Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Е.К., Штепа Ю.П.

Обзор научных исследований показывает, что проблемы организации проектной деятельности, в том числе на этапе начального общего образования, исследованы достаточно широко. Вместе с тем, методические аспекты организации проектной деятельности при обучении информатике и информационным технологиям в начальной школе освещаются точечно. Возникает необходимость обоснования и разработки методических аспектов организации проектной деятельности школьников при обучении информатике на ступени начального общего образования. Сущность проектной деятельности отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития, помогает полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Проекты по информатике на этапе начальной школы позволяют связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выстроенном виде. Именно проектная деятельность предоставляет учащимся возможность реализовать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, увидеть реальные возможности их применения в различных сферах человеческой деятельности. При активной декларируемости роли изучения информатики и информационных технологий на ступени начального общего образования в учебном плане начальной школы предмет «Информатика» не предусмотрен. Авторами предлагается реализация в рамках внеурочной деятельности кружка «Цифровая грамотность», предусматривающего организацию проектной деятельности младших школьников. В работе приводятся примеры проектов различных типов, которые могут быть реализованы на занятиях кружка «Цифровая грамотность» в 1-4 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Е.К., Штепа Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES FOR JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN EXTRACURRICULAR COMPUTER SCIENCE ACTIVITIES

A review of scientific research shows that the problems of organizing project activities, including at the stage of primary general education, are widely enough researched. At the same time, the methodological aspects of the organization of project activities in teaching informatics and information technology in elementary school are covered point by point. There is a need to substantiate and develop the methodological aspects of the organization of students' project activities in computer science teaching at the level of primary general education. The essence of project activity meets the main psychological requirements of a personality at any stage of its development, helps to fully comprehend and master the educational material, forms independence and initiative of schoolchildren. Projects on computer science at the elementary school stage allow linking the knowledge obtained from various school subjects, increasing the student's interest in solving the problem posed and stimulating new knowledge, with the help of which the result can be presented in an aesthetic, easy-to-view and logically structured form. It is project activities that provide students with the opportunity to realize their personal interest in the knowledge they acquire, to see the real possibilities of their application in various spheres of human activity. While the role of Informatics and IT studies is proclaimed to be very important at the level of primary general education, the subject "Informatics" is not included in the curriculum of the elementary school. The way out in this situation may be the implementation within the framework of extracurricular activities of the "Digital Literacy" circle, which provides for the organization of project activities of junior high school students. The work gives examples of projects that can be implemented in the classes of the "Digital Literacy" club in Grades 1-4.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ»

Эяещротый научно-методичесщй ¿гурнал

Омского ТЯГ

Орлова Е.К., Штепа Ю.П. Организация проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности по информатике // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 4 (31) октябрь - декабрь - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2022/4/01038.pdf. - ISSN 2413-4066

Научная статья

УДК 37.025

Организация проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности по информатике

Орлова Е.К., Штепа Ю.П.

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия

Аннотация. Обзор научных исследований показывает, что проблемы организации проектной деятельности, в том числе на этапе начального общего образования, исследованы достаточно широко. Вместе с тем, методические аспекты организации проектной деятельности при обучении информатике и информационным технологиям в начальной школе освещаются точечно. Возникает необходимость обоснования и разработки методических аспектов организации проектной деятельности школьников при обучении информатике на ступени начального общего образования. Сущность проектной деятельности отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития, помогает полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Проекты по информатике на этапе начальной школы позволяют связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выстроенном виде. Именно проектная деятельность предоставляет учащимся возможность реализовать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, увидеть реальные возможности их применения в различных сферах человеческой деятельности. При активной декларируемости роли изучения информатики и информационных технологий на ступени начального общего образования в учебном плане начальной школы предмет «Информатика» не предусмотрен. Авторами предлагается реализация в рамках внеурочной деятельности кружка «Цифровая грамотность», предусматривающего организацию проектной деятельности младших школьников. В работе приводятся примеры проектов различных типов, которые могут быть реализованы на занятиях кружка «Цифровая грамотность» в 1-4 классах.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, цифровая грамотность, информатика, начальное образование, внеурочная деятельность.

