ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147(581) DOI 10.26170/2079-8717_2021 _04_13
ББК Ч448.981 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02
Ся Цзюнвэй,
декан факультета дошкольного образования, Чанчуньский университет; соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620151, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КИТАЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: развитие УБР; творческая самостоятельность; студенты; дошкольные факультеты Китая; профессиональная подготовка на дошкольных факультетах педагогических вузов Китая; музыкально-педагогическая подготовка.
АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена тем, что в системе высшего педагогического образования Китая происходит сдвиг целевого акцента на развитие личности обучающихся, создание условий для их самореализации. Стране необходимы специалисты в области дошкольного образования, способные самостоятельно ставить перед собой цели и находить способы их достижения, творчески преобразовывать педагогическую действительность, то есть специалисты с развитой творческой самостоятельностью. В решении этого вопроса музыкально-педагогическая подготовка обладает большим потенциалом. Цель статьи - обосновать необходимость развития творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов Китая. Методологическая основа исследования: теоретические положения о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.); о содержании структурных элементов творческой самостоятельности обучающихся (А. В. Качалов и др.); идеи о педагогическом потенциале музыкальной деятельности в развитии личности обучающихся (Е. А. Бодина и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в теоретическом обосновании того, что музыкально-педагогическая подготовка обладает большим педагогическим потенциалом в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного структурных компонентов творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ся, Цзюнвэй. Развитие творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов Китая в процессе музыкально-педагогической подготовки / Ся Цзюнвэй. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. -С. 111-116. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_04_13.
Junwei Xia,
Dean of the Faculty of Preschool Education, Changchun University; Applicant for the Degree of Candidate of Pedagogy, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
THE PROBLEM OF DEVELOPING CREATIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF PRESCHOOL FACULTIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA IN THE PROCESS OF MUSICAL TRAINING
KEYWORDS: development of creative independence of students; preschool faculties of China; vocational training at preschool faculties of pedagogical universities of China; music and pedagogical training.
ABSTRACT. The relevance of the article is due to the fact that in the system of higher pedagogical education of China there is a shift in the targeted and meaningful emphasis on the development of the personality of students, the creation of favorable conditions for their self-realization. The country needs initiative specialists in the field of preschool education, able to independently set goals and find creative ways to achieve them, creatively transform pedagogical reality - that is, specialists with developed creative independence. Music and pedagogical training has great potential in this area. Theoretical and methodological support of this process is required. The purpose of the article is to substantiate the need to develop the creative independence of students of preschool faculties of pedagogical universities in China and to identify the possibilities of music and pedagogical training in solving this pedagogical problem. Methodological basis of the study: theoretical provisions on the leading role of activity as a source of personality development (M. S. Kagan, A. N. Leont'ev); theoretical provisions on the content of structural elements of the creative independence of students (A. V. Kachalov); ideas about the pedagogical potential of musical activity in the development of the personality of students (E. A. Bodina). The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, analysis of instructional and methodological documents, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the theoretical justification that music and pedagogical training has great pedagogical potential in the devel-
opment of motivational-value, cognitive and creative-activity structural components of the creative independence of students of preschool faculties of pedagogical universities.
FOR CITATION: Junwei, Xia. (2021). The Problem of Developing Creative Independence of Students of Preschool Faculties of Pedagogical Universities of China in the Process of Musical Training. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 111-116. DOI: 10.26i70/2079-8717_2021_04_13.
Постановка проблемы. Сегодня дошкольное образование в Китае является быстро развивающейся отраслью общественного производства, так как руководство страны понимает, что прогресс определяется не только развитием экономики, производства и т. д., но и развитием системы образования в целом и ее отдельных ступеней в частности.
В современном Китае насчитывается более 150 тыс. дошкольных учреждений, включая государственные детские сады (учреждения, подчиняющиеся Министерству образования КНР), детские сады, учрежденные и финансируемые государством совместно с каким-либо предприятием, и частные детские сады, созданные на средства населения и его силами. Количество дошкольных учреждений продолжает увеличиваться, так как в государственном средне- и долгосрочном плане реформ и развития образования указывается на необходимость введения обязательного для 100% детей дошкольного образования.
