Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / организация образовательного процесса в вузе / цифровизация образования / студент / преподаватель / higher education / organization of educational process at university / digitalization of education / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И А. Ерина, В А. Магин, С Н. Жданова

Исследуются наиболее характерные черты организации образовательного процесса в современном вузе, функционирующем на территории РФ, в условиях цифровизации образовательной среды. Кроме того, внимание уделяется сущности процессов цифровизации в современном обществе и их действию на поступательное развитие отечественной системы высшего образования. Доказывается, что учёт влияния этих процессов, в том числе на организацию учебной деятельности, необходим с точки зрения дальнейшей модернизации соответствующего сегмента российской системы образования. Продемонстрированы основные возможности, которые цифровизация образования предоставляет участникам образовательного процесса в плане его организации. Рассматриваются проблемы, могущие возникнуть в ходе внедрения цифровых технологий в соответствующую сферу. Предлагаются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN UNIVERSITIES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The most characteristic features of the educational process organization in a modern university operating on the territory of the Russian Federation in the conditions of the educational environment digitalization are investigated. In addition, attention is paid to the essence of digitalization processes in modern society and their effect on the Russian higher education system progressive development. It is proved that taking into account the influence of these processes, including on the organization of educational activities, is necessary from the corresponding segment of the Russian education system further modernization point of view. The main opportunities that digitalization of education provides to the educational process participants in terms of its organization are demonstrated. The problems that may arise during the digital technologies introduction in the relevant field are considered. Possible ways of their solution are suggested.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

6. Iminova M.A. Pedagogicheskaya diagnostika i kontrol' obuchennosti v vuze kak sistema. Problemy pedagogiki. 2018; № 3: 9 - 12.

7. Hodzhaeva D.F., Alieva M.H., Sharapova N.A. Testovye programmy - v stepeni innovacionnyh tehnologij. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 7 (85): 91 - 94.

8. Vorob'eva I.A., Zhukova A.V., Minakova K.A. Plyusy i minusy cifrovizacii v obrazovanii. Pedagogicheskie nauki. 2021; № 1 (103): 1l0 - 118.

9. Bilenko P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Kondakov A.M., Sergeev I.S. Didakticheskaya koncepciya cifrovogoprofessional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva: Izdatel'stvo RANHiGS, 2020.

10. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. BU ChR DPO «Chuvashskij respublikanskij institut obrazovaniya». Cheboksary, 2020: 80 - 83.

11. Zherzdeva D.A. Pedagogicheskaya diagnostika kak instrument kontrol'no-ocenochnoj deyatel'nosti. Vestnik magistratury. 2019; № 2-1 (89): 64 - 65.

12. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

13. Gura V.O. Osobennosti osuschestvleniya lingvodidakticheskogo testirovaniya v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta. 2018; № 83: 59 - 65.

14. Trubina Z.I. Lingvodidakticheskoe testirovanie kak sredstvo kontrolya obuchennosti yazyku delovogo obscheniya. VestnikAGU. 2018; Vypusk 4 (228): 92 - 98.

Статья поступила в редакцию 24.05.22

УДК 378

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Humanities and Pedagogical Institute, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]

Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Educatonal Technologies of Physical Culture and Sports, North Caucasus Federal University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]

Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Head of Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Gzhel State University' (Elektroizolator, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN UNIVERSITIES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The most characteristic features of the educational process organization in a modern university operating on the territory of the Russian Federation in the conditions of the educational environment digitalization are investigated. In addition, attention is paid to the essence of digitalization processes in modern society and their effect on the Russian higher education system progressive development. It is proved that taking into account the influence of these processes, including on the organization of educational activities, is necessary from the corresponding segment of the Russian education system further modernization point of view. The main opportunities that digitalization of education provides to the educational process participants in terms of its organization are demonstrated. The problems that may arise during the digital technologies introduction in the relevant field are considered. Possible ways of their solution are suggested. Key words: higher education, organization of educational process at university, digitalization of education, student, teacher.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, E-mail: [email protected]

B.А. Магин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. образовательных технологий физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