Original article

Organization of project activities for junior high school students in extracurricular computer

science activities

Orlova E.K., Shtepa Y.P.

Sholom-Aleichem Priamursky state university, Birobidzhan, Russia

Abstract. A review of scientific research shows that the problems of organizing project

activities, including at the stage of primary general education, are widely enough researched. At the same time, the methodological aspects of the organization of project activities in teaching informatics and information technology in elementary school are covered point by point. There is a need to substantiate and develop the methodological aspects of the organization of students' project activities in computer science teaching at the level of primary general education. The essence of project activity meets the main psychological requirements of a personality at any stage of its development, helps to fully comprehend and master the educational material, forms independence and initiative of schoolchildren. Projects on computer science at the elementary school stage allow linking the knowledge obtained from various school subjects, increasing the student's interest in solving the problem posed and stimulating new knowledge, with the help of which the result can be presented in an aesthetic, easy-to-view and logically structured form. It is project activities that provide students with the opportunity to realize their personal interest in the knowledge they acquire, to see the real possibilities of their application in various spheres of human activity. While the role of Informatics and IT studies is proclaimed to be very important at the level of primary general education, the subject "Informatics" is not included in the curriculum of the elementary school. The way out in this situation may be the implementation within the framework of extracurricular activities of the "Digital Literacy" circle, which provides for the organization of project activities of junior high school students. The work gives examples of projects that can be implemented in the classes of the "Digital Literacy" club in Grades 1-4.

Keywords: Project, project activities, digital literacy, computer science, elementary education, extracurricular activities.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1] устанавливает требования к обновленному содержанию начального образования с ориентиром на результаты обучения, согласно которым система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Главной целью современного образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося.

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Создание проектов стало обязательным видом деятельности школьников, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко [2] определяют значимость проектной деятельности, прежде всего, в том, что она позволяет учащимся проявить их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, осмыслить необходимость этих знаний для дальнейшей жизни и творчества.

Ряд исследователей (А.С. Тен со соавторами [3], М.Д. Кричман [4], М.А. Гаврилова и Е. Г. Караулова [5] и др. [6-10]) рассматривают проектную деятельность как частно-методическое средство при обучении информатике. Систематизируя их мнения, можно сказать, что проектная деятельность, реализованная на базе информационных технологий и методов информатики, позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на создание информационного продукта в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде. Кроме того, ребенок может создавать значимые информационные продукты, овладевая при этом информационными технологиями и методами моделирования и формализации.

Е.С. Полат и др. [11] указывают, что в отношении школьников имеет смысл говорить об учебном проекте как самостоятельной, творческой, завершенной работе обучающегося, которая соответствует его возрастным возможностям и выполнена в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Для

учебного проекта, с одной стороны, обязательным является результат, который можно осмыслить, увидеть, применить в реальной практической деятельности. С другой стороны, ценность несет не только результат, но и сам процесс выполнения проекта. Метод проектов в школьном образовании является некой альтернативой классно-урочной системе.

Обзор научных исследований показал, что проблемы организации проектной деятельности исследованы достаточно широко. Тем не менее, методические аспекты организации проектной деятельности при обучении информатике на ступени начального образования освещаются точечно. Возникает необходимость обоснования и разработки методических аспектов организации проектной деятельности школьников при обучении информатике на ступени начального общего образования.

Самой важной целью начального образования является создание прочного фундамента знаний, развитие умения самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

По мнению С.Н. Лосика [12], компьютер играет все более важную роль в деятельности современных детей, в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Важность изучения информатики в начальной школе выражается в том, что дети рано или поздно начинают использовать компьютер не как предмет учебы, а как удобный способ решения определенных повседневных задач. Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.

Авторы С.А. Тихомирова [13], А. В. Ананина и С. Д. Суздалева [14], А.Г. Копестинская [15] и др. [16-20] указывают, что изучение информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента универсальных учебных действий, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.

Тем не менее, в учебном плане начальной школы предмет «Информатика» не предусмотрен. Выходом в данной ситуации может быть реализация в рамках внеурочной деятельности кружка «Цифровая грамотность», предусматривающего организацию проектной деятельности младших школьников.

