Кроме того, он разделил игры на основные группы (таблица 1):
Таблица 1
Классификация игр
Вид игры Содержание
Простые игры каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим (игры с бегом, игры с метанием);
Групповые игры каждый член группы своими действиями стремится поддержать интересы своей группы. (ИГРЫ с бегом, ИГРЫ с метанием, игры с борьбой и др.).
Групповые игры более сложные, они продолжительнее, чем простые, и от ребёнка требуется большее напряжение. Использование учителем таких игр может способствовать укреплению дружеских отношений в коллективе, формированию определённых нравственных качеств обучающихся.
П.Ф. Лесгафт утверждал, что для правильной организации учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо учитывать не только темперамент и характер ребёнка, но и его тип, который часто путают с темпераментом или с характером.
Лесгафт ввел понятие «тип ребёнка». В основе определения была степень сознательного отношения к миру и уровень нравственного развития. «Сознательные проявления человека развиваются только воспитанием. Для этого необходимы постепенно и последовательно усиливающиеся возбуждения со стороны окружающей среды. При отсутствии возбуждения, а, следовательно, и порождаемых ими представлений сознательная деятельность не развивается ... Правдивость у ребёнка выражается полным согласием между мышлением и действием» [1, 194].
По различию развития сознательной деятельности в проявлениях ребёнка П.Ф. Лесгафт различал три степени:
«1) отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений;
2) подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными основаниями;
3) разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями» [1, 195]. Выводы: П.Ф. Лесгафт создал стройную и развёрнутую систему физического воспитания.
Оригинальность его системы заключается в том, что он систематизировал различные упражнения в соответствии с педагогическими задачами. Начиная с простых упражнений, включающих: элементарные движения, сложные движения и упражнения с передвижением с места, учитель приучает учеников сознательно разъединять существующие движения и понимать их значение для различных видов деятельности человека. Сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением решают такие педагогические задачи, как: приучение обучающихся к продолжительной деятельности и умению управлять собой.
Наше исследование показало, что идеи П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании детей не утратили своей актуальности в настоящее время. Педагогическое наследие выдающегося ученого и в XXI веке требует внимательного изучения и осмысления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений: практическое пособие. Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, Ч. 1 / П.Ф. Лесгафт. - М.: Гос. изд-во «Физкультура и спорт», 1951. - 441 с.
2. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 398 с.
3. Терских, И.А. История воспитания и начального образования в России: Уч. пособие. / И.А. Терских. - Таганрог: Изд-во Таганрог. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2012. - 152 с.
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. № 329-Ф3. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-П-329^-Р/
5. Распоряжение правительства РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» от 07.08.2009г., п.1101-р. https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/
И.И. Топилина
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к воспитанию интереса к музыкально -художественной деятельности в средних классах школы. Музыкально-художественный интерес определяется как основание для становления общего творческого потенциала учащихся, развития их внутренних личностных возможностях, проявляющихся в творческой деятельности.
Ключевые слова: музыкально-художественный интерес, процесс воспитания, средние классы школы, личность подростка.
I.I. Topilina
EDUCATION OF MUSICAL AND ARTISTIC INTEREST IN SECONDARY
SCHOOL CLASSES
Abstract. The article discusses various approaches to fostering interest in music and art activities in secondary school classes. Musical and artistic interest is defined as the basis for the formation of the overall creative potential of students, the development of their internal personal capabilities, manifested in creative activities.
Key words: musical and artistic interest, the process of education, the middle classes of the school, the personality of the teenager.
Среди всех мотивов человеческой деятельности важную роль играет интерес. Он является социальным проявлением, определяет общественную жизнь и психические проявления в развитии и деятельности конкретного человека. Категория интереса изучается различными науками: философией, педагогикой, социологией, психологией. Для философского и социологического понимания интереса характерно определение причин деятельности людей, их роли, положения в общественной системе. Интерес значим для личности, т. к. он делает реальный мир важным и нужным для её развития и отражает отношения личности. Интерес невозможно выявлять вне среды и вне деятельности человека. Он развивается в реальных условиях.
