Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевческих традиций'

Моделирование процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевческих традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / PEDAGOGICAL MODEL / VOCAL PERFORMANCE CULTURE / ETHNIC SINGING TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нургаянова Неля Хабибулловна

В статье рассматривается педагогическая модель формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе использования этнопевческих традиций. Дается обоснование включения в процесс моделирования комплекса компонентов, влияющих на способность и готовность будущего специалиста к успешной творческой профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF THE PROCESS OF DEVELOPING VOCAL PERFORMING CULTURE IN FUTURE TEACHERS OF MUSIC ON THE BASIS OF ETHNIC SINGING TRADITIONS

The article considers the pedagogical model of developing vocal performance culture in future teachers of music on the basis of ethnic singing traditions. The author substantiates the idea of including complex components affecting the ability and readiness of the future teacher for successful creative professional activity into the simulation process.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевческих традиций»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)

УДК 378.978

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

© Н.Х.Нургаянова

В статье рассматривается педагогическая модель формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе использования этнопевческих традиций. Дается обоснование включения в процесс моделирования комплекса компонентов, влияющих на способность и готовность будущего специалиста к успешной творческой профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

Ключевые слова: педагогическая модель, вокально-исполнительская культура, этнопевческие традиции.

В настоящее время возникает необходимость решения педагогических проблем, связанных с эффективностью образовательного процесса, требующего от педагога точного научного представления о конечном результате своей деятельности. С точки зрения повышения как качественных, так и количественных характеристик процессов обучения и воспитания одним из наиболее актуальных является метод педагогического моделирования.

Моделирование позволяет выявить средства, формы, методы, структурные компоненты, а также их взаимосвязь и последовательность в решении педагогических задач, которые еще не были объектом внимания теории и практики. Н.М.Борытко предлагает три способа моделирования педагогического процесса: 1) модель процесса становления исследуемого феномена (свойства, качества или деятельности) как становления субъектного пространства воспитанника; 2) модель системы педагогических условий (или системы типов деятельности воспитанника) как социокультурного пространства развития этого свойства; 3) модель педагогической деятельности воспитателя по организации типов деятельности воспитанника (или педагогических условий), предусмотренных предыдущей моделью. Эта последняя модель и есть проект пространства воспитательной деятельности или педагогического взаимодействия педагога и воспитанника [1: 109].

Метод моделирования получает широкое распространение и в музыкальном образовании. Так, Л.В.Вахтель разработана психолого-педагогическая модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов, основная структура которой представлена этнокультурным, когнитивным, креативным, техническим, эмоционально-волевым,

смыслообразующим, ценностным и коммуникативным критериальными компонентами [2].

Н.В.Васильевой на основе технологии социально-педагогического моделирования сконструирована модель формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки. Исследователем представлена содержательная модель структурно-функционального типа, включающая инвариантную и вариативную части [3].

Заслуживает внимания структурная модель вокально-педагогической культуры учителя музыки О.Е.Плехановой. Исходя из специфики деятельности учителя музыки, данный исследователь выделяет четыре взаимообусловленных компонента: аксиологический, теоретический, технологический и творческий [4:11].

Вопросы осмысления накопленного практического и педагогического опыта при формировании вокально-исполнительской культуры будущих специалистов нашли свое отражение в трудах Н.Х.Нургаяновой [5], Т.Д.Смелковой [6], У Линьсян [7] и других. При этом особая роль в решении данной проблемы, по мнению исследователей, принадлежит этнопевческим традициям, благодаря которым из поколения в поколение в процессе становления художественно-эстетического опыта развивалась музыкальная культура.

Предлагаемая модель процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевче-ских традиций - это модель педагогической деятельности по организации и реализации условий, способствующих решению педагогических проблем, связанных с эффективностью обучения. Основная цель разработки данной модели состоит в том, чтобы педагог и студент смогли представить конечный результат своего взаимодействия.

Структура модели представляет собой единство следующих взаимосвязанных компонентов: целевого, методологического, содержательного, процессуального и диагностического.