Таким образом, цель исследования состоит в обосновании и разработке методических аспектов организации проектной деятельности младших школьников в рамках внеурочной деятельности по информатике.

Приведем примеры проектов, которые могут быть реализованы на занятиях кружка «Цифровая грамотность» в 1-4 классах.

В начале изучения курса обязательным условием является усвоение техники безопасности в компьютерном классе. Учащимся можно предложить выполнить мини-проект «Я в безопасности».

Название проекта: «Я в безопасности»

Цель проекта: создание учащимися выставки рисунков по технике безопасности в компьютерном классе.

Планируемый результат: выставка рисунков с запрещающими и разрешающими знаками по технике безопасности в компьютерном классе.

Ход проекта:

- знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе;

- разработка разрешающих и запрещающих знаков по технике безопасности;

- представление своих иллюстраций с объяснением, что на них изображено и почему это можно или нельзя делать в компьютерном кабинете;

- оформление стенда с выставкой рисунков.

В рамках темы «Начинаем работать на компьютере» можно организовать проект, позволяющий изучить основные устройства компьютера: системный блок, монитор,

клавиатура, мышь, их внешний вид и предназначение. Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых выбирает себе одно из устройств компьютера, изучает его и создает макет из картона. По итогам проекта каждая группа присоединяет свое устройство к другим, объясняя для каких целей используется это устройство, таким образом, получая компьютер из картона.

Название проекта: «Собери компьютер»

Цель проекта: изучение учащимися устройств компьютера и целей, для которых они используются.

Планируемый результат: создание макета компьютера из картона и других материалов.

Ход проекта:

- знакомство с основными устройствами компьютера;

- выбор устройства для своей группы;

- изучение выбранного устройства;

- создание макета выбранного устройства;

- описание устройства;

- комплектование макета компьютера в классе

- представление результатов работы.

При изучении темы «Моя первая программа. Линейный алгоритм» интересным для детей будет выполнение проекта «Алгоритмы в сказках», который покажет учащимся межпредметную связь информатики с литературой. С точки зрения информатики он покажет учащимся применение линейных алгоритмов в жизни. С точки зрения литературы его выполнение будет способствовать расширению кругозора учащихся и приобщению их к чтению литературных произведений.

Название проекта: «Алгоритмы в сказках»

Цель проекта: определение межпредметных связей между информатикой и литературой, изучение теоретического материала, выполнение практических заданий

Планируемый результат: доклад с составленным алгоритмом действий персонажей литературного произведения.

Ход проекта:

- выбор сказок, в которых ясно прослеживается определенный порядок событий;

- составление алгоритмической последовательности деятельности персонажей сказки;

- подготовка доклада;

- представление результатов.

Завершая изучение раздела «Программирование» в качестве итоговой работы детям можно предложить создать сказку про волшебника в игровой среде программирования Scratch.

Название проекта: «Волшебная сказка»

Цель проекта: проверка знаний учащихся по теме «Программирование».

Планируемый результат: создание сказки в игровой среде программирования Scratch.

Ход проекта:

- знакомство со средой программирования Scratch;

- добавление фона;

- добавление персонажа волшебника;

- добавление реплики волшебнику, например, «Добро пожаловать в школу Магии!»;

- добавление другого персонажа;

- разворот второго персонажа;

- создание диалога между персонажами;

- представление результатов работы.

Изучая раздел «Робототехника» учащиеся могут создать модель робота с помощью конструктора Lego Education WeDo 2.0. В разделе «Робототехника» можно предложить учащимся собрать модель мельницы

Название проекта: «Мельница»

Цель проекта: изучение процесса создания робота.

Планируемый результат: создание робота «Мельница».

Ход проекта:

- знакомство с конструктором Lego Education WeDo 2.0;

- построение из конструктора модели мельницы;

- подключение модели к устройству;

- создание алгоритма работы мельницы;

- создание программы вращения лопастей;

- представление результатов работы.

Во 2 классе раздел «Творчество и компьютер» подразумевает продолжение изучения программирования. На данном этапе изучения темы основное внимание уделяется разветвляющимся алгоритмам. Знакомство с алгоритмами и программированием происходит также в среде программирования Scratch. Для лучшего закрепления материала учащиеся могут создать проект «Помощь другу», где им необходимо придумать ситуацию выбора, в зависимости от которого будет выполняться то или иное действие, и создать эту ситуацию в среде программирования Scratch.