Цель современного дошкольного образования в Китае, декларируемая в «Директивной программе дошкольного образования» (2001 г.), - целостное, всестороннее развитие личности ребенка. В документе «Указания по обучению и развитию детей в возрасте 3-6 лет» (2012 г.) даны установки по воспитанию детей в пяти сферах (здоровье, язык, общество, наука, искусство), рекомендации по физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию дошкольников [14; 19].
В связи с вышеизложенным сегодня в Китае предъявляются большие требования к профессиональной подготовке воспитателей детских садов, обучение которых осуществляется в учебных учреждениях высшего (педагогические университеты) и среднего (педагогические колледжи) образования. Государством выработаны цензы квалификации, порядок аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Работает система повышения квалификации [18].
Стране необходимы инициативные специалисты в области дошкольного образования, способные самостоятельно ставить перед собой цели и находить творческие способы их достижения, творчески преобразовывать педагогическую действительность, осуществлять самообразование, саморазвитие, самопроектирование, самосовершенствование в творческой деятельности, то есть специалисты с развитой творческой самостоя-
тельностью. Отметим, что именно творческая самостоятельность является внутренним условием и внешним показателем самореализации личности. Ее сформированное^ и реализованность являются одним из факторов успешности профессиональной деятельности человека [5].
Но, несмотря на то, что в сфере педагогического образования Китая сегодня происходит сдвиг целевого и смыслового акцента на развитие личности обучающихся, и большое внимание уделяется созданию благоприятных условий для самореализации студентов, данная проблема остается актуальной для большинства педагогических вузов страны. Многие исследователи (Ли Яньхуэй, Хэ Чжуци, Ду Хуэйцзе, Юй Жуйи, Ван Яньсун [13; 16]) утверждают, что это происходит в силу ряда причин: малого количества психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики, ограниченных возможностей образовательной среды, применения устаревших методов преподавания и т. д.
Все вышеизложенное позволило выделить противоречие между объективной потребностью современного китайского общества в выпускниках дошкольных факультетов педагогических вузов, обладающих развитой творческой самостоятельностью, и сложившейся практикой их профессиональной подготовки, недостаточно учитывающей данную потребность.
Система профессионального образования специалистов дошкольного образования в Китае включает, помимо прочего, музыкально-педагогическую подготовку. Это связано с тем, что, в отличие от российской системы дошкольного образования, музыкальное воспитание в Китае интегрируется в общий педагогический процесс и осуществляется воспитателями детских садов, которые не всегда имеют специальное музыкальное образование.
Вследствие этого учебные планы дошкольных факультетов педагогических вузов Китая включают: музыкально-исполнительские дисциплины («Основы фортепиано», «Основы вокала», «Ансамбль и аккомпанемент», «Хор и дирижирование», «Хореография»), дисциплины музыкально-теоретического цикла («Основы теории музыки и сольфеджио», «Инструментальная аранжировка К. Орфа»), дисциплины, касающиеся методики музыкального образования («Музыкальное образование для детей младшего возраста», «Метод препода-
© Ся Цзюнвэй, 2021
вания музыки К. Орфа») и др.
Музыкально-педагогическая подготовка, осуществляющаяся студентами в процессе изучения данных дисциплин, способствует не только формированию у них необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, освоению различных видов музыкальной деятельности, но и получению опыта творческой деятельности, нахождению собственных приемов самовыражения, творческой самореализации. Их содержание, структура и соответствующие технологии позволят обеспечить поступательность и комплексность развития у студентов творческой самостоятельности.
Цель статьи - обосновать необходимость развития творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов Китая и выявить возможности музыкально-педагогической подготовки в решении данной педагогической проблемы.
