Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИТАЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ДОШКОЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КИТАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ся Цзюнвэй

В Китае сегодня востребованы специалисты в области дошкольного образования, способные самостоятельно ставить перед собой цели и находить способы их достижения, творчески преобразовывать педагогическую действительность, - то есть, специалисты с развитой творческой самостоятельностью. В статье выявляется педагогический потенциал музыкально-педагогической подготовки в развитии у студентов, обучающихся на дошкольных факультетах педагогических вузов Китая, творческой самостоятельности. Автор делает вывод о том, что музыкально-педагогическая подготовка, осуществляющаяся на музыкально-исполнительских, музыкально-теоретических дисциплинах и дисциплинах, касающихся методики музыкального воспитания дошкольников, обладает большим педагогическим потенциалом в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного структурных компонентов творческой самостоятельности. Это связано с тем, что новые элементы психического (отправные точки процесса формирования новообразований личности), возникают именно в деятельности. В процессе написания статьи использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ся Цзюнвэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MUSIC AND PEDAGOGICAL TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS’ CREATIVE INDEPENDENCE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA

In China today, specialists in the field of preschool education are in demand, who are able to independently set goals and find ways to achieve them, creatively transform the pedagogical reality - that is, specialists with developed creative independence. The article reveals the pedagogical potential of musical and pedagogical training in the development of creative independence among students studying at preschool faculties of pedagogical universities in China. The author concludes that the musical-pedagogical training, which is carried out in musical-performing, musical-theoretical disciplines and disciplines related to the methods of musical education of preschool children, has a great pedagogical potential in the development of motivational-value, cognitive and creative-activity structural components of creative independence. This is due to the fact that new elements of the mental, which are the starting point of the process of formation of personality neoplasms, arise precisely in activity. In the process of writing the article, the following research methods were used: the study and analysis of scientific literature, the analysis and generalization of pedagogical experience, the analysis of instructional and methodological documents.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИТАЯ»

6. Shanskij N.M., Tihonov A.N. Sovremennyj russkij jazyk. V 3 ch. Ch. 2. Slovoobrazovanie. Morfologija [Modern Russian language. In 3 volumes. Vol. 2. Word formation. Morphology]. Moscow: Prosveshhenie, 1981. 270 p.

7. Babajceva V.V., Nikolina N.A., Pechnikova V.S., et al. Sovremennyj russkij jazyk. Teorija. Analiz jazykovyh edinic. V 2 ch. Ch. 2. Morfologija. Sintaksis: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija [Modern Russian language. Theory. Analysis of linguistic units. In 2 volumes. Vol. 2 Morphology. Syntax]. In E.I. Dibrovoj (ed.). Moscow: Akademija, 2011. 624 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.М. Харлова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.M. Kharlova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department of Philology and Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

УДК 378.016:78 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_82

Ся Цзюнвэй г. Чанчунь, КНР

Педагогический потенциал музыкально-педагогической подготовки в развитии творческой самостоятельности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений Китая

В Китае сегодня востребованы специалисты в области дошкольного образования, способные самостоятельно ставить перед собой цели и находить способы их достижения, творчески преобразовывать педагогическую действительность, - то есть, специалисты с развитой творческой самостоятельностью. В статье выявляется педагогический потенциал музыкально-педагогической подготовки в развитии у студентов, обучающихся на дошкольных факультетах педагогических вузов Китая, творческой самостоятельности. Автор делает вывод о том, что музыкально -педагогическая подготовка, осуществляющаяся на музыкально-исполнительских, музыкально-теоретических дисциплинах и дисциплинах, касающихся методики музыкального воспитания дошкольников, обладает большим педагогическим потенциалом в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного структурных компонентов творческой самостоятельности. Это связано с тем, что новые элементы психического (отправные точки процесса формирования новообразований личности), возникают именно в деятельности. В процессе написания статьи использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов.

Ключевые слова: музыкально--педагогическая подготовка, профессиональная подготовка на дошкольных факультетах педагогических вузов Китая, творческая самостоятельность, развитие творческой самостоятельности.

Xia Junwei

Changchun, China

Pedagogical potential of music and pedagogical training in the development of future teachers' creative independence of preschool educational institutions in China

In China today, specialists in the field of preschool education are in demand, who are able to independently set goals and find ways to achieve them, creatively transform the pedagogical reality - that is, specialists with developed creative independence. The article reveals the pedagogical potential of musical and pedagogical training in the development of creative independence among students studying at preschool faculties of pedagogical universities in China. The author concludes that the musical-pedagogical training, which is carried out in musical-performing, musical-theoretical disciplines and disciplines related to the methods of musical education of preschool children, has a great pedagogical potential in the development of motivational-value, cognitive and creative-activity structural components of creative independence. This is due to the fact that new elements of the mental, which are the starting point of the process of formation of personality neoplasms, arise precisely in activity. In the process of writing the article, the following research methods were used: the study and analysis of scientific literature, the analysis and generalization of pedagogical experience, the analysis of instructional and methodological documents.

