Научная статья на тему 'Вокальная культура как психологический феномен: к теории вопроса'

Вокальная культура как психологический феномен: к теории вопроса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
795
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / СТРУКТУРА ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / THE VOCAL-PERFORMING ACTIVITY / MUSICAL CULTURE / VOCAL CULTURE / SOCIAL AND PERSONAL DETERMINISM OF VOCAL CULTURE / STRUCTURE OF VOCAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сенцова Анна Геннадьевна, Полищук Любовь Леонидовна

Современная вокальная педагогика представляет собой стремительно развивающееся направление в области искусства. Особое место в этом педагогическом направлении занимает детская вокальная педагогика, достижением которой становятся уникальные методики развития певческого голоса детей. Однако, приходиться признать, что исследования в данной области носят методический характер и освещают вопросы технологии развития певца. В то время как проблемы, касающиеся фундаментальных явлений, затрагивающих личностное развитие, остаются вне поля зрения педагогов. Таким образом, актуальность работы обусловлена назревшей необходимостью в изучении вокальной культуры как психологического явления, а также в выявлении и научном осмыслении структуры вокальной культуры, её психологических (внутренних) и социальных (внешних) детерминант становления и развития. В статье представлен анализ исследований в области культурологии, музыкальной психологии и педагогики искусства, раскрывающих сущность музыкальной и вокальной культуры личности. Особое внимание уделено психологической стороне вопроса. Авторами сделан акцент на феноменах, связанных в первую очередь, с функционированием психики, представляющих собой компонентный состав вокальной культуры. Подводя итог, авторы формулируют определение понятия вокальная культура личности с позиции культурологического и психологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL CULTURE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: TO THE THEORY OF THE QUESTION

Modern vocal pedagogy is a direction that is developing very rapidly in the branch of art. A special place in this pedagogical direction is occupied by children's vocal pedagogy. The achievements of children's vocal pedagogy present us some unique methodics of developing the singing voice of children. However, it should be admitted that research in this branch is methodical and they all are about the technologies of the self development of the singer. At the same time, there are issues that concern fundamental phenomena and affect personal development which are not taken into account by teachers. In this way, the relevance of the work is stipulated by the urgent need to study the vocal culture as a psychological phenomenon, as well as in the identification and scientific understanding the structure of vocal culture, its psychological (internal) and social (external) determinants of formation and development. The article presents an analysis of research in the branch of culturology, musical psychology and art pedagogy that reveal the essence of the musical and vocal individual culture. Particular attention is paid to the psychological side of this question. The authors, firstly, focused on the phenomena that can be related to the psychic functioning which consists of the vocal culture components. Summing up, the authors formulate the definition of the personal vocal culture from the standpoint of cultural and psychological approaches.

Текст научной работы на тему «Вокальная культура как психологический феномен: к теории вопроса»

психологические науки

Сенцова Анна Геннадьевна, Полищук Любовь Леонидовна ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ...

УДК 159.9:17.023.36

ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН:

К ТЕОРИИ ВОПРОСА

© 2018

Сенцова Анна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования Полищук Любовь Леонидовна, старший преподаватель кафедры музыкального образования Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса,], e-mail: [email protected])

Аннотация. Современная вокальная педагогика представляет собой стремительно развивающееся направление в области искусства. Особое место в этом педагогическом направлении занимает детская вокальная педагогика, достижением которой становятся уникальные методики развития певческого голоса детей. Однако, приходиться признать, что исследования в данной области носят методический характер и освещают вопросы технологии развития певца. В то время как проблемы, касающиеся фундаментальных явлений, затрагивающих личностное развитие, остаются вне поля зрения педагогов. Таким образом, актуальность работы обусловлена назревшей необходимостью в изучении вокальной культуры как психологического явления, а также в выявлении и научном осмыслении структуры вокальной культуры, её психологических (внутренних) и социальных (внешних) детерминант становления и развития. В статье представлен анализ исследований в области культурологии, музыкальной психологии и педагогики искусства, раскрывающих сущность музыкальной и вокальной культуры личности. Особое внимание уделено психологической стороне вопроса. Авторами сделан акцент на феноменах, связанных в первую очередь, с функционированием психики, представляющих собой компонентный состав вокальной культуры. Подводя итог, авторы формулируют определение понятия вокальная культура личности с позиции культурологического и психологического подходов.