Обзор литературы. Понятие «творческая самостоятельность» современные исследователи трактуют по-разному. Во-первых, оно интерпретируется как качество личности, характеризующееся ориентацией на приобретение знаний, умений и навыков и их творческое применение в учебной деятельности, обеспечивающее дальнейшую творческую самореализацию обучающихся (Н. В. Зинченко [3], А. В. Качалов [7], А. А. Кулешова [11], А. А. Шамсие-ва [20] и др.). Во-вторых, данное понятие интерпретируется как деятельность, которая проявляется в самоуправлении процессом творческого преобразования и является условием проявления и развития различных форм творческой деятельности человека (Н. В. Зинченко [3], А. В. Качалов [7] и др.). В-третьих, творческая самостоятельность понимается как способность и готовность личности к решению класса профессиональных задач, не допускающих переноса готовых образцов деятельности и предполагающих рефлексию и саморазвитие его процессуальной и личностной сфер (Н. Ю. Ермилова [2] и др.).
К настоящему времени выполнен ряд исследований, в которых проблема формирования и развития творческой самостоятельности у обучающихся решается с общепедагогических позиций (Н. Ю. Ермилова, А. В. Качалов, А. А. Кулешова, Н. В. Манерко, Д. В. Матюхова, А. А. Шамсиева и др.). В области педагогики искусства данная проблема решается в процессе пленэрной практики (в работе над пейзажем) (Н. В. Зинченко), средствами эстрадного пения (Д. В. Хариче-ва). В исследованиях китайских авторов рассматривается проблема воспитания творчества студентов в государственном ху-
дожественном образовании в колледжах и университетах (Чжао Лян), раскрываются факторы, ограничивающие развитие творчества учителей музыки в начальных и средних школах (Хэ Чжуци, Ду Хуэйцзе, Юй Жуйи, Ван Яньсун [16]). Однако все названные исследования не касаются проблемы развития творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов Китая в процессе музыкально-педагогической подготовки. Не проанализирован педагогический потенциал музыкально-педагогической подготовки, не разработана соответствующая методика, учитывающая особенности развития высшего педагогического образования в Китае.
Отсюда противоречие между потенциальными возможностями музыкально-педагогической подготовки в развитии творческой самостоятельности у студентов педагогического вуза Китая и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса.
Результаты исследования. Опираясь на исследования Н. Ю. Ермиловой [2], А. В. Качалова [6] и А. А. Кулешовой [11], М. А. Ценёвой [17], мы выделили следующие структурные компоненты творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов, отражающие содержательные аспекты музыкально-педагогической подготовки:
- мотивационно-ценностный - характер личностного отношения (целевые установки, интересы, мотивы) будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к музыкальной и музыкально-педагогической деятельности как необходимых элементов профессиональной педагогической деятельности; потребность в самовыражении в музыкальной и музыкально-педагогической деятельности;
- когнитивный - глубина, полнота и качество знаний будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в области дисциплин музыкально-педагогической подготовки, на основе которых осуществляется решение профессиональных задач; внутреннее стремление обучающегося к познавательной деятельности в данной области знаний;
- креативно-деятельностный - креативный характер самостоятельной музыкальной и музыкально-педагогической деятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений; способность к самостоятельной преобразовательной деятельности в данных видах деятельности.
Отметим, что российский психолог А. Н. Леонтьев с позиций деятельностного подхода указывал на то, что новые элемен-
ты психического, являющиеся отправным пунктом процесса формирования новообразований личности, возникают именно в деятельности [12].
Д. И. Фельдштейн, в свою очередь, указывал на зависимость характера развития личности от той деятельности, в которую включается человек [15].
Именно деятельность субъекта, по мнению М. С. Кагана, дополняет, обогащает, развивает и изменяет в человеке не только то, что дано природой, но и то, что уже создано им самим [4].
В деятельности человек реализует себя как личность (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский и др.), в связи с чем множество педагогических проблем в области музыкально-педагогического образования решается с позиций деятель-ностного подхода [1; 8; 9; 21; 22].