C.Н. Жданова, д-р пед. наук, проф., и.о. зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», п. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Исследуются наиболее характерные черты организации образовательного процесса в современном вузе, функционирующем на территории РФ, в условиях цифровизации образовательной среды. Кроме того, внимание уделяется сущности процессов цифровизации в современном обществе и их действию на поступательное развитие отечественной системы высшего образования. Доказывается, что учёт влияния этих процессов, в том числе на организацию учебной деятельности, необходим с точки зрения дальнейшей модернизации соответствующего сегмента российской системы образования. Продемонстрированы основные возможности, которые цифровизация образования предоставляет участникам образовательного процесса в плане его организации. Рассматриваются проблемы, могущие возникнуть в ходе внедрения цифровых технологий в соответствующую сферу. Предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, организация образовательного процесса в вузе, цифровизация образования, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена явно фиксирующейся на сегодняшний день тенденцией к цифровизации современной образовательной среды [1-7]. Последняя, в свою очередь, связана с необходимостью адаптации отечественной системы высшего образования к запросам цифровой экономики и цифрового социума, формирование которых стоит в ряду глобальных трендов современности.

По сути, цифровизация образовательного процесса, осуществляемого в организациях высшего образования, является своего рода встречной трансформацией. В последней участвуют:

- образовательный процесс в организациях ВО;

- цифровые технологии [8; 9].

При этом оптимальным результатом трансформации первого должно стать появление гибкой и адаптивной образовательной системы, способной осуществлять подготовку профессионалов, отвечающих требованиям современной цифровой экономики при условии максимального использования дидактических возможностей цифровых технологий в ходе образовательного процесса. Результатом же трансформации цифровых технологий с необходимостью должна стать возможность их максимально эффективного использования в целях решения педагогических задач, связанных с профессиональной подготовкой специалистов, конкурентоспособных в условиях постиндустриального общества [2; 5; 7-10].

Столь существенные изменения в образовательном процессе, осуществляемом в организациях ВО, естественным образом влияют на его организационные особенности. Рассмотрению последних в контексте цифровизации

образовательной среды современного российского вуза посвящена настоящая статья.

В связи с вышеизложенным её целью является исследование специфики организации образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современного вуза в условиях цифровизации образовательной среды.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и основные особенности процесса цифровиза-ции современного общества, прежде всего, в сфере ВО;

- исследовать реалии образовательного процесса в современном вузе, сложившиеся под влиянием цифровизации;

- отметить положительные последствия такого рода метаморфоз с точки зрения их организации;

- изучить наиболее вероятностные затруднения, могущие возникнуть в ходе организации образовательного процесса в подобной обстановке;

- продемонстрировать пути минимизации последствий таких затруднений, значит - и повышения эффективности организации образовательного процесса в условиях цифровизации высшего образования.

Методы исследования: анализ специальной литературы, посвящённой проблемам, связанным с организацией образовательного процесса в пространстве организаций ВО в условиях цифровизации образовательной среды, а также педагогического опыта авторов.

Научная новизна статьи определяется выявлением наиболее значимых особенностей организации образовательного процесса в современных вузах в условиях цифровизации образовательной среды.

Теоретическая значимость состоит в расширении знаний об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в современном вузе в условиях цифровизации образовательной среды.

Практическая значимость заключается в выявлении наиболее значимых проблем, могущих возникнуть в ходе организации образовательного процесса в вузе в условиях цифровизации образования, а равно и путей их решения.

На сегодняшний день среди исследователей, затрагивающих в своих трудах интересующие нас вопросы, не существует общепринятой трактовки такой дефиниции, как «цифровизация» [3; 4; 5; 7; 11; 12; 13].

С другой стороны, для большинства авторов представляется очевидным, что фиксирующаяся на протяжении трёх последних десятилетий эскалация соответствующего процесса связана с наступлением нового этапа в истории человеческого общества [1; 5; 8; 9; 13; 14]. Главная особенность этого этапа состоит в возрастании роли ИКТ, означающем, в свою очередь, частичную утрату человеком ведущей роли инициатора прогресса во всех сферах жизни общества. Уже сегодня представляется практически невозможным достижение сколько-нибудь успешных результатов в любой сфере деятельности без широкого применения инновационных технологий.

Вышеизложенное стало возможным во многом благодаря переводу большей части значимой информации в цифровую форму. Последнее позволило обеспечить её эффективное применение в самых разных областях человеческой деятельности, включая сферу ВО. Имеющие глобальный характер процессы цифровизации способствуют к появлению нового типа культуры - культуры цифровой. Естественно, что её формирование требует значительной модернизации существующей системы высшего образования. Основным вектором последней должно стать формирование у участников учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в российских вузах, готовности к эффективному использованию возможностей цифровых технологий в целях подготовки профессионалов, адекватных требованиям цифрового общества [14, с. 20].

