Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ / МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / MUSICAL EDUCATION / CREATIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DIGITAL ENVIRONMENT / PROBLEMS OF A MODERN SCHOOL / METHODS OF UPBRINGING PRIMARY SCHOOLCHILDREN / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Татьяна Ивановна, Лалаян Анастасия Юрьевна

В статье представлены результаты теоретико-практического исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки. Цифровая среда определена как непрерывная последовательность компьютерных и сетевых технологий, которая организуется отношениями между объектами физического мира, для передачи программ, в виде сигнала, по сетевым и телекоммуникационным каналам. Определены педагогические условия организации развития творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки. Цифровая среда рассматривается как часть информационно-образовательной среды, общения и освоения новой практики, как составляющая самой человеческой природы, где именно происходит осмысление процессов, задействованных в киберпространстве, способствующих развитию творческих способностей на уроках музыки, что является педагогическим условием. Описаны результаты экспериментального исследования. Музыкальные и творческие способности обучающихся, рассматриваются как развивающиеся, обеспечивающие упорядоченность, последовательность и возрастающую сложность обучения в цифровой среде. Сопровождение учебного процесса усложнением учебных и музыкальных материалов возможностями цифровой среды, требованиями к качеству реализации творческой идеи являлось основой экспериментальной работы. Составлена программа по организации развития творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки. Динамика развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста подтверждает эффективность разработанной системы занятий, и позволяет подтвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования знаний, специальных навыков и личностных качеств, необходимых для творческой деятельности. Использование цифровой среды в образовательном процессе с целью развития целостного восприятия музыкального действия и отображения его особенностей в движениях, игровая деятельность в потенциальном развитии творческих способностей, с учетом сложности творческих заданий, зависящих от особенностей развития и характера музыкального образа, определяет развитие творческих способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER STUDENTS THROUGH A DIGITAL ENVIRONMENT IN MUSIC LESSONS

The article presents the results of theoretical and practical research on the problem of developing the creative abilities of primary schoolchildren through the digital environment in music lessons. The digital environment is defined as a continuous sequence of computer and network technologies, which is organized by relations between objects of the physical world, for the transmission of programs, in the form of a signal, through network and telecommunication channels. The pedagogical conditions for organizing the development of creative abilities of primary schoolchildren through the digital environment in music lessons have been determined The digital environment is viewed as a part of the information and educational environment, communication and mastering of new practices, as a component of human nature itself, where the understanding of the processes involved in cyberspace takes place, contributing to the development of creative abilities in music lessons, which is a pedagogical condition. The results of an experimental study are described. Musical and creative abilities of learners are seen as evolving, providing orderliness, consistency and increasing complexity of learning in a digital environment. Accompanying the educational process by complicating educational and musical materials with the capabilities of the digital environment, requirements for the quality of the implementation of a creative idea was the basis of experimental work. A program has been drawn up to organize the development of the creative abilities of primary schoolchildren through the digital environment in music lessons. The dynamics of the development of the musical and creative abilities of children of primary school age confirms the effectiveness of the developed system of classes, and allows us to confirm the need for purposeful, continuous and consistent learning for the formation of knowledge, special skills and personal qualities necessary for creative activity. The use of the digital environment in the educational process in order to develop a holistic perception of musical action and display its features in movements, play activity in the potential development of creative abilities, taking into account the complexity of creative tasks depending on the characteristics of the development and the nature of the musical image, determines the development of creative abilities of younger students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ланцова Т.И., Лалаян А.Ю. Развитие творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Lantsova T.I., Lalayan A.Yu. (2020). Developing the creative abilities of younger students through a digital environment in music lessons. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 378.016 ГРНТИ 14.25.09

Ланцова Татьяна Ивановна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» Филиал в г. Железноводске, Железноводск, Россия ВРИО заместителя директора по учебной и научной работе Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=364742

Лалаян Анастасия Юрьевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» Филиал в г. Железноводске, Железноводск, Россия

Ассистент кафедры Магистр

E-mail: [email protected]