Как отмечалось выше, будущие воспитатели дошкольных образовательных учреждений, обучающиеся на дошкольных факультетах педагогических вузов Китая, в процессе профессиональной подготовки включаются в музыкальную и музыкально-педагогическую деятельность.
Музыкально-педагогическая подготовка, осуществляющаяся на музыкально-исполнительских дисциплинах, музыкально-теоретических дисциплинах и дисциплинах, касающихся методики музыкального образования, позволяет будущим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, во-первых, получить знания о базовых музыковедческих понятиях, выразительных средствах музыки, знания, умения и навыки в области организации различных видов музыкальной деятельности дошкольников, получить опыт самостоятельного решения различных профессиональных задач в области музыкального воспитания и развития дошкольников. Они овладевают «умениями и навыками восприятия содержания воспринимаемого музыкального произведения (видение, пони-
мание и осмысление средств музыкальной выразительности, используемых композитором, определение доминирующей гаммы чувств), адекватного восприятия авторской позиции (видение, понимание и осмысление типологической целостности музыкального произведения - его стиля, почерка и манеры композитора, его мировосприятия и мироощущения)» (развивается когнитивный компонент творческой самостоятельности) [10, с. 41].
Во-вторых, в процессе расширения у студентов опыта индивидуального и коллективного исполнения музыки, опыта организации различных видов музыкальной деятельности дошкольников у студентов формируется личностное отношение к музыкальной и музыкально-педагогической деятельности. Они получают возможность самоопределения, самовыражения и самореализации в данных видах профессиональной деятельности (развивается моти-вационно-ценностный компонент творческой самостоятельности).
В-третьих, студенты дошкольных факультетов на практических занятиях получают возможность самостоятельно включаться в процесс создания нового, самостоятельно руководить своей деятельностью (развивается креативно-деятельностный компонент творческой самостоятельности).
Заключение. Музыкально-педагогическая подготовка обладает большим педагогическим потенциалом в развитии мо-тивационно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного структурных компонентов творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов.
Дальнейшая работа автора будет связана с созданием соответствующей методики развития творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов Китая в процессе музыкально-педагогической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодина, Е. А. Музыкально-педагогическое образование: перспективы и потребности / Е. А. Боди-на, Н. Н. Телышева. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2016. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal.
2. Ермилова, Н. Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Ермилова Н. Ю. - Волгоград, 2000. - 18 с.
3. Зинченко, Н. В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем) : автореф. дис ... канд. пед. наук / Зинченко, Н. В. - М., 2008. - 16 с.
4. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 327 с.
5. Качалов, А. В. Концептуальные закономерности и принципы формирования творческой самостоятельности у студентов вуза - будущих учителей / А. В. Качалов // Научный поиск. - 2014. - № 1 (11). -С.11-14.
6. Качалов, А. В. Структурные компоненты творческой самостоятельности студентов педвуза / А. В. Качалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 9. -С. 33-34.
7. Качалов, А. В. Теоретический анализ основных понятий, обеспечивающих диссертационное исследование по проблеме формирования творческой самостоятельности будущего учителя / А. В. Качалов // Научный поиск. - 2012. - № 2.2. - С. 51-55.
8. Кашина, Н. И. Проблема развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности / Н. И. Кашина, Д. Н. Павлов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 11-15.
9. Кашина, Н. И. Проблема формирования профессиональной мобильности у студентов музыкального вуза Китая в процессе обучения музыкально-композиционной деятельности / Н. И. Кашина, Ли Хаймин, Ся Цзюнвэй // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 48-54.
10. Кашина, Н. И. Роль художественного общения в процессе хормейстерской подготовки учителя музыки / Н. И. Кашина, Е. Л. Языков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. -№ 4. - С. 40-44.
11. Кулешова, А. А. Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кулешова, А. А. - Орел, 2013. - 21 с.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
13. Ли, Яньхуэй. Гуманистическая направленность модернизации высшего педагогического образования в России и Китае : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ли, Яньхуэй. - Иркутск, 2007. - 20 с.
