УДК 378.147:371.124:78:378.637 ББК Ч448.985
ГСНТИ 14.35.С
Код ВАК 13.00.08
Тагильцева Наталия Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Институт музыкального и
художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620151, Екатеринбург,
ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected].
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полихудожественный подход, организация обучения, учитель музыки.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения является организация процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе. Тема статьи связана с проблемой введения полихудожественного подхода в процесс обучения учителей музыки в педагогическом вузе. Цель статьи - представить модель реализации полихудожественного подхода в процесс обучения учителей музыки в педагогическом вузе. Методами исследования являются анализ и обобщение материала по музыкальному образованию дошкольников, учащихся общеобразовательных школ и системы дополнительного музыкального образования, студентов педагогических вузов и колледжей, моделирование. Методология работы основана на идее необходимости освоения учителем музыки теоретических знаний о специфике взаимосвязи искусств, об особенностях полихудожественного образования учащихся, методических знаний и формированию исполнительских умений по воплощению полихудожественного подхода в учебную и внеучебную деятельность учащихся, что является основанием для разработки модели реализации полихудожественного подхода в процесс обучения учителей музыки в педагогическом вузе. Результаты работы: разработана блочно-модульная модель реализации полихудожественного подхода в процесс обучения учителей музыки в педагогическом вузе, включающая целевой, методологический, организационно-содержательный и операциональный блоки. Область применения результатов: теория и методика профессионального музыкально-педагогического образования. Выводы: внедрение полихудожественного подхода в процесс обучения учителей музыки в вузе обеспечит эффективное решение задач профессиональной подготовки учителя музыки.
Tagil'tseva Nataliya Grigor'evna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
POLYARTISTIC APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATION PROCESS OF MUSIC TEACHERS AT A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
KEYWORDS: polyartistic approach, organization of education, music teacher.
ABSTRACT. The article deals with organization of the process of training music teachers at a pedagogical higher education institution. The topic of article is connected with the problem of introduction of polyartistic approach in the process of training music teachers at a pedagogical higher education institution. The purpose of the article is to develop a model of realization of polyartistic approach in the process of training music teachers. The methods of research include modeling, analysis and generalization of material on music education of preschool children, pupils of secondary schools and systems of additional music education, students of pedagogical higher education institutions and colleges. The methodology of work is based on the idea of necessity of acquisition by the future music teacher of theoretical knowledge about the specificity of interrelation of arts, about the specific features of polyartistic education of pupils, of knowledge of methods and performing skills in implementation of polyartistic approach in educational and extracurricular activities of pupils, which forms the basis for modeling the realization of polyartistic approach in the process of training music teachers at a pedagogical higher education institution. The following results were achieved: the author worked out a block-modular model of realization of polyartistic approach in the process of training music teachers at a pedagogical higher education institution including the goal-setting, methodological organization-content and operational blocks. The scope of application of results embraces the theory and methods of professional pedagogical music education. The author comes to the conclusion that introduction of polyartistic approach in the process of training music teachers at a higher education institution could provide an effective solution of the problems of professional training of the music teacher.
Фе
едеральный государственный обра' з овательный стандарт высшего образования предоставляет широкие возможности каждому образовательному учреждению для введения в учебные планы дисциплин, нацеленных на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Вариативная часть учебных планов, разрабатываемых различными учреждениями высшего образования по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат), согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования включает дисциплины, которые определяют профиль образовательной про-
© Тагильцева Н. Г., 2016
граммы. Они, наряду с дисциплинами базовой части учебного плана, способствуют качественной подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности.
В подготовке студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование» имеются свои специфические особенности, отличные от обучения на других профилях. В вариативные части учебных планов, разработанных для будущих учителей музыки, вводятся не только дисциплины методологической и методической направленности, но и те, которые способствуют развитию исполнительского мастерства учителя музыки. Ему необходимо уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, обладать сформированными вокальными и дирижерскими навыками. Поэтому в комплекс таких дисциплин входят инструментальное, вокальное или дирижерское исполнительство. Такие дисциплины, как правило, проводятся в индивидуальной форме, в которой осуществляется обучение студента, реализуемое в процессе творческого общения с педагогом.
