Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ни Чжэнь

В статье доказывается необходимость пересмотра отдельных составляющих сегментов методологического обоснования в области формирования музыкальной культуры на этапе начального общего образования в школе. Системный анализ в проекции сущностных характеристик такого явления, как вокально-исполнительская культура младшего школьника определяет новые подходы в концептуальных основах современного образовательного процесса. В ходе исследования установлена смыслообразующая основа изучения данного феномена, раздвигающая рамки познания предмета, требующая обновления методологического аппарата исследования, позволяющего соотнести понятийный смысл с невербальной природой музыки, выраженной в певческом звуке, его физиофонетических механизмах, определяющихся двойственной природой, определяющих преображение личности. Подобная расстановка акцентов в ходе исследования проблемы убеждает, что формирование вокальной культуры на этапе вокально-хоровой деятельности на уроке музыки является жизненно важной частью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF «VOCAL AND PERFORMING CULTURE JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT»

Тhe article proves the need to review the individual components of the methodological justification in the field of music culture formation at the stage of primary general education in school. The system analysis in the projection of the essential characteristics of such a phenomenon as the vocal and performing culture of a primary school student determines new approaches in the conceptual foundations of the modern educational process. In the course of the research, the semantic basis for the study of this phenomenon is established, which expands the scope of knowledge of the subject, requiring an update of the methodological apparatus of the study, which allows us to correlate the conceptual meaning with the nonverbal nature of music, expressed in the singing sound, its physiophonetic mechanisms, determined by the dual nature, determining the transformation of the personality. Such an emphasis in the course of the study of the problem proves that the formation of vocal culture at the stage of vocal and choral activity in the music lesson is a vital part of the educational process.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

УДК37

Ни Чжэнь

БГПУ им. М.Акмуллы, аспирант кафедры «Педагогика и психология», г.Уфа Научный руководитель: д.п.н. Кашапова Л.М., БГПУ им. М.Акмуллы, г.Уфа

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Аннотация

В статье доказывается необходимость пересмотра отдельных составляющих сегментов методологического обоснования в области формирования музыкальной культуры на этапе начального общего образования в школе. Системный анализ в проекции сущностных характеристик такого явления, как вокально-исполнительская культура младшего школьника определяет новые подходы в концептуальных основах современного образовательного процесса. В ходе исследования установлена смыслообразующая основа изучения данного феномена, раздвигающая рамки познания предмета, требующая обновления методологического аппарата исследования, позволяющего соотнести понятийный смысл с невербальной природой музыки, выраженной в певческом звуке, его физиофонетических механизмах, определяющихся двойственной природой, определяющих преображение личности. Подобная расстановка акцентов в ходе исследования проблемы убеждает, что формирование вокальной культуры на этапе вокально-хоровой деятельности на уроке музыки является жизненно важной частью образовательного процесса.

Ключевые слова:

музыка, культура, вокально-исполнительская культура, вокально-исполнительская культура младшего школьника, образование, структурно-содержащие характеристики.

Ni Zhen

BSPU named after M. Akmulla, post-graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology, Ufa Scientific supervisor: Doctor of Medical Sciences L.M. Kashapova, BSPU named after M. Akmulla, Ufa

THE ESSENCE AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF «VOCAL AND PERFORMING CULTURE JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT»

Abstract

^e article proves the need to review the individual components of the methodological justification in the field of music culture formation at the stage of primary general education in school. The system analysis in the projection of the essential characteristics of such a phenomenon as the vocal and performing culture of a primary school student determines new approaches in the conceptual foundations of the modern educational process. In the course of the research, the semantic basis for the study of this phenomenon is established, which expands the scope of knowledge of the subject, requiring an update of the methodological apparatus of the study, which allows us to correlate the conceptual meaning with the nonverbal nature of music, expressed in the singing sound, its physiophonetic mechanisms, determined by the dual nature, determining the transformation of the personality.

~ 129 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

Such an emphasis in the course of the study of the problem proves that the formation of vocal culture at the stage of vocal and choral activity in the music lesson is a vital part of the educational process.

Key words:

music, culture, vocal-performing culture, vocal-performing culture of a junior school student, education, structural-containing characteristics.

