5. Ефимова О.Н. Влияние традиции на экологическую социализации подрастающего поколения. В сборнике: педагогика, психология, образование: от теории к практике сборник статей аспирантов, соискателей и преподавателей. Чебоксары, 2015. С. 50-53
6. Иголкина К.П. Теоретические аспекты социализации личности в исследовании подростков правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательных колониях Вестник Майкопского государственного технического университета. 2014. № 4. С. 189-194
7. Курбанова З.С. Проблема развития личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия южно-федерального федерального университета. Технические науки. 2006. № 13. Том 68. С. 91-95.
8. Луговская Т.В.Развитие ресурсов личности подростков в процессе психо-профилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома. // Вестник Северо-восточного Федерального университета им. А.К Амосова 2009. № 4 (6). С. 84-90.
9. Максимова Н.Л., Абржина И.Г.Особенности жизненной перспективы и самоактуализации у подростков из неблагополучных семей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - М.: ООО "АР-Консалт", 2014. - С. 118-122.
10. Сапогов В.М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Псков: ЛОГОС, 2010. 188 с.
11. Щеткин Ю. Ю. Социально- психологическая характеристика подростка правонарушителя // Ю.Ю. Щеткин, Н.Л.Молочная, Л.И.Кривоногова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова 2009. - № 2 -С. 353-357.
Психология
УДК: 159.9.01[075.8]
старший преподаватель Изотова Маргарита Хаджумаровна
Санкт-Петербургский Институт специальной педагогики и психологии (г. Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛРСТИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Аннотация. В статье рассматриваются использование средств музыкальной терапии для развития эмпатии подростков с легкой степенью умственной отсталости. Специфические особенности когнитивной, эмоциональной сферы личности подростков с легкой степенью умственной отсталости осложняют взаимодействие этих подростков с окружающими людьми. К числу механизмов, регулирующих поведение людей и обеспечивающих конструктивное сотрудничество партнеров по общению, относят эмпатию. В силу глубокой рефлексивности музыка помогает более тонко чувствовать и понимать других людей. Это специфический язык эмоций и чувств, с помощью которого музыка передает содержание и силу чувства человека, вызывая тем самым ответное эмоциональное переживание. Музыкальное воздействие позволяет индивиду выходить за пределы собственных переживаний, проникать в мир переживаний других людей. Таким образом, средства музыки могут стать одним из способов развития эмпатии.
Ключевые слова: подростки, легкая степень умственной отсталости, музыкотерапия, эмпатия.
Annotation. The article deals with the use of musical therapy for the development of empathy of adolescents with mild degree of mental retardation. Specific features of the cognitive, emotional sphere of the adolescent personality with mild degree of mental retardation complicate the interaction of these adolescents with surrounding people. Among the mechanisms regulating people's behavior and providing constructive cooperation of communication partners, include empathy. Due to deep reflexivity, music helps to feel and understand other people more subtly. This is a specific language of emotions and feelings, through which music conveys the content and power of a person's feelings, thus provoking a reciprocal emotional experience. The musical influence allows an individual to go beyond his own experiences, to penetrate into the world of experiences of other people. Thus, the means of music can become one way of developing empathy.
Keywords: adolescents, mild degree of mental retardation, music therapy, empathy.
