ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
опыт, раскрытие персонального своеобразия получения познаний через исследование методов учебной работы. Задаваемое в обучении содержание (понятия, правила, способы) непременно переосмысливается в процессе его освоения и использования.
7. Соответствие учебно-информационной базы содержанию обучения.
Данное требование высказывает условия к учебно-научным условиям результативного труда педагогов и обучаемых. Основное требование данного условия сформулировано в самом его наименовании, а его значение заключается в том, чтобы инфраструктура соответствовала б специфике труда, характеризуемого содержанием обучения и характером дидактического процесса. Практическая реализация требований данного условия вероятна только в том случае, если формирование учебно-информационной основы станет реализоваться на базе научно-педагогических требований, разрабатываемых преподавателями.
Список использованной литературы:
1. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. // М.: Наука, - 1987, 255 с.
2. Грачева А.П. Формирование адекватного отношения к информации как фактор здоровьесбережения школьников при обучении информатике. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, - 2006, №2 (7). С. 48-52.
3. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
© Мишута И.С., 2021
УДК 1147
Ни Чжэнь
БГПУ им. М.Акмуллы, аспирант кафедры «Педагогика и психология», г.Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы, г.Уфа Кашапова Л.М. доктор пед. наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г.Уфа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Современная педагогика искусства представляет собой динамично развивающееся направление образования. При этом формирование вокально-исполнительской культуры младшего школьника на уроке музыки на этапе начального общего образования становится сегодня объектом пристального внимания педагогов, психологов, культурологов. Поэтому в статье доказывается потребность развития эмоциональной и интеллектуальной сфер на таком этапе урока как вокально-хоровая работа с учащимися начальной школы, когда их возрастные особенности характеризуются сензитивностью, пластичностью мышления, разнообразием образных представлений. Автором раскрываются основные авторские представления об оптимизации прочтения культуры учеником в контексте музыкального искусства через
~ 122 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
настраивание фонетических механизмов формы вокала - музыкальной речи, а также обосновывается потребность организации певческой деятельности на основе законов восприятия и выстраивания конструктов межличностной коммуникации. Далее обосновывается единение векторов: вокальной педагогики и вокального исполнительства, когнитивного и эмоционального начала, технической и творческой составляющих - определяющих ключевые позиции в преобразующем воздействии вокально-исполнительской деятельности на формирование социально-значимых личностных качеств младшего школьника.
Ключевые слова:
образование, вокально-исполнительская культура, урок музыки, средство развития, вокально-хоровая работа, музыкальная речь.
Ni Zhen
BSPU named after M. Akmulla, postgraduate student of the Department of "Pedagogy and Psychology", Ufa, BSPU named after M. Akmulla, Ufa Kashapova L. M.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa
EDUCATIONAL POTENTIAL OF VOCAL AND PERFORMING ACTIVITIES OF YOUNGER STUDENTS IN MUSIC LESSONS AS A MEANS OF DEVELOPMENT
Abstract
Modern pedagogy of art is a dynamic direction of education. At the same time, the formation of the vocal and performing culture of a younger student in a music lesson at the stage of primary general education is becoming an object of close attention of teachers, psychologists, cultural scientists today. Therefore, the article proves the need for the development of the emotional and intellectual sphere at such a stage of the lesson as vocal and choral work with primary school students, when their age characteristics are characterized by sensitivity, plasticity of thinking, a variety of imaginative representations. The author reveals the main author's ideas about optimizing the student's reading of culture in the context of musical art through tuning the phonetic mechanisms of the vocal form - musical speech, as well as justifies the need for organizing singing activities based on the laws of perception and building constructs of interpersonal communication. Further, the author substantiates the unity of vectors: vocal pedagogy and vocal performance, cognitive and emotional beginnings, technical and creative components-determining the key positions in the transformative impact of vocal and performing activities on the formation of socially significant personal qualities of a younger student.
Keywords:
education, vocal and performing culture, music lesson, means of development, vocal and choral work, musical speech.