Keywords: music and pedagogical training, vocational training at preschool faculties of pedagogical universities of China, creative independence, development of creative independence.

Современное дошкольное образование Китая является быстроразвивающейся социальной областью. Свою историю оно ведет примерно с 2700 г. до н.э., с того времени, когда в Китае появились первые прототипы учебно-воспитательных заве-

дений («ян») - места, в которых в тот исторический период жили дети и старики.

В современном виде детские сады в Китае возникли в начале XX века в г. Ухань (провинция Хубэй) и по своим принципам работы были похо-

жи на детские сады Японии того временного периода.

Сегодня, спустя более 100 лет, дошкольное образование в Китае развивается очень быстрыми темпами.

Начиная с последних десятилетий XX века, расширяются контакты Китая с другими странами, что сопровождается значительными изменениями в национальной образовательной политике, в том числе в области дошкольного образования [6, 9].

В 1989 г. Национальной образовательной комиссией Китая было опубликовано «Положение о воспитательной практике детского сада». В нем указывалось, что назрела необходимость изменить взгляды на подготовку педагогов к работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях -педагогам нужно отказаться от роли трансляторов знаний, и перейти к роли координаторов, организаторов детской активности, деятельности, инициативности и творчества.

В 2001 г. Министерство образования Китая, образованное из Национальной образовательной комиссии, опубликовало документ «Руководство по воспитанию детей в детском саду». В нем, среди прочего, выдвигалась идея о роли игры, как основного вида деятельности дошкольников, в процессе которого они получают социальный опыт. В этом документе определялось 5 содержательных областей в воспитании дошкольников: здоровье (его укрепление, воспитание основ здорового образа жизни и т.д.), речь (развитие у детей коммуникативных, речевых навыков и т.д.), наука (активизация любознательности, интереса, способностей к познанию и т.д.), искусство (эстетическое воспитание, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания создавать прекрасное и т.д.), социальные навыки (развитие у детей самолюбия, уверенности в себе, умений устанавливать доброжелательные отношения с окружающими, содействие личностному развитию и т.д.) [7]. Но данный документ не давал подробных комментариев и разъяснений.

В 2004 г. была опубликована Шанхайская учебная программа, в которой содержались более конкретные рекомендации. Основные виды повседневной деятельности в детских садах в ней подразделяются на четыре категории: жизнедеятельность (например, питание, сон и туалет), игра, учебная деятельность, физическая активность.

В 2012 г. были опубликованы «Указания по обучению и развитию детей в возрасте 3-6 лет», в которых были подробно раскрыты установки по воспитанию детей в пяти сферах, о которых речь шла выше, и физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию дошкольников [5].

Сегодня в Китае работают более 150 тыс. дошкольных учреждений (государственные, частные, и детские сады, финансируемые государством и предприятиями на паритетных началах).

Эта цифра стремительно растет в связи с тем, что в государственном средне- и долгосрочном плане реформ и развития образования Китая указывается на требование введения обязательного для всех детей дошкольного образования до 2021 года [7].

Стремительный рост количества дошкольных учреждений в Китае привел к ряду проблем, с которым столкнулась сегодня система дошкольного образования. Одной из главных проблем является подготовка квалифицированных педагогических кадров. На сегодняшний день специалистов в области дошкольного образования готовят в 67 педагогических училищах и на многих дошкольных факультетах педагогических вузов Китая. К этим специалистам предъявляются строгие требования: выработаны цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей, создана система повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.д.

Современное дошкольное образование Китая направлено, с одной стороны, на реализацию принципов конфуцианской нравственности, сохранения существующего социального порядка, национальных традиций. С другой стороны, оно направлено на реализацию принципа творчества подрастающего поколения во всех сферах социальной жизни. В связи с чем, многие исследователи [10], указывают на противоречивые тенденции его развития. Кроме этого, современное образование Китая стремится «соответствовать национальной доктрине, согласно которой каждый гражданин ... несет ответственность за выведение державы на лидирующие позиции в мире» [2, С. 49]. Музыкально-художественное воспитание в данных видах учреждений как в Китае, та и в России, является наиболее востребованным детьми и их родителями и предоставляет максимальные условия для доступности обучения детей и свободного выбора ребенком сферы творческой деятельности, которая осуществляется в разных ее видах [4].