Анализ различных программ по инструментальной, вокальной и дирижерской подготовке учителей музыки в различных учреждениях высшего педагогического образования позволяет сделать вывод о том, что задачи технического обучения в процессе такой подготовки не являются первостепенными. Формирование умений создания яркого образного исполнения, столь необходимого для наглядной демонстрации учителем «живого» музыкального искусства детям, могут быть решены путем множества связей одного вида искусства с другим, «выходов» за пределы музыки в другие художественные сферы. Поэтому авторы различных методик обучения музыке и не только для студентов, но и для школьников активно используют живопись, поэзию, театр, архитектуру для более глубокого понимания учащимися идеи музыкального произведения и поиска способов воплощения своего творческого «я» в конкретном художественном продукте (И. В. Арябкина, Л. Г. Савенкова, Н. Г. Тагильцева, Л. В. Школяр, Б. П. Юсов и др.) [1; 14; 15]. В связи с этим можно говорить о том, что различные виды искусства и их взаимосвязь выступают эффективным средством обучения музыке. Разнообразие видов искусства и их взаимосвязь являются базой для осуществления различных видов творческой деятельности будущих учителей музыки: вокальной и инструментальной, исполнительской и дирижерской. Поэтому взаимосвязь искусств востребована на индивидуальных занятиях при обучении музыкальному исполнительству, когда студенты в процессе общения с
педагогом, а также в художественном общении с автором, героем произведения, лирическим героем постигают и сам предмет изучения - музыку, а также находят способы воплощения музыкального произведения в дирижерском жесте, в вокальном или инструментальном исполнении. В таком специально организованном обучении студентов осуществляется освоение ими внутренних связей «слова, звука, цвета, движения, пространства, формы жеста - на уровне творческого процесса..» [15, с. 215].
Стимулирование студентов на постижение музыкального образа произведения, при котором происходит выход за пределы музыки в другие виды искусства, приводит к пониманию единства искусства, отражающего мир в определенных художественных образах не дискретно, а целостно [12]. Б. П. Юсов такое обучение искусству называет полихудожественным, интегра-тивным. Концепция такого обучения, введенная в педагогику художественного образования в 80-х гг. ХХ в. Б. П. Юсовым, до сих пор является чрезвычайно актуальной и вызывает профессиональный интерес у педагогов, которые сегодня углубляют эту концепцию, расширяют ее методологические и методические основания.
Возможности введения полихудожественности в процесс художественного образования сегодня чаще всего раскрываются авторами на уровне дошкольного образования или образования учащихся начальной школы (И. В. Арябкина, Н. Г. Куприна, О. А. Овсянникова, Л. В. Ясинских и др.) [1; 7; 9; 16]. Данный феномен определяется, скорее всего, тем, что интеграция искусств или полихудожественный подход, о котором Б. П. Юсов говорит в своих поздних работах, были предназначены для системы общего и дошкольного, а не высшего или среднего специального образования. Причин введения этой концепции в художественное обучение дошкольников и младших школьников много. Среди них - предрасположенность детей этого возраста ко всем видам художественной деятельности и восприятию различных видов искусства, целостность восприятия ребенком мира, изначальная синкретичность искусства и т.д.