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-практического исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки. Цифровая среда определена как непрерывная последовательность компьютерных и сетевых технологий, которая организуется отношениями между объектами физического мира, для передачи программ, в виде сигнала, по сетевым и телекоммуникационным каналам. Определены педагогические условия организации развития творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки. Цифровая среда рассматривается как часть информационно-образовательной среды, общения и освоения новой практики, как составляющая самой человеческой природы, где именно происходит осмысление процессов, задействованных в киберпространстве, способствующих развитию творческих способностей на уроках музыки, что является педагогическим условием. Описаны результаты экспериментального исследования. Музыкальные и творческие способности обучающихся, рассматриваются как развивающиеся, обеспечивающие упорядоченность, последовательность и возрастающую сложность обучения в цифровой среде. Сопровождение учебного процесса усложнением учебных и музыкальных материалов возможностями цифровой среды, требованиями к качеству реализации творческой идеи являлось основой экспериментальной работы. Составлена программа по организации

https:// mir-nauki. com

развития творческих способностей младших школьников посредством цифровой среды на уроках музыки. Динамика развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста подтверждает эффективность разработанной системы занятий, и позволяет подтвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования знаний, специальных навыков и личностных качеств, необходимых для творческой деятельности. Использование цифровой среды в образовательном процессе с целью развития целостного восприятия музыкального действия и отображения его особенностей в движениях, игровая деятельность в потенциальном развитии творческих способностей, с учетом сложности творческих заданий, зависящих от особенностей развития и характера музыкального образа, определяет развитие творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники; музыкальное воспитание; творческие способности; педагогические условия; цифровая среда; проблемы современной школы; методика воспитания младших школьников; высшее профессиональное образование

С каждым днем информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека. Киберпространство является инструментом поиска информации, а виртуальная среда взаимодействия существенно влияет на развитие подрастающего поколения. В результате возникает задача организации новых форм обучения и управления информационной составляющей, а также содействия творческому развитию детей. ИКТ и цифровая среда выступают неотъемлемой частью человеческого образовательного сектора. Учебный процесс основан на субъектно-субъектном подходе

В связи с этим данная проблема актуальна для дальнейшего развития в формирующейся системе российского образования. Анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной научной, философской, социологической, литературы по вопросам цифровой среды как предпосылки развития творческих умений на уроках музыки позволил нам сделать определенные выводы [2, а 174].

Цифровая среда - это искусственная среда, то есть непрерывная последовательность компьютерных и сетевых технологий, которая организуется отношениями между объектами физического мира, для передачи программ, в виде сигнала, по сетевым и телекоммуникационным каналам. Использование цифровой среды как педагогической составляющей образовательного пространства способствует формированию и развитию творческих умений в процессе обучения музыки. 1

Таким образом, можно охарактеризовать понятие цифровой среды как одного из педагогических условий, которое способствует развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки, где цифровая среда является частью информационно-образовательной среды, общения и освоения новой практики, а есть еще и в самой ее природе, где именно происходит осмысление процессов, задействованных в киберпространстве способствующему в развитии творческих способностей на уроках музыки

1 Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - 304 с.

Страница 2 из 10

Введение

[1, c. 58].

[3, с. 453].

85PDMN620

«Причиной низкого уровня музыкального развития детей начальных классов являются не способности их возраста, а малоэффективные методы работы, недостаточно способствующие активизации внутреннего мира ребенка» [4, а 59].

На основе теоретического анализа литературных источников нами было проведено экспериментальное исследование по развитию творческих способностей младших школьников через цифровую среду на уроках музыки в начальной школе.

Выявление уровня развития музыкально-творческих способностей

В начале исследования, на первом этапе, в процессе обучения использовались такие методы, как наблюдение, беседа, а также диагностика уровня развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста. При реализации экспериментальной программы мы должны учитывать, что творческие способности младших школьников развиваются в разнообразных видах музыкальной деятельности, через цифровую среду, в частности в ритмической и музыкальной областях.

С целью определения уровня готовности детей младшего школьного возраста (1 класс) к творческой деятельности были проведены занятия в 1 классе МБОУ СОШ № 5 г. Железноводска, Ставропольского края, исследование проводилось, учитывая ряд общих и специфических показателей. Конкретные показатели рассматривались в двух направлениях: музыкально-ритмическое воплощение и движение. Младшим школьникам было предложено 3 вида заданий разного уровня сложности, как то: найти цифровую интерпретацию для образа мотылька (рисунок для фонового изображения природы, репродукция, цветовая композиция и т. д.); инсценировка музыкального произведения для развития содержания.