Отметим, что современные педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях Китая, в отличие от российских, кроме прочего, осуществляют организацию всех видов музыкальной деятельности дошкольников. Они должны быть готовы к организации: синтетической художественной деятельности дошкольников с помощью изобразительного искусства, музыки, литературы, театра и т.д.; музыкального восприятия и музыкального исполнительства дошкольников; музыкально-ритмической деятельности; игры на музыкальных инструментах; творческой деятельности и т.д. [8].

В связи с вышесказанным, современным дошкольным образовательным учреждениям Китая необходимы специалисты, способные в быстро меняющихся социально-экономических условиях самостоятельно ставить перед собой цели, прогнозировать их решение, находить творческие способы их достижения, актуализировать для этого

свои знания, умения и навыки, творчески преобразовывать педагогическую действительность, осуществлять самообразование, саморазвитие, самопроектирование, самосовершенствование в творческой деятельности. То есть, необходимы педагоги с развитой творческой самостоятельностью.

Под творческой самостоятельностью мы понимаем, с одной стороны, качество личности, характеризующееся ориентацией на приобретение знаний, умений и навыков и их творческое применение в учебной деятельности, обеспечивающее дальнейшую творческую самореализацию обучающихся. С другой стороны, это деятельность, проявляющаяся в самоуправлении человеком процессом творческого преобразования.

Структурными компонентами творческой самостоятельности студентов дошкольных факультетов педагогических вузов являются: моти-вационно-ценностный, когнитивный и креативно-деятельностный (Н.Ю. Ермилова, А.В. Качалов, А.А. Кулешова, М.А. Ценёва).

На актуальность проблемы формирования и развития у будущих педагогов творческой самостоятельности и творческой активности в процессе профессионального образования указывают многие современные исследователи - О.Н. Зотова, А.В. Качалов, В.А. Крючков, Л.А. Рахимбаева, Г.И. Шевченко и др. У студентов, обучающихся в области музыкального и художественного образования - Т.И. Бербаш, Н.А. Горлинская, Ю.В. Даськова, Н.В. Зинченко, А.А. Кулешова, Д.В. Харичева и др.

На актуальность данной проблемы указывают опосредованно в своих исследованиях, касающихся дошкольного образования в Китае, такие авторы, как Ли Яньхуэй, Тянь Гэнхуэй, Ху Иц-зюань, Цзян Сюхун, Цзун Ч.Ц., Чжан Лисин, Ша Ни и др.

Большим педагогическим потенциалом в развитии у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений творческой самостоятельности обладает музыкально-педагогическая подготовка. Она осуществляется в процессе освоения ряда дисциплин:

- музыкально-исполнительские дисциплины («Основы фортепиано», «Основы вокала», «Ансамбль и аккомпанемент», «Хор и дирижирование», «Хореография»);

- дисциплины музыкально-теоретического цикла («Основы теории музыки и сольфеджио», «Инструментальная аранжировка К. Орфа»);

- дисциплины методического цикла («Музыкальное образование для детей младшего возраста», «Метод преподавания музыки К. Орфа») и др.

Данные дисциплины, в частности, входят в учебный план профессиональной подготовки студентов дошкольного факультета Чанчуньского Гуанхуаского университета (город Чанчунь, Китайская народная республика).

На дисциплинах музыкально-теоретического цикла студенты получают знания о базовых музыковедческих понятиях, выразительных средствах музыки, получают возможность самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства. Осуществляется формирование умений и навыков «адекватного восприятия авторской позиции (видение, понимание и осмысление типологической целостности музыкального произведения - его стиля, почерка и манеры композитора, его мировосприятия и мироощущения» [3, С. 41]. В образовательном процессе используется проектная деятельность. Студенты готовят и представляют учебно-исследовательские проекты (проекты «Опера: прошлое и настоящее», «Западноевропейская музыка», «Энциклопедия вокальных жанров западноевропейской музыки XVIII и XIX веков» и др.); музыкально-художественные проекты, (проекты «Весна в музыке, живописи и литературе европейских композиторов», «Возрожденное сокровище Венеции» и др.) [12]. В результате студенты не только осваивают необходимые профессиональные знания, умения и навыки, но и на их основе осуществляют решение профессиональных задач в области дошкольного музыкального образования. У них формируется внутреннее стремление к самостоятельной познавательной деятельности в данной области знаний. То есть, осуществляется развитие когнитивного компонента творческой самостоятельности.

