дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
А.В. Качалов, канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков и межкультурных коммуникаций, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Преобразования, происходящие в современном российском обществе, требуют соответствующих изменений во всех сферах жизнедеятельности, что обусловливает повышение требований к качеству подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования. Требования современного высшего образования заключаются не только в передаче определенного объема знаний, умений и опыта, но и в формировании таких качеств личности, которые позволяют ей самостоятельно решать самые разнообразные познавательные и профессиональные задачи. Развитие личности, в том числе и творческое, обозначенное запросом современного общества, является одним из важнейших направлений высшего профессионального образования. Будущий специалист, обладающий опытом и стремящийся к творческой самостоятельной деятельности, способен обеспечить свое профессиональное будущее, готов к преобразованию окружающей действительности, пользуется в своей деятельности оригинальными методами достижения цели. Уникальность ситуации в высшей школе состоит в значительных переменах в системе подготовки студентов, связанных с необходимостью формирования таких ценностей, как саморазвитие, cамоизменение, сaмопроектирование личности, и потому одним из главных путей формирования личности профессионала cчитается вовлечение студентов в самoстоятельную творческую деятельность. В настоящее время педагогическая теория и практика решают проблемы совершенствования методов и форм вузовской подготовки, разработки педагогических технологий, нацеленных на реализацию личностного подхода в обучении. Вследствие этого акцентируется бесспорная ценность становления творческой личности специалиста, обладающей творческой самостоятельностью.
Ключевые слова: самостоятельность, творчество, творческая самостоятельность, технология формирования творческой самостоятельности, педагогические условия формирования творческой самостоятельности у студентов вуза.
Актуальность проблемы формирования творческой самостоятельности у студентов вуза обусловлена наметившимися противоречиями между потребностью общества в специалистах, готовых творчески действовать в профессионально-нестандартных ситуациях, и возможностями вуза в развитии творческой самостоятельности студентов, необходимостью разработки путей и средств формирования творческой личности, настоятельной потребностью выявления научно обоснованных педагогических условий формирования творческой самостоятельно-
сти как неотъемлемого качества личности, способной к профессионально-творческому саморазвитию.
Проявление в едином конструкте самостоятельной и творческой деятельности, осуществляемой без внешнего побуждения со стороны преподавателя, когда в процессе ее осуществления студент руководствуется внутренними мотивами и способен самостоятельно включаться в процесс создания нового, выработки инновационного продукта, самостоятельно руководить своей деятельностью, является существенной ха-
рактеристикой творческой самостоятельности студентов вуза.
В таком понимании два важных компонента — самостоятельность и творчество — определяют и дополняют друг друга и представляют в синтезе понятие «творческая самостоятельность».
Анализируя понятие «самостоятельность», мы можем отметить в нем два аспекта — процессуальный и мотива-ционный. Первый — это знания, умения и возможности, необходимые для выявления познавательной трудности, поиска пути решения проблемы, осуществление этого решения и применение полученных знаний на практике, а второй — это необходимость в постановке и завершении познавательной задачи.
Наличие названных аспектов в структуре понятия «творческая самостоятельность» априори необходимо — при отсутствии одного из них данное понятие утрачивает собственный смысл и содержание. То есть неразрывная связь самостоятельности и творчества не является понятием абстрактным, оно содержательно отражает процесс осуществления творчества — про-цессуальность (деятельность) и как качество личности самостоятельность не рождается без потребности в творчестве, мотивов к ее осуществлению самостоятельно.
Вторым важным аспектом творческой самостоятельности является ее функциональное действо — творческая самостоятельность связана с функцией самореализации личности и отнесенными к ней функциями автономности и самоактуализации. Самореализация, самоактуализация и автономность, являя собой следствие самостоятельной творческой деятельности, несут в себе смысловую «нагрузку», выраженную в следующем: собственное внутренне «Я» студента как субъекта самореализации и самоактуализации в образовательном процессе обладает характеристиками оригинального и неподражаемого — это независимая творческая реализация студентом личной
необходимости в самоутверждении, собственного права на независимый выбор миропонимания, ценностей и общепризнанных правил поведения, самостремления к абсолютному проявлению и креативному развитию личных творческих способностей и возможностей самореализации.