Название проекта: «Помощь другу»

Цель проекта: закрепление умений работы в игровой среде программирования Scratch.

Планируемый результат: создание сказки в игровой среде программирования Scratch.

Ход проекта:

- знакомство со средой программирования Scratch;

- изучение разветвляющихся алгоритмов и их видов;

- сочинение ситуации выбора в зависимости от которого будет выполняться то или иное действие;

- создание блок-схемы к данной ситуации;

- создание персонажей;

- присвоение персонажам необходимых действий;

- представление результатов работы.

В завершении изучения раздела «Робототехника» во втором классе учащимся предлагается создать проект «Танцующий робот». Попутно с созданием данного проекта учащиеся закрепляют умения работать в текстовом редакторе.

Название проекта: «Танцующий робот»

Цель проекта: закрепление умений создания робота и работы в текстовом редакторе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планируемый результат: создание танцующего робота.

Ход проекта:

- записать свои идеи для проекта в текстовом редакторе;

- обсудить и выбрать идею с руководителем проекта;

- составить алгоритм решения задачи в словесной форме и в виде блок-схемы;

- организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму;

- загрузить аудиофайл для робота;

- представлять созданного робота аудитории.

В 3 классе учебная программа начинается с раздела «Программирование», который основывается на изучении циклических алгоритмов. Учащимся предлагается создать проект «Летние каникулы». Им необходимо придумать циклическую ситуацию летних развлечений

и осуществить ее в среде программирования Scratch.

Название проекта: «Летние каникулы»

Цель проекта: закрепление умений работы в игровой среде программирования Scratch и знаний по теме: «Циклические алгоритмы».

Планируемый результат: создание программы в игровой среде программирования Scratch.

Ход проекта:

- знакомство со средой программирования Scratch;

- знакомство с циклическими алгоритмами и их видами;

- сочинение циклической ситуации летних развлечений;

- создание блок-схемы к данной ситуации;

- создание персонажей;

- присвоение персонажам необходимых действий;

- представление результатов работы.

При изучении социальных сетей и мессенджеров учащимся можно предложить выполнить групповой творческий проект, в котором необходимо совместно создать проект сценария внеклассного мероприятия на тему: «Путешествие в страну программирования».

Название проекта: «Путешествие в страну программирования».

Класс: 3

Цель проекта: закрепление знаний о программировании и умений групповой работать в мессенджерах.

Планируемый результат: сценарий внеклассного мероприятия на тему: «Путешествие в страну программирования».

Ход проекта:

- деление учащихся на группы;

- разделение ролей в группах;

- организация работы с одноклассниками в мессенджере (WhatsApp, Telegram);

- обсуждение и создание сценария мероприятия;

- создание необходимого наглядного материала;

- проведение мероприятия.

В процессе создания сценария к компьютерной игре у учащихся будет возможность развития творческих способностей и фантазии. Школьники научатся действовать по предложенному плану, создавать маркированные и нумерованные списки в текстовом редакторе. Для того чтобы создать игру учащимся предлагается шаблон сценария, который они должны написать в текстовом редакторе.

Название проекта: «Создание сценария игры».

Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся, умения действовать по предложенному плану, совершенствование навыков работы в текстовом редакторе.

Планируемый результат: сценарий компьютерной игры.

Ход проекта:

- определение жанра игры;

- выбор названия игры;

- определение цели;

- краткое описание игры;

- определение правил игры, которые игрок должен строго соблюдать;

- определение, планирование, построение игровых сюжетов;

- описание развития событий игры;

- оформление сценария в текстовом редакторе;

- представление сценария.

При изучении графических возможностей текстового процессора можно предложить учащимися создать рисунок в текстовом редакторе MS Office Word посредством вставки и

форматирования различных фигур.

Название проекта: «Русские национальные орнаменты»

Цель проекта: закрепление навыка вставки и редактирования фигур в текстовом редакторе.

Планируемый результат: выставка рисунков, созданных учащимися в текстовом редакторе MS Office Word.