В виду вышеизложенного термин «цифровизация» применительно к образовательному процессу в организации ВО может быть истолкован как совокупность методов и средств, позволяющих обеспечит эффективное онлайн- и офлайн-воздействие на студентов современного вуза. Такое воздействие может осуществляться посредством:

- обращения в ходе учебной и внеучебной деятельности к тематическим сайтам, посвящённым изучаемой проблематике, а равно и электронным библиотечным системам [14; 15];

- широкого использования электронной образовательной среды конкретного вуза;

- применения в ходе освоения соответствующих направлений подготовки электронных учебных изданий, предусматривающих, в том числе, и интерактивные формы учебной деятельности [3; 9; 14; 16];

- использования мессенджеров и сервисов видеоконференций в целях эффективной реализации различных, в т. ч. дистанционных форм организации образовательного процесса;

- реализации организационных форм учебного процесса, предусматривающих широкое использование технических средств его обеспечения (ноутбук, мобильные устройства, компьютер, интерактивная доска) [14; 15; 16].

Говоря о позитивном потенциале, присущем цифровизации с точки зрения организации образовательного процесса в современных российских вузах, в первую очередь следует указать на факт существенного расширения возможных вариантов его организации благодаря их применению. Образовательному пространству современного вуза, формируемому под действием процессов цифро-визации, свойственны черты универсальности. Эффективное взаимодействие между реальным и виртуальным компонентами обучения предоставляет профессорско-преподавательскому составу возможности как для непосредственного, так и для опосредованного развития системы знаний, умений и навыков у будущих профессионалов нового поколения [3; 7; 9]. Отличительной особенностью такого подхода к организации учебно-воспитательного процесса в современном вузе является возможность полноценного использования преимуществ этих методов при минимизации их недостатков.

Так, при опосредованном взаимодействии между преподавателем и студентами, осуществляемом, например, при помощи средств мультимедиа, учащиеся получают большую свободу в пространстве и во времени. Это даёт им возможность для обмена ролями с другими обучающимися и преподавателем в ходе презентационных мероприятий [8; 11; 13].

Далее. Процессы цифровизации дают возможности для создания индивидуальных образовательных сред. Последние могут интегрировать платформы Интернета, позволяющие студентам управлять учебным контентом самостоятельно.

Цифровизация позволяет существенно модернизировать и проведение учебных занятий, организованных в традиционных формах, за счёт обогащения различных учебных ситуаций цифровыми данными. Так, студенты могут сформировать навыки определения места происхождения или содержания какого-либо предмета путём сканирования его QR-кода [14, с. 22].

Положительное значение в смысле организации учебных занятий в целях формирования профессиональных и личных компетенций будущих членов постиндустриального общества имеют форматы обучения посредством цифровых

игр, ныне уже внедряющиеся в практику отечественного ВО. Возможности игровой симуляции позволяют воспроизводить ситуации из будущей профессиональной жизни студентов в рамках учебных занятий.

Кроме того, внедрение в образовательный процесс цифровых технологий позволит организовывать учебные занятия так, чтобы способствовать формированию у обучающихся системы умений и навыков, связанных с беспрепятственным ориентированием будущих специалистов в практически безграничном информационном поле [3; 9; 15].

Говоря о влиянии процессов цифровизации, характерных для современного российского общества, на организацию учебных занятий, проводимых в пространстве организаций ВО, нельзя не упомянуть и о ряде проблем, связанных с расширением использования цифровых технологий в сфере современного ВО.

Одна из них - т. н. «технологизм» - подход к организации учебных занятий, в центре которого стоит «производство» специалистов соответствующего профиля. Такой подход не соответствует современным представлениям о необходимости реализации субъект-субъектной модели образовательного процесса. Следовательно, увлечение «технологизмом» вряд ли позволит осуществить подготовку профессионалов, способных выжить и преуспеть в условиях постиндустриального общества [1; 2; 4; 5; 10]. В этой связи, занимаясь внедрением цифровых технологий в учебно-воспитательный процесс, педагоги-исследователи и практики должны помнить, что цифровизация системы ВО не является самоцелью. Главным требованием к инновационным технологиям в ходе их интеграции в процесс обучения будущих специалистов должна стать их полезность в смысле формирования у студентов системы необходимых профессиональных и личностных компетенций.

