ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:378.016:78(510) DOI 10.26170/2079-8717_2021 _01 _06
ББК Ч448.4(5Кит) ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02
Кашина Наталья Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: koranata@mail.ru
Ли Хаймин,
преподаватель, Чанчуньский гуманитарно-научный колледж, г. Чанчунь, КНР; аспирант кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкне-хта, 9, к. 41; e-mail: 8410370@qq.c0m
Ся Цзюнвэй,
декан факультета дошкольного образования, Чанчуньский Гуанхуаский университет, г. Чанчунь, КНР; соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: xjw109@mail.ru
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА КИТАЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная мобильность; формирование профессиональной мобильности; китайские студенты; музыкальные вузы; музыкально-композиционная деятельность; китайские вузы; музыкальное образование; методика преподавания музыки.
АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена тем, что в Китае, как и в большинстве развитых стран, востребованы специалисты, обладающие гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, готовностью к саморазвитию и самореализации, то есть, они должны обладать профессиональной мобильностью. Примером таких личностей может служить ряд фигур в музыкальной культуре Китая: Лю Шикунь, Чжоу Гуанжень, У Цзуцзян и др., которые успешно сочетают в себе исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, общественные и другие ипостаси внутри своей профессии. Это определяет потребность в решении данной проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. Цель статьи - обосновать необходимость формирования профессиональной мобильности студентов музыкальных вузов Китая и выявить возможности музыкально-композиционной деятельности в решении данной педагогической проблемы. Методологическая основа исследования: теоретические положения о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев и др.); концепции профессиональной мобильности и профессионально важных качеств специалиста (Л. В. Горюнова, Э. Ф. Зеер и др.); теоретические положения о сущности, содержании и педагогическом потенциале музыкально-композиционной деятельности (Б. Р. Иофис, Д. Н. Павлов). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами произведен анализ программ обучения по ряду направлений, связанных с музыкально-композиционной деятельностью, реализующихся в музыкальных вузах Китая. Делается вывод о том, что требования к выпускникам, содержащиеся в этих программах, включают подготовку студентов к работе по смежным специальностям и готовность к осуществлению разных видов профессиональной деятельности - музыкально-композиционной, педагогической, исследовательской, культурно-трансляционной и организаторской. Специалист должен обладать способностью легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять деятельность в смежной профессиональной сфере, то есть у него должна быть сформирована профессиональная мобильность. Авторами статьи раскрываются возможности музыкально-композиционной деятельности в формировании когнитивно-деятельностного, ценностно-мотивационного и адаптивно-регулятивного компонентов профессиональной мобильности будущих композиторов.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кашина, Н. И. Проблема формирования профессиональной мобильности у студентов музыкального вуза Китая в процессе обучения музыкально-композиционной деятельности / Н. И. Кашина, Ли Хаймин, Ся Цзюнвэй. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 48-54. - DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_0б.
Kashina Natalya Ivanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Li HaiMing,
Lecturer, Changchun College of Humanities and Science, Changchun, China; Postgraduate Student of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Junwei Xia,
Dean of the Faculty of Preschool Education, Changchun Guanghua University, Changchun, China; Applicant for the Degree of
Candidate of Pedagogy, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG STUDENTS OF THE CHINA'S MUSIC UNIVERSITY IN THE PROCESS OF LEARNING MUSICAL AND COMPOSITIONAL ACTIVITIES
KEYWORDS: professional mobility; formation of professional mobility; Chinese students; musical universities; musical composition activity; Chinese universities; musical education; music teaching method.
