Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина Ирина Ивановна, Карнаухова Татьяна Ивановна, Топилина Наталья Валерьевна

Цель исследования - раскрыть психолого-педагогические особенности творческого развития школьника в процессе уроков музыки. В статье рассматривается специфика развития музыкально-творческого развития детей, формы, методы, педагогический инструментарий. Научная новизна исследования заключается в раскрытии структуры творческого развития детей, конкретизированы этапы становления музыкально-творческого потенциала школьников в ходе музыкальной деятельности, влияющей на развитие личности ученика. В результате выявлено, что совокупность форм музыкальной творческой деятельности школьника раскрывает его возможности, формирует ценности, развивают личностные качества, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Это создает условия для переноса опыта и способов творческой деятельности в других сферах жизни, направленных на решение новых задач по преобразованию действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топилина Ирина Ивановна, Карнаухова Татьяна Ивановна, Топилина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL FEATURES OF MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY

The purpose of the study is to reveal the psychological and pedagogical features of the creative development of the student in the process of music lessons. The article deals with the specifics of the development of musical and creative development of children, forms, methods, pedagogical tools. The scientific novelty of the study lies in the disclosure of the structure of the creative development of children, the stages of formation of the musical and creative potential of schoolchildren in the course of musical activity affecting the development of the student's personality are specified. As a result, it was revealed that a set of forms of musical creative activity of the student reveals his capabilities, forms values, develops personal qualities, emotional and intellectual spheres. This creates conditions for the transfer of experience and methods of creative activity in other spheres of life aimed at solving new problems to transform reality.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL FEATURES OF MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY

> <

UJ

s о

LU

<

CI UJ

310

TopfUna frlna Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Music and Art Education Karnaukhova Tatiana Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Department of Music and Art Education ToplNna NataSya Valer/evna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Pedagogy Taganrog Institute named after Anton Chekhov (branch) of Rostov State University of Economics, Taganrog

The purpose of the study is to reveal the psychological and pedagogical features of the creative development of the student in the process of music lessons. The a/tide deals with the specifics of the development of musical and creative development of children, forms, methods, pedagogical tools. The scientific novelty of the Study lies in the disclosure of the structure of the creative development of children, the stages of formation of the musical and creative potential of schoolchildren in the course of musical activity affecting the development of the student's personality are specified. As a result, it was revealed that a set of forms of musical creative activity of the student reveals his capabilities, forms values, develops personal qualities, emotional and intellectual spheres. This creates conditions for the transfer of experience and methods of creative activity in other spheres of life aimed at solving new problems to transform reality.

Keywords: musical and creative personal development; Musical activity; Individual; a humanistic approach.

DOI 10.24923/2222-243X.;

УДК 37.013.77 ВАК РФ 13.00.02

i Топмтана ИМ, 2021 1 Карнаухова Т. И., 2021 1 Топитна Н.В., 2021

ТОПИЛИНА Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Музыкального И художественного образования

КАРНАУХОВА Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра Музыкального И художественного образования

ТОПИЛИНА Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государствен НОГО экономического университета (РИНХ), Таганрог

■40.58

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Цель исследования - раскрыть психологопедагогические особенности твор ческого развития школьника в процессе уроков музыки. В статье рассматривается специфика развития музыкально-творческого развития детей, формы, ме тоды, педагогический инструментарий. Научная новизна исследования заключается в раскрытии структуры творческого развития детей, конкретизиро ваны этапы становления музыкально-творческого потенциала школьников в ходе музыкальной деятельности, влияющей на развитие личности ученика. В результате выявлено, что совокупность форм музыкальной творческой деятельности школьника раскрывает его возможности, формирует ценности, развивают личностные качества, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Это создает условия для переноса опыта и способов творческой деятельности в других сферах жизни, направленных на решение новых задач по преобразованию дейс тв игольное ти.

Ключевые слова: музыкально-творческое развитие личности; музыкальная деятельность; индивидуальный; гуманистический подход.