Актуальна также проблема психолого-педагогической готовности профессорско-преподавательского состава к организации учебных занятий с использованием современных цифровых технологий. Часто преподаватели включаются в инновационный процесс спонтанно, без учёта их профессиональной и личностной готовности к такого рода деятельности. Ситуация усложняется наличием у многих из числа профессорско-преподавательского состава современных российских вузов настороженной позиции по отношению к нововведениям в сфере их профессиональной деятельности [3, с. 115]. Ликвидации этой проблемы может способствовать организация курсовых мероприятий для ППС, по-свящённых различным аспектам использования цифровых технологий в целях оптимальной организации образовательного процесса в вузе. В ходе их проведения желательна такая организация образовательного процесса, при которой для слушателей будет крайне затруднено освоение программы курсовых мероприятий без широкого использования ИКТ в различных учебных ситуациях. Так, преподаватели смогут не только овладеть необходимыми знаниями, касающимися возможностей, предоставляемых цифровизацией в плане организации образовательного процесса, но и получить умения и навыки реализации этих возможностей на практике [1; 2].

Подводя итоги нашего исследования, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что характерная для современного этапа развития человеческого общества его глобальная цифровизация тесно связана с необходимостью адаптации отечественной системы высшего образования к запросам цифрового общества.

В свою очередь, существенные изменения в образовательном процессе отечественных вузов не могут не влиять на его организационные особенности.

Говоря о позитивном потенциале, присущем цифровизации с точки зрения организации образовательного процесса в современных российских вузах, в первую очередь следует указать на факт существенного расширения возможных вариантов его организации благодаря их применению.

Процесс эффективного взаимодействия между реальным и виртуальным компонентами обучения предоставляет профессорско-преподавательскому составу возможности как для непосредственного, так и для опосредованного развития системы знаний, умений и навыков у будущих профессионалов нового поколения.

Цифровизация позволяет модернизировать и проведение учебных занятий, организованных в традиционных формах, за счёт обогащения различных учебных ситуаций цифровыми данными.

Также фиксируется ряд проблем, связанных с расширением использования цифровых технологий в сфере современного ВО.

Одна из них - т. н. «технологизм» - подход к организации учебных занятий, в центре которого стоит «производство» специалистов соответствующего профиля. Для его ликвидации педагоги, занимающиеся вопросами внедрения цифровых технологий в учебно-воспитательный процесс, должны помнить, что цифровизация системы ВО не является самоцелью, но должны использоваться исключительно в целях формирования у них системы необходимых профессиональных и личностных компетенций.

Актуальна также проблема психолого-педагогической готовности профессорско-преподавательского состава к организации учебных занятий с использованием современных цифровых технологий. Её частичной ликвидации может способствовать организация курсовых мероприятий для ППС, посвящённых различным аспектам использования цифровых технологий при организации образовательного процесса в вузе.

Библиографический список

1. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Aктуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей. Высшее образование в России. 2021; № 5: 32 - 43.

2. Зинченко Ю.П. Гуманитарное знание и образовательная среда XXI века: смена парадигм. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019; № 4 (104): 11 - 22.

3. Воробьева ИА, Жукова AE., Минакова КА Плюсы и минусы цифровизации в образовании. Педагогические науки. 2021; № 1 (103): 110 - 11S.

4. Кутырев ВА О судьбе управления и права в цифровом обществе. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019; № 1 (45): 27S - 2S1.

5. Дубровский Д.И. Электронная культура. Кто против? Философские науки. 2017; № 2: 50 - 57.

6. Масланов Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019; № 1: б - 21.

7. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков AM, Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Издательство РAHХиГС, 2020.

S. Львова О.В. ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019; Т. 1б; № 1: 5б - бЗ.

9. Восковская A.& Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества. Самоуправление. 2019; № 2 (115): 2SS - 290.

10. Нагаева ИА, Кузнецов ИА Организация занятий с применением компьютерных лабораторных практикумов. IN SITU. 2021; № 1: 35 - 3S.

11. Кешелава АВ., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. Введение в «Цифровую» экономику. Москва: ВНИИ Геосистем, 2017.

12. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 201S; № S: 107 - 113.

13. Yurchuk N. Digital marketing tools in the context of digitization processes. The Scientific Heritage. 2021; № б1: 32 - 41.

14. Строков A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы. Вестник Мининского университета. 2020; Т. S, № 2: 15 - 27.

15. Фомина С.В. Использование интернет-ресурсов для оптимизации обучения иностранному языку. Вестник МИТУ-МАСИ. 2020; № 2: S2 - S4.

16. Шевченко ГИ., Брынза С.Ю., Рыбакова A.A. Педагогическая интеграция в условиях сетевого образовательного сообщества. КАНТ. 201S; № 4 (29): 105 - 110.