14. Тянь, Гэнхуэй. Развитие государственной политики современного Китая в области дошкольного образования / Тянь, Гэнхуэй // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 2. - С. 24-31.
15. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
16. Хэ, Чжуци. Огранивающие факторы и развитие творчества учителей музыки в начальных и средних школах / Хэ Чжуци, Ду Хуэйцзе, Юй Жуйи, Ван Яньсун / / Дом театра. - 2020. - № 19. - С. 47-48.
17. Ценёва, М. А. Формирование творческой самостоятельности у студентов вуза / М. А. Ценёва // Вестник Гуманитарного института Т ГУ. - 2015. - № 3 (19). - С. 45-47.
18. Цзун, Ч. Ц. Дошкольное воспитание в Китае: опыт развития образовательной системы /
4. Ц. Цзун. - Текст : электронный / / Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (дата обращения: 16.05.2021).
19. Цин, Хэ. Дошкольное образование в Китае: этапы становления и развития / Цин Хэ, Е. В. Корота-ева, С. С. Белоусова / / Педагогическое образование в России. - 2018. - № 4. - С. 55-61.
20. Шамсиева, А. А. Формирование творческой самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шамсиева, А. А. - Казань, 2005.
21. Kashina, N. I. Music-digital technologies as a means of developing creative independence of students of colleges and higher schools in China and Russia / N. I. Kashina, D. H. Pavlov, H. Li // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). - 2020. - С. 27-31.
22. Konovalova, S. A. Application of smart-education technologies in the institution of the Russian system of additional education of children / S. A. Konovalova, N. I. Kashina, N. G. Tagiltseva, S. V. Ward, E. M. Valeeva,
5. I. Mokrousov // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2019. Т. 99. - С. 204-213.
REFERENCES
1. Bodina, E. A., Telysheva, N. N. (2016). Muzykal'no-pedagogicheskoe obrazovanie: perspektivy i potrebnos-ti [Music Pedagogical Education: Perspectives and Needs]. In Pedagogika iskusstva. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal.
2. Ermilova, N. Yu. (2000). Modelirovanie situatsii professional'noi deyatel'nosti kak faktor formirovaniya tvorcheskoi samostoyatel'nosti budushchego spetsialista [Modeling the Situation of Professional Activity as a Factor in the Formation of the Creative Independence of the Future Specialist]. Avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Volgograd. 18 p.
3. Zinchenko, N. V. (2008). Razvitie tvorcheskoi samostoyatel'nosti studentov na plenernoi praktike (v rabote nad peizazhem) [Development of Students' Creative Independence in Open-Air Practice (in Work on a Landscape)]. Avtoref. dis ... kand. ped. nauk. Moscow. 16 p.
4. Kagan, M. S. (1974). Chelovecheskaya deyatel'nost' [Human Activity]. Moscow, Politizdat. 327 p.
5. Kachalov, A. V. (2014). Kontseptual'nye zakonomernosti i printsipy formirovaniya tvorcheskoi samostoyatel'nosti u studentov vuza - budushchikh uchitelei [Conceptual Patterns and Principles of the formation of Creative Independence among University Students - Future Teachers]. In Nauchnyipoisk. No. 1 (11), pp. 11-14.
6. Kachalov, A. V. (2011). Strukturnye komponenty tvorcheskoi samostoyatel'nosti studentov pedvuza [Structural Components of the Creative Independence of Pedagogical University Students]. In Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. No. 9, pp. 33-34.
7. Kachalov, A. V. (2012). Teoreticheskii analiz osnovnykh ponyatii, obespechivayushchikh dissertatsionnoe issledovanie po probleme formirovaniya tvorcheskoi samostoyatel'nosti budushchego uchitelya [Theoretical Analysis of the Basic Concepts that Provide Dissertation Research on the Problem of Forming the Creative Independence of the Future Teacher]. In Nauchnyi poisk. No. 2.2, pp. 51-55.
