Научная статья на тему 'Цифровая трансформация как угроза регресса образования в России'

Цифровая трансформация как угроза регресса образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / цифровая трансформация / образование / угроза / регрессивное развитие / Russia / digital transformation / regressive development / education / threat

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябухин Владимир Владимирович

На основе интерпретационного подхода рассматриваются сложившиеся реалии и тренды процесса цифровой трансформации в российском образовании. Определены особенности российской ментальности, способствующие динамичному освоению «цифровой парадигмы» экономических и образовательных отношений. В названном контексте автор акцентирует внимание на следующих особенностях российского менталитета: мировоззренческая акмеологическая значимость пословиц и поговорок; игнорирование отечественных социокультурных, педагогических, экономических, технологических традиций; намеренное занижение качества российского образования; поговорили (чем больше, тем лучше) = сделали; особенности распределения интеллектуально-аналитических ресурсов: 80 % для ответа на вопрос «Кто виноват? 20 % на вопрос «Что делать?». На основании информации официальных сайтов современных отечественных промышленных предприятий о цифровизации производственных процессов в статье выполнен сопоставительный анализ целесообразности сбора избыточного массива данных. Избыточный массив данных закономерно приводит к затруднениям в определении релевантной информации, что снижает качество управленческих решений, скорость их разработки и реализации. Автор подвергает обоснованному сомнению эффективность административного подхода к проектированию и практическому освоению цифровой образовательной среды; приводит факты выдвижения требований, противоречащих нормам профессиональной этики в адрес преподавателей вузов. В статье показано, как «цифровая форма» в вузовском образовании скрывает традиционное и не нуждающееся в редактировании содержание профессиональной подготовки руководителя современной организации. Разоблачаются основанные на «цифровых подходах» спекулятивные оценки качества общего среднего образования. На основе анализа материалов, опубликованных в электронных журналах, рецензируемых ВАК, делается вывод о низком качестве научно-методического обеспечения цифровой трансформации российского образования. Показана ошибочность интерпретации образования в качестве драйвера трансформации традиционного российского общества в цифровое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital transformation as a threat to education regression in Russia

On the basis of an interpretive approach, the current realities and trends of the digital transformation process in Russian education are considered. The features of the Russian mentality are determined, contributing to the dynamic development of the "digital paradigm" of economic and, in particular, educational relations. In this context, the author focuses on the following features of the Russian mentality: ideological acmeological significance of proverbs and sayings; ignoring domestic socio-cultural, pedagogical, economic, technological traditions; deliberate understatement of the quality of Russian education; talked (the more the better) = done; peculiarities of the distribution of intellectual and analytical resources: 80% for the answer to the question «Who is to blame?» 20% to the question «What to do?» Based on the information on the official websites of modern domestic industrial enterprises on the digitalization of production processes, the article provides a comparative analysis of the feasibility of collecting a redundant array of data. An excessive amount of data naturally leads to difficulties in determining the relevant information, which reduces the quality of management decisions, the speed of their development and implementation. The author casts reasonable doubt on the effectiveness of the administrative approach to the design and practical development of the digital educational environment; cites the facts of putting forward demands that contradict the norms of professional ethics against university teachers. The article shows how the «digital form» in university education hides the traditional content of the professional training of the head of a modern organization, which does not need to be edited. The speculative assessments of the quality of general secondary education based on «digital approaches» are exposed. Based on the analysis of materials published in electronic journals peerreviewed by the Higher Attestation Commission, a conclusion is drawn about the low quality of scientific and methodological support for the digital transformation of Russian education. The erroneous interpretation of education as a driver of transformation of traditional Russian society into a digital one is shown.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация как угроза регресса образования в России»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 67-72. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 67-72.