Образование определяет успешность личности на всех этапах жизнедеятельности и недооценить его роль сложно, так как оно есть воспроизведение культуры, внутри которой выстраиваются разнообразные подсистемы. В этом смысле искусство способно наполнить его духовно-нравственным содержанием, помочь ребёнку увидеть мир в красках. Прочтение контекста культуры - сложный процесс, но «... мы не можем стать умнее и лучше, перезагрузив программу и добавив место на жёстком диске» [6, с. 59]. Музыка как образно-эмоциональный процесс приобретает очертания невидимой универсальной формы постижения мироздания. Однако когда речь заходит о проблеме формирования вокально-исполнительской
~ 123 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
культуры ученика, то понимание основных её законов становится возможным в ходе организации вокально-исполнительской деятельности, что в условиях урока музыки подразумевает этап вокально-хоровой работы. Важно отметить, что законы восприятия музыки в своей основе едины и для профессионалов, и для любителей. Поэтому необходимо «знать все правила и принципы вокальной культуры, которые настраиваются на физиологические и фонетические механизмы элементарной формы вокала - речи, которая становится фундаментом певческой речи» [14, с. 178-180].
Б.В. Асафьев подчёркивал, что от речевой интонации начинается путь к сути мелодии как мысли композитора [3, с. 20]. Добавим, что техника звукообразования не зависит от того, поёт ли солист или целый хор, а хоровая форма работы как коллективная обладает большей степенью воздействия на личность [20, с. 12, с. 146]. Как показали наши теоретические и эмпирические исследования, суть вокально-хоровой деятельности на уроке заключается в том, что ученик не замечает, как он переводит собственное действие во взаимодействие с другими учениками класса. Секрет такой формы работы заключается в доминантах: единение, общение, понимание, творчество, озарение, толерантность, гуманность - постигаемых в процессе развития первичных певческих умений и навыков ребёнка. В таком контексте «хор - это школа общения с другими людьми, взаимодействия с единомышленниками в творческом коллективе» [11]. При этом хоровое пение как этап урока музыки в школе основано на художественно-содержательном, эмоционально-выразительном смысле музыкального искусства. Считаем значимым довод Б.Г. Ананьева: «... процесс деятельности, как показывают опыты, закрепляет несущие смысловые черты данной деятельности» [1, с.294]. Если встать на позицию М.С. Кагана, то становится понятным, что на уроке в процессе пения «оживает» не просто класс, а творческий коллектив как «сообщество, сохраняющее за каждым членом свободу сознания, действий в тех пределах, в каких это не подрывает единство этой свободы» [10, с.114]. Полагаем, что урок музыки, где звучит классный хор, должен быть ориентирован на три уровня развития личности, выделенных именитым культурологом: общение со значимыми другими (родители, родственники, одноклассники, учителя и др.); общение с другим «Я» (выстраивание внутреннего диалога); квазиобщение художественное с воображаемыми партнёрами (художниками, музыкантами и др.) [Там же, с.177].
Сказанное делает понятным алгоритм сложения ценностных смыслов в единое целое, определяющее успешность вокально-исполнительской культуры личности младшего школьника. Поэтому её формирование обуславливает единение векторов: вокальной педагогики и вокального исполнительства, когнитивного и эмоционального начал, технической и творческой составляющих. Такой подход предполагает развитие личностных ресурсов в призме становления системы общественно-значимых представлений через развитие чувственно-эмоциональной сферы. Это процесс, где результат не константа, а пусковой механизм следующего уровня. Процесс пения - вовлечение множества чувств, связанных с восприятием и последующей мыслительной переработкой содержания. Это важно, так как «жизнь без чувств - пустыня... у человека всегда происходит «журчание» мыслей, гудение «эмоций» [9, с.114, с.116]. Музыка связывает многие смыслы воедино, приводя ребёнка к их осознанию через развитие эмоционального интеллекта как способности «вырабатывать мотивацию и стремиться к цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовольствия» [Там же, с.74].