Идея полихудожественности в музыкальном или художественном образовании детей реализуется в содержании методических материалов, программ и учебников для школьников, ее востребованность проявляется в опросах родителей учащихся. Современные учебники по музыке различных авторов обязательно включают примеры живописи, поэзии, архитектуры, дизайна, театра. В программах по художественному образованию учащихся для учителя
обозначается необходимые для каждого урока художественный (живописный), музыкальный и литературный ряд (в программах по изобразительному искусству и музыке для общеобразовательных школ). В дошкольной художественной педагогике в настоящее время создана целостная система функционирования дошкольного образовательного учреждения на основе полихудожественного подхода - «Детский сад будущего» (Л. Г. Савенкова, Л. В. Школяр) [14]. В концепциях фольклорного образования учащихся одним из принципов авторы называют полихудожественность, которая, по мнению авторов (Н. И. Кашина, Н. Г. Та-гильцева), вытекает из самой специфики народного художественного творчества. Поэтому включенные в фольклорное творчество учащиеся осуществляют поиск средств художественной выразительности, относящихся к разным видам творчества для создания синкретичного фольклорного художественного продукта [6]. Интерес к элементам полихудожественного воспитания обнаруживается не только у учителей общеобразовательной школы, педагогов системы дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений, но и, как указывалось, у современных родителей. Л. В. Матвеева отмечает, что в настоящее время прослеживается тенденция включения детей в разнообразные виды художественной деятельности. Такое заключение автор делает, опираясь на анализ данных, полученных путем анкетирования родителей младших школьников [8].
Что касается внедрения полихудожественных технологий, методик и методов в учреждения высшего и среднего специального образования, то таких исследований, научных и методических работ пока еще явно не достаточно. Хотя в педагогической практике все-таки имеются удачные примеры внедрения названных технологий, методик и методов в процесс обучения студентов в высшей школе и в средних специальных образовательных учреждениях для улучшения качества подготовки будущих учителей, педагогов дополнительного образования, работников культуры [2; 3; 4; 10; 12; 13]. В таких работах термин «полихудожественное» сочетается с понятием «компетенция», «метод», «технология», «прием», «способность» и т.д. Раскрывая особенности названных понятий в системе художественного образования, авторы предлагают реальные практические наработки, которые воплощаются в одном каком-либо курсе (элективной дисциплине), базирующемся на введение в его содержание взаимосвязи искусств. Так, в работах И. А. Синкевич раскрываются направления полихудожествен-
ного образования учителей начальных классов [10]; в статьях О. П. Карниковой рассматриваются идеи внедрения полихудожественности в подготовку бакалавров направления «Народно-художественная культура [4]; в трудах Е. В. Ивановой, Т. В. Ивановой, Н. В. Юртаевой [3] отражены задачи формирования полихудожественной компетентности и полихудожественных способностей у учащихся педагогических колледжей. Определенный интерес для подготовки учителей предметной области «искусство» вызывает и содержание элективного курса, разработанного Г. Ю. Ермоленко [2], который предусматривает создание студентами направлений «Художественное образование» и «Музыкальное образование» творческих проектов, а именно, художественных выставок по музыкальным произведениям, изучаемым, интерпретируемым и исполняемым в концертном варианте будущими педагогами-музыкантами. Таким образом, в процессе освоения этой дисциплины организуется взаимодействие студентов разных профилей бакалавриата: будущих педагогов изобразительного искусства и музыки для создания творческих проектов на основе полихудожественных технологий.
Для формирования готовности к полихудожественной деятельности будущего работника сферы культуры О. П. Карникова предлагает курс по выбору или, как автор сам называет, спецкурс «Основы полихудожественной деятельности». В практической части этого курса автором используются такие методы, как художественные тренинги, художественные проекты, смыслопоиско-вый диалог. В содержание лекционных занятий автор включает примеры фольклорных и религиозных, произведений, а также произведений академической и современной художественной культуры.
Особое место в ряду работ по внедрению направлений полихудожественного образования в высшей школе занимают работы Н. П. Шишлянниковой [13], в которых автор раскрывает содержание дисциплины «Полихудожественные технологии в музыкальном образовании», предназначенной уже, судя по названию, для профессиональной подготовки учителей музыки. В содержании данной элективной дисциплины включены лекционные занятия, раскрывающие философские и эстетические основания проблемы взаимосвязи искусств, а также практические занятия, на которых студенты подбирают для шести модульных тем, предназначенных для введения в процесс музыкального образования младших школьников, аналоги живописи, поэзии, скульптуры, графики для музыкальных произведений.
