ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
(НА МАТЕРИАЛЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ)
Жэнь Янминь, аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022- 7-2-50-54
Аннотация. В статье обоснована актуальность проектной деятельности младших подростков на уроках музыки. Раскрыта специфика проектной деятельности школьников на уроках музыки. Приводятся результаты анализа содержания и репертуара уроков музыки, указывающие на недостаточность ознакомления школьников с музыкальными культурами стран восточноазиатского региона, в частности, с культурой Китая. Представлен комплекс личностных качеств, в опоре на который организация проектной деятельности младших подростков будет осуществляться более целенаправленно и эффективно. Раскрыты позиции диагностической технологии (критерии и уровневые показатели) для определения динамики изменений личностных качеств подростков в процессе проектной деятельности на основе произведений музыкально-художественной культуры китайского народа. В выводах предложены варианты практического применения диагностической технологии в музыкальном образовании школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, младшие подростки, диагностическая технология, музыкально-художественная культура Китая.
Формирование опыта проектной деятельности младших подростков является одной из главных задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Требованием стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования определено освоение обучающимися видов деятельности по получению нового знания < ... > по получению нового знания < ... >, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» [6, раздел II, п.8].
Проектная деятельность, как вид учебной деятельности, имеет свои преимущества перед другими вида учебной деятельности младших подростков за счет увеличения доли самостоятельной работы, подпитываемой мотивацией и инициативой школьников. В силу этого, проектная деятельность, опирающаяся на системно-деятельностный подход, заявленный в стандарте в качестве одного из основных образовательных подходов, ориентирована на становление таких личностных харак-
теристик выпускника основной школы, как «умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике; достигать взаимопонимания, сотрудничества для достижения общих результатов» [6, раздел I, п.6].
Проектная деятельность младших подростков на уроках музыки имеет ярко выраженную специфику. Это связано с тем, что содержанием школьных уроков являются произведения искусства, созданные композиторам по законам, канонам и жанрам развития музыкально-интонационной сферы, формообразования и музыкальной драматургии [1-5, 7]. Все это требует сочетания как общедидактических требований, составляющих основу для проектов в разных учебных дисциплинах и предметных областях основной образовательной программы, так и сохранения специфики музыкального искусства как художественно-образной сферы отражении действительности. Особый интерес в вопросе организации проектной деятельности школьников представляют те регионы, страны и
народы, музыкальная культура которых практически не представлена на уроках музыки в школе, например, музыкальная и художественная культура Китая.
В связи с этим возникает вопрос: означает ли специфика организации и содержания проектной деятельности младших подростков на уроках музыки необходимость формирования у них особых личностных качеств и специальной диагностической технологии?
Для ответа на этот вопрос в статье была поставлена цель: представить диагностическую технологию для определения изменений в личностных качествах младших подростков в проектной деятельности. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1) сформулировать комплекс личностных качеств младших подростков, необходимых им для осуществления проектной деятельности на материале музыкально-художественной культуры Китая;
2) охарактеризовать критерии и уровни для диагностики этих личностных качеств;
3) охарактеризовать уровни сформиро-ванности личностных качеств.
Изложение основного материала статьи. Проекты на уроках музыки - это неиссякаемый источник для развития музыкальных и художественно-эстетических способностей школьников, активизации всей личностной сферы, расширения и обогащения кругозора подростков в сфере искусства и культуры. Проектная деятельность «раздвигает» рамки урока, заполняя время неполезного досуга младших подростков. В связи с этим проектная деятельность представляет собой важный ресурс для процессов самообразования, причем не только для школьников, но и для учителей музыки. Этот вывод сделан на основе анализа программного содержания школьных уроков музыки и их музыкального репертуара. Как правило, знакомство детей с шедеврами музыкального искусства за весь период их школьного музыкального образования ограничивается западно-европейской культурой. Музыка других континентов и стран мира представлена в значительно меньшей степени. Например, музыка Америки - опера
Дж. Гершвина «Порги и Бесс», музыка Англии - вокально-инструментальный квартет «The Beatles».
Понятно, что за один урок в неделю невозможно познакомить школьников с шедеврами мирового музыкального наследия, раскрыть особенности музыкальных культур разных народов мира. В связи с этим, организация проектной деятельности, сочетающая учебную деятельность и самостоятельную работу школьников, является одним из оптимальных подходов в современном музыкальном образовании в этом направлении.
Для разработки личностных качеств младших подростков, необходимых для осуществления ими проектной деятельности, были рассмотрены три основные сферы:
1) сфера когнитивных процессов;
2) сфера межличностных отношений и пространства внутриличностного диалога;
3) сфера процессов самостановления, опирающаяся на способность младших подростков к самоорганизации, самодисциплине, саморазвитию.