Формирование культуры личности на уроках музыки в общеобразовательной школе обеспечивает оптимизацию учебно-воспитательного процесса младшего школьника, но смена общественной формации с индустриализации на цифровизацию выдвинула ряд вопросов, ждущих своего решения. Дело в том, что человек не биоробот, у которого нет душевной организации, требующей создания особой чувственной тональности в сложной оркестровке жизни. Музыка формирует ментальность человека, определяя приобретение навыка «считывания» чувств другого человека и «.. .не навязывает конкретной формы... её энергетическое поле гармонизирует эмоциональное состояние, самооценку, коммуникацию» [15, 25]. По мнению Д. Гоулмана, «мы зашли слишком далеко, делая упор на значение и важность только разумного -того, что измеряется степенью умственного развития. интеллект может оказаться бесполезным, если власть захватят эмоции» [10, с.28]. Поэтому заслуживают внимания такие базовые категории как «культура», «вокально-исполнительская культура», «вокально-исполнительская культура младшего школьника», понимание которых способно перестроить процесс постижения личностью ценностных истин на этапе начального общего образования.

Обратимся к категории «культура», которая не имеет генетического кода, а приобретается в онтогенезе. Существует различное понимание данной дефиниции: антропологическое, деятельностно-концептуальное; личностно-творческое; сущностно-культурологическое и др. Однако единого понятия нет ввиду того, что нужно объединить целый спектр мнений, имеющих огромную амплитуду. Так, А.Н. Маркова полагает, что выводя на ведущие позиции только одно авторское видение, мы ограничиваем процесс постижения многообразного содержания культуры [17, с. 13]. Вполне логично, что культура есть «. всеобщая сущность человеческой деятельности, формирующая её программы, цели способы и средства» [11, с.13]; «.изменение личности и её мышления о мире, способствующего обретению человеком внутренней устойчивости. [12, с.11]; общественное достояние, передаваемое от поколенияк поколению, создаваемое, сохраняемое и «трансформируемое» обществом [16, с. 18]; «способ становления человека в культуре и условие существования и культуры, и человека» [24,с.61]. Поэтому завершим ряд рассуждений мыслью Л.Анолли: «человека создаёт культура, а культура формирует сознание человека» [4, с. 18]. Далее суммируем приведённые доводы: культура и человек - два взаимозависимых феномена; прочтение культуры происходит через соотнесение ценностей в процессе образования; уровень вхождения зависит от многих факторов и будет всегда индивидуален; человек не может существовать вне культурного поля.

Считаем необходимым рассмотрение одной из подсистем вокально-исполнительской культуры, интенсифицирующей сам процесс развития личности, маркирующей её как человека культуры, по нашему мнению, интеллигентную личность. Семантика понятия определяет ключевым действием процесс пения. Трудность формирования культуры заключена в сложении слагаемых и не слагаемых смыслов, способных стать дробными на каком-то этапе, но, в конечном счёте, вылиться в единое целое - вокально-исполнительскую культуру личности как синкретической части общей культуры. Смысловое значение понятия «вокальная культура» подразумевает условие - наличие голоса у человека. Именитый отоларинолог Ж. Абитболь писал: «Человек - единственное существо, наделённое полным голосом. Он никому не подражает. Голос - не жизнь. Голос - цель. Он формирует мысль и выступает связующим звеном между индивидуальным и коллективным началом жизни» [1, с. 54]. Кроме того, он подчёркивал, что связь слуха (приёмник) с гортанью (передатчик) и рождает голос [там же, с. 54]. Он - инструмент, данный человеку природой, который можно сравнить с царицей музыки - скрипкой, где «... связки - это струны, дыхание - смычок, извлекающий звук из струны, резонаторы - дека, корпус скрипки,

~ 130 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

усиливающий и отембряющий звук» [13, с. 39].

