4. Semenko I.E. Social'no-'ekonomicheskie problemy i perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii 'ekonomiki. Moskovskij 'ekonomicheskijzhurnal. 2020; № 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-problemy-i-perspe№
5. Yasenickij I.A., Kurina V.A. Sovremennoe yazykovoe obrazovanie: problemy, puti resheniya. Koncept. Nauchno-metiodcheskij elektronnyj zhurnal. 2015; T. 13: 1521-1525. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85305.htm
6. Nosova L.S., Leonova E.A., Selezneva E.A., Radchenko T.A. Iskusstvennyj intellekt v formirovanii professional'nyh kompetencij buduschih pedagogov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ZAO «Biblioteka A. Millera», 2023.
7. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.
8. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kultura. 2020; № 1 (139): 69-76.
Статья поступила в редакцию 23.03.24
УДК 378
Suleymanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia);
General Director, Museum-Reserve-Ethnographic Complex "Dagestan Au" (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Suleymanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF ORGANIZING EXTRACURRICULAR WORK FOR STUDENTS MASTERING CREATIVE SPECIALTIES. The article examines students who master creative specialties in modern Russian universities and how extracurricular activities can be organization with the most effect. The study reveals the meaning of the concept of "extracurricular activities" in relation to the future professionals of this training. The purpose and main tasks of the relevant process implementation at the society as a whole and the university education system in particular present development stage are identified. The article says about the most significant, in the authors' opinion, features of its implementation in students of creative specialties. The directions of extracurricular work, the most relevant to date, are being studied. A system of organizational and pedagogical conditions is demonstrated, the observance of which will contribute to successful implementation of the above-mentioned directions. The article shows methodological approaches that are necessary to comply with these conditions.
Key words: higher education, training of students of creative specialties, extracurricular activities of students, supra-professional competencies, improvement of organizational forms of extracurricular work
3.3. Сулейманоеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,
ген. директор ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.В. Сулейманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет
имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается проблема эффективной организации внеучебной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных российских вузов. Для этого в начале исследования раскрывается сущность понятия «внеучебная деятельность» применительно к процессу подготовки будущих профессионалов указанного профиля. Затем выявляются цель и основные задачи реализации соответствующего процесса на настоящем этапе развития общества в целом и системы вузовского образования в частности. Рассказывается о наиболее значимых, на взгляд авторов, чертах его воплощения в практике подготовки студентов творческих специальностей. Изучаются направления внеаудиторной работы, наиболее актуальные на сегодняшний день. Демонстрируется система организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать успешной реализации указанных выше направлений. Исследованы методологические подходы, необходимые к соблюдению при выполнении данных условий.
Ключевые слова: высшее образование, обучение студентов творческих специальностей, внеучебная деятельность студентов, надпрофессио-нальные компетенции, совершенствование организационных форм внеаудиторной работы
Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящего исследования, объясняется спецификой развития человечества на современном этапе. Действительно, сегодня социум вступает в сложную и противоречивую фазу своего развития, известную как постиндустриальная (В.З. Демьянков, Э. Кассирер, И.А. Колесникова, Ю.П Панкрац, Л.П Лузина). При всех разногласиях в её оценке современными исследователями, в большинстве затрагивающих соответствующую проблематику работ, мы можем встретить частые упоминания наиболее характерных трендов. Одной из ведущих тенденций называют эскалацию темпов научно-технического прогресса (Э. Кассирер, И.А. Колесникова, В.М. Курейчик, И.А. Ланцев, Э. Меттини, Ю.П. Панкрац, В.И. Писаренко). Последняя фиксируется, прежде всего, в области информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Стремительное совершенствование средств производства и коммуникации, в свою очередь, ведёт к следующим последствиям:
- быстрое устаревание знаний, умений и навыков, формируемых в период подготовки специалистов в вузах (Н.Х. Авлиякулов, У.И. Иноятов, М.В. Кларин, С.С. Мусаев, Н.Н. Мусаева, Б.Л. Фарберман);
- во многом связанный с ним рост социальной мобильности населения [1, с. 159].