Задание 1. Яркие локальные образы песен и пьес. Нами было подобрано музыкальное произведение «Мотылёк» С. Майкапара.

Для того, чтобы выполнить задание, детям во время прослушивания музыкального произведения было необходимо использовать музыкально-ритмические движения для создания образа мотылька, представленного в музыке, подобрать цифровой вариант интерпретации образа мотылька (рисунок, репродукция, цветовая композиция).

Задание 2. Четкая динамика развития музыкального образа в пьесах или песнях.

Для проведения второго задания нами была подобрана музыкальная композиция «Берёзонька» муз. А. Филиппенко (сл. Т. Волгиной). Песню дети выучили перед началом занятия.

Детям предлагалось исполнить песню в соответствии с движениями, которые соответствовали бы характеру музыки, художественному содержанию текста. При выполнении задания дети должны были действовать самостоятельно.

Задание 3. Несколько контрастные между собой песни или пьесы. Для проведения данного задания нами было представлено музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.

Детям предлагалось организовать инсценировку содержания музыкального произведения, постановка которого требовала от обучающихся развития сюжетной линии произведения, выработки взаимоотношений между персонажами, распределение ролей.2

2 Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Результаты данного среза отображены в таблице 1, где показано, что результаты проведенного эксперимента с участием детей младшего школьного возраста показывают высокий уровень готовности детей к активной музыкально-творческой деятельности, но и низкий уровень развития музыкально-творческих способностей.

Рассматривая психологическую сторону формирования творческой деятельности можно отметить тот факт, что дети готовы в творческой деятельности, они с увлечением воспроизводят музыкальные образы песен, могут выполнять творческие задание спонтанно.

Учащиеся охватывают весь сюжет игры, но без согласования координации движений с живым звучанием музыки, на основании чего, нужно было часто напоминать детям, чтобы они вслушивались в музыкальное сопровождение и следовали ее ритмике.

Таблица 1

Показатели творческой деятельности обучающихся младших классов, в %

Критерии Характеристика видов деятельности Задание 1 Задание 2 Задание 3 Среднее значение

Основные интерес 45,7 33,8 65,3 48,9

скорость выполнения 15,8 15,3 25,3 18,7

выполнение вида деятельности 20,6 25 20,5 22

творческое решение 20,6 5,4 10 12,2

Движение выполняет самостоятельно 30,5 10,9 5,2 15,3

выполняет выразительно 10,9 10,9 20,5 14,2

выполняет оригинально 10,9 10,9 10,9 10,9

имитирует физкультурные движения 75 70,6 25 56,8

выполняет танцевальные элементы 10,9 5,3 5,4 72,4

Музыкально-ритмическое исполнение передает в движениях содержание музыкального произведения 4,7 0,4 0,4 1,9

отражает характер музыки 0,2 0,2 0,2 0,2

использует смену движений 15,2 15,3 16,4 15,8

присутствует координация движений 20,8 20,8 34,7 25,3

движения координируются со средствами музыкальной выразительности темп 5,7 0 5 3,6

динамика 5 10,9 0,9 16,7

лад 0,9 0,4 0,2 0,5

штрихи 10,8 0,9 10,8 7,2

Составлено авторами

Проведение анализа контрольного среза проводилось для определения готовности детей к творческой деятельности, что позволяет разделить обучающихся на 3 уровням, которые отвечают их творческим проявлениям:

1-й - высокий - дети проявляют активность, самостоятельность, движения выразительны, согласованы со средствами музыкальной выразительности (ладом, ритмом и др.), интересуются творческой деятельностью, способны переносить приобретенные знания и умения на новые ситуации (10,9 %).

2-й - средний - внимательность и активность избирательно проявляются при выполнении индивидуальных заданий, наблюдается отдельные позиции проявления самостоятельности в применении знаний и умений в новой ситуации, движения частично соответствуют ритмическому такту музыки и средствам музыкальной выразительности (29,4 %).

3-й - низкий - активность и инициатива практически не проявляются, не вызывают интереса индивидуальные задания, преобладает имитация и подражание движениям (59,8 %) [5, с. 81].