Ключевые слова: вокально-исполнительская деятельность, музыкальная культура, вокальная культура, социальная и личностная детерминированность вокальной культуры, структура вокальной культуры.

VOCAL CULTURE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: TO THE THEORY OF THE QUESTION

© 2018

Sentsova Anna Gennadievna, candidate of Psychological Sciences, associate Professor at the Department of musical education Polishchuk Lyubov Leonidovna, senior lecturer at the Department of musical education Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx street, 1, e-mail: [email protected])

Abstract. Modern vocal pedagogy is a direction that is developing very rapidly in the branch of art. A special place in this pedagogical direction is occupied by children's vocal pedagogy. The achievements of children's vocal pedagogy present us some unique methodics of developing the singing voice of children. However, it should be admitted that research in this branch is methodical and they all are about the technologies of the self development of the singer. At the same time, there are issues that concern fundamental phenomena and affect personal development which are not taken into account by teachers. In this way, the relevance of the work is stipulated by the urgent need to study the vocal culture as a psychological phenomenon, as well as in the identification and scientific understanding the structure of vocal culture, its psychological (internal) and social (external) determinants of formation and development. The article presents an analysis of research in the branch of culturology, musical psychology and art pedagogy that reveal the essence of the musical and vocal individual culture. Particular attention is paid to the psychological side of this question. The authors, firstly, focused on the phenomena that can be related to the psychic functioning which consists of the vocal culture components. Summing up, the authors formulate the definition of the personal vocal culture from the standpoint of cultural and psychological approaches.

Keywords: the vocal-performing activity, musical culture, vocal culture, social and personal determinism of vocal culture, structure of vocal culture.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вокальная культура как психологический феномен крайне редко становится объектом научного исследования. Однако это явление представляется авторам сложным и важным личностным образованием, с точки зрения музыкально-педагогической деятельности в области музыкального образования. Вокально-исполнительская деятельность привлекает в последнее десятилетие огромное количество людей. Современная ситуация демонстрирует небывалый подъем интереса к эстрадному, академическому, джазовому и фольклорному пению. Свидетельством этого явления выступают различные шоу, представленные на телевидении, приглашения к участию в вокальных конкурсах различного уровня и возраста участников, которыми изобилует интернет, огромное количество абитуриентов, претендующих на поступление на вокально-исполнительские специальности в высших и средних учебных заведениях.

Такой интерес приводит к тому, что начинающие вокалисты демонстрируют очень хорошие вокальные данные и значительную степень обученности. Это связано с тем, что методическое мастерство современных педаго-

гов-вокалистов находится на достаточно высоком уровне. Совсем юные исполнители демонстрируют необыкновенное развитие певческих возможностей. Хотя еще в первой половине прошлого столетия И.И. Левидов утверждал, что в детской стадии (до 10-11 лет) голос развивается в небольшом диапазоне, максимум - октава (до1-до2 или ре1-ре2). Анализ современных достижений в области вокальной педагогики свидетельствует, что уже в 9 лет певческий диапазон ребёнка может достигать двух октав. Примером служит выступление Андрейченко Вероники (г. Новокузнецк) на Международном конкурсе юных вокалистов Е.В. Образцовой 2012 года. В. Андрейченко в 9 лет исполняла произведение Л. Делиба «Кукла» и демонстрировала уверенное владение голосом в третьей октаве. Надо отметить, что это не единичный случай. Анализ конкурсных выступлений детей и юношества позволяет говорить о подъеме вокально-педагогического мастерства в нашей стране.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вместе с тем научное осмысление многих вопросов связанных с во-

Sentsova Anna Gennadievna, Polishchuk Lyubov Leonidovna VOCAL CULTURE AS A PSYCHOLOGICAL ...

psychological science

кально-исполнительскои, вокально-слушательской и вокально-педагогической деятельностью не находит своего полного отражения в работах современных исследователей. Нет единого представления о терминологическом и методологическом аппарате, позволяющего изучать вокальную культуру как психологический феномен. В исследованиях начала XXI века, посвященных данной проблеме Н.Х. Нургаяновой, О.Е. Плехановой, Е. Гороховик, Л.Л. Алексеевой раскрываются отдельные стороны вокальной культуры, по преимуществу, связанные с педагогической деятельностью, воспитанием или культурологическим подходом.