Сложно не согласится с С.В. Соловейчиком, когда он говорит, что «.никому не будет счастья, если не станет человеком, который понимает других людей, принимает их именно другими, со своей жизнью и чувствами, и умеет сочувствовать им, отзываться на их чувства» [19, с.125]. Для нас также значима мысль, высказанная А. Шнитке о том, что «негативные эмоции. зло сломанного добра», что мы воспринимаем квинтэссенцией концептуальных основ этого этапа урока в школе [5, с.136]. Притом хоровое пение, основанное на художественно-содержательном и эмоционально-выразительном смыслах, инициирует их в нравственные схемы через приобретение навыка ведения полилога, помогающего сегодняшнему ребёнку преодолеть дефицит событийности. Вокально-хоровая работа на уроке как вид музыкально-практической деятельности не ограничивается только певческими навыками, а влияет также на образное мышление, память, слух, качество письменной и устной речи, эстетические чувства и другие сегменты. Дополним, что
~ 124 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
Т.В. Черниговская подчёркивает, что «слух и речь представляют две части единой биоакустической системы человека и поэтому основные параметры слуха и голоса являются хорошо согласованными» [22, с.127]. При этом метроритм, звуковысотность, ладовая основа и другие средства выразительности помогают «раскодировать» музыкальную речь, перевести её в устную, а затем и в письменную, проникая в сущность звуковой материи. По мнению Иржи Кулка, музыкальный звук воздействует на слушателя в двух аспектах: умственном (в своём звучании) и функциональном (в своём значении) [15, с.353].
Для этого ребёнок должен получить интонационные навыки координации слуха и голоса через постижение суммарной палитры средств музыкальной выразительности. Однако школьник имеет ограниченные возможности музыкальной деятельности, но пение на уроке предоставляет такую возможность, используя не вербальную, а интонационную основу музыки и наличие природного музыкального инструмента - голоса. Этот процесс можно сравнить с греческим мифом о Галатее и Пигмалионе: есть голос у ребёнка, но он ещё не звучит, и учителю с помощью профессионализма и любви к музыке нужно его настроить. Нужно оживить его звучание - это та роль, которую брала на себя Афродита. Учитель же - Пигмалион, и любые, пусть даже самые маленькие шаги ребёнка в постижении искусства вокала, поставят взрослого в позицию творца, влюблённого в своё творение. Между тем, из пустоты эти навыки не появляются, и в вокале первична певческая установка, основанная на технике правильного дыхания и многих других составляющих. Поэтому приобретение технических навыков на уроке - начало постижения искусства пения. Например, О.Г. Лобанов обосновывал: «... если дыхание будет неправильным, то кровь, приходя в лёгкие, не найдёт там достаточного количества жизненно важного эликсира - кислорода, и необновленная, неочищенная вернётся в тело, неся болезнь.» [16, с. 6]. Логично, если принять во внимание, что многие дети сегодня имеют проблемы, связанные с деформацией позвоночника, то певческая посадка помогает минимизировать эти риски. Вокальное мастерство - сложная система «научения», в котором не обойтись без знания нотной системы. Как выстроить её изучение в начальной школе в рамках одночасового урока музыки, превратив из технической составляющей в увлекательно игровую? По нашему мнению, необходимо учесть три позиции:
1. Развитие звуковысотных и метро-ритмических представлений у учащихся начальной школы через относительную сольмизацию.
2. Изучение графического расположения нот на нотоносце, начиная с одной линейки при использовании стихотворной формы их представления как ярких визуализированных и аудированных образов.
3. Получение возможности приобретения умения исполнения элементов двухголосного пения как возможности оптимизации процесса соподчинения и согласованности слуха и голоса.
Если петь каждый урок, не используя графическое изображение нот, то нарушается принцип системности и эффективность будет низкая. В случае же визуализации мелодии ученик начнёт понимать, что музыка «состоит не из нот, а из соотношения между ними» [15, с.361]. Следует уточнить, что речь, в принципе, идёт о хоровом сольфеджио как комплексе специальных методических приёмов, упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха в проекции работы с хоровым коллективом [21, с.82]. Для этого учителю нужно иметь представление об опыте работы известных педагогов-музыкантов: П.Ф. Вейса, Т.В. Бырченко, К. Орфа, З. Кодая и других. Особо выделим роль личности учителя музыки, которая становится ведущей: слово, жест, мимика, поза на уроке музыки становятся значимыми составляющими компетенциями. Давно известно, что порой для ребёнка важнее не что, а как говорят. В этом смысле вербальная и невербальная коммуникация - две стороны одного процесса, так как восприятие - это всегда многоканальная система [12, с.22]. Так мы подошли к главному условию достижения преображающего эффекта вокально-хоровой деятельности - развитию личностного потенциала в творчестве.