Введение. Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии межличностного взаимодействия и формирования нравственных чувств человека. Дефицит теплоты отношений между людьми может стать одной из причин ухода в призрачную реальность, агрессивного поведения по отношению к людям. Эмпатии как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения. Развитие эмпатии становится особенно важным в тот период, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит изменение системы отношений подростков к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Изучению эмпатии как эмоциональной отзывчивости индивида на переживания других людей посвящено значительное число исследований (P.O. Агавелян, Е.Я. Басин, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Л.Н. Большунова, А.К. Бохарт, А.А. Валантинас, В.Вебер, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, Л.Н. Джрназян,
A.В. Запорожец, Дж. Иган, Е.А. Ичаловская, Р.Б. Карамуратова, П.В. Козина, В.П. Кузьмина, Ю.А. Менджерицкая, В.А. Микаэлян, Л.Л. Надирова, А.Н. Насифулина, Н.Н. Обозов, К.Роджерс,
B.В. Рябухин, Л.П. Стрелкова, О.И. Цветкова и другие) [6]. В современной психологической литературе употребляется несколько терминов для обозначения форм эмпатии, но несмотря на различную трактовку этого понятия, многими авторами эмпатия рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. В нашем исследовании мы придерживались точки зрения Юсупова [7], который определяет эмпатию как свойство личности человека, включающее в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, способствующие пониманию внутреннего мира другого человека, эмоциональному приобщению к его жизни, а также реализации помогающего поведения в ситуациях общения и взаимодействия.
В психологических исследованиях до сих пор остается неразработанной проблема развития эмпатии у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Поэтому в психолого-педагогической практике отмечается потребность в научно обоснованных программах развития эмпатии у таких подростков. Недостаточно исследованными остаются вопросы, связанные с поисками формам, средств и методов коррекционной работы, направленной на развитие эмпатии. Традиционные коррекционно-развивающие программы зачастую оказываются недостаточно эффективными. Стремление к повышению эффективности коррекционной работы стимулирует исследователей к поиску новых методов и технологий, среди которых все больший и закономерный интерес вызывает музыкальная терапия. Очевидное достоинство использования этих методов хорошо показано в исследованиях Л.С. Брусиловского, М.Е. Бурно, В.И. Петрушина, И.М. Гринева и многих других [1]. Неповторимый язык музыки, обладающий ассоциативностью, интернациональностью, абстрактностью и знаковой системой актуализирует эмоциональную отзывчивость в понимании и принятии человека человеком [3].
Формулировка цели статьи. Теоретический анализ психологической литературе по проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу: Целенаправленные занятия с применением средств музыкальной терапии будут способствовать развитию эмпатии у подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Целью исследования является развитие эмпатии подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Для осуществления поставленных целей и задач было организовано исследование, в котором участвовали подростки с легкой степенью умственной отсталости в количестве 97 человек. При анализе результатов половые различия не рассматривались.
Отбор подростков в экспериментальную группу осуществлялся на основании медицинского диагноза, зафиксированного в медицинской карте. Дополнительно подтверждением диагноза служили результаты тестирования по методике Векслера, констатирующего интеллектуальное развитие участников экспериментальных групп в диапазоне от 81 до 90.
У большинства подростков отмечалась неврологическая симптоматика, 4 подростка имели незначительные нарушения зрения, у 5 - зафиксировано незначительное снижение слуха. Для всех подростков характерно недоразвитие познавательной деятельности, нарушения речи замедление темпов физического развития, а также задержка в становлении локомоторных функций. Согласно наблюдению, можно выделить две группы подростков, различающихся по уровню активности. Часть подростков отличалась психомоторной расторможенностью, аффективной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, излишней непосредственностью в высказываниях и поведении. Во время уроков такие подростки с трудом подчинялись требованиям дисциплины. Другую часть умственно отсталых подростков отличали заторможенность, медлительность, безынициативность, эти подростки редко проявляли самостоятельность. Все обследованные подростки данной группы были направлены на обучение в коррекционные учреждения YШ вида по заключению ПМПК Санкт-Петербурга.
При организации исследования были выделено две группы: в зависимости от вида коррекционно-развивающей программы.
В коррекционно-развивающей программе с использованием средств музыки принимали участие 50 подростков. Эти подростки составили экспериментальную группу. Остальные подростки вошли в контрольную группу (47 человек).
Методы исследования.
В соответствии с целью и предметом исследования, с учетом особенностей объекта были выбраны следующие методы:
1. Наблюдение
Наблюдение также явилось неотъемлемой частью исследования и способствовало получению необходимых для анализа сведений. Наблюдение использовалось на протяжении всего исследования, результаты которого были оформлены в виде специально разработанных карт, заполняемых родителями.