ABSTRACT. The relevance of the article is due to the fact that in China, as in most developed countries, specialists with flexibility, mobility, the ability to quickly adapt, readiness for self-development and self-realization are in demand, that is, he should have professional mobility. An example of such personalities is a number of figures in the musical culture of China: Liu Shikun, Zhou Guangzhen, Wu Zujiang, etc., who successfully combine performing, composing, pedagogical, research, organizing, social and other hypostasis within their profession. This determines the need to solve this problem in the process of professional training of specialists at the university. The purpose of the article is to substantiate the need to form professional mobility of students of music universities in China and to identify the possibilities of music and composition activities in solving this pedagogical problem. Methodological basis of the study: theoretical provisions on the leading role of activity as a source of personality development (A. N. Leontiev and others); concepts of professional mobility and professionally important qualities of a specialist (L. V. Goryunova, E. F. Zeer, etc.); theoretical provisions on the essence and content of musical and compositional activity (B. R. Iophis, D. N. Pavlov). The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, analysis of instructional and methodological documents, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that the authors of the article analyzed training programs in a number of areas related to musical and compositional activities implemented in music universities in China. It is concluded that the requirements for graduates contained in these programs include the preparation of students for work in related specialties and the readiness to carry out various types of professional activities - music and composition, pedagogical, research, cultural and translational and organizational. A specialist should be able to easily switch from one activity to another, perform activities in a related professional field - that is, he should have professional mobility. The authors of the article reveal the possibilities of musical and compositional activity in the formation of cognitive-activity, value-motivation and adaptive-regulatory components of professional mobility of the future composer.
FOR CITATION: Kashina, N. I., Li, HaiMing, Junwei, Xia. (2021). The Problem of Formation of Professional Mobility among Students of the China's Music University in the Process of Learning Musical and Compositional Activities. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 48-54. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_06.
Постановка проблемы. Актуальность данной статьи связана с глобальными изменениями в социальной и экономической жизни общества, которые сопутствуют развитию человеческой цивилизации в двадцать первом столетии. В современных условиях, характеризующихся неопределенностью, нестабильностью, нарастанием объема и сложности информационных потоков, динамизмом и скоростью социальных процессов, актуальным становится профессиональное самоопределение человека в течение всей его профессиональной жизни.
Сегодня востребован специалист, владеющий не только профессиональными компетенциями, но и обладающий гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, готовностью решать проблемы построения индивидуального маршрута карьеры, повышения квалификации и смены профессии. То есть он должен обладать профессиональной мобильностью «для нахождения своего места в изменяющемся мире профессий» [5, с. 42].
Деятельность музыканта любого профиля не является исключением и в полной мере отвечает всем указанным выше требо-
ваниям не только в России, но ив Китае [16]. Это объясняется условиями исторического развития Китая, когда творческие личности были вынуждены осваивать все грани своей профессии в условиях войн, тоталитарного режима, Культурной революции 60-70-х гг. XX в. Сегодня они стремятся соответствовать национальной доктрине, согласно которой каждый гражданин Китая несет ответственность за выведение державы на лидирующие позиции в мире. Также это стимулируется современным экономическим и социокультурным развитием страны и объясняет расцвет китайской музыкальной культуры, высокий уровень музыкантов-исполнителей, композиторские и научные успехи, так называемое «музыкальное чудо» [18, с. 3].
Примером личностей, которые успешно сочетают в себе исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, общественные и другие ипостаси внутри своей профессии, успешно переключаясь на разные виды деятельности, может служить ряд ярких фигур в современной китайской музыкальной культуре - пианист и композитор Лю Шикунь, пианистка,
© Кашина Н. И., Ли Хаймин, Ся Цзюнвэй, 2021
педагог и общественный деятель Чжоу Гу-анжень, композитор, музыковед и педагог У Цзуцзян и др. Во многом, они и сформировали современный облик музыкальной культуры Китая (Бянь Мэн, Цинь Цинь и др.).
Но практика показывает, что стихийно, под воздействием социальной среды или за счет индивидуально-личностных качеств человека, профессиональная мобильность формируется довольно редко, что определяет потребность в решении данной проблемы в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе. Сегодня мобильность личности - это «не просто декларируемая образовательная стратегия, она есть порождение времени и выражение мировых образовательных тенденций» [1, с. 18].
Музыкально-композиционная деятельность (создание художественного текста на языке музыки с одновременным подключением функций его исполнения и восприятия [6]), которая осуществляется в музыкальных вузах Китая (на дисциплинах «Композиция», «Теория композиционных технологий», «Производство компьютерной музыки», «Музыкальное творчество с помощью компьютера», «Основы компьютерной композиции» и др.), может способствовать формированию у студентов способности быстро перестраиваться, находить нужные формы деятельности, менять род этой деятельности, успешной творческой самореализации.