В таких условиях требования общества к квалификации лиц, успешно завершивших обучение на ступени бакалавриата, специалитета или магистратуры, в том числе по творческим специальностям, должны с неизбежностью претерпеть существенные изменения (ПА. Капашева, И.Б. Байханов). Конечно, роль профессиональных знаний, умений и навыков в структуре их компетентности во многом сохраняется [2]. Однако наряду с ними всё большее значение приобретают компетенции надпрофессиональные [3]. В свою очередь, большое влияние на ход и результаты процесса формирования таковых у студентов творческих специальностей оказывает внеучебная работа (О.Н. Васичкина ПЛ. Иванайская, Т.П Тедорадзе). Естественно, что подобное изменение её роли в структуре образовательной деятельности, осуществляемой в пространстве современных вузов, влечёт за собой трансформацию реализуемых организационных форм и методо-
логических подходов [4, с. 61]. Некоторые аспекты их применения будут рассмотрены на страницах нашего исследования.
Таким образом, его цель - освещение основных особенностей организации внеучебной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных вузов.
Поставленной цели соответствуют задачи:
- раскрыть сущность понятия «внеучебная деятельность» применительно к процессу подготовки будущих представителей творческих специальностей;
- выявить цель и задачи организации таковой;
- рассказать о наиболее значимых, на взгляд авторов, чертах её реализации на современном этапе;
- изучить направления внеучебной деятельности, актуальные на сегодняшний день;
- продемонстрировать систему организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать успешной реализации этих направлений;
- исследовать методологические подходы, необходимые к соблюдению при выполнении данных условий.
По ходу решения перечисленных выше задач нами применялись следующие методы исследования: рефлексия собственного педагогического опыта; анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах содержание понятия «внеучебная деятельность» раскрывается в связи с особенностями процесса подготовки будущих представителей творческих специальностей современными российскими вузами.
Теоретическая значимость - в изучении направлений внеучебной деятельности лиц, осваивающих данные направления подготовки, наиболее актуальных на сегодняшний день.
Практическая значимость - в демонстрации организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать успешной реализации
этих направлений, а равно и методологических подходов, необходимых к соблюдению при их выполнении.
В современной педагогике внеучебная деятельность, реализуемая студентами творческих специальностей, обычно понимается как одно из направлений организации их активности. Её главная отличительная черта - направленность на формирование социальных компетенций будущих специалистов, бакалавров и магистров соответствующих направлений (Т.Ю. Айкина, В.И. Звонников, Д.А. Писаренко, Н.М. Сребная, И.В. Руденко, Ю.М. Царапкина, М.Б. Челышкова).
Целью организации внеучебной работы студентов творческих специальностей является обеспечение их эффективного социального становления и личностного развития, раскрытие личностного потенциала, формирование имиджа вуза [5-16]. Достижение этой цели подразумевает решение субъектами образовательных отношений следующих задач:
- развитие у обучающихся позиционирования себя как деятельных участников не только профессиональной деятельности, но и иных форм социально значимой активности [1];
- создание внутри организации ВО такого образовательного пространства, которое будет в максимальной степени способствовать активизации самостоятельной деятельности студентов [6].
В процессе реализации этих задач педагогические работники передают часть своих функций учащимся, организованным в студенческие советы или иные объединения (Г.А. Баландина, И.В. Воронова, В.М. Дубровин, Г.А. Тава-калова, ГА. Фомин). Таким образом происходит формирование среды, благоприятствующей развитию социальной активности будущих профессионалов интересующего нас направления [2, с. 152]. Двигаясь этим путём, учащиеся самостоятельно получают практический опыт, необходимый с точки зрения эффективной реализации профессиональной и иных видов деятельности [7, с. 45]. При такой организации их активность приобретает социально-практический характер. Формируется ответственное отношение обучающихся к возможностям и перспективам собственного профессионального и личностного развития [4, с. 62].