2. Беседа. Проводилась с родителями и подростками с целью подготовки их к исследованию, в ходе которой были разъяснены цели психологической диагностики, форма ее проведения. Кроме того, с помощью беседы уточнялись отношение к музыке, музыкальные предпочтения и вкусы. Уточняющая беседа проводилась в процесс диагностики и коррекционно-развивающих занятий.
3. Тестирование. В исследовании применялись методика «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова [7]. Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В связи с особенностями психического развития подростков с легкой степенью умственной отсталости в рамках данного исследования подобный опросник был модифицирован. Изменение заключались в уменьшении размерности шкалы ответов до 3 вариантов: никогда (1 балл), иногда (2 балла), почти всегда (3 балла). Поскольку данная методика не была адаптирована в исследованиях по коррекционной психологии и точность самооценки эмпатии подростками с легкой степенью умственной отсталости может иметь погрешности, дополнительно был использован метод экспертных оценок. В роли экспертов выступали родители, которым была предложена специально разработанная анкета, шкалы которой соответствовали шкалам методики поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова [7].
4. Статистическая обработка результатов. Исследование проводилось в три этапа: диагностический; коррекционный; контрольно-диагностический.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим эмпирические данные, характеризующие исходный уровень развития эмпатии у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Нюансы эмпатии были выявлены нами методом наблюдения и из анализа спонтанных высказываний и комментариев подростков, участвующих в исследовании.
Для большинства подростков обеих групп характерен низкий уровень эмпатии, который выражается в прежде всего в отсутствии устойчивой тенденции к сопереживанию или сочувствию, дефиците эмоциональной отзывчивости и преобладании эгоистической направленности (Табл. 1).
При рассмотрении структуры эмпатии оказалось, что для подростков с легкой степенью умственной отсталости наиболее характерна эмпатийная направленность по отношению к родителям, животным и пожилым людям. Многие подростки экспериментальной групп сопереживают родителям, эмоционально к ним привязаны. подростки готовы сопереживать им и проявлять сочувствие их переживаниям. И в то же время можно отметить, что умственно отсталые подростки преимущественно сочувствуют родителям в
случаях их болезни или усталости, то есть они ориентируются на физические и соматические проявления состояния. Источником их сопереживания редко становится эмоциональный контекст межличностных взаимоотношений родителей, например, переживание конфликтов с начальником, с друзьями, друг с другом.
Подростки с легкой степенью умственной отсталости проявляют сочувствие и сострадание к пожилым людям. Однако, следует отметить, что эмпатийные проявления скорее отражают результат социального обучения и носят более формальный характер. Так, спонтанные высказывания умственно отсталых подростков практически не отражали личностно значимую позицию по отношению к пожилым людям. Скорее доминировали социальные стереотипы взаимоотношений со стариками: «старым надо помогать перейти улицу, поднести сумку», «надо уступить место, потому, что они слабые и больные». Также подростки этой группы способны проявлять сочувствие и заботу о животных. Можно предположить, что отношение к животным создает позитивный эмоциональный фон, в то время как взаимоотношения с незнакомыми людьми нередко становятся источником негативных переживаний. Это подтверждается высказываниями подростков: «Люди бывают злые, а котенок всегда добрый и ласковый», «Бездомных собак всегда жалко, а людей - нет, они сами виноваты». «Бомжей надо уничтожить, а собак и кошек - взять домой», «Когда гладишь кошку, всегда хорошее настроение», «Собака большая и теплая». Менее других была выражена эмпатия к детям и к героям художественных произведений. Возможно, это связано с тем, что подросткам этой группы сложно понять чувства, которые они сами не переживают. В их спонтанных высказываниях по отношению к детям часто звучит «они надоедают», «мама только к ним относится хорошо», «ненавижу, когда заставляют играть с мелюзгой». Отношение к героям художественных произведений требует абстрагирования, что для подростков с легкой степенью умственной отсталости представляет большую сложность. Нельзя исключить и то, что умственно отсталые подростки мало читают художественную литературу, и только ту, которая не содержит описания сложных психологических переживаний героев, способных вызывать сочувствие и сострадание. Изучаемые в рамках школьной программы литературные персонажи вызывали скорее не эмпатию, а эмоциональное отторжение. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания глубины образа героя. Подавляющее большинство этих подростков подчеркивали отвращение к чтению, а среди любимых персонажей называли только героев фильмов. Наибольшую симпатию у них вызывали сильные, уверенные и, в чем-то даже жестокие, герои, которые сами не способные к сочувствию, Терминатор, Человек-паук, Лектор и т.д. В результате сравнения достоверных различий по рассматриваемым параметрам не было выявлено, что указывает на сходство уровня и направленности эмпатии в сравниваемых группах.