На музыкально-исполнительских дисциплинах студенты получают возможность самоопределения, самовыражения и самореализации в области инструментального, вокально-хорового и танцевального исполнительства. Они выполняют творческие задания, направленные на самостоятельную реализацию исполнительской интерпретации музыкального произведения; задания, связанные со словесной характеристикой музыкальных явлений; задания, связанные с методической интерпретацией музыкальных произведений различных жанров, стилей, направлений, эпох и т.д. У них формируется личностное отношение к музыкальной деятельности. Они получают возможность самоопределения, самовыражения и самореализации в данных видах профессиональной деятельности. Работа строится на «принципах выявления, поддержки, развития индивидуальных интересов и способностей каждого», студентам предоставляются максимальные условия для свободного выбора сферы творческой деятельности в разных ее видах (исполнительском вокальном и инструментальном искусстве)» [11, С 205]. То есть, осуществляется развитие мотивационно-ценностного компонента творческой самостоятельности.

На дисциплинах методического цикла, в процессе реализации метода моделирования ситуаций

будущей профессиональной деятельности (теория контекстного обучения А.А. Вербицкого [1]), в процессе изучения каждого раздела/темы преподаватель организует процесс перехода студентов от учебной деятельности (на лекциях, семинарах), через формы квазипрофессиональной деятельности (моделирование образовательного процесса на музыкальном занятии в дошкольном образовательном учреждении) к учебно-профессиональной (защита подготовленных студентами различных проектов, связанных с реализацией и/или организацией какого-либо вида музыкальной деятельности дошкольников), а от нее - к реальной профессиональной деятельности в процессе педагогической практики. То есть, развивается креативно-

деятельностный компонент творческой самостоятельности.

Таким образом, музыкально-педагогическая подготовка, реализующаяся на дисциплинах музыкально-теоретического, методического циклов и музыкально-исполнительских дисциплинах, входящих в учебные планы дошкольных факультетов педагогических вузов Китая, обладает большим педагогическим потенциалом в развитии мотива-ционно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного структурных компонентов творческой самостоятельности. Необходимо создание и апробации соответствующей методики, которая бы учитывала особенности развития высшего педагогического образования в Китае.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие / А.А. Вербицкий.

- Москва : Высшая школа, 1991. - 207 с. - Текст : непосредственный.

2. Кашина, Н.И. Проблема формирования профессиональной мобильности у студентов музыкального вуза Китая в процессе обучения музыкально-композиционной деятельности / Н.И. Кашина, Х. Ли, Ц. Ся. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 48-54.

3. Кашина, Н.И. Роль художественного общения в процессе хормейстерской подготовки учителя музыки /

H.И. Кашина, Е.Л. Языков. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. -2016. - № 4. - С. 40-44.

4. Коновалова, С.А. Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования / С.А. Коновалова. - Текст : непосредственный // Педагогика искусства. -2011. - № 4. - С. 106-112.

5. Тянь Гэнхуэй. Развитие государственной политики современного Китая в области дошкольного образования / Тянь Гэнхуэй. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 2. - С. 24-31.

6. Хаммер Энн Синьов Экрейн. Подходы дошкольных педагогов к науке: сравнение китайского и норвежского детских садов / Хаммер Энн Синьов Экрейн, Хе Мин. - Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 7(79). - С. 58-69.

7. Цин Хэ. Дошкольное образование в Китае: этапы становления и развития / Цин Хэ, Е.В. Коротаева, С.С. Бело-усова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 4. - С. 55-61.

8. Цзян Сюхун. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цзян Сюхун ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -Санкт-Петербург, 2012. - 27 с. - Текст : непосредственный.

9. Цзун, Ч.Ц. Дошкольное воспитание в Китае: опыт развития образовательной системы / Ч.Ц. Цзун. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (дата обращения: 16.05.2021).

10. Чжан Лисин. Очерк истории дошкольного образования в Китае / Чжан Лисин. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 4. - С. 127-132.

11. Аpplication of smart-education technologies in the institution of the Russian system of additional education of children / N.I. Kashina, S.A. Konovalova, N.G. Tagiltseva [et al.]. - Text : direct // Smart Innovation, Systems and Technologies. -2019. - Vol. 99. - P. 204-213.

12. https://elibrary.ru/item.asp?id=35714324Kashina, N.I. Music and digital technologies in the course of studying the discipline "History of music" by students of masic universities in China / N.I. Kashina, Hua Zhong, Junwei Xia. - Text : electronic // Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). - Yekaterinburg, 2020. - P. 441-445.

- URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125940187.