Пристальное изучение интереса как свойства личности и категории влияющей на обучение началось достаточно давно. Философы древности, и среди них Аристотель, Гельвеций относили интерес к внутренней природе человека, связанной с чувственным восприятием. В XVIII веке труды французских материалистов Гольбаха, Дидро вывели индивидуальный интерес из чувственной сферы личности. Кант и Гегель выделяли интерес из естественной природы человека.
Интерес происходит из побуждений и мотивов, всегда является толчком к действию. Позже в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского интерес определен как врожденное качество ребенка, которое можно корректировать с помощью педагогического воздействия. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев подчёркивали роль воспитательных воздействий на развитие детского интереса. Образовательным импульсом считал интерес В. Франкл, объясняя его как врождённое стремление к самосозиданию. Человек, как существо, динамично развивающееся и социальное, всегда открыт миру, ценностям, всегда находится в диалоге с ним, именно интересы потенцируют мотивы и потребности к взаимодействию с окружающим. В ХХ в. сторонники биологизма: З. Фрейд, Е. Клапаред, В. Мак-Даугалл считали интерес частью инстинктов, происходящих из природного естества каждого человека.
Проблемой развития интересов в образовательном процессе занимались отечественные педагоги и психологи. Однако до настоящего времени единого мнения в определении данного явления еще нет. Так, общая теория интереса, разработанная отечественными психологами Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, Г.И. Щукиной, показывает материалистические взгляды на данный вопрос. Авторы выявляют развитие интереса через деятельность. Она возникает, по мнению этих авторов, если присутствует взаимосвязь таких элементов, как любопытство - любознательность -познавательный интерес [7].
Анализ литературных источников показал, что под музыкально-художественным интересом понимается: «избирательная направленность личности на музыкальное искусство, на изобразительную, художественную деятельность, на освоение в них художественно-эстетического опыта как обобщенного отражения окружающей действительности» [3].
Музыкально-художественный интерес определяет ориентацию деятельности личности на занятия творчеством в сфере музыкального искусства, причём данный интерес не предполагает обязательной прикладной активности, т.е. создания творческого продукта в сфере музыкального искусства, а может носить пассивный характер.
Очень часто интерес трактуется как основание музыкального воспитания, как обязательное условие для музыкальных занятий. Д.Б. Кабалевский раскрывая понятие «интерес к музыке» пишет: «Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роли... Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не увлекся, не полюбил ее, обречены на неуспех» [4].
В общем определении познавательный музыкально-художественный интерес можно представить как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к самому процессу овладения знаниями в определенной творческой области (музыка, литературное творчество, изобразительное искусство). Следовательно, познавательный интерес можно представить как интерес к предмету познания. Определяя интерес к музыкальной деятельности в школе, как соединение интеллектуальных и эмоционально -волевых процессов, можно говорить об обогащении содержания данной предметной области через формирование стойкого, специфического, творческого интереса к музыкальному искусству в школе.
Интересы тесно связаны с деятельностью. Так музыкально-творческая деятельность побуждает к развитию эвристического мышления, определяя его созидательную сущность. Концепция эвристического
обучения проникает в теорию творчества и теорию интеллектуальных способностей, характеризуя последние, как особые теоретические разработки, направленные на творческое развитее, саморазвитие, становление творческого потенциала и креативных способностей личности школьника.
Музыкально-творческая деятельность влияет на становление творческого потенциала учащихся - это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности и включающие уровень развития художественно-образного и творческого мышления, а также музыкально-творческую направленность и мотивацию к овладению новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой самореализации. Творческий потенциал учащегося порождает желание и мотив творческого развития личности, что является процессом формирования активного музыкально-художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле) [1].