Из результатов, представленных в таб. 2, видно, что экспертная оценка родителей в достаточной мере совпадает с результатами тестирования.
Большинство родителей подростков экспериментальной группы отмечали отсутствие устойчивой тенденции к сопереживанию или сочувствию у своих детей. Для подростков этой группы более свойственно ситуативное проявление эмпатии. Оказать содействие, понять переживания родителей, пожилых людей и детей, подростки с легкой степенью умственной отсталости преимущественно могут с помощью родителей. При этом они ориентированы на внешние проявления чувств, а не на внутреннее содержание, им сложно выразить сочувствие, дружелюбие, поддержку. По мнению родителей, несколько реже проявляется эмпатия по отношению к сверстникам. Возможно, это связано с тем, что подростки этой группы видят только явное проявление чувств, но не пытаются определить их причину. Собственно, поэтому подростам трудно сопереживать своим сверстникам, понять мотивы их поступков. Большинство подростков, общаясь со сверстниками, выражают свое одобрение или неодобрение оценочными шаблонами, например: «Супер». Родители подростков с умственной отсталостью часто жаловались на агрессию по отношению к младшим детям. Это подтверждается и высказываниях самих подростков: «они только мешают», «они раздражают», «только маленькие дети хорошенькие». В основном, эмпатия направлена на тех детей, с которыми у них большая дистанция общения, например, на детей, играющих на детской площадке. Родители также отмечали низкий уровень эмпатии подростков с легкой степенью умственной отсталости по отношению к героям художественных произведений. Чаще эмпатия проявляется к персонажам кинематографа и телевидения. В связи с тем, что у них преобладает репродуктивное воображение, им трудно вообразить героев художественных произведений, и они значительно легче воспринимают конкретные телевизионные образы. Среди персонажей кинематографа подростки этой группы сочувствуют тем героям, которые отличаются достаточно сильным характером, но при этом имеют физический дефект, не отличаются красотой или погибают. Сочувствие также вызывают герои сериалов, которые потерпели крах в личной жизни или лишились материального достатка.
Таким образом, исходя из приведенных данных, мы можем считать, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, участвующие в исследовании, в целом не различаются по выраженности и направленности эмпатии.
Специфика интеллектуального и личностного развития подростков с лёгкой степенью умственной отсталости определило особенности разработки и реализации арт-терапевтических Программ с применением средств музыки. Программа ориентирована на подростков с легкой степенью умственной отсталости и рассчитана на 9 месяцев. Коррекционно-развивающие занятия в Программе предполагают индивидуальную и групповую формы организации. Несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокус психокоррекционного воздействия направлен на каждого подростка, а не на группу в целом. Форма организации определяется особенностью и выраженностью нарушения в развитии подростка, психическими возможностями подростка и коррекционными задачами.