Педагоги-вокалисты: В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова - рассматривая в своих работах методические вопросы голосообразования, неоднократно обращаются к термину «вокальная культура», понимая её как явление музыкального научения и воспитания, отводя внутренним психологическим механизмам второстепенную роль. Кроме того, они связывали вокальную культуру с профессиональными певцами, а не с учащимися общеобразовательных школ. Однако степень разграничения в процессах восприятия певцов-любителей и профессионалов не отменяет схождение векторов общих закономерностей восприятия в одной точке - воздействии творца на исполнителя [23, с. 11]. Значимо, что Ю.Б. Сетдикова, определяя специфику вокального исполнительства, приходит к выводу: «...вокальное исполнительство... характеризуется структурно-функциональной двойственностью: подчиняясь общим законам функционирования различных видов искусств. обладает относительной суверенностью.» [там же, с. 9]. Полагаем, что выделенная выше категория недостаточно разработана в музыкально-педагогической науке. Однако последние десятилетия стал прослеживаться интерес к выявлению соотношений процессов: формированию вокальной культуры и оптимизирующих механизмов развития личности. В частности, данный феномен рассматривается в работах Л.Л. Алексеевой, О.Е. Плехановой, А.Г. Сенцовой, Л.Л. Полищук, Н.Х. Нургаяновой. Так, А.Г. Сенцова и Л.Л. Полищук рассматривают вокальную культуру как явление «чувственное», зависимое как от среды жизнедеятельности, так и от самой личности [24]. Отметим, что Л.Л. Алексеева вокальную (певческую) культуру понимает как «.нерасчленимые, целостные культурные особенности, выступающие во взаимосвязи трёх составляющих», одновременно подчёркивая значимость эмоционального и интеллектуального начала в призме человеческого, деятельностного, индивидуального [2, с. 31]. Т.Ю. Гордеева, в свою очередь, определяет свою позицию как границу преодоления чисто чувственной природы «звуковых явлений» при переходе их в сферу певческих звуков [9].

Известный австрийский певец Бернд Вайкль полагал, что «правильное пение действует на организм нормализующе: укрепляет сердечную мышцу, стабилизирует деятельность лёгких, усиливает кровоток во всём теле» [7, с. 48]. Осознавал это и К.Д. Ушинский, повторяя: «.вы заметили, что класс устал, работает вяло. заставьте пропеть какую-нибудь песенку - и всё придёт опять в порядок, энергия возродится, и дети начнут работать по-прежнему [18, с. 38]. Постижение вокальной музыки происходит в процессе деятельности, а она есть, как подчёркивает А.Г.Асмолов, «... динамическая, иерархичная система взаимоотношений субъекта с миром, в процессе чего происходит преобразование психологическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [5, с. 117]. К. Роджерс отмечал, что человек организует собственную реальность, переживая ощущения на органическом уровне [21, с.116]. Подобная расстановка акцентов убеждают нас, что формирование вокальной культуры является «животворящим» процессом, так как духовное постижение музыки подкрепляется физиологическими процессами человека. Вследствие чего полагаем, что вокальная культура - интегративное качество личности, основанное на дифференциации системных ценностных представлений, выраженных в певческом звуке, его физиологических и фонетических механизмах, определяющихся двойственной природой: телесности и духовности, техничности и образности, когнитивности и креативности, синтезирующихся эмоциональной доминантой при накоплении эмоционального опыта и оценки с последующим переводом в эмоциональный интеллект.

И наконец, нам необходимо рассмотреть сущностные характеристики вокально-исполнительской культуры личности на уроке музыки на этапе начального общего образования в школе, выявив структурные характеристики. Мы уже отмечали, что пение здесь - смысловой стержень, вокруг которого выстраивается процесс формирования культуры. Общеизвестно, что урок музыки в условиях массовой школы предполагает чаще сольное, а не хоровое пение. По мнению Е.В. Назайкинского, такая деятельность есть «.внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием, вспышками, движущимися лучами душу и тело человека, да так, что все в нём становится прозрачным, начинает лучиться, приковывает внимание, становится выраженным» [18, с.81]. К тому же уникальность формирования

~ 131 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

вокально-исполнительской культуры ребёнка кроется в синтезе музыки и слова, завораживающих своим единством, наполняющих духовностью, обогащающих эстетический опыт младшего школьника и «... чем шире опыт человека, тем богаче будет воображение» [22, с. 464].