Деятельность школьников, особенно в средних классах, всегда регулируется процессом воспитания. Воспитание имеет несколько каналов ретрансляционного воздействия на личность ученика. Это: семья, школа, ближайшее окружение, референтная группа. Все эти каналы воздействия формируют определенный музыкально-художественный вкус подростка, и если семья и окружение может давать примитивно-бытовое художественно-творческое развитие вкуса и интересов к творчеству, то школа и референтная группа формируют глубокие и научно-обоснованные музыкально-художественные предпочтения, стимулируют формирование стойкого интереса к творческой и конкретно-музыкальной деятельности подростка.
Обучение музыкальному искусству в школе направлено на достижение комплекса результатов, формирующих индивидуально-психологические, социальные, образовательные и воспитательные стороны личности подростка [2].
1.Результатами становления личностных основ через изучение музыкального искусства в школе являются:
• В ценностно-ориентационной сфере - это формирование музыкально-художественного вкуса и способности чувствовать, понимать искусство разных жанров и видов.
• В трудовой сфере - это формирование навыков и умений, самостоятельных форм выполнения творческих, практических работ, готовность к сознательному выбору следующей ступени образования в направлении творчества и искусства.
• В познавательной сфере - это наличие знаний о разных видах искусства, умений познавать окружающий мир через образы различных искусств и навыков самостоятельного производства произведений искусства.
2. Межпредметные результаты изучения музыкального искусства в средней школе проявляются:
• В развитом музыкально-образном и эстетическом типе мышления, который помогает формировать целостную картину мира в разных предметных областях.
• В развитии воображения, художественной интуиции, образной памяти, зрительного внимания, что помогает структурировать различные предметы в их составных знаниевых элементах.
• Формировании критического мышления, развитии способностей к аргументированию, формулировке своей точке зрения по отношению различным произведениям музыкально-художественного и нехудожественного (научного) плана.
• В получении опыта восприятия произведений искусства, что должно стать основой развития коммуникативных умений, стилей общения и навыков взаимоотношений.
3. В области предметных результатов ступень средней школы позволяет учащемуся сформировать;
I) в познавательной сфере:
- Умение видеть мир через художественный образ произведения искусства.
- Умение осваивать новые формы музыкальной грамоты, образно -выразительного языка разных видов музыкального искусства.
- Приобретение навыков различных форм музыкальной деятельности, умение описывать и рефлексировать по поводу произведений музыкального искусства и явлений культуры.
II) в ценностно-ориентационной сфере:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и, как следствие к жизни в целом.
- Понимание и принятие системы общечеловеческих ценностей.
- Развитие эстетического вкуса.
- Понимание межкультурных ценностей произведений искусства разных народов и выделение особого места отечественной художественной культуры.
- Уважение к культуре других народов и осваивание межкультурных ценностей в отношение искусства и жизни в целом.
- Ориентация в системе социальных норм и общечеловеческих ценностей, отраженных в разных произведениях искусства.
III) в коммуникативной сфере:
- Ориентация на социально-этические и информационно-ценностные источники коммуникации.
- Организация диалоговых форм общения и взаимодействия с внутренней сутью произведения искусства.
- Формирование проблемных форм общения по вопросам произведений искусства с представителями разных художественных направлений.
IV) в эстетической сфере:
- Реализация творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, что позволит самореализоваться личности школьника на эстетическом уровне развития, свойственном его возрасту.
- Развитие музыкально-художественного вкуса, мышления и формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия материалов разных художественных искусств.
- Проявление устойчивого интереса к искусству, традициям и корням своего народа, развитие эстетического кругозора через познание достижений мировой художественной культуры.
Интерес к музыке определяется степенью сформированности творческого интереса. В подростковом возрасте творческий интерес высокого уровня определяется мотивированностью к учебно-познавательной деятельности в сфере искусства и стремлением к самосовершенствованию через познание и раскрытие предметов и форм искусства в их различных сферах проявления [5].