В структурном отношении деятельность, направленную на организацию внеаудиторной работы студентов, осваивающих творческие специальности в стенах современных отечественных вузов, можно трактовать как сложную систему [6, с. 253]. В перспективе она должна охватывать все основные аспекты взаимодействий между участниками образовательных отношений (О.А. Баженова, А.В. Городов, Е.А. Зекирьяева, Ю.М. Иванова, Н.В. Ипполитова, М.Ю. Попова). Обучающиеся при этом могут действовать в составе академических групп [8]; клубов, организаций, кружков (М.С. Ётов, А.В. Симонов, О.С. Харитонова); общественных объединений [7]; студенческого сообщества конкретного вуза [9].
На настоящем этапе развития системы отечественного высшего образования можно с определённой долей уверенности говорить о двух группах, на которые подразделяются направления внеучебной деятельности студентов творческих специальностей [3]. К ним относятся традиционные и современные направления [5]. При этом в число традиционных входят такие как физическое воспитание, художественная самодеятельность, работа творческих кружков и студий, а равно и научно-исследовательская работа [2]. К современным же направлениям организации внеурочной деятельности относятся валеологическое образование, информационное обеспечение студентов, организация и обеспечение их вторичной занятости [2].
Теперь, в соответствии с обозначенными во Введении задачами, следует рассказать об организационно-педагогических условиях осуществления интересующей нас деятельности. В данной связи в первую очередь следует указать на важнейшее из них. Таковым представляется развитие у профессорско-преподавательского состава и иных категорий работников, занимающихся вопросами её организации, системы необходимых компетенций [10]. В число этих, последних, входят система знаний об инновационных педагогических технологиях, применимых при организации внеучебной деятельности лиц, осваивающих творческие специальности в пространстве отечественных вузов (Е.Н. Князева, М.С. Крайно-ва, Г.С. Никифоров, Н.П. Пучков, Е.А. Петрова, Н. Смит, Л.С. Тарасова); умения и навыки, позволяющие эффективно применять такие технологии [6]; понимание и осознанное принятие требований современного общества к выпускникам вузов, завершившим обучение по творческим специальностям.
Ещё одно условие - генерация в пространстве организации ВО, осуществляющей подготовку по интересующим нас профилям, воспитывающей социально-педагогической среды [9]. Её возможности должны обеспечивать полномасштабное творческое саморазвитие и самореализацию учащихся. Необходимым при этом является учёт традиций, принятых в конкретных вузах [10].
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Реализация приведённых выше условий в полной мере возможна при условии широкомасшабной реализации двух ведущих методологических подходов: гуманистического; системного [11].
Первый подход - гуманистический - базируется на признании личности обучающегося высшей ценностью [8]. Специфика его интеграции во внеаудиторную работу современных студентов творческих специальностей заключается, прежде всего, в том, что педагогический работник должен видеть в каждом обучающемся неповторимые, свойственные только ему черты [12].
Сегодня, в период, когда личностные характеристики в компетентностном портрете будущего специалиста, бакалавра и магистра выходят на первый план, не допускается отношение в обучаемому как к абстрактному представителю той или иной социальной группы [11. Соответственно, обращение к нему позволяет акцентировать внимание на студенте как личности в контексте его будущей деятельности [12, с. 1666]. Отсюда следует необходимость учёта его индивидуальных познавательных потребностей, склонностей и интересов (Н.А. Алексеев, А.А. Плигин, ПК. Селевко, И.С.Якиманская). Таким образом, в русле рассматриваемого подхода внеучебная деятельность будущих представителей творческих профессий должна реализовываться с учётом содержания и степени сформиро-ванности их приоритетов в соответствующей сфере [13].
На страницах современных исследований системный подход рассматривается как направление организации деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (И.В. Блауберг М.Е. Жангужинова, А.С. Магауова, В.Н. Садовский, Э.П. Юдин). В этом качестве любой объект обладает следующими свойствами: постоянство отношений, действующих как внутри него, так и при взаимодействии с другими объектами (Л. Берталанфи, Р.И. Фейджин, А.Д. Холл); комплексный характер взаимосвязей между его элементами [14].