Целевой компонент конкретизируется через совокупность поставленных задач:

- вооружение студентов теоретическими знаниями об этнопевческих традициях и практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного развития их вокально-исполнительской культуры;

- развитие у студентов индивидуальных особенностей личности, составляющих приоритетные профессиональные качества будущего педагога-музыканта на основе использования этно-певческих традиций;

- организация активной деятельности студентов в сфере вокально-исполнительского творчества в процессе аудиторной и внеаудиторной работы;

- воспитание практической готовности будущих специалистов к процессу формирования эстетической культуры слушателей средствами этнопевческих традиций [8: 236].

Методологическую основу модели составляют принципы, определяющие основные направления при достижении цели:

- принцип научности, отражающий взаимосвязь между научными знаниями, теорией и практикой;

- принцип связи теории и практики, рассматривающий развитие вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта в процессе применения полученных знаний, умений и навыков в реальной исполнительской практике;

- принцип субъектности, выступающий в качестве одного из основных, направленный на развитие творческой личности как уникальной и ценной индивидуальности;

- принцип сотрудничества как наиболее актуальный для музыкального образования, отражающий процесс творческого взаимодействия преподавателя и студента, в результате которого создаются условия для самореализации, развития как профессиональных, так и личностных качеств;

- принцип креативности, создающий оптимальную направленность на творческое начало в учебной деятельности, требующий обеспечения наиболее благоприятных условий для реализации творческих поисков учеников, их индивидуальности, пробуждения потребности в творческом самосовершенствовании;

- принцип толерантности, обусловленный тем, что толерантные взгляды будущего учителя музыки развиваются в процессе познания музы-

кальной культуры различных этнических традиций и проявляются в доброжелательном отношении ко всем нациям, к культуре разных народов;

- принцип интеграции, представляющий собой совокупность многообразных по своему характеру сфер, оказывающих разностороннее влияние на процесс развития личности.

Содержательный и процессуальный компоненты модели выступают основными из средств и факторов профессионального развития будущего педагога-музыканта, актуализируя задачу углубления развивающего и воспитывающего педагогического потенциала этнопевческих традиций в процессе вокальной подготовки студентов.

В представленной модели структура содержания включает в себя знания: общие (общекультурные, общеобразовательные, общественно-политические); профессиональные (вокально-исполнительские, историко-педагогические, вокально-методические), способствующие построению у студента общего представления о вокально-исполнительской культуре; специальные (музыкально-исторические, музыкально-теоретические, музыкально-психологические). Ключевым средством решения поставленной задачи является внедрение в учебный процесс курсов лекций, методических рекомендаций, практических заданий, индивидуальных учебных программ, сборников вокализов, репертуарных списков, отражающих как региональные, так и локальные этнопевческие традиции.

Неотъемлемым элементом содержания является практический опыт, в котором формируются вокальные умения и навыки, такие как владение певческим голосом, дыханием, артикуляцией, четкой дикцией, умение отображать эмоционально-образное содержание вокального произведения, умение в процессе своего выступления вызывать сопереживание у слушателя и т.д.

Опыт творческой деятельности, являясь компонентом содержания и базовой культуры личности, призван обеспечить готовность будущего специалиста к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Здесь особое внимание предлагается уделять вопросам применения методов, форм и жанров эт-нопевческих традиций, воспроизведению песенных форм из традиционных преданий, праздников, легенд и обрядов в художественной и педагогической практике.

Все эти компоненты содержания взаимообусловлены: умения без знаний невозможны, реализация творческой деятельности производится на основе конкретных знаний и умений.

Процессуальный компонент модели включает совокупность как традиционных, так и специальных методов обучения и воспитания (метод стимулирования, метод убеждения), а также интерактивных (ролевых, игровых, артистических, соревновательных) методов в соединении с комплексом организационных форм теоретической и практической подготовки, форм контроля (экзамен, зачет, рейтинговая оценка, тестирование).

В проектируемой модели рекомендованы следующие формы обучения студентов: лекции, индивидуальные занятия, исполнительская практика, концертно-просветительская деятельность, проведение вокальных конкурсов, исполнение контрольной творческой программы перед зрительской аудиторией, посещение театров, концертов, музеев, мастер-классов.