Формирование целей статьи (постановка задания). Одной из важных, на наш взгляд, проблем, обобщающей вокально-педагогическую, вокально-исполнительскую и слушательскую деятельность, выступает изучение вокальной культуры личности, её структуры, социальной (внешней) и психологической (внутренней) детерминированности, разработки диагностического инструментария, позволяющего изучать этот феномен, опираясь на фактические данные.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ работ, посвященных изучению музыкальной культуры, как явления, в структуру которого входит вокальная культура человека, позволяет говорить о многогранности, представленных в отечественной и зарубежной науке работ.

Сущность музыкальной культуры раскрывается в трудах В.В. Медушевского [1], Е.В. Назайкинского [2], А.Н. Сохора [3], Б.М. Теплова [4], Г.М. Цыпина [5], А. Швейцера [6]. Музыковеды и музыкальные психологи сходятся в представлении в том, что музыкальная культура теснейшим образом связана с направленностью деятельности человека в определённых социальных условиях. Социальная сторона музыкальной культуры рассматривается как фундаментальный фактор, который определяет такие её стороны как глубина и многогранность знаний, духовность, нравственные вопросы.

Социальный аспект как системообразующее явление раскрывается в исследованиях музыкальной культуры личности В.В. Молзинского [7], В.С. Матвеева [8], В.В. Молчанова [9]. Исследователями выявляется социокультурная ситуация, и её влияние на развитие музыкальной культуры. В работах О.П. Кееринг [10], А.И. Роздымаха [11], С.А. Феруз [12] рассматриваются процессы формирования и развития музыкальной культуры человека в определенной музыкально-культурной среде.

Ряд исследований Б.В. Асафьева [13], Р.Н. Грубера [14], В.С. Цукермана [15], Г.С. Тарасова [16], Д.Б. Кабалевского [17], О.А. Апраксиной [18], Ю.Б. Алиева [19], Э.Б. Абдулина [20], Л.В. Горюновой [21] посвящены изучению взаимообусловленности музыкальной деятельности и развития музыкальной культуры личности. В работах Д.Б. Кабалевского указывается на первостепенную роль активного участия субъекта в музыкальной деятельности. Так, выдающийся педагог считал, что восприятие музыки должно быть действенным, инициативным, целенаправленным. Только при активном восприятии музыки возникают и совершенствуются, по мнению Д.Б. Кабалевского, все компоненты музыкальной культуры. Важным, по мнению исследователей, является вовлеченность индивида в различные виды музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и музыкально-пластическое интонирование, инструментальная и вокальная импровизация, сочинительство, постижение истории музыкального искусства и музыкальной грамоты).

А.М. Кадыров, С.В. Коровина, О.Б. Феклина, А.М. Шаяхметова включают в структуру культуры «конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов» и «меру усвоения личностных достиже-

ний человечества, способ их применения в творчестве и общении», такой подход позволяет говорить о связи культуры как личностного явления с профессиональной направленность личности [22]. Подобное понимание вопроса делает осведомлённость, знания, музыкальное мышление, музыкальный интеллект главными звеньями музыкальной культуры.

Подходы к пониманию сущности культуры в трудах Л.Л. Бочкарёва отличаются иным видением проблемы. Исследователь считает, что музыкальная культура возникает и развивается не только благодаря осознанным психическим и социальным явлениям, но и «через включение подсознательных, архетипических пластов человеческой психики» [23]. Л.Л. Бочкарёв полагает, что изучение музыкальной культуры невозможно без знания механизмов бессознательного психического. Автор указывает на важность понимания явлений культуры. Через архетипическое проникновение в сущность творчества и искусства, являющихся отражением музыкальной культуры, формируется музыкальная культура личности.

В современной педагогике искусства, рассматривается компетентностный подход к пониманию структуры музыкальной культуры, который раскрывается в работе Кудрявцевой В.В [24]. Автор рассматривает три компонента музыкальной культуры, содержанием которых выступают общекультурные компетенции, музыкально-исполнительские, музыкально-педагогические и междисциплинарные специальные музыкальные компетенции. Исследователь указывает на важность изменения направления в формировании музыкальной культуры на современном этапе развития науки. Кудрявцева В.В. доказывает необходимость движения от знаниевого к де-ятельностному наполнению музыкальной культуры как психологического феномена музыканта.