Научная статья УДК 371

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -8-67-72

Цифровая трансформация как угроза регресса образования в России Владимир Владимирович Рябухин

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, v_ryabuhin@p spu.ru

Аннотация. На основе интерпретационного подхода рассматриваются сложившиеся реалии и тренды процесса цифровой трансформации в российском образовании. Определены особенности российской ментальности, способствующие динамичному освоению «цифровой парадигмы» экономических и образовательных отношений. В названном контексте автор акцентирует внимание на следующих особенностях российского менталитета: мировоззренческая акмеологическая значимость пословиц и поговорок; игнорирование отечественных социокультурных, педагогических, экономических, технологических традиций; намеренное занижение качества российского образования; поговорили (чем больше, тем лучше) = сделали; особенности распределения интеллектуально-аналитических ресурсов: 80 % для ответа на вопрос «Кто виноват? 20 % на вопрос «Что делать?». На основании информации официальных сайтов современных отечественных промышленных предприятий о цифровизации производственных процессов в статье выполнен сопоставительный анализ целесообразности сбора избыточного массива данных. Избыточный массив данных закономерно приводит к затруднениям в определении релевантной информации, что снижает качество управленческих решений, скорость их разработки и реализации. Автор подвергает обоснованному сомнению эффективность административного подхода к проектированию и практическому освоению цифровой образовательной среды; приводит факты выдвижения требований, противоречащих нормам профессиональной этики в адрес преподавателей вузов. В статье показано, как «цифровая форма» в вузовском образовании скрывает традиционное и не нуждающееся в редактировании содержание профессиональной подготовки руководителя современной организации. Разоблачаются основанные на «цифровых подходах» спекулятивные оценки качества общего среднего образования. На основе анализа материалов, опубликованных в электронных журналах, рецензируемых ВАК, делается вывод о низком качестве научно-методического обеспечения цифровой трансформации российского образования. Показана ошибочность интерпретации образования в качестве драйвера трансформации традиционного российского общества в цифровое.

Ключевые слова: Россия, цифровая трансформация, образование, угроза, регрессивное развитие.

Для цитирования: Рябухин В.В. Цифровая трансформация как угроза регресса образования в России // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 67-72. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-67-72

Original article

Digital transformation as a threat to education regression in Russia Vladimir V. Ryabukhin

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, v_ryabuhin@pspu.ru

Abstract. On the basis of an interpretive approach, the current realities and trends of the digital transformation process in Russian education are considered. The features of the Russian mentality are determined, contributing to the dynamic development of the "digital paradigm" of economic and, in particular, educational relations. In this context, the author focuses on the following features of the Russian mentality: ideological acmeological significance

© Рябухин В.В., 2021

of proverbs and sayings; ignoring domestic socio-cultural, pedagogical, economic, technological traditions; deliberate understatement of the quality of Russian education; talked (the more the better) = done; peculiarities of the distribution of intellectual and analytical resources: 80% for the answer to the question «Who is to blame?» 20% to the question «What to do?» Based on the information on the official websites of modern domestic industrial enterprises on the digitalization of production processes, the article provides a comparative analysis of the feasibility of collecting a redundant array of data. An excessive amount of data naturally leads to difficulties in determining the relevant information, which reduces the quality of management decisions, the speed of their development and implementation. The author casts reasonable doubt on the effectiveness of the administrative approach to the design and practical development of the digital educational environment; cites the facts of putting forward demands that contradict the norms of professional ethics against university teachers. The article shows how the «digital form» in university education hides the traditional content of the professional training of the head of a modern organization, which does not need to be edited. The speculative assessments of the quality of general secondary education based on «digital approaches» are exposed. Based on the analysis of materials published in electronic journals peer-reviewed by the Higher Attestation Commission, a conclusion is drawn about the low quality of scientific and methodological support for the digital transformation of Russian education. The erroneous interpretation of education as a driver of transformation of traditional Russian society into a digital one is shown.

Keywords: Russia, digital transformation, regressive development, education, threat.

For citation: Ryabukhin V.V. Digital transformation as a threat to education regression in Russia. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:67-72. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2021-8-67-72

Введение

Цифровая трансформация, в процесс которой всё более динамично втягиваются отечественные социально-экономические институты, наряду с обеспечением интенсивности технического прогресса и лавинообразным созданием внешних удобств пользования информационно-коммуникационными технологиями содержит скрытые серьезные угрозы для развития образования в России. Перефразируя поэта «Серебряного века» В.В. Маяковского, значительная (если не большая) часть экономически активного населения страны живёт с «Гейтсом-Маском в башке и гаджетом в руке». В междисциплинарных профессиональных сообществах появляются исследователи, убеждающие в том, что «будущее уже наступило» [Шестакова 2019: 14].