Введение

Современное образование в России проходит этап дальнейшей масштабной трансформации, вызванной преобразованиями в жизни общества. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" творческое развитие подрастающего поколения связано с самоопределением и социализацией на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей [9]. Это требует от школьника развития таких качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность, умение творчески мыслить, а также умение реализовать свой творческий потенциал в быстро изменяющихся и инновационных ситуациях.

Творческое развитие школьников в рамках уроков музыки сталкивается с рядом трудностей. Среди них - малая научно-методичес-кой разработанностью данной проблемы, в частности психологопедагогические основания творческого развития школьников младшего возраста, В то же время существует необходимость активизации творческого потенциала младшеклассников, формировании у них способностей к развивающим в рамках урока музыки формам деятельности, т. к. именно деятельносгиое освоение музыки

продуктивно влияет на личностное развитие ребенка, раскрытие его креативного начала.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в раскрытии вопросов творческого музыкального развития школьников и готовности педагогических кадров к реализации данного процесса; в определении форм самовыражения школьников в музыкальной деятельности; в выяснении особенностей развития творческого потенциала младших школьников и усилении подготовки учителей к этому процессу.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) обосновать особенности творческого развития младшеклассников; 2) определить специфику творческого процесса в раскрытии психофизиологических особенностей школьников; 3) характеризовать формы творческого развития детей входе уроков музыки.

Для осмысления вопросов, связанных с особенностями музыкального творческого развития школьника, в статье применяются следующие методы исследования, анализ фи-лософско-эстетической,психолого-педагогичес-кой и музыковед ческой литературы; моделирование процессов развития музыкального творчества школьника; анализ прогрессивного опыта, инновационной работы учителей начальной школы в поле урочной музыкальной деятельности.

Теоретической базой исследования послужили публикации O.A. Апраксиной, Л.А. Барен-бойма, H.A. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Э.А. Голубевой, А.Л. Готсдинера, И.С. Кона, Н.Б. Крыловой, Н.Д. Никзндрова, A.B. Петровского, О.П. Радыновой, М.Г. Ярошевского, E.H. Ши-янова, отражающие положения психологии, педагогики и искусствоведения о специфике творчества младших школьников, о роли музыкального образования в воспитании личности ребенка средствами искусства.

Практическая значимость исследования состоит в конкретизации специфики музыкально-творческого потенциала младших школьников, его становления при использовании различных форм творчества, которые могут использоваться в ходе урока музыки; указан педагогический инструментарий, обеспечивающий устойчивый положительный результат творческого развития школьников, который может применяться в общеобразовательных, музыкальных школах, лицеях, гимназиях, других учреждениях основного и дополнительного музыкального образования.

Основная часть

Воспитание в школе как феномен обращения к человеку как целостному и многофакторному био-социо-культурному и духовно-творческому существу рассматривается в работах Н.Д. Никандрова, A.M. Новикова, И.С. Кона, Н.Б. Крыловой, В.И. Загвязинского, и других ученых. Их исследования обращаются к проблемам, связанным с формированиемтвор-ческой личности школьника. На развитие этих качеств обращено особое внимание в Национальной доктрине образования РФ [7], где образование - база накопления знаний и формирования умений, опорная точка развития творческих способностей гражданина России. В связи с этим повышаются требования к творческому развитию личности каждого ученика. Школьник должен свободно приращивать новый опыт и генерировать идеи по преобразованию реальности особенно в нестандартных жизненных ситуациях. Гуманно-личностная и личностно-ориентированная педагогика, превалирующие в школе, помогают развитиютвор-ческого потенциала ребят, обращают внимание на процесс его становления и совершенствования.

Существенное значение приобретает творческое развитие личности, в том числе музыкально-творческое развитие школьника как социокультурная функция образования, как форма единения личности и культуры, становления социальной обусловленности личности, возникающих в результате музыкальной деятельности учеников. Музыкальная деятельность, проходящая в системе уроков музыки, становится катализатором творческого роста ребят. 8 период школьного обучения музыкальные занятия помогают ученикам соприкоснуться с высокими образцами музыкального искусства и благодаря им получают возможность начать свое знакомство с многовековой человеческой культурой [3]. В этом процессе существенное значение приобретает символика музыкальной культуры и музыкального творчества [2], которые помогают освоению содержания, тем и образов музыкального искусства, а затем, возможно, и их реализации в своем творческом самовыражении [6]. Так происходит постепенное расширение предметного использования культурных стереотипов и происходит становление круга музыкально-культурных интересов, что активно развивает личность школьника. Из вышеперечисленного взрастают индивидуальные качества и собственные музыкальные интересы, вкусы, пристрастия, оценки.