Цель настоящей статьи - обосновать необходимость формирования профессиональной мобильности студентов музыкальных вузов Китая и выявить возможности музыкально-композиционной деятельности в решении данной педагогической проблемы.
Обзор литературы. Термин «мобильность» (англ. mobility), появившийся в 20-е гг. ХХ в. благодаря исследованиям П. А. Сорокина [14], сегодня довольно широко используется в социологии, экономике, психологии и педагогике. В «Большом академическом словаре русского языка» данный термин трактуется как способность быстро перестраиваться, находить нужные формы деятельности [2, с. 288]. В социологии мобильность понимается как подвижность, способность к быстрому изменению состояния, положения [15, с. 185].
Современные исследователи (Л. В. Го-рюнова, Б. М. Игошев и др.) выделяют такие виды мобильности, как социальная, профессиональная, академическая, познавательная, виртуальная и культурная.
Под профессиональной мобильностью в социологии понимают смену индивидом одной профессии на другую [15, с. 186]. Она раскрывается, с одной стороны, как процесс перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, ко-
торый связан с изменениями их профессионального статуса и сменой рода занятий в рамках одного квалификационного ранга. С другой стороны, профессиональная мобильность раскрывается как личностное качество, приобретенное в процессе обучения и выражающееся в способности индивида легко и быстро осваивать новые реалии [11].
В педагогике профессиональная мобильность интерпретируется как качество личности, которое обеспечивает механизм развития человека через сформированность ключевых профессиональных компетентно-стей, проявляющееся в готовности специалиста быстро и качественно перестраиваться с одного вида профессиональной деятельности на другой, как деятельность человека, определяющаяся меняющими среду событиями, результатом которой является самореализация личности в профессии и жизни, и как процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [4; 8].
Сегодня учеными раскрывается проблема формирования профессиональной мобильности обучающихся средствами проектной деятельности (Ю. И. Биктуганов), мультимедийных технологий (Ю. В. Троицкая), поликультурного образования (Н. С. Мерз-лякова), деятельностно-ориентированного обучения (Н. В. Альбрехт), модульного обучения (Е. Н. Брюхов), в системе дополнительного образования (Л. А. Амирова), в процессе изучения общепрофессиональных (Н. А. Анисимова) и гуманитарных (С. Е. Каплина) дисциплин и т. д.
В области педагогики музыкального образования феномен мобильности был предметом исследования лишь немногочисленных работ: И. А. Бутовой, посвященной формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера [3]; Н. Ю. Кучер, в которой представлена методика развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки [8]; Т. В. Лудановой, в которой предложена модель процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки [10]; З. В. Румянцевой, где автор раскрывает сущность и структуру художественно-педагогической мобильности педагога-музыканта [13].
В ряде искусствоведческих (Ю. А. Толкачев [17], Цинь Цинь [18]) и педагогических (М. Г. Круглова [7]) исследований, предпринятых учеными России и Китая, раскрывается содержание такого смежного понятия, как «универсализм творческой личности», под которым понимается разносторонность, все-охватность знаний, умений, навыков в разных областях науки, искусства, культуры и
многоаспектная компетентность человека в какой-либо одной сфере.
Проблема формирования профессиональной мобильности у студентов музыкальных вузов Китая и России в процессе обучения музыкально-композиционной деятельности до сегодняшнего дня не рассматривалась. Необходимо изучение условий, принципов организации и содержания данного процесса с учетом особенностей развития высшего профессионального музыкального образования в Китае.
Содержание современного российского композиторского образования во многом определяют работы Р. М. Глиэра, М. Ф. Гне-сина, О. А. Евлахова, Е. И. Месснера, А. Ф. Мурова, Н. Я. Мясковского, Н. А. Рим-ского-Корсакова, С. И. Танеева, В. Я. Шебалина, В. В. Щербачева и др., в которых раскрываются теоретические основы и механизмы композиторского творчества. В Китае творческий опыт таких композиторов XX в., как Лю Вэньцзинь, Лэй Чженьбан, Лю Тяньхуа, Сюй Пэйдун и др., музыка которых получила признание не только в Китае, но и за рубежом (в странах Европы и США), является основой для становления молодого поколения композиторов Китая.
