как, по точному замечанию СЛ. Франка, "основу духовной жизни обеспечивают внутренние переживания, выступающие механизмом "адекватности" духовного мира и объективной реальности бытия" [7,134]. Данная рефлексия возможна лишь во взаимодействии эмоционального, интеллектуального и практического компонентов в структуре профессиональной позиции педагога.
Ответственность, которую педагог берет на себя каждый раз, осуществляя работу по цен-ностно-смысловому опосредованию собственного отношения к профессиональной деятельности, заключается в выборе, который он делает. Это действие является решающим и необходимым, предваряющим планирование и практическое применение воспитательных технологий. Выбор имеет значение как для обучающегося, так и для обучающего, так как он продиктован духовностью как внутренней активностью педагога. Но это неоднозначный выбор, в этом выборе должно сформироваться, так называемое, "золотое сечение", баланс между самостностью и социумностью. В основе выбора педагога - ценностное содержание его профессиональной позиции, которое формируется и задается духовным началом, так как "духовность - истинное естество человека, дремлющее в глубинах "бессознательного": сила подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого" [7,96]. Отказ от выбора, попытка избежать ответственности приводит к негативным последствиям, как для обучающего, так и для обучающегося, снижает качественные показатели результативности любой, даже самой прекрасной воспитательной технологии.
Выбор должен носить экзистенциональный характер. Это связано с тем, что способности к самоотдаче, любви, децентрации, проявление эмпатии для педагога имеют принципиальное значение. Это значение связано с бескостным служением. Тезис о том, что свободный и, следовательно, осознанный выбор составляет основу духовно-нравственной деятельности, сегодня не требует доказательства. Вместе с тем, уникальные характеристики субъектов обра-
зования, вариативность воспитательных ситуаций делают механизмы выбора перманентным предметом исследования.
Заключение
В заключение подчеркнем, никакие воспитательные технологии не будут эффективны, если педагог не является (в подлинном значении данного термина) субъектом образовательного процесса (тем, кто берет на себя ответственность), человеком, который обладает в полном объеме знаниями, навыками, умениями, но, главное, духовностью, как ценностной основой отношения к педагогическому труду, нравственными устоями для сохранения и защиты интересов стратегического ресурса общества - подрастающего человека (обучающегося). В данной связи, первым шагом, объединяющим алгоритм применения воспитательной технологии, должна стать системная ценностно-смысловая рефлексия (аудит) профессиональной позиции педагога, которая позволила бы учителю раскрыть (в первую очередь для себя) содержание своего ценностного отношения к осуществляемой деятельности; определить возможности для творческого, индивидуального опосредования стратегии применения конкретной воспитательной технологии.
Литература:
1. Исаев Е.И. Психология человека / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
2. РедькоЛ.Л, Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя (интегративный подход): монография / под ред. Е.А. Ямбурга - Ставрополь: СГПИ, 2010. - 170 с.
3. Рокич М. Концепция ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйрэ:// mosmetod.ru.
4. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образовании и университетскому вопросу. - М.: Территория будущего, 2008. - Том 1 - 480 с.
5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Педагогическая наука, 1997. - 191 с.
6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. А/1.В. Вейкшан. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
7. франк С.Л. Духовные основы общества. - М. : Республика, 1992.-510С.
0J
о
CU
л'
Q-
цр
<
=г 3"
S
255
DEVELOPMENT OF EMPA THY IN MUSfC LESSONS IN PRIMARY SCHOOL AS A FA CTOR IN THE FORMA TION OF THE SENSORY SPHERE OF THE PERSONALITY OF STUDENTS
Dyadchenko Maria Sergeevna, PhD of Art History, Associate Professor, Department of Music Education TopiHna Irina ivanovna, PhD of Art History, Associate Professor, Department of Music and Art Education Taganrog institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics (RiNH), Taganrog
The purpose of the study is to reveal the features of the influence of empathy on the development of the sensory sphere of the younger school student in music lessons at school. The article focuses on the specifics of the formation of empathy, its connection with musical materia/. Scientific novelty lies in the substantiation of the purposeful development of the empathic sphere of children in music lessons, in the specification of its factors and criteria. As a result, the stages of development of empathy, its connection with the life and sensory experience of the student, his behavior, personal characteristics, as well as the guiding role of joint creative activity with the teacher, which helps to develop the experience of the student's musical experiences, affects the formation of his feelings, develops the ability to recognize non-verbally expressed emotions by music, is revealed.