В программе были использованы в основном приемы музыкальной терапии [2]. На занятиях подростки знакомились с классическими музыкальными произведениями русских, зарубежных композиторов, а также с современной музыкой. Значительную часть занятий занимало слушание музыки и ее вербализация, что позволяет подросткам с задержкой психического развития ощутить и понять самих себя. В Программе были использованы музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, скрипичная музыка XVII века, русская духовная музыка, а также модальная музыка эпохи Возрождения, Средневековья, этническая музыка. В программу были включены полифункциональные упражнения, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны - оказывают на детей различное действие. В программе были использованы все формы музыкальной терапии: рецептивная, активная и интегративная [5].
Повторная диагностика позволила выявить изменение уровня эмпатии под влиянием коррекционно-развивающих Программ.
Таблица 1
Изменение эмпатии у подростков с легкой степенью умственной отсталости после участия в коррекционно-развивающей Программе
Среднегрупповые значения, стандартное отклонение (баллы)
Показатель
ЭГ (до) ЭГ (после) КГ (до) КГ (после)
4,2+1,95 4,4+0,09 3,99+2,3 4,1 +0,23
Эмпатия к родителям
Эмпатия к животным 3,3±2,87 3,8+0,2 3,66+3,2 3,7+0,11
Эмпатия к старикам 3,2+1,76 3,8+0,31 3,0+3.2 2,5+0,48
Эмпатия к детям 2,34+0,81 2,3+0,24 2,3+3,1 2,04+0,51
Эмпатия к героям художественных произведений 0,94+0,2 1,5+0,08 0,88+0,4, 0,54+0,34
Эмпатия к незнакомым людям 1,84+1,07 2,4+0,33 1,89+1,2 1,6+0,31
Как видно из таблицы, коррекционная Программа с применением средств музыки оказала избирательное воздействие на проявления эмпатии. Так, сопереживание, сочувствие по отношения к пожилым, незнакомым людям, героям художественных произведений, а также к животным усилилось по сравнению с исходным уровнем (различия статистически достоверны при р.<0,05-0,01). При этом уровень эмпатии к родителям и детям, практически не изменился. В группе умственно отсталых подростков, участвующих в Программе с применением традиционных технологий, позитивные изменения не отмечались. Более того, способность эмпатийно реагировать на незнакомых людей снизилась (различия статистически достоверны при р. <0,05). Полученные различия мы можем объяснить спецификой воздействия Программ. Мы полагаем, что музыка может быть одним из средств развития эмпатии. В эмоциональном содержании самой музыки заложена идентификации эмоций других людей через собственные эмоциональные переживания. При прослушивании музыки возникает своеобразная музыкальная триада: эмоции музыки, эмоции слушателя и эмоции, переносимые на окружающих. Благодаря этому триединству подростки с легкой степенью умственной отсталости на фоне музыкального воздействия стали более чуткими к некоторым сторонам окружающего мира, стали лучше понимать других, а также стали обостреннее реагировать на переживания людей, сопереживать, сочувствовать, то есть стали более эмпатичными. Содержание традиционных методов, направленных на коррекцию эмпатии: ролевые игр, чтение рассказов, рисование - в большей степени требует понимания смыслового контекста, чем непосредственного эмоционального. В этом случае развивается скорее внешняя демонстрация эмпатии, чем естественное сопереживание.