Анализ вышеназванных работ позволяет сделать заключение о том, что они раскрывают возможности внедрения элементов полихудожественного образования только в одной дисциплине того или иного элективного курса. Однако возможности обучения студентов - будущих учителей предметной области «Искусство», и в частности учителей музыки, - представляются гораздо более широкими. Во-первых, эти возможности могут быть реализованы благодаря включению в разные исполнительские дисциплины вариативной учебной части учебного плана полихудожественного компонента, о чем уже указывалось в начале статьи. Во-вторых, благодаря добавлению в базовую и вариативную части дисциплин теоретико-методической направленности модульных тем, связанных с организацией и реализаций полихудожественного образования детей и юношества. В-третьих, этому может способствовать включение в содержание ряда элективных курсов отдельных тем, раскрывающих взаимосвязь искусств в различных видах исполнительства. В-четвертых, необходимо введение системы обязательных заданий на взаимосвязь искусств, реализуемых в урочных и во внеклассных видах работы студентов на педагогической практике. И наконец, благодаря введению как обязательного компонента в государственную итоговую аттестацию творческого проекта на полихудожественной основе, у студентов появляется возможность демонстрации исполнительских умений, и теоретико-методических знаний. Перечисленные аспекты организации обучения учителя музыки позволяют выстраивать не только горизонтальную (определенная элективная дисциплина), но и вертикальную (взаимосвязанные по направлениям полихудожественного образования дисциплины исполнительской, теоретической и методической подготовки) проекцию профессиональной подготовки. В этой связи уже можно говорить не о технологии, методах или методиках, а о целостном полихудожественном подходе, внедряемом в процесс обучения учителей музыки.
Модель реализации полихудожественного подхода в процессе обучения учителей музыки в педагогическом вузе уже сегодня складывается в системе обучения учителей музыки в Институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета. Структура модели представляет модуль-но-блочную конструкцию, активно востребованную на сегодняшний день исследователями [5; 8]. Блоками модели являются: целевой с конкретной формулировкой цели и задач реализации данной модели на
практике, методологический с основными положениями и идеями полихудожественного образования, обуславливающими построение модели и основные принципы ее реализации на практике, организационно-содержательный, предусматривающий построение образовательного процесса с использованием полихудожественности в практике обучения будущих учителей музыки, операциональный, раскрывающий основные методы, приемы и технологии реализации обозначенного полихудожественного подхода в дисциплинах базовой, вариативной части, а также в курсах по выбору учебного плана основной профессиональной образовательной программы «Музыкальное образование.
В содержание полихудожественных заданий для студентов на разных дисциплинах базового и вариативного блоков учебного плана могут быть включены определенные модули, которые входят в индивидуальные занятия по инструменту, сольному пению и дирижированию. Их содержание зависит от уровня технической, художественной и общекультурной подготовки студента. Модульные комплексы заданий составляются для педагогической практики. Они компонуются с учетом возрастных особенностей учащихся, направлений реализации образовательной и воспитательной программ школ, в которых проводится педагогическая практика студентов.
Организация лекционных и практических занятий студентов на дисциплине по выбору, разработанной на идеях полихудожественного подхода, также реализуется через специально разработанные модули. Их содержание может меняться в связи с объединением для прохождения элективной дисциплины направления «Педагогическое образование» разных профилей: «Музыкальное образование» и «Художественное образование», «Народно-художественная культура», «Руководитель хореографическим коллективом» - в зависимости от склонности студентов к тому или иному виду искусства. В модулях, например, могут быть задействованы такие взаимосвязи, как «музыка и хореография», «музыка и изобразительное искусство», «музыка, хореография, дизайн», «музыка, архитектура, изобразительное искусство» и т.п. Преимущество такого модульного построения лекционных и практических занятий заключается в установлении тесного творческого взаимодействия студентов разных профилей, Так, освоившие «свой» вид искусства студенты-дизайнеры оказывают помощь в составлении творческих проектов музыкантам или хореографам, недостаточно разбирающимся в этой области.