Обратившись к концепциям профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования, не связанных с обучением будущих композиторов, современные педагоги-музыканты (А. А. Апасов, О. О. Гладышева, В. Г. Коваленко, Лю Цин, Д. Н. Павлов, Мо Че Нам, Н. А. Терентьева, А. Шнабель, Юй Данхун и др.) рассматривают музыкально-композиционную деятельность не в контексте их профессионализации в сфере композиторского творчества, а в контексте развития у студентов умения свободно оперировать знаниями, умениями, навыками и переносить их на другие виды практической деятельности, развития их активности, мышления, интуиции, логики, раскрытия их творческого потенциала, творческой самореализации.
Результаты исследования. Опираясь на исследования Ю. И. Биктуганова, И. А. Бутовой, Ю. В. Троицкой и др., мы выделили следующие компоненты профессиональной мобильности будущих композиторов, отражающие содержательные аспекты музыкально-композиционной деятельности:
- когнитивно-деятельностный компонент (объем и качество специальных знаний в области музыкально-композиционной деятельности, сформированность умений создания художественных продуктов, умение осуществлять самоорганизацию и самокоррекцию музыкально-композиционной деятельности в зависимости от меняющихся профессиональных задач);
- ценностно-мотивационный компонент (сформированность мотивации и ценностного отношения к музыкально-композиционной деятельности, осознание субъективной значимости музыкально-композиционной деятельности для саморазвития, самореализации в профессии композитора и смежных профессиях);
- адаптивно-регулятивный (развитость качеств личности, необходимых для успешной адаптации и самореализации в различных ситуациях профессиональной деятельности - социально-творческая адаптивность, способность к рефлексии саморазвития, готовность к быстрой смене выполняемой функции).
Были проанализированы современные программы обучения по направлениям «Композиция и теория композиционных технологий», «Музыкальный дизайн и производство», «Художественная запись (направление компьютерной музыки)», которые реализуются в Шанхайской консерватории музыки, и программа обучения музыкальных талантов (композиционный отдел), реализующаяся в Синхайской консерватории музыки (КНР).
В качестве целей профессиональной подготовки специалистов в данных музыкальных вузах Китая, помимо овладения теоретическими знаниями в области музыкально-композиционной деятельности, авторы указывают на:
- необходимость подготовки студентов к работе по смежным специальностям в художественных колледжах, универсальных или обычных колледжах, литературных группах, художественных институтах, научно-исследовательских учреждениях, издательском деле, радио, кино и онлайн-средствах массовой информации, или новых областях музыки, занимающихся композицией (включая камерную музыку, симфонию, оперу, мюзикл, сценическую музыку, музыку для кино и телевидения, электронную музыку, мультимедийную музыку, песни и т. д.);
- формирование готовности к преподавательской деятельности в области музыкально-композиционной деятельности;
- формирование готовности к исследовательской деятельности в области музыкально-композиционной деятельности;
- освоение знаний, касающихся последних тенденций развития музыкальных технологий, индустрии электронной музыки и смежных дисциплин;
- формирование умений и навыков записи музыки на электронные носители, аудиовизуальной публикации и распространения музыкального контента, работы со средствами коммуникации, информаци-
онными сетями;
- владение умениями и навыками работы в компьютерных музыкальных приложениях;
- формирование готовности студентов к разработке и реализации музыкальных проектов.