Пение - процесс, связанный с психикой человека. Интерес (к пению), склонности (музыкальные способности), чувства (музыкальный слух, ритм, ладовое чувство), желания (потребность заниматься вокалом), ощущения (слуховые, певческие), воля (выступления на публике), характер (смелость) и т.д. - психологические категории, без которых невозможна вокально-исполнительская деятельность. Успешность вокальной подготовки во многом зависит от психологических качеств личности [9: 104-105].

Изучение научно-методической литературы, трудов Л.Б.Дмитриева [9], Ю.А.Цагарелли [10], В.И.Петрушина [11] и др., анализ вокально-исполнительской практики, рассмотрение познавательной, эмоциональной, творческой, волевой сферы деятельности человека в процессе пения дали возможность выделить взаимосвязанные критериальные компоненты, раскрывающие содержание и структуру вокально-исполнительской культуры.

К таким компонентам отнесены: когнитивный, деятельностно-практический, эмоционально-чувственный и креативно-волевой.

Когнитивный компонент включает комплекс знаний, полученных в процессе усвоения и понимания культурологических и педагогических ценностей этнопевческих традиций. Творческий процесс требует глубоких знаний об исполнительских традициях, жанрах, этапах становления и современных тенденциях певческой культуры. Наряду со специальными и профессиональными музыкальными знаниями будущему учителю музыки необходимы общекультурные, эстетические, философские, социальные и т.д. знания, дающие возможность понимать основные закономерности истории и теории вокально-исполнительской культуры как явления.

Деятельностно-практический компонент содержит владение вокально-исполнительскими умениями и певческими навыками, позволяющими заниматься решением поставленных творческих проблем и задач, основной из которых является умение своим исполнением передавать эмоционально-образное содержание вокального произведения, вызывая сопереживание слушателей.

Эмоционально-чувственный компонент отображает наличие таких важных качеств педагога-музыканта как эмоциональная устойчивость; воображение; эмпатия, обусловленная умением использовать воспитательные и развивающие функции вокального искусства, не позволяя ориентироваться на низкий уровень художественно-эстетических потребностей и сложившиеся стереотипы музыкального восприятия. Показателем данного компонента является наличие определенных способностей, а именно - способности в процессе пения вызывать эмоциональный отклик на исполняемое вокальное произведение; способности своим артистизмом, сценическим перевоплощением вызывать и укреплять интерес к музыке и пению; способности к саморегуляции эмоциональных состояний, обусловленных содержанием музыки; способности к формированию музыкально-эстетического вкуса слушателей [12: 12].

Креативно-волевой компонент отражает творческую деятельность педагога-музыканта. Вокально-исполнительское творчество - осознанный процесс, требующий значительных волевых усилий. Непрерывный творческий поиск, развитие памяти, воспитание интеллектуальных и эмоциональных способностей, наблюдательность, освоение литературы способствуют систематическому накоплению материала для творчества. Показатели данного компонента характеризуются наличием ряда способностей. Особое место в этом ряду отводится способности к сочетанию научного и художественного аспектов мышления, его музыкальной, педагогической и психологической сторон в процессе вокальной работы с учениками. Также будущему педагогу-музыканту необходимо развивать способность к воспитанию креативных (воображение, любознательность, интуиция и т.д.) и волевых (целеустремленность, самообладание, выдержка, дисциплинированность, организованность, самоконтроль, терпение, смелость и т.д.) качеств [12: 13].

Диагностический компонент модели содействует объективности оценки результата внедрения в образовательный процесс разработанной модели.

Предлагаемая модель процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевче-ских традиций может послужить теоретическим ориентиром при разработке методологии учебно-воспитательного процесса и педагогической деятельности.

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

2. Вахтель Л.В. Психолого-педагогическая модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов: ав-тореф. дисс. ... д-ра псих. наук. - Тамбов, 2009. -51 с.

3. Васильева Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2007. - 22 с.

4. Плеханова О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.