Если мы говорим о его реализации в ходе внеурочной деятельности будущих представителей творческих профессий, то соответствующий процесс подразумевает её понимание субъектами образовательных отношений как целостной системы [13]. В её границах осуществляется поддержание внутреннего единства воспитательного процесса [14]. Данной системе присущи следующие характеристики:
- чёткая структурированность [15];
- взаимосвязь и взаимодействие между всеми элементами (Ю.А. Бекетова, О.В. Демакова, С.А.Зиновьева, С.М. Маркова, А.Н. Сидоров, Е.А. Уракова);
- подчинённость процесса её функционирования определенным целям и задачам [15].
На взгляд авторов (Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев ПС.Х. [13]), с чьим мнением мы солидарны, разнообразная внеучебная деятельность студентов способствует в целом осуществлению брендинга в вузе, так как участие студентов в различных мероприятиях регионального, всероссийского масштабов способствует узнаваемости вуза, заявлению о себе, а также содействует повышению имиджа и конкурентоспособности вуза (Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. [14]).
Таким образом, на основе анализа текущей социально-политической, экономической и культурной ситуаций мы можем с определённой долей уверенности говорить о необходимость глубокого реформирования отечественной системы высшего образования. Активность участников образовательного процесса, реализуемого в пространстве современных вузах, должна быть направлена, прежде всего, на формирование у студентов системы надпрофессиональных компетенций. Сказанное в полной мере касается будущих представителей творческих профессий. Совершенствование результатов их обучения возможно, в том числе, посредством существенной реорганизации внеучебной воспитательной деятельности в современном вузе. По мнению авторов, внеучебная воспитательная деятельность должна быть реализована с использованием всех средств, доступных администрации, методистам и преподавателям большинства современных российских вузов. Как отмечают авторы (Igropulo I.F., Semina I.S., Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. И др.), для результативного использования данных средств обучения и воспитания вузовским коллективам следует уделить повышенное внимание тем направлениям внеучебной деятельности, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день и соответствуют современным устремлениям и интересам молодёжи [15; 16]. В процессе их реализации следует соблюдать описанные в тексте статьи организационно-педагогические условия. В свою очередь, выполнение таковых подразумевает организацию внеаудиторной деятельности обучающихся в соответствии с личностно ориентированным и системным подходами.
Гопп М.Ю., Павлова О.А. Анализ связи между уровнем образования населения и экономическим ростом. Вестник науки. 2023; № 10 (67): 159-162. Иванушкина Н.В. Научные подходы к профессиональной подготовке студентов вуза в условиях трансформации образования. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022; № 5: 146-166.
Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога. Педагогическое образование в России. 2022; № 5: 17-25.
Байханов И.Б. Трансформация профессиональных компетенций специалистов государственного управления в условиях цифровых трендов. Миссия конфессий. 2021;
Т. 10, № 3 (52): 320-327.
Боташева Н.П. Развитие композиционного мышления у бакалавров художественно-педагогических специальностей: теоретико-методические аспекты. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 6, № 6: 1013-1019.
Покровская Н.В., Бычинский В.Н. Творческая работа студентов 1-5-го курсов по специальности «живопись» как способ раскрытия потенциала обучающегося. Вестник КемГУКИ. 2022; № 58: 241-255.
7. Петрова М.С., Корсакова А.А., Смирнов П.А. Студенческие объединения как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.
8. Коротков С.Г, Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе. Вестник Марийского государственного университета. 2020; Т. l4, № 1: 33-40.
9. Гизатулина О.И. Сетевой образовательный проект как форма организации самостоятельной деятельности студентов. Вестник науки и образования. 2021; № 7 (110): 18-26.
10. Калина Н.Д. Технология повышения качества подготовки будущих субъектов визуальной культуры в контексте формирования у студентов самоконтроля знаний. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 27-30.
11. Федотов И.А. Педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза. Теория и практика физической культуры. 2023; № 6: 69-70.
12. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев ГС.-Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.
13. Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев Г.С.-Х. Методологические основы осуществления брендинга в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 322-324.
14. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230-232.
15. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education. World Applied Sciences Journal. 2013; Т. 27, № 13 A: 116-121.
16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; Т. 26, № S2: 022052.
References
1. Gopp M.Yu., Pavlova O.A. Analiz svyazi mezhdu urovnem obrazovaniya naseleniya i 'ekonomicheskim rostom. Vestniknauki. 2023; № 10 (67): 159-162.