Данные представлены в диаграмме (рис. 1). Страница 4 из 10

11%

60% 29%

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 1. Показатели творческой деятельности обучающихся младших классов, в % (составлено авторами)

Описание системы упражнений, направленной на развитие творческих способностей

На основании полученных результатов для обучения детей младшего школьного возраста, а также развития у них навыков музыкально-игровой деятельности нами была разработана и экспериментально апробирована система упражнений, направленная на развитие творческих способностей, имеющая в своей основе сочетание индивидуальной и групповой формы организации детей через цифровую среду в классной системе. Этапы развития способностей обучающихся устанавливаются в момент создания музыкально-игрового образа: проигрывание роли индивидуально-характерных персонажей, обыгрывание образа, овладение методом совместных действий, методом сюжетно-композиционного развития.

Музыкальные и творческие способности обучающихся развиваются, обеспечивая упорядоченность, последовательность и возрастающую сложность обучения в цифровой среде. Работа на этом пути сопровождалась усложнением учебных и музыкальных материалов в связи с цифровой средой и требованиями к качеству реализации творческой идеи.

I степень трудности - детские песни и пьесы были представлены яркими местными образами, которые направляли обучающихся к передаче характерных движений отдельных персонажей.

II степень трудности - организовать спектакль или песню с динамикой четкого развития.

III степень трудности - представлен в пьесах и песнях с контрастными изображениями, побуждающими детей устанавливать отношения между персонажами и развивать сюжет игры [6, c. 106].

Каждая последующая степень сложности включала в себя предыдущие материальные задания с обязательной сложностью творческих заданий с использованием возможностей цифровой среды.

Во время обучения дети обращали особое внимание на то, что у музыки есть свой язык, ее музыкальная речь, необходимость слушать звуки музыки и чувствовать ее природу. Использован метод контрастных музыкальных композиций. Методика этого варианта предусматривает систему параллельных групповых систем обучения. Для ее реализации все теоретические и практические музыкальные материалы ориентированы на основные моменты, усвоенные на уроках музыки. При этом учитывались возможности приобретения обучающимися навыков в процессе выполнения серии игр и упражнений, знакомящих их с различными музыкальными номерами. Благодаря этому у обучающихся появляется возможность сделать определенный выбор в способах реализации творческой идеи. В качестве

учебных материалов использовались специально подобранные игры и упражнения. Все эти материалы распространялись на уроках музыки с учетом специфики дисциплины, которая будет способствовать развитию творческих способностей каждого обучающегося через атмосферу доброжелательности, сотрудничества и взаимопонимания, установившейся между младшими школьниками и музыкой. В процессе проведения занятий нами были использованы различные вариации педагогических технологий [7, c. 85]. В качестве примера, можем отметить применение импровизированных танцев, которые использовались на уроках музыки, как одно из основных занятий. Рассказ о первых весенних цветах вдохновил обучающихся на создание таких танцев, как: «Подснежник», «Фиалка», «Ландыш». В процессе чтения стихотворений о птицах и о животных, послужило толчком к созданию забавных танцев: «Кошечка», «Медведь», «Лисичка».

В процессе экспериментального исследования мы постоянно обращали внимание на формирование у обучающихся навыков межличностного общения в группе сверстников, при учете лирической и слуховой нагрузки, нами применялись разнообразные методы и приемы, которые способствовали активизации возможностей обучающихся к работе, используя разнообразные варианты структуры занятий и с периодическим чередованием разнообразных видов музыкальной деятельности.

Оценка уровня развития музыкально-творческих способностей

Для проверки результатов развития музыкально-творческих способностей у младших школьников после реализации системы упражнений были отобраны музыкальные произведения по условиям трех заданий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и требованиям программы.

Задание 1. Обучающимся была предложена пьеса, близкая по содержанию произведению первого констатирующего среза «Мотылёк» С. Майкапара, В. Косенко «За мотыльком». Отличительной чертой данных произведений являлось то, что музыкально-инструментальное воспроизведение пьесы В. Косенко «За мотыльком» несколько сложнее по структуре и выразительным средствам, нежели пьесы «Мотылёк» С. Майкапара.