Сложившиеся реалии во многом обусловлены параметрами российского менталитета, такими как мировоззренческая акмеологическая значимость пословиц и поговорок; игнорирование отечественных социокультурных, педагогических, экономических, технологических традиций; намеренное занижение качества российского образования; поговорили (чем больше, тем лучше) = сделали; особенности распределения интеллектуально-аналитических ресурсов: 80% для ответа на вопрос «Кто виноват?» 20% на вопрос «Что делать?». Аргументируем высказанный тезис.

Основная часть

В одной из частных бесед [Официальный сайт Исторического парка «Россия моя история» 2017] император Александр II отметил: «Весь мир живёт по законам, а Россия по пословицам и поговоркам». Когда на прокатном стане завода «Северсталь» [Сахарова 2016] устанавливают 9000 датчиков, а получаемая ими информация отсылается в «облако», перед нами не что иное, как поговорки: «Вали кулём, потом разберём; работа - не волк, в лес не убежит». Очевидно, что техническая система «Прокатный стан» значительно более проста, чем современный авиадвигатель, для точного определения параметров работы которого в процессе технических испытаний необходимо датчиков в 30 раз меньше [Официальный сайт ИРО ПК 2015].

Игнорирование отечественных социокультурных, педагогических, экономических, технологических традиций проявляется в замалчивании имён Кокорева, Шарапова, Третьякова, Каменских, Юманова, Мешкова, Леонтьева, Ильина, Булгакова, Ушинского, Каптерева, Лесгафта, Сорока-Росинского, Макаренко, Сухомлинского, Амонашвили, Славянова, Попова, Королёва, Гастева, Ловина, Солдатова и многих-многих других.

Использование для оценки качества современного российского образования зарубежных подходов и методик (вопреки указанию Президента В.В. Путина на необходимость разработки отечественных рейтингов, в том числе, в образовании) не что иное, как наше, привычное: у них всё замечательно и прогрессивно, у нас - отстало и регрессивно.

Поговорили - значит сделали. Эта ментальная особенность оказывает медвежью услугу апологетам триумфального шествия цифровизации по просторам страны, умам и сердцам россиян. Ещё в конце 2017 года, на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», рассказывая о первых результатах внедрения приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (СЦОС), Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в области высшего образования Минобрнауки РФ, выделил три ключевых обстоятельства. Во-первых, весь мир становится цифровым, и процесс обучения должен этому соответствовать, то есть также быть представленным «в цифре». Во-вторых, цифровой мир позволяет человеку выстраивать собственную образовательную траекторию, брать ответственность за свое обучение на себя, чего традиционная высшая школа обеспечить не может. Наконец, в-третьих, единая цифровая среда даст возможность равного доступа к качественному и самому современному на данный момент образованию всем гражданам огромной страны» [Москалюк 2018: 5].

Аргумент «во-первых» не что иное как калька высказывания героя «Собачьего сердца» Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «На Кузнецком - все в лаковых» [Булгаков 1997: 432]. Аргумент «во-вторых». Мотивация на создание и ответственное движение по индивидуальной образовательной траектории никак не коррелируют с обеспеченностью гаджетами, уровнем развития hard skills и объёмом представленности индивида в социальных сетях и мессенджерах. «Традиционная школа» располагает достаточным и признанным мировым сообществом опытом помощи в создании и методическом сопровождении движения обучающегося по индивидуальной образовательной траектории. Аргумент «в-третьих». В некоторых сельских школах Пермского края сайт образовательной организации сначала записывают на диске (та же процедура для процесса редактирования), а потом доставляют в районное управление образования, где нет проблем с интернетом. Наиболее радикально настроенные участники упомянутой пресс-конференции говорили о том, что «вместе с новой информационной культурой приходит новая образовательная культура. На одной из наших конференций прозвучал лозунг «Меняйся или умри» (калька с заголовка романа Д. Брэндона «Меняйся или сдохни» [Брэндон 2015: 3]). Применительно к преподавателю эпохи «цифровизации» мы трансформировали его в более мягкий: «Меняйся или уйди». Потому что в университеты приходят дети, рожденные и воспитанные в цифровую эпоху. С ними надо разговаривать на их языке. Перестройка сознания преподавателей - одна из главных в этом проекте» [Москалюк 2018: 5].