Как это происходит? За счёт чего происходит структурирование, обеспечивающее согласованность действий? Музыка помогает снять негативное эмоциональное напряжение на основе переживания эстетических чувств, постижения катарсиса, возникающего в процессе приобретения певческих навыков, элементарных теоретических, музыковедческих знаний и без назиданий учит ребёнка быть добрее. При этом необходима ориентация на культуротворческую парадигму организации вокально-хоровой деятельности на уроке. Неоценимый вклад внёс Д.Б. Кабалевский, хотя он и не выводил структурные схемы именно этого этапа урока, но выделенные им компоненты музыкальной культуры ученика: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкальное восприятие и музыкально-творческое развитие - инициируются и в область вокально-хоровой деятельности, определяя её смысловое содержание [14, с. 56]. Подчеркнём, не отрицая важность музыковедческих основ пения, он был уверен, что генеральная линия урока музыки - введение учащихся в мир искусства. Значит, формирование вокально-исполнительской культуры изначально определяет деятельность ребёнка в контексте: знаю -слышу - воспроизвожу - творю - фантазирую - интерпретирую - импровизирую - понимаю - мыслю. Поэтому структура имеет огромное значение, где каждый элемент несёт свою ценностно-смысловую нагрузку, а её цель представляет эскиз будущего педагогического результата на основе эмоционального «перелома» личности (катарсиса) - выводит на понимание значимости таких чувств, как сострадание, толерантность, милосердие, любовь и других, способствующих становлению духовно-нравственных основ личности уже на этапе начального общего образования. При этом смысловую тональность будут определять принципы, представляющие собой «нить Ариадны», с помощью которой ученик из лабиринта бессердечия входит в мир красоты человеческих отношений: принцип связи с жизнью; принцип единения художественности и техничности; принцип системности и преемственности; принцип сотворчества и взаимодействия; принцип творческой активности.

Обобщая сказанное, мы пришли к выводу, что вокально-исполнительская культура младшего школьника определяется следующими структурными характеристиками: музыкально-преобразующей, технологически-стимулирующей, интеллектуально-развивающей. Все они равнозначны, самодостаточны, взаимодополняемы, но с условным делением на подструктурные элементы, уточняющим суть процесса:

- музыкально-преобразующая - духовное наполнение личности, сформированность нравственных схем, определяющих поведенческие императивы; становление эстетического сознания, эстетического вкуса, накопление эстетического опыта, определяющих творческую активность, выступающей гарантом социальной успешности;

- технически-стимулирующая - включающая певческую установку, звукообразование, метроритм, артикуляцию, дыхание, звуковедение, основы нотной грамоты, звукообразование, позволяющих развивать познание музыкальных образов средствами пения;

- интеллектуально-развивающая - включающая певческую грамотность, музыковедческие и мировоззренческие основы, эмоциональный интеллект, творческие маркеры, определяющие социальную востребованность.

Исходя из сказанного, мы определяем вокально-исполнительскую культуру младшего школьника как динамичное новообразование, определяемое логической совокупностью технической и художественно-образной сторон исполняемых произведений, когда через формы и содержание, стили и жанры посредством пения через воспроизведение, чувствование и осознание раскрывается творческий потенциал личности на уровне усвоения ценностных схем, становления нравственных императивов, накопления эстетического опыта, определяющих развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков в процессе приобретения социально-значимых личностных характеристик.

Полагаем, что подобные структурные характеристики дают возможность гармоничного сочетания

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

технической и художественно-образной сторон вокально-исполнительского процесса при реализации полученных знаний, умений и навыков в среду жизнедеятельности младшего школьника, аккумулируя его внутренний потенциал на музыкальное общение. Если ориентироваться на мнение А.В. Петровского о том, что «интересы ребенка - «лакмусовая бумажка» его способностей» [20, с.495], то следует отметить, что структура разрабатываемого нами явления не самоцель. Тем более, мотивационные процессы зависят от степени интереса: «нет интереса ученика - нет процесса» [8, с.19]. Для этого должны быть собраны разнообразные методы взаимодействия в процессе хорового исполнительства как коллективной формы музыкального общения: музицирование, пластическое интонирование, элементарная полифония, элементарное двухголосие, унисон, кантилена, сольфеджирование и др. Более того, вокальное исполнительство должно выходить за пределы класса: концерты, конкурсы, фестивали - варианты приобретения певческого опыта младшего школьника. Опять-таки А.Г. Асмолов подчёркивает, что «культура - исходный момент движения человека в обществе», «ребёнок не приспосабливается к окружающему миру, а делает его своим» [5, с.14; с.143]. Маркерами уровня сформированности вокально-исполнительской культуры младшего школьника способны выступить точная интонация как «прочувствованное» выражение мысли музыки - мелодии; кантиленное пение всех гласных с чётким произношением согласных при выразительной артикуляции, фразировкой с определением кульминации, необходимых для создания песенного образа; эмоциональностью и музыкальностью исполнения при чувстве стиля исполняемого вокального произведения.