Таким образом, модульно-блочная мо-
дель реализации полихудожественного подхода в процесс обучения учителей музыки в педагогическом вузе представляется следующим образом.
Целевой блок. Цель реализации полихудожественного подхода в теорию и практику обучения учителей музыки: формирование знаний о принципах полихудожественного обучения учащихся и способах его реализации на разных уровнях общего и дополнительного образования. Задачи:
- формирование знаний о принципах взаимосвязи искусств в опоре на философские, эстетические концепции и концепции философии искусств;
- формирование умений организации уроков и внеклассных мероприятий на полихудожественной основе;
- формирование навыков поиска аналогов произведений различных видов искусства (по тематике, средствам художественной выразительности, композиции, стилевым и жанровым особенностям и т.д.);
Методологический блок. Идеи об интегрированном подходе в организации художественного образования школьников (Б. П. Юсов), положения о предрасположенности детей дошкольного и младшего школьного возраста к разным видам искусства и художественной деятельности (Б. П. Юсов, Л. Г. Савенкова); принцип духовного возвышения обучающегося в процессе полихудожественной деятельности (Б. П. Юсов).
Организационно-содержательный блок. Введение модулей полихудожественного содержания на всю вертикаль дисциплин базовой («Методика обучения и воспитания в музыкальном образовании»), вариативной («Класс основного музыкального инструмента», «Класс хорового дирижирования», «Класс сольного пения»), курсы по выбору («Полихудожественное воспитание в школе», «История исполнительских стилей»), педагогическая практика (специаль-
ные задания на полихудожественной основе для учебной и внеучебной работы со школьниками). Государственная итоговая аттестация (представление студентом исполнительского теоретико-методического проекта на полихудожественной основе).
Операциональный блок. Включение проектной деятельности в курсы теоретических и методических дисциплин базового и вариативного компонента учебного плана, а также в элективные дисциплины. Введение информационно компьютерных технологий (ИКТ) и методов: художественного контекста, взаимосвязи художественного и технического, тождества и контраста, художественной композиции. В этот же блок в исполнительские, теоретико-методические дисциплины могут быть введены и определенные формы, способствующие нахождению студентами типов взаимосвязи искусств, таких как: доминантный, равнозначный, контрастный, а также способов воплощения взаимосвязи искусств в урочные или внеурочные формы обучения и воспитания учащихся: дискуссии, конференции, презентации.
Частично блоки модели, как указывалось выше, уже апробируются в практике подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование» в институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета. Апробацию блоков модели планируется продолжить и в программе бакалавров, и в магистерской программе «Музыкальное образование», которая открывается со следующего учебного года. В случае эффективности внедрения отдельных блоков модели по реализации полихудожественного подхода в организацию процесса обучения учителей музыки, предполагается ее полное использование в единстве всех блоков и модулей, представленных выше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арябкина И. В. Полихудожественные контексты культурно-эстетического развития современных младших школьников // Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 65-68.
2. Ермоленко Г. Ю. Педагогические условия формирования полихудожественной компетентности будущих учителей искусства // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 157-160.
3. Иванова Е. В, Иванова Т. В., Юртаева Н. В. Развитие полихудожественных способностей студентов педагогического училища. Уроки творчества / / Сибирский учитель. 2012. № 80. С. 100-104
4. Карникова О. П. Анализ готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500.62 «Народно-художественная культура» / / Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18) С. 132-143.
5. Кашина Н. И. Освоение молодежью традиционных ценностей средствами художественной культуры казачества / / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 8. С. 43-50.
6. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей // Мир культуры, науки и образования. 2014. № 5 (48). С. 70-73.
7. Куприна Н. Г. Полихудожественная игра в развитии ребенка // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 10. С. 46-50.
8. Матвеева Л. В. Вариативность модели музыкального образования ребенка в современной Российской семье // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 279-288.
9. Овсянникова О. А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2003. 23 с.
10. Синкевич И. А. Система профессиональной подготовки студентов к полихудожественному развитию школьников / / Инновации в образовании. 2011. № 3. С. 60-75.