2. Ivanushkina N.V. Nauchnye podhody k professional'noj podgotovke studentov vuza v usloviyah transformacii obrazovaniya. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 5: 146-166.
3. Bajhanov I.B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022; № 5: 17-25.
4. Bajhanov I.B. Transformaciya professional'nyh kompetencij specialistov gosudarstvennogo upravleniya v usloviyah cifrovyh trendov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 3 (52): 320-327.
5. Botasheva N.P. Razvitie kompozicionnogo myshleniya u bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskih special'nostej: teoretiko-metodicheskie aspekty. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6, № 6: 1013-1019.
6. Pokrovskaya N.V., Bychinskij V.N. Tvorcheskaya rabota studentov 1-5-go kursov po special'nosti «zhivopis'» kak sposob raskrytiya potenciala obuchayuschegosya. Vestnik KemGUKI. 2022; № 58: 241-255.
7. Petrova M.S., Korsakova A.A., Smirnov P.A. Studencheskie ob'edineniya kak mehanizm vyyavleniya i podderzhki iniciativ obuchayuschihsya. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.
8. Korotkov S.G., Krylov D.A., Bahtina E.S. Pedagogicheskie usloviya organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov na vneauditornyh zanyatiyah v vuze. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; T. 14, № 1: 33-40.
9. Gizatulina O.I. Setevoj obrazovatel'nyj proekt kak forma organizacii samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2021; № 7 (110): 18-26.
10. Kalina N.D. Tehnologiya povysheniya kachestva podgotovki buduschih sub'ektov vizual'noj kul'tury v kontekste formirovaniya u studentov samokontrolya znanij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 27-30.
11. Fedotov I.A. Pedagogicheskij potencial vneuchebnoj fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti vuza. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2023; № 6: 69-70.
12. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.-H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.
13. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.-H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322-324.
14. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230-232.
15. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education. World Applied Sciences Journal. 2013; T. 27, № 13 A: 116-121.
16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; T. 26, № S2: 022052.
Статья поступила в редакцию 24.03.24
УДК 371
Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
OPPORTUNITIES FOR REGULAR ACTIVITIES IN THE COURSE OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The study presents an analysis of the main opportunities inherent in the educational activity during the process of development of citizenship and patriotism in students. The authors identify some features of development of the society at the present stage. The work proves the necessity of intensifying the educational work of the above-mentioned segment. The authors discuss the role of the activities in the structure of the modern basic general and secondary general education. The work shows the educational resources of which disciplines in the curriculum can be successfully used during the educational work. Advantages of a dialogue of cultures are demonstrated as a potentially effective organizing principle in patriotic education. The authors demonstrate some of the ways that exist today to implement this pedagogical principle. The article concludes that it is possible to achieve successful results of educational work provided that knowledge from all subjects of the humanitarian cycle is integrated. Key words: basic general education, secondary general education, civic and patriotic education, regular activities, extracurricular activities
А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected] З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Основное содержание исследования составляет анализ основных возможностей, присущих урочной деятельности в ходе формирования гражданственности и патриотизма учащихся. Основываясь на анализе специальной литературы и собственного педагогического опыта, в начале статьи авторы определяют некоторые черты развития человеческого общества на современном этапе. На основе их изучения доказывается необходимость интенсификации указанного выше сегмента воспитательной работы. В работе говорится о его роли в структуре деятельности современных организаций основного общего и среднего общего образования. Выясняется, образовательные ресурсы каких из дисциплин учебного плана могут быть с успехом использованы по ходу реализации данного сегмента воспитательной работы. Демонстрируются преимущества диалога культур как потенциально эффективного принципа организации патриотического воспитания учащихся во время урочной работы. Авторами показаны некоторые возможности, существующие сегодня для реализации указанного педагогического принципа. В статье делается вывод о том, что достигнуть успешных результатов воспитательной работы можно при условии интеграции знаний из всех предметов гуманитарного цикла.
Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, гражданско-патриотическое воспитание, урочная деятельность, внеурочная деятельность
Э55