Очевидно, что большинство российских абитуриентов находятся в возрасте 18 лет, по соответствующей конвенции ООН - уже не ребёнок. Говорить о новой информационной культуре преждевременно, так как на данный момент у исходного понятия «цифровая трансформация» окончательно не определено содержание. Практика дистанционного образования в период пандемии доказала значительно большую востребованность обучающимися soft, а не hard skills вузовского педагога, поэтому в перестройке его сознания нет никакой объективной необходимости.

Научное обеспечение цифровой трансформации в лице лидера этого процесса - «ГНИУ «ВШЭ» интенсивно эксплуатирует особенность российской ментальности, связанную с необеспеченностью интеллектуально-аналитическими ресурсами ответа на вопрос «как делать?» (80 % интеллектуально-аналитических ресурсов для ответа на вопрос «кто виноват?»; 20 % на «что делать?»). В вузе создана «Лаборатория цифровой трансформации образования». Миссия этого структурного подразделения - это «оценка качественного развития российского образования через цифровые технологии и разработка стратегии управления процессами цифровой трансформации» [Официальный сайт Пермские моторы 2018]. Магистерская программа

«Цифровая трансформация образования» учит студентов «запускать высокотехнологичные образовательные стартапы» [там же]. Представляется уместным процитировать другого героя «Собачьего сердца», профессора Преображенского: «Кто на ком стоял? Потрудитесь выражать ваши мысли яснее!» [Булгаков 1997: 382]. Второе, не менее важное, по мнению разработчиков и ведущих упомянутой магистерской программы, направление взаимодействия со студентами -обучение умениям и навыкам «принимать решения, правильно используя данные различных информационных систем» [Официальный сайт Пермские моторы 2018] - сформулированная «цифровым новоязом» аксиома теоретической подготовки руководителя: управленческие решения должны приниматься только на основе релевантной информации. Таким образом, «цифровизация» - не более чем относительно новая форма для традиционного классического содержания профессиональной подготовки.

По инициативе и при активном участии сотрудников «ГНИУ «ВШЭ» в стране с интенсивным использованием административного ресурса реализуется проект «500+». В зависимости от количественных («цифровых») результатов Всероссийских проверочных работ в основной школе образовательная организация общего среднего образования может быть отнесена к так называемым ШНОР (школа с низкими образовательными результатами). В Пермском крае в начале реализации проекта административно было решено «выделить» 200 таких школ, затем это число значительно сократилось. К ШНОР может быть отнесена образовательная организация, к которой у потребителей и многочисленных контролёров качества услуги нет претензий к результатам ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, значительные финансовые, организационные, материально-технические, информационные ресурсы привлечены к созданию нового платья короля: очевидно, что «цифровые результаты» ВПР не являются релевантными для оценки качества образовательной услуги. Игнорируется аксиома возрастной и педагогической психологии: в основной школе доминирующей потребностью подростка является общение, а не учение [Официальный сайт ГНИУ «ВШЭ»].

Приведём ещё один пример «научного» осмысления процесса цифровой трансформации. В статье «Цифровизация дошкольного образования: обобщение опыта муниципальной системы» её автор, Е.П. Сахарова, пишет: «В качестве основных направлений изучения состояния цифровизации дошкольного образования мы выбрали следующие направления: материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций; подготовка педагогических кадров для работы в условиях цифровизации образования; формирование и тиражирование позитивных практик применения цифровых технологий в дошкольном образовании.<.. .> Ключевым методом исследования стали сбор и анализ отчетной документации, в том числе статистических данных, мониторинг активности дошкольных образовательных организаций в социальных сетях» [Сахарова 2020: 2]. Качество цитируемого текста, размещенного в рецензируемом ВАК электронном журнале «Дошкольное образование», избавляет от необходимости в комментариях. Некоторые исследователи, например И.Г. Шестакова, единственным риском цифровой трансформации считают «потерю этнической идентичности» [Шестакова 2019: 79].