Педагоги-вокалисты и исследователи певческого голоса Д.Л. Аспелунд [25], В.А. Багадуров [26], Л.Б. Дмитриев [27], В.В., А.Г. Менабени [28], В.П. Морозов [29], И.К. Назаренко [30], Г.П. Стулова [31] рассматривая в своих работах вопросы, связанные с голосообразо-ванием и методикой обучения пению, часто обращаются к термину «вокальная культура». Вместе с тем вокальная культура как таковая не выступает объектом научной мысли у перечисленных исследователей и понимается очень узко как правильное, академическое звукообразование. В трудах вокальных педагогов в качестве показателей вокальной культуры указываются правильное постижение стиля композитора, знание и следование вокальным исполнительским традициям, изучение творчества выдающихся певцов, умение адекватно стилистическим требованиям, выразительно исполнять вокальную музыку. Таким образом, вокальная культура понимается сугубо как явление научения и музыкального воспитания, в которой внутренним психологическим механизмам отводится второстепенная роль. Кроме того, педагоги связывают вокальную культуру с людьми, занимающимися пением профессионально, в то время как люди, не осуществляющие певческую деятельность, а выступающие как слушатели или любители не рассматриваются ими как носители вокальной культуры.

В последние пятнадцать лет возрождается научный интерес к явлению вокальной культуры личности. В исследованиях О.Е. Плехановой, Л.Л. Алексеевой, Н.Х. Нургаяновой представлены результаты изучения таких явлений как вокально-педагогическая культура, певческая культура, вокально-исполнительская культура.

В работе Н.Х. Нургаяновой традиционный подход к пониманию культуры обогащен введением в структуру креативно-волевого компонента [32]. Это, в свою очередь, позволяет автору усилить значение личности в становлении и вокальной культуры. Таким образом, важным становится такое развитие мышления человека, при котором индивид может воспроизводить большое количество идей в области вокального искусства, комбинировать, синтезировать их, действовать инициатив-

378

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

психологические науки

Сенцова Анна Геннадьевна, Полищук Любовь Леонидовна

ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ...

но, самостоятельно, исходя из внутренних мотивов, побуждающих к внешне не стимулированной активности.

О.Е. Плеханова формулируя определение вокально-педагогической культуры учителя музыки, вводит в структуру этого феномена важный компонент «мера творческой активности учителя в собственном созидании ценностей певческого искусства» [33]. Ценностное отношение к вокальному искусству проявляться в определении каких-либо вокальных стилей и произведений, в качестве предпочитаемых, в обращении к творчеству исполнителей, вызывающих наиболее сильный эмоциональный отклик, в предпочтении вокально-исполнительской и вокально-слушательской деятельности как наиболее важной, значимой для индивида. Опираясь на взгляды Плехановой О.Е., о связи творческой активности с созиданием вокальной ценностной системы, можно с уверенностью констатировать, что внутренние психологические механизмы становления и развития вокальной культуры личности играют первостепенную роль.

В теории слоевого строения музыкальной культуры, сформулированной Дж.К. Михайловым указывается на многоуровневость любого музыкально-культурного организма, который моделирует себя в соответствии со своими собственными культурными и цивилизацион-ными потребностями [34]. Опираясь на данную теорию правомерно, на наш взгляд, представление о вокальной культуре как о феномене, который является подсистемой музыкальной культуры. Развивая теорию Дж.К. Михайлова, Е. Гороховик рассматривает одно из важных качеств музыкальной культуры - «разомкнутость, способность и готовность к адаптации и аккультурации самых разных иновлияний» [35]. Современное состояние музыкальной культуры таково, что скорость возникновения новых музыкальных, вокально-сценических и вокально-педагогических явлений очень высока. Таким образом, индивид постоянно находится в потоке меняющихся музыкальных феноменов. В связи с этим вокальная культура, как личностное образование, формируется медленно и представляет собой крайне неустойчивую структуру.