Л.С. Выготский отмечал, что «именно творческая деятельность делает .существом, обращённым к будущему, созидающим и видоизменяющим его настоящим» [8, с.237]. Он неоднократно говорил о ценности собственного опыта ребёнка, определяемого средой. Творческий поиск - движение, динамика, постижение. и вновь по этой спирали, но на другом, более сложном его витке. Развитие потребности
~ 125 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
творчества в процессе формирования вокально-исполнительской культуры - значимое условие успешности воплощения в реальность цели урока музыки в начальной школе. Иными словами, движение здесь всегда будет идти по спирали, звенья которой могут образовываться до бесконечности. Ведь пропевая мелодию на уроке, ребёнок осознаёт мысль через процесс вокализации, ощущая динамику развития, метроритм, ладовую основу, кульминацию, тонику как итог сказанного. В этом отношении И.М. Сеченов рассматривал интуитивное «считывание» как звукоподражательность, внутренне присущую человеку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и её подобие не станут тождественны» [18, с.76]. Можно вывести правило: чем осознаннее и разнообразнее становится пение, тем больше духовно-нравственных смысловых пластов открываются ребёнку.
Неслучайно Б.В. Асафьев считал, что «хоровое пение - ключ к пониманию музыки» [3, с.5]. И здесь открывается ещё одна воспитывающая составляющая организации вокально-хорового исполнительства. Это влияние пения на развитие когнитивных способностей, так как интеллект и эмоции сходятся на пересечении в одной плоскости - эмоциональном интеллекте как способности понять и принять состояние другого человека в сопоставлении со своими чувствами. Поэтому пение, вписанное в канву хорового исполнения, является аккумулирующим фактором воспитательного воздействия на личность в процессе образования. Именно это мы и полагаем ключевым условием формирования вокально-исполнительской культуры младшего школьника на уроке музыки. По мнению О.А. Апраксиной, цель занятий может пониматься по-разному, пути и содержание могут быть совершенно различны, но в то же время непохожими путями можно прийти к одной цели, если всё время точно её понимать [2, с.184].
В этой связи Л.А. Баренбойм писал: «... горячая эмоциональная отзывчивость на произведение искусства не только не находится в противоречии с интеллектуальным его осмыслением. благодаря умному логическому анализу, способна «выманить» гамму чувств» [4, с.33]. Ребёнок в активной певческой деятельности получает способность «ментальной отдачи сил» (Д. Гоулман), так как этот процесс как вдохновение, когда мышление совершает невозможное, зачерпнув мысли у чистого родника чувств и эмоций. Более того, уроки музыки, а конкретно вокально-хоровое исполнительство может раскрыть для самого ребёнка то, о чём он ранее не задумывался, например, что хочет петь, заниматься творчеством. Значит, такой ученик найдёт выход через систему занятий дополнительного образования: хоровой коллектив, вокальный ансамбль, студия сольного пения. Кроме того, произойдёт адаптация ребёнка к условиям социума через повышение его статуса в глазах одноклассников, учителей, родных. При такой расстановке акцентов ребёнку на уроках музыки в начальной школе предоставляется возможность приблизиться к красоте. Знаково, что А.С. Макаренко считал: «... красота - самый лучший рычаг, заложенный в человеке. и самый могучий магнит.» [13, с.66]. Однако красоту нельзя заставить увидеть, поэтому Г.П. Стулова выделила именно заинтересованность как условие успешного процесса обучения пению: «.только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он будет включать в себя задачу воспитания и развития у учащихся положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и интереса к данному виду искусства» [20, с.182-183]. Продолжение этой мысли находим у Г.В. Струве, рекомендовавшего коллегам «создавать целый музыкальный спектакль, где дети будут петь, говорить, читать, двигаться. и всё это не будет уводить от основной задачи - научиться петь [21, с.8].