Можно выявить три уровня творческого интереса, характерного для учащихся средней школы. Творческий интерес в этом возрасте характеризуется полнотой восприятия художественного образа и пониманием мотива, побудившего автора создать конкретное произведение художественного искусства.
Формирующийся уровень творческого интереса к музыкальному искусству определяется:
- Самостоятельной творческой активностью.
- Потребностью в получении новых знаний о музыкальном искусстве.
- Желанием разностороннего восприятия большого количества музыкально-художественных образов.
Зрелый уровень характеризуется:
- Наличием собственных суждений о произведениях музыкального искусства.
- Желанием самовыражения в музыкальном искусстве.
- Умением самоактуализироваться через музыкальное искусство.
Основной задачей школы для данного периода развития детства является формирование креативных способностей, воображения учащихся, переход к индивидуализации обучения, с учетом проявившихся интересов и задатков творческой деятельности. Также данный период характеризуется развитием личностных новообразований в области предметных знаний и умений, как средств достижения результатов в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, современные психологи и педагоги разрабатывают идею о том, что воспитание музыкально-художественного интереса - не замкнутый и не автономный процесс. Он обусловлен такими факторами, как: социальное окружение, характером деятельности человека и окружающих его людей, обучением и воспитанием, как стимулами, располагающими к пробуждению интереса. В этом ученые видят большие возможности для обучения, развития и для формирования личности ученика, как в целом, так и в области, связанной с художественным творчеством. Она требует от ученика не только способностей, но и развитого музыкально-художественного интереса, на основе которого будет проходить овладение содержанием учебных предметов, необходимых способов, умений и навыков, при помощи которых ученик сможет совершенствовать свои музыкальные познания и достижения.
Важно отметить волевую направленность музыкально-художественного интереса школьников, учащихся средних классов. Обычно ученики, любознательны и активны в процессах познания окружающего мира и его закономерностей. Учащиеся формируют процессы переноса активного познания с одной предметной области на другую. Однако есть исключения, когда некоторые учащихся средних классов проявляют только любопытство или эпизодический интерес, ситуация активного познания возникает и быстро затухает, усилие к дальнейшему поиску знаний или продолжению познания нового не прикладывается. Волевой процесс выбора активной деятельности, а тем более художественной деятельности не присутствует. Такие проблемы возникают в связи по следующим причинам: учение утомляет, интересы к музыкальному творчеству эпизодичны, мало осознаны процессы понимания творчества, направленность учения идет лишь на отдельные стороны учебного процесса, интересы ориентируют на результат (на оценку), а не на процесс получения знаний и умений. Музыкально-художественный интерес, является высшей стадией развития интереса, проявляется в активности и собственном волевом креативном стремлении к продуктивной деятельности. Ученик рад преодолеть трудности при достижении нового, приложенные усилия не доставляют огорчений, а стимулируют собственный порыв к новым формам интереса. Музыкально-художественный интерес связан с усилиями, необходимыми для преодоления препятствий и трудностей на пути к познанию в избранной области. Усилие в творческом познании нового говорит о целенаправленном формировании волевых качеств учащихся средних классов с помощью развития музыкально-художественного интереса [2].
Актуальность формирования интереса к музыкальному искусству в средних классах школы определяется сегодня привлечением в процесс проведения занятий музыкальным искусством рациональной, логической, эвристической, поисковой составляющих, что определяет развитие общих умственных и формирование интеллектуальных способностей учащихся. В данный возрастной период активно формируется образно -логическое мышление, которое является знаниевым аппаратом для получения сведений и формирования умений при решении задач музыкального искусства.