Ход проекта:

- изучение информации об орнаментах русского народа;

- изучение функций и инструментов графического редактора, встроенного в текстовый редактор MS Office Word;

- исполнение рисунка в текстовом редакторе MS Office Word путем копирования одинаковых элементов рисунка;

- описание исполненного орнамента (название орнамента, на какие изделия он наносится)

- оформление стенда с выставкой орнаментов.

При изучении темы «Презентации» учащиеся узнают о таких возможностях как дизайн презентации, анимация и переходы. В завершении изучения данной темы, учащиеся выполняют проект «Вода - наше богатство». В данном проекте школьники должны раскрыть ответы на вопросы: Какую воду мы пьём? Как загрязняется вода? Что делать, чтобы не загрязнять воду? Можно ли очистить загрязнённую воду? Презентация должна быть оформлена в соответствии с планом: титульный слайд, основная часть, мои предложения и прогнозы, выводы.

Название проекта: «Вода - наше богатство»

Цель проекта: закрепление умений работы в PowerPoint, развитие у учащихся бережного отношения к воде.

Планируемый результат: презентация, содержащая информацию по теме: «Вода -наше богатство».

Ход проекта:

- выбор подходящего дизайна презентации;

- записать тему презентации;

- скопировать из Интернета и вставить рисунки по теме;

- найти ответы на предложенные вопросы и вставить их в презентацию;

- сделать выводы к найденной информации;

- создание анимации и переходов;

- защита проекта.

Раздел «Текст, графика и презентации» в 3 классе включает в себя изучение возможности редактирования фотографий в программе «Домашняя Фотостудия». Детям предлагается найти в Интернете фотографии праздников, отмечаемых в России, улучшить качество изображений путем регулирования яркости, контрастности и насыщенности изображения и создать коллаж из данных фотографий.

Название проекта: Фотоколлаж: «Праздники»

Цель проекта: закрепление умений работы в программе Домашняя Фотостудия.

Планируемый результат: фотоколлаж национальных праздников России.

Ход проекта:

- изучение возможностей программы Домашняя Фотостудия;

- изучение национальных праздников России;

- поиск фотографий праздников;

- редактирование яркости, контрастности и насыщенности фотографий;

- создание коллажа;

- защита проекта.

В 4 классе в разделе «Компьютеры будущего» можно организовать групповой проект

по теме «Новости компьютерного мира». В процессе выполнения проектной работы у школьников будет формироваться навык совместной работы и потребности к расширению своего кругозора. В данном проекте используя материалы периодической печати или сети Интернет необходимо оформить компьютерную презентацию, в которой будут проанализированы новости компьютерного мира, новинки оборудования, устройств и программ. Также возможно добавление собственных комментариев об использовании той или иной новинки.

Название проекта: «Новости компьютерного мира»

Цель проекта: анализ новостей компьютерного мира, новинок оборудования, устройств и программ.

Планируемый результат: компьютерная презентация с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы о новостях компьютерного мира.

Ход проекта:

- поиск необходимой литературы;

- отбор материала, его анализ;

- создание презентации на компьютере;

- добавление собственных комментариев;

- представление результатов работы.

При изучении презентаций в 4 классе учащимися предлагается выполнить проект «Создаем мультфильм» в MS PowerPoint. Данный проект позволит обучающимся не только научиться работать с презентациями, но и даст возможность окунуться в удивительный мир мультипликации: попробовать себя в роли сценаристов, аниматоров, режиссёров, мультипликаторов.

Название проекта: «Создаем мультфильм»

Цель проекта: разработка анимационного мультфильма на свободную тему.

Планируемый результат: анимационный мультфильм.

Ход проекта:

- изучение методов и форм работы в программе MS PowerPoint;

- разработка идеи мультфильма;

- разработка сценария мультфильма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение количества героев, их характера и действий;

- создание персонажей;

- подбор и/или запись звуковых файлов;

- создание кадров фильма (слайдов) согласно сценарию;

- настраивание автоматической анимации и переходов;

- представление результатов.

Таким образом, проекты по информатике позволяют связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность учеников в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выстроенном виде.

^исок источников

1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения 12.12.2022)

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2007, 106 с.