Таблица 2
Изменение эмпатии у подростков с легкой степенью умственной отсталости после участия в коррекционно-развивающей Программе (экспертные оценки)
Среднегрупповые значения, стандартное отклонение (баллы)
Показатель ЭГ 1 ЭГ 2
Эмпатия к родителям 2,6+1,95 3,4+0,21 2,64+1,3 2,42+0,42,
Эмпатия к сверстникам 2,05+1,7 3,0+0,92* 2,04+1,4 2,0+0,81
Эмпатия к младшим детям 2,4+1,6 2,7+0,12 2,5+1,2 2,4+0,6
Эмпатия к незнакомым 2,2+1,1 3,05+0,31* 2,3+1,3 3,0*+0,21
людям
Эмпатия к пожилым людям 2,5+0,5 3,2+0,23* 2,5+1,07 2,8+0,34
Эмпатия к животным 2,4+1,3 3,3+0,09* 2,6+1,07 2,7+011
Эмпатия к героям 1,7+0,66 2,3+0,43* 1,8+0,05 1,5+0,23
художественных
произведений
Общий балл эмпатии 15,9+1,7 20,8+0,51* 15,7+1,1 15,1+1,5
По мнению родителей, участие в коррекционно-развивающей Программе позитивно повлияло на эмпатийность подростков с легкой степенью умственной отсталости как в целом, так и по отношению к отдельным составляющим. Так, родители отмечали, что подростки экспериментальной группы стали больше сопереживать сверстникам, незнакомым людям, пожилым людям, животным и героям художественных произведений (различия статистически достоверны при р.<0,05-0,01).
У подростков контрольной группы эмпатия повысилась только по отношению к незнакомым людям. Это может быть связано с особенностями подросткового возраста Кроме того, ведущий вид деятельности подросткового возраста - интимно-личностное общение, и подростки обеих групп стремятся к общению, в том числе и с малознакомыми людьми. Именно содержание общения является для них интересным, и дает возможность проявить эмпатию. При этом подростки этой группы менее эмпатийны по
отношению к сверстникам. Несмотря на то, что многие проблемы и сложности являются общими у подростков этой возрастной категории, они редко проявляют сочувствием к переживаниям сверстников. Родители отмечали дефицит эмоциональной отзывчивости у подростков контрольной группы по отношению к сверстникам. Возможно, неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, и вследствие этого, к трудностям в общении. Родители также отмечали, что направленность эмпатии подростков этой группы часто эгоистична, то есть направлена на себя. Им свойственна черствость в общении, непонимание чувств собеседника. Возможно, это связано с неумением и с нежеланием внимательно слушать собеседника. По мнению родителей, подростки экспериментальной группы чаще проявляют эмпатию, если выражены внешние признаки переживания, то есть если эмоция ярко окрашена мимически. Подросткам с легкой степенью умственной отсталости сложно понимать скрытые мотивы поведения. Однако, подростки экспериментальной группы стали проявлять заинтересованность в общении, особенно со сверстниками, стремятся помочь им. Их действия более адекватны сложившейся ситуации.
При этом они не всегда правильно понимают происходящее. Их проявления эмпатии часто носят формальный характер и ориентированы на действия окружающих в их адрес. Эмпатийная способность скорее проявляется как эмоциональная отзывчивость к одноклассникам. В то время они стремятся не только посочувствовать сверстникам, пожилым людям, но оказать помощь и поддержку. Также родители отмечали, что подростки этой группы ориентированы на эмоциональный аспект взаимоотношений с людьми, достаточно часто демонстрируют свое сопереживание. Музыкальное воздействие в силу выраженной эмоциональности соответствует природе эмпатии, в основе которой лежит синтез когнитивного и эмоционального компонента. Специфические характеристики музыки обладают возможностью влияния на понимание эмоций другого человека и ответную эмоциональную реакцию. Одним из механизмов развития эмпатии является идентификация, поэтому в коррекционно-развивающей Программе были использованы элементы сказкотерапии. Сказка дает возможность подросткам идентифицировать себя с персонажем, пережить вместе с ним его эмоции. Однако, подростки с легкой степенью умственной отсталости не всегда были способны понять эмоции сказочных персонажей. Они трактовали их или поверхностно, или полярно.
Для усиления чувства сопереживания к персонажам и максимального сближения с героями сказки нами предлагался музыкальный отрывок, соответствующий образу и настроению героев. Сочетание музыки и сказки дало более сильный коррекционный эффект по отношению к эмпатии независимо от уровня интеллекта Музыкальное сопровождение усилило эмоциональность ситуации, в которой оказался герой. В результате переживания героя стали более доступными для понимания подростками, в том числе и умственно отсталыми. Специфический язык музыки, обладающий ассоциативностью, актуализировал эмоциональную отзывчивость по отношению к разным людям и даже животным.