Созвучные мысли с идеями Дж.К. Михайлова высказывает в своей работе Л.Л. Алексеева. В её представлении певческая культура - это совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым духовным ценностям [36]. Такое совершенствование связано, по нашему мнению, с углублением, продвижением от внешних явлений (стимулов) к внутренним психологическим феноменам. Вызванный эмоциональным откликом на вокальную музыку интерес, продолжает развиваться и превращается в познавательный, приобретает устойчивость. Затем, появляется направленность интересов в области вокального искусства, желание приобщиться к разным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, сочинение, учение). Находясь в постоянном взаимодействии с вокальной музыкой, индивид развивается духовно, физически, социально. С точки зрения социального развития появляются новые контакты, с позиции физического развития происходит совершенствование системы голосообразова-ния и слухового контроля, духовное становление и формирование личности обнаруживается в возникновении устойчивого положительного отношения к жизни, возникновению нравственных и эстетических чувств и эмоциональных состояний, ассертивных качеств индивида.

Эти положения позволяют нам рассматривать понятие «вокальная культура» как явление «чувствительное», поддающееся изменениям происходящим как в среде, так и в самой личности. А также как феномен, который преобразуется не только под воздействием внешних факторов, но имеет внутренние детерминанты развития. К внутренним, связанным, в первую очередь, с функционированием психики феноменам, можно отнести познавательные (понимание, осмысление, процессы

мышления такие как: анализ и синтез, перцептивные явления, особенности процессов памяти, в первую очередь запоминание и сохранение), специальные способности (вокальный, тембровый слух), познавательные эмоции (интерес, удивление).

Кроме того, понимая социальную детерминированность вокальной культуры, необходимо отметить социально-психологические явления, которые связаны с тем, что сходство во взглядах, суждениях, эстетических и духовных потребностях порождает культуру в целом как феномен и распространяется на вокальную культуру в частности. Благодаря этому сходству, отмечают В.В. Доброжанская, В.И. Долинская, С.М. Киршо, Л.К. Спиридонова, возникает общность, группа, которая влияет на модели поведения и подкрепляет понимание индивида этого сходства и различия. На основе этого понимания возникает явление, которое исследователи определяют как взаимообмен. Иными словами, культура, усиливая обратной связью поведение, которое она программирует, создает цикл взаимообмена между фактическими моделями поведения, пониманием и принятием-непринятием культуры индивидом [37]. Механизм возникновения взаимообмена представляется нам во взаимодействии двух пластов психики - сенсорного и эмоционального. Можно предположить, что уровень сенсорной чувствительности, возможности эмоциональной восприимчивости вызывают потребность проникать в содержание вокального произведения, понимать и принимать его, обсуждать с другими людьми, расширять представления и знания об этом явлении. Накопленный опыт, способствует переходу индивида к следующему уровню взаимодействия с вокальной музыкой, на этом уровне происходит трансляция знаний и умений в группе людей с созвучными взглядами на явление.

Ещё одной стороной нашего исследования выступает вопрос ценностно-смыслового содержания вокальной культуры. А.В. Хухорева изучая, взаимосвязь культуры и ценностей указывает на то, что культура порождает ценность, которая в дальнейшем «представляет собой важнейшую форму проявления социальной и культурно-исторической обусловленности поведения, деятельности, сознания, общения человека» [38]. Кроме того, по мнению исследователя, ценностное отношение к каким-либо культурным явлениям теснейшим образом связано со смыслами, которые возникают у индивида.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог сказанному можно сформулировать определение анализируемому понятию. Вокальная культура это ценностно-де-ятельностное поле в области вокального искусства, в котором существует личность, развиваясь и совершенствуясь в духовном, деятельностном и поведенческом аспектах.

Безусловно, данная работа не раскрывает всех сторон вокальной культуры личности. Перспективным направлением исследования, на наш взгляд, является изучение структуры вокальной культуры. Важными также нам представляются вопросы, связанные с возрастными особенностями этого феномена, с разработкой инструментов, позволяющих получить фактические данные об этом личностном образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. / В.В. Медушевский. - Киев, 1982. -238 с.

2. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. -384 с.

3. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура. / А.Н. Сохор - М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.

4. Теплов Б.М. Избранные труды. т. 1. / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с._

Sentsova Anna Gennadievna, Polishchuk Lyubov Leonidovna psychological

VOCAL CULTURE AS A PSYCHOLOGICAL ... science

5. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. - М.: Сов. Композитор, 1988. -384 с.