Экспериментальный класс без труда определяет общее настроение произведения «За мотыльком» В. Косенко, дети с большим удовольствием определяют средства выразительности музыки, связывая их по общим составляющим звучания, содержанием образов, фантазируют поведение мотылька, сравнивая с пьесой «Мотылёк» С. Майкапара. Дети пришли к выводу, что пьеса В. Косенко «За мотыльком» складывается из двух частей, в которых сходные мелодии, но они различны в плане регистрового отношения.

Задание 2. Проведение второго задания представляет собой самостоятельную инсценировку украинской народной песни «Берёзка» в интерпретации В. Верховинца. По своему содержанию данная песня дает возможность воспроизведения песни в форме диалога «березки» и «дубка», где в роли «березки» выступали девочки, а в роли «дубка» - мальчики. По ходу работы над песней обучающиеся сравнивали его с «Берёзонькой» А. Филиппенко.

Задание 3. Для организации занятия, в качестве музыкального материала, мы использовали украинскую народную песню «Ястреб и цыплята». Данная песня была использована для проверки умения младших школьников к самостоятельному распределению ролей между собой, создавая рисунок игры, находить методы и способы ее реализации. Необходимо было сохранять смысловую картину песни в связи с развитием сюжетной линии, согласовывая движения с развитием образа песни и средствами музыкальной выразительности [8, c. 119].

Таким образом, в процессе реализации экспериментального исследования нами оценивался не только интерес детей к творческой деятельности, но и качество реализации творческой идеи. В результате работы с учащимися по методике, предложенной в экспериментальном классе, возникает более дифференцированное восприятие средств музыкальной выразительности и желание думать о движениях, которые возникают в процессе прослушивания музыки.

В контрольном классе музыкально-творческие способности формировались без вмешательства педагога, в условиях, когда взаимодействие осуществлялась эпизодически, однако в этих классах традиционного обучения необходимо на современном этапе координировать работу с группами продленного дня, использовать модели и методы, стимулирующие творческую активность учащихся.

Задания и музыкально-педагогические материалы были представлены на контрольном срезе и для обучающихся, работавших над первым методическим вариантом. Результаты формирующего эксперимента приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные результаты показателей творческой деятельности обучающихся младших классов, в %

Критерии Характеристика видов деятельности Контрольный класс Экспериментальный класс

1 вариант 2 вариант

Основные интерес 45,9 79,3 90,3

скорость выполнения 25,3 31 32,3

выполнение вида деятельности 12,6 41,4 58,1

творческое решение 15,5 31 45,2

Движение выполняет самостоятельно 19,8 41,4 74,2

выполняет выразительно 12,5 62,1 58,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполняет оригинально 9,4 37,9 54,8

имитирует физкультурные движения 62,5 75,9 67,7

выполняет танцевальные элементы 16,5 37,9 32,4

Музыкально-ритмическое исполнение передает в движениях содержание музыкального произведения 42,9 65,5 61,2

отражает характер музыки 40,6 69 74,3

использует смену движений 9,4 52,2 32,2

присутствует координация движений 12,5 37,9 67,9

движения координируются со средствами музыкальной выразительности темп 50 72,4 63,4

динамика 12,5 75,9 35,5

лад 18,8 55,2 29,1

штрихи 12,5 48,3 42,5

Составлено авторами

Таким образом, экспериментальная работа привела к заметному повышению уровня развития у школьников необходимых качеств для осуществления творческой деятельности на уроках музыки. Об этом свидетельствуют результаты контрольных заданий, представленных в таблице 3.

В контрольной группе, которая обучалась в условиях традиционной организации урока музыки, самый низкий процент высокого и среднего уровня творческого развития (8,3 %, 41,7 %) и самый высокий процент низкого уровня развития детей (50 %) (таблица 3).

Сравнивая результаты экспериментального класса, можно заметить резкое повышение уровня таких показателей, как увлеченность детей творческим заданием, проявление инициативы и сотрудничества между детьми при выполнении заданий, поощрение детей к самостоятельности, увеличение объема ритмичных музыкальных движений, а также

последовательность и согласованность движений музыке. Более тонкое и дифференцированное восприятие отдельных музыкальных средств и умение соотносить их с определенным музыкальным образом, чему способствовала цифровая среда.