REFERENCES

I. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod: metod. posobie [Active Learning in Higher Education: A Contextual Approach]. Moscow: Vysshaja shkola, 1991. 207 p.

2. Kashina N.I. Li H., Sja C. Problema formirovanija professional'noj mobil'nosti u studentov muzykal'nogo vuza Kitaja v processe obuchenija muzykal'no-kompozicionnoj dejatel'nosti [The problem of the formation of professional mobility among students of a music university in China in the process of teaching musical and compositional activity]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2021, no. 1, pp. 48-54.

3. Kashina N.I., Jazykov E.L. Rol' hudozhestvennogo obshhenija v processe hormejsterskoj podgotovki uchitelja muzyki [The role of artistic communication in the process of choirmaster training of a music teacher]. Innovacionnye proekty i pro-grammy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2016, no. 4, pp. 40-44.

4. Konovalova S.A. Pedagogicheskaja model' razvitija tvorcheskoj aktivnosti detej na muzykal'nyh zanjatijah v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija [Pedagogical model of the development of creative activity of children in music lessons in conditions of additional education]. Pedagogika iskusstva [ArtPedagogy], 2011, no. 4, pp. 106-112.

5. Tjan' Gjenhujej. Razvitie gosudarstvennoj politiki sovremennogo Kitaja v oblasti doshkol'nogo obrazovanija [Development of State Policy in Contemporary China in the Field of Preschool Education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher Education and Science], 2018, no. 2, pp. 24-31.

6. Hammer Jenn Sin'ov Jekrejn, He Min. Podhody doshkol'nyh pedagogov k nauke: sravnenie kitajskogo i norvezhskogo detskih sadov [Preschool Teachers' Approaches to Science: A Comparison of Chinese and Norwegian Kindergartens]. Sov-remennoe doshkol'noe obrazovanie [Modernpreschool education], 2017, no. 7(79), pp. 58-69.

7. Cin Hje, Korotaeva E.V., Belousova S.S. Doshkol'noe obrazovanie v Kitae: jetapy stanovlenija i razvitija [Preschool education in China: stages of formation and development]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2018, no. 4, pp. 55-61.

8. Czjan Sjuhun. Sravnitel'nyj analiz sistem muzykal'nogo vospitanija v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah Rossii i Kitaja: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Comparative analysis of music education systems in preschool educational institutions in Russia and China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Sankt-Peterburg, 2012. 27 p.

9. Czun Ch.C. Doshkol'noe vospitanie v Kitae: opyt razvitija obrazovatel'noj sistemy [Preschool education in China: experience in the development of the educational system]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (Accessed 16.05.2021).

10. Chzhan Lisin. Ocherk istorii doshkol'nogo obrazovanija v Kitae [Essay on the history of preschool education in China]. Prepodavatel' XXI vek [A teacher of the 21st century], 2010, no. 4, pp. 127-132.

11. Kashina N.I., Konovalova S.A., Tagiltseva N.G., et al. Application of smart-education technologies in the institution of the Russian system of additional education of children. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2019, Vol. 99, pp. 204-213.

12. Kashina N.I., Hua Zhong, Junwei Xia. Music and digital technologies in the course of studying the discipline "History of music" by students of masic universities in China. Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Yekaterinburg, 2020, pp. 441-445. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125940187.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ся Цзюнвэй, декан факультета дошкольного образования, Чанчуньский Гуанхуаский университет, г. Changchun, КНР, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, кафедра музыкального образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: xjw109@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Xia Junwei, Dean of the Faculty of Preschool Education, Changchun Guanhua University, Changchun, PRC, Ph. D. Candidate in Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: xjw109@mail.ru.

УДК 376 БОГ 10.52772/25420291_2021_3_86

Полина Дмитриевна Числова, Марина Валерьевна Бояринцева

г. Тюмень

Исследование диалогической речи у детей с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра ежегодно увеличивается, очень часто у детей с расстройством аутистического спектра несформирована диалогическая речь, как следствие, у детей нарушается коммуникативная сфера, а также имеются нарушения в связной речи.

Акцент авторами сделан на изучение диалогической речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Целью статьи является исследование особенностей формирования диалогической речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Выделены особенности диалога у детей с расстройством аутистического спектра: сложности в побудительно-мотивационной сфере, сложности в поддержании разговора, отсутствие инициативы к диалогу, простота и неправильность передачи информации

Практическая значимость: исследованы такие критерии диалогической речи, как: навыки речевой коммуникации, диалогическая речь.

Ключевые слова: диалогическая речь, расстройство аутистического спектра, дошкольники, аутизм, связная речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.