Полученные общие тенденции можно объяснить еще одним механизмом воздействия музыки -переживанием эстетического наслаждения.
Любая, даже драматическая, тяжелая ситуация благодаря музыке отклику. Именно эстетическое переживание усиливает и облегчает перенос на окружающий мир собственных переживаний, возникающих во время прослушивания музыки, то есть расширяется граница непосредственного переживании своего Я в другом. Нельзя исключить и роль таких психологических механизмов, обеспечивающие раскрытие себя, своих возможностей, таких как идентификация, интроекции и проекция. Проявления эмпатии связаны, прежде всего, с пониманием других людей на основе собственного опыта посредством эмоциональных ассоциаций и переносов «я бы переживал, я бы реагировал». Не следует забывать, что одной из важных характеристик эмпатии у подростков с легкой степенью умственной отсталости, является слабое развитие ее рефлексивной стороны, то есть некая замкнутость в рамках своего непосредственного эмоционального опыта [4]. А собственный эмоциональный опыт у таких подростков достаточно беден.
Музыка не только выражает многообразие эмоциональных переживаний, но и заставляет слушателей прочувствовать, пережить эти эмоции, при этом актуализирует психологические и физиологические процессы переживания эмоций [6]. То есть, использование средств музыки оказало комплексное воздействие и в определенной мере позволило выйти за пределы традиционного опыта. Переживания, эмоции, чувства, выраженные в музыке, становятся собственными чувствами и переживаниями слушателей. Музыка помогала подросткам с лёгкой степенью умственной отсталости «вчувствоваться» в мир других людей, сопереживать им. Передаваемые средствами музыки эмоции превращались в собственные переживания подростков с легкой степенью умственной отсталости, значительно обогатив эмоциональный спектр и тем самым, делая более доступными переживания других.
Выводы. Таким образом, результаты исследования убедительно доказывают, что музыка может выступать как фактор развития эмпатии подростков с легкой степенью умственной отсталости. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что включение музыкальных средств в систему психологической помощи подросткам с легкой степенью умственной отсталости способствует позитивным изменениям способности к эмпатии. Эффективность использования средств музыки в структуре коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от правильного выбора музыкальных произведений, уровня сложности и индивидуальной чувствительности подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Литература:
1. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М.: Кимос-Ард, 1997. - 157 с.
2. Клюев А.С. К обоснованию работы в области музыкальной терапии // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: матер, междунар. научно-практич. конфер. — СПб., 2001. - С. 92-94.
3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Изд-во Речь, 2004. - 400 с.
4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю, Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Academia, 2001. - 246 с.
5. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб.: Респекс, 2000. - 219 с.
6. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии - М.: Медицина, 2005. - 478 с.
7. Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - С. 37-43.
Психология
УДК 159.9+316.6
аспирант кафедры социальной психологии Кулумбегова Луиза Александровна
Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СЕМЕЙ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье анализируются особенности и перспективные направления социально-психологической адаптации семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни, раскрываются понятия «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих». Автор исследует социальные проблемы военнослужащих и их семей в гарнизонах, расположенных в городах и селах Республики Южная Осетия с учетом специфических характеристик данного региона как социального пространства с нестабильной общественно-политической обстановкой. В качестве значимых факторов успешного осуществления социально-психологической адаптации в статье рассматриваются профессиональная, материальная и семейно-бытовая составляющие, которые сопровождают все периоды адаптации и предопределяют весь ее ход и конечный результат. Результаты успешности адаптации определяются уровнем сбалансированного соотношения между потребностями членов семей военнослужащих и требованиями нового социального пространства.
Ключевые слова: социальный статус военнослужащего, права и свободы военнослужащих, образ жизни семей военнослужащих, социально-психологическая адаптация.