Вместе с тем, в профессиональном сообществе существуют единичные наблюдения и описания трудностей интеграции фундаментальной науки с прикладной парадигмой цифровой трансформации. По мнению В.А. Тестова, «педагогическая наука не успевает за бурным процессом цифровой трансформации образования, не выработана единая методологическая основа, в научном сообществе нет единого понимания этого процесса и возникающих при этом новых научных терминов, более того, возникают ненужные коллизии в научном общении. Наблюдается также недостаточная научная обоснованность происходящих перемен в образовании. Постоянный процесс реформирования, модернизации, совершенствования образовательных систем не достигает результата, а ведет к накоплению усталости педагогов от реформ, возникновению в обучении психофизиологических и методических проблем. При реформировании содержания образования допускаются ошибки, связанные с отсутствием опоры на фундаментальные педагогические знания, отсутствием баланса между традициями и

инновациями в образовании. Разрешить возникающие проблемы можно только в результате выработки единой методологической основы и единых научных подходов в цифровой трансформации образования» [Тестов 2019: 17].

На первый взгляд, учрежденный Министерством Просвещения РФ 2 июля 2020 года «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» обладает необходимым потенциалом для решения перечисленных В.А. Тестовым проблем, однако содержание деятельности учреждения говорит об обратном. Оно оформлено в виде долгосрочных проектов мониторинга доступности дошкольного образования; создания видеоуроков по всем дисциплинам школьного учебного плана; сопровождения официального сайта Министерства Просвещения РФ; обеспечения деятельности портала «Российское образование», где размещены «актуальные новости <...>, полезная информация для педагогов, учащихся и их родителей, тематические обзоры и аналитические статьи, онлайн-проекты и конкурсы регионального и федерального масштаба» [Официальный сайт ФГАУ «ФИЦТО» 2020]. Описанный подход стимулирует региональную конъюнктурно-маркетинговую направленность организационно-методического обеспечения деятельности образовательных организаций в условиях цифровой трансформации. В качестве примера назовём две темы мероприятий Института развития образования Пермского края, проведенных в плане подготовки к новому учебному году: «Установочный вебинар по созданию инновационно-методической сети образовательных организаций Пермского края, реализующих образовательные проекты soft и self skills у обучающихся»; «Педагогическая гостиная «Гибкие навыки современного педагога ДОУ: 5 слагаемых успеха» [Официальный сайт ИРО ПК 2021].

Заключение

Таким образом, цифровая трансформация в её актуальном состоянии характеризуется низким качеством научного и организационно-методического обеспечения образовательного процесса; созданием параллельных организационных структур в управлении; ситуацией подмена цели и плана способом действий. Деформируются системозадающие характеристики параметров образовательной деятельности (результаты ВПР), искажается содержание терминов (стандарт перестал быть эталонной нормой, технологией называют любое взаимодействие участников образовательных отношений). Фиксируется приоритет формы над содержанием деятельности, что надежно маскирует дилетантизм и безответственность. Из величайшего из земных благ при условии высочайшего качества (Р. Киплинг) система образования, по мнению В.С. Москалюк «...призвана стать драйвером трансформации традиционного общества в его цифровой вариант» [Москалюк 2019: 3]. Для образования это регресс: «тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций» [Большой энциклопедический словарь 2001: 1004].

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия». СПб.: Норинт, 2001. 1456 с.

2. Булгаков М.А. Собачье сердце. Избр. Соч. в 2-х Т, Т. 1. М.: Рипол-Классик, 1997. 864 с.

3. Брэндон Д. Меняйся или сдохни. М.: Литрес Самиздат, 2015. 237 с.

4. Москалюк В.С. Необходимость цифровизации российского образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neobhodimost-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 12.07.2021).

5. Официальный сайт ГНИУ «ВШЭ» [Электронный ресурс]. URL: https://hse.ru (дата обращения: 15.07.2021).

6. Официальный сайт ИРО ПК [Электронный ресурс]. URL: https://iro.perm/ru (дата обращения: 12.06.2021).

7. Официальный сайт Пермские моторы [Электронный ресурс]. URL: http://www.pmz.ru (дата обращения: 12.08.2021).

8. Официальный сайт Исторического парка «Россия моя история» [Электронный ресурс]. URL: https://myhistorypark.ru (дата обращения: 22.07.2021).

9. Сахарова Е.П. Цифровизация дошкольного образования: обобщение опыта муниципальной системы // Современное дошкольное образование [Электронный ресурс]. URL: https://sdo-joumal.m/joumalpril/ep-saharova-cifrovizaciya-doshkolnogo-obrazovaniya-obobshhenie-opyta-municipalnoj-sistemy.html (дата обращения: 05.07.2021).

10. Тестов В.А. О некоторых методологических проблемах цифровой трансформации образования // Информатика и образование. 2019. (10). С. 31-36. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-10-31-36 (дата обращения: 07.07.2021).

11. Официальный сайт ФГАУ «ФИЦТО» [Электронный ресурс]. URL: https://ficto.ru (дата обращения: 12.06.2021).

12. Шестакова И.Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 20-29.

References

1. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Big encyclopedic dictionary]. 2nd edition, Moscov, Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya», Saint Petersburg, Norint, 2001, 1456 p. (In Russ.)

2. Bulgakov M.A. Sobach'e serdtse [Dog's heart]. Vol. 1. Moscov, Ripol-Klassik, 1997, 864 p. (In Russ.)

3. Brendon D. Menyaisya ili sdokhni [Change or die]. Moscov, Litres Samizdat, 2015, 237 p. (In Russ.)

4. Moskalyuk V.S. Neobkhodimost' tsifrovizatsii rossiiskogo obrazovaniya [The need for digitalization of Russian education]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya/viewer (accessed: 12.07.2021).

5. Ofitsial'nyi sait GNIU «VShE» [Official site of the State Research University "Higher School of Economics"]. (In Russ.). Available at: https://hse.ru (accessed: 15.07.2021).

6. Ofitsial'nyi sait IRO PK [Official site of IRO PC]. (In Russ.). Available at: https://iro.perm/ru (accessed: 12.06.2021).

7. Ofitsial'nyi sait Permskie motory [Official site Perm Motors]. (In Russ.). Available at: http://www.pmz.ru (data obrashcheniya: 12.08.2021).

8. Ofitsial'nyi sait Istoricheskogo parka «Rossiya moya istoriya» [Official site of the Historical Park "Russia is my history"]. (In Russ.). Available at: https://myhistorypark.ru (accessed: 22.07.2021).

9. Sakharova E.P. Tsifrovizatsiya doshkol'nogo obrazovaniya: obobshchenie opyta munitsipal'noi sistemy [Digitalization of preschool education: generalization of the experience of the municipal system]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. (In Russ.). Available at: https://sdo-joumal.ru/journalpril/ep-saharova-cifrovizaciya-doshkolnogo-obrazovaniya-obobshhenie-opyta-municipalnoj-sistemy.html (accessed: 05.07.2021).

10. Testov V.A. O nekotorykh metodologicheskikh problemakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniya [On some methodological problems of digital transformation of education]. Informatika i obrazovanie, 2019, (10), pp. 31-36. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-10-31-36 (accessed: 07.07.2021).

11. Ofitsial'nyi sait FGAU «FITsTO» [FGAU "FITSTO" official site]. (In Russ.). Available at: https://ficto.ru (accessed: 12.06.2021).

12. Shestakova I.G. Novaya temporal'nost' tsifrovoi tsivilizatsii: budushchee uzhe nastupilo [New temporality of digital civilization: the future has already arrived]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, no. 2, pp. 20-29. (In Russ.)

Информация об авторе В.В. Рябухин - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author V. V. Ryabukhin - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 08.08.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 08.10.2021.

The article was submitted 08.08.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 08.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.