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

31:

В исследованиях ученых конкретизируется понимание специфики музыкально-творчес-кого развития обучающегося, особенно в процессе накопления знаний о музыке, музыкального опыта, музыкальных слушательских и исполнительских впечатлений (O.A. Апраксина, С.Н. Беляева-Экземплярская, О.П. Радыно-ва). Музыкальные сюжеты становятся катализаторами музыкально-творческого развития [4], они стимулируют воображение, музыкальную активность, развивают мотивацию к музыкальной деятельности и музыкальному творчеству. Необходимо отметить, что количественные изменения музыкально-эстетическиххарактери-стик развития школьника отражаются затем в изменениях качественного порядка на уровне личностных аспектов отношения к музыкальному искусству и культуре [5]. Можно проследить более широкое благотворное влияние освоения закономерностей и проявлений творческого процесса при изучении других школьных дисциплин, например, литературы, русского языка, миров художественной литературы, истории, математики, В этом выражается то, что в процесс творческого развития складывается как цепь изменений, происходящих в познавательной и эмоциональной сферах.

В русле музыкальной педагогики к настоящему времени уже выработаны универсальные механизмы, связанные с творческим развитием школьника [2]. Они опираются на активное приобретение музыкального и культурного опыта, его расширение через активизацию собственного творческого потенциала, взаимодействие с разными формами музыкального творчества и исполнительства. В результате в ходе обучения формируется креативная, познающая, ищущая и находящая себя в поле культуры личность, способная понимать свое место в жизни и в развитии общества. Личность, способная к изучению и присвоению культурных ценностей, их преобразованию в своей разнообразной творческой деятельности.

Процесс творческого развития, как показывает практика, нуждается в наличии ориентира - своего рода профессионального маяка, образца в виде яркой личности педагога. Его заинтересованность и инновационные формы работы, творческий подход и креативное видение предмета, незаурядный талант музыкан-та-исполнителя способны увлечь ребят оригинальным и неповторимым по своей глубине делом. Необходимо не только применение личностно-ориентированного подхода к уче-

никам, но и педагогики сотрудничества, позволяющей активно взаимодействовать и взаимо-обмениваться творческими потенциалами школьников и учителя в ходе музыкального занятия. Также необходима гуманистическая ориентация педагогического процесса, которая предполагает отказ от уравнительных технологий обучения в пользу вариативности, индивидуализации и направленности на самообучение и саморазвитие. Именно поэтому в музыкальном развитии ребят большое значение приобретает среда, обладающая "творческой заряженностью" [1,124]. Она способна стимулировать креативное начало в личности и одновременно, обладая высокой степенью неопределенности и многовариантности, помогать рождению нового творческого видения и его действенной реализации в жизни подрастающего человека. По сути, неопределенность направляет учащегося к формулировке собственных ориентиров в творчестве, а многовариантность дает возможность найти собственный стиль самореализации в нем.

Данные процессы сложны, т. к. любое творческое развитие, в том числе в области музыкального искусства, связанно с сознанием, в данном случае музыкальным, и его отражательной функцией в виде специфических музыкальных интонаций, тем и образов. Музыкальный материал, который используется на уроках музыки, предполагает комплекс специ-фическихдействий, направленных либо на восприятие и интерпретацию произведений, либо на их осмысление и соотнесение с разнообразным жизненным содержанием. Понимание, проникновение в замысел и выразительный смысл произведения свидетельствуют о развитости музыкального сознания школьника, которое затем выражается в приобретенных музыкальных знаниях и умениях, эмоциональном отношении к произведениям искусства, дальнейшем развитии музыкальных потребностей и интересов. В этом мы видим проявление важных функций музыкального сознания: отражательной, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, преобразующей, оценочной, интеграционной. Они развиваются в ходе разнообразной музыкальной деятельности, причем не только на уроках музыки, но и во внеурочное время, которое также нуждается в продуманных педагогических условиях и творческой среде.