Keywords: empathy music lessons; musical experiences; grade school.
DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.46
РАЗВИТИЕ ЭМПА ТИП НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель исследования - раскрыть особенности влияния эмпатии на развитие чувственной сферы младшего школьника на уроках музыки в школе. В статье акцентировано внимание на специфике становления эмпатии, ее связи с музыкальным материалом. Научная новизна заключается в обосновании целенаправленного развития эмпатийной сферы детей на уроках музыки в конкретизации ее факторов и критериев. В результате выявлены этапы развития эмпатии, ее связь с жизненным и чувственным опытом школьника, его поведением, личностными характеристиками, а также направляющая роль совместной творческой деятельности с учителем, который помогает развивать опыт музыкальных переживаний ученика, влияет на становление его чувств, развивает способность к распознаванию невербально выраженных музыкой эмоций.
Ключевые слова: эмпа тия; уроки музыки; музыкальные переживания; на чаль-ная школа.
УДК 372.8 ВАК РФ 13.00.02
© Дядченко М.С., 2021 © Топилина И.И., 2021
ДЯДЧЕНКО Мария Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент,
ТОПИЛИНА Ирина Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра Музыкального образования
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университе т (РИНХ), Таганрог
Введение
Для современного учебно-воспитательного процесса в школе важен вектор развития, направленный на эффективную социализацию и адаптацию детей в быстро и динамично меняющемся мире Все обучающиеся, особенно младшие школьники, должны сформировать не только знаниевый потенциал, но и чувственную сферу личности как основу для развития отзывчивости и гуманных качеств в настоящем и будущем. Именно в период младшего школьного возраста активно формируется чувственно-эмоциональная и ценностная сферы личности ребенка. В современном содержании стандартов начальной ступени школьного обучения в Российской Федерации важным направлением педагогической деятельности определяется создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. В свою очередь на основе эмоционально-нрав-ственного воспитания развивается такое важное для каждого ребенка качество, как эмпатия - способность к сочувствию, переживание с другим человеком его эмоций по поводу различных событий действительности, восприятие эмоций и чувственных проявлений другихлюдей.
Анализ существующей практики развития эмпатии у младших школьников на уроках музыки свидетельствует об отсутствии целостной системы педагогических условий ее формирования, недостаточности научно-методических разработок по становлению эмпатии у школьников младших классов средствами музыкального искусства. В этой связи актуальность данного исследования заключается в раскрытии вопросов развития эмпатии у младших школьников на уроках музыки.
Цель исследования структурировала следующие направления работы:
- обоснование необходимости развития эмпатии у школьников средствами музыкального искусства в процессе урочной деятельности;
- выявление роли педагогического воспитательного и творческого воздействия учителя на развитие эмпатии в ходе музыкального развития учащихся;
- раскрытие определенных этапов становления эмпатии при использовании разных форм музыкальной деятельности младших школьников.
Поставленные в исследовании задачимож-но определить как: обосновать особенности развития эмпатии в младшем школьном возрасте; определение сущностных характеристик развития эмпатии у младших школьников на уроках музыки; дать содержательную характеристику педагогических условий развития эмпатии у младших школьников.
Для осмысления вопросов, связанных с особенностями развития эмпатии у младших школьников, в статье применяются следующие методы исследования анализ философско-эс-тетической, психолого-педагогической и музыковедческой литературы; моделирование процессов развития музыкального творчества школьников; анализ прогрессивного опыта, работы учителей начальной школы в условиях уроков музыки.
Теоретической базой исследования послужили публикации Г. М. Бреслав; Л. С. Выготского; Т. П. Гавриловой; В. В. Давыдова; Е. В. Зин-ченко; Е. И. Изотовой; С. М. Каргапольцева; А. Г. Ковалева; Л. П. Крившенко.; Е. С. Кузьминой; В. В. Медушевского; Д. С. Надыровой; Е. В. Никифоровой; В. И. Ражникова; Е. И. Рогова; Л. Г. Стрелковой; Г. С. Тарасова; Б. М. Тепло-ва; И. М. Юсупова и др., отражающие положения психологии, педагогики и искусствоведения о специфике творчества младших школьников, о роли эмпатии в музыкального образования в воспитании личности ребенка средствами искусства.