Мы полагаем, чем больше будет на уроке использован синтез, тем ярче музыкальные образы будут складываться в сознании ребёнка, обеспечивая высокую степень понимания музыкального искусства. Мы остановимся на точке зрения, основанной на рассмотрении обучения как сложной трёхуровневой системы: приобретение; распространение; совместное использование. Тогда способность к творчеству становится отражением соответствующих векторов, приобретающих значимость в социальной реальности [17, с.57]. Поэтому дети должны услышать живое звучание музыки, и понять, что ни одна самая лучшая звуковая система не заменит концертные залы, театры оперы и балета, др. - это обязательно должно стоять в плане музыкального развития младшего школьника, тем более наличие внеурочной деятельности в образовательной программе предоставляет такую возможность. В таком ключевом значении становятся
~ 126 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
значимы выводы Б.С. Библера, которые можно обозначить маяком цели уроков музыки на этапе начального общего образования: «от бытия к мышлению, от мышления к бытию» [7, с. 291]. Завершая обзор авторского видения проблемы, отметим, что вокально-исполнительская культура младшего школьника формируется на уроке музыке на основе многоуровнего усвоения знаний, умений и навыков, в частности:
- единиц музыкальной речи через овладение элементами музыкальной теории при методике хорового сольфеджио с сохранением игровых элементов;
- преобразующего эффекта вокально-хоровой деятельности на уроке музыки в начальной школе, заключающейся в групповой форме работы как возможности овладения навыками коммуникации;
- развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности, гармоничного слуха и голоса при наполнении их эмоционально-образными смыслами;
Всё это становится возможным при сочетании педагогической теории и вокально-хоровой практики, определяющих оптимальность выстраивания структуры урока музыки. В удивительном произведении А. Сент-Экзюпери заложено много философских смыслов, например, о том, что у каждого человека есть свои звёзды, но для кого-то они указывают путь, а для других - это только огоньки. Именно поэтому сложение многих элементов систем формирования вокально-исполнительской культуры младшего школьника при научной её обоснованности определит точное акцентирование смыслов, способных стать пусковым механизмом раскрытия творческого видения мира как своего созвездия.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1990. - 486 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособ. для студ. пед. институтов.
- М.: Просвещение 1983. - 224 с.
3. Асафьев Б.В. Речевая интонация: М. - Ленинград: Музыка, 1965. - 135 с.
4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: Изд-во «Музыка», 1974. - 335 с.
5. Беседы с А. Шнитке. / сост. А.В. Ивашкин. - М.: изд. дом «Классика XXI», 2020. - 320 с.
6. Бозер У. Как научить учиться: навыки осознанного усвоения знаний/ Ульрих Бозер / пер. с англ. - М: Альпина Паблишер, 2020. - 368с.
7. Библер В.С. Школа диалога культур: основные программы / В.С. Библер. - Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: изд-во «Смысл», изд-во ЭКСМО, 2003. - 512 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниэл Гоулман. Пер. с англ. А.П. Исаевой, из-во АСТ: М.: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
10. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
11. Красильникова М.С., Критская Е.Д. Занятие хоровым пением в общеобразовательной организации: социальные, психологические и медицинские аспекты. Педагогика искусства, № 4, 2018. - С. 208-2018.
12. Каццолино Мауро. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак: 3-е изд., пер. с итал. -Харьков: изд-во «Гуманистический центр», 2018. - 220 с.
13. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах, Т.1. / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
14. Марафьоти М. Метод пения Карузо. Научный подход к голосообразованию / пер. Н.А. Александровой.
- СПб.: изд. «Лань»; изд-во «Планета музыки», 2015. - 288 с.
15. Кулка И. Психология искусства / пер. с чешск. Олива И.Р. - Харьков: изд-во «Гуманитарный центр», 2019. - 566 с.
16. Лобанова О.Г. Правильное дыхание. Речь и пение: учеб. пособ. - 4-е изд. - СПб.: изд. «Лань», изд. «Планета музыки», 2018. - 140 с.
17. Панфилова А.П., Давлатов, А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб.и практикум для вузов / А.П. Панфилова, А.В. Давлатов; под ред. А.П. Панфиловой. - М.: изд-во Юрайт,
~ 127 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
2020. - 487 с.
