельности и с различными социальными группами, учится создавать культурно-просветительские программы для различных социальных групп, исследует их интересы. Уменьшилось и количество культурно-просветительских компетенций (с 4 до 2). Дисциплины курсов по выбору позволяют насытить профессиональную деятельность бакалавра музыкального образования культурно-просветительской составляющей, поэтому и назревает необходимость ознакомления бакалавра музыкального образования с документами и логистикой культурно-просветительской деятельности в России за счёт вариативной части учебного плана

Вся образовательная программа рассчитана примерно на 2600-2800 учебных часов (без факультативов). Бакалавр музыкального образования в ходе аттестации должен набрать около 150 учебных баллов. Особенности ныне действующего, опубликованного в 2004 г., учебного плана и учебной программы состоят в следующем: произошло объединение ряда родственных дисциплин, которые ранее преподавались как самостоятельные, система обучения приобрела гибкость и мобильность, ориентированные на индивидуальные особенности студентов. Условием реализации нового подхода стали значительные изменения в системе проверки знаний и формировании учебных программ. Введена система свободных аттестаций: включённые в индивидуальную программу обучения предметы по выбору могут осваиваться с другими курсами и группами и сдаваться в течение любого семестра. Вузы получили право использовать как учреждённую Министерством образования учебную программу, так и, ориентируясь на локальные особенности и предпочтения, включать в сетку занятий специально разработанные курсы по выбору. В учебном плане представлены и чётко разделены обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Блок дисциплин по выбору значительно расширен.

Источники

1. Цзян С. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России: сравнительный анализ [Электронный ресурс] : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : защ.17.03.2009 : [место защиты : Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО] / Цзян Сяоянь. Казань, 2009. 18 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/0i003462652#?page=i (дата обращения : 30.09.2020).

2. Рудой Е. Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности [Электронный ресурс] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 : защ. 29.09.2015 : [место

Раздел 2. Педагогические науки

защиты: Ин-т худож. образования и культурологии РАО] / Елена Львовна Рудой. М., 2015. 185 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01008034578 (дата обращения : 30.09.2020)

3. Дроботенко Ю. Б. Тенденции изменений в вузовской профессиональной подготовке будущих учителей (на основе анализа психолого-педагогических исследований). Ч. 2 [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN116.pdf (дата обращения : 30.09.2020).

4. Цай Л. Я. Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защ. 23.12.2009 : [место защиты : Мос. гос. ун-т культуры и искусств] / Цай Ли Янь. М., 2009. 24 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003492736#?page=1 (дата обращения : 30.09.2020)

5. Луговская И. Р. Параметрический подход к анализу систем школьного образования разных стран [Электронный ресурс]: автореф. ... дис. док. пед. наук : 13.00.01 : защ. : 15.12. 2004 : [место защиты : С.-Петерб. гос. ун-т] / Луговская Ирина Робертовна. СПб., 2004. 40 с. URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003248889#?page=1 (дата обращения : 30.09.2020)

6. Лю Ц. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае [Электронный ресурс] : авт. . канд. пед. наук : 13.00.02 : защ. 25.12.2009 : [место защиты : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена] /Лю Цин. СПб., 2009. 25 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003492619#?page = 1 (дата обращения : 30.09.2020)

7. Булкин А. П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв.: Педагогический опыт России. [Электронный ресурс] : авт. ... док. пед. наук: 13.00.01 : защ. 18.11.2003 [место защиты : Моск. гос. лингвист. ун-т] / Булкин Алексей Петрович. М., 2003. 360 с. URL: https://dlib.rsl. ru/01002615794 (дата обращения : 30.09.2020).

8. Министерство образования и науки российской федерации. Стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 440301 Педагогическое образование : утв. приказом Министерства от 4 декабря 2015 г. N 1426. М. : МОиН РФ, 2014. 25 с.

9. Higher education in China [Electronic resource]. Available at: https://web.archive.org/ web/20051028061659/http://www.moe.edu.cn/english/higher_h.htm (accessed 23.09.2020)

10. Закон КНР об обязательном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.rn/npc/ c30834/201901/21b0be5b97e54c5088bff17903853a0d.s (дата обращения : 23.09.2020).