Нельзя забывать о триединой цели образовательного процесса, где помимо образования и развития важную роль играет воспитание учащихся. Музыкальное искусство, как предмет, входящий в логическую структуру построения учебного процесса, должен реализовывать воспитательную функцию, которая для этой данной дисциплины заключается в эстетическом воспитании учащихся. Эстетическое воспитание можно
определить, как процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников, определяемый причастностью каждого учащегося к музыкально -художественному творчеству и практическому участию в создании прекрасного. Эстетическое воспитание предполагает творческую ориентацию совместной деятельности педагогов и воспитанников. Этот процесс может характеризоваться:
- привлечением учащегося к музыкальной деятельности,
- воспроизведением музыкально-художественной, воспитательной информации,
- формированием музыкально-художественного самосознания,
- становлением потребности в самовыражении через музыкально-художественное произведение,
- формировании желания коллективного музыкально-художественного творчества, имеющего воспитательные цели эстетической направленности.
В урочной деятельности помимо общего воспитательного момента необходимо формирование интереса к интеллектуально-творческой работе. Учитель может применять технику музыкально-интеллектуального музыковосприятия, которая позволяет формировать умения рассуждать, логически мыслить при создании собственного художественного музыкального образа. Прослушав музыкальное произведение на уроке, ученики рассказывают вслух, что они услышали, почувствовали, вообразили. В дальнейшем эти характеристики становятся «рассказом», который могут проанализировать прочитать другие учащиеся и дополнить его. Такая форма работы имеет смысловую музыкально-художественную ценность в формировании интереса к художественному творчеству как таковому.
Интерес к музыкальному искусству и его развитие в средних классах школы происходит не сразу. Необходимо приложить много усилий со стороны учителя и ученического коллектива, создавая атмосферу сопричастности, сотрудничества и сотворчества в едином учебном деле - познания и создания музыкально -художественного произведения искусства с помощью разных музыкальных техник и синтеза искусств.
Таким образом, интерес (в том числе и познавательный и художественный) нацелен на преобразование предметов действительности, на приближение их к потребностям человека, на овладение знаниями, адаптацию к социуму, т. е. выступает как активная сила, побуждающая личность к сознательной, творческой деятельности по преобразованию действительности. Именно в силу этого интерес выступает мотивом креативной, художественной деятельности и ребенка, и взрослого, и подростка.
Таким образом, музыкально-художественный интерес - это мотивированность в творческую, познавательную деятельность. В тоже время, на процесс самосовершенствования путем познания и раскрытия сути предметов и форм искусства в их внешней и внутренней сферах проявления по отношению к действительности.
Особо хочется обратить внимание на ценностный характер музыкально-художественного интереса. Именно через художественный интерес и различные формы синтеза искусств формируется отношение человека к окружающему его миру, своей личности. Категория интереса отражает отношение человека к таким вещам и явлениям, которые имеют для него определенное значение и наполняют смыслом его существование.
Музыкально-художественный интерес может быть начальным, формирующимся и зрелым, что характеризует полноту восприятия музыкального образа и понимания внутреннего мотива создания того или иного произведения [6].
Начальный уровень музыкально-художественного интереса может характеризоваться общей заинтересованностью музыкальным искусством и выявлением направленности личностных способностей ребенка.
Формирующийся уровень характеризуется желанием самостоятельной музыкальной активности и потребностью в максимальном количестве получения знаний и восприятия художественных образов.
Зрелый уровень характеризуется наличием собственных суждений о музыкальных произведениях и произведениях искусства, самопроявлениием в искусстве и самоактуализацией через искусство.
Педагогическое решение вопроса о музыкально-художественном интересе состоит в том, чтобы:
• обнаружить в педагогическом процессе объективные возможности творческих проявлений в окружающей жизни;
• возбуждать и поддерживать у детей состояние заинтересованности окружающими явлениями, эстетическими, музыкально-художественными ценностями;
• всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать музыкально-художественный интерес как ценное свойство личности, помогающее ее творческой активности и гармоничному развитию.