Таким образом, выпускники музыкальных вузов Китая, обучающиеся по направлениям, связанным с музыкально-композиционной деятельностью, должны быть готовы, во-первых, к работе по смежным специальностям. Во-вторых, они должны обладать способностью быстро и эффективно переключаться на осуществление разных видов профессиональной деятельности - музыкально-композиционную (создание художественного текста на языке музыки в разных жанрах, с использованием аппаратной и программной составляющих музыкально-компьютерных технологий на всех этапах работы, о чем пишут многие отечественные исследователи [12; 19; 20]), педагогическую (обучение студентов учебных заведений различных видов и типов теоретическим и практическим основам музыкально-композиционной деятельности), исследовательскую (осуществление поиска, интерпретации, систематизации, структурирования, критического оценивания информации, освоение знаний, касающихся последних тенденций развития музыкальных технологий, индустрии электронной музыки и смежных дисциплин), культурно-трансляционную (сохранение, публикация и распространение музыкального контента) и организаторскую (творческая и одновременно исследовательская продуктивная деятельность по подготовке и реализации проектов).
Таким образом, специалист должен обладать способностью легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять деятельность в смежной профессиональной сфере, то есть у него должна быть сформирована профессиональная мобильность.
По мнению отечественного психолога А. Н. Леонтьева, именно в деятельности, осуществляющейся в новых обстоятельствах, возникают новые элементы психического, которые являются отправным пунктом формирования новообразований личности. Ученый утверждает, что существует зависимость психических процессов, осуществляющихся у растущего человека, от характера и строения внешней предметной деятельности, в которую он вовлечен [9]. Развитие личности в целом определяется заданностью той деятельности, в которую включается человек (Д. И. Фельдштейн).
Музыкально-композиционная деятель-
ность позволяет студентам сформировать ключевые профессиональные компетенции, проявляющиеся в готовности специалиста быстро и качественно перестраиваться с одного вида профессиональной деятельности на другой - музыкальная импровизация, сочинение музыки, итогом чего является создание художественных продуктов, их запись (нотирование), сохранение на электронных носителях, презентация, публикация и распространение музыкального контента в целом. Здесь осуществляется целе-полагание (замысел, идея, художественный образ создаваемого музыкального произведения), прогнозирование (программа воплощения художественного образа в музыкальном материале), контроль (воплощение замысла), коррекция (внесение корректив в замысел) и саморегуляция. То есть формируется способность к рефлексии, умение осуществлять самоорганизацию и самокоррекцию своей деятельности в зависимости от меняющихся профессиональных задач, прогнозировать ее развитие, свободно принимать решения в ситуации выбора (формируется когнитивно-деятельностный компонент профессиональной мобильности композитора).
В музыкально-композиционной деятельности формируется ценностное отношение к музыкально-композиционной деятельности, осознание ее субъективной значимости для саморазвития, творческой самореализации в профессии композитора и смежных профессиях (то есть формируется ценностно-мотивационный компонент профессиональной мобильности композитора).
В музыкально-композиционной деятельности осуществляется развитие качеств личности, необходимых для успешной адаптации и самореализации в различных ситуациях профессиональной деятельности (осуществление процесса раскрытия и опредмечивания сущностных сил человека в творческой деятельности, характеризующегося осознанием личностью значимости ее результатов (художественных продуктов) [12]). Осуществляется формирование готовности студентов к быстрой смене выполняемых функций - варьирование методов и приемов творческой работы (комбинирования, трансформации, эскизной работы) в зависимости от поставленных задач, выбор музыкально-компьютерных технологий (для нотного редактирования, монтажа, аудиозаписи, аудиоредактирования и т. д.). Таким образом, формируется адаптивно-регулятивный компонент профессиональной мобильности композитора.
Заключение. Анализ программ обучения по ряду направлений, связанных с музыкально-композиционной деятельностью, реа-
лизующихся в музыкальных вузах Китая, показал, что требования к выпускникам, содержащиеся в этих программах, включают подготовку студентов к работе по смежным специальностям и готовность к осуществлению разных видов профессиональной деятельности - музыкально-композиционной, педагогической, исследовательской, культурно-трансляционной и организаторской. Специалист должен обладать способностью легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять деятельность в смежной профессиональной сфере, способностью к непрерывному профессиональному росту, то есть у него должна быть сформирована про-
фессиональная мобильность. Музыкально-композиционная деятельность обладает большим педагогическим потенциалом в формировании когнитивно-деятельностного, ценностно-мотивационного и адаптивно-регулятивного компонентов профессиональной мобильности студентов музыкальных вузов Китая.