3. Тен А.С. Проектная деятельность в цифровом мире / А.С. Тен, К.З. Жаксылыкова, Я.Д. Батаева // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе:

Материалы VI международной научной интернет-конференции, Москва, 11-12 декабря 2020 года / Под общей редакцией Л.И. Боженковой, М.В. Егуповой. Москва: Московский педагогический государственный университет. 2021. С. 381-388.

4. Кричман М.Д. Особенности организации проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики в основной школе // Опыт и перспективы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 20 декабря 2018 года / Под научной редакцией Е.В. Карповой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2018. С. 116-120.

5. Гаврилова М.А. Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий в процессе обучения информатике / М.А. Гаврилова, Е. Г. Караулова // Инновационные стратегии развития педагогического образования: сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции, Саратов, 13 апреля 2017 года. Саратов: Саратовская региональная общественная организация «Центр «Просвещение». 2017. С. 84-87.

6. Мовчан И.Н. Проектная деятельность на уроках информатики в начальных классах / И. Н. Мовчан, Т. С. Васильева, А. В. Пискунова // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9(17). С. 280-281.

7. Айбазова А.К. Метод проектов при обучении информатике в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 32-33.

8. Штакина О.В. Формирование готовности к проектной деятельности младших школьников средствами информатики // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. № 1(14). С. 54-60.

9. Буксбаум Е.Д. Проектная деятельность школьников на уроках информатики / Е.Д. Буксбаум, М.С. Можаров // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 1(39). С. 260-264.

10. Ищенко Р.В. Развитие информационной компетентности учащихся в проектной деятельности (из опыта работы учителя информатики) // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 122-130.

11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002, 272 с.

12. Лосик С.Н. Поиск путей реализации непрерывного курса информатики: подходы к обучению учащихся в начальной школе // Интерактивное образование. 2018. № 1. С. 40-43.

13. Тихомирова С.А. Изучение информатики в начальной школе // Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 29 апреля 2017 года / Под общей редакцией Ж.А. Шаповал. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований». 2017. С. 184-186.

14. Ананина А.В. Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе / А.В. Ананина, С.Д. Суздалева // Вестник научных конференций. 2017. № 1-5(17). С. 12-13.

15. Копестинская А.Г. Структура информатики, основные особенности преподавания информатики в начальной школе // Развитие современного образования: от теории к практике: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 03 октября 2018 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2018. С. 135-137.

16. Павлов Д.И. Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков передачи информации на уроках информатики в начальной школе // Проблемы современного образования. - 2018. № 6. С. 193-201.

17. Лазаревич А.В. О влиянии информатики на результаты начального образования -информатика и математика // Наука и школа. 2019. № 3. С. 151-155.

18. Информатика в начальной школе: проблемы разработки методического обеспечения / Е.В. Грязнова, А.Г. Гончарук, А.А. Хлап, Д.В. Гайдукова // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11(116).

19. Морозова С.В. Информационные технологии в дидактических играх на уроках информатики в младших классах / С.В. Морозова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 1. С. 73-80.

20. Потупчик Е.Г. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе сетевого взаимодействия на уроках информатики / Е.Г. Потупчик, А.Л. Симонова, П.С. Ломаско // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. № 2(56). С. 48-62.

Referenses

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 373 ot 06.10.2009 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (data obrashcheniya 12.12.2022)

2. Matyash N.V., Simonenko V.D. Proektnaya deyatel'nost' mladshih shkol'nikov: Kniga dlya uchitelya nachal'nyh klassov. M.: Ventana-Graf, 2007, 106 s.

3. Ten A.S. Proektnaya deyatel'nost' v cifrovom mire / A.S. Ten, K.Z. ZHaksylykova, YA.D. Bataeva // Aktual'nye problemy obucheniya matematike i informatike v shkole i vuze: Materialy VI mezhdunarodnoj nauchnoj internet-konferencii, Moskva, 11-12 dekabrya 2020 goda / Pod obshchej redakciej L.I. Bozhenkovoj, M.V. Egupovoj. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet. 2021. S. 381-388.