Музыкально-художественный интерес можно воспитать и развить, поэтому в современной школе данному процессу уделено особое внимание. Развивать музыкально-художественный интерес у учащихся средних классов необходимо с помощью эффективных педагогических воздействий на умственные процесс, волевые качества, эмоционально-чувственную сферу, желания и деятельность школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2012. - 214 с.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
3. Дмитриева, М.Б. Молодежный центр как сфера развития художественных интересов подростков / М.В. Дмитриева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 73-77.
4. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. - М.: 2009. - 140 с.
5. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2016. - 246 с.
6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект; Трикста, 2008. -400 с.
7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
Н.В. Топилина
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья раскрывает особенности реализации способностей младших школьников к интеллектуальному творчеству в условиях цифровой среды обучения. Способности к интеллектуальному творчеству в начальной школе определяются как залог успеха в учебно-познавательной деятельности младшеклассника, особенно при условии применения различных цифровых носителей для творческого самопроявления.
Ключевые слова: интеллектуальное творчество, цифровая среда, младшие школьники, способности детей, цифровые носители.
N.V. Topilina
ASPECT OF THE PRESIDENT OF THE PRESIDENT OF THE WORLD SCHOOLINININ IN THE WORLD
OF THE WORLD
Abstract. The article reveals the features of implementing the abilities of younger students to intellectual creativity in a digital learning environment. The ability to intellectual creativity in primary school is defined as the key to success in the educational and cognitive activity of a junior, especially when using various digital media for creative self-expression.
Key words: intellectual creativity, digital environment, junior schoolchildren, children's abilities, digital media.
Современная трансформация общества, его переход на информационный этап развития актуализирует интеллектуальное становление человека как особую ценность в жизни. Для информационного общества характерно производство и потребление интеллектуальных ценностей, знаний, соответственно большая часть членов общества занята производством информационно-интеллектуального продукта. Следовательно, для информационного общества особо востребованы интеллект как национальное и личностное богатство, а функционирование в нем требует высокого уровня интеллектуального творчества, информационной культуры, индивидуальной активности.
Именно в младшем школьном возрасте происходит максимально активное интеллектуальное и творческое развитие детей. Интеллект ребенка в данный период детства интенсивно развивается, а познание окружающего мира происходит в основном через творческие акты индивидуальной или коллективной деятельности. Становление способностей интеллектуального творчества во многих отношениях обеспечивает успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути человека. Многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что ребенок, не овладевший приемами интеллектуальной деятельности и творческой самореализации в начальных классах школы, в дальнейшем плохо успевает в учебе, трудно социализируется и тяжело входит в социальные взаимодействия.
Цифровизация повсеместно проникающая во все этапы образовательного процесса активно затрагивает интеллектуальную сферу младших школьников. Так цифровая среда предмета, цифровая личность ученика становятся уже традиционными понятиями в школьной действительности. Цифровая среда - это уже сама по себе интеллектуальная среда, в которой каждый ребенок решает учебные задачи с помощью алгоритмизированных и творческих способов обучения. Цифровая среда предмета дает большой разброс фантазии и позволяет применить авторский подход к решению каждой учебной задачи. Этот аспект чрезвычайно важен для формирования способностей младших школьников к интеллектуальному творчеству. В цифровой среде дети чувствуют себя свободно и очень уверенно, поэтому и творческие акты, в привычной информационной среде эффективны и плодотворны. Обобщая понятие «цифровая среда» для начальной школы мы выявляем ее насыщенность информацией, новое содержательное предметное наполнение, большую вариативность учебных действий и как следствие творческую насыщенность каждого учебного акта. Хотелось бы немного подробнее остановиться на самом понятии интеллектуального развития и творчества младших школьников.
Изучение проблем интеллектуального развития и формирования способностей к интеллектуальному творчеству началось еще в конце XIX века. Работы Д. Дьюи, В. Келера, А. Маслоу посвящены проблемам развития интеллекта. В психологическом словаре Т.А. Ефремовой интеллект понимается как познавательные действия и намерения личности, реализующиеся в познавательном процессе, также «интеллект» понимается
139