18. Сеченов И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. - СПб: Лениздат, 2014. - 221 с.
19. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением.- М.: изд-во АСТ, 2019. - 240 с.
20. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособ. для высш. пед. заведений. - М.: Гуманитарный центр «Владос», 2002. - 176 с.:
21. Струве Г. Школьный хор: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
22. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: издательский дом ЯСК: Языки славянской культуры, 3-е изд., 2017. -448 с.
Literature
1. Ananyev, B. G. Psychology of sensory cognition: Moscow: publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1990 - 486 p.
2. Apraksina, O. A. Methods of musical education at school: textbook. in my opinion. for students. ped. institutions. - M.: Education 1983. - 224 p.
3. Asafiev, B. Speech intonation: Moscow - Leningrad: "Music", 1965. - 135 p.
4. Barenboim, L. A. Music pedagogy and performance. - M.: Publishing house "Music", 1974. - 335 p.
5. A conversation with A. Schnittke. / comp. A.V. Ivashkin. - M.: ed. house "Classic XXI", 2020. - 320 p.
6. Bozer, U. How to teach to learn: skills of conscious assimilation of knowledge / Ulrich Bozer / trans. from English-M: Alpina Publisher, 2020 - 368 p.
7. Bibler, V. S. School of dialogue of cultures: basic programs / V. S. Bibler. - Kemerovo: Alef, 1992. - 96 p.
8. Vygotsky, L. S. Psychology of child development. - Moscow: Smysl publishing house, EKSMO publishing house, 2003. - 512 p.
9. Goleman, D. Emotional intelligence / Daniel Goleman. Translated from the English by A. P. Isaeva, from AST: Moscow: AST, Vladimir: VKT, 2009. - 478 p.
10. Kagan, M. S. The philosophical theory of value. St. Petersburg: TC "Petropavlovsk" LLP, 1997 - 205 p.
11. Krasilnikova, M. S., Kritskaya E. D. Choral singing in a general education organization: social, psychological and medical aspects. Pedagogy of Art, No. 4, 2018. - P. 208-2018.
12. Cazzolino, Mauro. Nonverbal communication: theories, functions, language and sign: 3rd ed., trans. from ital.
- Kharkiv: publishing house of the Humanistic Center, 2018. - 220 p.
13. Makarenko, A. S. Pedagogical works in 8 volumes, Vol. 1. / Comp. L. Y. Gordin, A. A. Frolov, M.: Pedagogika, 1983. - 368 p.
14. Marafioti, M. Caruso's method of singing. A scientific approach to voice formation / per.N. A. Alexandrova.
- St. Petersburg: ed. "Lan"; publishing house "Planet of Music", 2015 - 288 p.
15. Kulka, I. Psychology of art / trans. from Czech. Oliva I. R.-H.: publishing house "Humanitarian Center", 2019.
- 566 p.
. 16. Lobanova, O. G. Correct breathing. Speech and singing: studies manual. - 4th ed. - St. Petersburg: ed. "Lan", publishing house "Planet of Music", 2018. - 140 p.
17. Panfilova, A. P., Davlatov, A.V. Interaction of participants in the educational process: studies.and practicum for universities / A. P. Panfilova, A.V. Davlatov; edited by A. P. Panfilova. - M.: Yurayt publishing house, 2020
- 487 p.
18. Sechenov, I. M. Elements of thought / I. M. Sechenov. - St. Petersburg: Lenizdat, 2014. - 221 p.
19. Soloveychik, S. L. Teaching with passion. - Moscow: AST publishing house, 2019. - 240 p.
20. Stulova, G. P. Theory and practice of working with a children's choir: textbook for higher educational institutions. - M.: Humanitarian center "Vlados", 2002. - 176 p.
21. Struve, G. School choir: book for teachers - M.: Enlightenment, 1981 - 191s.
22. Chernihiv, T. V. The Cheshire smile of Schrodinger's cat: language and consciousness. Moscow: publishing house YASK: languages of Slavic culture, 3rd ed., 2017. - 448 p.
©Ни Чжэнь, Кашапова Л.М., 2021