Практическая значимость исследования состоит в конкретизации и научно-теорети-ческом обосновании специфики эмпатии у младших школьников средствами музыкального искусства, при использовании различных форм деятельности на уроке музыки в школе, указан педагогический инструментарий, обеспечивающий формирование устойчивого положительного результата в развитии чувственной сферы личности обучающихся.
Основная часть
Эмпатия как способность к сопереживанию и соучастию по отношению к ближнему всегда строится на основе личных ценностей ребенка, понимания необходимости в помощи и поддержке. Современный человек должен как можно раньше построить собственное ценностно-смысловое пространство, в котором будут сформированы ценностные идеалы, мировоззрение и социально-гражданские предпочтения личности. Только погруженный в собственное ценностно-смысловое пространство человек способен испытать чувства-переживания по поводу других людей, так как может испытать
ненных отношениях личности, а человек становится восприимчивым к состраданию, что позволяет открыть внутренние резервы для совершенствования чувственно-эмоциональ-ных переживаний, формирования эмпатии и эмпатийного поведения [4].
Входе проведенных нейровизуализацион-ных музыкальных экспериментов в 2019 году в Южном методистском университете (Southern Methodist University), США, было выявлено, что люди разного возраста, в том числе и дети, с высоким уровнем эмпатии (это примерно 20% из 1000 участвовавших) воспринимают музыку не только как искусство, но и как форму понимания поведения других людей, ощущение встречи с другим человеком, которая предполагает взаимодействие и общение.
В работах отечественных исследователей (Е.И. Рогов, А.Г. Ковалев, Е.В. Зинченко) эмпатия определяется как сформированный навык эмоциональной отзывчивости [11], способность к эмоциональному познанию другого человека при помощи "вчувствования" [7], нерациональное умение к познанию внутреннего мира другого человека [5].
Таким образом,эмпатия представляется как гуманистическая перцептивная способность к сочувствию и сопереживанию. Понимание данного феномена возможно только при изучении специфики развития чувственной сферы личности обучающихся начальных классов. Музыкальное образование в начальной школе насыщенно творческой информацией и заданиями, развивающими эмоциональное восприятие музыкальных произведений и чувственный опыт маленьких слушателей. Уроки музыки всецело направлены на развитие личностных качеств, задатков и способностей обучающихся. Результативность обучения музыке в начальной школе определяется общением
учителя с обучающимися на принципах душевного и духовного родства, видения внутреннего мира каждого ребёнка как формирующейся личности и осознания необходимости содействия ему в процессе чувственного восприятия музыкальных произведений и собственного эмоционально насыщенного исполнительского творчества на уроке.
Дети очень ярко воспринимают музыкальные произведения и входят в акты общения с автором и музыкальными персонажами, выстраивают свои цепочки взаимозависимостей отношений и чувственных реакций на музыкальные произведения. Так, в исследованиях Л. Мерфи (L. Murphy, 1937) [14], эмпатия в музыкальной сфере у детей от 7 до 10 лет возникает в следствие совокупности психологических, психофизиологических, психосоциальных факторов, Психолого-педагогические исследования чувственно-эмоциональной сферы обучающихся на уроках музыки (Т.П. Гаврилова, В.И, Ражников; И. М. Юсупов) позволили обозначить явный рост актов сопереживания, сочувствия, альтруизма к ближним именно в ходе прослушивания и рефлексии по итогам услышанной музыки [3;10; 13].
Дети слышат музыку в разных социальных реальностях: дома, в школе, на улице, тут же они видят социальные взаимодействия, окрашенные музыкальным подтекстом, делают первые выводы и умозаключения о сходстве содержания музыки и реальной жизни, отражении социумности в музыкальной палитре. На проявление эмпатии в ходе музыкальных уроков в младшем школьном возрасте влияет ее интенсивность: имеющийся эмпатийный опыт, индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной сферы, установки и требования учителя (Л.П. Крившенко).
Обобщив музыкально-педагогические исследования Д.С. Надыровой [9], мы обосновали данные об основаниях музыкально-эмпа-тийной отзывчивости в становлении чувственной сферы личности младших школьников:
- общие представления ребенка об эмоциональных проявлениях;
-умение пользоваться разными эмоциями в течение прослушивания музыки или по окончании данного процесса;
- умение выражать экспрессивные эмоции в ходе прослушивания музыки или собственного музыкального исполнения (мимика, пантомимика, вегетативные реакции, двигательные реакции);
- наличие собственных представлений о содержании эмоциональных переживаний музыкальных персонажей, автора музыки;
- умение налаживать эмоциональный контакт с другими людьми по итогам прослушивания или исполнения музыки;
- наличие музыкальных, творческих и социокультурных ценностных оснований для выражения внешних и внутренних эмоций.