Annotation. The article analyzes the features and perspective directions of the socio-psychological adaptation of families of servicemen to the conditions of garrison life, the notions «the social status of a serviceman», «the rights and freedoms of servicemen», and the «way of life of families of servicemen» are disclosed. The author examines the social problems of servicemen and their families in garrisons located in the cities and villages of the Republic of South Ossetia, taking into account the specific characteristics of this region as a social space with an unstable sociopolitical situation. As important factors for the successful implementation of socio-psychological adaptation, the article considers professional, material and family-household components that accompany all periods of adaptation and predetermine its entire course and end result. The results of successful adaptation are determined by the level of a balanced balance between the needs of family members of servicemen and the requirements of the new social space.
Keywords: the social status of a serviceman, the rights and freedoms of servicemen, the way of life of military families, socio-psychological adaptation.
Введение. Проблема адаптации военнослужащих уже многие годы является чрезвычайно актуальной, но в стратегических программах развития Российской Федерации она стала рассматриваться в конце прошлого столетия, где основной акцент делался на их социальную адаптацию в условиях гражданской жизни. Особую значимость в последние годы приобретает вопрос социально-психологической адаптации военнослужащих, поскольку шло активное участие в военных действиях на территории Северного Кавказа, в частности в Южной Осетии.
В научно-теоретических исследованиях проблемам социально-психологической адаптации посвящены работы известных ученых: К.А. Абульхановой-Славской [1], П.Г. Белкина [3], Е.Б. Каныгина [8], М.В. Климкиной [8], А.Г. Маклакова [8], О.М. Луговая [12], О.П. Пузикова [8], С.Л. Рубинштейна [16] и др. В работах перечисленных исследователей социально-психологическая адаптация анализируется как системный процесс эффективной организации взаимодействия человека с социальной средой, направленный на развитие личности в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности. При этом показателями социально-психологической адаптированности выступают не только выживаемость человека и определение места в социально-профессиональной сфере (А.Г. Маклаков), но и состояние психического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим личностным потенциалом, субъективная самооценка и др. [14].
Формулировка цели статьи. Отмечая ценность исследований вышеперечисленных ученых, необходимо подчеркнуть, что в них рассматриваются общие вопросы адаптации, которые представляют, несомненно, неоспоримый вклад в психологическую теорию и практику. Нам же предстоит рассмотрение социально-психологической адаптации семей военнослужащих в современных условиях на примере конкретного региона, а именно, на примере Республики Южной Осетии.
Изложение основного материала статьи. Республика Южная Осетия - это социальное пространство, где у коренного народа сложился свой неповторимый образ жизни, стиль семейных отношений, межнационального общения, социокультурный стереотип. Нетрудно установить и характер того влияния, которое сказывается на семье военнослужащего и способствует выработке у нее часто непредсказуемых жизненных позиций, ориентиров. Семье военнослужащего в Южной Осетии свойственны все те слабости, которые присущи семье вообще. Однако есть нечто особенное, присущее непосредственно ему. Очевидно, что нестабильность общественно-политической обстановки современного периода в республике Южная Осетия - необычный спад в социально-экономической и других сферах, связанный не только с грузино-осетинским конфликтом, но и с социально-экономическими и социально-политическими трансформациями, глубоким общим кризисом, проявляющимся в сфере потребительского рынка, разбалансировании экономики, упадке интеграционных процессов, разрыве экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, инфляции, резком снижении производимой продукции и товарооборота, господстве «теневой» экономики и т.д. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада уровня и качества жизни населения в республике, пренебрежения элементарными нормами нравственности, что самым непосредственным образом сказывается на всем населении региона, в том числе и на членов семьи военнослужащих.
Для более объективного определения характеристики и современного состояния республики Южная Осетия рассмотрим его функционирование в историческом аспекте. В исследованиях ученых (В.П. Джиоева [5], Г.Р. Козаева [10], Н.В. Кокоева [11]) мы находим данные о том, что «...Республика Южная Осетия