Выступая в единстве, самостоятельность и творчество проявляются в профессиональной деятельности либо в ее имитации в образовательном процессе1. Это обусловливает необходимость именно на стадии обучения в вузе формировать данное качество в создаваемых педагогических условиях, обеспечивающих включенность студентов в различные виды деятельности, максимально приближенных к профессиональным ситуациям.
Многие исследователи, например, М.Ю. Балдина, Ю.В. Даськова, О.Ю. Рябо-конь, Н.А. Фадарин, Е.И. Цопанова, обращаются к проблеме формирования творческой самостоятельности у студентов на стадии обучения в вузе. Они подчеркивают, что создание необходимых педагогических условий, способствующих постоянному стремлению молодых людей к реализации своих творческих способностей, есть некий «пусковой механизм», срабатывающий в том случае, если в учебном процессе задействованы имитация профессиональных ситуаций, проблемные вопросы и ситуации, задана перспектива на творческий результат, выбраны соответствующие формы обучения и оказана педагогическая поддержка2.
Таким образом, формирование творческой самостоятельности мы рассматриваем как процесс, в котором организация деятельности студентов носит профессионально ориентированный характер, что побуждает их к осознанию значимости и ценности профессионального творчества, способствует развитию созидательной активности, повышает мотивацию творческого саморазвития, а методы и приемы обучения предусматривают содействие проявлению самостоятельности и творчества студентов.
Создание необходимых педагогических условий, способствующих постоянному стремлению молодых людей к реализации своих творческих способностей, есть некий «пусковой механизм», срабатывающий в том случае, если в учебном процессе задействованы имитация профессиональных ситуаций, проблемные вопросы и ситуации.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
В процессе формирования творческой самостоятельности меняется и роль преподавателя вуза, которая заключается не просто в трансляции определенных знаний, а в стимулировании самостоятельной познавательной активности студентов через осознание необходимости самосовершенствования и развития творческих качеств, умений и опыта самостоятельной деятельности3.
Залог успеха формирования творческой самостоятельности студентов заключается, на наш взгляд, во взаимодействии участников образовательного процесса (преподавателя и студентов), которое сосредоточено на создании условий для сотрудничества, психологически комфортной обстановки, организации стимулирования творческой самостоятельности студентов, а также в создании условий для их творчества и обучения творчеством. Важен перенос акцента с обучающей деятельности пре- = подавателя на автономную творческую деятельность студента, что ведет к повышению уровня личностной активности
и самостоятельности сту-
дентов4.
Степень включен ности студента в твор ческую деятельность, степень его самостоятельности в решающей мере определяются тем, насколько предоставлены в вузе возможности для личностной активности и творческой самостоя-
Степень включенности студента
в творческую деятельность, степень его самостоятельности в решающей мере определяются тем, насколько предоставлены в вузе возможности для личностной активности и творческой самостоятельности.
тельности. С этих позиций формирование творческой самостоятельности студентов наполняется новым содержанием, направленным на достижение объединяющей преподавателя и студентов цели — формирование мотивации и ценностного отношения к творческой деятельности как необходимого элемента будущей профессиональной деятельности, глубокого осознания необходимости самостоятельности в творчестве, стремления к овладению методами и способами творческой деятельности, вхождения в рефлексивную позицию относительно своего «Я» в творческой самостоятельности.
Достижение указанной цели означает формирование интегрального качества личности, характеризующегося способностью самостоятельно ставить цель учебно-профессиональной деятельности и прогнозировать ее творческое решение, актуализи-= ровать необходимые знания и способы ее достижения, планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью, и обусловливает необходимость разработки технологии формирования творческой самостоятельности студентов вуза.
Она представляется нам как целенаправленное взаимодействие преподавателя и студентов, совокупность способов (форм,
дискуссия
журнал научных публикаций
методов и приемов взаимодействия), плано мерно и преемственно применяемых в про цессе профессиональной подготовки буду щего специалиста5.
Цели технологии формирования творческой самостоятельности у студентов вуза предполагают определение содержания процесса развития данного качества личности; разработку практикума, основанного на погружении студентов в решение творческих задач и анализа ситуаций, имеющих отношение к изучаемым дисциплинам и к их содержанию; включенность студентов в проектно-творче-скую деятельность.