5. Нургаянова Н.Х. Историко-педагогический аспект развития вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта в контексте татарских певческих традиций // Образование и само-

развитие. - Казань. - 2012. - №1 (29). - С. 161 -166.

6. Смелкова Т.Д. Интегративный подход к формированию вокально-исполнительской культуры студентов в контексте образовательных инноваций // Вестник Герценовского университета. - 2008. -№5 (55). - С. 23 - 27.

7. У Линьсян Особенности развития исполнительской культуры студентов-вокалистов // Музыкальное исполнительство и педагогика: Вып. 10. - М.: МГУКИ, 2010. - С. 222 - 227.

8. Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Казань. - 2010. -№3 (21). - С. 232 - 237.

9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. -М.: Музыка, 2007. - 368 с.

10. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. - СПб.: Композитор С - П., 2008. - 368 с.

11. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

12. Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2012. -23 с.

SIMULATION OF THE PROCESS OF DEVELOPING VOCAL PERFORMING CULTURE IN FUTURE TEACHERS OF MUSIC ON THE BASIS OF ETHNIC SINGING TRADITIONS

N.K.Nurgayanova

The article considers the pedagogical model of developing vocal performance culture in future teachers of music on the basis of ethnic singing traditions. The author substantiates the idea of including complex components affecting the ability and readiness of the future teacher for successful creative professional activity into the simulation process.

Key words: the pedagogical model, vocal performance culture, ethnic singing traditions.

1. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj de-jatel'nosti: monografija. - Volgograd: Peremena, 2001. - 181 s.

2. Vahtel' L.V. Psihologo-pedagogicheskaja model' for-mirovanija jetnokul'turnogo stilja muzykal'no-ispolnitel'skoj dejatel'nosti studentov: avtoref. diss. ... d-ra psih. nauk. - Tambov, 2009. - 51 s.

3. Vasil'eva N.V. Formirovanie muzykal'no-ispolnitel'skoj kompetentnosti budushhego uchitelja muzyki: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2007. - 22 s.

4. Plehanova O.E. Tehnologija formirovanija vokal'no-pedagogicheskoj kul'tury uchitelja muzyki v processe vuzovskoj podgotovki: avtoref. diss. . kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2006. - 23 s.

5. Nurgajanova N.H. Istoriko-pedagogicheskij aspekt razvitija vokal'no-ispolnitel'skoj kul'tury budushhego pedagoga-muzykanta v kontekste tatarskih pevcheskih tradicij // Obrazovanie i samorazvitie. -Kazan'. - 2012. - №1 (29). - S. 161 - 166.

6. Smelkova T.D. Integrativnyj podhod k formirovaniju vokal'no-ispolnitel'skoj kul'tury studentov v kontekste obrazovatel'nyh innovacij // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2008. - №5 (55). - S. 23 - 27.

7. U Lin'sjan Osobennosti razvitija ispolnitel'skoj kul'tury studentov-vokalistov // Muzykal'noe ispol-nitel'stvo i pedagogika: Vyp. 10. - M.: MGUKI, 2010. - S. 222 - 227.

8. Nurgajanova N.H. Formirovanie vokal'no-ispolnitel'skoj kul'tury budushhego pedagoga-

muzykanta kak pedagogicheskaja problema // Vest-nik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - Kazan'. - 2010. -№3 (21). - S. 232 - 237.

9. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'noj metodiki. - M.: Muzyka, 2007. - 368 s.

10. Cagarelli Ju.A. Psihologija muzykal'no-ispolnitel'skoj dejatel'nosti: ucheb. posobie. - SPb.: Kompozitor S - P., 2008. - 368 s.

11. Petrushin V.I. Muzykal'naja psihologija: ucheb. posobie dlja studentov i prepodavatelej. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1997. - 384 s.

12. Nurgajanova N.H. Formirovanie vokal'no-ispolnitel'skoj kul'tury budushhego uchitelja muzyki na osnove tatarskih pevcheskih tradicij: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2012. - 23 s.

Нургаянова Неля Хабибулловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии Высшей школы искусств им.С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Nurgayanova N.K. - Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, ^zan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., R^zan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 06.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.