Соответственно этому, были сформулированы следующие личностные качества младших подростков, опора на которые способствует реализации проектной деятельности:
1) художественно-познавательная инициативность;
2) позитивная коммуникативность;
3) творческая самоорганизованность.
Далее приводится краткая характеристика каждого из этих личностных качеств. Художественно-познавательная инициативность проявляется в следующем: внутренней потребности школьника в новых лично для него знаниях и информации из мира искусства и культуры китайского народа, музыкальной жизни древнего и современного Китая; потребности в переживании глубоких и ярких художественно-эстетических эмоций и переживаний при восприятии национальной самобытности сольных вокальных и инструментальных произведений, симфонических полотен, музыкально-сценических постановок китайской оперы, а также произведений изобразительного и декоратив-
но-прикладного искусства; самостоятельном поиске материала о национальных символах Китая - в древних источниках народно-поэтического творчества (например, - «Книга песен», один из древнейших памятников китайской традиционной культуры, идеологии, этике), архитектуре, примеров из мира флоры и фауны, символизирующих особенности национального мировоззрения и менталитета (например, бутон пиона и бабочка как символы возрождения жизни, бамбук -символ долгой жизни и образ «поющего ветра» и др.); продуктивная активность в выборе материала проекта; способность обрабатывать, анализировать, обобщать, классифицировать и структурировать в проекте источники информации в разных форматах; целенаправленная избирательность в художественно-познавательной деятельности.
Поиск младшими подростками информации для проекта по самому широкому спектру - от философско-мировоззренчес-ких символов и до произведений музыкально-художественной культуры, формирует у них способность к их сопоставлению. Например, название символа-цветка пион упоминается в названии музыкально-сценической постановки под названием «Пионовая беседка» - древнейшем образце музыкально-театральной культуры, созданном в 1598 г. автором Тан Сяньцху, и до сих пор представленным в репертуаре ведущих китайских театров. Или еще один пример - бамбук, как символ долголетия, защитник от злых духов, и, одновременно, материал для изготовления флейты, столь популярной в Китае, тембр которой, считается, наполняет семейный дом «благоприятной энергией».
Позитивная коммуникативность проявляется в следующем: способности, навыки, умения формулировать, излагать и объяснять свои мысли, планы, намерения и действия и сбору и систематизации информации о традициях и особенностях культуры Китая таким образом, чтобы они были правильно поняты и восприняты другими участниками проекта; способности делиться своими чувствами, эмоциями и пе-
реживаниями от восприятия музыкальных произведений и пейзажей художников Китая с другими участниками проекта; установка на положительный опыт совместной работы (обмен мнениями, обсуждения); способность договариваться по спорным или непонятным вопросам; опора на взаимную помощь, совместную координацию действий, сотрудничество, сотворчество; культура ведения диалога и полилога; умение слушать и услышать позицию собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе.
Творческая самоорганизованность проявляется в следующем: самостоятельность в составлении плана и структуры проекта с учетом его тематики; способность взять ответственность за выполнение задания, или определенного вида работы в проекте; самообразование как мотивация к поиску новой информации о культуре китайского народа и ее осмыслению; потребность в обогащении и обновлении своего эмоционально-ценностного отношения к миру и социальному окружению; самообучение путем постоянного пополнения и обновления знаний; открытость ко всему новому -идеям, предложениям, информации, знаниям, участникам для организации работы над проектом; саморазвитие через осознание своих интересов в области музыки и искусства; стремление к адаптации в поликультурном социуме; стремление добиваться хороших и высоких результатов выполнении отдельных видов музыкально-художественной деятельности; самоконтроль при соотнесении выполняемой работы с поставленной задачей; сравнение результатов своей работы с результатами других участников проекта; объективность в оценивании промежуточных и итогового результатов проектной деятельности.
Результатом решения второй задачи была разработка критериев для изучения сформированности личностных качеств -мотивационный, когнитивный, диалогический, оценочно-рефлексивный. При этом каждый из критериев соотносился с каждым из обозначенных личностных качеств.
По каждому из обоснованных личностных качеств младших подростков - худо-
жественно-познавательной инициативности, позитивной коммуникабельности и творческой самоорганизованности а также в соответствии с критериям - мотива-ционным, когнитивным, диалогическим и оценочно-рефлексивным - была разработана уровневая градация: высокий уровень -характеризующий инициативно-творческий подход младших подростков к выполнению проекта; средний уровень - характеризующий репродуктивно-исполнитель-ский подход младших подростков к выполнению проекта; низкий уровень - характеризующий безинициативный подход младших подростков к выполнению проекта.