Младшим школьникам свойственно понимание простых (радость, грусть, обида) и сложных эмоций (отвращение, презрение, удивление), соответственно и эмпатийные переживания в музыке могут строиться на основе глубокого и многогранного понимания чувств другого человека (персонажа). Для младших школьников становится важной социальная направленность любыхэмоциональных переживаний, так
потребностью и особой формой взаимоотношений.
Важное место в понимании чувственной сферы личности обучающегося начальных классов занимает представление о наполненности эмоциональных переживаний эмпатийной составляющей, в частности имеющей музыкальную направленность. Эмоциональный музыкальный опыт младших школьников может быть разным по объему и иметь специфику индивидуальных эмоциональных переживаний. Эмоциональный опыт может быть положительным и формировать адекватные музыкальные эмоции и эмпатийные переживания; и - отрицательным, что ведет к формированию у ребенка даже негативных музыкальных восприятий.
Дети часто вербализируют свои эмоции, это доказывает их осознанность и способность к эмпатии на уровне понимания своих эмоциональных проявлений. Вербализация эмпатий-ных музыкальных проявлений детьми младшего школьного возраста позволяет им лучше понять каждую эмоцию в отдельности, сформировать элементы чувственного опыта и определить собственное понимание связи музыки и жизни.
К десяти годам (окончание начальной школы) происходит становление чувственной сферы младших школьников. Их эмоциональные представления, черпают опыт из обобщённой системы знаний об эмоциях и эмпатии как личностном отношении кдругим людям. Одновременно формируется эмпатийный опыт взаимодействия с музыкой, окружением, своим внутренним миром.
Современные педагогические исследования (А.Г. Ковалев, Л.П. Крившенко, В.И. Ражни-ков) расширяют научно-теоретические представления об эмоциональной сфере и эмпатии младшеклассников в творческих учебных действиях и конкретно на уроках музыки в школе [7; 8]. Ребенок оказывается проектировщиком доминирующего сценария и направления своего эмпатийного поведения в музыкальной деятельности. Настоящая эмпатия побуждает к формированию большого спектра поступков, так как включает в себя не только высокий уровень эмоциональной чувствительности к окружающим, но и предполагает высокие значения понимания других людей [10].
Учитель музыки может развивать чувственную сферу ребенка, начиная с формирования эмоциональной составляющей, что особенно эффективно при прослушивании, осознании музыки и творческой совместной работе с музыкальными произведениями. Собственно, чувственность очень ярко возможно выразить при помощи музыки, музыкальные произведения помогают понять эмоции композитора и музыкальных персонажей, как следствие можно сказать, что музыка учит эмоциональности, она помогает развить эмпатию к ближнему при помощи образности, впечатлений и яркости чувств.
Важным педагогическимусловием развития эмпатии на школьных занятиях музыкой является использование методов и приемов, влияющих на формирование данного качества. Особенно актуальными в развитии эмпатии являются методы: эмоционального музыкального воздействия, сравнения, словесные методы, метод побуждения к сопереживанию музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии
Также для развития эмпатии в ходе школьных уроков музыки у младших школьников важно создать музыкально-игровые ситуации, включающие творческие задания для проявления чувственного отклика и эмоциональной отзывчивости детей. Конечно, игровая деятельность уже не ведущая, но она по-прежне-му актуальна в становлении чувственной сферы личности обучающихся. Игра всегда создает атмосферу соревнования и взаимной поддержки, ярких эмоций и взаимодействий детей друг с другом. В игре непринужденно делаются акценты на изобразительных возможностях музыки и стимулируются такие качества, как эмпатия, чувственный отклик, взаимодействие в игровой ситуации. Игровое действие вызывает радость и одновременно настраивает на
познание, улучшает настроение и стимулирует совместную работу. Всем музыкальным играм свойственны побудительные мотивы, конкретные способы действий, игровой замысел, игровой и музыкальный материал, музыкаль-но-учебные и игровые правила.
В Игровые ситуации понятны детям и легко включают песни, инсценировки, драматизацию. Игра, по сути, важна для общего развития ребенка и стимулирования его интереса кучеб-ному процессу. В каждой музыкальной игре присутствует творчество, которое в свою очередь развивает воображение, память, образ-но-ассоциативное мышление, эмпатию и чувственную сферу личности.