Информация об авторе

Усова Оксана Анатольевна

Доцент кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-1853-3908. E-mail: [email protected]

O. A. Usova1

'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

The results of identifying the general and special constituents in the content of music bachelors preparation for cultural and educational activities (based on the experience of Russia and China)

Abstract. AAt present, the leading principle of pedagogical education in Russia and China is the principle of humanization, which implies the creation of conditions for the physical, psychological, personal and professional development of the future music teacher. The tasks set by modern education for the music teacher of both countries are multifaceted and quite voluminous. The main thing in the process of communication between the teacher and his future student is the upbringing of a person being able to independently navigate in society, to find his own system of cultural values and be a worthy representative of the culture of his country. The implementation of these tasks requires an innovative approach to organize the process of teaching a music bachelor at a university, especially to prepare him for cultural and educational

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Science

professional activities. Changes in social requirements for a «Music Education» graduate of a pedagogical university and the introduction of new FSES of HE offer him a different role in the educational process. The creation of conditions for the professional competencies formation in the field of cultural and educational work, professional development and creative self-realization among music bachelors, the availability of innovative forms of education are becoming one of the prevailing tasks of higher education, university, faculty.

Keywords: music bachelor, cultural and educational activities, music education profile, problems of modern music education, Federal State Educational Standard of Higher Education.

Paper submitted: September 23, 2020.

For citation: Usova O. A. (2020) The results of identifying the general and special constituents in the content of music bachelors preparation for cultural and educational activities (based on the experience of Russia and China). The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 165-171. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.20.

References

1. Tszyan X. (2009) Main trends in modernization of vocational education systems in China and Russia: a comparative analysis [Electronic resource]: abstr. ... dis. Cand. Sc. (Ped.): 13.00.01: defended on 17.03.2009: [place of the defense: Institute of pedagogy and psychology of vocational education of the Russian Academy of Education] / Tszyan Xiaoyan. Kazan, 2009. 18 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003462652#?page=1 (accessed 09.30.2020) (In Russian)

2. Rudoy E. L. (2015) Professional training of a teacher-musician in the sphere of cultural and educational activities [Electronic resource]: Dissertation for the degree of candidate of pedagogical science: 13.00.08: defended on 09.29.2015: [place of the defense: Institute of Arts Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education] / Elena Lvovna Rudoy. M., 2015. 185 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/01008034578 (accessed 09.30.2020) (In Russian)

3. Drobotenko Yu. B. (2016) Tendencies of changes in the university professional training of future teachers (based on the analysis of psychological and pedagogical research). Part 2 [Electronic resource]. World of Science, Internet magazine, 2016, vol. 4, no. 1. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN116.pdf (accessed 30.09.2020) (In Russian)

4. Tsai L. Ya. (2009) Pedagogical technologies of professional training of future music teachers in universities of the People's Republic of China [Electronic resource]: Dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical science: 13.00.08: defended on 12.23.2009: [place of the defense: Moscow state University of Culture and Arts] / Tsai Li Yan. M., 2009. 24 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003492736#?page=1 (accessed 09.30.2020) (In Russian)

5. Lugovskaya I. R. (2004) Parametric approach to the analysis of school education systems in different countries [Electronic resource]: Dissertation abstract for the degree of doctor of pedagogical science: 13.00.01: defended on 15.12.2004: [place of the defense: St. Petersburg State Un-ty] / Lugovskaya Irina Robertovna. St. Petersburg, 2004. 40 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003248889#?page=1 (accessed 09.30.2020) (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Liu Q. (2009) Higher musical and pedagogical education in modern China [Electronic resource]: Dissertation abstract for the degree of candidate of pedagogical science: 13.00.02: defended on 12.25.2009: [place of the defense: Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg] / Liu Qing. SPb., 2009. 25 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003492619#?page=1 (accessed 09.30.2020) (In Russian)

7. Bulkin A. P. (2003) Cultural congruity of the education. The pedagogical experience of Russia in the 18th - 20th centuries: The pedagogical experience of Russia. [Electronic resource]: Dissertation abstract for the degree of doctor of pedagogical science: 13.00.01: defended on 18.11.2003 [place of the defense: Moscow State Linguist. Un-ty] / Bulkin Alexey Petrovich. M., 2003. 360 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/01002615794 (accessed 09.30.2020) (In Russian)

8. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2015). Standards. Federal state educational standard of higher professional education in the direction of training 440301 Pedagogical education: approved by order of the Ministry of December 4, 2015 N 1426. Moscow, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 2014, 25 p. (In Russian)

9. Higher education in China [Electronic resource]. Available at: https://web.archive.org/web/20051028061659/http:// www.moe.edu.cn/english/higher_h.htm (accessed 23.09.2020) (In English)

10. Law of the PRC on compulsory education [Electronic resource]. Available at: http: //www.npc.gov.cn/npc/c30834/20190 1/21b0be5b97e54c5088bff17903853a0d.s (accessed 23.09.2020) (In English)

Information about the author

Oksana A. Usova

Associate Professor. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1853-3908. E-mail: [email protected]

© O. A. ycoea, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.