References

1. Lysakov N.D., Lysakova E.N. Aktual'nye problemy pedagogiki i povyshenie kvalifikacii prepodavatelej. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 32 - 43.

2. Zinchenko Yu.P. Gumanitarnoe znanie i obrazovatel'naya sreda XXI veka: smena paradigm. VestnikRossijskogo fonda fundamentai'nyh issiedovanij. 2019; № 4 (104): 11 - 22.

3. Vorob'eva I.A., Zhukova A.V., Minakova K.A. Plyusy i minusy cifrovizacii v obrazovanii. Pedagogicheskie nauki. 2021; № 1 (103): 110 - 11S.

4. Kutyrev V.A. O sud'be upravleniya i prava v cifrovom obschestve. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2019; № 1 (45): 27S - 2S1.

5. Dubrovskij D.I. 'Elektronnaya kul'tura. Kto protiv? Fiiosofskienauki. 2017; № 2: 50 - 57.

6. Maslanov E.V. Cifrovizaciya i razvitie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: novye vyzovy ili obostrenie staryh problem? Cifrovoj uchenyj: laboratoriya filosofa. 2019; № 1: б - 21.

7. Bilenko P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Kondakov A.M., Sergeev I.S. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professionai'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva: Izdatel'stvo RANHiGS, 2020.

S. L'vova O.V. IKT-instrumenty dlya internacionalizad nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2019; T. 1б; № 1: 5б - бЗ.

9. Voskovskaya A.S. Osobennosti obucheniya studentov novogo pokoleniya v usloviyah cifrovogo obschestva. Samoupravienie. 2019; № 2 (115): 2SS - 290.

10. Nagaeva I.A., Kuznecov I.A. Organizaciya zanyatij s primeneniem komp'yuternyh laboratornyh praktikumov. IN SITU. 2021; № 1: 35 - 3S.

11. Keshelava A.V., Budanov V.G., Rumyancev V.Yu. Vvedenie v «Cifrovuyu» 'ekonomiku. Moskva: VNII Geosistem, 2017.

12. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 201S; № S: 107 - 113.

13. Yurchuk N. Digital marketing tools in the context of digitization processes. The Scientific Heritage. 2021; № б1: 32 - 41.

14. Strokov A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; T. S, № 2: 15 - 27.

15. Fomina S.V. Ispol'zovanie internet-resursov dlya optimizacii obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik MITU-MASI. 2020; № 2: S2 - S4.

16. Shevchenko G.I., Brynza S.Yu., Rybakova A.A. Pedagogicheskaya integraciya v usloviyah setevogo obrazovatel'nogo soobschestva. KANT. 201S; № 4 (29): 105 - 110.

Статья поступила в редакцию 23.05.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Zalitinova S.A., senior teacher, Department of Social Pedagogy and Social Work, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Daudova D.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology of Personality Development, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Mutalimova A.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology of Personality Development, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SOCIAL EDUCATORS. The article examines the process of forming soft skills, carried out during the future social educators' university training. Immediately before considering this process, the relevance of such competencies among modern professionals in general and future social educators in particular formation is investigated. It is proved that the soft skills development among the modern university students is one of the key conditions for their competitiveness in the future. The researchers reveal the essential characteristics of the term "soft skills" and the role that their development and formation plays in the future professionals, including social educators, adequate to the requirements of modern society, professional training. The most optimal ways of forming such skills in the future social educators professional training process are proposed. Key words: higher education, professional training of social educators, soft skills, student, teacher.

С.А. Залитиноеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Д.М. Даудоеа, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

А.М. Муталимоеа, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS (ГИБКИХ НАВЫКОВ) В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

В настоящей статье изучается процесс формирования гибких навыков (англ.: soft skills), осуществляемый в ходе вузовской подготовки будущих социальных педагогов. Непосредственно перед рассмотрением указанного процесса исследуется актуальность формирования системы соответствующих компетенций у современных профессионалов вообще и у будущих социальных педагогов в частности. Доказывается, что выработка soft skills является одним из ключевых условий их конкурентоспособности в будущем. Далее речь идёт о сущностных характеристиках термина «гибкие навыки» и роли, которую их формирование играет в подготовке будущих профессионалов, адекватных требованиям современного общества, в т. ч. социальных педагогов. Затем предлагаются наиболее оптимальные, на взгляд авторов, пути формирования таких навыков в процессе обучения будущих социальных педагогов. Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка социальных педагогов, soft skills, студент, преподаватель.

20S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.