Дальнейшая работа авторов будет связана с созданием соответствующей методики формирования профессиональной мобильности студентов музыкальных вузов Китая в процессе обучения музыкально-композиционной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Амирова Л. А. - Уфа : [б. и.], 2009. - 37 с.
2. Большой академический словарь русского языка. Т. 10 «Медяк» - «Мячик». - М. : Российская Академия Наук, 2008. - 571 с.
3. Бутова, И. А. Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бутова И. А. - Екатеринбург : [б. и.], 2011. - 23 с.
4. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горюнова Л. В. - Ростов-на-Дону, 2006. - 44 с.
5. Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2014. - № 8 (117). - С. 33-48.
6. Иофис, Б. Р. Сочинение музыки: содержание дефиниции как проблема музыкознания и педагогики музыкального образования / Б. Р. Иофис // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. - 2013. - № 4. - С. 85-94.
7. Круглова, М. Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного образования / М. Г. Круглова. - Текст : электронный // Universum: Психология и образование. - 2016. - № 8 (26). - URL: http://7universum.com/ru/psy/arhcive/item/3466.
8. Кучер, Н. Ю. Методика развития коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки / Н. Ю. Кучер // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 107.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
10. Луданова, Т. В. Исторический анализ универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как фактора формирования педагогической мобильности / Т. В. Луданова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2006. - Т. 12, № 12. - С. 197-200.
11. Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - М. : Книжный дом, 2010. -1312 с.
12. Павлов, Д. Н. Музыкально-композиционная деятельность как средство развития творческой самореализации студентов колледжа культуры : монография / Д. Н. Павлов, Н. И. Кашина. - Екатеринбург, 2019. - 110 с.
13. Румянцева, З. В. Художественно-педагогическая мобильность педагога-музыканта: сущность и структура / З. В. Румянцева // Искусство и образование. - 2009. - № 5 (61). - С. 96-103.
14. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. - М., 1992.
15. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор: академик РАН Г. В. Осипов. - М. : Издательская группа «ИНФРА-М - НОРМА», 1998. - 488 с.
16. Сяньюй, Х. Система музыкального образования в Китае / Х. Сяньюй // Вестник СПбГУКИ. -2012. - № 2 (11). - С. 155-159.
17. Толкачев, Ю. А. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования) : дис. ... канд. филос. наук / Толкачев Ю. А. - Свердловск, 1984. - 154 с.
18. Цинь, Ц. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжень и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности) : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Цинь Ц. - СПб. : [б. и.], 2013. - 25 с.
19. Konovalova, S. A. Application of smart education technologies on the disciplines of the music-theoretical cycle in musical college and university / S. A. Konovalova, N. I. Kashina, N. G. Tagiltseva, L. V. Matveeva, D. N. Pavlov // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2020. - Vol. 188. - P. 255-262.
20. Tagiltseva, N. G. Digital technologies in the development of ensemble musical culture of string ensemble members / N. G. Tagiltseva,_M. N. Kurlapov, J. Jia / / Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). - 2020. - P. 57-61.
REFERENCES
1. Amirova, L. A. (2009). Razvitie professional'noi mobilinosti pedagoga v sisteme dopolnitelinogo obra-zovaniya [Development of professional mobility of a teacher in the system of additional education]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Ufa. 37 p.
2. Bol'shoi akademicheskii slovar' russkogo yazyka [Large academic dictionary of the Russian language]. Vol. 10 «Medyak» - «Myachik». (2008). Moscow, Rossiiskaya Akademiya Nauk. 571 p.
3. Butova, I. A. (2011). Formirovanie professional'noi mobil'nosti muzykanta-kontsertmeistera v protsesse obucheniya v muzykal'nom kolledzhe [Formation of professional mobility of a musician-accompanist in the process of studying at a music college]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 23 p.
4. Goryunova, L. V. (2006). Professional'naya mobil'nost' spetsialista kak problema razvivayushchegosya obrazovaniya Rossii [Professional mobility of a specialist as a problem of developing education in Russia]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov-on-Don. 44 p.