В наших психолого-педагогических исследованиях выявлены следующие критерии развития эмпатии как фактора становления чувственной сферы личности младшего школьника на уроках музыки в школе:
1) наличие сформированных эстетических переживаний;
2) высокий уровень эмоциональной экспрессии;
3) проявленность эмоционально-творчес-ких умений и навыков в музыкальной деятельности.
Как весомый фактор становления чувственной сферы младших школьников на уроках музыки можно определить высокий уровень проявленности чувства прекрасного в окружающей действительности и музыке. Эстетические переживания насыщены любопытством, удивлением, любознательностью, уверенностью или сомнениями в своем понимании образности музыки, а также действиями и радостью от осозна нных музы кал ьных п роя влени й. Уч ител ь подводит детей к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Такой подход помогает сформировать усиленное влияние музыки на чувственную и когнитивную сферы детей. Младшие школьники с развитой эмпатией обладают:
- навыками культурного слушания (прослушивание произведения целиком, тишина и спокойствие во время прослушивания музыки);
- умениями говорить о своих музыкальных эмоциях и понимании музыки;
- умениями простой эстетической оценки музыкального произведения;
- навыками раскрытия эмоциональных состояний и поведенческих проявлений музыкальных образов.
Дети понимают и сочувствуют тем, кто попал в знакомую для них трудную ситуацию. В силу малого опыта этих ситуаций немного, но они очень яркие по образности для ребенка, поскольку принесли ему много чувственного опыта. Поэтому в развитии эмпатии важное значение имеет воспитательное воздействий, когда учитель может объяснить, показать, привести примерь!, поставить звуковой и видео ряд.
Однако младшие школьники обладают неустойчивыми эмпатическими переживаниями, что проявляется в непостоянстве их восприятия одних и тех же событий и явлений. Поэтому важно расширять круг предлагаемых к пониманию музыкальных явлений (произведений), которые должны формировать чувственный отклик. Музыкальные образы могут вызвать очень яркие переживания и раскрыть новые аспекты видения ребенком окружающей действительности.
В ходе уроков музыки мы определили, что в младшем школьном возрасте ребенок учится проявлению эмпатии как сопереживанию, и ему нужен помощник для совместного по-
ного отклика, описывая музыкальный образ, и вместе с ребенком чувствуя и проявляя возможный эмоциональный отклик. Музыка в умелом представлении учителя является толчком к проявлению внутренних самостоятельных для ребенка оттенков настроения и отклика на происходящие события или явления.
Таким образом эмпатия младших школьников является фактором становления чувственной сферы в процессе активной творческой музыкальной деятельности или сочетания нескольких видов музыкально-творческой совместной деятельности. Необходимо максимально использовать возможности музыки для развития чувств, эмоций и настроений детей.
Постижение музыкального материала, его прочувствование, понимание глубинных смыслов и образного строя вовлекает ребенка в сопереживание вместе с музыкой, это и есть основа эмпатии, которая развивается в связи с определенной музыкальной деятельностью как сопереживание и прочувствование музыкальных образов и их действий. На основе этих переживаний происходит становление чувственной сферы личности ребенка. На школьных уроках активные методы музыкальной деятельности, музыкальное творчество являются важными векторами развития эмпатии как совместно приобретаемого переживания и глубокого чувственного опыта.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка - важный аспект уроков музыки в школе, в процессе которых происходит развитие эмпатии у младших школьников.
2. Эмпатия важна как личностное качество младших школьников, активно развивающееся в данном возрасте и как специфическое проявление отзывчивости в общении со сверстниками, способность понять и почувствовать эстетическую сущность музыкального произведения, выразить эмоциональное отношение к его содержанию, а также умение перенести эти чувственные представления во вне, в жизнь и общение с окружающими людьми.
3. Эмпатия - это одновременно и отклик на музыку и понимание при помощи музыкальных произведений необходимости проявления доброты и отзывчивости, чуткости и поддержки по отношению к окружающим.
4. В развитии эмпатии важными являются педагогические методы, учитывающие эмоциональное воздействие музыки, побуждающие к сопереживанию музыкального произведения.
Литература:
1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения/Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
2. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский//Собр. соч. в б тит. - Т. б. - 1У1„ 2005.-437 с.
3. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания.-М.: Педагогика, 1981.-С. 122-139.
4. Гегель, Г.В. Лекции об эстетике / Г.В. Гегель. - М.: Просвещение, 1995.-314с.
5. Зинченко, Е.В., Юсупов, И.М. Эмпатия / Е.В. Зин-ченко, И.М. Юсупов// Психология общения: сборник материалов Международной конференции УРАО, П И РАО, М ГУ (6-7 н ояб ря 2014 г.) - М., 2014. -318с.
6. Каргапольцев, С.М. Музыка и развитие эмоци-онально-нравственной отзывчивости младших школьников / С.М. Каргапольцев. - М.: Пед. вестник, 1994.- 83 с.
7. Ковалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев / /Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар : КГПИ, 1975.-С. 32-33.
8. Крившенко, Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы : Юрайт, 2015. - 364 с.
9. Надырова, Д.С. О новых тенденциях в изучении музыкальных эмоций: по материалам современ-
ных зарубежных психологических исследований / Д.С. Надырова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной на-учно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года). - Казань : Отечество, 2015. -С.1/1 1/7.
10. Ражников, В.И. Диалоги о музыке / В. И. Ражни-ков. - М.: Музыка, 1989.- 139 с.
11. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2001.-240 с.
12. Стрелкова, Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения /Л. Г. Стрелкова//Эмоционально-личностное развитие дошкольника: хрестоматия. - М.: АНО ПЭБ, 2008.-С. 210-237.
13. Юсупов И.М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ...д-ра психол. наук.-СПб., 1995.-252 с.
14. Murphy, L.B. Social behavior and child personality: an exploratory study of some roots of sympathy. - N.Y., Colambia Univ. Press, 1937.-317 p.
STRATEGIES FOR SENSE READING IN THE PROCESS OF LEARNING TO SOLVE TEXT PROBLEMS IN PRIMARY SCHOOL Kokoreva Valentina Vladimirovna, PhD of Physical and Mathematical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies, Sta vropol State Pedagogical Institute, Sta vropol Vendina Alia Anatolyevna, PhD of Physical and Mathematical sciences, Associate Professor, Methodoiogist in Mathematics of the educational project "Yandex.Textbook"
Andrukhiv Lyudmila Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematical Modeling, North Caucasus Federal University, Stavropol
The article deals with the issue of the formation of semantic reading skills in mathematics lessons in elementary school in the process of analyzing and solving plot text problems. Attention is focused on the stages of analyzing the text of the task in accordance with the known types of semantic reading. For each of these stages, a brief description of the students' activities is given. The purpose of the study is to identify the features of the formation of semantic reading skills in younger schoolchildren when working with text tasks. As a result, strategies and techniques that contribute to the formation of the foundations of semantic reading in younger schoolchildren are described; examples of the use of some techniques in mathematics lessons are given.
Keywords: elementary school; mathematics; plot text problem; semantic reading; model.
DOI 10.24923/2222-243Х.2021 -41.47
СТРА ТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДА Ч В НА ЧАЛЬ НОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос формирования навыков смыслового чтения на уроках математики в начальной школе в процессе анализа и решения сюжетных текстовых задач. Акцентировано внимание на этапах анализа текста задачи в соответствии с известными типами смыслового чтения. Для каждого из указанных этапов приведена краткая характеристика деятельности обучающихся. Цель исследования -раскрыть особенности формирования навыков смыслового чтения младших школьников при работе с текстовыми задачами. В результате описаны стратегии и приемы, способствующие формированию основ смыслового чтения у младших школьников; приведены примеры использования некоторых приемов на уроках математики. Ключевые слова: начальная школа; математика; сюжетная текстовая задача; смысловое чтение; модель.
УДК 372.851 ВАК РФ 13.00.02
© Кокорева В.В., 2021 © Вендина A.A., 2021 ©АндрухивЛ.В., 2021
си О ш
л'
Q-
L0 <
=г 3"
S
261
Введение
Решению текстовых задач уделяется значительное внимание как в курсе математики начальной школы, так и на последующих ступенях математического образования. Во многом это обусловлено тем, что текстовые задачи обладают значительным функциональным потенциалом в области формирования у обучающихся:
- представлений о натуральном ряде чисел и о теоретико-мно-жественном смысле понятия числа, представлений о числе как меры величины;
- представлений об основных математических операциях и отношениях: