СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 378 О. Г. Ачкасова
O. Achkasova
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ ВУЗА НА ЭТАПЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
EDUCATIONAL MARKETING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AT THE STAGE OF DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION
Введение. В настоящей публикации обусловливается необходимость преобразования инструментов и технологий образовательного маркетинга на этапе цифровой трансформации общества, экономики и высшего образования.
Методология. Автор рассматривает понятия «образовательный маркетинг», «цифровизация» и «цифровая трансформация», определяет их особенности и специфику. Трансформационные процессы, наблюдаемые сегодня в экономике и высшем образовании, меняют технологии образовательного маркетинга, сложившиеся в теории и практике экономических и педагогических наук.
Результаты публикации заключаются в определении основных направлений деятельности образовательного маркетинга в вузе на этапе цифровой трансформации высшего образования и в адаптации классической концепции маркетинг-микс 4Р в цифровом образовательном пространстве, что является исследовательской новизной.
Заключение. Автор обосновывает необходимость преобразования маркетинговой деятельности вуза на этапе цифровой трансформации высшего образования с использованием современных диджитал-инструментов и технологий.
Introductions. This publication raises the issue of the need to transform educational marketing tools and technologies at the stage of digital transformation of society, economy and higher education.
Methodology. The author has studied the concepts of «educational marketing», «digitalization» and «digital transformation», highlighted the differences between the last two concepts and processes, and defined their foundations. Based on these conclusions, it is concluded that modern higher education has entered the stage of digital transformation. These transformational processes in the economy and higher education are changing the technologies for implementing educational marketing that have developed in the theory and practice of economic and pedagogical Sciences.
Results the publications are aimed at defining the main directions of educational marketing in higher education at the stage of digital transformation of higher education, and at adapting the classical concept of marketing mix 4P in the digital educational space, which is a research novelty.
Conclusions. The author substantiates the need to transform the marketing activities of the University at the stage of digital transformation of higher education using modern digital tools and technologies.
Ключевые слова: образовательный маркетинг, высшее образование, цифровая трансформация, циф-ровизация.
Keywords: educational marketing, higher education, digital transformation, digitalization.
Введение
Система высшего образования характеризуется высокой степенью конкуренции на рынке образовательных услуг, предоставляемых государственными и негосударственными учреждениями, широким набором уровней и направлений подготовки. Для повышения конкурентоспособности отдельных образовательных учреждений актуальным остается формирование долгосрочной маркетинговой стратегии, использование маркетинговых технологий и создание специальных маркетинговых служб в составе образовательного учреждения. Данные процессы впервые появились в современной отечественной образовательной системе в 90-е гг. в связи с переходом на рыночную экономику [9]. Начатые в середине XX в. процессы компьютеризации привели к появлению Интернета, затем общество прошло процесс информатизации. Сегодня мир оказался на пороге нового этапа цифро-визации и даже цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности человека - науки, экономики, промышленности, образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Вместе с возрастанием изменчивости окружающего мира, персонализацией, техно-логизацией, формированием и развитием цифровой экономики, цифровизацией и цифровой трансформацией происходят глобальные изменения на рынке образовательных услуг.
Таким образом, цифровая эпоха ставит вызов системе образования. Заложенные основы образовательного маркетинга в конце прошлого столетия, получившие свое дальнейшее развитие, на современном этапе претерпевают трансформационные изменения. Вопросы трансформации образовательного маркетинга на этапе цифровизации и цифровой транс-
формации общества, экономики, образования требуют глубокого и детального изучения.
Методология
Мы провели анализ научных исследований и публикаций по проблемам образовательного маркетинга, а также цифровизации и цифровой трансформации общества, экономики и высшего образования. По оценкам Всемирного экономического форума, цифровизация имеет огромный потенциал для бизнеса и общества в течение следующего десятилетия и может принести дополнительно более 30 трлн долларов США доходов для мировой экономики до 2025 г. Согласно исследованиям М в ближайшие пять лет 40 % компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в отрасли, утратят свои позиции, если не проведут цифровую трансформацию. Признавая эволюционный характер развития экономики, мы должны отметить, что в настоящее время отсутствует комплексный целостный подход, использование которого позволило бы обеспечить цифровую трансформацию всей инновационной экосистемы, а также инновационной среды как важнейшего условия достижения глобальной конкурентоспособности на высокотехнологичных рынках [2]. Суть термина «цифровизация» и его роль в историческом развитии общества трактуются исследователями по-разному: как перевод информации в «цифру», как новая парадигма мысли, общения, взаимодействия друг с другом; как новый этап развития общества, приводящий к росту качества жизни населения; как средство усовершенствования бизнес-процессов и комплексного решения задач инфраструктурного, управленческого, поведенческого и культурного характера [8].
Закрепление в законодательстве понятия «циф-ровизация» получило в связи с обозначением цифровой экономики. Цифровая экономика, согласно Указу Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», понимается как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [11].
Одним из методологов по разработке и реализации стратегии долгосрочного развития экономики Российской Федерации является Центр стратегиче-
ских разработок (ЦСР). ЦСР - некоммерческая организация, в состав учредителей которой с 2019 года вошло Министерство экономического развития Российской Федерации - https://www.csr.ru. В январе 2019 года ЦСР представил доклад «Государство как платформа» [6], в котором даны определения цифро-визации и цифровой трансформации. Цифровизация -улучшение существующих процессов путем внедрения ^^методы оптимизации процессов; реинжиниринг процессов; анализ данных для принятия решений (с точки зрения эволюции цифровой трансформации). Цифровая трансформация - реинжиниринг бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов, который приводит к существенному (в разы) улучшению характеристик процессов (сокращению времени их выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, увеличению выхода, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов и т. д.) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств (принятие решений в автоматическом режиме без участия человека и т. д.).
Обратимся к еще одному определению цифровой трансформации как к проявлению качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад, а также происходит создание новых отраслей экономики [15].
Рассмотрим также термин «трансформация», включенный в смысловую нагрузку понятия «цифровая трансформация».
Трансформация (лат. transformatio - преобразование) имеет несколько значений:
1. Преобразование, превращение, видоизменение.
2. Понижение или повышение напряжения переменного электрического тока при помощи трансформатора.
3. Сценическое превращение, театральный или цирковой номер, основанный на быстром изменении актером своей внешности (костюма, грима, парика и т. п.).
4. В генетике - процесс поглощения клеткой организма свободной молекулы ДНК из среды и встраивания ее в геном, что приводит к появлению у нее новых наследуемых признаков, характерных для организма-донора ДНК.
5. В лингвистике - правило, по которому из так называемых ядерных предложений языка получаются производные [17].
В экономических науках существуют понятия «институциональная трансформация» и «институциональные изменения». Институциональная трансформация и институциональные изменения являются достаточно схожими процессами, характеризующими замену институтов. Однако, в нашем понимании, между ними существует определенная разница, особенно ощутимая, если принимать во внимание глубину, охват и масштабность замены институтов и сопоставить новое состояние социально-экономического развития и институциональной среды с тем, которое было ранее. При этом институциональная трансформация представляет собой более глубокий процесс. В результате институциональных трансформаций происходят изменения именно системообразующих институтов, предопределяющие характер и особенности развития. Институциональные трансформации предполагают изменение совокупности правил, норм, процедур, регламентов, предопределяющих функционирование системообразующих элементов модели системы в соответствии с новым состоянием институциональной среды и выбранной траекторией развития [4]. Таким образом, природа процесса цифровиза-ции схожа с институциональными изменениями; природа процесса цифровой трансформации аналогична институциональной трансформации. Другие авторы считают, что цифровизация - применение цифровых технологий, обеспечивающих повышение эффективности компании и улучшение качества жизни ее сотрудников; цифровая трансформация - комплексное преобразование организации, связанное с успешным переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций с клиентами и поставщиками, продуктам, бизнес- и производственным процессам, корпоративной культуре, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью существенного повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости [10]. Есть мнение, что если кратко охарактеризовать различие между цифровизацией и цифровой трансформацией, то цифровизация - процесс, а цифровая трансформация - законченный путь преобразований [20]. Однако мы не согласны с данным утверждением. И цифровизация, и цифровая трансформация -это процессы, но с разными глубинными изменениями и преобразованиями, полученными в результате.
Обобщая анализ вышеизложенных позиций, мы разделяем подходы в толковании понятий «цифро-
визация» и «цифровая трансформация», основанные на исходных положениях дефиниций «институциональная трансформация» и «институциональные изменения». Таким образом, определение цифровой трансформации как серии глубоких и скоординированных изменений в экономике, технологиях и всех сферах жизнедеятельности, которые приводят к трансформации институциональных операций, стратегических направлений и ценностных предложений, считаем обоснованным.
В 2016 г. стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В рамках данного проекта предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте» [18]. В настоящее время на повестке дня задача цифровой трансформации, или цифрови-зации, образования - приведение системы образования в соответствие с задачами, вызовами и возможностями общества и цифровой экономики. Здесь речь идет об изменении целей и содержания образования, совершенствовании образовательного процесса и погружении его в цифровую среду [19]. Таким образом, трансформационные процессы в экономике, обществе и высшем образовании меняют и принципы образовательного маркетинга, сложившиеся в теории и практике экономических и педагогических наук.
В нашей стране в период перехода к рыночной экономике маркетинг стал естественным инструментом борьбы за выживание для всех образовательных организаций на конкурентном образовательном рынке. По мнению представителей американской ассоциации маркетинга, маркетинг является процессом планирования и практического осуществления разработки товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций [16]. Образовательный маркетинг напрямую связан с формированием ассортимента образовательных услуг, «упаковки» услуг и дальнейшим сбытом на рынке; созданием имиджа конкурентоспособной образовательной организации, а также управлением
взаимоотношениями между клиентами - абитуриентами, студентами, родителями. Таким образом, образовательный маркетинг можно определить как «средство, при помощи которого образовательная организация сообщает и продвигает свои цели, ценности и продукты обучающимся, их родителям, своим сотрудникам и обществу в целом» [5]. Образовательный маркетинг становится важным средством преодоления противоречий между сферой образования, государством и человеком, поскольку в социальном плане он на практике способствует гармонизации общественного спроса и предложения в сфере осуществления образовательных услуг.
Первые исследования в области теории образовательного маркетинга появились в начале 70-х гг. в США. Первая комплексная теоретическая концепция образовательного маркетинга была предложена В. Загерсом и Ф. Хеберлином в 1980 г., которые попытались обосновать этические и моральные стороны маркетинга образования. Образовательный маркетинг как специальный раздел маркетинга услуг, по их мнению, характеризуется следующими особенностями:
а) наличием маркетинга образовательной деятельности (действий в целях внешней продажи образовательных услуг и улучшения образовательного климата внутри образовательного учреждения);
б) использованием образования как маркетингового средства (образование может применяться для услуг и продуктов, чтобы привлечь клиентов или сохранить их) [7].
Основоположником маркетинга образовательных услуг в нашей стране признан доктор экономических наук А. П. Панкрухин. «Предмет маркетинга в сфере образования - это философия (понимаемая здесь, прежде всего, как совокупность общих принципов рыночных отношений, как система взглядов), стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в развитии и благосостоянии его сотрудников; фирм и других организаций-заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности в этой сфере» [12].
Ю. Ю. Платонова определяет маркетинг образовательных услуг как эффективный рыночный механизм обеспечения конкурентоспособной образовательной деятельности вузов и получения дополнительных ресурсов развития [13]. И. А. Донина под образовательным маркетингом понимает философию современного управления, заключающуюся в создании и развитии долговременных взаимовыгодных отношений между объектами и субъектами рынка за счет проникновения образовательной составляющей в стратегию и во все элементы расширенного комплекса маркетинга. При этом в систему ценностей включены такие понятия, как взаимное доверие участников, удовлетворенность производителя и потребителя, полнота владения информацией и доступность, интерактивность каналов коммуникаций, качество сервисной составляющей, совместная деятельность и совместное творчество, стабильность и продолжительность [7].
Анализ теоретических основ маркетинговой деятельности в образовательном пространстве показывает, что на этапе цифровой трансформации экономики и общества перед организациями высшего образования ставятся амбициозные задачи. Основной является подготовка профессионалов, востребованных в высококонкурентной рыночной среде, формирующих индивидуальные карьерные траектории и постоянно улучшающих свои компетенции за счет непрерывного образовательного процесса в течение всей профессиональной жизни. Модель подобного взаимодействия формируется в условиях новой информационно-цифровой среды, опосредующей особый интерес к инновационным маркетинговым коммуникациям, адаптированным к организации диджитал-контакта с потребителями образовательных услуг, готовыми осуществлять онлайн-обучение. Соответственно, образовательные учреждения оказались в ситуации необходимости перевода маркетинговой деятельности на другой качественный уровень, основанной на цифровых технологиях.
Результаты
На этапе цифровой трансформации высшего образования происходит переосмысление идей маркетинга в образовании, поиск философии и механизма, позволяющих сфере образования не потерять собственную уникальность и в то же время обеспечивающих ее эффективность. Глобальная цель образовательного маркетинга вуза на современном этапе -перевести потребителя из офлайн-системы в систему онлайн-пространства [3]. При этом образовательные
услуги на этапе цифровой трансформации реализуются либо в смешанном формате (очное плюс электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий), либо как электронное обучение в чистом виде [14].
Классический маркетинг рассматривается как практика использования элементов маркетинг-микса на интернет-площадке. К элементам маркетинг-микса (концепция 4Р) [1] относят цену, продукт, место продаж и продвижение. Рассмотрим возможность адаптации концепции 4Р в высшем образовании на этапе его цифровой трансформации.
Товар (Product) - то, что организация предлагает или продает в сети Интернет. В условиях вуза в роли товара выступают образовательные услуги. Через сайт осуществляется информирование абитуриентов, студентов, аспирантов, общественности о деятельности вуза, его программах, образовательных, коммерческих услугах. В настоящее время нет вузов, не имеющих сайтов, причем качеству информационного наполнения и визуальной привлекательности уделяется серьезное внимание.
Цена (Price) - денежное вознаграждение, которое покупатель (пользователь) готов заплатить за услугу. Проблема в высшем образовании - высокая стоимость образовательных услуг, так как реализуются они высококлассными специалистами - научно-педагогическими кадрами, с другой стороны, система бюджетного учета ограничивает государственные вузы в формировании гибкой системы скидок.
Место продаж (Place) - место реализации образовательных услуг. В качестве места представления информации о реализуемых образовательных услугах вуза может выступать сайт, а также официальные страницы вуза и его структурных подразделений в социальных сетях, которые подробно освещают свою деятельность и проводят рекламные кампании средствами интернет-маркетинга.
Продвижение (Promotion) - комплекс мер по продвижению в интернет-пространстве образовательных услуг образовательной организации, ее сотрудников, идей. К инструментам продвижения в интернет-пространстве относят сайт образовательной организации, таргетированную и контекстную рекламу, поисковую оптимизацию сайта (SEO-продвижение), e-mail-маркетинг и т. д. Необходимо отметить важность маркетинга социальных связей в продвижении (SMM (social media marketing)): привлечение пользователей посредством социальных сетей. В настоящее время вузы активно включены в процесс создания официальных групп и страниц в социальных
сетях. Публикация информации в социальных сетях позволяет адресно воздействовать на выбранную целевую аудиторию и устанавливать способы коммуникации с ней. К методам SMM относятся работа с блогосферой, product placement, создание групп, сообществ в социальных сетях и профессиональных сообществах, онлайн-видеомаркетинг, подкастинг, мгновенный обмен сообщениями, коммуникативная активность, трансляция материалов сайта и др. Существенное преимущество образовательного маркетинга в социальных медиа для образовательных организаций заключается в бесплатном создании и использовании аккаунтов (помимо услуг таргети-рованной рекламы). Использование инструментов SMM значительно повышает эффективность функционирования и развития образовательной организации, сокращает издержки и повышает узнаваемость, так как основная целевая аудитория потенциальных потребителей образовательных услуг - активные пользователи социальных сетей.
Очевидно, что применение элементов маркетинг-микса 4Р в вузах обоснованно и целесообразно с точки зрения развития образовательного маркетинга высшего образования на этапе цифровой трансформации, что обеспечит повышение конкурентоспособности образовательной организации на современном рынке образовательных услуг. Таким образом, основными направлениями деятельности образовательного маркетинга в вузе на этапе цифровой трансформации являются:
• разработка качественного образовательного контента основных и дополнительных профессиональных образовательных программ электронного и смешанного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с потребностями и государственным заказом;
• мониторинг качества оказываемых образовательных услуг как с точки зрения удовлетворения потребителя качеством образовательных программ, так и с точки зрения соблюдения стандартов оказания услуги (требований к объему, результатам образования, условиям оказания услуги);
• «упаковка» образовательных услуг: подготовка к продвижению и продаже с применением цифровых технологий;
• осуществление продвижения образовательных услуг, реализуемых вузом, посредством различных инструментов интернет-маркетинга, в том числе и средствами SMM и формирования каналов сбыта;
• анализ результатов продвижения и эффективности продаж образовательных услуг;
• установление требований к научно-педагогическим работникам, к уровню развития их профессиональных цифровых компетенций.
Заключение
Образовательный маркетинг на этапе цифровой трансформации высшего образования представляет собой концепцию управления, а также определяет деятельность и цели образовательных организаций в сфере предоставления качественных образовательных услуг, удовлетворения потребностей, повышения конкурентоспособности, сохранения ценностей общества. На современном этапе развития цифровой экономики и цифровой трансформации высшего образования внедрение маркетинговых процедур в части предоставления образовательных услуг и адаптации концепции маркетинг-микса 4P в высшем образовании является качественной характеристикой вуза, отвечающей всем требованиям современного рынка. Маркетинговая деятельность вуза на этапе цифровой трансформации высшего образования в качественно новом статусе выступает как жизненно важный и не требующий обсуждений его целесообразности процесс.
Литература
1. McCarthy E. J. Basic Marketing. Homewood, IL. : Richard D. Irwin, 1964.
2. Арчакова С. Ю. Управление инновационной средой в условиях цифровой экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2019. 23 с.
3. Ачкасова О. Г, Дворовенко О. В. Образовательный маркетинг вуза при реализации ДПО на этапе цифровизации высшего образования // Адресная подготовка специалистов среднего профессионального образования в процессе сетевого взаимодействия : мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. Уфа, 2019. С. 185-192.
4. Боровская Л. В. Сущность и характеристика институциональных трансформаций и институциональных изменений // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 5 (74). С. 107-113.
5. Бронников А. В. Актуальность организации маркетинговой деятельности в образовательной организации // European scientific conference : сб. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2020.
6. Государство как платформа: доклад Центра стратегических разработок [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/ images/News/2019-01/16-01-2019-GovPlatform.pdf (дата обращения: 05.10.2020).
7. Донина И. А. Образовательный маркетинг - современный этап маркетинга взаимоотношений // Фундаментальные исследования. 2013. № 4, Ч. 1. С. 158-161.
8. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко и др. М., 2017. 160 с.
9. Максаев А. А., Попова Т. С. К вопросу о сущности дефиниции «образовательный маркетинг» // Экономика устойчивого развития. 2019. № 3 (39). С. 215-218.
10. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ ru/documents/7022/ (дата обращения: 02.10.2020).
11. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 01.10.2020).
12. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг : дис. ... д-ра экон. наук. М., 1995. 412 с.
13. Платонова Ю. Ю. Маркетинг образовательных услуг как инструмент обеспечения конкурентоспособности государственного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 24 с.
14. Проектирование и организация учебного процесса в электронной обучающей среде Moodle / Л. П. Грунина, А. Г. Широ-колобова, И. В. Губанова и др. Кемерово, 2020. 120 с.
15. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/01415213/scd_10112017_12 (дата обращения: 03.10.2020).
16. Словарь маркетинговых терминов [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/A9HNu (дата обращения: 06.10.2020)
17. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999.
18. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaja-tsifrovaja-obrazovatelnaja-sreda-v-rossiiskoi (дата обращения: 08.10.2020).
19. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018. С. 20.
20. Цифровая трансформация образования и драйверы развития. Доклад Сьюзан Граджек (Susan Grajek), PhD Йельского университета [Электронный ресурс]. URL: https://www. mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya (дата обращения: 06.10.2020).
References
1. McCarthy E. J. Basic Marketing. Homewood, IL., Richard D. Irwin, 1964. (In English).
2. Archakova S. Yu. Upravlenie innovacionnoj sredoj v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Management of the innovation environment in the digital economy]. Abstract of Ph. D. thesis. Voronezh, 2019, 23 p. (In Russian).
3. Achkasova O. G., Dvorovenko O. V. Obrazovatel'nyj marketing vuza pri realizacii DPO na etape cifrovizacii vysshego obrazovaniya [Educational marketing of HIGH SCHOOL at the stage of digitalization of higher education]. Targeted training of specialists of secondary professional education in the process of network interaction. Proceedings of IV All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation. Ufa, 2019, pp. 185-192. (In Russian).
4. Borovskaya L. V. Sushchnost' i harakteristika institucional'nyh transformacij i institucional'nyh izmenenij [Essence and characteristic of institutional transformations and institutional changes]. Proceedings of the Southwest State University, 2017, vol. 21, no. 5 (74), pp. 107-113. (In Russian).
5. Bronnikov A. V. Aktual'nost' organizacii marketingovoj deya-tel'nosti v obrazovatel'noj organizacii [Relevance of marketing activity organization in an educational organization]. European scientific conference. Collection of articles of XVIII International Scientific Conference. Penza, 2020. (In Russian).
6. Gosudarstvo kak platforma: doklad Centra strategicheskih razrabotok [State as a platform: report from the Strategic Development Centre]. Available at: https://www.ranepa.ru/ images/News/2019-01/16-01-2019-GovPlatform.pdf (accessed 05.10.2020). (In Russian).
7. Donina I. A. Obrazovatel'nyjmarketing - sovremennyjetap marketinga vzaimootnoshenij[Educational marketing is the
modern stage of relationship marketing]. Fundamental Researches, 2013, no. 4, part 1, pp. 158-161. (In Russian)
8. Vartanova E. L., Vyrkovskiy A. V., Makseenko M. I. et al. Industriya rossijskih media: cifrovoe budushchee [Russian media industry: digital future]. Moscow, 2017, 160 p. (In Russian).
9. Maksaev A. A., Popova T. S. K voprosu o sushchnosti definicii «obrazovatel'nyj marketing» [To the question about the essence of the definition of "educational marketing"]. Economics of Sustainable Development, 2019, no. 3 (39), pp. 215-218. (In Russian).
10. Metodicheskie rekomendacii po cifrovoj transformacii gosudar-stvennyh korporacij i kompanij s gosudarstvennym uchastiem [Methodological recommendations for the digital transformation of state corporations and companies with state participation]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/documents/7022/ (accessed 02.10.2020). (In Russian).
11. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]. Presidential Decree No. 203 of 09 May 2017. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 01.10.2020). (In Russian).
12. Panrukhin A. P. Marketing obrazovatel'nyh uslug [Marketing of Educational Services]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 1995, 412 p. (In Russian).
13. Platonova Yu. Yu. Marketing obrazovatel'nyh uslug kak instrument obespecheniya konkurentosposobnosti gosudarstvennogo vuza [Marketing of educational services as a tool to ensure the competitiveness of a public university]. Abstract of Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2007, 24 p. (In Russian).
14. Grunina L. P., Shirokolobova A. G., Gubanova I. V. et al. Proektiro-vanie i organizaciya uchebnogo processa v elektronnoj obuchayu-shchej srede Moodle [Design and organization of educational process in the electronic learning environment Moodle]. Kemerovo, 2020, 120 p. (In Russian).
15. Reshenie Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta ot 11.10.2017 № 12 «Ob Osnovnyh napravleniyah realizacii cifrovoj povestki Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza do 2025 goda» [Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of 11.10.2017 № 12 "On the Main directions of the digital agenda of the Eurasian Economic Union until 2025"]. Available at: https:// docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415213/scd_10112017_12 (accessed 03.10.2020). (In Russian).
16. Slovar' marketingovyh terminov [Dictionary of marketing terms]. Available at: https://clck.ru/A9HNu (accessed 06.10.2020). (In Russian).
17. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian language]. Ed. A. P. Evgenieva. Moscow, 1999. (In Russian).
18. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 № 9) [Modern digital educational environment in the Russian Federation (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Protocol of 25.10.2016 № 9)]. Available at: https:// legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaja-tsifrovaja-obrazovatelnaja-sreda-v-rossiiskoi (accessed 08.10.2020). (In Russian).
19. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, pp. 20. (In Russian).
20. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i drajvery razvitiya. Doklad S'yuzan Gradzhek (Susan Grajek), PhD Jel'skogo universiteta [Digital transformation of education and drivers of development. Report by Susan Grajek, PhD Yale University]. Available at: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya (accessed 06.10.2020). (In Russian).