4. Krichman M.D. Osobennosti organizacii proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti na urokah informatiki v osnovnoj shkole // Opyt i perspektivy realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov v sovremennoj shkole: Sbornik nauchnyh statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, YAroslavl', 20 dekabrya 2018 goda / Pod nauchnoj redakciej E.V. Karpovoj. YAroslavl': YAroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo. 2018. S. 116-120.

5. Gavrilova M.A. Proektnaya deyatel'nost' kak instrument formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe obucheniya informatike / M.A. Gavrilova, E. G. Karaulova // Innovacionnye strategii razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov Trinadcatoj Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-metodicheskoj konferencii, Saratov, 13 aprelya 2017 goda. Saratov: Saratovskaya regional'naya obshchestvennaya organizaciya «Centr «Prosveshchenie». 2017. S. 84-87.

6. Movchan I.N. Proektnaya deyatel'nost' na urokah informatiki v nachal'nyh klassah / I. N. Movchan, T. S. Vasil'eva, A. V. Piskunova // Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2017. № 9(17). S. 280-281.

7. Ajbazova A.K. Metod proektov pri obuchenii informatike v nachal'noj shkole // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015. № 2(51). S. 32-33.

8. SHtakina O.V. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov sredstvami informatiki // Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii. 2020. № 1(14). S. 54-60.

9. Buksbaum E.D. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov na urokah informatiki / E.D. Buksbaum, M.S. Mozharov // Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2016. № 1(39). S. 260-264.

10. 1Ishchenko R.V. Razvitie informacionnoj kompetentnosti uchashchihsya v proektnoj deyatel'nosti (iz opyta raboty uchitelya informatiki) // Permskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 7. S. 122-130.

11. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov / E.S.

Polat, M.YU. Buharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Pod red. E.S. Polat. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002, 272 s.

12. Losik S.N. Poisk putej realizacii nepreryvnogo kursa informatiki: podhody k obucheniyu uchashchihsya v nachal'noj shkole // Interaktivnoe obrazovanie. 2018. № 1. S. 40-43.

13. Tihomirova S.A. Izuchenie informatiki v nachal'noj shkole // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij: Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod, 29 aprelya 2017 goda / Pod obshchej redakciej ZH.A. SHapoval. - Belgorod: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij». 2017. S. 184-186.

14. Ananina A.V. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti po informatike v nachal'noj shkole / A.V. Ananina, S.D. Suzdaleva // Vestnik nauchnyh konferencij. 2017. № 1-5(17). S. 12-13.

15. Kopestinskaya A.G. Struktura informatiki, osnovnye osobennosti prepodavaniya informatiki v nachal'noj shkole // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: ot teorii k praktike: Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, CHeboksary, 03 oktyabrya 2018 goda. - CHeboksary: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus». 2018. S. 135-137.

16. Pavlov D.I. Dostizhenie metapredmetnyh rezul'tatov nachal'nogo obrazovaniya putem razvitiya navykov peredachi informacii na urokah informatiki v nachal'noj shkole // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2018. № 6. S. 193-201.

17. Lazarevich A.V. O vliyanii informatiki na rezul'taty nachal'nogo obrazovaniya -informatika i matematika // Nauka i shkola. 2019. № 3. S. 151-155.

18. Informatika v nachal'noj shkole: problemy razrabotki metodicheskogo obespecheniya / E.V. Gryaznova, A.G. Goncharuk, A.A. Hlap, D.V. Gajdukova // Global'nyj nauchnyj potencial. 2020. № 11(116).

19. Morozova S.V. Informacionnye tekhnologii v didakticheskih igrah na urokah informatiki v mladshih klassah / S.V. Morozova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2019. T. 16. № 1. S. 73-80.

20. Potupchik E.G. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshih shkol'nikov v processe setevogo vzaimodejstviya na urokah informatiki / E.G. Potupchik, A.L. Simonova, P.S. Lomasko // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. 2021. № 2(56). S. 48-62.

Информация об авторах

Орлова Елена Константиновна, преподаватель лицея, leno4ka_96_eao@mail.ru Штепа Юлия Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, shtepa2001@mail.ru

Information about author

Orlova Elena Konstantinovna, lyceum teacher, leno4ka_96_eao@mail.ru Shtepa Yulia Petrovna, Cand.of Ped.Sci., Ass.Pr., shtepa2001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.