5. Zeer, E. F. (2014). Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' uchashcheisya molodezhi kak faktor podgo-tovki k dinamicheskomu professional'nomu budushchemu [Social and professional mobility of student youth as a factor of preparation for a dynamic professional future]. In Obrazovanie i nauka. No. 8 (117), pp. 33-48.
6. Iofis, B. R. (2013). Sochinenie muzyki: soderzhanie definitsii kak problema muzykoznaniya i pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya [Composing music: the content of the definition as a problem of musicology and pedagogy of music education]. In Vestnik kafedry YUNESKO. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. No. 4, pp. 85-94.
7. Kruglova, M. G. (2016). Professional'naya podgotovka muzykanta shirokogo profilya kak problema sov-remennogo obrazovaniya [Professional training of a general musician as a problem of modern education]. In Universum: Psihologiya i obrazovanie. No. 8 (26). URL: http://7universum.com/ru/psy/arhcive/item/3466.
8. Kucher, N. Yu. (2017). Metodika razvitiya kommunikativnoi mobil'nosti studentov muzykal'nogo kolledzha v protsesse muzykovedcheskoi podgotovki [Methods of developing the communicative mobility of students of a music college in the process of musicological training]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 1, p. 107.
9. Leontiev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat. 304 p.
10. Ludanova, T. V. (2006). Istoricheskii analiz universal'nosti soderzhaniya professional'noi podgotovki uchitelya muzyki kak faktora formirovaniya pedagogicheskoi mobil'nosti [Historical analysis of the universality of the content of the professional training of a music teacher as a factor in the formation of pedagogical mobility]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Vol. 12. No. 12, pp. 197-200.
11. Gricanov, A. A., et al. (Eds.). (2010). Noveishii sotsiologicheskii slovar' [The latest sociological dictionary]. Moscow, Knizhnyi dom. 1312 p.
12. Pavlov, D. N., Kashina, N. I. (2019). Muzykal'no-kompozitsionnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorcheskoi samorealizatsii studentov kolledzha kul'tury [Musical and compositional activity as a means of developing the creative self-realization of college students of culture]. Ekaterinburg. 110 p.
13. Rumyantseva, Z. V. (2009). Khudozhestvenno-pedagogicheskaya mobil'nost' pedagoga-muzykanta: sushchnost' i struktura [Artistic and pedagogical mobility of a teacher-musician: essence and structure]. In Is-kusstvo i obrazovanie. - No. 5 (61), pp. 96-103.
14. Sorokin, P. A. (1992). Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo / ed. by A. Yu. Sogomonov. Moscow.
15. Osipov, G. V. (Ed.). (1998). Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar'. Na russkom, angliiskom, ne-metskom, frantsuzskom i cheshskom yazykah [Sociological Encyclopedic Dictionary. In Russian, English, German, French and Czech]. Moscow, Izdatel'skaya gruppa «INFRA-M - NORMA». 488 p.
16. Xianyu, X. (2012). Sistema muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae [The system of music education in China]. In Vestnik SPbGUKI. No. 2 (11), pp. 155-159.
17. Tolkachev, Yu. A. (1984). Universal'nost' lichnosti (sotsial'no-filosofskii aspekt issledovaniya) [Universality of personality (social-philosophical aspect of research)]. Dis. ... kand. filos nauk. Sverdlovsk. 154 p.
18. Qin, Ts. (2013). Lyu Shikun', Chzhou Guanzhen' i U Czuczyan: tri lika sovremennogo muzykal'nogo is-kusstva Kitaya (k probleme universalizma tvorcheskoi lichnosti) [Liu Shikun, Zhou Guangren and Wu Jiujiang: three faces of contemporary music art in China (on the problem of the universalism of a creative personality)]. Avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Saint Petersburg. 25 p.
19. Konovalova, S. A., Kashina, N. I., Tagiltseva, N. G., Matveeva, L. V., Pavlov, D. N. (2020). Application of smart education technologies on the disciplines of the music-theoretical cycle in musical college and university. In Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 188, pp. 255-262.
20. Tagiltseva, N. G., Kurlapov, M. N., Jia, J. (2020). Digital technologies in the development of ensemble musical culture of string ensemble members. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020), pp. 57-61.