6. Швейцер А. Культура и этика / общ. Ред. и пре-дисл. В.А. Карпушина пер. с нем. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанский. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

7. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дис. .к. искусствоведения. / В.В. Молзинский. - Л., 1986. -243 с. - Библиогр.: С. 181-201.

8. Матвеев В.С. Эволюция музыкального «авангарда»: от элитарной к «массовой культуре». Дис.к.ф.н. / В.С. Матвеев. - М., 1986. - 197 с. - Библиогр.: С. 167197.

9. Молчанов, В.В. Миражи массовой культуры. /

B.В. Молчанов. - Л.: Искусство, 1984. - 119 с.

10. Кееринг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности. Автореф. к.п.н. / О.П. Кееринг. - Л. 1984. - 16 с.

11. Роздымаха А.И. Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях школы-интерната. Автореф.к.п.н. / А.И. Роздымаха. - М., 1991. 18 с.

12. Феруз С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье. Автореф. .к.п.н. / С.А. Феруз. - М., 1990. 19 с.

13. Асафьев, Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. / Избр. статьи о муз. просвещении и образовании. / Б.В. Асафьев - Л. Музыка. 1973. - 144 с

14. Грубер, Р.Н. Из опыта изучения музыкальной культуры современности, С. 144-166. Временник отдела музык. / Р.Н. Грубер. - Академия, 1969. - 166 с.

15. Цукерман, В.С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. / В.С. Цукерман. - М.: Музыка, 1982. - 204 с.

16. Тарасов, Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.

17. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

18. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе. / О.А. Апраксина - М., Просвещение, 1983. - 224 с.

19. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Дис.д-ра пед. н. / Ю.Б. Алиев - М., 1987. - 417 с.

20. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. / Э.Б. Абдулин - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

21. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. / Л.В. Горюнова. - Новосиб. 1969. - 22 с.

22. Кадыров А.М. Культурология. Учебное пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: А.М. Кадыров,

C.В. Коровина, О.Б. Феклина, А.М. Шаяхметова. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 123 с.

23. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. / Л.Л. Бочкарёв - М.: Институт психологии РАН, 1997 г. - 352 с., илл.

24. Кудрявцева В.В. Основы интерпретации музыкальной культуры в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров. Материалы IV Международной научно-практической конференции, отв. ред. Л.А. Рапацкая. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - С. 57-61.

25. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунд. - М.; Л.: Государ. Музыкальное изд, 1952. -191 с.

26. Багадуров В.А. Начальные приемы развития детского голоса / проф. В. А. Багадуров, Н.Д. Орлова, А.А. Сергеев; Под общ. ред. д-ра искусствовед. наук проф. В.А. Багадурова; Акад. пед. наук РСФСР. Заоч. метод. консультация. Ин-т худож. воспитания. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 44 с.: ил., нот. ил.

27. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. 380

Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2012. - 368 с.

28. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.

29. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». / В.П. Морозов. - М., 2002. - 496 с, илл.

30. Назаренко И.К. Искусство пения: хрестоматия. 3-е изд.доп. - М.: Музыка, 1968. - 622с.

31. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. - М.: Прометей, 1992. - 270 с.

32. Нургаянова Н.Х. Историко-педагогические предпосылки формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки / Н.Х. Нургаянова // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1. - Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 135-138.

33. Плеханова, О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки. Автореферат к.п.н.: 13.00.08 / О.Е. Плеханова - Екатеринбург, 2006. - 41 с.

34. Михайлов Дж. К. К проблеме музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. статей. - Москва: Московская консерватория. - 1986. - С. 3-20.

35. Гороховик Е. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке. / Е. Гороховик. - // Вести Белорусской государственной академии музыки, 2008 (№12), С. 111-116.

36. Алексеева Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автореф. к.п.н. / Л.Л. Алексеева. - М., 2001 - 20 с.

37. Доброжанская В.В., Долинская В.И., Киршо С.М., Спиридонова Л.К. Деловое общение: психология, этика, культура: Учебное пособие. - Одесса: ООО «АРТ-В», 2009. - 312 с. - (Серия «Креативный мир»).

38. Хухорева А.В. Индивидуальные ценности в структуре сознания: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Хухорева Анна Владимировна. - Москва, 2011. - 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/455.

Статья поступила в редакцию 01.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.