Уровни развития личностных качеств младших подростков определись по показателям. Среди показателей по художественно-познавательной инициативности - высокая мотивация, интерес и творческий подход в поиске и получении информации, знаний, сведений в сфере музыкального искусства и художественной культуры народов Китая; стремление понять ход мыслей и стиль мышления участников проекта, выдвигающих оригинальные и интересные предложения; умения и навыки сравнения, сопоставления, анализа, типологизации, классификации и обобщения материала для проекта, грамотного их применения в разных разделах проекта; владение способами выбора материала для проекта с помощью доступных интернет-ресурсов; потребность в художественно-эстетических эмоциях, переживаниях и впечатлениях от национального колорита китайского искусства; выдвижение интересных предложений и оригинальных решений творческих заданий в разных видах музыкально-художественной деятельности на основе произведений самобытного искусства Китая и др.
Среди показателей по позитивной коммуникабельности - открытость к приобретению и расширению опыта новых взаимоотношений с одноклассниками и учителем музыки; удовлетворение от своего нового статуса как активного участника проектного коллектива и от возможности вносить предложения; культура взаимоотношений с одноклассниками и учителем при
выполнении проекта; проявление конструктивных и поддерживаемых коллективом лидерских качеств (эпизодически, в преобладающей степени или постоянно); неподдельное стремление к приобретению положительного опыта познания и художественно-эстетических эмоций в совместной работе с одноклассниками при просмотре и выборе произведений в различных видах искусства Китая.
Среди показателей по творческой самоорганизованности - в мотивации школьников на самостановление в новых типах отношений с одноклассниками и учителем музыки, новом статусе как субъекта образовательного процесса, например, статус лидера, исполнителя, эксперта, зрителя и др.; оценивание своей работы над проектом как способа самообразования; организация своего досуга для выполнении работ по проекту; способность планировать и соблюдать поэтапную работу над проектом; активность и творческий подход в выборе наиболее выразительных музыкально-художественных произведений искусства Китая для проекта; неутомимость в поиске наиболее творческого решения поставленной задачи и/или задания по проекту; выработка самодисциплины как качества, необходимого для продуктивной индивидуальной или коллективной работы над проектом; способность выбрать наиболее творческий вариант из всех предложенных; самооценка своего вклада в создание проекта и уровня развития своих способностей в разных видах музыкальной и художественной деятельности; самоопределение в искусстве Китая - что из музыкально-художественного материала проекта понравилось больше всего и почему.
Выводы. Разработанные личностные качества младших подростков для проведения ими проектной деятельности на уроках музыки на материале музыкально-художественной культуры Китая, а также диагностическая технологии для определения уровня их развития (критерии и уровневая градация) прошли апробацию в условиях школьного музыкального образования, и доказали свою актуальность и эффективность. Выполненная работа име-
ет теоретическую и практическую значи- ленности в системе дополнительного обра-мость как для уроков музыки, так и для зования детей. занятий музыкально-творческой направ-
Библиографический список
1. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении // Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. - М.: Искусство в школе, 2001. - 372 с.
2. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога. учеб. -метод. комплект. Допущено УМО по направления пед. образов. МО и науки РФ в качестве уч.пособ. для студ. вузов по направлению 050600 Художественное образование. - Екатеринбург: Полиграфист 1995. -204 с.
3. Горюнова, Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки - урок искусства: кн. для учителя. - М.: Прометей, 1989. - 102 с.
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989. -191 с.
5. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. - М.: Просвещение, 2004. - 186 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 02.02.2022).
7. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). - М.: Толк, 1997. - 89 с.
DIAGNOSIS OF THE FORMATION OF PROJECT ACTIVITY EXPERIENCE IN YOUNGER TEENAGERS IN MUSIC LESSONS (BY THE MATERIAL OF MUSICAL AND ARTISTIC CULTURE OF CHINA)
Zhen Yanmin, Post-graduate Student
Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article substantiates the relevance of the project activities of younger teenagers in music lessons. The specificity of the project activity of schoolchildren at music lessons is revealed. The results of the analysis of the content and repertoire of music lessons are presented, indicating the lack of familiarization of schoolchildren with the musical cultures of the countries of the East Asian region, in particular, with the culture of China. A set of personal qualities is presented, based on which the organization of project activities of younger teenagers will be carried out more purposefully and efficiently. The positions of diagnostic technology (criteria and level indicators) are disclosed to determine the dynamics of changes in the personal qualities of teenagers in the process ofproject activities based on the works of the musical and artistic culture of the Chinese people. The conclusions suggest options for the practical application of diagnostic technology in the musical education of schoolchildren.
Keywords: project activity, younger teenagers, diagnostic technology, musical and artistic culture of China.