Таким образом, отметим, что вокально-исполнительская культура есть неделимая сущность категории «культура»; прочтение культуры происходит в процессе образования, так как она не передаётся по наследству, а формируется в процессе образования; специфика вокально-исполнительской культуры заключается в наличии и потребности универсального инструмента человека - голоса, при этом включаются не только образные и ассоциативные связи, но и процессы на физиологическом уровне, что делает прочтение культуры младшим школьником оптимальным. Более того, чем раньше будет начат этот процесс, тем более позитивным будет прогноз. Соответственно, формирование вокально-исполнительской культуры младшего школьника маркирует его как человека культуры, а в будущем, по нашему мнению, как интеллигентную личность.

Список использованной литературы:

1. Абитболь Ж. Одиссея голоса. Связь между ДНК, способностью мыслить и общаться. Путь, длиною в 5 миллионов лет / Жан Абитболь, пер. с фр. Е. Морозовой. - М.: КоЛибри. Азбука-Аттикус, 2018. - 500 с.

2. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект / Э.Р. Алексеев. - М.: «Советский композитор», 1986. - 240 с.

3. Алексеева Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе / Дис. ...канд. пед. наук, 2005. - 170 с.

4. Анолли, Луиджи. Психология культуры: пер. с итал. - Харьков: из-во Гуманистический центр, 2016. -480 с.

5. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А.Г. Асмолов, 4-е. изд. испр. - М.: Смысл, 2010. - 448 с.

6. Борев, Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат,1988.- 496 с.

7. Волчек, О.А. Бернд Вайкль. О пении и прочем умении. - М.: Аграф, 2000. - 224 с.

8. Зицер, Д., Зицер, Н. Современное педагогическое искусство. Азбука НО. - 5-е изд. СПб.: изд-во Торговый Дом «СКИФИЯ», 2019. - 432 с.

9. Гордеева, Т.Ю. К вопросу определения понятия «певческая культура» / Вестник КемГУКИ, № 41, Кемерово. - С. 18-25.

10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниэл Гоулман. Пер. с англ. А.П. Исаевой, издательство АСТ: М.: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

11. Драч, Г.В., Штомпель, О.М., Штомпель Л.А., Королёв, В.К. Культурология: учеб.пособ. для вузов. -СПб.: Питер, 2013. - 384 с.

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

12. Есин, А.Б. Введение в культурологию: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд-во «Академия», 1999. - 216 с.

13. Иванов, А.П. Искусство пения / А.П. Иванов. - М.: Голос-Пресс, 2006. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии / Э.В. Ильенков // Вопросы эстетики. Вып.2. - М., 1964. - С.20-91.

14. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: / сост. И.В.Пигарева. Книга для учителя. - М.: Книга, 2004г. - 191с.

15. Константинова, И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком. Взгляд нейропсихолога / И.С. Константинова - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Теревинф, 2018. - 392с.

16. Красных В.В. Основы психолингвистики: лекционный курс. 2-е изд., доп. М.: Гнозис, 2012. - 332 с.

17. Культурология. История мировой культуры: учеб.для вузов / под ред. профессора А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 600с.

18. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972.

- 384 с.

19. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология: в 2-х т, Т2, учеб.для вузов / К.Д. Ушинский. - М.: изд-во Юрайт, 2018. - 488с.

20. Петровский, A.B. Психология (учебник для студентов, обучающихся на педагогических специализациях) / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Academia, 2000.-510 с.

21. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - пер. с англ. М. Золотник. - М.: изд-во ЭКСМО, 2001. - 416с.

22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: изд-во АСТ, 2020. - 960 с.

23. Сенько, Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования. - М.: Academia, 2000. - 237 с.

24. Сенцова, А.Г., Полищук, Полищук Л.Л. Вокальная культура как психологический феномен: к истории вопроса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти, 2018. - С. 377-380

Literature

1. Abitbol Zh. Odyssey of the Voice. The connection between DNA, the ability to think and communicate. The path, long in 5 million years / Jean Abitbol, per. with fr. E. Morozova. - M.: KoLibri. Azbuka-Atticus, 2018. - 500 p.

2. Alekseev, E. E. Rannefolklornoe intonation: Zvukovysotny aspect / E. R. Alekseev. - M.: "Soviet composer", 1986. - 240 p.