8. Kashina, N. I., Pavlov, D. N. (2016). Problema razvitiya tvorcheskoi samorealizatsii studentov kolledzha kul'tury i iskusstv v protsesse muzykal'no-kompozitsionnoi deyatel'nosti [The problem of the Development of Creative Self-Realization of College Students of Culture and Arts in the Process of Musical and Compositional Activity]. In Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. No. 3, pp. 11-15.
9. Kashina, N. I., Li, Haiming, Xia, Junwei. (2021). Problema formirovaniya professional'noi mobil'nosti u studentov muzykal'nogo vuza Kitaya v protsesse obucheniya muzykal'no-kompozitsionnoi deyatel'nosti [The Problem of the Formation of Professional Mobility among Students of a Music University in China in the Process of Teaching Musical and Compositional Activity]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 48-54.
10. Kashina, N. I., Yazykov, E. L. (2016). Rol' khudozhestvennogo obshcheniya v protsesse khormeisterskoi podgotovki uchitelya muzyki [The Role of Artistic Communication in the Process of Choirmaster Training of a Music Teacher]. In Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. No. 4, pp. 40-44.
11. Kuleshova, A. A. (2013). Formirovanie tvorcheskoi samostoyatel'nosti budushchikh khudozhnikov-stilistov v vuze [Formation of the Creative Independence of Future Stylists at the University]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orel. 21 p.
12. Leont'ev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat. 304 p.
13. Li, Yanhui. (2007). Gumanisticheskaya napravlennost' modernizatsii vysshego pedagogicheskogo obra-zovaniya v Rossii i Kitae [Humanistic Orientation Modernization of Higher Pedagogical Education in Russia and China]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Irkutsk. 20 p.
14. Tian, Genghui. (2018). Razvitie gosudarstvennoi politiki sovremennogo Kitaya v oblasti doshkol'nogo obrazovaniya [Development of the State Policy of Modern China in the Field of Preschool Education]. In Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. No. 2, pp. 24-31.
15. Fel'dshtein, D. I. (1995). Problemy vozrastnoi i pedagogicheskoi psikhologii [Problems of Developmental and Educational Psychology]. Moscow, Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya. 368 p.
16. He, Zhuqi, Du, Huijie, Yu, Ruiyi, Wang, Yansong. (2020). Ogranivayushchie faktory i razvitie tvorchestva uchitelei muzyki v nachal'nykh i srednikh shkolakh [Limiting Factors and Creativity Development for Music Teachers in Primary and Secondary Schools]. In Dom teatra. No. 19, pp. 47-48.
17. Tseneva, M. A. (2015). Formirovanie tvorcheskoi samostoyatel'nosti u studentov vuza [Formation of Creative Independence among University Students]. In Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU. No. 3 (19), pp. 45-47.
18. Zong, Ch. Ts. (2015). Doshkol'noe vospitanie v Kitae: opyt razvitiya obrazovatel'noi sistemy [Preschool Education in China: Experience of the Development of the Educational System]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (mode of access: 16.05.2021).
19. Qing, He, Korotaeva, E. V., Belousova, S. S. (2018). Doshkol'noe obrazovanie v Kitae: etapy stanovleniya i razvitiya [Preschool Education in China: Stages of Formation and Development]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 4, pp. 55-61.
20. Shamsieva, A. A. (2005). Formirovanie tvorcheskoi samostoyatel'nosti studentov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovykh vuzakh [Formation of Creative Independence of Students in the Process of Teaching a Foreign Language in Non-Linguistic Universities]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan.
21. Kashina, N. I., Pavlov, D. H., Li, H. (2020). Music-Digital Technologies as a Means of Developing Creative Independence of Students of Colleges and Higher Schools in China and Russia. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020), pp. 27-31.
22. Konovalova, S. A., Kashina, N. I., Tagiltseva, N. G., Ward, S. V., Valeeva, E. M., Mokrousov, S. I. (2019). Application of Smart-Education Technologies in the Institution of the Russian System of Additional Education of Children. In Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 99, pp. 204-213.