В условиях школьного урока музыки каждый педагог, стремящийся к развитию способностей ребят, создает свои специфические условия, направленные на стимулирование и

развитие личностного творческого потенциала. Важным является его умение выстроить урок в духе гуманизма и созидания, подготовить на уроке возникновение ситуации успеха и радости, благоприятствующей решениютвор-ческих музыкальных задач. В этом проявят себя идеи педагогики сотрудничества, понимания ученика, как заинтересованного соратника учителя. На этой основе создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальных творческих способностей учеников, на уроке устанавливается плодотворный творческий климат обучения, развивается воображение, углубляется эмоциональный отклик учеников на музыкальное искусство и его произведения.

Относительно музыкально-творческого развития школьника, можно сказать шире: ребенок познает новые музыкальные образы, и одновременно входит в новые социальные отношения. 8 работах A.B. Петровского представлено влияние социальной ситуации развития школьника [8] как сферы его вхождения в общую социальную среду. Здесь проявляется характерная взаимосвязь процессов "самости" и "социумности" личности [10] - как двух направлений самопознания и развития ее жизнедеятельности, направлений то к внутреннему полюсу - глубинным исканиям смысла жизни, понимания ее граней, то - к внешнему - творческому самовыражению в определенных социальных условиях.

Соприкасаясь с различными музыкальными жанрами и стилями, школьник получает возможность соприкасаться через произведение искусства, как через культурные памятниками своего времени, с различными историческими периодами жизни общества, его типичными героями, темами и образами. Осваивая их, ученик развивается творчески и в то же время проходит процесс интеграции в музыкальную культуру того или иного времени. Характерно, что одновременно расширяются возможности его творческого созидательного процесса при взаимодействии с музыкальным искусством. При помощи музыки педагог подготавливает ребенка к вхождению в этот новый для него этап развития и понимания жизни, и музыка помогает закрепить его через процессы самореализации и самопознании, через формы деятельности, затрагивающие "потребности индивида в максимальной пер-сонализации творческих талантов" и интеграции личности в новой для него творческой среде развития |8].

Глубина и многофакторность творческого музыкального развития школьников показы-

вает необходимость создания развивающих средствами музыкального искусства программ. Они должны быть направлены на развитие творческого воображения учеников; организацию на уроках музыки процесса разнообразной творческой деятельности (пение, игра на инструментах детского оркестра, игры - музыкальные драматизации, музыкальные импровизации и т. п.). Все это создает благоприятную почву для раскрытия индивидуальных сторон личности младшего школьника, его музыкального творческого потенциала, воспитания духовных качеств подрастающего человека. Одновременно с этим складываются благоприятные условия индивидуализации образовательного процесса и построения индивидуальной траектории развития творчества ребенка. В связи с этим оптимальное развитие музыкального творческого развития младшеклассника опирается на наличие следующих факторов:

- в ходе урока должны ставиться и решаться педагогические задачи, нацеленные на решение творческих проблем;

- организационные начала урока должны быть нацелены на создание ситуаций успеха;

- ориентация урока рассчитана на использование коллективной творческой работы, лепту в которую вносит каждый из участников процесса;

- в ходе урока творческий процесс активизируется открытием новых, неизвестных ученикам музыкальных звучаний (в ходе их вокальных импровизационных упражнений; заранее продуманных и подготовленныхучителем игр-драматизаций; музыкального исполнения на инструментах детского оркестра}.