11. Тагильцева H. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования / / Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 91-94.
12. Тагильцева H. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. g2. № 3. С. 134-139.
13. Шишлянникова Н. П. Полихудожественная подготовка будущего педагога-музыканта к работе в школе // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия Е: Педагогические науки. 2013. № 15. С. 21-26.
14. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад детства: новая модель дошкольного образования М. : Русское слово, 2012. 174 с.
15. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : материалы международной научно-практической конференции 25-27 августа 1gg7. Астрахань, 1gg7. С. 2l4 220.
16. Ясинских Л. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства / XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. ПГТУ. Пенза, 2013, № 8 (12). С. 168-174.
LITERATURA
1. Aryabkina I. V. Polikhudozhestvennye konteksty kul'turno-esteticheskogo razvitiya sovremennykh mladshikh shkol'nikov // Nauchnoe mnenie. 2016. № 2-l. S. 65-68.
2. Ermolenko G. Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya polikhudozhestvennoy kompetentnosti budushchikh uchiteley iskusstva // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. № g. S. 157-l60.
3. Ivanova E. V, Ivanova T. V., Yurtaeva N. V. Razvitie polikhudozhestvennykh sposobnostey studentov pedagogicheskogo uchilishcha. Uroki tvorchestva // Sibirskiy uchitel'. 2012. № 80. S. 100-104.
4. Karnikova O. P. Analiz gotovnosti k polikhudozhestvennoy deyatel'nosti bakalavrov po napravleniyu 071500.62 «Narodno-khudozhestvennaya kul'tura» // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2015.
№ 3 (18) S. 132-143.
5. Kashina N. I. Osvoenie molodezh'yu traditsionnykh tsennostey sredstvami khudozhestvennoy kul'tury kazachestva // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2014. № 8. S. 43-50.
6. Kashina N. I., Tagil'tseva N. G. Psikhologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey / / Mir kul'tury, nauki i obrazovaniya. 2014. № 5 (48). S. 70-73.
7. Kuprina N. G. Polikhudozhestvennaya igra v razvitii rebenka // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2003. № 10. S. 46-50.
8. Matveeva L. V. Variativnost' modeli muzykal'nogo obrazovaniya rebenka v sovremennoy Rossiyskoy sem'e / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 4. S. 27g-288.
9. Ovsyannikova O. A. Formirovanie tolerantnogo otnosheniya doshkol'nikov k sverstnikam sredstvami iskusstva : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ural'skiy gosudarstvennyy pedago-gicheskiy universitet. Ekaterinburg, 2003. 23 s.
10. Sinkevich I. A. Sistema professional'noy podgotovki studentov k polikhudozhestvennomu razvitiyu shkol'nikov // Innovatsii v obrazovanii. 2011. № 3. S. 60-75.
11. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 12. S. g1-94.
12. Tagil'tseva N. G. Sovremennyy uchitel' muzyki: problemy professional'noy podgotovki // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2011. T. g2. № 3. S. 134-139.
13. Shishlyannikova N. P. Polikhudozhestvennaya podgotovka budushchego pedagoga-muzykanta k rabote v shkole // Vestnik Polotskogo gos. un-ta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki. 2013. № 15. S. 21-26.
14. Shkolyar L. V., Savenkova L. G. Sad detstva: novaya model' doshkol'nogo obrazovaniya M. : Russkoe slovo, 20l2. l74 s.
15. Yusov B. P. Strategiya vzaimodeystviya iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaya paradigma) // Vzaimodeystvie iskusstv: metodologiya, teoriya, gumanitarnoe obrazovanie : materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 25-27 avgusta l997. Astrakhan', l997. S. 2l4 220.
16. Yasinskikh L. V. Razvitie emotsional'noy otzyvchivosti u doshkol'nikov v protsesse vospriyatiya proizvedeniy iskusstva / KhKhI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego. PGTU. Penza, 2013, № 8 (12). S. 168-174.