Важным элементом в процессе формирования и развития творческой самостоятельности является практика, которая предоставляет студентам возможность решать профессиональные задачи и обеспечивает комплексное формирование всех компонентов творческой самостоятельности.
Реализация технологии формирования творческой самостоятельности у студентов вуза процессуально осуществляется на трех этапах: мотивационном, деятель-ностном и оценочном.
На мотивационном этапе студенты подбирают материалы, отражающие творческую проблематику изучаемой дисциплины, знакомятся с историческими фактами и открытиями ученых в этой области, анализируют их творческую деятельность, готовят учебно-познавательные презентации.
На деятельностном этапе осуществляется коллективно-творческая деятельность, в которой так или иначе присутствует индивидуальная самостоятельность, она позволяет реализовать присущие каждой личности потребности в самореализации и общении. На данном этапе студенты работают над формулированием и актуализа-
Важен перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на автономную творческую деятельность студента, что ведет к повышению уровня личностной активности и самостоятельности студентов.
Формирование творческой самостоятельности у студентов вуза, обучение их творческой деятельности, самореализации,
в основе которых заложены основы индивидуальности каждого из них, - одно из главных условий успешности будущего специалиста на этапе обучения и подготовки к профессиональной деятельности.
цией проблемы, выдвигают гипотезы, составляют план решения задач и прогнозируют творческий продукт. При этом студенты должны руководствоваться следующими = требованиями: содержание задач должно быть оригинальным, с элементами творчества, а ее решение — нетрадиционным; продукт и результат решения должны обладать новизной, а коллективный результат должен быть получен на основе привнесения индивидуальной самостоятельной творческой идеи.
На третьем — оценочном — этапе анализируются результаты самостоятельной творческой деятельности студентов, выявляются новые проблемы, возможности их решения — как следствие из решенной проблемы.
Организационно-педагогическое сопровождение технологии формирования творческой самостоятельности у студентов вуза заключается в выборе способов организации учебного взаимодействия преподавателей и студентов, сочетании традиционных форм и современных интерактивных методов обучения, признании студента как субъекта творческой деятельности, организации контроля и самоконтроля, который перенесен в начало освоения способа решения творческих задач и распространен на весь процесс.
В этом случае учебная деятельность студента будет осмысленной и осознанной, позволит самостоятельно находить и предупреждать ошибки, допущенные в ходе решения поставленных задач.
Педагогическое сопровождение технологии формирования творческой самостоятельности обозначено механизмами эффективного ее функционирования, каковыми являются педагогические условия, обеспечивающие развитие формируемого свойства и качества личности. Возможно создание педагогиче-
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
ских условий как организационного, так и педагогического назначения. Исследования в этой области сосредоточены на создании педагогической системы формирования искомого качества личности, определении условий при изучении конкретных учебных дисциплин. Так, например, при изучении математических дисциплин педагогические условия формирования творческой самостоятельности включают: а) полифункциональную учебную деятельность в насыщенной информационной среде, осуществляемую с использованием электронного учебного пособия в системе МаШешаИса; б) обогащение творческой самостоятельной работы студентов приемами и методикой научной работы исследователя; в) коммуникативную деятельность в малых группах по решению профессионально ориентированных и прикладных задач; г) создание творческой лаборатории по исследованию и определению новых фактов и задач с использованием компьютерной системы МаШешаИса на основе интеграции математических, информационных и специальных знаний6.
Таким образом, формирование творческой самостоятельности у студентов вуза, обучение их творческой деятельности, самореализации, в основе которых заложены основы индивидуальности каждого из них, — одно из главных условий успешности будущего специалиста на этапе обучения и подготовки к профессиональной деятельности. Эффективность процесса формирования творческой самостоятельности достигается и обеспечивается через полифункциональную учебную деятельность, насыщенную творческую активность, обогащение самостоятельной работы студентов приемами индивидуального творческого
поиска и решения, насыщение содержания учебных дисциплин профессионально ориентированными ситуациями, требующими неординарного, творческого решения.
Литература
1. Дегтерев В.А., Балдина М.Ю. Творческое саморазвитие личности студента вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 45.
2. См.: Даськова Ю.В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/03/31660 (дата обращения 10.04.2015); Цопанова Е.И. Формирование творческой самостоятельности студентов как основы их профессионального становления: На примере подготовки товароведов-экспертов в системе университета / дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 199 с.
3. Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/34-1317 (дата обращения 10.04.2015).
4. Мичурина Е.С., Рябоконь Е.А., Тришина О.Ю. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе формирования познавательной самостоятельности. М., 2012. С. 56.
5. Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/34-1317 (дата обращения 10.04.2015).
6. Исханова ВА. Методика формирования творческой самостоятельности у студентов технического вуза в обучении математике с использованием системы MATHEMATICA / дисс... канд. пед. наук, Ела-буга, 2015. С. 95.
THE FORMATION OF STUDENTS' CREATIVE INDEPENDENCE
A. V. Kachalov, Candidate of pedagogy, Docent, The department of foreign languages and intercultural communications, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
The changes going on in our society demand the corresponding changes in all the spheres, and it causes increasing of requirements to quality of future specialists' training in the system of higher professional education. The requirements of modern higher education consist of transmission of certain knowledge, skills, experience and formation ofperson's traits that allow solving different cognitive and professional tasks. Personal
development and its creative development required by the modern society, it is one of the most important ways of higher professional education. A graduate with some experience is ready to perform his duties in a creative and independent way and is able to make his future career, is prepared to make any changes in the world he lives in and uses some innovative methods to achieve his aim. The uniqueness of higher school's situation consists in significant changes of student's training system, connected with the necessity to form the next values as: self-development, self-changing, self-projecting of personality and that is why one of the most important one is an involvement of students in creative activity. Today pedagogical theory and practice solve the problems of self-development methods and forms of university's training, development of pedagogical techniques aimed at realization of personal approach to education. According to this there is a special importance of creative independence development.
Key words: independence, creativity, creative independence, the technology of the creative independence formation, pedagogical conditions of the formation of the higher educational establishment students' creative independence.
References
1. Degterev V.A., BaldinaM.Iu. Tvorcheskoe samoraz-vitie lichnosti studenta vuza [Creative self-development of personality of a student]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii— Pedagogical education in Russia,2013, no. 2, pp. 45-54.
2. Das'kovalu. V. Samostoiatel'naia rabota v protsesse formirovaniia tvorcheskoi samostoiatel'nosti studentov-dizainerov [Independent work in the process of formation of creative independence of students-designers]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii — Modern scientific research and innovation, 2014, no. 3 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31660 (accessed 10.04.2015); Tsopanova E.I. Formirovanie tvorcheskoi samostoiatel'nosti studentov kak osnovy ih professional'nogo stanovleniia: Na primere podgotovki tovarovedov-ekspertov v sisteme universiteta: dis. kand. ped. nauk [The formation of creative independence of students as the basis of their professional formation: the case of training of merchandisers experts in the University system. Cand. of ped. sci. diss.]. Vladikavkaz, 2004. 199 p.
3. Kachalova L.P., Kachalov D.V., Kachalov A.V. Tekh-nologiia formirovaniia tvorcheskoi samostoiatel'nosti u studentov pedvuza [Technology of formation of creative independence of students of pedagogical high schools].
Sovremennye problem nauki i obrazovaniia — Modern problems of science and education, 2009, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/34-1317 (accessed 10.04.2015).
4. Michurina E.S., Riabokon' E.A., Trishina O.Iu. Vzaimodeistvie prepodavatelei i studentov v protsesse formirovaniia poznavatel'noi samostoiatel'nosti [The interaction between teachers and students in the process of formation of cognitive independence]. Moscow, 2012. 112 p.
5. Kachalova L.P., Kachalov D.V., Kachalov A.V. Tekhnologiia formirovaniia tvorcheskoi samostoiatel'nosti u studentov pedvuza [Technology of formation of creative independence of students of pedagogical high schools]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniia — Modern problems of science and education, 2009, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/34-1317 (accessed 10.04.2015).
6. Iskhanova VA. Metodika formirovanii atvorcheskoi samostoiatel'nosti u studentov tekhnicheskogo vuza v obu-chenii matematike s ispol'zovaniem sistemy MATHEMAT-ICA. Dis....kand. ped. nauk [The method of formation of creative independence of students of a technical College in the teaching of mathematics using MATHEMAT-ICA. Cand. of ped. sci. diss.]. Elabuga, 2015. 235 p.