Активизация музыкального развития ребенка и его творческого начала заметно не только ходе в вокального, но и инструментального музицирования. Ребятам, которые обладают в силу возраста острым восприятием и любознательностью, это помогает развиваться эмоционально, словесно передавать свое отношение к прослушанному музыкальному произведению, выражать свои мысли о красоте музыки. Развитие интеллектуальной сферы подталкивает младших школьников к переносу способов деятельности и преобразованию новых ситуаций в жизни. Так возникает опыт творческой деятельности, обеспечивающий готовность младшего школьника поисковым действиям, направленным на творческое решение проблем и преобразование действительности, на развитие проектно-исследовательского творчества, на успешную ориентацию школь-

ЪС >

<

LH

s

о

LU

< CI

LH

С

314

ника в жизни и в богатом мире художественных сюжетов и музыкальных образов.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Среди разных форм творческой деятельности школьников музыкальная деятельность занимает особое место, т. к. раскрывает совокупностью внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств, способствующих совершенствованию, личностных качеств детей.

2. Реализация собственной индивидуальности в музыкальном творчестве способствует формированию эстетических эмоциональных реакций, моральных понятий, представлений об окружающем мире и своем месте в нем как откликов на высокохудожественные музыкальные произведения.

3.8 ходе музыкального творчества развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер создает условия для переноса способов деятельности по преобразованию ситуации и формирования опыта творческой деятельности, в дальнейших поисковых действиях по творческому преобразованию действительности.

4, Творческие формы работы на уроках музыки являются аспектами творческого проявления школьника, помогают прибли-

зить музыку к ребенку, сделать ее предметом личного опыта, творческого спонтанного самовыражения.

Литература:

1. БаренбоЙм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство/ Л.А. Баренбойм.-М., 2014. -318 с.

2. ВетлугШй H.A. Музыкальное развитие ребенка / Н А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2005. - 327 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество s детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 2013. - 124 с.

4. Выготский Л С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 2014. - 643 с.

5.1 олубеваЭ.А. Способности и индивидуальность /ЭЛ. Голубева,- М.: Прометей, 2005. - 227 с.

6. Готсдинер А.Л.Музыкальная психология/А.Л. Гот сдинер, - М.: Магистр, 2005, - 325 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] - Режимдосгупа: http://www.consultantru -Дата обращения: 12.04.2021.

8. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский, - М.: Academia, 2001 г.,-501 с,

9. Федерал ьн ый закон от 29.12,2012 №> 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в редак ции от 02.12.2019 года. - [.Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru - Дата обращения 14.04.2021.

Ю.Шиянов E.H., Котоеа И.Б, Развитие личности в обучении / E.H. Шиянов, И.Б. Котова. - М., 2009,

WORLDSKILLS TECHNOLOGY AS A TOOL FORTHE FORMATION OF UNIVERSAL SKILLS INTHE SYSTEM OF SECONDARY VOCA TIONAL EDUCA TION

Tropnikova Valeriya Valerievna, Postgraduate student, Novosibirsk State Pedagogical University, lecturer, Department of Special Pharmaceutical Disciplines, Novosibirsk Medical College, Lecturer, Depar tment of Innovation and Entrepreneurship, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk

The technologizatlon of education contributes to the objective processes of introducing various pedagogical technologies and forms of organizing student activities. It is necessary to ensure the optimal functioning of the educational system and its effectiveness. The purpose of the study is to study the influence of Worldskills technology on the formation of universal competencies of students. The scientific novelty of the research lies in the integration of Worldskills technology into the educational process. Using the competencies of Worldskills Russia Rll Entrepreneurship and R2 MedicalAnalysis Services as an example, the integration of the technology of the competitive movement into the educational process is shown, with the aim of further participation of students in the demo exam according to WS standards. Worldskills technology is a tool for training a competitive specialist. It takes into account the requirements of the labor market. Professional and supra professional competencies are formed in students as a result.

Keywords: secondary vocational education system; Worldskills technology; blended learning; motivation; garnification; universal skills.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 =40.59

УДК 377 WORLDSKILLS-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ

ВАК РФ 13.00.02 ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

& Тропникова В.В., 2021 Технологизация образования способствует объективным процессам внедре-

ния различных педагогических технологий и форм организации деятельное ги студентов при обеспечении оптимального функционирования образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.