3. Alekseeva L. L. Education of the singing culture of younger schoolchildren at music lessons in a comprehensive school / Dis. ... kand. p. n., 2005. - 170 p.

4. Anolli, Luigi. Psychology of Culture: trans. from ital.

5. Asmolov, A. G. Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development: textbook / A. G. Asmolov, 4th ed. ispr. M.: Smysl, 2010 - 448 p.

6. Borev, Yu. B.Estetika. - 4th ed., add. - M.: Politizdat,1988. - 496 p.

7. Volchek, O. A. Bernd Weikl. About singing and other skills. - M.: Agraf, 2000. - 224 p.

8. Zitser, D., Zitser, N. Modern pedagogical art. Azbuka NO. - 5th ed. St. Petersburg: ed.- in the Trading House "SCYTHIA", 2019. - 432 p.

9. Gordeeva T. Yu. On the question of defining the concept of "singing culture" / Vestnik KemGUKI, No. 41, Kemerovo. - P. 18-25.

10. Goleman, D. Emotional intelligence / Danielgoulman. Per. s engl. A. P. Isaeva, AST publishing house: Moscow: AST, Vladimir: VKT, 2009. - 478 p.

11. Drach, G. V., Shtompel, O. M., Shtompel, L. A., Korolev, V. K. Kulturologiya: ucheb. help. for universities.

- St. Petersburg: Peter, 2013. - 384 p.

12. Esin, A. B. Introduction to cultural studies: textbook.help. for students. higher. studies. institutions. - M.: publishing house "Academy", 1999. - 216 p.

13. Ivanov, A. P. The art of singing / A. P. Ivanov. - M.: Golos-Press, 2006. Ilyenkov, E. V. On the aesthetic nature of fantasy / E. V. Ilyenkov / / Voprosy estetiki. Vol.2. - M., 1964. - P. 20-91.

14. Kabalevsky D. B. About music and musical education: / comp. I. V. Pigareva. Book for teachers. P. M.: Book,

~ 134 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

2004 - 191 p.

15. Konstantinova, I. S. Musical classes with a special child. The view of a neuropsychologist / I. S. Konstantinova-ed. 3rdand add. - M.: Tere-vinf, 2018. - 392 p.

16. Krasnykh V. V. Fundamentals of psycholinguistics: a lecture course. 2nd ed., additional M.: Gnosis, 2012 -332 p.

17. Cultural studies. History of world culture: textbook.for universities / ed. by Professor A. N. Markova. - 2nd ed., reprint. 18. Nazaykinsky,

E. V. On the psychology of musical perception. / E. V. Nazaykinsky, M.: Muzyka, 1972. - 384 p.

19. Ushinsky, K. D. Pedagogical anthropology: in 2 t, T2, textbook.for universities / K. D. Ushinsky. - M.: Yurayt Publishing House, 2018. - 488s.

20. Petrovsky, A. B. Psychology (textbook for students studying at pedagogical spec.) / A. B. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - M.: Academia, 2000. - 510 p.

21. Rogers, K. The formation of personality. A look at psychotherapy. - per. s engl. M. Zolotnik. - M.: publishing house EKSMO, 2001. - 416s.

22. Rubinstein, S. L. Fundamentals of general psychology / S. L. Rubinstein. - St. Petersburg: AST Publishing House, 2020. - 960 p.

23. Senko, Yu. V. Humanistic foundations of pedagogical education [Text]. Moscow: Academia, 2000. - 237 p.

24. Sentsova, A. G., Polishchuk, Polishchuk L. L. Vocal culture as a psychological phenomenon: to the history of the question [Text] / / Azimuth scientific researches: pedagogy and psychology. Tolyatti, 2018. - P. 377-380

© HH H^3Hb, 2021

УДК 376.37

Сергеева Е.Ю.

учитель-логопед Дошкольное отделение МБОУ Школы №99 г.Самара, РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В данной статье представлена система работы по формированию навыков воспроизведения стихотворного текста при помощи использования приёмов мнемотехники. Освещены вопросы влияния приёмов данной методики на эффективность запоминания текстов различной сложности детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова

Мнемотехника, мнестические процессы, ассоциации, актуализация, паралингвистические средства

В современном мире отмечается неуклонный рост числа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. «Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [1, с.614]. В структуру дефекта входит нарушение связной речи, которое наиболее ярко проявляется в виде значительных трудностей при

~ 135 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.