Таблица 3

Динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе эксперимента, в %

Уровни Контрольный класс Экспериментальный класс

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 10,9 8,3 37,8 41,4

Средний 29,4 41,7 42,5 50,5

Низкий 59,8 50 16,1 10,8

Составлено авторами

Для наглядного представления полученных результатов составим диаграмму, в которой отражена положительная динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе эксперимента, в % (рисунок 2).

70%

59,8%

60%

50% 50,5%

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап Контрольный класс Экспериментальный класс

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 2. Динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе эксперимента, в % (составлено авторами)

Сравнительная таблица 3, а также рисунок 2 отражают динамику развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста и содержит данные, которые подтверждают эффективность разработанной системы занятий, и позволяет подтвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования знаний, специальных навыков и личностных качеств, необходимых для творческой деятельности. Результаты формирующего эксперимента подтвердили положительную динамику развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста [10, с. 204].

Заключение

Таким образом, целенаправленное использование цифровой среды в образовательном процессе с целью развития целостного восприятия музыкального действия и отображения его особенностей в движениях, способствовала игровая деятельность в потенциальном развитии

творческих способностей, с учетом сложности творческих заданий, зависящих от особенностей развития и характера музыкального образа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пилюгина Е.И. Педагогические условия всестороннего развития личности во взглядах Н.К. Крупской / В книге: Педагогическое наследие Н.К. Крупской и современность к 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. Москва, 2019 С. 5463.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2015. - 208 с.

3. Теплов Б.М. Психология и психофизиология музыкальных различий: Избр. психол. тр. / Б.М. Теплов; Под ред.: М.Г. Ярошевский; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003 - 639 с.

4. Ланцова Т.И. Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника: Монография / Т.И. Ланцова - Ставрополь: Логос 2019. - 134 с.

5. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2018. - 112 с.

6. Ветлугина Н.О. Музыкальное развитие детей. - М.: Муз., 2018. - 256 с.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2017. - 344 с.

8. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников: Монография. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007. - 308 с.

9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуман. изд. Центр «Владос». 2000, - 335 с.

10. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2019. - 256 с.

https:// mir-nauki. com

Lantsova Tatyana Ivanovna

Stavropol state pedagogical institute Russia, Zheleznovodsk, Zheleznovodsk, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author profile. asp?id=364742

Lalayan Anastasia Yurievna

Stavropol state pedagogical institute Russia, Zheleznovodsk, Zheleznovodsk, Russia E-mail: [email protected]

Developing the creative abilities of younger students through a digital environment in music lessons

Abstract. The article presents the results of theoretical and practical research on the problem of developing the creative abilities of primary schoolchildren through the digital environment in music lessons. The digital environment is defined as a continuous sequence of computer and network technologies, which is organized by relations between objects of the physical world, for the transmission of programs, in the form of a signal, through network and telecommunication channels. The pedagogical conditions for organizing the development of creative abilities of primary schoolchildren through the digital environment in music lessons have been determined The digital environment is viewed as a part of the information and educational environment, communication and mastering of new practices, as a component of human nature itself, where the understanding of the processes involved in cyberspace takes place, contributing to the development of creative abilities in music lessons, which is a pedagogical condition. The results of an experimental study are described. Musical and creative abilities of learners are seen as evolving, providing orderliness, consistency and increasing complexity of learning in a digital environment. Accompanying the educational process by complicating educational and musical materials with the capabilities of the digital environment, requirements for the quality of the implementation of a creative idea was the basis of experimental work. A program has been drawn up to organize the development of the creative abilities of primary schoolchildren through the digital environment in music lessons. The dynamics of the development of the musical and creative abilities of children of primary school age confirms the effectiveness of the developed system of classes, and allows us to confirm the need for purposeful, continuous and consistent learning for the formation of knowledge, special skills and personal qualities necessary for creative activity. The use of the digital environment in the educational process in order to develop a holistic perception of musical action and display its features in movements, play activity in the potential development of creative abilities, taking into account the complexity of creative tasks depending on the characteristics of the development and the nature of the musical image, determines the development of creative abilities of younger students.

Keywords: junior schoolchildren; musical education; creativity; pedagogical conditions; digital environment; problems of a modern school; methods of upbringing primary schoolchildren; higher professional education

85PDMN620

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.